Каше по коррекция ффнр

Данная программа предназначена для коррекционного обучения детей шестилетнего возраста с нормальным слухом и интеллектом, имеющих отклонения в речевом развитии.

В картине недоразвития речи на первый план выступает несформированность ее звуковой стороны, обусловленная дефектами восприятия и произношения. Однако у некоторой части детей может наблюдаться и нерезко выраженное отставание лексико-грамматического развития.

Характерным для этой категории детей является незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. При этом наблюдается наличие в речи детей недифференцированных звуков, смешение звуков, нестойкое употребление их в речи, значительное количество искаженно произносимых звуков. Типично недостаточное различение звуков на слух.

Нередко, наряду с неправильным произношением и восприятием звуков, отмечаются затруднения при произнесении многосложных слов и словосочетаний. Характерна для этой категории детей общая неотчетливость, смазанность речи, обусловленная нечеткой артикуляцией.

Данные дети не обладают в полном объеме готовностью к звуковому анализу речи, значительно хуже, чем их сверстники с нормально развитой речью, они справляются с выделением звуков из состава слов — как правило, им недоступно выделение гласных звуков из середины или конца слова; вместо первого согласного они называют обычно слог, слово и т.п.

Отмечается также отставание лексико-грамматического развития, которое выражается в бедности словаря, недостаточных навыках словообразования. При построении словосочетаний и предложений могут выделяться ошибки, не свойственные детям с нормально развитой речью. Это проявляется в аграмматизме, возникающем вследствие ошибок в согласовании и управлении и неправильном употреблении сложных предлогов. Характерна также бедность синтаксических конструкций, используемых в речи. Все названные затруднения проявляются в самостоятельной речи.

Дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Им принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии детей, в подготовке их к школе.

Содержание этой программы направлено на устранение речевых дефектов, на предупреждение возможных последствий речевых недостатков в условиях специальных коррекционных групп для детей с ФФНР и характеризуется наличием большого количества занятий по коррекции речевого дефекта.

Кроме того, не все дети старшего дошкольного возраста нуждаются в коррекции речи, да и речевой дефект у дошкольников также может варьироваться.

Исходя из этого, коррекционную программу Филичевой, Чиркиной и методические рекомендации Г.А. Каше необходимо адаптировать к условиям коррекции речи на логопункте при МАДОУ.

Решение данной проблемы возможно через разработку рабочей программы.

Цель программы:

Обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием фонетико-фонематической стороны речи у старших дошкольников.

Основные задачи коррекционного обучения:

  • Формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова);
  • Формирование навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова).
  • Развитие коммуникативности, успешности в общении.

Характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Фонетико-фонематическое недоразвитие – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом.

С развитием логопедической науки и практики, физиологии и психологии речи (Р. Е. Левина, Р. М. Боскис, Н. X. Швачкин, Л. Ф. Чистович, А. Р. Лурия и др.) стало ясно, что в случаях нарушения артикуляторной интерпретации слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его восприятие. Р. Е. Левина на основе психологического изучения речи детей пришла к выводу о важнейшем значении фонематического восприятия для полноценного усвоения звуковой стороны речи. Было установлено, что у детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками.
Состояние фонематического развития детей влияет на овладение звуковым анализом.

Уровень сформированности действия по выделению последовательности звуков в слове и умение сознательно ориентироваться в звуковых элементах слова находятся в зависимости от степени недоразвития фонематического восприятия и от того, является ли это недоразвитие первичным или вторичным (Л. Ф. Спирова).

Вторичное недоразвитие фонематического восприятия наблюдается при нарушениях речевых кинестезии, имеющих место при анатомических и двигательных дефектах органов речи. В этих случаях нарушается нормальное слухопроизносительное взаимодействие, которое является одним из важнейших механизмов развития произношения. Имеет значение и низкая познавательная активность ребенка в период формирования речи, и ослабленное произвольное внимание. При первичном нарушении фонематического восприятия предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень сформированности действия звукового анализа ниже, чем при вторичном.

Несформированность произношения звуков выражается вариативно. Так, звонкие заменяются глухими, р и л звуками л' и йот (у), с и ш звуком ф и т. п. Некоторые дети всю группу свистящих и шипящих звуков, т. е. звуков фрикативных, заменяют более простыми по артикуляции взрывными звуками т, т', д, д'.

В других случаях процесс дифференциации звуков еще не произошел и вместо артикуляционно близких звуков ребенок произносит средний, неотчетливый звук, например: мягкий звук ш' вместо ш, вместо с – с', вместо ч – т' и т. п.

Наиболее распространенной формой нарушения является искаженное произнесение звуков, при котором сохраняется некоторая сходность звучания с нормативным звуком. Обычно при этом восприятие на слух и дифференциация с близкими звуками не страдает.

Такая форма нарушения, как отсутствие звука или замена близким по артикуляции, создает условия для смешения соответствующих фонем и осложнений при овладении грамотой.
При смешении близких звуков у ребенка формируется артикуляция, но процесс фонемообразования еще не закончен. В таких случаях затрудняется различение близких звуков из нескольких фонетических групп, происходит смешение соответствующих букв.

Таким образом, недостатки звукопроизношения могут быть сведены к следующим характерным проявлениям:

а) замена звуков более простыми по артикуляции, например: звуки с и ш заменяются звуком ф;
б) наличие диффузной артикуляции звуков, заменяющей целую группу звуков;
в) нестабильное использование звуков в различных формах речи;
г) искаженное произношение одного или нескольких звуков.

Особенности организации обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи, фонематического недоразвития и формирование навыков звукового анализа (старшая группа)
Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению грамоте.
Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием, должны усвоить объем основных знаний, умений и навыков, который в последующем необходим для успешного обучения в общеобразовательной школе.
Логопедическая работа включает формирование произносительных навыков, развитие фонематического восприятия и формирование навыков звукового анализа и синтеза слова.
Коррекционное обучение предусматривает также определенный круг знаний об окружающем и соответствующий объем словаря, речевых умений и навыков, которые должны быть усвоены детьми на данном возрастном этапе.
На материале правильного произношения звуков осуществляется:

  • развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;
  • воспитание у детей умения правильно составлять простые распространенные и сложные предложения, употреблять разные конструкции предложений в связной речи;
  • развитие связной речи, работа над рассказом, пересказом с постановкой какой-либо коррекционной задачи;
  • развитие словаря детей путем привлечения внимания
    к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;
  • развитие произвольного внимания и памяти.
    Осуществляя коррекционное обучение детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, логопед учитывает закономерности процесса овладения звуковой стороной речи в норме, которые складываются путем постепенно вырабатывающейся дифференцировки в сфере различения характерных признаков речевых звуков.

Эффективность коррекционно - воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и взаимодействием всех субъектов коррекционного процесса: учителя-логопеда, ребенка, педагога, родителя.
Организация деятельности участников коррекционного процесса в течение года определяется поставленными задачами рабочей программы. Логопедическое обследование проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая. Логопедические подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся с 15 сентября по 15 мая.
Количество занятий с каждым ребенком: 2-3 раза в неделю (индивидуальные и фронтальные). Всего подгрупповых – 33 занятия с учётом каникул. Распределение занятий по развитию речи, проводимых в течение недели, соответствует требованиям к максимальной образовательной нагрузке на ребёнка в ДОУ, определёнными СанПиНами № 2.4.1.-1249-03.

Формы и средства организации образовательной деятельности

Учитель-логопед:

  • фронтальные коррекционные занятия,
  • индивидуальные коррекционные занятия.

Родители:

  • игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка;
  • контроль за выполнением заданий и произношением ребенка;
  • совместное выполнение домашнего задания и оформление тетради ребёнка.

Программа имеет блочно-тематическое построение:

Блок 1 – Фонетика и фонематический слух
Блок 2 – Формирование навыков звукового анализа

При отборе программного материала учитывалась структура дефекта детей с ФФНР.

Содержание блока № 1 (по фонетике и фонематическому слуху) календарно соответствуют содержанию блока № 2 (по формированию навыков звукового анализа и синтеза). Данные блоки являются неотъемлемой частью каждого подгруппового занятия по устранению фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников. На фронтальных занятиях изучаются те звуки, которые правильно произносятся всеми детьми или уже скоррегированные звуки на индивидуальных занятиях.

Индивидуальные занятия направлены на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия.

Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом. Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов.

Внимание детей обращается на основные элементы артикуляции звуков в период первоначальной постановки, которая является лишь одним из этапов изучения нового звука.

Частные приемы коррекции определяются и детализируются в зависимости от состояния строения и функции артикуляционного аппарата. При закреплении артикуляции последовательность позиции звука от наиболее благоприятной для произнесения к наименее благоприятной, от легкой к трудной устанавливается логопедом с учетом особенностей артикуляционной базы родного языка. Учитывается следующее:

  • для первоначальной постановки отбираются звуки, принадлежащие к различным фонетическим группам;
  • звуки, смешиваемые в речи детей, поэтапно отрабатываются отсроченно во времени;
  • окончательное закрепление изученных звуков достигается в процессе дифференциации всех близких звуков.

Материал для закрепления правильного произношения звуков подбирается таким образом, чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению словаря, грамматически правильной речи, умению правильно строить предложения и связную речь.

В блоке № 1 представлены фронтальные фонетические занятия, которые предусматривают усвоение (автоматизацию) произношения ранее поставленных звуков в любых фонетических позициях и активное использование их в различных формах самостоятельной речи.

Одновременно обеспечивается дальнейшее расширение речевой практики в процессе ознакомления с окружающим миром. Это позволяет реализовать коррекционную направленность обучения, предоставить ребенку благоприятные условия для овладения родным языком в индивидуальных и коллективных ситуациях общения. На фронтальных занятиях организуются совместные игры, обеспечивающие межличностное общение, разные виды деятельности для развития коммуникативной, планирующей и знаковой функции речи.

На фронтальные занятия выносятся только легко и правильно произносимые звуки. В качестве таковых используются звуки раннего онтогенеза, восприятие которых опирается на чёткие слуховые и кинестетические ощущения. Определилась следующая последовательность в изучении звуков:

Гласные: У, А, И, Э, О, Ы.

Согласные: П, П', Т, К, К', М, М', Л', X X', j, С, С', 3, 3', Б, Б', Г, Г', Т', Д', Т, Д, Ш, Л, Ж, Р, Р', Ч, Ц, Щ.

Работа над формированием фонематического восприятия включает в себя: узнавание неречевых звуков, различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру; различение слов, близких по своему составу; дифференциацию слогов и фонем).
На основании уточненных произносительных навыков осуществляются наиболее простые формы фонематического восприятия, т. е. умение услышать заданный звук (в ряду других звуков); определить наличие данного звука в слове.

Дифференциации звуков на всех этапах обучения уделяется большое внимание. Каждый звук, после того как достигнуто его правильное произношение, сравнивается на слух со всеми артикуляционно или акустически близкими звуками (1-й этап дифференциации). Позднее, после усвоения артикуляции второго из пары взаимозаменяющихся в речи звуков, дифференциация производится не только на слух, но и в произношении (2-й этап дифференциации).

В системе обучения предусмотрено определенное соответствие между изучаемыми звуками и теми или иными формами анализа. В определенной последовательности проводятся упражнения, подготавливающие детей к обучению грамоте – вначале это выделение из слов отдельных звуков, затем анализ и синтез простейших односложных слов.

Развитие фонематического слуха проводится по следующему плану:

1. Формирование действия выделения звука на фоне слова (есть данный звук в слове или отсутствует).
2. Формирование действия вычленения звука из начала и конца слова (по вопросам: "Какой первый звук в слове? Какой последний в слове?)
3. Выделение ударной гласной из слова.
4. Определение места звука слове (после какого звука слышится звук в слове? Перед каким?)

На подгрупповых занятиях по формированию фонетической стороны речи используются зрительные символы гласных и согласных звуков, поскольку дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи при обучении навыкам звукового анализа нуждаются дополнительно в слуховой и зрительной опоре. (Приложение 1)

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФНР) возникает из-за нарушения понимания и различения звуков. Проблема появляется у дошкольников с нормальным слухом и сохранным интеллектом. Часто развивается на фоне дизартрии, ринолалии, дислалии. Логопедическая работа с детьми с ФФНР позволяет значительно улучшить уровень развития речи.

  • Характеристика детей
  • Общие моменты работы
  • Виды занятий
  • Основные этапы

После нее происходит различение окончаний слов, приставок, предлогов и слов со сложной слоговой структурой. В дальнейшем дошкольники способны усвоить звуковой анализ и у них не будет проблем с освоением письма и чтения.

Характеристика детей

Прежде чем брать в работу детей дошкольного возраста в работу, логопед проводит диагностику. С ее помощью он определяет группу риска и тех, кому нужна помощь.

У ребенка с ФФНР отмечается не только несовершенство звуковой стороны речи, но и трудности с различением звуков.

Лексика и грамматика развивается с небольшим запозданием.

При отсутствии помощи специалиста нарушение скажется на формировании письменной речи. Имея ФФНР сложно будет писать и читать, в дальнейшем у них будет множество ошибок. При необходимости проводят коррекционную работу и в школьный период.

Общие моменты работы

Коррекция ФФНР не ограничивается одной работой с логопедом. Нагрузка должна правильно распределяться, создается особый режим дня. Проводятся подгрупповые и индивидуальные занятия.

Особенность работы при ФФНР заключается в том, что в процессе участвуют воспитатели, музыкальные руководители, учителя физкультуры. Родители тоже становятся неотъемлемой частью коррекционного процесса. В их задачу входит закрепление пройденного материала и выполнение специальной гимнастики.

Цель коррекции в младшем школьном возрасте – это устранение дефектов речи и успешное усвоение образовательной программы.

В логопедии существуют разные методики работы с тем или иным нарушением. Для каждого случая специалист составляет индивидуальный план. В нем указывается последовательность работы и реализуемые цели.

Виды занятий

Логопед берет в работу детей со старшей и подготовительной группы. Для подгрупповых занятий дошкольников делят на несколько групп по 3-4 человека. В качестве критерия отбора берут развитие грамматического строя речи, лексики. Уровень детей должен быть примерно одинаковым.

На занятии логопед занимается:

  • постановкой звуков;
  • автоматизацией;
  • дифференциацией;
  • развитием словаря;
  • грамматикой;
  • слуховым восприятием.

Воспитатели закрепляют с дошкольниками пройденный материал. Это может касаться как произносительных навыков, так и лексических тем. Родители тоже участвуют в этом процессе, выполняя с детьми специальные задания, которые выдает логопед. На индивидуальных занятиях проводится развитие артикуляционных навыков и слухового восприятия. При усвоении правильного произношения звука подключается выработка навыка выделения его в слове.

Работа со слоговой структурой включается при необходимости. При дизартрии показан логопедический массаж.

Последовательность постановки звуков зависит от индивидуальных особенностей дошкольника. При нарушениях свистящих, шипящих и сонорных работу ведут над каждой группой. Иногда начинают с шипящих и сонорных, так как для этих групп необходима хорошая воздушная струя и верхний подъем кончика языка.

Фронтальные занятия проводятся со всей группой. На них отрабатываются лексические темы, дифференциация звуков. На каждом занятии отрабатывается комплекс артикуляционной гимнастики, уточняется произношение звуков. Задания рассчитаны на коллективное выполнение.

Основные этапы

У детей дошкольного возраста коррекция ФФН занимает около двух лет. Среди направлений работы можно выделить три основных. Первое – это артикуляционное. Посредством специальных упражнений ребенок вырабатывает нужные движения губ, языка. Уточняется произношение сохранных звуков. На их основе проводится развитие слухового восприятия.

Типичное задание: с ребенком разбирают произношение гласных звуков и показывают их артикуляцию. Потом предлагают определить беззвучное воспроизведение.

Производится обучение по выделению звука в слоге, узнавании его в потоке других фонем. Параллельно учат отстукивать ритм, говорить с разной интонацией.

Второй этап – это дифференциация, то есть различение звуков. Детям объясняют разницу в артикуляции, акцентируют на этом внимание. Материалом служат гласные. Именно от них зависит внятность речи.

При усвоении материала вводятся для анализа обратные слоги. Понемногу вводятся согласные звуки и анализ слов с ними. Как и в случае с гласными, для определения позиции дают слова, которые начинаются с согласного звука.

Развитие фонематического восприятия начинается с неречевых звуков. Для этого проводятся разные игры. Например, перед дошкольником показывают несколько образцов: смятие бумаги, стук карандаша по столу, переливание воды из стакана в стакан и т. п. После просят его отвернуться и на слух определить, что делает логопед. Только после усвоения этого этапа переходят к звукам.

Про ФФНР и особенности коррекционной работы с детьми при данном нарушении написано множество научных трудов. Нельзя выделить какие-то основные методики, так как каждый случай требует индивидуального подхода.


На современном этапе в системе образования и обучения наблюдается рост числа детей с фонетическим и фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Анализ результатов обследования речевого развития воспитанников ГБДОУ детского сада . показал, что более 70% детей старшего дошкольного возраста (4-6 лет) имеют недоразвитие звуковой стороны речи, из них 50% - фонетико-фонематическое недоразвитие. Эти дети состав­ляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Одна из основных при­чин - недостаточное развитие процессов звуко-буквенного анализа и синтеза. Дети с тяжелыми нарушениями, чаще всего, попадают в логопедические группы, а дети с ФФНР и дислалиями, дизартриями различной степени выраженности остаются в массовых группах ГБДОУ и получают коррекционную помощь в дошкольном логопункте, при условии, если в учреждении открыта ставка учителя-логопеда. В связи с тем, что для работы с детьми в условиях логопункта нет программ, учитель - логопед в своей работе использует программы, предназначенные для логопедических групп, разработанных для детей с ФФНР, на основе которых специалист составляет свою рабочую программу.

Скачать:

ВложениеРазмер
programma_po_korr._fn_i_ffnr_logopunkt_kulakovoy_m.a.doc 922 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 78 Красносельского района Санкт-Петербурга "Жемчужинка"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по коррекции фонетического и фонетико-фонематического

недоразвития речи старших дошкольников

в условиях логопедического пункта

(на 1 год обучения)

Кулакова Марина Александровна,

I квалификационной категории

  1. Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
  2. Рабочая программа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

Пояснительная записка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

Содержание учебной программы . . . . . . . . . . . . . . . . . 7

Психофизические особенности детей с ФФНР . Эти дети, обладая нормальным слухом и интеллектом, имеют недоразвитие речи, обусловленное дефектами восприятия и произношения звуков. У них наблюдается также нерезко выраженное отставание развития лексико-грамматического строя речи. Для них характерны неустойчивость внимания, отвлекаемость; они хуже, чем нормально говорящие дети, запоминают речевой материал, с большим количеством ошибок выполняют любые задания, связанные с активной речевой деятельностью. Поэтому коррекционно-воспитательная работа строится с учётом особенностей психической деятельности детей – обучение органически связано с развитием ВПФ, произвольности, самоконтроля и другими качествами, которые должны быть усвоены детьми на данном возрастном этапе. Своевременное и личностно ориентированное коррекционное воздействие будет способствовать интеграции детей, созданию равных стартовых возможностей для полноценного усвоения школьной программы в будущем. Решение обозначенной проблемы требует внедрение в ГБДОУ программы коррекции фонетического и фонетико-фонематического недоразвития речи старших дошкольников в условиях логопедического пункта.

Программы коррекции фонетического и фонетико-фонематического недоразвития речи старших дошкольников в условиях логопедического пункта. Настоящая рабочая программа создана на основе программы

Цель: преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста, формирование полноценной фонетической системы языка, профилактика нарушений чтений и письма.

  • воспитание внимания к звуковой стороне родной речи;
  • совершенствование четкости произношения на фоне развития осознанного контроля за собственными кинестетическими и слуховыми ощущениями ;
  • воспитание внимания к языку;
  • развитие способности к обобщениям в сфере языковых фактов.

  • формирование полноценных произносительных н а выков;
  • развитие фонематического восприятия, фонематич е ских представлений, доступных возрасту форм звук о вого и слогового анализа, синтеза ;
  • развитие внимания к морфологическому составу слов, изменению слов и их сочетаний в предложении;
  • обогащение словаря , развитие внимания к морфологическому составу слова и способам образования слов;
  • воспитание у детей умений правильно составлять пр о стое распространенное предложение, а затем и сло ж ное предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;
  • развитие связной речи в процессе работы над расск а зом, пересказом, с постановкой определенной коррек ционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем;
  • формирование элементарных навыков письма и чт е ния специальными методами на основе исправленного звукопроизношения и полноценного фонематического восприятия;
  • развитие и совершенствование слухового и зрительного восприятия, расширение объема слуховой и зрительной памяти, совершенствование зрительно-моторной координации и ориентировки в пространстве.

Контингент: дети старшего дошкольного возраста (воспитанники подготовительных к школе группы) с ФФНР, ФНР (в исключительных случаях – ОНР III ур.).

Основные направления работы:

  • коррекция звукопроизношения и фонематических процессов;
  • развитие лексико-грамматического компонента и связной речи;
  • подготовка к обучению грамоте;
  • развитие свободного общения со взрослыми и детьми.

Подход к реализации рабочей программы должен быть гибким, соответствующим принципу дифференцированного обучения, так как уровень речевого развития и психофизические особенности детей с нарушениями речи очень индивидуальны. Индивидуальная работа планируется в соответствии с динамикой результатов в ходе оказываемого коррекционного воздействия.

Форма проведения занятий - непосредственная образовательная деятельность индивидуального и подгруппового плана. Наполняемость группы зависит от состава воспитанников (спектра диагнозов и их процентного соотношения от общего числа воспитанников, зачисляемых ежегодно из числа детей подготовительных групп нашего ГБДОУ в коррекционную службу учреждения) (до 25). Количество детей в подгруппе – до 12 человек, имеющих сходный дефект. Общее количество воспитанников, зачисляемых на 1 год работы – 25. Программа рассчитана на 1 год обучения. Количество занятий по программе в неделю: для I подгруппы (ФФНР) = 4 подгрупповых + 2 индивидуальных; для II подгруппы (ФНР) = 2 подгрупповых + 2 индивидуальных. Время индивидуальных и подгрупповых занятий: 10 - 20 минут и 35 минут. Стоит подчеркнуть, что в логопедических группах рекомендованный количественный состав воспитанников составляет 12 человек и тот факт, что большинство классических программ по коррекции ФФНР рассчитано на 2 года обучения. В нашем варианте – это всего лишь 1 год (продиктовано сроком пребывания по диагнозу (ФФНР)).

Логопедическое воздействие опирается на специальные принципы:

  • этиопатогенетический принцип;
  • принцип системности и учёта структуры речевого нарушения;
  • принцип дифференцированного подхода;
  • принцип поэтапности;
  • онтогенетический принцип;
  • принцип учёта ведущей деятельности;
  • принцип обходного пути.

  • Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа.
  • Наглядные методы: демонстрационный материал, использование ИКТ* (авторский ЭОР), таблицы, плакаты, символы гласных, символы согласных звуков, звуковой домик, слоговые таблицы, схемы, предметные картинки, карточки, образцы написания печатных букв, слов, предложений, поурочные распечатки для чтения, разрезная азбука, использование индивидуальных зеркал при составлении характеристики звука.
  • Практические методы: работа с раздаточным материалом, печатание на доске, листе бумаги, работа с разрезной азбукой, заполнение паспорта звука.
  • Метод дидактических игр (на индивидуальных и подгрупповых занятиях, авторские электронные игры).

* В коррекционно-развивающей работе активно использую авторский электронный образовательный ресурс. Цель создания ЭОР - повышение эффективности использования рабочего времени логопеда. ЭОР, легко применять на определенных этапах как подгруппового, так и индивидуального занятия. Данный образовательный ресурс создан в формате презентации PowerPoint, открывающей широкие возможности для оперирования накопленной иллюстративной базой. Широкий спектр наглядного, красочно оформленного материала, структурированного тематически, позволяет логопеду решать непосредственные коррекционные задачи, способствует активизации сниженных качеств процессов восприятия, внимания, памяти. Повышая познавательную активность и работоспособность дошкольников, используемый ЭОР плавно регулирует поведенческие трудности и постепенно развивает у детей произвольность деятельности.

Основное содержание работы по программе определено и разработано на основе следующих программ:

Для дидактического оснащения, расширения объема и качества иллюстративного и предметного материала, используемого в коррекционно-развивающей работы, были привлечены следующие авторские пособия, учебники, книги:

* Содержание, разработанной программы, и рамки ее реализации продиктованы сроками пребывания детей в логопедической службе.

Структура непосредственной образовательной деятельности и этапы коррекционно-развивающей работы:

Подгрупповые занятия 1-ого периода обучения (октябрь - ноябрь) для I и II подгрупп

Этот период включает в себя 4 подгрупповых занятия в неделю. Проводятся занятия двух видов.

Структура занятия 1 вида (Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза) состоит из нескольких составных частей:

  1. Знакомство со звуком/ парой звуков, его характеристикой, закрепление его/их правильного произношения.
  2. Работа над различением заданных звуков на слух, развитие слухового восприятия и качеств слухового внимания.
  3. Дифференциация пары или заданной серии произносимых звуков, обозначенных логопедом, развитие фонематического слуха.
  4. Динамическая пауза.
  5. Усвоение слов различной звукослоговой структуры на материале пройденных звуков.
  6. Подготовка к обучению грамоте: развитие навыков звукового анализа и синтеза (на материале слогов, слов), тренинг слухового восприятия, развитие слухового внимания, кратковременной слуховой памяти.
  7. Блок, направленный на развитие речи: эта часть занятия может включать в себя одно из следующих направлений:
  • Словарная работа
  • Развитие грамматического строя речи
  • Предложение, связная речь.

** Предполагается, что работа по расширению и активизации словаря и совершенствованию грамматических категорий, дополнительно включается в индивидуальные занятия, с учетом пробелов, выявленных на входном логопедическом обследовании.

Структура занятия 2 вида (Обучение основам грамоты) состоит из нескольких составных частей:

*** предполагается, что работа по расширению и активизации словаря и совершенствованию грамматических категорий, дополнительно включается в индивидуальные занятия, с учетом пробелов, выявленных на входном логопедическом обследовании.

Подгрупповые занятия 2-ого (декабрь-февраль) и 3-его (март-май) периода обучения

Здесь в работу дополнительно включаются занятия еще двух видов (для I подгруппы). Цель таких занятий – прицельная работа над совершенствованием лексико-грамматического строя речи и развитием связной речи, знакомство со структурой предложения, его составляющими.

Занятия третьего вида сочетают в себе следующие этапы:

  1. Знакомство с лексической темой (в соответствии с единым перспективно-тематическим планом ГБДРУ)
  2. Работа по расширению, уточнению и активизации словаря по обозначенной теме.
  3. Задания на обобщение и классификацию по теме.
  4. Динамическая пауза.
  5. Работа над грамматическими категориями и навыками словообразования.
  6. Игры по тематике на развитие ВПФ.

Занятия четвертого вида последовательно реализуют следующие блоки:

1 блок – Работа над словом (слова-предметы, слова-действия, слова-признаки).

2 блок – Работа над предложением (главные слова, распространение предложения с помощью включения в него слова/слов).

3 блок – Работа с маленькими словечками = предлогами.

4 блок – Непосредственно работа над связной речью:

  • пересказы
  • рассказы-описания
  • краткий пересказ
  • выборочный пересказ
  • самостоятельный рассказ.

На групповое занятие в подготовительной группе отводится 35 минут, длительность индивидуального занятия составляет 10 – 20 минут, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и выраженности проблем в его речевом развитии.

Расписание непосредственной образовательной деятельности в 1-ый период обучения, во 2-ой и 3-ий периоды обучения (размещаю ниже).

Индивидуальные занятия для воспитанников обеих подгрупп

Цель: формирование произношения и фонематических процессов

( На каждом занятии в течение всего периода обучения).

  1. Подготовительный этап.

Цель: подготовка слухового и речедвигательного анализаторов к постановке звуков.

  1. Развитие ручной моторики.

Цель: активизация моторных речевых зон головного мозга.

  1. Развитие дыхания.

Цель: развитие длительного выдоха без участия речи; развитие речевого дыхания на длительном плавном выдохе; развитие высоты, силы, тембра голоса.

  1. Развитие артикуляторной моторики.

Цель: выработка точных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков.

  1. Развитие слухового восприятия и внимания.

Цель: подготовка к различению на слух речевых единиц.

  1. Развитие фонематического восприятия и элементарных форм фонематического анализа.

Цель: развитие умения выделять звук на фоне слога и слова.

II. Постановка звука

Цель: формирование правильного артикуляционного уклада изолированного звука.

  1. Развитие слухового восприятия.

Цель: уточнение слухового образа звука.

  1. Развитие фонематического анализа.

Цель: выделение звука на фоне слова, уточнение слухопроизносительного образа звука.

  1. Развитие речевой артикуляторной моторики.

Цель: уточнение артикуляции конкретного звука с опорой на зрительное, тактильное восприятие, кинестетические ощущения; отработка каждого элемента артикуляторного уклада.

  1. Работа по непосредственной постановке звука.

Цель: объединение изолированных артикуляционных элементов в единый артикуляционный уклад.

III. Автоматизация звука

Цель: закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале, введение звука в слоги, слова, предложения, связную речь.

  1. Введение звука в слоги, слова, словосочетания, предложения, связную речь.
  2. Развитие фонематических процессов (фонематического восприятия, элементарного фонематического анализа и синтеза).
  3. Работа над просодической стороной (над ударением при автоматизации звука в словах и слогах, над логическим ударением в процессе автоматизации звуков в предложениях, над интонацией при закреплении произношения звука в предложении и связной речи).

IV. Дифференциация звуков речи (проводится, если ребёнок заменяет или смешивает звуки в речи)

Цель: развитие слуховой дифференциации, закрепление произносительной дифференциации, формирование элементарного фонематического анализа и синтеза.

  1. Предварительный этап работы над каждым из смешиваемых звуков.

(автоматизация в слогах, словах, фразах).

Цель: уточнить произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков.

  1. Этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков.

Цель: сравнение конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане.

V. Этап формирования коммуникативных умений и навыков (работа осуществляется воспитателем)

Цель: сформировать у ребёнка умения и навыки безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.

  1. Развитие умения использовать автоматизированные и отдифференцированные на специально подобранном материале звуки в естественных речевых условиях.
  2. Формирование способности контролировать своё умение правильно произносить звуки в спонтанной речи.

В итоге логопедической работы дети должны

- правильно произносить все звуки речи в различных фонетических позициях во всех видах речи;

- чётко дифференцировать все изученные звуки;

- проводить элементарный звуковой анализ и синтез на материале изученных звуков.

Расписание непосредственной образовательной деятельности в первый период обучения (октябрь – ноябрь)

Читайте также: