Чему учит рассказ драгунского куриный бульон

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

11.03.2019

Драгунский В. "Куриный бульон"

Драгунский В., "Куриный бульон"

Жанр: рассказ о детях

Главные герои рассказа "Куриный бульон" и их характеристика

  1. Дениска. Мальчик. Веселый, добрый, услужливый. Любит помогать по хозяйству.
  2. Папа. Бестолковый, но добрый и веселый.
  3. Мама. Все умеет, все может, образцовая хозяйка.

План пересказа рассказа "Куриный бульон"

  1. Синяя курица за окном
  2. Белка или Мойдодыр
  3. Сколько блюд можно сделать из курицы
  4. Куриный бульон
  5. Стрижка курицы
  6. Курица в огне
  7. Курица в саже
  8. Мыло и щетка
  9. Курица под шкафом
  10. Возвращение мамы.

Кратчайшее содержание рассказа "Куриный бульон" для читательского дневника в 6 предложений

  1. Мама купила курицу, оставила ее дома и ушла на работу.
  2. Папа решил приготовить из курицы что-нибудь вкусное.
  3. Папа заставил Дениску стричь курицу ножницами, но потом вспомнил про огонь.
  4. Папа опалил курицу и заставил Дениску отмывать курицу с мылом и щеткой.
  5. Курица убежала под шкаф и ее доставали шваброй.
  6. Пришла мама и стала готовить курицу заново.

Главная мысль рассказа "Куриный бульон"
Не все так просто, как кажется.

Чему учит рассказ "Куриный бульон"
Рассказ учит терпению, сноровке. Учит тому, что без обучения нельзя сделать даже самое простое дело. Учит тому, что во всяком деле важен опыт и мастерство. Учит следовать инструкциям. Учит тому, что самоуверенность не всегда полезна.

Отзыв на рассказ "Куриный бульон"
Этот очень смешной рассказ мне понравился. Дениска молодец, потому что всегда готов помогать родителям. Папа, как оказалось, совершенно не умел готовить, но был уверен, что готовить просто. А мама просто знала что и как делать, и потому для нее все действительно было просто.

Пословицы к рассказу "Куриный бульон"
Дело мастера боится.
Терпенье и труд все перетрут.
Сноровка и умение - в беде спасение.
Опыт не покупается, а приобретается.
Каков мастер - такова и работа.


Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа "Куриный бульон"
Однажды мама принесла с магазина синюю курицу и повесила ее за окном. Она сказала Дениске, что если папа придет раньше, он должен эту курицу сварить. Потом мама ушла в институт.
Дениска рисовал белочку, но у него получался страшный дядька, похожий на Мойдодыра.
Когда пришел папа, Дениска показал ему свой рисунок и попросил угадать, что он нарисовал.
Папа предположил что это пожар, потом, что это футбол, и признался, что сильно устал, а потому невнимательный.
Дениска вспомнил про курицу и показал ее папе.
Папа сказал, что сварить курицу очень легко, но потом надо будет из нее что-то сделать вкусное. Например министерский шницель, котлету по-киевски или цыпленка табака.
Дениска сказал, что надо сварить что-нибудь быстрое и папа ответил, что сварит бульон. Он даже руки потер от удовольствия. Папа объявил, что на обед будут два блюда - бульон с хлебом и курица вареная.
Папа дал Дениске ножницы и попросил обстричь курицу, потому что не любил лохматый бульон. А сам пошел ставить кастрюлю с водой.
Дениска стал остригать курицу ножницами, но волосков на курице оказалось на удивление много. Зашел папа и сказал, что с боков надо стричь лучше. Потом вдруг хлопнул себя по лбу и сказал, что они дураки. Волоски нужно было не стричь, а опалить на огне.
Папа схватил курицу и побежал на кухню. Там он стал опаливать ее над горелкой. Курица быстро стала черной и папа решил, что она прокоптилась. Но Дениска ответил, что курица просто в саже, и стал ее мыть.
Курица отмывалась плохо и папа сбегал в ванную за мылом. Он дал мыло Дениске и тот стал намыливать курицу. Мыло тоже плохо помогало и папа дал Дениске щетку. Дениска стал тереть курицу щеткой, а та стала скользить в руках.
А тут еще и папа стоял над душой и смеялся. Тогда Дениска обиделся и отдал курицу папе. Но тот не успел схватить курицу, которая выпала из Денискиных рук и укатилась под шкаф.
Папа не растерялся. Он схватил швабру и полез под шкаф. Папа выгреб мышеловку, оловянного солдатика, и наконец пыльную курицу. Папа отмыл ее и положил в кастрюлю.
И тут пришла мама. Она посмотрела на разгром и спросила, чем мужчины занимаются. Те ответили, что поставили варится курицу. Мама спросила, солили ли они курицу. Мужчины ответили, что посолят, когда курица сварится. Мама спросила, потрошили ли мужчины курицу. Мужчины ответили, что выпотрошат, когда сварится.
Тогда мама извлекла курицу и стала все переделывать правильно.
А Дениска принес ей свой рисунок и спросил, что это такое.
Мама посмотрела на рисунок и ответила, что это швейная машинка.

Рецензия на рассказ В. Ю. Драгунского «Куриный бульон».

Подготовила ученица 4 «Б» класса МБОУ СОШ № 69 Вязьмикина Виктория.

Автор В. Ю. Драгунский в своих произведениях описывает жизнь и приключения школьников. Его рассказы смешные и реалистичные. Главные герои рассказов Дениска Кораблев и Мишка Слонов.

Эти персонажи похожи на школьников нашего времени.

Мне нравится произведение В. Ю. Драгунского «Куриный бульон». Когда я его читала, то смеялась до слез.

Куриный бульон – юмористический рассказ Виктора Драгунского о том, как Дениска и его папа варили бульон. Сначала неумелые повара опалили курицу, чтобы достать лишние перышки, потом мыли её с мылом и мочалкой, чтобы отмыть пригоревшие части, а затем опустили в воду, даже не выпотрошив. Пришлось маме, вернувшейся домой, готовить обед заново.

В рассказе «Куриный бульон» мне понравился папа Дениса, который очень весело занимался кулинарными делами. И хотя они с сыном не сумели приготовить курицу, день у них прошел очень увлекательно.

Главная мысль рассказа «Куриный бульон» состоит в том, что не стоит быть самонадеянным и считать, что все умеешь. Папа Дениски взялся готовить курицу, совершенно не умея этого делать. В результате они с сыном и курицу не приготовили, и на кухне беспорядок устроили.

Рассказ учит быть умелым и знающим, учит выполнять не только свои прямые обязанности, но и осваивать такое важное для человека умение, как приготовление пищи.

Советую тем ребятам, кто еще не читал этот рассказ, обязательно его прочитать!

Читательский дневник “Куриный бульон” по рассказу Виктора Драгунского

Автор: Драгунский Виктор Юзефович

Название произведения: “Куриный бульон”

Число страниц: 5

Главные герои: Дениска, Папа, Мама.

Характеристика главных героев рассказа:

Дениска. Веселый и добрый мальчик, любит помогать папе готовить курицу.

Папа. Добрый и веселый, но совершенно не умеет готовить.

Мама. Добрая и веселая, все умеет, все может, всех прощает.

Краткое содержание рассказа “Куриный бульон” для читательского дневника

Мама купила курицу и попросила, чтобы папа ее отварил, пока она ходит в институт.

Дениска сказал папе про просьбу мамы и тот обрадовался.

Он сказал, что из курицы можно приготовить сотню вкусных блюд и попросил Дениску обстричь курицу.

Потом мужчины обжигали курицу и очищали ее от сажи.

Они забросили курицу под шкаф и устроили в квартире разгром.

Но пришла мама, навела порядок и приготовила курицу.

План произведения для пересказа:

1. Сырая курица и просьба мамы

2. Сотня вкусных блюд

3. Стрижка курицы ножницами

4. Опаленная курица

5. Курица под шкафом

6. Возвращение мамы

Главная мысль рассказа:

Чтобы что-то сделать правильно, этому нужно научиться.

Чему учит рассказ “Куриный бульон”

Рассказ учит никогда не хвастать и не пытаться сделать то, чего делать не умеешь.

Учит уважать труд домашних хозяек, и не считать, что они мало работают и не устают за день.

Краткий отзыв по произведению “Куриный бульон” для читательского дневника

Это очень смешной рассказ о том, как мальчик Дениска и его взрослый папа пытались приготовить бульон из курицы.

Они где-то нашли неощипанную тушку курицы и пытались ее обстричь и опалить огнем.

Но только делали курицу все хуже и хуже.

Они совершенно разгромили квартиру и читать про это было смешно, хотя самим героям должно было быть стыдно.

Но вот вернулась мама, и быстро навела порядок.

Ведь она знала, как готовить курицу, и для нее это было элементарно.

А вот для мужчин это дело казалось чудом.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

– Вот погляди! Видишь, на курице какие-то волоски. Ты их состриги, потому что я не люблю бульон лохматый. Ты состриги эти волоски, а я пока пойду на кухню и поставлю воду кипятить!

И он пошел на кухню. А я взял мамины ножницы и стал подстригать на курице волоски по одному.

для детей и родителей



Главные герои рассказа «Куриный бульон» из сборника В.Драгунского «Денискины рассказы» — мальчик Денис и его папа. Денис сидел дома и рисовал, когда из магазина пришла его мама и принесла курицу. Она поручила Денису передать папе, чтобы тот, когда придет домой, сварил эту курицу. Когда папа пришел и спросил, что на обед, Денис рассказал ему про мамино поручение.

Папа тут же принялся рассказывать, сколько разных вкусных блюд можно приготовить из курицы, но Денис попросил его приготовить самое простое блюдо. На это папа ответил, что самое простое блюдо – это куриный бульон. Он поручил сыну состригать с курицы волоски, а сам ушел на кухню ставить воду на плиту.

Денис очень старался и тщательно состригал каждый волосок, но их было очень много. Скоро с кухни вернулся папа и хлопнул себя по лбу, потому что вспомнил, что курицу надо не стричь, а опалить на огне. Папа и сын отправились на кухню и начали опаливать курицу. В результате курица обгорела и стала черной. Папа отправил сына отмывать курицу, но она никак не отмывалась, даже с использованием мыла. Тогда папа решил сам помыть курицу, но она выскользнула из его рук и «улетела» под шкаф. Пришлось ее доставать шваброй. Кое-как отмытую курицу сунули в воду и поставили на огонь. В это время вернулась мама и спросила, почему на кухне такой разгром. На это папа ответил, что они с сыном варят курицу. Мама спросила, потрошили ли они курицу? Выяснилось что нет. Тогда мама вздохнула и сказала, что ей придется все начать сначала и приготовить курицу самой.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа «Куриный бульон» состоит в том, что не стоит быть самонадеянным и считать, что все умеешь. Папа Дениски взялся готовить курицу, совершенно не умея этого делать. В результате они с сыном и курицу не приготовили, и на кухне беспорядок устроили.

Рассказ учит быть умелым и знающим, учит выполнять не только свои прямые обязанности, но и осваивать такое важное для человека умение, как приготовление пищи.

В рассказе «Куриный бульон» мне понравился папа Дениса, который очень весело занимался кулинарными делами. И хотя они с сыном не сумели приготовить курицу, день у них прошел очень увлекательно.

Какие пословицы подходят к рассказу «Куриный бульон»?

Не пройдешь через дело — не станешь умнее.
Подле огня обожжешься, подле воды обмочишься.
Дело мастера боится.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Озорные рассказы В. Ю. Драгунского стали классикой детской прозы. Ее охотно читали в советское время и с удовольствием читают сейчас. Произведения не только забавные, добрые, но и поучительные. Одно из них - рассказ Драгунского «Куриный бульон», с кратким содержанием и героями которого вы познакомитесь в этой статье.

Об авторе

Виктор Драгунский появился на свет в семье эмигрантов из Беларуси в 1913 году в Нью-Йорке. Через шесть месяцев после его рождения семья уехала в Гомель, где и прошло детство Виктора Юзефовича. Его отец умер, когда сыну исполнилось четыре года. Отчим будущего писателя был актером театра водевиля и оказал большое влияние на мальчика. Вместе с родителями Виктор Юзефович часто переезжал, впитывая за кулисами дух творчества.


В 1924-м на свет появился брат Леонид, семья осела в Москве. В конце 20-х годов отчим стал режиссером театра Триллинга и эмигрировал в США. Драгунский посещал в Москве «Театральные мастерские», отучился пять лет и поступил в Театр транспорта. Некоторое время будущий автор "Денискиных рассказов" и "Куриного бульона" Драгунский был работником цирка и служил в Театре сатиры, но литературная деятельность его влекла всегда – он писал фельетоны и юморески, сценки и цирковые клоунады.

В 1940-м его творения впервые опубликовали. Из-за слабого здоровья на фронт Виктора Юзефовича не взяли, он защищал страну в ополчении, в 1943-м под Калугой погиб его брат.

"Синяя птичка"

В 1945-м Драгунского пригласили в Студию киноактера, в 1947-м вышел фильм «Русский вопрос» с его участием. Как начинающий актер, он не рассчитывал на постоянные роли и создал в 1948-м Театр пародии «Синяя птичка». К его труппе присоединились известные актеры Р. Быков, Е. Моргунов, Я. Костюковский и другие. Для многих постановок Виктор Юзефович сам писал песни, одна из них вошла в репертуар Л. Утесова. «Синяя птичка» пользовалась в Москве известностью и их пригласили в Мосэстраду. В 1958-м театр распался. Написанные за все время юморески Драгунский собрал в сборник «Железный характер», вышедший в печать в 1960 году.


«Денискины рассказы»

Популярность пришла с «Денискиными рассказами», опубликованными в 1966-м. В сборник вошел и рассказ Драгунского "Куриный бульон". В это же время Драгунский порадовал маленьких читателей еще одной книгой – «Похититель собак». Произведения Драгунского выходили миллионными тиражами, поучительные истории Виктора Юзефовича нашли путь к детскому сердцу.

Прототипом веселых рассказов о Кораблеве стал сын писателя Денис и, как говорил сам автор, многие истории взяты им из реальной жизни. Работы Драгунского неоднократно экранизировали, по их мотивам сняты фильмы «Девочка на шаре», «Капитан» и, конечно же, «Приключения Дениса Кораблева» с поучительными историями, в числе которых и "Куриный бульон".

В центре всех произведений сборника – Денис, его родные и друг Мишка. С главным героем этих забавных, но поучительных историй постоянно происходят нелепые и смешные ситуации. Дениска не прилагает к этому никаких усилий и старается все исправить. Выпутаться из неприятностей помогает друг Мишка. Денис познает мир и людей, и каждая история его чему-то учит. Все его приключения заканчиваются хорошо, и он остается веселым, неунывающим пареньком.


Творчество и личная жизнь

В середине 30-х писатель женился. Его сын Леонид также стал писателем. Во втором браке с А. Семичастной родились сын Денис и дочь Ксения. Прототип главного героя рассказа Драгунского "Куриный бульон" - сын Денис - стал филологом и литератором, Ксения прославилась как драматург и детский писатель. Умер Виктор Юзефович от болезни, на шестидесятом году жизни в Москве. В 1990-м году его вдова опубликовала сборник стихов Драгунского.

Перу Виктора Юзефовича принадлежат повести «Он упал на траву» и «Сегодня и ежедневно», рассказы «Далекая Шура», «Настоящий поэт», «Для памяти», «Старухи», «Волшебная сила искусства». Он стал сценаристом фильмов «Девочка на шаре», «Денискины рассказы», "Волшебная сила», «Веселые истории», «Большой фитиль», «Клоун». Более ста рассказов Драгунского, "Куриный бульон" в том числе, вошли в знаменитый цикл о Денисе Кораблеве.

Драгунский написал сценарий комедии «Волшебная сила искусства», в которой снялись такие известные актеры, как Н. Ургант, А. Райкин, Н. Трофимов. На основе его повести «Клоун» вышла мелодрама с участием Н. Варлей, А. Марчевского, Р. Быковой. Для взрослых читателей он создал две повести о войне и о жизни цирковых артистов.


Проще простого!

Герои незатейливой истории Драгунского «Куриный бульон» - Дениска и его родители. Денис сидел за столом и рисовал, когда мама принесла из магазина костлявую и синеватую курицу с огромным красным гребешком и вывесила ее за окно. Собираясь на работу, наказала сыну, чтобы отец, если придет раньше нее с работы, приготовил обед. Вернувшись с работы, отец спросил: "Что у нас а обед?" и услышал от Дениса мамин наказ: "Приготовить на обед курицу".

«Ерунда!» - сказал он и принялся рассказывать сыну, какое количество питательных блюд можно приготовить из курицы. Этим они сейчас и займутся! Проще простого сварить куриный бульон. Виктор Драгунский сочно описывает блюда, которые Денискин папа собрался приготовить. В предвкушении вкусного обеда у героя рассказа «даже заблестели глаза», он уверенно принялся за работу и позвал сына: «Помогай!»


"Требуется помощник!"

Дениска поинтересовался, что же ему делать? На что папа ему сказал состричь с курицы волоски, так как «лохматый бульон» есть не очень-то хочется. Мальчик очень старался, но волоски не поддавались. Отец хлопнул себя по лбу: "Надо их опалить!" Сказал Денису: «Кончай стрижку и за мной». Они зажгли газовую горелку и стали «обжигать курицу на огне», в надежде на то, что курица будет «чистенькая и беленькая». Не тут-то было – птица становилась обугленная и черненькая.

Денис предположил, что ее надо вымыть, потому что она закоптилась. Но курица не отмывалась. Денису пришлось взять мыло и щетку. Намыленная курица выскочила из рук Дениса и улетела за шкаф. Отец с сыном долго и мучительно доставали ускользнувшую курицу. Тщательно ее вымыли, поместили в кастрюлю с водой и поставили на огонь. В этот самый момент вошла мама и, увидела полуразгромленную кухню: «Что происходит?» Услышав в ответ, что ее мужчины готовят курицу, вздохнула, нацепила фартук и стала потрошить курицу.


Мораль

Рассказ Виктора Драгунского «Куриный бульон» учит, что не надо браться за незнакомое дело без предварительной подготовки. Герои рассказа были уверены, что сварить бульон «проще простого» и не удосужились узнать, как правильно готовить курицу. Высокое самомнение и хвастовство не приведут ни к чему хорошему. Нужно советоваться со знающими людьми, чтобы не пришлось все переделывать. Есть такие вещи, которые нельзя исправить. Главная мысль в «Курином бульоне» Драгунского - нет ничего стыдного, если чего-то не знаешь и ищешь совета у более опытных людей. Важно признаться себе в этом, а учиться никогда не поздно.

\u041f\u0430\u043f\u0430 \u0442\u0443\u0442 \u0436\u0435 \u043f\u0440\u0438\u043d\u044f\u043b\u0441\u044f \u0440\u0430\u0441\u0441\u043a\u0430\u0437\u044b\u0432\u0430\u0442\u044c, \u0441\u043a\u043e\u043b\u044c\u043a\u043e \u0440\u0430\u0437\u043d\u044b\u0445 \u0432\u043a\u0443\u0441\u043d\u044b\u0445 \u0431\u043b\u044e\u0434 \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u0440\u0438\u0433\u043e\u0442\u043e\u0432\u0438\u0442\u044c \u0438\u0437 \u043a\u0443\u0440\u0438\u0446\u044b, \u043d\u043e \u0414\u0435\u043d\u0438\u0441 \u043f\u043e\u043f\u0440\u043e\u0441\u0438\u043b \u0435\u0433\u043e \u043f\u0440\u0438\u0433\u043e\u0442\u043e\u0432\u0438\u0442\u044c \u0441\u0430\u043c\u043e\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0441\u0442\u043e\u0435 \u0431\u043b\u044e\u0434\u043e. \u041d\u0430 \u044d\u0442\u043e \u043f\u0430\u043f\u0430 \u043e\u0442\u0432\u0435\u0442\u0438\u043b, \u0447\u0442\u043e \u0441\u0430\u043c\u043e\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0441\u0442\u043e\u0435 \u0431\u043b\u044e\u0434\u043e \u2013 \u044d\u0442\u043e \u043a\u0443\u0440\u0438\u043d\u044b\u0439 \u0431\u0443\u043b\u044c\u043e\u043d. \u041e\u043d \u043f\u043e\u0440\u0443\u0447\u0438\u043b \u0441\u044b\u043d\u0443 \u0441\u043e\u0441\u0442\u0440\u0438\u0433\u0430\u0442\u044c \u0441 \u043a\u0443\u0440\u0438\u0446\u044b \u0432\u043e\u043b\u043e\u0441\u043a\u0438, \u0430 \u0441\u0430\u043c \u0443\u0448\u0435\u043b \u043d\u0430 \u043a\u0443\u0445\u043d\u044e \u0441\u0442\u0430\u0432\u0438\u0442\u044c \u0432\u043e\u0434\u0443 \u043d\u0430 \u043f\u043b\u0438\u0442\u0443.

\u0414\u0435\u043d\u0438\u0441 \u043e\u0447\u0435\u043d\u044c \u0441\u0442\u0430\u0440\u0430\u043b\u0441\u044f \u0438 \u0442\u0449\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e \u0441\u043e\u0441\u0442\u0440\u0438\u0433\u0430\u043b \u043a\u0430\u0436\u0434\u044b\u0439 \u0432\u043e\u043b\u043e\u0441\u043e\u043a, \u043d\u043e \u0438\u0445 \u0431\u044b\u043b\u043e \u043e\u0447\u0435\u043d\u044c \u043c\u043d\u043e\u0433\u043e. \u0421\u043a\u043e\u0440\u043e \u0441 \u043a\u0443\u0445\u043d\u0438 \u0432\u0435\u0440\u043d\u0443\u043b\u0441\u044f \u043f\u0430\u043f\u0430 \u0438 \u0445\u043b\u043e\u043f\u043d\u0443\u043b \u0441\u0435\u0431\u044f \u043f\u043e \u043b\u0431\u0443, \u043f\u043e\u0442\u043e\u043c\u0443 \u0447\u0442\u043e \u0432\u0441\u043f\u043e\u043c\u043d\u0438\u043b, \u0447\u0442\u043e \u043a\u0443\u0440\u0438\u0446\u0443 \u043d\u0430\u0434\u043e \u043d\u0435 \u0441\u0442\u0440\u0438\u0447\u044c, \u0430 \u043e\u043f\u0430\u043b\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0433\u043d\u0435. \u041f\u0430\u043f\u0430 \u0438 \u0441\u044b\u043d \u043e\u0442\u043f\u0440\u0430\u0432\u0438\u043b\u0438\u0441\u044c \u043d\u0430 \u043a\u0443\u0445\u043d\u044e \u0438 \u043d\u0430\u0447\u0430\u043b\u0438 \u043e\u043f\u0430\u043b\u0438\u0432\u0430\u0442\u044c \u043a\u0443\u0440\u0438\u0446\u0443. \u0412 \u0440\u0435\u0437\u0443\u043b\u044c\u0442\u0430\u0442\u0435 \u043a\u0443\u0440\u0438\u0446\u0430 \u043e\u0431\u0433\u043e\u0440\u0435\u043b\u0430 \u0438 \u0441\u0442\u0430\u043b\u0430 \u0447\u0435\u0440\u043d\u043e\u0439. \u041f\u0430\u043f\u0430 \u043e\u0442\u043f\u0440\u0430\u0432\u0438\u043b \u0441\u044b\u043d\u0430 \u043e\u0442\u043c\u044b\u0432\u0430\u0442\u044c \u043a\u0443\u0440\u0438\u0446\u0443, \u043d\u043e \u043e\u043d\u0430 \u043d\u0438\u043a\u0430\u043a \u043d\u0435 \u043e\u0442\u043c\u044b\u0432\u0430\u043b\u0430\u0441\u044c, \u0434\u0430\u0436\u0435 \u0441 \u0438\u0441\u043f\u043e\u043b\u044c\u0437\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435\u043c \u043c\u044b\u043b\u0430. \u0422\u043e\u0433\u0434\u0430 \u043f\u0430\u043f\u0430 \u0440\u0435\u0448\u0438\u043b \u0441\u0430\u043c \u043f\u043e\u043c\u044b\u0442\u044c \u043a\u0443\u0440\u0438\u0446\u0443, \u043d\u043e \u043e\u043d\u0430 \u0432\u044b\u0441\u043a\u043e\u043b\u044c\u0437\u043d\u0443\u043b\u0430 \u0438\u0437 \u0435\u0433\u043e \u0440\u0443\u043a \u0438 \u00ab\u0443\u043b\u0435\u0442\u0435\u043b\u0430\u00bb \u043f\u043e\u0434 \u0448\u043a\u0430\u0444. \u041f\u0440\u0438\u0448\u043b\u043e\u0441\u044c \u0435\u0435 \u0434\u043e\u0441\u0442\u0430\u0432\u0430\u0442\u044c \u0448\u0432\u0430\u0431\u0440\u043e\u0439. \u041a\u043e\u0435-\u043a\u0430\u043a \u043e\u0442\u043c\u044b\u0442\u0443\u044e \u043a\u0443\u0440\u0438\u0446\u0443 \u0441\u0443\u043d\u0443\u043b\u0438 \u0432 \u0432\u043e\u0434\u0443 \u0438 \u043f\u043e\u0441\u0442\u0430\u0432\u0438\u043b\u0438 \u043d\u0430 \u043e\u0433\u043e\u043d\u044c. \u0412 \u044d\u0442\u043e \u0432\u0440\u0435\u043c\u044f \u0432\u0435\u0440\u043d\u0443\u043b\u0430\u0441\u044c \u043c\u0430\u043c\u0430 \u0438 \u0441\u043f\u0440\u043e\u0441\u0438\u043b\u0430, \u043f\u043e\u0447\u0435\u043c\u0443 \u043d\u0430 \u043a\u0443\u0445\u043d\u0435 \u0442\u0430\u043a\u043e\u0439 \u0440\u0430\u0437\u0433\u0440\u043e\u043c. \u041d\u0430 \u044d\u0442\u043e \u043f\u0430\u043f\u0430 \u043e\u0442\u0432\u0435\u0442\u0438\u043b, \u0447\u0442\u043e \u043e\u043d\u0438 \u0441 \u0441\u044b\u043d\u043e\u043c \u0432\u0430\u0440\u044f\u0442 \u043a\u0443\u0440\u0438\u0446\u0443. \u041c\u0430\u043c\u0430 \u0441\u043f\u0440\u043e\u0441\u0438\u043b\u0430, \u043f\u043e\u0442\u0440\u043e\u0448\u0438\u043b\u0438 \u043b\u0438 \u043e\u043d\u0438 \u043a\u0443\u0440\u0438\u0446\u0443? \u0412\u044b\u044f\u0441\u043d\u0438\u043b\u043e\u0441\u044c \u0447\u0442\u043e \u043d\u0435\u0442. \u0422\u043e\u0433\u0434\u0430 \u043c\u0430\u043c\u0430 \u0432\u0437\u0434\u043e\u0445\u043d\u0443\u043b\u0430 \u0438 \u0441\u043a\u0430\u0437\u0430\u043b\u0430, \u0447\u0442\u043e \u0435\u0439 \u043f\u0440\u0438\u0434\u0435\u0442\u0441\u044f \u0432\u0441\u0435 \u043d\u0430\u0447\u0430\u0442\u044c \u0441\u043d\u0430\u0447\u0430\u043b\u0430 \u0438 \u043f\u0440\u0438\u0433\u043e\u0442\u043e\u0432\u0438\u0442\u044c \u043a\u0443\u0440\u0438\u0446\u0443 \u0441\u0430\u043c\u043e\u0439.

\u0422\u0430\u043a\u043e\u0432\u043e \u043a\u0440\u0430\u0442\u043a\u043e\u0435 \u0441\u043e\u0434\u0435\u0440\u0436\u0430\u043d\u0438\u0435 \u0440\u0430\u0441\u0441\u043a\u0430\u0437\u0430.

\u0413\u043b\u0430\u0432\u043d\u0430\u044f \u043c\u044b\u0441\u043b\u044c \u0440\u0430\u0441\u0441\u043a\u0430\u0437\u0430 \u00ab\u041a\u0443\u0440\u0438\u043d\u044b\u0439 \u0431\u0443\u043b\u044c\u043e\u043d\u00bb \u0441\u043e\u0441\u0442\u043e\u0438\u0442 \u0432 \u0442\u043e\u043c, \u0447\u0442\u043e \u043d\u0435 \u0441\u0442\u043e\u0438\u0442 \u0431\u044b\u0442\u044c \u0441\u0430\u043c\u043e\u043d\u0430\u0434\u0435\u044f\u043d\u043d\u044b\u043c \u0438 \u0441\u0447\u0438\u0442\u0430\u0442\u044c, \u0447\u0442\u043e \u0432\u0441\u0435 \u0443\u043c\u0435\u0435\u0448\u044c. \u041f\u0430\u043f\u0430 \u0414\u0435\u043d\u0438\u0441\u043a\u0438 \u0432\u0437\u044f\u043b\u0441\u044f \u0433\u043e\u0442\u043e\u0432\u0438\u0442\u044c \u043a\u0443\u0440\u0438\u0446\u0443, \u0441\u043e\u0432\u0435\u0440\u0448\u0435\u043d\u043d\u043e \u043d\u0435 \u0443\u043c\u0435\u044f \u044d\u0442\u043e\u0433\u043e \u0434\u0435\u043b\u0430\u0442\u044c. \u0412 \u0440\u0435\u0437\u0443\u043b\u044c\u0442\u0430\u0442\u0435 \u043e\u043d\u0438 \u0441 \u0441\u044b\u043d\u043e\u043c \u0438 \u043a\u0443\u0440\u0438\u0446\u0443 \u043d\u0435 \u043f\u0440\u0438\u0433\u043e\u0442\u043e\u0432\u0438\u043b\u0438, \u0438 \u043d\u0430 \u043a\u0443\u0445\u043d\u0435 \u0431\u0435\u0441\u043f\u043e\u0440\u044f\u0434\u043e\u043a \u0443\u0441\u0442\u0440\u043e\u0438\u043b\u0438.

\u0420\u0430\u0441\u0441\u043a\u0430\u0437 \u0443\u0447\u0438\u0442 \u0431\u044b\u0442\u044c \u0443\u043c\u0435\u043b\u044b\u043c \u0438 \u0437\u043d\u0430\u044e\u0449\u0438\u043c, \u0443\u0447\u0438\u0442 \u0432\u044b\u043f\u043e\u043b\u043d\u044f\u0442\u044c \u043d\u0435 \u0442\u043e\u043b\u044c\u043a\u043e \u0441\u0432\u043e\u0438 \u043f\u0440\u044f\u043c\u044b\u0435 \u043e\u0431\u044f\u0437\u0430\u043d\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438, \u043d\u043e \u0438 \u043e\u0441\u0432\u0430\u0438\u0432\u0430\u0442\u044c \u0442\u0430\u043a\u043e\u0435 \u0432\u0430\u0436\u043d\u043e\u0435 \u0434\u043b\u044f \u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u043a\u0430 \u0443\u043c\u0435\u043d\u0438\u0435, \u043a\u0430\u043a \u043f\u0440\u0438\u0433\u043e\u0442\u043e\u0432\u043b\u0435\u043d\u0438\u0435 \u043f\u0438\u0449\u0438.

\u0412 \u0440\u0430\u0441\u0441\u043a\u0430\u0437\u0435 \u00ab\u041a\u0443\u0440\u0438\u043d\u044b\u0439 \u0431\u0443\u043b\u044c\u043e\u043d\u00bb \u043c\u043d\u0435 \u043f\u043e\u043d\u0440\u0430\u0432\u0438\u043b\u0441\u044f \u043f\u0430\u043f\u0430 \u0414\u0435\u043d\u0438\u0441\u0430, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0439 \u043e\u0447\u0435\u043d\u044c \u0432\u0435\u0441\u0435\u043b\u043e \u0437\u0430\u043d\u0438\u043c\u0430\u043b\u0441\u044f \u043a\u0443\u043b\u0438\u043d\u0430\u0440\u043d\u044b\u043c\u0438 \u0434\u0435\u043b\u0430\u043c\u0438. \u0418 \u0445\u043e\u0442\u044f \u043e\u043d\u0438 \u0441 \u0441\u044b\u043d\u043e\u043c \u043d\u0435 \u0441\u0443\u043c\u0435\u043b\u0438 \u043f\u0440\u0438\u0433\u043e\u0442\u043e\u0432\u0438\u0442\u044c \u043a\u0443\u0440\u0438\u0446\u0443, \u0434\u0435\u043d\u044c \u0443 \u043d\u0438\u0445 \u043f\u0440\u043e\u0448\u0435\u043b \u043e\u0447\u0435\u043d\u044c \u0443\u0432\u043b\u0435\u043a\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e.


Цель: Развить и совершенствовать навыки выразительного чтения, умение ставить вопросы по прочитанному материалу и отвечать на них; воспитывать уважение к товарищам, приучать работать в группе.

ВложениеРазмер
kurinyy_bulon.doc 358 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения в 4 классе «Куриный бульон» В.Ю.Драгунский.

Цель: Развить и совершенствовать навыки выразительного чтения, умение ставить вопросы по прочитанному материалу и отвечать на них; воспитывать уважение к товарищам, приучать работать в группе .

Направленные на достижение личностных результатов :

- воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

- развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- умение сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- осознавать познавательную задачу, строить речевое высказывание в устной форме, делать обобщение, выводы, проявлять индивидуальные творческие способности в процессе выразительного чтения стихотворения;

- доносить свою позицию до других, приводя аргументы; слушать товарищей;

- читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений), контролировать процесс и результаты деятельности, адекватно оценивать свои достижения.

Направленные на достижение предметных результатов обучения:

- осознание значимости чтения для личного развития;

- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение элементарными приемами анализа художественных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

- умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведения

Материалы для учащихся: учебник

Материалы для учителя: презентация, проектор, учебник.

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

«Смех – это радость.

Я даю его двумя руками.

Карманы моих клоунских

штанов набиты смехом.

Дети должны жить,

они должны радоваться…

и я должен приносить

-Расшифруйте криптограмму и узнайте автора этих слов.

2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

- Вы ранее уже знакомились с произведениями этого писателей.

-Какие вы произведения изучали?

- Какие вам запомнились больше всего?

- К сожалению, этого писателя сейчас в живых нет. Но если бы он был жив, мне очень хотелось провести с ним интервью. Я думаю эту мечту можно осуществить. Мы проведем с вами виртуальное интервью.

-На какие вопросы вам хотелось бы получить ответ?

(где родился, как стал писателем, где работал, семья…)

Показ презентации .(2-13 слайд)

3. Этап выявления места и причины затруднения

-А сейчас давайте узнаем, как хорошо вы знаете произведения писателя и проведем литературную викторину. Слайды 15-23

-Иллюстрации к каким произведениям вы видите?

«Где это видано, где это слыхано»

«Тайное становится явным»

«Двадцать лет под кроватью»

«Расскажите мне про Сингапур»

-Какое произведение не знакомо?

-Сформулируйте тему и цели урока.

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

-Какие ожидания вызывает у тебя название рассказа и имя автора?

-А как вы думаете, автор нам будет давать рецепт его приготовления?

-А где мы можем встретить это название?

-Ребята, а что такое куриный бульон?(Куриный бульон обладает целебными свойствами. Его дают людям, которые болеют, в этом бульоне много витаминов и человек быстро поправляется)

-Почему мы почти уверены, что рассказ будет юмористический?

-Объясните значение слов и выражений, которые встретятся вам в рассказе:

Бульон- жидкий навар из мяса, рыбы или овощей.

Шницель- тонкий пласт мяса ,обжаренный методом глубокого погружения в раскаленное масло.

Проще пареной репы- очень просто, легко.

Хорошая наследственность- природные качества, полученные от родителей.

Сажа- черный налет от сгорания топлива.

5. Этап реализации построенного проекта

-Давайте проверим наши предположения.

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Вам понравился рассказ? Почему? Аргументируйте свой ответ.

-О чем он? Какова тема рассказа?(приготовление курицы)

-В какой момент возникает легкое подозрение, что сварить курицу будет не так-то просто? Прочтите строки из текста.

-А как по- другому мы можем озаглавить этот текст?

-Какие выражения делают рассказ смешным? Найдите понравившийся вам смешной эпизод и прочитайте его.

-А сюжетные повороты?

-Какую роль в создании атмосферы рассказа играет сюжет угадывания, что именно нарисовал мальчик?

-Обрати внимание, что Дениску просит сделать папа, а что мама. какие контрастные ощущения рождают длинные, витиеватые монологи папы и лаконичные вопросы мамы? Подтвердите свой ответ словами из текста.

-Каким перед чтением предстает папа?(Типичный городской житель)

-А если мама уедет надолго в командировку, они останутся голодными?

-До прихода мамы получился ли у них бульон?

-А если бы мама задержалась, кому можно предложить съесть этот бульон?

-Как вы думаете, легко ли было курице?

-Ели бы она могла говорить, что бы она рассказала о ее приключении в квартире?

-А теперь поработайте в парах и подумайте, что курица могла рассказать о ее приключении.

8. Этап включения в систему знаний и повторения

-А теперь поработайте в группах и попробуйте разделить рассказ на части, следуя за движением сюжета:

1.Приход папы с работы.

2.Блюда из курицы.

3.Выбор блюда из курицы.

4.Подготовка курицы к варке: состригание волосков, опаливание курицы на огне.

5.Отмывание курицы мылом, щеткой.

6.Падение курицы на пол.

7.Курица. наконец-то, в кастрюле.

8.Приход мамы и правильное приготовление курицы.

-В твоем опыте есть подобные истории? А просто смешные семейные истории?

9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

-С каким произведением познакомились? Достигли ли поставленной цели? Каким способом действовали?

-Какова основная мысль рассказа? Чему он учит вас? (приготовить курицу можно в том случае, если знаешь рецепт ее приготовления)

-Чем особенно запомнился рассказ?

-Зачем автор написал это рассказ, чтоб позабавить сына?

-Каким вам представился авто по рассказу?

-А вам бы хотелось подружиться с Дениской?

-Захотелось ли вам прочитать другие рассказы В.Драгунского?

-Закончить урок хотелось бы словами Марины Москвиной:

«Ну как же, как же вы ухитрились вырасти,

не читая «Денискины рассказы»?

Так и хочется вам сказать:

Пока не прочитаете,

не становитесь взрослыми!

Иначе вы можете стать

не такими взрослыми,

какими следует, и вся жизнь

-Вы согласны с этими строчками? Объясните свой ответ.

-Составьте синквейн, выразив свое отношение к теме урока.

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Учит, смешит, заставляет задуматься

«Не зная броду, не суйся в воду»

Урок на всю жизнь

-Оцените свою работу на уроке. Выставление отметок.

-Д/з обязательное стр.146-153 читать по ролям,

творческое задание: написать в тетради рецепт приготовления любимого блюда из курицы в вашей семье.

1. Драгунская А. О Викторе Драгунском // Начальная школа. – 2000. – 8.

2. Драгунская К. Про папу моего // Кукумбер. – 2003. – 10. – (Доска почёта и уважения).

3. Нагибин Ю. Писатель щедрый и радостный // Драгунский В.Ю. Денискины рассказы. – М., 2004.

4. Драгунский В. Денискины рассказы.- М. Эксмо, 2005.

5. Драгунский В. Старый мореход.-М. Советская Россия, 1964.


Рассказ Куриный бульон краткое содержание

Дениска с папой варили из курицы бульон. Что они только не делали с бедной курицей: и палили ее, и мыли с мылом, а потом принялись варить, не вынув потрохов. Так горе-помощники варили обед, что маме пришлось все переделывать заново.

Рассказ Куриный бульон скачать:

Рассказ Куриный бульон читать

Мама принесла из магазина курицу, большую, синеватую, с длинными костлявыми ногами. На голове у курицы был большой красный гребешок. Мама повесила ее за окно и сказала:

– Если папа придет раньше, пусть сварит. Передашь?

И мама ушла в институт. А я достал акварельные краски и стал рисовать. Я хотел нарисовать белочку, как она прыгает в лесу по деревьям, и у меня сначала здорово выходило, но потом я посмотрел и увидел, что получилась вовсе не белочка, а какой-то дядька, похожий на Мойдодыра. Белкин хвост получился как его нос, а ветки на дереве как волосы, уши и шапка… Я очень удивился, как могло так получиться, и, когда пришел папа, я сказал:

– Угадай, папа, что я нарисовал?

Он посмотрел и задумался:

– Ты что, папа? Ты посмотри хорошенько!

Тогда папа посмотрел как следует и сказал:

– Ах, извини, это, наверное, футбол…

– Ты какой-то невнимательный! Ты, наверно, устал?

– Да нет, просто есть хочется. Не знаешь, что на обед?

– Вон, за окном курица висит. Свари и съешь!

Папа отцепил курицу от форточки и положил ее на стол.

– Легко сказать, свари! Сварить можно. Сварить – это ерунда. Вопрос, в каком виде нам ее съесть? Из курицы можно приготовить не меньше сотни чудесных питательных блюд. Можно, например, сделать простые куриные котлетки, а можно закатить министерский шницель – с виноградом! Я про это читал! Можно сделать такую котлету на косточке – называется «киевская» – пальчики оближешь. Можно сварить курицу с лапшой, а можно придавить ее утюгом, облить чесноком и получится, как в Грузии, «цыпленок табака». Можно, наконец…

Но я его перебил. Я сказал:

– Ты, папа, свари что-нибудь простое, без утюгов. Что-нибудь, понимаешь, самое быстрое!

Папа сразу согласился:

– Верно, сынок! Нам что важно? Поесть побыстрей! Это ты ухватил самую суть. Что же можно сварить побыстрей? Ответ простой и ясный: бульон!

Папа даже руки потер.

– А ты бульон умеешь?

Но папа только засмеялся.

– А чего тут уметь? – У него даже заблестели глаза. – Бульон – это проще пареной репы: положи в воду и жди, когда сварится, вот и вся премудрость. Решено! Мы варим бульон, и очень скоро у нас будет обед из двух блюд: на первое – бульон с хлебом, на второе – курица вареная, горячая, дымящаяся. Ну-ка брось свою репинскую кисть и давай помогай!

– А что я должен делать?

– Вот погляди! Видишь, на курице какие-то волоски. Ты их состриги, потому что я не люблю бульон лохматый. Ты состриги эти волоски, а я пока пойду на кухню и поставлю воду кипятить!

И он пошел на кухню. А я взял мамины ножницы и стал подстригать на курице волоски по одному. Сначала я думал, что их будет немного, но потом пригляделся и увидел, что очень много, даже чересчур. И я стал их состригать, и старался быстро стричь, как в парикмахерской, и пощелкивал ножницами по воздуху, когда переходил от волоска к волоску.

Папа вошел в комнату, поглядел на меня и сказал:

– С боков больше снимай, а то получится под бокс!

– Не очень-то быстро выстригается…

Но тут папа вдруг как хлопнет себя по лбу:

– Господи! Ну и бестолковые же мы с тобой, Дениска! И как это я позабыл! Кончай стрижку! Ее нужно опалить на огне! Понимаешь? Так все делают. Мы ее на огне подпалим, и все волоски сгорят, и не надо будет ни стрижки, ни бритья. За мной!

И он схватил курицу и побежал с нею на кухню. А я за ним. Мы зажгли новую горелку, потому что на одной уже стояла кастрюля с водой, и стали обжигать курицу на огне. Она здорово горела и пахла на всю квартиру паленой шерстью. Папа поворачивал ее с боку на бок и приговаривал:

– Сейчас, сейчас! Ох и хорошая курочка! Сейчас она у нас вся обгорит и станет чистенькая и беленькая…

Но курица, наоборот, становилась какая-то черненькая, вся какая-то обугленная, и папа наконец погасил газ.

– По-моему, она как-то неожиданно прокоптилась. Ты любишь копченую курицу?

– Нет. Это она не прокоптилась, просто она вся в саже. Давай-ка, папа, я ее вымою.

Он прямо обрадовался.

– Ты молодец! – сказал он. – Ты сообразительный. Это у тебя хорошая наследственность. Ты весь в меня. Ну-ка, дружок, возьми эту трубочистовую курицу и вымой ее хорошенько под краном, а то я уже устал от этой возни.

И он уселся на табурет.

– Сейчас, я ее мигом!

И я подошел к раковине и пустил воду, подставил под нее нашу курицу и стал тереть ее правой рукой изо всех сил. Курица была очень горячая и жутко грязная, и я сразу запачкал свои руки до самых локтей. Папа покачивался на табурете.

– Вот, – сказал я, – что ты, папа, с ней наделал. Совершенно не отстирывается. Сажи очень много.

– Пустяки, – сказал папа, – сажа только сверху. Не может же она вся состоять из сажи? Подожди-ка!

И папа пошел в ванную и принес мне оттуда большой кусок земляничного мыла.

– На, – сказал он, – мой как следует! Намыливай!

И я стал намыливать эту несчастную курицу. У нее стал какой-то совсем уже дохловатый вид. Я довольно здорово ее намылил, но она очень плохо отмыливалась, с нее стекала грязь, стекала уже, наверно, с полчаса, но чище она не становилась.

– Этот проклятый петух только размазывается от мыла.

Тогда папа сказал:

– Вот щетка! Возьми-ка, потри ее хорошенько! Сначала спинку, а уж потом все остальное.

Я стал тереть. Я тер изо всех сил, в некоторых местах даже протирал кожу. Но мне все равно было очень трудно, потому что курица вдруг словно ожила и начала вертеться у меня в руках, скользить и каждую секунду норовила выскочить. А папа все не сходил со своей табуретки и все командовал:

– Крепче три! Ловчее! Держи за крылья! Эх, ты! Да ты, я вижу, совсем не умеешь мыть курицу.

– Пап, ты попробуй сам!

И я протянул ему курицу. Но он не успел ее взять, как вдруг она выпрыгнула у меня из рук и ускакала под самый дальний шкафчик. Но папа не растерялся. Он сказал:

И когда я подал, папа стал шваброй выгребать ее из-под шкафа. Он сначала оттуда выгреб старую мышеловку, потом моего прошлогоднего оловянного солдатика, и я ужасно обрадовался, ведь я думал, что совсем потерял его, а он тут как тут, мой дорогой.

Потом папа вытащил, наконец, курицу. Она была вся в пыли. А папа был весь красный. Но он ухватил ее за лапку и поволок опять под кран. Он сказал:

– Ну, теперь держись. Синяя птица.

И он довольно чисто ее прополоскал и положил в кастрюлю. В это время пришла мама. Она сказала:

– Что тут у вас за разгром?

А папа вздохнул и сказал:

– Только сейчас окунули, – сказал папа.

Мама сняла с кастрюльки крышку.

– Солили? – спросила она.

– Потом, – сказал папа, – когда сварится.

Но мама понюхала кастрюльку.

– Потрошили? – сказала она.

– Потом, – сказал папа, – когда сварится.

Мама вздохнула и вынула курицу из кастрюльки. Она сказала:

– Дениска, принеси мне фартук, пожалуйста. Придется все за вас доделывать, горе-повара.

А я побежал в комнату, взял фартук и захватил со стола свою картинку. Я отдал маме фартук и спросил ее:

Конспект урока литературного чтения в 4 классе «Куриный бульон» В.Ю.Драгунский.

Цель: Развить и совершенствовать навыки выразительного чтения, умение ставить вопросы по прочитанному материалу и отвечать на них; воспитывать уважение к товарищам, приучать работать в группе.

Учебные задачи:

Направленные на достижение личностных результатов:

- воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

- развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- умение сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- осознавать познавательную задачу, строить речевое высказывание в устной форме, делать обобщение, выводы, проявлять индивидуальные творческие способности в процессе выразительного чтения стихотворения;

- доносить свою позицию до других, приводя аргументы; слушать товарищей;

- читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений), контролировать процесс и результаты деятельности, адекватно оценивать свои достижения.

Направленные на достижение предметных результатов обучения:

- осознание значимости чтения для личного развития;

- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение элементарными приемами анализа художественных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

- умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведения

Оснащение урока:

Материалы для учащихся: учебник

Материалы для учителя: презентация, проектор, учебник.

Ход урока.

«Смех – это радость.

Я даю его двумя руками.

Карманы моих клоунских штанов набиты смехом.

Дети должны жить, они должны радоваться…

и я должен приносить радость детям…»

- Как вы думаете, кто мог это сказать?

-Расшифруйте криптограмму и узнайте автора этих слов.

- Кто не читал рассказов этого писателя?

- Попробуйте узнать из каких это рассказов.

- Пофантазируйте. Представьте, что сейчас перед вами стоит Виктор Юзефович. О чём бы вы его спросили?

-На какие вопросы вам хотелось бы получить ответ?

- И вот что бы вы узнали.

Показ презентации

Виктор Юзефович Драгунский родился 17 ноября 1913 года в Нью-Йорке в семье эмигрантов из Белоруссии. Родители вскоре вернулись на родину и обосновались в г. Гомеле.

В 1925 году семья переехала в Москву. Жизнь в семье была нелёгкой. Мама работала машинисткой, днём ходила на работу, а вечером брала подработку на дом, чтобы заработать побольше денег.

У Виктора всегда было много друзей. По вечерам они пробирались в городской парк, где выступали артисты. Виктор выучивал куплеты, которые исполняли артисты, научился танцевать и устраивал свои представления, на которые собиралась вся улица, где жила его семья.

А в 1935 году Виктор Юзефович стал актёром Театра транспорта. Виктор Юзефович обладал прекрасным чувством юмора. Он стал писать юмористические рассказы и фельетоны.

Во время Великой Отечественной войны Драгунский был в ополчении, а также выступал с фронтовыми концертными бригадами. После войны он вернулся в театр.

За свою жизнь Драгунский сменил множество занятий и преуспел при этом в каждом.

Он работал бакенщиком, токарем, лодочником, клоуном. Но всем нам он запомнится как автор замечательных детских рассказов.

Весёлые рассказы для детей под общим названием «Денискины рассказы» В.Ю.Драгунский

начал писать в 1959 году.

Писателю и выдумывать-то ничего не приходилось. Отец в этих рассказах - это сам Виктор Юзефович, а Дениска – это его сын.

В 2018 году книге В.Ю.Драгунского «Денискины рассказы» исполнилось 59 лет.

Виктор Драгунский прожил интересную и многообразную жизнь. Его нет с нами уже много лет, но книжки Драгунского с удовольствием читают ребятишки и перечитывают взрослые…

- На чей вопрос не ответили? Где можно найти ответ на него?

-Узнайте по картинке, с каким произведением будем работать на уроке?

-Ваши предчувствия, какой будет рассказ?

- О чем будет рассказ? Почему так решили?

- А что же может быть смешного в такой обычной житейской ситуации, как сварить бульон? Это действительно смешно - варить бульон?

-А у вас есть предположения, в чем секретики смешного?

-Какие автор использовал приемы для создания юмористического рассказа?

- Вам бы хотелось это узнать?

- Как сформулируем задачи урока?

( Узнать, как Драгунскому удается писать смешно о несмешном. В чем секреты смешного? (Какие автор использовал приемы для создания юмористического рассказа)

-Посмотрите на слайд и скажите, со всеми задачами вы согласны?

узнать какие слова и выражения делают рассказ смешным;

узнать какие особенности построения композиции использовал автор;

узнать какие ситуации делают рассказ смешным.

-А где мы можем встретить то словосочетание?

-Ребята, а что такое куриный бульон?(Куриный бульон обладает целебными свойствами. Его дают людям, которые болеют, в этом бульоне много питательных веществ, он хорошо усваивается организмом и человек быстро поправляется)

-В каких кни г ах можно узнать о приготовлении бульона?

-А как вы думаете, автор нам будет давать рецепт его приготовления?

-Давайте приступим к открытию секретов Драгунского.

-Если встретятся незнакомые слова, подчеркните их.

Чтение текста комбинированное.

Чтение рассказа до слов…. Легко сказать…

- Как вы думаете, что произойдет дальше? Сможет папа сварить бульон?

Продолжение чтения текста рассказа до конца.
- Проверим вашу догадку, удалось ли папе сварить бульон.

-Правильно ли мы предположили? Объясните.

-Встретились непонятные слова? Какие?

Бульон- жидкий навар из мяса, рыбы или овощей.

Шницель- тонкий пласт мяса ,обжаренный методом глубокого погружения в раскаленное масло.

Проще пареной репы- очень просто, легко.

Хорошая наследственность- природные качества, полученные от родителей.

Сажа- черный налет от сгорания топлива.

- Правильно ли мы предположили содержание рассказа?

-Какие слова и выражения делают рассказ смешным?

- Предлагаю поработать в группах. Найдите слова и выражения, которые вызывают смех. Отметьте слова-ключики смешного.

Самостоятельная работа в группах.

- Какие слова и выражения нашли? Проверка. Чтение детьми.

а/ "Трубочистовая курица" (создание остроумного нового слова)
б/ "Грязь с курицы стекала уже полчаса" (преувеличение)
в/ "Потри курице спинку! (несоответствие ожидаемого и имеющегося: спинку трут обычно не курочке)
- Какой мы открыли секретик смешного? (Узнали, какие слова и выражения делают рассказ смешным.)

-Как вы думаете, случайно ли Драгунский включил в рассказ сюжеты угадывания рисунка Дениски? (неслучайно, чтобы намекнуть, что сварить курицу будет не так-то просто)

-Давайте прочитаем эти моменты. В какой части находятся эти моменты ? (чтение по ролям)

-Смешно? Почему? (Что видит папа? Мама? Почему? А что нарисовал Дениска?)

- Так для чего же Драгунский включил эти сюжетики в рассказ? ( чтобы усилить эффект смешного, показать , намекнуть нам, что не так то просто будет сварить бульон папе, раз он не может определить, что нарисовал Дениска)

-Еще какой секретик мы окрыли в нашей лаборатории юмора? (Особенности построения композиции рассказа).

-Какой задачи мы еще не решили?

-Поработайте самостоятельно, найдите и зачитайте смешные ситуации. Почему вы над ними смеялись? ( Смеемся над неправильными действиями героев, нелепыми ситуациями)

-Какая самая смешная ситуация? (Папа совсем не умеет готовить).

-Давайте подведем итог нашей работы.
-Какая была цель?

-Достигли мы цели?

-Какие были задачи? Решили?

- Какие приемы использует В. Драгунский для создания юмористических рассказов?

-Какова основная мысль рассказа? Чему он учит вас ? (приготовить курицу можно в том случае, если знаешь рецепт ее приготовления)

Домашнее задание .
-А случались ли с вами смешные ситуации?

-Предлагаю дома выполнить творческое задание, сочинить юмористический рассказ, используя полученные знания.


-Как вы думаете, легко ли было курице?

-Ели бы она могла говорить, что бы она рассказала о ее приключении в квартире?

-А теперь поработайте в группах и подумайте, что курица могла рассказать о ее приключении.

1.Если бы курица было смешная, веселая.

2.Если бы она была строгая.

«Ну как же, как же вы ухитрились вырасти,

не читая «Денискины рассказы»? Так и хочется вам сказать: растите обратно!

Пока не прочитаете, не становитесь взрослыми! Иначе вы можете стать не такими взрослыми, какими следует, и вся жизнь пойдет наперекосяк.»

-Какова тема рассказа?(приготовление курицы)

-В какой момент возникает легкое подозрение, что сварить курицу будет не так-то просто? Прочтите строки из текста.

-А как по- другому мы можем озаглавить этот текст?

-Какую роль в создании атмосферы рассказа играет сюжет угадывания, что именно нарисовал мальчик?

-Обрати внимание, что Дениску просит сделать папа, а что мама. какие контрастные ощущения рождают длинные, витиеватые монологи папы и лаконичные вопросы мамы? Подтвердите свой ответ словами из текста.

-Каким перед чтением предстает папа?(Уверенный. Не умеет оценить свои силы. Типичный городской житель)

Рассказы детей.

-А теперь поработайте в группах и попробуйте разделить рассказ на части, следуя за движением сюжета:

1. Мама ушла
2. Курица
3. Отчаянный парикмахер
4. Горелые волосы
5. Курица с мылом
6. Курица под холодильником болтает с солдатиком
7. Мама пришла

-В твоем опыте есть подобные истории? А просто смешные семейные истории?

-С каким произведением познакомились? Достигли ли поставленной цели? Каким способом действовали?

-Чем особенно запомнился рассказ?

-Зачем автор написал это рассказ, чтоб позабавить сына?

-Каким вам представился автор по рассказу?

-А вам бы хотелось подружиться с Дениской?

-Захотелось ли вам прочитать другие рассказы В.Драгунского?

-Закончить урок хотелось бы словами Марины Москвиной:

-Вы согласны с этими строчками? Объясните свой ответ.

-Составьте синквейн, выразив свое отношение к теме урока.

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

«Куриный бульон»

Смешной, добрый

Учит, смешит, заставляет задуматься

«Не зная броду, не суйся в воду»

Урок на всю жизнь

-Оцените свою работу на уроке. Выставление отметок.

-Д/з обязательное стр.146-153 читать по ролям,

творческое задание: написать в тетради рецепт приготовления любимого блюда из курицы в вашей семье.

1. Чтение рассказа "Куриный бульон". Ученики обычно слушают, смеясь. И тут-то уместно задать вопрос: "В чём секрет смешного в рассказе? Какие моменты вам показались самыми смешными?"
После того как рассказ прочитан учителем, тексты надо раздать. Раньше, я думаю, не стоит, чтобы не отвлекались.
На доске выписаны отрывки из предложений или целые предложения из прочитанного рассказа.

а/ "Трубочистовая курица" (создание остроумного нового слова)
б/ "Грязь с курицы стекала уже полчаса" (преувеличение)
в/ "Потри курице спинку! (несоответствие ожидаемого и имеющегося: спинку трут обычно не курочке)
г/ Смешная ситуация. Папа совсем не умеет готовить.

2.Чтение рассказа ". бы" или "Шиворот-навыворот".Задание: найди самые смешные моменты и объясните секрет смешного.

«Денискины рассказы» – сборник веселых, забавных и очень поучительных историй о жизни маленького мальчика. Обладая богатой фантазией, пытливым умом и неумной энергией, главный герой не раз оказывался в центре всевозможных событий.


Краткое содержание «Денискины рассказы» для читательского дневника

Название: Денискины рассказы

Число страниц: 256. Драгунский В. Ю. «Денискины рассказы». Издательство «Малыш». 2014 год

Жанр: Сборник рассказов

Год написания: 1959 год

Главные герои

Денис Кораблев – веселый, озорной, любознательный мальчик.

Родители Дениса – умные, добрые, понимающие люди.

Мишка – лучший друг Дениса, с которым он попадает в разные истории.

Сюжет

С Денисом часто случаются забавные происшествия. Однажды, когда Дениске было очень скучно, он решил обменять свой чудесный игрушечный самосвал на светлячка в коробке.

Мама долго не могла уговорить Дениса съесть кашу. Но мальчик так не любил кашу, что выкинул ее через окно, а сам сказал маме, что съел ее. Но вскоре выяснилось, что каша попала на прохожего, и Дениске крепко досталось от мамы. Так мальчик впервые понял, что все тайное становится явным.

Однажды Дениска и его друзья решили поиграть в маляров, пока настоящие рабочие отправились на обед. Ребята закрасили все стены, а также покрасили друг друга, и даже незнакомца в белом костюме.

Денис и его верный друг Мишка, опаздывая в школу, по дороге решили сочинить правдоподобные отговорки. Но, когда ребята зашли в класс, их истории не совпали, и учительница быстро уличила их во лжи.

Когда в школе начались каникулы, учительница пообещала ребятам провести костюмированный утренник. Мишка сказал, что будет в костюме гнома, а Дениска растерялся – его мама была в санатории, и некому было сделать карнавальный костюм. Но Денис не растерялся – он надел рыбацкие сапоги, соломенную шляпку с цветами, пришил к штанам хвост и нарисовал себе усы. Так он стал Котом в сапогах, и выиграл на утреннике две книги за лучший костюм.

План пересказа

  1. Светлячок в коробке.
  2. Тайное становится явным.
  3. Игра в маляров.
  4. Отговорки не сработали.
  5. Лучший костюм на утреннике.

Главная мысль

Детские мечты формируют личность ребенка, помогают ему преодолеть многие препятствия во время взросления.

Чему учит

Книга учит быть добрыми, отзывчивыми, она учит дружбе и взаимовыручке, а также тому, как важно слушаться родителей.

Отзыв

Детство – самая лучшая пора в жизни человека, когда нет серьезных проблем и хлопот, и окружающий мир окрашен в самые яркие цвета. Нужно лишь постараться навсегда сохранить в сердце детскую непосредственность и искренность, чтобы не очерстветь душой и не ожесточиться.


Рисунок-иллюстрация к рассказам Денискины рассказы.

Пословицы

  • Всякая молодость резвости полна.
  • Детство — время золотое.
  • Жить да взрослеть, а еще и умнеть.

Что понравилось

Понравилось, что в лице Мишки и Дениски каждый ребенок может узнать себя. Наверное, нет ни одного ребенка, который бы не совершал проказ и не попадал в забавные ситуации.

Рейтинг читательского дневника

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 110.

Читайте также: