Каше конспекты по грамоте


Программа для подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
kashe_filicheva_pechat.doc 1.11 МБ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НЕДОРАЗВИТИЕМ ФОНЕТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ.

1. Целевой компонент Программы 1.1 Пояснительная запискаДошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, с.

Новизна программы заключается в объединении двух направлений (педагогическом и психологическом) для развития у обучающихся предпосылок для успешного овладения чтением и письмом на фоне формирования со.

Дизартрия - это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата [8]. Из-за недостаточной иннервации мышц артикуляцион.

В основе создания программы использован опыт работы на дошкольном логопункте, подкреплённый современными коррекционно-развивающими программами Министерства Образования РФ.Данная программа предст.

Методы и приемы формирования развития речи детей дошкольного возраста. Грамматический строй речи.

Обучение грамоте

В педагогической и методической литературе есть немало указаний на то, что благодаря достаточному уровню общего и речевого развития дети 6 – 7-летнего возраста обладают определенной готовностью к обучению грамоте.

Готовность ребенка к обучению грамоте аналитико-синтетическим звуковым методом определяется возможностью осознания им звукового строя языка, т.е. переключения внимания от семантики слова к его звуковому составу – к умению услышать в слове отдельные звуки, понять, что они расположены в определенной последовательности.

Ребенок с недостаточностью произношения, обусловленной несформированностью фонематических представлений, этой готовностью не обладает. Чтобы проиллюстрировать сказанное, приведем один пример. Л.Ф.Спирова обследовала детей с правильной речью и с фонематическим недоразвитием перед их поступлением в школу. Так, по ее данным, выделение гласного звука из начала слова оказалось доступным 78% обследованных детей с правильной речью и только 46,2% детей с фонематическим недоразвитием. С выделением согласного звука из начала слова справилось 53,4% детей с правильной речью и только 18% с фонематическим недоразвитием. Особенно трудно было детям с несформированным звукопроизношением выделять гласный звук из конца слова. С этой задачей справилось только 3,1% детей, в то время как дети с правильной речью дали 25,5% правильных ответов.

В ряде исследований Р.Е.Левиной и других сотрудников Сектора логопедии Института дефектологии АПН СССР показано, что учащиеся с несформировавшимся звукопроизношением на первых порах обучения чтению с применением общепринятой методики с трудом овладевают слиянием букв, а в дальнейшем читают медленно, допускают большое количество разнообразных ошибок, плохо понимают читаемое.

Письмо этих детей также пестрит ошибками. Наиболее характерна замена букв, соответствующих близким по артикуляционным или акустическим признакам звукам, т.е. с – ш; з – ж; ч – т’; с – з и т.п.

Второй группой ошибок, не менее характерных для детей с рассматриваемой недостаточностью звукопроизношения, является пропуск букв; особенно часто пропускаются гласные буквы. Наблюдаются также перестановки букв, пропуски слогов и другие искажения слов.

Если основной причиной ошибок, выделенных в первую группу, является недостаточное различение звуков, то ошибки второй группы обусловлены неумением выделять звуки из состава слова и определять их последовательность в слове.

Для детей с отставанием в развитии звуковой стороны речи и отсутствием готовности к анализу звукового состава речи разработана особая система подготовки к обучению грамоте и обучения грамоте.

Основной особенностью данной системы является то, что как подготовка к обучению грамоте, так и обучение грамоте проводится исключительно на материале звуков, правильно произносимых всеми детьми, - в системе обучения предусмотрено определенное соответствие между изучаемыми звуками, теми или иными формами фонемного анализа и обучением чтению и письму.

Второй, не менее характерной особенностью, является выделение длительного периода со специфическим содержанием, в течение которого проводится подготовка детей к обучению грамоте.

Нельзя не упомянуть еще об одной особенности рассматриваемой системы – о чрезвычайной расчлененности усваиваемого детьми материала и его тщательной отработке на каждом из новых этапов обучения.

Остановимся несколько подробнее на содержании обучения.

Длительность подготовительного периода восемь недель. За это время у детей очень постепенно воспитывается готовность к анализу слов простейшей слоговой структуры (СГС; СГСГ).

Основной единицей обучения в это время является отдельный звук и звук, выделенный из состава слова. Как говорилось выше, в процессе постановки, уточнения, а затем закрепления правильного произношения звуков проводятся упражнения с целью развития слухового восприятия. При этом дети учатся различать звуки, происходит развитие внимания к звуковой стороне речи и слуховой памяти. С опорой на подготовленный таким образом звуковой фонд дети упражняются в звуковом анализе и синтезе. Теперь на первый план выдвигается новая задача – научить детей слышать отдельные звуки в составе слова и уметь определять их последовательность. В качестве материализованной опоры в это время используются собственные речевые кинестезии детей. В случае затруднений дети зрительно воспринимают (с помощью зеркала) собственную артикуляцию и артикуляцию логопеда.

Разработана определенная последовательность овладения детьми различными формами фонемного анализа: а) умение выделять начальный гласный звук из состава слов: у – утка – в этом слове первый звук у; б) анализ ряда, состоящего из двух-трех гласных (аиу – здесь три звука); в) анализ и синтез обратного слова типа ГС. Несколько позднее предлагаются упражнения на выделение гласного из положения после согласного. В это же время дети постепенно овладевают умением выделять последний (из слов типа СГС) и первый согласный из слов; упражняются в анализе и синтезе прямых слогов типа СГ.

После овладения детьми четким произношением и устным анализом и синтезом обратных слогов выполняются упражнения с фишками (красные для обозначения гласных звуков; черные - для обозначения твердых согласных; несколько позднее – синие для обозначения мягких согласных) и буквами разрезной азбуки. Дети упражняются в составлении и чтении обратных слогов, а несколько позднее (после устных упражнений) – в произношении, анализе и синтезе прямых слогов. Одновременно вводятся упражнения с фишками и буквами разрезной азбуки – начинается воспитание навыков чтения прямых слогов.

Май – июнь используются для закрепления всех полученных знаний и навыков.

Несмотря на длительную подготовку, обучение грамоте протекает в условиях, отличающихся от нормальных тем, что система фонем у детей еще не полностью сформирована. Это заставляет не только растягивать во времени процесс овладения чтением и письмом, но и по-иному располагать материал, пользоваться особыми методическими приемами

Рассмотрим характерные особенности букварного периода обучения.

На всех этапах букварного периода обучения устные упражнения, направленные на анализ слов постепенно усложняющегося звуко-слогового состава, предваряют упражнения с буквами.

По возможности раздвигается во времени знакомство с буквами, обозначающими близкие по артикуляционным или акустическим признакам звуки (т.е. с – ш; с – з; п – б и др.).

При ознакомлении с новой буквой из материала упражнений временно исключаются буквы, обозначающие близкие к изучаемому звуки. Так, например, при усвоении буквы б не включаются некоторое время слова с буквой п (буква п пройдена раньше).

По возможности группами усваиваются детьми буквы, обозначающие глухие и звонкие звуки.

Остановимся несколько подробнее на содержании обучения в этот период.

Наиболее специфическим является начальный этап букварного периода обучения. В это время единицей изучения становится слово. Дети учатся делить слова на слоги. Они узнают, что в слове может быть несколько частей. В качестве опоры используется схема слова, в которой длинной полоской обозначено слово, короткими – слоги.

Следующая ступень обучения – овладение звуко-слоговым анализом и синтезом слов типа СГСГ и СГС, т.е. знания детей о звуковом составе слов (полученные во время подготовительного периода обучения) объединяются с умением членить слова на слоги. В схеме теперь обозначают не только слова и слоги, но и звуки. Дети узнают, что в каждом слоге есть один гласный звук. Проводятся различные упражнения в звуко-слоговом анализе слов.

На последующих этапах букварного периода обучения постепенно вводятся слова более сложного слогового состава. При этом устный анализ слов каждой новой структуры предварительно тщательно отрабатывается на занятиях по произношению. Так, например, усваивая звук ш, дети упражняются в четком произношении и анализе слов типа СГССГ (кошка, мышка, мушка, шашки и др.). На занятиях по грамоте проводятся упражнения в выкладывании, письме и чтении слов такого типа. Аналогично во время тренировочных упражнений в правильном произношении звука л включаются слоги и слова со стечением согласных: ла – сла – Слава; по – пло – плот и т.п.; на занятиях по грамоте проводятся различные упражнения в выкладывании, преобразовании, чтении такого типа слогов и слов.

В этот же период обучения детьми усваивается навык анализа, выкладывания, письма и чтения предложений, а несколько позднее – чтения небольших текстов.

При обучении чтению логопед в основном пользуется приемами, рекомендуемыми общей методикой обучения. В то же время, учитывая все особенности речевого развития детей, особое внимание в процессе обучения обращается на правильность понимания детьми предлагаемого для чтения материала.

Вводится ряд специальных, постепенно усложняющихся приемов, служащих как для проверки понимания детьми читаемого, так и для активизации словаря и развития грамматической правильности речи.

Детям предлагается читать разделенные чертой слова, обозначающие подлежащее и дополнение. Вместо черты дети устно подбирают подходящие по смыслу сказуемые (слова-действия), например: Катя – мишку.

Чтобы правильно подобрать пропущенное слово (катает, несет, любит, возит, купает, покупает и т.п.), надо и правильно прочитать слова и понять отношение между ними.

Для чтения даются пары слов, одно из которых является определенной формой глагола, другое – глаголом третьего лица единственного и множественного числа, например: - гулять - гуляет – (при закреплении навыка чтения слов с мягким знаком). Ребенок должен прочитать каждое из слов и устно составить с ним предложение.

Надо прочитать предложение, а затем составить аналогичное, употребив слова в уменьшительной форме (при закреплении навыка чтения слов с разделительным мягким знаком), например: Птицы вьют гнезда. – Птички вьют гнездышки.

Немаловажную роль как для понимания читаемого, так и для перехода от слогового к слитному чтению играет работа над ударением, которая проводится в течение всего букварного периода обучения.

Обучение детей с рассматриваемым речевым дефектом требует постепенного усложнения предлагаемого для усвоения материала и большого количества упражнений на каждом этапе обучения, для чего необходимо использовать разнообразные методические приемы и различные пособия.

К сожалению, в настоящее время нет ни специальных пособий, ни букваря с расположением материала в последовательности, удовлетворяющей предъявляемым требованиям. Использовать существующие буквари возможно лишь частично и только на более поздних этапах обучения. В связи с этим логопедам рекомендуется самим изготовлять различные таблицы, карточки и другой дидактический материал.

В процессе решения всевозможных задач, связанных с усвоением детьми звукового и слогового состава слов, могут быть использованы игры, загадки, кроссворды.

В процессе обучения детьми овладевают чтением в пределах букваря, правильным пониманием прочитанного, умением отвечать на вопросы логопеда по содержанию прочитанного, пересказывать тексты, выкладывать из букв разрезной азбуки и писать отдельные слова различного звуко-слогового состава и предложения.


перейти в каталог файлов

Выбранный для просмотра документ Конспект № 1.docx

Выбранный для просмотра документ Конспект № 2.docx

Выбранный для просмотра документ Конспект № 3.docx

Выбранный для просмотра документ Конспект № 4.docx

Выбранный для просмотра документ Конспект № 1.docx

Выбранный для просмотра документ Конспект № 2.docx

Выбранный для просмотра документ Конспект № 3.doc

Выбранный для просмотра документ Конспект № 4.docx

Выбранный для просмотра документ Конспект № 1.docx

Выбранный для просмотра документ Конспект № 2.docx

Выбранный для просмотра документ Конспект № 3.docx

Выбранный для просмотра документ Конспект № 4.docx

Выбранный для просмотра документ Конспект № 1.doc

Выбранный для просмотра документ Конспект № 2.docx

Выбранный для просмотра документ Конспект № 3.docx

Выбранный для просмотра документ Конспект № 4.docx

Выбранный для просмотра документ Конспект № 2.docx

Выбранный для просмотра документ Конспект № 3.docx

Выбранный для просмотра документ Конспект № 4.doc

Выбранный для просмотра документ Конспект №1.docx

Выбранный для просмотра документ Конспект № 1.docx

Выбранный для просмотра документ Конспект № 2.doc

Выбранный для просмотра документ Конспект № 3.docx

Выбранный для просмотра документ Конспект № 4.docx

Выбранный для просмотра документ Конспект № 1.doc

Выбранный для просмотра документ Конспект № 2.doc

Выбранный для просмотра документ Конспект № 3.docx

Выбранный для просмотра документ Конспект № 4.docx

Выбранный для просмотра документ Конспект № 1.docx

Выбранный для просмотра документ Конспект № 2.docx

Выбранный для просмотра документ Конспект № 3.docx

Выбранный для просмотра документ Конспект № 4.docx

Выбранный для просмотра документ Конспект № 1.docx

Выбранный для просмотра документ Конспект № 2.docx

Выбранный для просмотра документ Конспект № 3.docx

Выбранный для просмотра документ Конспект № 4.docx

Выбранный для просмотра документ Конспек № 3.docx

Выбранный для просмотра документ Конспект 2.docx

Выбранный для просмотра документ Конспект № 1.doc

Выбранный для просмотра документ Конспект № 4.docx

Выбранный для просмотра документ Конспект № 1.docx

Выбранный для просмотра документ Конспект № 2.docx

Выбранный для просмотра документ Конспект № 3.docx

Выбранный для просмотра документ Конспект № 4.docx

Выбранный для просмотра документ Конспект № 1.docx

Выбранный для просмотра документ Конспект № 2.docx

Выбранный для просмотра документ Конспект № 3.docx

Выберите книгу со скидкой:


Развиваем мышление и речь: для детей от 4 лет

350 руб. 169.00 руб.


Решаем задачи: для детей от 5 лет

350 руб. 130.00 руб.


Счет от 0 до 5: для детей от 3 лет

350 руб. 130.00 руб.


Современный русско-английский словарь = Modern Russian-English Dictionary

350 руб. 117.00 руб.


Всемирный энциклопедический словарь

350 руб. 2155.00 руб.


ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ. ШКОЛА ЖУКОВОЙ (ОБУЧАЮЩАЯ АКТИВИТИ +50 А5). ФОРМАТ: 160Х215 ММ. в кор.50шт

350 руб. 94.00 руб.


Я УМЕЮ ЧИТАТЬ. Космическое кафе

350 руб. 118.00 руб.


ЕГЭ. Русский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 205.00 руб.


50 весёлых заданий на логику и математику 0

350 руб. 354.00 руб.


Как это сказать по-немецки, или Как использовать немецкие частицы в речи

350 руб. 227.00 руб.


Здравствуй, азбука! (Изучаем, раскрашиваем, играем и запоминаем)

350 руб. 119.00 руб.


Приключения английского языка

350 руб. 750.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Хачатурян Жанна ГригорьевнаНаписать 8874 27.08.2016

Номер материала: ДБ-167580

  • Дошкольное образование
  • Дошкольники
  • Конспекты
    27.08.2016 1092
    27.08.2016 1742
    27.08.2016 295
    27.08.2016 304
    27.08.2016 2528
    27.08.2016 8149
    27.08.2016 438

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

МБДОУ "Детский сад №38 "Белочка"

Цель: Систематизировать знания детей, полученные на занятиях по обучению грамоте.

Задачи

Образовательная: Закрепить способы деления на слоги, навыки звукового анализа, графические образы букв алфавита, умение составлять предложение с заданным словом;

Развивающая: Стимулировать развитие памяти при повторении потешек на все буквы алфавита, совершенствовать мелкую моторику рук при подготовке руки к письму: штриховка, работа с трафаретами и координации движения, общей моторики во время динамической паузы в игре "море волнуется".

Воспитательная: Воспитывать чуткое отношение к нуждающимся в помощи, аккуратность в работе с карандашом.

Я злой волшебник Звукомор похитил ваших феечек. Теперь посылаю вам трудные испытания. Феечки могут вернуться , если вы справитесь со всеми заданиями в конвертах.

Докажите, что вы стали умными, а феечки помогали вам на занятиях становиться грамотными.

- Да, ребята злой волшебник Звукомор похитил Феечек грамоты . Он посылает нам испытания – сложные задания. Я надеюсь что мы с вами станем командой умных и грамотных спасателей и освободим наших подружек Феечек.

1 Конверт "Разминка"

- Из чего состоит наша речь? (из предложений)

- На что можно разделить слова? (на слоги)

- Как называются звуки, которые спеть всегда вам рады, и нет у них преграды, зимой и летом красные, зовутся они. ( гласные).

- Назовите их (а,о, у, и, ы, э, ю, я, е, ё).

- Какой цвет любят эти звуки? (красный). Да, за них отвечала Феечка в Красном платье?

- Назовите звуки, которые не умеют петь из-за преграды во рту? (согласные)

- В каком платьице Феечки отвечали за согласные звуки? ( в синем и зелёном)

- Какого цвета платье у феечки мягких согласных звуков? (зелёного) Что эти феечки дарят своим звукам? (улыбочку)

- Что помогает звонким согласным звукам быть звонкими? (голосок)

- Как называются согласные звуки, у которых голосок спит? (глухие)

Переворачиваем конверт, а там буква М.

2 Конверт "Слоговые домики"

- Животные слогового домика вышли на прогулку и забыли на каком этаже они живут?

- На первом этаже живут животные, названия которых из 1 слога, на втором из 2-х слогов, на третьем из 3-х.

- А сейчас животные проголодались и хотят есть. Питаются они едой, состоящих по количеству из стольких же слогов, как их название.

- На каком этаже едят сыр? - Батон? - Колбасу? - Шоколад?

Переворачивают конверт с буквой О.

3 Конверт "Закорючки"

Я буквы в азбуке сломал,

по элементам разобрал,

теперь буквы допишите

в русские буквы превратите.

Переворачиваем конверт с буквой Л.

Физминутка "Море волнуется раз"

В Буквенном море могут утонуть буквы! Мы их спасём, если их изобразим своим телом.

Море волнуется раз

море волнуется два

море волнуется три

Букву К Т Б Ф покажи в парах букву М Н П.

4 Конверт "Трафареты"

Трафареты букв берите, аккуратно обводите,

а потом узор, штриховку, этой букве подарите.

Какие слова вы можете подобрать на эти буквы?

Переворачиваем конверт с буквой О.

5 Конверт "Весёлые потешки"

С буквами вы поиграли, а потешки на буквы вы не рассказали!

Переворачивает конверт с буквой Д.

6 Конверт "Загадка" (звуковой анализ слова книга)

свет для звуков зажигайте,

а потом по схемам предложение с этим словом сочиняйте.

Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком.
Разговаривает с нами
Всем понятным языком.
(Книга)

Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
(Книга)

Говорит она беззвучно,
А понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней –
Станешь вчетверо умней.
(Книга)

Выполняем звуковой анализ слова книга (зажигаем свет в окошечках)

Составляем предложения со словом книга.

7 конверт "Феечки"

Открываем конверт, а там наши феечки.

Звучит фонограма феечек:

"Спасибо милые друзья!

Вы нас освободили.

Вы Звукомора страшного своими знаниями победили.

Учить соотносить схему слова с названием предмета.

Продолжать знакомить с условным обозначением мягких согласных - зеленый круг, гласные – красный, твердые согласные – синий круг.

Развивать ориентировку в звуковой системе языка

Воспитывать интерес к чтению.

Раздаточный материал: набор магнитных букв, слоговые домики, схема предложения.

Методы и приемы: Игровой прием, вопросы к детям, объяснение, показ, самостоятельная работа детей с раздаточный материалом, индивидуальная помощь, итог.

Ход занятия:

Сегодня вы узнаете что-то новое о согласных звуках. Но сначала выполним задания.

- Положите на верхнюю полосочку гласные буквы, которые пишем после твердого согласного.

- Положите на нижнюю полосочку гласные буквы, которые пишем после мягкого согласного.

Сравнение звуков [г] и [к].

- Сравните звуки [г] и [к].

- Что у них общего?

(согласные, твердые, имеют мягкую пару)

- А чем отличаются?

(у детей возникает проблемная ситуация)

- Давайте понаблюдаем, как произносится каждый звук.

([г] – горлышко работает, в ушах звенит;

[к] – горлышко не работает, в ушах не звенит)

- [Г] – звонкий согласный звук.

(выставляется схема звоночка)

- [К] – глухой согласный звук.

Она стройная, прямая.

Нос свой держит впереди,

Если слышите звук [г] – подпрыгиваете, если слышите звук [к] – приседаете.

ЧТЕНИЕ И ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВ

Задания и вопросы

-Чем эти два слова похожи и чем отличаются? (Четыре буквы, два слога, одинаковые гласные, одинаковые вторые слоги, отличаются первой согласной буквой.)

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали

Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп!

По коленкам – шлёп, шлёп!

По плечам теперь похлопай!

По бокам себя пошлёпай!

Мы осанку исправляем

Спинки дружно прогибаем

Вправо, влево мы нагнулись,

До носочков дотянулись.

Плечи вверх, назад и вниз.

Улыбайся и садись. Имитация движений.

НАЙДИ КАРТИНКУ К СХЕМЕ

Задания и вопросы

Какими знаками мы обозначаем звуки в схемах? (Гласные - красный квадрат, мягкие согласные - зеленый квадрат, твердые согласные - синий квадрат.) Рассмотрите схемы слов (ЛИСТЫ 20-21, а затем назовите предмет, соответствующий каждой схеме.

- Прочитайте предложение. Кошка лакает молоко.

- Из чего состоит наше предложение?Предложение состоит из слов.

- Сколько слов в предложении? Три слова.

- Назовите первое (второе, третье) слово (дети называют).

- Что ставиться в конце предложения.

- В конце предложения ставиться точка.

- С какой буквы будем писать начало предложения?

- Начало предложения пишется с большой буквы.

- А теперь составим схему нашего предложения.

- Мы с вами повторили: что слово, только называет какие — то предметы, а предложение сообщает о чем — то, выражает мысли.

- Что мы сегодня изучили?

- Что понравилось в занятии больше всего?

Обучение грамоте

В педагогической и методической литературе есть немало указаний на то, что благодаря достаточному уровню общего и речевого развития дети 6 – 7-летнего возраста обладают определенной готовностью к обучению грамоте.

Готовность ребенка к обучению грамоте аналитико-синтетическим звуковым методом определяется возможностью осознания им звукового строя языка, т.е. переключения внимания от семантики слова к его звуковому составу – к умению услышать в слове отдельные звуки, понять, что они расположены в определенной последовательности.

Ребенок с недостаточностью произношения, обусловленной несформированностью фонематических представлений, этой готовностью не обладает. Чтобы проиллюстрировать сказанное, приведем один пример. Л.Ф.Спирова обследовала детей с правильной речью и с фонематическим недоразвитием перед их поступлением в школу. Так, по ее данным, выделение гласного звука из начала слова оказалось доступным 78% обследованных детей с правильной речью и только 46,2% детей с фонематическим недоразвитием. С выделением согласного звука из начала слова справилось 53,4% детей с правильной речью и только 18% с фонематическим недоразвитием. Особенно трудно было детям с несформированным звукопроизношением выделять гласный звук из конца слова. С этой задачей справилось только 3,1% детей, в то время как дети с правильной речью дали 25,5% правильных ответов.

В ряде исследований Р.Е.Левиной и других сотрудников Сектора логопедии Института дефектологии АПН СССР показано, что учащиеся с несформировавшимся звукопроизношением на первых порах обучения чтению с применением общепринятой методики с трудом овладевают слиянием букв, а в дальнейшем читают медленно, допускают большое количество разнообразных ошибок, плохо понимают читаемое.

Письмо этих детей также пестрит ошибками. Наиболее характерна замена букв, соответствующих близким по артикуляционным или акустическим признакам звукам, т.е. с – ш; з – ж; ч – т’; с – з и т.п.

Второй группой ошибок, не менее характерных для детей с рассматриваемой недостаточностью звукопроизношения, является пропуск букв; особенно часто пропускаются гласные буквы. Наблюдаются также перестановки букв, пропуски слогов и другие искажения слов.

Если основной причиной ошибок, выделенных в первую группу, является недостаточное различение звуков, то ошибки второй группы обусловлены неумением выделять звуки из состава слова и определять их последовательность в слове.

Для детей с отставанием в развитии звуковой стороны речи и отсутствием готовности к анализу звукового состава речи разработана особая система подготовки к обучению грамоте и обучения грамоте.

Основной особенностью данной системы является то, что как подготовка к обучению грамоте, так и обучение грамоте проводится исключительно на материале звуков, правильно произносимых всеми детьми, - в системе обучения предусмотрено определенное соответствие между изучаемыми звуками, теми или иными формами фонемного анализа и обучением чтению и письму.

Второй, не менее характерной особенностью, является выделение длительного периода со специфическим содержанием, в течение которого проводится подготовка детей к обучению грамоте.

Нельзя не упомянуть еще об одной особенности рассматриваемой системы – о чрезвычайной расчлененности усваиваемого детьми материала и его тщательной отработке на каждом из новых этапов обучения.

Остановимся несколько подробнее на содержании обучения.

Длительность подготовительного периода восемь недель. За это время у детей очень постепенно воспитывается готовность к анализу слов простейшей слоговой структуры (СГС; СГСГ).

Основной единицей обучения в это время является отдельный звук и звук, выделенный из состава слова. Как говорилось выше, в процессе постановки, уточнения, а затем закрепления правильного произношения звуков проводятся упражнения с целью развития слухового восприятия. При этом дети учатся различать звуки, происходит развитие внимания к звуковой стороне речи и слуховой памяти. С опорой на подготовленный таким образом звуковой фонд дети упражняются в звуковом анализе и синтезе. Теперь на первый план выдвигается новая задача – научить детей слышать отдельные звуки в составе слова и уметь определять их последовательность. В качестве материализованной опоры в это время используются собственные речевые кинестезии детей. В случае затруднений дети зрительно воспринимают (с помощью зеркала) собственную артикуляцию и артикуляцию логопеда.

Разработана определенная последовательность овладения детьми различными формами фонемного анализа: а) умение выделять начальный гласный звук из состава слов: у – утка – в этом слове первый звук у; б) анализ ряда, состоящего из двух-трех гласных (аиу – здесь три звука); в) анализ и синтез обратного слова типа ГС. Несколько позднее предлагаются упражнения на выделение гласного из положения после согласного. В это же время дети постепенно овладевают умением выделять последний (из слов типа СГС) и первый согласный из слов; упражняются в анализе и синтезе прямых слогов типа СГ.

После овладения детьми четким произношением и устным анализом и синтезом обратных слогов выполняются упражнения с фишками (красные для обозначения гласных звуков; черные - для обозначения твердых согласных; несколько позднее – синие для обозначения мягких согласных) и буквами разрезной азбуки. Дети упражняются в составлении и чтении обратных слогов, а несколько позднее (после устных упражнений) – в произношении, анализе и синтезе прямых слогов. Одновременно вводятся упражнения с фишками и буквами разрезной азбуки – начинается воспитание навыков чтения прямых слогов.

Май – июнь используются для закрепления всех полученных знаний и навыков.

Несмотря на длительную подготовку, обучение грамоте протекает в условиях, отличающихся от нормальных тем, что система фонем у детей еще не полностью сформирована. Это заставляет не только растягивать во времени процесс овладения чтением и письмом, но и по-иному располагать материал, пользоваться особыми методическими приемами

Рассмотрим характерные особенности букварного периода обучения.

На всех этапах букварного периода обучения устные упражнения, направленные на анализ слов постепенно усложняющегося звуко-слогового состава, предваряют упражнения с буквами.

По возможности раздвигается во времени знакомство с буквами, обозначающими близкие по артикуляционным или акустическим признакам звуки (т.е. с – ш; с – з; п – б и др.).

При ознакомлении с новой буквой из материала упражнений временно исключаются буквы, обозначающие близкие к изучаемому звуки. Так, например, при усвоении буквы б не включаются некоторое время слова с буквой п (буква п пройдена раньше).

По возможности группами усваиваются детьми буквы, обозначающие глухие и звонкие звуки.

Остановимся несколько подробнее на содержании обучения в этот период.

Наиболее специфическим является начальный этап букварного периода обучения. В это время единицей изучения становится слово. Дети учатся делить слова на слоги. Они узнают, что в слове может быть несколько частей. В качестве опоры используется схема слова, в которой длинной полоской обозначено слово, короткими – слоги.

Следующая ступень обучения – овладение звуко-слоговым анализом и синтезом слов типа СГСГ и СГС, т.е. знания детей о звуковом составе слов (полученные во время подготовительного периода обучения) объединяются с умением членить слова на слоги. В схеме теперь обозначают не только слова и слоги, но и звуки. Дети узнают, что в каждом слоге есть один гласный звук. Проводятся различные упражнения в звуко-слоговом анализе слов.

На последующих этапах букварного периода обучения постепенно вводятся слова более сложного слогового состава. При этом устный анализ слов каждой новой структуры предварительно тщательно отрабатывается на занятиях по произношению. Так, например, усваивая звук ш, дети упражняются в четком произношении и анализе слов типа СГССГ (кошка, мышка, мушка, шашки и др.). На занятиях по грамоте проводятся упражнения в выкладывании, письме и чтении слов такого типа. Аналогично во время тренировочных упражнений в правильном произношении звука л включаются слоги и слова со стечением согласных: ла – сла – Слава; по – пло – плот и т.п.; на занятиях по грамоте проводятся различные упражнения в выкладывании, преобразовании, чтении такого типа слогов и слов.

В этот же период обучения детьми усваивается навык анализа, выкладывания, письма и чтения предложений, а несколько позднее – чтения небольших текстов.

При обучении чтению логопед в основном пользуется приемами, рекомендуемыми общей методикой обучения. В то же время, учитывая все особенности речевого развития детей, особое внимание в процессе обучения обращается на правильность понимания детьми предлагаемого для чтения материала.

Вводится ряд специальных, постепенно усложняющихся приемов, служащих как для проверки понимания детьми читаемого, так и для активизации словаря и развития грамматической правильности речи.

Детям предлагается читать разделенные чертой слова, обозначающие подлежащее и дополнение. Вместо черты дети устно подбирают подходящие по смыслу сказуемые (слова-действия), например: Катя – мишку.

Чтобы правильно подобрать пропущенное слово (катает, несет, любит, возит, купает, покупает и т.п.), надо и правильно прочитать слова и понять отношение между ними.

Для чтения даются пары слов, одно из которых является определенной формой глагола, другое – глаголом третьего лица единственного и множественного числа, например: - гулять - гуляет – (при закреплении навыка чтения слов с мягким знаком). Ребенок должен прочитать каждое из слов и устно составить с ним предложение.

Надо прочитать предложение, а затем составить аналогичное, употребив слова в уменьшительной форме (при закреплении навыка чтения слов с разделительным мягким знаком), например: Птицы вьют гнезда. – Птички вьют гнездышки.

Немаловажную роль как для понимания читаемого, так и для перехода от слогового к слитному чтению играет работа над ударением, которая проводится в течение всего букварного периода обучения.

Обучение детей с рассматриваемым речевым дефектом требует постепенного усложнения предлагаемого для усвоения материала и большого количества упражнений на каждом этапе обучения, для чего необходимо использовать разнообразные методические приемы и различные пособия.

К сожалению, в настоящее время нет ни специальных пособий, ни букваря с расположением материала в последовательности, удовлетворяющей предъявляемым требованиям. Использовать существующие буквари возможно лишь частично и только на более поздних этапах обучения. В связи с этим логопедам рекомендуется самим изготовлять различные таблицы, карточки и другой дидактический материал.

В процессе решения всевозможных задач, связанных с усвоением детьми звукового и слогового состава слов, могут быть использованы игры, загадки, кроссворды.

В процессе обучения детьми овладевают чтением в пределах букваря, правильным пониманием прочитанного, умением отвечать на вопросы логопеда по содержанию прочитанного, пересказывать тексты, выкладывать из букв разрезной азбуки и писать отдельные слова различного звуко-слогового состава и предложения.

Читайте также: