Когда праздник русской каши

10 октября во всем мире отмечают День каши (World Porridge Day), который появился в 2009 году в Шотландии.


Неспроста Всемирный день каши появился в Шотландии: с 1994 года в шотландской деревне Каррбридж ежегодно устраивается Всемирный чемпионат по приготовлению традиционной овсянки на воде с солью (World Porridge Making Championship). Победитель забирает почетный трофей в виде позолоченной палки для размешивания каши, а для любителей экспериментов есть отдельная номинация на лучшую вариацию овсянки, например, в последний раз победило ризотто из овсянки с лимоном, тимьяном и пармезаном. В 2009 году благотворительная организация Mary’s Meal, помогающая голодающим детям в бедных странах, официально закрепила 10 октября за Всемирным днем каши.

Предлагаем отметить этот праздник по-русски и приготовить, нет, не овсянку, а гурьевскую кашу. История ее появления не так очевидна, как принято считать. Свое имя ей дал в начале XIX века министр финансов граф Гурьев, с этим спорить трудно. Тем не менее авторство самого рецепта вряд ли принадлежит самому Дмитрию Александровичу. Рецептов приготовления гурьевской каши — множество. В летнюю жару ее даже выдерживали в леднике и подавали на стол как мороженое, украшенное свежими ягодами. В этом рецепте важен общий принцип приготовления, последовательность действий и подбор продуктов. И хотя гурьевская каша требует от хозяев немалой сноровки, она до сих пор входит в число самых известных и любимых блюд русской кухни.


Гурьевская каша

ИНГРЕДИЕНТЫ

  • 2 л свежих сливок жирностью 20%
  • 1/2 стакана манной крупы
  • 2 ст. л. сахара
  • 1 стручок ванили
  • соль
  • сливочное масло для смазывания

Для прослоек и украшения:

  • фрукты по вкусу (виноград, абрикосы, персики, ананас, киви, яблоки, груши)
  • 1/2 стакана сахара
  • 1/2 стакана миндаля

ПОШАГОВЫЙ РЕЦЕПТ ПРИГОТОВЛЕНИЯ

Для прослоек миндаль замочите в кипятке, очистите и порубите; фрукты на-режьте кусочками, сложите в подогретую кастрюлю с толстым дном. Всыпьте сахар, смочите 2 ст. л. воды. Поставьте на слабый огонь, готовьте 10 мин.

Стручок ванили разрежьте вдоль пополам. 1/3 сливок влейте в чугунок, выскребите кончиком ножа из стручка ванили семена, положите в сливки, добавьте и стручок. Доведите до кипения, убавьте огонь до минимального, готовьте 10 мин. Удалите стручок.

В кипящие сливки всыпьте манку, соль и сахар, перемешайте, сварите ман-ную кашу, 3–4 мин. Снимите чугунок с плиты, закройте крышкой, заверните в одеяло и оставьте упревать, пока готовятся пенки.

В эмалированный сотейник с высокими бортами или толстостенную глубокую форму для запекания влейте оставшиеся сливки и поставьте в разогретую до 140–150 °С духовку (выключите режим конвекции, иначе циркулирующий воздух не позволит пенкам образовываться). Когда на поверхности появится крепкая светло-коричневая пенка, ее нужно аккуратно снять шумовкой, поло-жить на смазанную маслом сковородку или в форму для запекания и дожи-даться образования следующей пенки. Этот процесс занимает около 1 ч.

Слои в гурьевской каше собираются в такой последовательности: 2–3 пенки, слой манной каши, слой фруктов. Затем снова – пенки, каша и так далее. Собирайте кашу по мере образования пенок, а не когда они все будут гото-вы – есть опасность, что вы не сможете потом отделить остывшие пенки друг от друга. Завершать кашу должен последний слой пенок, украшенный фрукта-ми и орехами. Подавайте гурьевскую кашу теплой или остывшей.


Ни одни родины не обходились без повитухи (Фото: Pixavril, Shutterstock)

В день Бабьих каш было принято чествовать повивальных бабок. Им приносили щедрые подарки и угощения. Приходили с детьми, чтобы бабки их благословили. Особенно в этот день к бабкам рекомендовалось ходить будущим мамам и молодым девушкам.

Позднее православная церковь стала отмечать в этот день праздник Собор Пресвятой Богородицы.

Бабка повивальная — в деревне всем родня дальняя. Ни одни родины не обходились без повитухи. Бабка пособляла роженице. Зная обычаи старины, бабка знала свое дело. При муках роженицы затапливала баньку, вываживала роженицу по солнцу. Бабканье — повиванье — утворялось добрым словцом, добрыми травами, добрыми молитвами. Одымляя роженицу, то есть, запалив березовую лучину и поджигая полынь с травой бессмертника, бабка радела о легких родинах.

Так ребячий короб тяжелел. Гурьбой славильщики бежали к чьей-то протопленной баньке, делили между собой угощение. Это было радостное время игр, забав. Дети узнавали друг друга и по-детски были счастливы, запоминая это зимнее чудесное время.

Наблюдали и за приметами: если этот день ясный, то будет хороший урожай проса. Каша в печи подрумянится — к снегу. Если синички с утра пищат, можно ожидать к ночи мороза, а вот беспрерывный крик ворон и галок сулит снегопады и метели.

8 января 2019 года по народному календарю — день Бабьих каш. Рассказываем , что это за праздник и чем занимались в этот день русские женщины.


День Бабьи каш: история праздника и традиции

По древнему обычаю 8 января было принято ходить к родильницам с пирогами , дарить подарки и поздравлять. Женщины приходили с детьми , чтобы бабки их благословили.

На юго-западе Руси многие сельские женщины относили угощения и в церковь , чтобы поблагодарить пресвятую Богородицу. Однако в 1590 году митрополит киевский Михаил осудил эти действия и запретил их как обычай несовместимый со святостью Пресвятой Девы.

Позднее православная церковь стала отмечать в этот день праздник Собор Пресвятой Богородицы , пишет calend.ru.


Бабьи каши: как отмечали праздник

Бабьи каши справляют три дня. В первый день чествуют повитух-родильниц , повивальных бабок , которые принимали роды , во второй день — Рода Небесного и Родителей , а в третий — Рожаниц — Богородицу Ладу и Богородицу Морену , пишет slavyanskaya-kultura.ru.

За столом было принято шутить , вести разговоры на откровенные темы или с подтектом , пишет wiki. Повивальные бабки проводили ритуалы , чтобы помочь женщинам иметь большей детей. На праздник повитуха варила кашу для рожениц из проса или гречихи.

К родовспоможению можно привлекать женщин , которые имели своих детей и не запятнали свою честь супружеской изменой или вздорным характером. Повитухи владели ритуальной практикой , знали множество заговоров и молитв. Первые дни за молодой матерью присматривала повитуха. За помощь ей дарили деньги и продукты. Считалось , что между повитухой и родившимся ребенком на всю жизнь устанавливалась духовно-родственная связь.


На Руси в старину широко отмечали День Святой Акулины. А церковь 13 июня чтит память святой мученицы Акулины. С этого дня в России начинался посев гречи в средних и северных районах России. А в южных к Акулине старались уже засеять все гречневые поля.

До революции в этот день в большинстве губерний крестьяне не работали в поле, а молились о большом урожае гречихи.

День Акулины считался праздником каш. Кашу варили не только для своей семьи, но и для нищих, которых тогда называли божьими людьми.

Каши на Руси всегда пользовались большой популярностью. Часто это были жидкие каши, в которые добавляли горох, лук, зелень, коренья, грибы и даже мясо и рыбу. Заправляли такие каши салом или жиром. А в крутые каши добавляли масло.

Для детей варили каши на молоке из манки, пшена, риса. Добавляли в них мёд, варенье, сахар.

Диетологи говорят, что было бы просто здорово, если бы мы начинали день с завтрака из каш. У тех, кто часто ест каши, не бывает гастритов и язв.

Каши нормализуют пищеварение, очищают сосуды, улучшают состав крови и работу сердца. К тому же в кашах есть практически все витамины, минералы и другие полезные вещества, необходимые нашему организму, чтобы оставаться здоровым.

А каша на обед не только поможет остаток дня быть в тонусе, но и сэкономит деньги. Так, что термос с кашей – это здорово!

Молочные каши, не только обогащают кальцием, но и помогают не набрать лишний вес. Ведь крупа переваривается медленно, так что человека не тянет на перекусы. А ещё врачи говорят, что те, кто любит каши, мало едят жиров. И ещё каши поднимают настроение и позволяют сохранять чувство умиротворения и гармонии.

По утверждению учёных, после проведения эксперимента на добровольцах, они убедились, что те, кто в течение месяца съедал на завтрак кашу, в течение дня меньше раздражались, беспокоились и не испытывали страха.

У студентов повышалась способность усваивать новые знания, а у работников умственного труда заметно повышалась работоспособность и усталость приходила только в самом конце рабочего дня или не наступала вовсе.

Те, кто работал физически, так же ощущали прилив сил и отсутствие усталости продолжительное время.

Каши полезны в любое время года, так как позволяют легче переносить жару, ветреную погоду, сырость и мороз. Так может быть стоит сделать праздник каш ежедневным? По крайней мере, несколько раз в неделю включать кашу в свой рацион не помешает никому из нас.

И некоторые рецепты.

Каша гороховая с пшеном и луком

Вам потребуется:

- 250 г лущёного гороха;
- 250 г пшена;
- 2 репчатые луковицы;
- 15 г зелени укропа;
- 3-4 ложки сливочного масла;
- 1 литр воды;
- соль по вкусу.

Горох замочить заранее. Потом промыть и сварить до мягкости в двух стаканах воды, в конце варки посолить.

Сварить до готовности замоченное заранее пшено в двух стаканах подсоленной воды. Лук мелко нарезать и обжарить на сковороде в масле до золотистого цвета. Пшённую кашу смешать с горохом, прогреть, выложить на блюдо. Сверху положить обжаренный лук и посыпать измельчённой зеленью укропа.

Каша гречневая с куриной печенью

Вам потребуется:

- 1 стакан гречневой крупы;
- 250 г куриной печени;
- 1 луковица;
- 1 яйцо;
- сливочное масло;
- соль по вкусу.

Из гречки на воде сварить рассыпчатую кашу.

Печень отварить и обжарить на сковороде в масле, пропустить через мясорубку. Лук измельчить и обжарить в масле до светло-золотистого цвета. Яйцо сварить вкрутую, измельчить.

В приготовленную горячую гречневую кашу добавить сливочное масло, пропущенную через мясорубку печень, обжаренный лук и рубленое яйцо.

Смазать сковороду маслом, выложить кашу и поставить в разогретую духовку до образования румяной корочки.

Каша гречневая с грибами

Вам потребуется:

- 1 стакан гречневой крупы;
- 5 сушёных белых грибов или подосиновиков, подберёзовиков;
- 1-2 луковицы;
- 1 литр воды;
- соль и масло по вкусу.

Грибы предварительно замочить, потом отварить до готовности и мелко нарезать.

Грибной бульон посолить и всыпать в него хорошо промытую гречневую крупу. Добавить измельчённый лук, размешать и варить, пока крупа не впитает всю жидкость.

Поставить кашу на полчаса в разогретую выключенную духовку.

При подаче к столу полить растопленным сливочным маслом и посыпать грибами.

Каша перловая с овощами

- 1 стакан перловой крупы;
- 3 спелых помидора;
- 1-2 сладких перца;
- 2 луковицы;
- 300 г кабачков:
- 15 г зелени укропа;
- растительное масло;
- 1 литр воды;
- соль по вкусу.

Перловую крупу промыть, замочить на несколько часов, сварить до готовности в литре подсоленной воды.

Лук измельчить, кабачки очистить и мелко нарезать, перец нарезать тонкой соломкой, помидоры дольками, все овощи положить в кастрюлю с кашей, добавить растительное мало, примерно, 3-4 ст. ложки и тушить до готовности овощей.

Подавать к столу, посыпав измельчённым укропом.

Каша пшённая с морковью

Вам потребуется:

- 1 стакан пшена;
- 2-3 моркови;
- 2 стакана молока;
- 2 стакана воды;
- 4 ст. ложки сливочного масла;
- мёд, соль по вкусу.

Способ приготовления:

Крупу замочить заранее. Затем промыть и залить кипящей подсоленной водой, когда вода впитается, долить горячее молоко, накрыть крышкой и настаивать полчаса.

Морковь натереть на тёрке, добавить в кашу, довести до кипения, проварить минут 5, добавить мёд. Подавать с растопленным сливочным маслом или полить им кашу.

Каша пшённая с творогом

- 1 стакан пшена;
- 200 г творога;
- 50 г сливочного масла;
- соль, мёд или сахар по вкусу.

Способ приготовления:

Налить в кастрюлю 2,5 стакана воды, посолить, довести до кипения, засыпать промытое пшено и варить до полуготовности.

Добавить сливочное масло, мёд или сахар, творог, всё хорошо перемешать и варить до готовности пшена.

В готовую кашу можно по вкусу добавить промытый и ошпаренный изюм без косточек.

Каша рисовая с яблоками

- 1 стакан риса;
- 40 г яблок;
- 1 литр молока;
- соль, по вкусу.

Способ приготовления:

Рис промыть в нескольких водах и сварить в подсоленном молоке до готовности, но не разваривать.

Из яблок удалить сердцевину, натереть их на тёрке, положить в рисовую кашу, накрыть крышкой и поставить минут на 5 в хорошо прогретую, выключенную духовку.

Дата в 2021 году: 8 января , пятница
Церковное название: Собор Пресвятой Богородицы
Другие названия: Бабий день, Праздник каш, Бабий праздник, День повивальных бабок и рожениц, Бабины
Традиции: посещение повивальных бабок, вручение им подарков; угощение гостей кашей

Народный праздник Бабьи каши в 2021 году отмечается 8 января (дата по старому стилю – 26 декабря). Верующие православной церкви в этот день празднуют Собор Пресвятой Богородицы.

История праздника

Церковный праздник Собор Пресвятой Богородицы посвящен матери Иисуса Христа, Пресвятой Деве Марии. Первое официальное празднование прошло в 681 году. Собором его назвали потому, что в этот день почитаются и другие святые, близкие Богородице и Иисусу Христу: Иосиф Обручник и его сын от первого брака Иаков.

Происхождение народного праздника Бабьи каши связано с почитанием богинь-матерей. В этот день на Руси чествовали повивальных бабок и рожениц.

Эти два праздника объединены в один.

Традиции и обряды праздника

В этот день проходят богослужения в храмах. Верующие люди прославляют Богородицу, благодарят ее за рождение Иисуса Христа и обращаются к ней с молитвами.

На Бабьи каши на Руси было принято чествовать повитух. Молодые девушки, беременные женщины ходили к ним в гости с угощениями (пирогами, блинами) и подарками. Считалось, если беременная преподнесет дары повивальной бабке, то роды ее пройдут легко.

Повитухи встречали гостей сытной и вкусной кашей, на которую не жалели молока, масла, сливок. Благодаря этой традиции возникло название праздника.

Приметы и поверья

  • Кружит вьюга и стоит морозная погода – примета холодного и ненастного лета.
  • Каша пригорела во время приготовления – к частым снегопадам.
  • Если в этот день взять в руки снег, и он прилипнет к ним, то скоро наступит тепло.
  • Если в этот праздник на пороге дома появились колядовщики, то их необходимо провести вовнутрь и угостить вкусной едой. Это принесет семье счастье, мир, покой и благополучие.
  • 8 января запрещается приобретать веревки и изделия, изготовленные из них. Согласно поверью, это способно привести к самоубийству в семье – кто-либо из родных и близких может повеситься.

Интересные факты


Бабьи каши (Бабий день) — день народного календаря у славян, отмечался русскими и белорусами 8 января или 9 января, болгарами — 8 января, сербами — 10 января. В обрядах дня присутствовали следы культа Богини Макоши (Параскевы Пятницы), который, в свою очередь, восходит к почитанию Великой богини-матери. На Руси в этот день почитали повивальных бабок и рожениц.

Русские обряды

Во многих местах по древнему обычаю русские женщины ходили к родильницам с пирогами. Этот обычай был ранее весьма распространён, но Христианской Церковью не терпим. Митрополит киевский Михаил в 1590 году осудил и запретил его как обычай несовместимый с христианством. С. Максимов сообщает легенду, записанную в бывшем Меленковском уезде Владимирской губернии, в которой в роли повивальной бабки выступает Параскева-Пятница (Макошь).

Как правило к родовспоможению привлекались женщины нерепродуктивного возраста, имевшие детей и не запятнавшие свою честь супружеской изменой или сварливым либо вздорным характером. Считалось, что иначе можно нанести вред как здоровью, так и судьбе новорожденного.

Болгарские обычаи

Сербские обычаи

Весь день был посвящён празднованию женщин, которые стали матерями за прошедший год. Лучше всего обычай сохранился в восточной Сербии. Женщины со своими младенцами посещали повитуху (серб. бабица) и дарили подарки. Матери благодарили повитуху, подносили свои блюда, дарили рушники и платки. В свою очередь, повитуха связывала детям ноги куделью из конопли — считалось, что в этом случае ребёнок быстрее пойдёт, а на голову клала кусочек белой шерсти, чтобы хорошо росли волосы.

Празднование Родогоща (Чурова дня) и Зимнего дня Бога Перуна болгарами-помаками.

Ниже приведем краткий перевод песен болгар-помаков соответствующих этим свято (праздникам), которые были записаны и изданы С. Верковичем в 1871 г. И так:

В селе песнопевца, пятьдесят лет тому назад (считать от 1871 года), праздновали (8 января по современному стилю) Щуров день, а потом наступление Нового года (с 13 на 14 января или Зимний день Перуна) после того как пройдут Маросные дни. Одна из выбранных старостой девушек объявляла начало Чурова дня следующей песней:

Песня 1.

Перуница Юда самовила (богиня Перуница)

С горы Белой, так проговорила:

«Ой, царь, что ты дома сидишь

И в Светлых Богов не веруешь?

Ты малых детей собери и наряди,

Да в пещеру к Сивому (седому-белому-зимнему) Перуну их пошли.

В руке его посох золотой,

Могучей силой налитой,

Им он Чернобога и Суру Ламию ударял,

Пращуров из темных миров освобождал,

И врата ведущие в Пекло потом замыкал (и завалил врата междумирья ведущие в Пекло).

Щуров –день теперь настает,

Родогошь к нам всем идет.

В руке у Перуна посох золотой,

Конь под ним летучий да борзой,

На главе его три птицы сидят

Во все стороны они глядят.

И входит он во все дома,

Смотрит в доме закрома,

Да садится он к огнищу,

Где готовят малые дети пищу.

И протянув десную (правую) руку,

Вкушает он Щурав Будник (кутю)- ругу.

И так там живы будут малы дети, до старости почтенной.

А где не готовят Щурав Будник(кутю), там черная година нетленна.

На них Сива Бог, разгневался

Три змии прожорливые выпускал,

В десною (правую) руку там саблю, сияющую брал,

А с левой руки молнию в поле направлял,

И поле всё там погорело,

Белая пшеница не поспела.

Девушка, тем что пела песню, оповещала станицу-село, и все узнавали от неё, что надо начинать готовить кутю (рисовая или иная сладкая каша) для встречи усопших родичей, а также начинать готовиться к встрече новой годины. Потом собирались старики со всей станицы-села и готовили все необходимое для встречи родичей и новой годины. Перво-наперво посылали они одну девушку, чтоб прошла она по селу и собрала других девушек, чтобы идти на гору, набрать дров для приготовления Будней вечери (кути). С девушками уходили и юноши, они рубили дрова, а девушки собирали их и относили в станицу-село.

Когда собирались молодцы во дворе, где совершали праздник и воздавали жертву, да угощались, старец брал у них свечи и зажигал их от огнища, в котором не погасал огонь. Девушки пели следующую песню:

Песня 2.

Ой, Сивый (седой-белесый) Бог Перун, не гневайся ты!

Пусть не будет Черной годины, послушай наши мольбы,

Пришли уже воеводы, да воины, подай ясный огонь ты им,

Чтоб запалить от него лучины, что наполнены светом твоим

Разнесем мы тот свет по домам

И светлая година тогда придет к нам.

Утром собирались юноши и девушки в одно широкое место, да играли хороводы и пели следующую песню:

Песня 3.

Ой, Сива Боже живой огонь у нас горит,

И у Перуна лик уже златым светом блестит,

Вокруг него все ясные птицы порхают, на небеса летают,

Седлал тут Сива Бог коня и проходил он по земле,

И золотая чаша у него в десной (правой) руке,

В чаше той студёная вода, и росит он её на поле наше сюда.

И Перун Бог уже не Сивый, а Златой,

Его Перуница Юда напоила светлой водой,

И больше он не гневится,

К станичникам за трапезу садится.

Ведь черная година теперь уже миновала,

И Перуница малым детям жить до старости пожелала.

Когда проиграют хороводы в течении нескольких дней и отпразднуют зимний день Перуна, то вечером 13 января (щедрый вечер) , юноши и девушки хватали за руку старца и уходили в какую ни будь пещеру (или капище), где верили, сидела Первая (Перуница) Юда, которая объявила этот праздник (обычно её изображала одна из девушек). Ей воздавали требу, а девушки пели следующую песню:

Песня 4.

«Ой, Перуница (Первая) Юда самовила,

Ты Перуна святой водой поила,

Наш царь, тебе жертву хочет воздать,

Три курицы чернавицы отдать.

Тебя ведь Бог к нам на землю посылал,

Перуница Юда самовила из пещеры выходила,

Да девчатам и парням так говорила:

«Ой царь, что же ты стоишь?

Чего ждёшь, что молчишь?

Во дворец ты иди,

И малых детей созови,

И пошли их по граду гулять

От двора ко двору песни петь и щедровать.

Кто им подарок подарит,

Тот до старости жизнь будет править.

На ниве у того белая пшеница

Вернулся царь во дворец, и малых детей собрал,

Да щедровать и песни петь их посылал.

Щедрый вечер по народному календарю приходится на 13 января. Перед современным старым Новым годом. В этот день дети ходили по дворам и щедровали и при этом следующую песню напевали.

Песня 5.

Наш Пращур главный-Сварог Бог

Пошли всем людям здравый год!

Перун привёл нас во садок,

А Перуница дала нам свить белый венок.

Нам Первая Юда самовила службу эту поручила,

Ходить от двора ко двору, и петь песни Богу Сварогу и Перуну

И кто подарок нам подарит,

Тот своей жизнью до старости сам правит

На ниве бела пшеница, у того уродится.

А в долгой жизни худого ничего не случится.

Песня 6.

Ой, Сварог наш Пращур где ты еси,

На земле или в Прави? Куда мольбу нам нести.

Чтобы на гору Белую к роднику ты сошел

И Живу Юду самовилу с собою привел.

В руке её чаша-братина златая,

Пусть нальется вода туда живая

Да сойди же к нам, Сварог Бог!

Ведь Щурав день прошел уже свой порог.

Ходили мы от двора до двора

Наступил уж и Зимний день Перуна.

Подарками нас всех одарили

Но светлой водой еще не поили

Прысни теперь Боже, той водой на поля

И где живая капля с небес упадет

Там будут все живы, здоровы и никто не умрет.

На поле чистом уродится пшеница,

И с тем кто тебя хвалит счастье случится

Силён ты, Боже и что только велишь

То сразу без маеты негаданно и явишь.

Дети потом возвращались во двор, где находился старец-староста, а девушки запевали следующую песню:

Песня 7.

Ой, царь-государь, что сидишь

И на небеса не глядишь

Ты быстрее собирайся

И на гору отправляйся

Чтоб протянуть десную (правую) руку к небесам,

И воздать славу всем предкам и богам (знамение славы).

Потом прокричит там Жива Юда самовила:

«Чистую воду я Сварогу наточила,

И ею службу Богу сослужила.

Ее Сварог с златой чаши пил,

Встряхнул десную руку, и на землю пролил.

Прыснула вода на весь ваш народ.

Когда девушки пропевали эту песню, все вместе шли на гору (или возвышенность), где девушки запевали следующую песню, которой хвалили Богов и всех Пращуров:

Песня 8.

Ой, Боже Сварог бог, Пращур наш!

Где ты, Боже, на земле иль на небесах

Хвальбой тебя хвалим мы все

Подняли десные руки к вышине

Прысни Боже нам чистой водой,

На дворы и нивы, водою живой.

Сойди боже на землю сойди

Святою водою всех окропи

Мы славу тебе сотворяем

С новой годиной всех поздравляем.

Тебе, Боже, жертву воздаем

Требы наши через огонь отдаем.


НА ЩУРАВ день (Родогошь). от другого певца

Песня 1.

Ой, Сива-Пращур! Садился Сива в вышине,

На зеленую гору, здесь его златой кладенец,

А в нем жаркая святая вода,

И от неё огонь до самого неба.

Там Жива Юда сидит у огня

В позолоченные одежды одетая вся.

В десной руке у неё ковш золотой,

Жаркой водой он до краев налитой.

Она Сиве Богу службу великую служит.

Жаркую воду ему стужит.

А девчоночки в поле жертву воздают

И Богу песни такие поют:

«Ой, Боже Сива Перун! Тебе жертву, воздаем,

В твой личный день песни поем.

Днесь ты с небес до нас сойди.

Как напьешься жаркой воды, чашу подними,

И прысни на нас этой светлой водой,

Так девушки песню поют,

Богу молятся, и живую воду ждут.

И вот Сива Бог Юде речь говорит:

«Юда Жива самовила, от меня наказ возьми,

Чтоб наточить всем жаркой воды,

В руке твоей ковш золотой,

Слети ты на поле и девчонок возьми с собой,

Они для тебя венки берут

И в крепкий град тебя сведут

И ты пойдёшь от двора ко двору,

Там златые венки обовьют главу твою.

Ведь ты Богиня новой годины!

Три дня тебе быть на земле,

Жива Юда послушалась, и пошла

Жаркой воды наточила она

И вниз она к девушкам сошла.

И каждая венок ей дала.

Девчата песни ей поют

И живую воду пьют:

«Ой, Юда прысни жаркою водой,

На того кто требу разделил с тобой.

Ты Богиня и ждет тебя наша земля

Дата в 2021 году 8 января 2021 года, Пятница
Церковное название: Собор Пресвятой Богородицы
Значение: в этот день почитали повивальных бабок и рожениц
Другие названия: Бабий день, Бабий праздник, День повивальных бабок и рожениц, Праздник каш, Праздник рода и рожениц, Дарий, День гусляра пророка Давида, Святая Богородица
Традиции: беременные женщины приходили к бабкам с подарками, а те их угощали кашами


Бабьи каши отмечается 8 января (по старому календарю – 26 декабря). Сербы отмечают этот праздник 10 января (28 декабря – по старому календарю). Ни для кого не секрет, что наши предки, являясь древними славянами, были язычниками в течение нескольких столетий. В 988 году на Руси было принято христианство. С этого момента многие данные о прошлом нашего народа были потеряны. Однако в настоящем такие непонятные моменты и загадки только подогревают интерес к нашей истории. Народ всегда интересовали тайны и неизвестности, а когда это касается твоей истории, твоих родителей и вообще твоих предков, то остаться в стороне просто невозможно.

История праздника

Праздник Собор Пресвятой Богородицы имеет очень древнюю историю, которая начинается в четвёртом веке. Когда весь народ восхвалял родившегося Иисуса Христа, Епифаний Кипрский и Амвросий Медиоланский начали восхвалять и его мать – Пресвятую Деву. Такую идею поддержали христиане, и в итоге появился новый православный праздник. И только через три века праздник получил статус официального. Случилось это в 681 году на Шестом Вселенском Соборе.

В это же время принято было праздновать такой праздник как Бабьи каши. Славяне верили, что бабки-повитухи являются слугами богинь-матерей, дарующих новую жизнь. Повивальные бабки служили современными акушерками, помогая появиться на свет малышам, поэтому народ их уважал. И из-за такого большого уважения люди и решили, что было бы правильно выделить их важный труд и сделать их профессиональный праздник. А так как Святая Богородица родила Сына Бога, то с течением времени два праздника были объединены в один.

Отмечать этот праздник было решено на следующий день после Рождества Христова, а именно 8 января. В День повивальных бабок и рожениц принято прославлять Святую Богородицу. Люди молятся ей, изливают свою душу, просят о помощи и благодарят за рождение Христа. Вспоминают в этот день также и тех, кто по крови близок к Иисусу Христу (его отца Иосифа и брата Иакова).

Традиции и обряды

Изначально в этот день было принято почитать повивальных бабок. Беременные девушки и женщины приходили в гости к бабкам, дарили им подарки и угощали разными блюдами: пирогами, блинами. Они верили, что после принесения даров бабкам рождение ребёнка будет лучше и проще. Женщины с маленькими детьми также несли дары и угощения. Так бабки благословляли маленьких деток на счастливую жизнь.

Посиделки с повитухами часто длились целую ночь. Бабки проводили различные ритуалы, которые благословляли матерей на большее количество детей. И дорогих гостей повитухи угощали кашами из проса и гречихи, не жалея на них масла, молока и сливок.

Повитуха раньше являлась дальней родственницей всей деревни. Она присутствовала на всех родах. Не всем женщинам можно было доверить эту ответственную работу. Такая женщина должна быть в возрасте, иметь хороший опыт. Повитухой также могла быть только та женщина, которая рожала своих детей. Девственниц категорически не допускали к такой работе. Женщин, которые изменяли своим мужьям, к работе также не допускали. А черноглазые бабки не могли принимать роды, так как считалось, что у новорождённого может быть плохая судьба. Как только у женщины наступали первые схватки, повитуха топила баню (так схватки проходили легче). Рожениц окуривали различными травами, читая молитвы и поддерживая добрыми словами.

Приметы

  • Каша пригорела во время приготовления – к частым снегопадам.
  • Если в день праздника на улице сильный мороз или вьюга, то лето тоже будет холодным.
  • Если снег в руках лепится, то скоро наступит тепло.
  • Если на праздник кто-то купит верёвку или изделие из верёвки, то в семье может произойти самоубийство.
  • Если в дом приходят колядовать, то их следует накормить, тогда в доме будет счастье и добро.
  • Если после заката небо обретёт багряно-красный цвет, то следует ждать сильных морозов.
  • Зяблик запел – оттепель не за горами.
  • Если в этот день светит солнышко и ясное небо, то урожай проса будет хорошим.
  • Если в печи пламя не красного цвета, а белого, то скоро будет потепление.
  • Вороны не находят себе места – будет вьюга.
  • Холода будут, если северный ветер дует сильно и устойчиво.

Читайте также: