Борга каш в ингушетии


На левом берегу Сунжи неподалеку от селения Плиево в Назрановском районе Ингушетии стоит удивительное строение с круглым куполом — мавзолей Борга-Каш. С этим мусульманским памятником, одним из самых древних на Северном Кавказе, связано множество легенд и поверий. Некоторые из них живы и поныне.

Находка Гюльденштедта

В конце 1760-х годов Петербургская Академия наук снарядила пять экспедиций, чтобы исследовать малоизученные территории России. Руководил проектом знаменитый академик Паллас, к тому времени ему едва исполнилось 27 лет. Две экспедиции, возглавляемые 23-летними немцами — профессором Самуилом Гмелином и доктором Иоганном Гюльденштедтом, формально направлялись в относительно спокойные окрестности Астрахани. В действительности же путь ученых лежал на Кавказ. Об истинных мотивах внезапной смены маршрута можно лишь догадываться, принимая во внимание, что экспедиция совпала с Русско-Турецкой войной, а многие географы того времени по совместительству служили разведчиками. Дороги их были полны приключений и весьма опасны. Самуил Гмелин добрался до Персии, но на обратном пути рядом с Дербентом был ограблен, взят в плен одним из местных ханов и вскоре умер в заточении. Гюльденштедту повезло больше. Отважный доктор исследовал земли ингушей, чеченцев и осетин, добрался до Грузии, где подружился с царем Кахетии Ираклием II, а затем, чудом избежав засады разбойников в Дарьяльском ущелье, вернулся на Северный Кавказ.



Члены экспедиции с факелами в руках медленно спустились во тьму. Когда их ноги коснулись пола нижней камеры, они увидели, что стоят среди трупов. Тела мужчин и женщин лежали друг подле друга на спине, головой на восток. Некоторые целые, у других конечности вырваны из суставов. Тела укрывали дорогие саваны, а покоились они в том, что Иоганн принял за деревянные гробы. Это удивило ученого — он знал, что мусульмане своих покойников так не хоронят. Тускло блестели украшения и монеты. Среди человеческих скелетов лежал высохший, но не истлевший заяц, должно быть случайно упавший в дыру. Выбравшись наружу, Иоганн долго расспрашивал местных жителей, но так и не узнал ничего ни о времени строительства склепа, ни о лежащих в нем людях. Вскоре он покинул Кавказ и благополучно вернулся в Санкт-Петербург.

Через несколько лет Гюльденштедт заразился тифом, помогая больным во время эпидемии, и умер, не успев издать свои труды. Но масштаб его вклада в науку до сих пор поражает ученых. Многие идеи доктора Иоганна давно воплотились в жизнь: он первым указал на стратегическое значение донецкого каменного угля, артемовского месторождения соли, каспийской сельди; составил десятки карт и словарей; сделанная им классификация дагестанских языков лишь в мелких деталях отличается от современной. Однако таинственный склеп, открытый Иоганном Гюльденштедтом, и по сей день продолжает озадачивать его последователей. Теперь он известен всему миру как мавзолей Борга-Каш — единственный в России памятник погребальной культуры эпохи Золотой Орды, сохранившийся в первозданном виде.

Ху из Борга?

Со времен путешествия Гюльденштедта на горе Шейха возле селения Плиево, где расположен Борга-Каш, побывало множество ученых, но каждый следующий визит зачастую вносил еще большую сумятицу.




Чужие мощи

А вот слухи, что в подземелье зарыты невероятные сокровища, сослужили Борга-Кашу дурную службу — туда стали наведываться грабители.

Чудо для всех

Но история мавзолея на этом не закончилась. Паломники, еще в начале XIX века заботливо обертывавшие тела в Борга-Каше тканями из священной Мекки, не перестали ходить и к опустевшему зданию. В 1910 году его заново побелили и оштукатурили. С тех пор удивительный цветочный орнамент скрыт под слоем краски. Это огорчает посетителей мавзолея, но обнадеживает ученых, что узоры сохранятся для археологов будущего. Даже в XX веке рядом с усыпальницей проводились языческие обряды вызывания дождя. Бездетные женщины молились здесь о беременности, матери приводили больных детей, а овцеводы просили приплод для скота и пригоняли сюда жертвенных животных на мусульманские праздники. И в наше время мавзолей выглядит ухоженным, сияет аккуратной белизной, а в его углу заботливо сложены веник и совок, которые явно не лежат без дела. Вокруг усыпальницы часто летают соколы, и вид с горы Шейха на равнинную Ингушетию столь чудесен, что отсюда совсем не хочется уходить.



Ушёл из жизни классик русской литературы, замечательный, мудрый человек и великолепный писатель Фазиль Искандер. Фазиль Абдулович был поистине…

К участию в Олимпийск­их играх допустили 257 наших спортсменов, еще по ряду – окончат­ельное решение примут­ до конца недели. Печ­ально осознавать,…

Сегодня день рождения отмечает легендарный борец и просто хороший человек Ваха Евлоев. Ваха Суламбекович достиг больших спортивных высот:…

Завершился священный месяц Рамадан, а вместе с ним и благочестивый пост. Наступает один из главных праздников Ислама - Мархаш. Многие из нас в…

Я искренне сочувствую горю родителей. Уверен, виновные будут найдены и наказаны по всей строгости. Однако, каким бы справедливым с точки зрения…

Борга Каш (ингушское "Могила Борга/Боргана") - мавзолей "святого", самый ранний из сохранившихся мусульманских памятников на территории Ингушетии. Находится в ее предгорной части, на берегу реки Сунжа, к северо-западу от селения Плиево, на пологом склоне холма, известного как гора Шайха (высота 652 м, отрог Сунженского хребта). Датирован 1405-1406 гг. По архитектуре близок к маджарским мавзолеям золотоордынского типа. Имя мастера, как гласит арабская надпись, - Гирей.

Борга Каш имеет вид правильной призмы, увенчанной полушарием с металлическим шпилем. Стены и купол сложены из плотного камня желтоватого цвета, твердой породы (привезен из Грузии), тщательно обтесанного; кладка с точной пригонкой. Мавзолей состоит из двух камер: надземной и подземной (погребальной). Размеры основания - 4,13х5,56 м, высота - 3,18 м. С одной стороны - портал со стрельчатой аркой, в глубине которой расположен невысокий вход (с обеих его сторон - рельефный орнамент в форме плетения, над ним - три рельефные арабские надписи), ведущий в помещение с гладкими стенами и куполом. В полу - овальное отверстие, служащее сообщением с надземной частью мавзолея, имеющей прямоугольное основание, полукруглый свод и четыре полукруглых арки. В стене с восточной стороны расположена глубокая ниша (ее предназначение не выяснено). Изнутри склеп был расписан: внизу шла желтая полоса с орнаментом, выше были нарисованы цветы, купол - белый, без росписи. Каменная плита, прикрывавшая отверстие подземной камеры, и каменное изголовье с арабской эпиграфикой были увезены. По-видимому, Борга Каш окружала каменная ограда, имевшая вход с восточной стороны.

Согласно надписи над входом, имя погребенного - Бек-Султан бен Худайдад. В литературе зафиксированы разные версии его этнической принадлежности: араб, кабардинец, крымский татарин, кумык, ногаец, чеченец. Возможно, к первоначальному захоронению добавлялись позднейшие напластования: устные и литературные свидетельства о числе погребенных разноречивы, в некоторых источниках оно не оговорено. Тела были положены на деревянных нарах, устроенных с южной и северной сторон подземной камеры, в деревянных гробах, в красочных парчовых тканях с восточным рисунком (описания различны). Упоминания о могильном инвентаре кратки: украшения, медные монеты. В историографии название Борга/Борган идентифицируется с народом борганы/бороганы/брагуны, обитавшим в этом краю; допускается, что Борга Каш являлся усыпальницей рода Брагуновых.

Борга Каш овеян тайной, вокруг него множество легенд. По одной, мавзолей воздвигла красавица Сув над могилой своего возлюбленного Боргана Бексултанова, имя которого и сохранилось в основе названия. Согласно другой, на этом месте находились остовы легендарных Нартов, в течение 2000 лет они оставались нетленными, но с приходом русских стали "портиться". Некоторые утверждают, что ингуши хоронили здесь тех, кто отличался праведной жизнью, по мнению других - это "окаменевшие" тела людей, случайно попавших в склеп. Известно и такое сказание: жил в Ингушетии шайх-араб (вариант - сподвижник Тамерлана Бурхан-хан); предчувствуя кончину, он пожелал наметить место для своей гробницы: выехал в степь на верблюде и предоставил выбор ему. Там, где верблюд остановился, и находится ныне Борга Каш. Говорят, прежде от него исходило благоухание, напоминавшее запах спелых яблок, и он обладает чудодейственной силой. Бытовали и рассказы о хранившемся якобы под склепом кладе, в поисках которого неоднократно совершались хищнические раскопки. Окончательно Борга Каш был разграблен в последней трети XIX в.: в 1876 г. мумифицированное тело было вывезено в Москву, а в 80-х гг. владикавказские молокане, не найдя сокровищ, вылили в подземелье бочонок нефти и подожгли мавзолей (чеченское предание гласит, будто кладоискатели были истреблены градом и бурей).

Борга Каш - весьма почитаемое "святое" место Северо-Кавказского региона. В начале XIX в. паломники, вернувшись из Мекки, привезли "священный" халат из белого полотна (вариант - из зеленого сукна), в который завернули останки "святого" Бек-Султана. Мавзолей тщательно оберегался: по инициативе местных жителей в 10-е гг. XX в. были проведены реставрационные работы (цементирование вокруг кровли, пола арки и надземной камеры; окраска внешних стен в голубоватый цвет). В засушливые годы у Борга Каш совершались ритуалы-прошения о ниспослании дождя. Женщины приводили сюда больных детей для исцеления. В дни мусульманских праздников к мавзолею пригоняли скот, предназначенный для жертвоприношения. Считалось, что в склеп входить нельзя: по поверью, страшный ветер срывает всех, кто ступит туда ногой. Некоторые же из верующих спускались для молений в подземную камеру.

  • Гребенец Ф.С. Борга-Каш // Терские Ведомости. Владикавказ, 1913, ? 224, 233, 234.
  • Семенов Л. Мавзолей Борга-Каш. - Владикавказ, 1928.
  • Базоркин М. М. Борганы в Присунженской долине // Известия Чечено-Ингушского Республиканского музея Краеведения. Вып. 10. Грозный, 1961.

    Ислам на территории бывшей Российской империи. Вып.1. М, 1998.


    Удивительно хорошо сохранившийся архитектурный памятник эпохи Золотой Орды. Расположен в одиннадцати километрах от селения Назрани в Ингушетии. Служил местом захоронения неизвестно этнической группы лиц.
    Памятник очень древний, постройка датируется 15 веком.

    Местные легенды выдвигают несколько версий событий. По одной из них мавзолей построила влюбленная девушка, потерявшая своего возлюбленного, которого звали Борган. Поэтому мавзолей и называется Борга Каш — могила Борга. По другой версии здесь был похоронен арабский шейх, товарищ великого Томерлана. Место для захоронения выбрал верблюд, там, где он остановился, и воздвигли мавзолей.


    Ученые предполагают, что мавзолей построили кочевые племена борганы для своего хана Узбека. Позже здесь же были похоронены его соратники, что объясняет наличие нескольких десятков тел в мавзолее.



    Как бы там не было, а мавзолей стоит уже более 500 лет у подножья Сунженского хребта. Это один из самых древних памятников Ингушетии и России и к тому же прекрасно сохранившийся. По этим причинам он внесен в реестр памятников федерального значения и охраняется государством.


    Мавзолей построен из редкого камня, дающий желтоватый оттенок. Видимо, такой камень использовался строителями из — за его прочности и надежности. Такой камень есть в Грузии, оттуда, вероятно, он и был доставлен для постройки. Здание небольшое, имеет форму параллелепипеда, фундамент 4 на 5 метров, в высоту 3 метра. Вход выполнен в виде правильной, изящно сложенной арки. Здание украшено куполом в виде полусферы, увенчанным высоким шпилем. С течением времени шпиль был утерян.


    Над входом сохранились древние надписи на арабском, которые удалось прочитать, указан год постройки.
    Мавзолей имеет, кроме надземной, так же и подземную часть. Лаз в подземную часть был закрыт тяжелой каменной плитой.


    Внутри склеп был украшен затейливой росписью с орнаментом и цветами. Свободным от росписи оставался один лишь купол.



    Ингуши считали место священным, и проводили в этом древнем сооружении и его окрестностях языческие ритуалы плодородия, молились о ниспослании дождя и удачи на охоте.



    Сохранились воспоминания очевидцев, что в подземной камере стояли деревянные гробы и там хранились несколько тел. Местные легенды приписывают этому мавзолею сокровища, которые были впоследствии разграблены. Однако ученые это не подтверждают. Тела из мавзолея были извлечены в 1877 году и отправлены в Москву. Через несколько лет мавзолей подожгли. Пожар уничтожил древнюю роспись сооружения.


    В наши дни местные жители относятся к мавзолею очень бережно. В нем регулярно проводятся ремонтные и малярные работы. Мавзолей находится в прекрасном состоянии.

    Анастасия Берсенева


    Бескрайние зеленые просторы, живописные холмы, вдруг на самой вершине одного из них открывается белоснежное строение необычной архитектуры. Округлый белый купол на квадратном постаменте, окруженный такими же белоснежными столбами. Что это? Священное хранилище неизвестных усопших обрело приют на одном из берегов реки Сунжи Назрановского района Ингушетии.

    Мавзолей возведен в XV веке, относится к древнейшему памятному объекту археологического значения Северного Кавказа.


    Борга-Каш, старое фото

    На одном из холмов над бурным потоком шаловливой Сунжи экспедиция случайным образом вышла на загадочное строение, практически сливавшееся по цвету с небесным сводом. Над его входом на неизвестном языке были начертаны таинственные письмена. Ученые, трепеща от предвкушения, спустились в темные недра. Факелы, горящие неровным огнем, отбрасывали зловещие отблески на расписные стены и белый округлый купол. В центре строения в полу зияла огромная пасть жуткой дыры, ранее, вероятно, прикрытой большим камнем.

    Проводники в ужасе отшатнулись, жители считали, дыра ведет в царство мёртвых.


    Назрань, где находится легендарный памятник Борга-Каш

    Исследователи пытались узнать у местных жителей, чья же это усыпальница и откуда она появилась, но внятного ответа так и не получили.

    После этого визита в районе мавзолея побывало еще несколько экспедиций, но они не на много пролили свет на таинственную историю с неизвестным захоронением. Удалось выяснить, что это мавзолей Борга-Каш — уникальный и единственный, дошедший до наших времен памятник погребальной культуры эпохи Монгольского Ига.

    Кто именно похоронен в склепе, сколько тел, в какой материал они завернуты…— все эти и другие вопросы остались без ответов.


    Ученые, поставившие целью изучения ингушский мавзолей, всякий раз предоставляли противоречащие данные. Неясной остается история с именем человека, для кого построили усыпальницу. В разных источниках его называют арабом, кабардинцем, крымским татарином, чеченским воином.

    Влюбленных разделяла непреодолимая равнина.

    Каждый со своего холма смотрел туда, где находилась его любовь, изнемогая от тоски и безысходности. Возлюбленного девушки убили бандиты. Удрученная горем, Сув велела построить мавзолей для погибшего любимого на том самом холме, где встречал он последний свой рассвет. После похорон не смирившись с потерей, она рассталась с жизнью, пронзив себя кинжалом. Таков печальный исход трагической истории любви Борга-Каш…


    1. История появления этого мавзолея, расположенного в 10 километрах на северо-запад от Назрани, достоверно не сохранилась.

    По одной из версий, мавзолей воздвигла красавица Сув над могилой своего возлюбленного Боргана Бексултанова, имя которого дало ингушскому названию мавзолея, что в переводе на русский означает "Могила Боргана". По другой легенде, в Ингушетии жил то ли арабский шайх, то ли сподвижник Тамерлана Бурхан-хан, который предчувствуя кончину, пожелал наметить место для своей гробницы, выехав в степь на верблюде и предоставил выбор ему - мавзолей был построен там, где остановился верблюд.


    2. Тем не менее, на одном от отрогов Сунженского хребта уже более 600 лет находится это сооружение, что делает его уникальным для Ингушетии и редким для России, поэтому оно занесено в список памятников федерального значения.


    3. "Борга Каш" имеет вид правильного параллелепипеда из твердого камня желтоватого оттенка, привезенного, вероятно, из Грузии. Размеры основания - 4 на 5 метров, высота - 3 метра. Полушарный купол ранее был увенчан металлическим шпилем, сейчас он не сохранился.


    4. Вход в мавзолей украшает арка. Исследователи отмечают необычайную точность кладки.


    5. Над входом в мавзолей сохранились три надписи на арабском: "808 год", "Бексултан сын Худайнада" и "Да будет постройка свободна от дурного!". Таким образом, мавзолей построен в 1405-1406 гг.


    6. Мавзолей состоит из двух камер - наземной и подземной. Подземную камеру ранее прикрывала каменная плита с арабской вязью.


    7. Изнутри склеп был расписан: внизу шла желтая полоса с орнаментом, выше были нарисованы цветы.


    8. Купол оставался белым, без росписи.


    9. Усыпальница в подземной камере, по некоторым воспоминаниями, была коллективной, там хранилось несколько тел в деревянных гробах. Как обычно в таких случаях, ходили рассказы о хранившемся якобы под склепом кладе, в поисках которого могила была разграблена приезжими охотниками за золотом. Сообщают, что последний раз мумифицированное тело из склепа поднимали в 1876 г., оно было вывезено в Москву, а спустя несколько лет в подземелье вылили бочонок нефти и подожгли мавзолей.


    10. Тем не менее, местные жители, ингуши, относились к мавзолею бережно, проводя ремонтные работы, и считая это место святым. Около мавзолея проводили ритуалы о ниспослании дождя и приносили в ритуальную жертву животных. В сам склеп они не спускались, считая это запретным. Последний раз мавзолей исследовали и реставрировали несколько лет назад.


    11-13. Ниже мавзолея раскинулось селение Плиево, несколько фотографий окрестностей.


    12.

    13.

    Мавзолей Борга-Каш – это самый ранний из сохранившихся мусульманских памятников на территории Ингушетии. Подобных памятников на территории России на сегодняшний день больше не сохранилось.

    Мавзолей Борга-Каш является памятником истории и культуры федерального значения и находится под охраной государства.

    Борга-Каш расположен на северо-западной окраине Плиевского муниципального округа г. Назрань, на левом берегу реки Сунжи, на склоне холма, являющегося отрогом Сунженского хребта (высота над уровнем моря 652 м), известного в Ингушетии как гора Шейха.

    Мавзолей представляет собой довольно правильный куб с полушарным куполом. Перед входом устроен стрельчатой формы притвор. Прямоугольный вход ведет в своеобразную крипту (подземный или полуподземный склеп, предназначенный для захоронения знатного человека), увенчанную сферой купола и украшенную сдвоенными пилястрами и стрельчатыми арками. Размеры основания 4,1x5,6 м, высота 3,2 м. Стены и купол мавзолея сложены из плотного, тщательно обтесанного камня желтоватого цвета твердой породы. Кладка с точной пригонкой. Мавзолей состоит из двух камер - надземной и подземной. С одной стороны - портал со стрельчатой аркой, в глубине которой расположен невысокий вход (с обеих его сторон -рельефный орнамент в форме плетения, над ним - три рельефные арабские надписи), ведущий в помещение с гладкими стенами и куполом. В полу - овальное отверстие, служащее сообщением с надземной частью мавзолея, имеющей прямоугольное основание, полукруглый свод и четыре прямоугольных арки. В стене с восточной стороны расположена глубокая ниша.

    Изнутри склеп был расписан: внизу шла желтая полоса с орнаментом, выше были нарисованы цветы, купол - белый, без росписи. Каменная плита, прикрывавшая отверстие подземной камеры, и каменное изголовье с арабской эпиграфикой не сохранились. Мавзолей построен в 1405-1406 гг. Над входом в мавзолей сохранились три надписи на арабском языке: "Восемьсот восьмой год", "Бексултан сын Худайнада" и "Да будет постройка свободна от (всего) дурного!". 808 год Хиджры соответствует времени с 29 июня 1405 года по 17 июня 1406 года.

    Исследователи связывают происхождение мавзолея Борга-Каш с тюркскими племенами - борганами и ногайцами.

    За 600 лет, прошедших со времени возникновения мавзолея, Борга-Каш хорошо сохранился. Хотя не раз он подвергался разграблению. Бытовали и рассказы о хранившемся якобы под склепом кладе, в поисках которого неоднократно совершались хищнические раскопки. Окончательно Борга-Каш был разграблен в последней трети XIX в.: в 1876 г. мумифицированное тело было вывезено в Москву, а в 80-х гг. владикавказские молокане, не найдя сокровищ, вылили в подземелье бочонок нефти и подожгли мавзолей.

    Ингуши во все времена очень бережно относились к мавзолею. Мавзолей тщательно оберегался: по инициативе местных жителей в 10-е гг. XX в. были проведены реставрационные работы (цементирование вокруг кровли, пола арки и надземной камеры; окраска внешних стен в голубоватый цвет).

    В период выселения ингушей, в 1944-1957 гг., когда уничтожалось все, что напоминало об ингушах (разрушались кладбища, взрывались башни, солнечные могильники и святилища в горах, уничтожались книги, картины и т.д.), мавзолей не тронули, т.к. считалось, что он не имеет отношения к ингушам и к ингушской истории.

    В настоящее время местные жители ухаживают за мавзолеем, время от времени производят побелку и покраску его стен, ухаживают за территорией вблизи памятника.

    В непосредственной близи от мавзолея также находятся с десяток, так называемых, "кабардинских" курганов конца XVI-XVII вв. - времени, когда в Назрановской долине господствовали кабардинцы, мигрировавшие на эту территорию с Северо-Западного Кавказа во второй половине XVI в.

    27.11.2009


    За минувший с тех пор срок (вроде бы и небольшой для развития науки) многое изменилось и уточнилось.

    Работами археологов А. П. Рунича, Э. В. Ртвеладзе и Т. Б. Палимпсестовой в Пятигорье была выявлена большая группа прежде неизвестных памятников золотоордынской эпо­хи, в том числе несколько мавзолеев XIV века между Ессенту­ками и Кисловодском. Исследователи верно сопоставили этот факт с существованием в местности Биш-Даг летней ставки ханов Золотой Орды. Но особенно знаменательно, как показал анализ археолога Р. А. Даутовой, что строительный модуль ессентукских мавзолеев оказался тождествен архитектуре Борга-Каш, который хронологически следует за ними.

    Исходный пункт их миграций сопоставляется с районом Пятигорья, где угадывается центр ранней истории этого тюрко-язычного племени. После опустошительного похода Тимура, обезлюдившего равнины Предкавказья, борганы передвинулись на восток, в район верховий Сунжи, где и оставили о себе мно­гочисленные следы в названиях местностей и в виде мавзолея Борга-Каш. Но тут ослабевшее тюркское племя вскоре попало в зависимость от кабардинских князей, чьи владения распространялись вплоть до западных районов Чечено-Ингушетии. А уж дальше его история оказалась тесно связана с историей кабардино-кумыкских феодальных междоусобиц XVI-XVII ве­ков.

    Но если вся история Борга-Каш — это история борганов, то при чем тут ногайцы? Может быть, правы те специалисты, кото­рые считают, что ногайцы на Северном Кавказе появились только в середине XVI века, когда Малые Ногаи во главе с Казыем Ураковым переправились через Волгу, освоив степи Приазовья и Предкавказья?

    Сегодня никто, пожалуй, не отрицает, что в состав войска Ногая входило значительное число мангитов — монголов, уже воспринявших кипчакский (половецкий) тюркский язык. Едва ли не бесспорно, что в улусе Ногая рядом с мантитами и впе­ремежку с ними жили другие племена и роды тюрко-язычных степняков — прямых потомков кипчаков конца раннего средне­вековья. Во второй половине XIV века зона политической актив­ности этого улуса охватывала и Северный Кавказ, в орбиту ко­торого активно втягивались и иные тюркоязычные племена, в том числе и прямые потомки кипчаков.

    Собственно Ногайская Орда (Мангитский юрт), кочевавшая между Волгой и Уралом и возглавляемая Едигеем, выделилась из Золотой Орды в течение 1391-1396 годов, то есть в период борьбы Тимура и Тахтамыша. Ядром, вокруг которого происхо­дило объединение новой Орды и будущей ногайской народности, были мангиты. Однако в нее входили и многочисленные тюрк­ские, в том числе кипчакские, племена Предкавказья, которые в значительной мере ассимилировали мангитов, воспринявших от половцев тюркский язык и многие элементы их культуры.

    Память народная бережно хранит воспоминания о минув­ших страницах истории, сведения о древних сородичах. В этих воспоминаниях есть и такой факт.

    С начала XVII века политика Малых Ногаев в Предкав­казье сильно активизировалась. Военная мощь этой части Ор­ды пугала местные силы, которые обращались за помощью друг к другу и к Русскому государству, проводившему, однако, весь­ма гибкую политику в этом вопросе. А гибкость была тем необ­ходимее, чем больше понимала русская администрация на Те­реке, что у ногайцев есть исторические союзники среди населе­ния Кавказа. В числе их были и кумыки — тюркоязычные кавказцы, в происхождении которых роль кипчаков была велика.

    Такой видится сегодня разгадка исторического феномена Борга-Каш. Конечно, многое из изложенного все еще звучит предположительно. Но толкование мавзолея в связи с предысто­рией ногайцев, которая все еще так слабо изучена, обогащает наши знания о прошлом небольшого ныне северокавказского на­рода, о взаимоотношениях ногайцев и их предков с другими оби­тателями края. Ведь Северный Кавказ — это страна с редкой глу­биной и прочностью переплетения судеб всех ее обитателей.

    Виноградов В.Б. Время, горы, люди. Грозный, 1980. С.49-55.

  • Читайте также: