Кому был посвящен праздник бабьи каши на руси

8 января 2019 года по народному календарю — день Бабьих каш. Рассказываем , что это за праздник и чем занимались в этот день русские женщины.


День Бабьи каш: история праздника и традиции

По древнему обычаю 8 января было принято ходить к родильницам с пирогами , дарить подарки и поздравлять. Женщины приходили с детьми , чтобы бабки их благословили.

На юго-западе Руси многие сельские женщины относили угощения и в церковь , чтобы поблагодарить пресвятую Богородицу. Однако в 1590 году митрополит киевский Михаил осудил эти действия и запретил их как обычай несовместимый со святостью Пресвятой Девы.

Позднее православная церковь стала отмечать в этот день праздник Собор Пресвятой Богородицы , пишет calend.ru.


Бабьи каши: как отмечали праздник

Бабьи каши справляют три дня. В первый день чествуют повитух-родильниц , повивальных бабок , которые принимали роды , во второй день — Рода Небесного и Родителей , а в третий — Рожаниц — Богородицу Ладу и Богородицу Морену , пишет slavyanskaya-kultura.ru.

За столом было принято шутить , вести разговоры на откровенные темы или с подтектом , пишет wiki. Повивальные бабки проводили ритуалы , чтобы помочь женщинам иметь большей детей. На праздник повитуха варила кашу для рожениц из проса или гречихи.

К родовспоможению можно привлекать женщин , которые имели своих детей и не запятнали свою честь супружеской изменой или вздорным характером. Повитухи владели ритуальной практикой , знали множество заговоров и молитв. Первые дни за молодой матерью присматривала повитуха. За помощь ей дарили деньги и продукты. Считалось , что между повитухой и родившимся ребенком на всю жизнь устанавливалась духовно-родственная связь.


Ни одни родины не обходились без повитухи (Фото: Pixavril, Shutterstock)

В день Бабьих каш было принято чествовать повивальных бабок. Им приносили щедрые подарки и угощения. Приходили с детьми, чтобы бабки их благословили. Особенно в этот день к бабкам рекомендовалось ходить будущим мамам и молодым девушкам.

Позднее православная церковь стала отмечать в этот день праздник Собор Пресвятой Богородицы.

Бабка повивальная — в деревне всем родня дальняя. Ни одни родины не обходились без повитухи. Бабка пособляла роженице. Зная обычаи старины, бабка знала свое дело. При муках роженицы затапливала баньку, вываживала роженицу по солнцу. Бабканье — повиванье — утворялось добрым словцом, добрыми травами, добрыми молитвами. Одымляя роженицу, то есть, запалив березовую лучину и поджигая полынь с травой бессмертника, бабка радела о легких родинах.

Так ребячий короб тяжелел. Гурьбой славильщики бежали к чьей-то протопленной баньке, делили между собой угощение. Это было радостное время игр, забав. Дети узнавали друг друга и по-детски были счастливы, запоминая это зимнее чудесное время.

Наблюдали и за приметами: если этот день ясный, то будет хороший урожай проса. Каша в печи подрумянится — к снегу. Если синички с утра пищат, можно ожидать к ночи мороза, а вот беспрерывный крик ворон и галок сулит снегопады и метели.




Как известно наши предки, древние славяне, на протяжении многих столетий были язычниками и поклонялись различным богам. После принятия христианства большая часть знаний наших предков была безвозвратно утрачена, но от этого интерес к прошлому своего народа на сегодняшний день только возрастает. Людей всегда интересует все неизведанное и тайное, особенно если это касается непосредственно их прошлого.

В современном мире славянские праздники и обряды почти утратили свою силу и влияние, но все же родовая память играет огромную роль. Многие наши соотечественники начинают изучение славянских языческих праздников.

Праздник Бабьи Каши – значение и суть для наших предков.

Одним из наиважнейших праздников по славянскому календарю было 8 января (26 декабря по старому стилю) – праздник Бабьих Каш.
Этот праздник уходит своими корнями в далекую древность и главной его целью является почитание богинь-матерей. Но со временем в этот день стали почитать и бабок–повитух, так как древние славяне верили, что они являются слугами богинь-матерей, которые и даруют новую жизнь.

Существовал целый ритуал по празднованию — уже рожавшие женщины приходили к повитухам вместе с детьми и приносили различные дары и угощения – пироги, блины, пиво и даже наливку. После принятия угощений повитуха обязательно благословляла детей на счастье и здоровье на весь год. Также в этот день бабок-повитух посещали все женщины деревни, которые уже были беременными или же хотели в скором времени выйти замуж.

После этого в доме повитухи начинался настоящий ритуал, все пришедшие в дом должны были сесть за одним большим столом, где будут стоять все угощения и начать свою трапезу. Во время этого должно быть весело и непринужденно, также женщины разговаривали о своих мужьях и семьях. Для женщин, которые не обрели счастья материнства или же хотят еще деток, повитуха проводила специальные обряды. На ритуальном огне она готовила смесь каш из проса и гречки, после чего каждая из участниц обряда должна была съесть хотя бы ложку этой каши. Также в ночь празднования впервые стригли детей и почитали умерших особой трапезой. Все это действие проходит до самого рассвета, и никто не уходил без веской причины и разрешения повитухи.

Наши предки считали, что повитуха это родственница всем семьям, ведь ни одни роды не проходили без ее помощи и присутствия. Ее помощь была необходима женщинам, ведь обезболивающих в то время не было, а бабка чудесно зналась на травах и методах как ускорить роды, чтобы нанести меньший вред ребенку и роженице.

Какой должна быть бабка-повитуха


Конечно, столь ответственная обязанность как принятие родов доверялась далеко не каждой. У древних славян был даже перечень требований к бабе–повитухе:

  • Женщина должна быть уже в возрасте, когда детей она рожать не может, не зря ее называли бабка-повитуха;
  • Она должна была сама пройти этап рождения на свет собственного ребенка, чтобы понимать все, что происходит, и сочувствовать роженице;
  • Знающая лекарственные травы, ловкая, умеющая принимать быстрые решения, как бы сказали в наши дни – стрессоустойчивая.

Стоит отметить, что еще одним немаловажным фактором выбора в повитухи была репутация женщины, если она прожила тихую и верную
супружескую жизнь только в этом случае на нее возлагали столь ответственную миссию. Наши предки верили, что если допустить к рождению ребенка недостойную женщину, то она может навредить как здоровью, так и судьбе малыша.

Как видим, календарь славянских праздников способен удивить и научить нас, современных людей, выбирать человека, которому доверяется жизнь новорожденного.

Славянские праздники имеют весьма необычные названия, одни из них сразу дают понять, кому посвящен день, другие наводят на размышления, или приводят в замешательство. Вот так и 8 января – Бабьи каши, что это за торжество - день каш, или тех, кто их готовит?


Оказывается не то, не другое. Издревле в этот зимний праздник славяне отдавали дань уважения повитухам (повивальным бабкам). Именно они были первыми и незаменимыми помощниками женщинам-роженицам.

В каждой местности были свои обычаи празднования, но всех объединяло почитание женщин-рожениц и тех, кто помогал им разродиться - повивал младенца, ворожил на здоровье матери и ребенка.

В одних поселениях в этот день повивальных бабок приглашали в гости, одаривали подарками, угощали кашей. В других – с дарами приходили в дом к повитухе, ели приготовленную ею кашу. Повсеместная кашеварная традиция и дала название празднику.

8 января на Бабьи каши в каждом селении свершались различные обряды:

Примечательно, что православный и славянский праздники отмечаются в один день - общество всегда с благоговением относилось к рождению новой жизни. Рождение человека значимое событие не только в отдельной семье, это продолжение рода, племени, продолжение предков в потомках.

Славянские племена жили в суровой климатической зоне, они понимали, что выжить в условиях продолжительной морозной зимы и короткого лета можно только большой крепкой общиной. Каждый новорожденный – новый член общины, каким он будет тружеником и добытчиком зависит от его здоровья и воспитания.

Славяне считали, что между повитухами и принятыми ими детьми устанавливается неразрывная духовно-родственная связь. Повитуха несла ответственность за повитого ею ребенка, принимала участие в обрядах, относящихся к наиважнейшим событиям его жизни. Вот откуда это глубокое почтение к тем, кто помогал младенцам родиться.

Не каждого допускали к роженицам. Прикоснуться к таинству рождения мог только человек с чистой душой, жизненным опытом, определенными знаниями и навыками. Обычно повитух не выбирали, женщины добровольно брали на себя эту обязанность, но требования к ним предъявлялись строгие:

  • пожилой возраст, желательно вдовы;
  • наличие собственных детей, личный опыт 3-4 родов;
  • безупречное поведение в семейных отношениях, жена, не замеченная в супружеских изменах;
  • счастливая жена, мать;
  • характер незловредный, не сварливый;
  • умение оказывать акушерскую помощь;
  • знание религиозно-магических действий для облегчения родов, обеспечения здоровья матери и ребенка.

В славянском обществе существовало поверье: характер повитухи передается повитым ею детям; у безнравственной - младенцы родятся больными; у бездетной – мертвыми. Наши предки как могли, заботились о своем потомстве.

Повивальную эстафету подхватили акушеры с медицинскими знаниями, современным оборудованием. Остались ли где-то еще повивальные бабки? Вероятно, остались.

Пожелаем 8 января в Бабьи каши каждой акушерке, каждой повитухе славянского почтения, счастливого семейства, доброго характера, мудрого жизненного опыта и акушерского мастерства – здоровых, жизнеспособных новорожденных и их благодарных родителей.


фото: Михаил Свешников


На восьмое января в народных календарях многих народов, имеющих славянские корни, приходится День повитухи, который иначе называется Бабий день или Бабьи каши. Праздник почти забытый, тем более, что сегодня далеко не каждый знает значение слова повитуха.

Повитухами называли женщин, помогавших ребенку появиться на свет до того как сложился институт акушерства. Поскольку к здоровому физически и ментально продолжению рода относились очень серьезно, готовить женщину к материнству и принимать роды полагалось со всей основательностью. (Миф о женщине, рожавшей в поле в стоге сена, после чего она вставала и продолжала работать, появился во время Великой отечественной войны, в эпоху построения социализма. Вместе с частушкой: "Я и лошадь, я и бык. Я и баба и мужик").

Повитухами обычно были замужние женщины, имевшие своих детей, но уже нерепродуктивного возраста. Повитухи имели самую лучшую репутацию как женщины, не запятнавшие свою честь супружеской изменой или сварливым либо вздорным характером. Повитухи знали традиции, заговоры и молитвы. У них был большой опыт родовспоможения, иначе можно было нанести вред здоровью новорожденного. Считалось что между повитухой и ребенком, появившимся на свет с ее помощью, устанавливалась духовно-родственная связь.

На самом деле День повитухи отмечался не 8 января, а на следующий день после Рождества Христова. И в его описании сказано, что своими языческими корнями восходит к почитанию Великой богини-матери, и ассоциации с воплощавшей плодородие Великой матерью понятны. Но была у праздника и христианская основа, происходящая от богородичных дней.

Объяснения привязки праздника к христианству на первый взгляд нет: ни в одной историческом памятнике не встречается упоминания о присутствии акушерки или повитухи при появлении на свет Младенца Иисуса женщины.

И все же логическая связь существует. Дело в том, что на следующий день после праздника Рождества Христова православная Церковь отмечает праздник, который называется Собор Пресвятой Богородицы. Иначе говоря, праздник, посвященный только что родившей юной Марии (не исключено, что по этой причине в день повитухи зачастую поздравляют и рожениц. Марии — которую почитают не только как женщину, родившую Мессию, но и духовной Матерью всех людей. Если через Еву все родились в мир, то через Марию все родились духовно. Не случайно иконы Помощница в родах (Поможение родам) и Блаженное чрево (празднование этой иконы также приходится на 8 января), центральной фигурой которых стала Богородица. Соответственно, ей молятся и повитухи и женщины в положении.

Собором он называется потому, что в отличие от отдельных праздников в честь Богородицы (ее зачатие, рождество, успение) в этом день совершается соборное — общее — празднование самой Богородицы и людей, близких ей и Иисусу Христу. А именно Иосифа Обручника, царя Давида, Иакова (сына от первого брака Иосифа Обручника), сопровождавшего семью во время бегства в Египет.

Еще одна интересная деталь этого дня — самым популярным в народном почитании оказался музыкант и укротитель гнева царь Давид. Отправляясь в этот день в дорогу, путник просил у него защиты от зверей и разбойников, веря, что святой псалмопевец своим пением и игрой на гуслях сумеет усмирить и успокоить любых врагов.

Собор Пресвятой Богородицы — праздник с древней традицией: о нем упоминал в 4 веке Епифаний Кипрский. А святой Амвросий Медиоланский и блаженный Августин в своих проповедях на Рождество Христово благодарили Мать, родившую Иисуса. Официально празднование Собора Пресвятой Богородицы на следующий день после Рождества Христова закрепилось в 79 правиле VI Вселенского Собора, состоявшегося в 680-681 годах.

Выторговали себе женины и еще один бонус — печь пироги и блины не для мужа и семьи, а исключительно для самих себя. Утром полагалось уже с готовыми пирогами пойти в храм на службу. Часть пожертвовать Богородице, чтобы умилостивить ее, остальное относили повитухам, где устраивался "девичник" на всю ночь. Кашу, конечно, тоже несли — куда ж без каши. Потому и название закрепилось Бабьи каши.

Митрополит Киевский и всея Руси Михаил в 1590 году решительно осудил обычай женских посиделок как несовместимый со святостью Пресвятой Девы. Но совсем запретить Бабий день было слишком рискованно: на праздник женщины приходили с маленькими детьми, чтобы повитуха их благословила на счастливую и здоровую жизнь. Велеть семье отказаться от этого ритуала как от языческого, не осмелился бы ни один митрополит.

Так и остался в традиции Бабий день — праздник с языческими и православными традициями.


Бабьи каши (Бабий день) — день народного календаря у славян, отмечался русскими и белорусами 8 января или 9 января, болгарами — 8 января, сербами — 10 января. В обрядах дня присутствовали следы культа Богини Макоши (Параскевы Пятницы), который, в свою очередь, восходит к почитанию Великой богини-матери. На Руси в этот день почитали повивальных бабок и рожениц.

Русские обряды

Во многих местах по древнему обычаю русские женщины ходили к родильницам с пирогами. Этот обычай был ранее весьма распространён, но Христианской Церковью не терпим. Митрополит киевский Михаил в 1590 году осудил и запретил его как обычай несовместимый с христианством. С. Максимов сообщает легенду, записанную в бывшем Меленковском уезде Владимирской губернии, в которой в роли повивальной бабки выступает Параскева-Пятница (Макошь).

Как правило к родовспоможению привлекались женщины нерепродуктивного возраста, имевшие детей и не запятнавшие свою честь супружеской изменой или сварливым либо вздорным характером. Считалось, что иначе можно нанести вред как здоровью, так и судьбе новорожденного.

Болгарские обычаи

Сербские обычаи

Весь день был посвящён празднованию женщин, которые стали матерями за прошедший год. Лучше всего обычай сохранился в восточной Сербии. Женщины со своими младенцами посещали повитуху (серб. бабица) и дарили подарки. Матери благодарили повитуху, подносили свои блюда, дарили рушники и платки. В свою очередь, повитуха связывала детям ноги куделью из конопли — считалось, что в этом случае ребёнок быстрее пойдёт, а на голову клала кусочек белой шерсти, чтобы хорошо росли волосы.

Празднование Родогоща (Чурова дня) и Зимнего дня Бога Перуна болгарами-помаками.

Ниже приведем краткий перевод песен болгар-помаков соответствующих этим свято (праздникам), которые были записаны и изданы С. Верковичем в 1871 г. И так:

В селе песнопевца, пятьдесят лет тому назад (считать от 1871 года), праздновали (8 января по современному стилю) Щуров день, а потом наступление Нового года (с 13 на 14 января или Зимний день Перуна) после того как пройдут Маросные дни. Одна из выбранных старостой девушек объявляла начало Чурова дня следующей песней:

Песня 1.

Перуница Юда самовила (богиня Перуница)

С горы Белой, так проговорила:

«Ой, царь, что ты дома сидишь

И в Светлых Богов не веруешь?

Ты малых детей собери и наряди,

Да в пещеру к Сивому (седому-белому-зимнему) Перуну их пошли.

В руке его посох золотой,

Могучей силой налитой,

Им он Чернобога и Суру Ламию ударял,

Пращуров из темных миров освобождал,

И врата ведущие в Пекло потом замыкал (и завалил врата междумирья ведущие в Пекло).

Щуров –день теперь настает,

Родогошь к нам всем идет.

В руке у Перуна посох золотой,

Конь под ним летучий да борзой,

На главе его три птицы сидят

Во все стороны они глядят.

И входит он во все дома,

Смотрит в доме закрома,

Да садится он к огнищу,

Где готовят малые дети пищу.

И протянув десную (правую) руку,

Вкушает он Щурав Будник (кутю)- ругу.

И так там живы будут малы дети, до старости почтенной.

А где не готовят Щурав Будник(кутю), там черная година нетленна.

На них Сива Бог, разгневался

Три змии прожорливые выпускал,

В десною (правую) руку там саблю, сияющую брал,

А с левой руки молнию в поле направлял,

И поле всё там погорело,

Белая пшеница не поспела.

Девушка, тем что пела песню, оповещала станицу-село, и все узнавали от неё, что надо начинать готовить кутю (рисовая или иная сладкая каша) для встречи усопших родичей, а также начинать готовиться к встрече новой годины. Потом собирались старики со всей станицы-села и готовили все необходимое для встречи родичей и новой годины. Перво-наперво посылали они одну девушку, чтоб прошла она по селу и собрала других девушек, чтобы идти на гору, набрать дров для приготовления Будней вечери (кути). С девушками уходили и юноши, они рубили дрова, а девушки собирали их и относили в станицу-село.

Когда собирались молодцы во дворе, где совершали праздник и воздавали жертву, да угощались, старец брал у них свечи и зажигал их от огнища, в котором не погасал огонь. Девушки пели следующую песню:

Песня 2.

Ой, Сивый (седой-белесый) Бог Перун, не гневайся ты!

Пусть не будет Черной годины, послушай наши мольбы,

Пришли уже воеводы, да воины, подай ясный огонь ты им,

Чтоб запалить от него лучины, что наполнены светом твоим

Разнесем мы тот свет по домам

И светлая година тогда придет к нам.

Утром собирались юноши и девушки в одно широкое место, да играли хороводы и пели следующую песню:

Песня 3.

Ой, Сива Боже живой огонь у нас горит,

И у Перуна лик уже златым светом блестит,

Вокруг него все ясные птицы порхают, на небеса летают,

Седлал тут Сива Бог коня и проходил он по земле,

И золотая чаша у него в десной (правой) руке,

В чаше той студёная вода, и росит он её на поле наше сюда.

И Перун Бог уже не Сивый, а Златой,

Его Перуница Юда напоила светлой водой,

И больше он не гневится,

К станичникам за трапезу садится.

Ведь черная година теперь уже миновала,

И Перуница малым детям жить до старости пожелала.

Когда проиграют хороводы в течении нескольких дней и отпразднуют зимний день Перуна, то вечером 13 января (щедрый вечер) , юноши и девушки хватали за руку старца и уходили в какую ни будь пещеру (или капище), где верили, сидела Первая (Перуница) Юда, которая объявила этот праздник (обычно её изображала одна из девушек). Ей воздавали требу, а девушки пели следующую песню:

Песня 4.

«Ой, Перуница (Первая) Юда самовила,

Ты Перуна святой водой поила,

Наш царь, тебе жертву хочет воздать,

Три курицы чернавицы отдать.

Тебя ведь Бог к нам на землю посылал,

Перуница Юда самовила из пещеры выходила,

Да девчатам и парням так говорила:

«Ой царь, что же ты стоишь?

Чего ждёшь, что молчишь?

Во дворец ты иди,

И малых детей созови,

И пошли их по граду гулять

От двора ко двору песни петь и щедровать.

Кто им подарок подарит,

Тот до старости жизнь будет править.

На ниве у того белая пшеница

Вернулся царь во дворец, и малых детей собрал,

Да щедровать и песни петь их посылал.

Щедрый вечер по народному календарю приходится на 13 января. Перед современным старым Новым годом. В этот день дети ходили по дворам и щедровали и при этом следующую песню напевали.

Песня 5.

Наш Пращур главный-Сварог Бог

Пошли всем людям здравый год!

Перун привёл нас во садок,

А Перуница дала нам свить белый венок.

Нам Первая Юда самовила службу эту поручила,

Ходить от двора ко двору, и петь песни Богу Сварогу и Перуну

И кто подарок нам подарит,

Тот своей жизнью до старости сам правит

На ниве бела пшеница, у того уродится.

А в долгой жизни худого ничего не случится.

Песня 6.

Ой, Сварог наш Пращур где ты еси,

На земле или в Прави? Куда мольбу нам нести.

Чтобы на гору Белую к роднику ты сошел

И Живу Юду самовилу с собою привел.

В руке её чаша-братина златая,

Пусть нальется вода туда живая

Да сойди же к нам, Сварог Бог!

Ведь Щурав день прошел уже свой порог.

Ходили мы от двора до двора

Наступил уж и Зимний день Перуна.

Подарками нас всех одарили

Но светлой водой еще не поили

Прысни теперь Боже, той водой на поля

И где живая капля с небес упадет

Там будут все живы, здоровы и никто не умрет.

На поле чистом уродится пшеница,

И с тем кто тебя хвалит счастье случится

Силён ты, Боже и что только велишь

То сразу без маеты негаданно и явишь.

Дети потом возвращались во двор, где находился старец-староста, а девушки запевали следующую песню:

Песня 7.

Ой, царь-государь, что сидишь

И на небеса не глядишь

Ты быстрее собирайся

И на гору отправляйся

Чтоб протянуть десную (правую) руку к небесам,

И воздать славу всем предкам и богам (знамение славы).

Потом прокричит там Жива Юда самовила:

«Чистую воду я Сварогу наточила,

И ею службу Богу сослужила.

Ее Сварог с златой чаши пил,

Встряхнул десную руку, и на землю пролил.

Прыснула вода на весь ваш народ.

Когда девушки пропевали эту песню, все вместе шли на гору (или возвышенность), где девушки запевали следующую песню, которой хвалили Богов и всех Пращуров:

Песня 8.

Ой, Боже Сварог бог, Пращур наш!

Где ты, Боже, на земле иль на небесах

Хвальбой тебя хвалим мы все

Подняли десные руки к вышине

Прысни Боже нам чистой водой,

На дворы и нивы, водою живой.

Сойди боже на землю сойди

Святою водою всех окропи

Мы славу тебе сотворяем

С новой годиной всех поздравляем.

Тебе, Боже, жертву воздаем

Требы наши через огонь отдаем.


НА ЩУРАВ день (Родогошь). от другого певца

Песня 1.

Ой, Сива-Пращур! Садился Сива в вышине,

На зеленую гору, здесь его златой кладенец,

А в нем жаркая святая вода,

И от неё огонь до самого неба.

Там Жива Юда сидит у огня

В позолоченные одежды одетая вся.

В десной руке у неё ковш золотой,

Жаркой водой он до краев налитой.

Она Сиве Богу службу великую служит.

Жаркую воду ему стужит.

А девчоночки в поле жертву воздают

И Богу песни такие поют:

«Ой, Боже Сива Перун! Тебе жертву, воздаем,

В твой личный день песни поем.

Днесь ты с небес до нас сойди.

Как напьешься жаркой воды, чашу подними,

И прысни на нас этой светлой водой,

Так девушки песню поют,

Богу молятся, и живую воду ждут.

И вот Сива Бог Юде речь говорит:

«Юда Жива самовила, от меня наказ возьми,

Чтоб наточить всем жаркой воды,

В руке твоей ковш золотой,

Слети ты на поле и девчонок возьми с собой,

Они для тебя венки берут

И в крепкий град тебя сведут

И ты пойдёшь от двора ко двору,

Там златые венки обовьют главу твою.

Ведь ты Богиня новой годины!

Три дня тебе быть на земле,

Жива Юда послушалась, и пошла

Жаркой воды наточила она

И вниз она к девушкам сошла.

И каждая венок ей дала.

Девчата песни ей поют

И живую воду пьют:

«Ой, Юда прысни жаркою водой,

На того кто требу разделил с тобой.

Ты Богиня и ждет тебя наша земля

В праздник Бабьих каш, или праздник каш или бабий праздник, принято было славить рожениц и повивальных бабок, т.е. тех, кто помогал ребенку появиться на свет. Матери с детьми, собирали подарки, шли поздравлять тех повитух, кто помогал им, а повитухи встречали гостей кашей. В этот день к бабкам также рекомендовалось ходить будущим мамам и молодым девушкам.

Позднее православная церковь стала отмечать в этот день праздник Собор Пресвятой Богородицы (как и раз уже отмечалось современные праздники христианской церкви возникли не сами по себе, а на основе ранее существовавших традиций). Народное сознание смешалось с христианством, и в праздник каш в церковь, чтобы одарить Богородицу, женщины несли пироги.

Прославление повитух

Бабка повивальная — в деревне всем родня дальняя. Раньше то ни одни родины не обходились без повитухи. Бабка пособляла роженице. Зная обычаи старины, бабка знала свое дело. Всё руками, травами, да словом добрым.

И так ребячий короб тяжелел. И гурьбой славильщики бежали к чьей-то протопленной баньке, делили между собой угощение. Это было радостное время игр, забав. Дети узнавали друг друга и по-детски были счастливы, запоминая это зимнее чудесное время.

Наблюдали и за приметами: если этот день ясный, то будет хороший урожай проса. Каша в печи подрумянится — к снегу. Если синички с утра пищат, можно ожидать к ночи мороза. А вот беспрерывный крик ворон и галок сулит снегопады и метели.

Читайте также: