Нина несла кашу витя пустую

Использование в русском языке
Тире, прежде всего, означает пропуски — пропуск связки в сказуемом, пропуск члена предложения в неполных предложениях и в предложениях с нулевым сказуемым, пропуск противительных союзов. Тире как бы компенсирует эти пропущенные слова, сохраняет принадлежащее им место, например:

Такие функции свойственны тире в бессоюзных сложных предложениях, при оформлении которых большую роль играет интонация: первая часть таких предложений произносится с резко нарастающим повышением тона и глубокой паузой перед второй частью, на границе частей и ставится тире. Вот примеры таких предложений:

Тире отбивается пробелами по следующим правилам:

Не оговаривалось и применение пробела: оно являлось ситуативным и соответствовало применению разрядки или сжатого текста в зависимости от нужд набора и достатка места на листе. Нормой первой половины XX века при отсутствии разрядки было отсутствие пробела (или весьма незначительный пробел) вокруг любого типа тире.

Длина русского тире правилами современной пунктуации и типографики также не оговаривается: неявно предполагается, что существует единственный знак тире, а длина его определяется шрифтом (для набора на узкую колонку может быть выбран шрифт с более короткими тире).

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 24.10.2019. Алкора. Как Чайнику издать свою книжку?
  • 15.10.2019. Дефис, тире и длинное тире Википедия

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

В зависимости от наличия или отсутствия в предложении всех членов, необходимых для понимания смысла предложения, различаются предложения полные и неполные.

Полным называется предложение, в котором имеются все члены, нужные для выражения его содержания. Например: Еду, еду в чистом поле (П.). Наступила весна (Купр.).

Неполным называется предложение, в котором опущены какие-либо члены, восстанавливаемые из предыдущей речи, из самого предложения или из обстановки разговора. Например: Мир освещается солнцем, а человек —знанием (поел.) — во второй части предложения сказуемое освещается восстанавливается из первой части.

Когда пропуск члена предложения, чаще всего сказуемого, отмечается в произношении паузой, то на письме ставится тире. Например: Они говорили долго: бабушка — тихо и жалобно, дед — крикливо и сердито (М. Г.). Теркин мой — к огню поближе (Твард.).

Упражнение 485. Найдите неполные предложения; укажите, как восстанавливаются опущенные члены в них.

1. Под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой (Л.). 2. Ему только семь лет (Гонч.). 3. И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры (Г.). 4. Мужики — за топоры (А. Н. Т.).

  1. Нина несла кашу, Витя — пустую кастрюльку с ложкой (Фед.).
  2. — А где-то нам сегодня ночевать? — Да здесь в лесу (П.). 7. — Это ваше последнее слово? — Да, последнее (Ч.). 8. Вдруг мне навстречу старушка, Машина мать (Т.). 9. За ваше здоровье! (Ч.). 10. Они смотрели друг на друга: Райский — с холодным любопытством, она — с дерзким торжеством, сверкая смеющимися глазами (Гонч.).

с другой скривившаяся мельница. (П.) 2. Вся женская

родня прочила его в военную службу, мужская

в гражданскую. (Гонч.) 3. Оба они скрывали свои встречи

от домашних: Кирилл потому, что находил, что мать не

требует отчёта в его личных делах, Лиза потому, что бо-

ялась отца. (Фед.) 4. Нина несла кашу, Витя пустую каст-

рюльку с ложкой. (Фед.) 5. Они стояли друг против дру-

га: Олег растерянный и смущённый, Нина с выражением

вызова на лице. (Фад.) 6. Вокруг месяца бледные

круги. (А. Т.) 7. Тёркин мой к огню поближе. (Тв.) 8. За

окошком, за колодцем пыль дорог и ширь степей. (Исак.)

Ответ


1. С одной стороны стояли три или четыре скирда сена, с другой — скривившаяся мельница.

2. Вся женская родня прочила его в военную службу, мужская — в гражданскую.

3. Оба они скрывали свои встречи от домашних: Кирилл — потому, что находил, что мать не требует отчёта в его личных делах, Лиза — потому, что боялась отца.

4. Нина несла кашу, Витя — пустую кастрюльку с ложкой.

5. Они стояли друг против друга: Олег — растерянный и смущённый, Нина — с выражением вызова на лице.

6. Вокруг месяца — бледные круги.

7. Тёркин мой — к огню поближе.

8. За окошком, за колодцем — пыль дорог и ширь степей.

Константин Федин

Каша

Нина была только на год старше брата Вити, но, как девочка, рядом с ним, казалось, переросла свои десять лет. Она помогала матери в хозяйстве, и когда взрослые заводили речь о пайках, о хлебных карточках, об очередях, она серьёзно вмешивалась в разговор.

— Ты, мама, не сравнивай с мирным временем, — говорила она и громко вздыхала, как женщина.

Витя думал больше о своих однолетках-товарищах, чем о сестре. В душе он считал, что ее жизнь заполнена суетой. А у него была собрана коллекция осколков от зенитных снарядов, был немецкий железный крест, подаренный красноармейцем; были и другие военные трофеи, например золочёный пакетик от германского бритвенного ножичка, попавшего в руки того же лихого красноармейца при разгроме одной вражеской позиции.

Раз в очень ветреный зимний день они возвращались из столовой домой. Выдано было всего одно блюдо, но зато хорошее.

— Смотри, — сказала Нина, поболтав ложкой ячневую кашу, — какая густая. Это лучше, чем суп, да потом второй суп под маркой каши. Правда?

— А что такое под маркой? — спросил Витя. — На каше марок не бывает. Это не письма.

— Ты всегда не понимаешь! — сказала Нина. — Это так говорится.

Закутанные, они шли, нагнувшись, против ветра, пряча маленькие личики в поднятые и обкрученные шарфами воротники. Нина несла кашу, Витя — пустую кастрюльку с ложкой.

Чуть-чуть начинало смеркаться, но они знали, что успеют до темноты прийти домой, и шли обычной дорогой: по Миллионной улице, потом наискосок по Марсову полю — узкой, кривой тропинкой, вытоптанной по неубранным сугробам снега, к Садовой. Когда они проходили мимо занесенного памятника жертвам Революции, на них вместе с позёмкой, точно из-под земли, налетело утробное завывание сирены.

— Вот тебе и воздушная тревога, — сказал Витя.

— Добежим! — ответила Нина и взяла брата за руку.

Они побежали, нагнувшись ещё больше, вобрав головы в воротники. Ложка в пустой кастрюле позвякивала весело и звонко, словно бубенец, и Витя подумал, что вот он мчится на лошади в снежный буран, быстро-быстро!

Вдруг они услышали гул самолёта и затем режущий свист снаряда, близившийся с неба, как будто прямо на них.

— Ложись! — крикнула Нина, сильно потянув Витю за руку.

Они упали ничком в снег и секунду лежали без движения. Гулкий вздох разрыва наплыл на них сверху, и они ещё немного полежали молча и не двигаясь. Приподняв голову, Нина сказала:

— Нет, — отозвался Витя, — дальше. Я уж знаю.

Они опять уткнулись в снег, потому что новый взрыв раскатился по пустынному полю, тяжело переваливаясь через них и со стоном уходя за Неву.

— Знаешь, — сказала Нина, — побежим к Лебяжьей канавке, там спрячемся под мостик.

Они перебежали через поле, скатились по откосу набережной и, увязая в снегу, забрались под мост. Там было темно, угрожающе свистел ветер, но они так глубоко спрятались в пролете, что позёмка не задевала их. Они прижались друг к другу и замерли.

Началась бомбёжка. Один за другим повалились на город бомбы. На розовых вспышках разрывов чернел грузный Инженерный замок, как будто припадая к мостику и потом отбегая от него, и деревья вокруг замка словно выпрыскивали из земли голыми чёрными вениками и опять прятались, как будто их кто-то вдёргивал назад, в землю.

— Это всё около нас, — совсем тихо сказала Нина. — Около нашего дома.

— Вот это — да, — ответил Витя.

— А что, если убьёт маму? — спросила Нина.

Витя ничего не сказал. Он поправил кастрюли, сначала пустую, с ложкой, затем — с кашей, вдавив их поглубже в снег. Вдруг раздался такой удар, что лязгнул и простонал мост, и Витя услышал, как ложка запрыгала на дне кастрюли, жалобно прозвеневшей, точно струна гитары.

— Тебе не страшно? — спросила Нина и повторила: — Вот если убьёт маму…

— Знаешь, Нина, — сказал вдруг басом Витя, — давай съедим кашу…

— А мама что? — спросила Нина.

— Всё равно, когда ты говоришь, если маму убьёт…

Они помолчали. Разрывы прекратились, ветер приостановился, и стало на минуту очень тихо.

— Ну, а если маму не убьёт, — сказала Нина, — а мы с тобой съедим кашу…

Витя не ответил. Снова взорвались бомбы, раз, другой, третий; чёрный замок подбежал к мостику и снова исчез…

— Ну, а если маму убьёт? — произнес ещё более грубым голосом Витя. — Каша совсем замёрзнет. На чём мы её будем отогревать? Только больше чурок изведешь. А сейчас она ещё мягкая… Съедим, Нина, а?

Нина подумала и сказала:

— Нет, Витя. Может, её всё-таки не убьёт…

Не заговаривая больше, они дождались конца бомбёжки, выползли на четвереньках из-под моста, окоченевшие, скорчившиеся, и пошли домой.

В комнате, разогрев кашу на железной печечке, она разделила её поровну между детьми.

— Мам, а ты? — спросила Нина. — Почему ты не положила себе?

— Я уже поела, детка, кушайте, кушайте, — сказала мать, отворачиваясь от стола и копошась около огня.
Она ещё ничего не ела в этот день.

Когда обед был кончен, Витя тихонько придвинулся к матери и поцеловал её.

— Спасибо, — сказал он своим обыкновенным Витиным голосом.

Потом ушёл в дальний, совсем тёмный угол комнаты и позвал оттуда:

— Нина, а Нин, поди сюда!

Сестра подошла к нему. Он обцепил рукой её шею и прошептал:

— Нагнись. Ну, нагнись, тебе говорят, я скажу на ушко… Ты знаешь… ты, это… не рассказывай маме про то, про что мы говорили под мостом…

— Про кашу? — тоже шёпотом спросила Нина. — Что я — разве дура? Конечно, ни за что не расскажу…

В неполном предложении, составляющем часть

сложного предложения, на месте пропущенного чле-

на (обычно сказуемого) ставится тире, если про-

пущенный член восстанавливается из предшест-

вующей части предложения или из текста и на мес-

те пропуска делается пауза: Я сел на своего

доброго коня, а Савельич — на тощую и хромую

клячу (П.); И по всему небу — облака, как розовые

Как правило, такое тире ставится в однотипно

построенных частях предложения: У войны —

короткий путь, у любви — далёкий (Тв.).

Однако при отсутствии паузы тире не ставится:

Алёша смотрел на них, а они на него (Д.); Под ним

струя светлей лазури, над ним луч солнца зо-

лотой (Л.); Снова в час ночной тучи над зем-

215. Перепишите, расставляя знаки препинания.

1. С одной стороны стояли три или четыре скирда сена,

с другой скривившаяся мельница. (П.) 2. Вся женская

родня прочила его в военную службу, мужская

в гражданскую. (Гонч.) 3. Оба они скрывали свои встречи

от домашних: Кирилл потому, что находил, что мать не

требует отчёта в его личных делах, Лиза потому, что бо-

ялась отца. (Фед.) 4. Нина несла кашу, Витя пустую каст-

рюльку с ложкой. (Фед.) 5. Они стояли друг против дру-

га: Олег растерянный и смущённый, Нина с выражением

вызова на лице. (Фад.) 6. Вокруг месяца бледные

круги. (А. Т.) 7. Тёркин мой к огню поближе. (Тв.) 8. За

окошком, за колодцем пыль дорог и ширь степей. (Исак.)

§ 40. Тире для обозначения пределов (пространственных, временных, количественных)

1. Между двумя или несколькими словами, обо-

значающими пределы (пространственные, времен-

ные, количественные), ставится тире: перелёт

Москва — Северный полюс; расписание занятий на

сентябрь — декабрь', весом в пять — семь килограм-

мов. В этих случаях тире заменяет слова от . до.

2. Между собственными именами, совокупностью

которых называется какое-либо учение, научное уч-

реждение и т. п., ставится тире: физический за-

кон Бойля — Мариотта.

216. Прочитайте предложения. Объясните постановку

1. Объявлена посадка на самолёт Москва — Иркутск.

2. В книге даётся характеристика важнейших литера-

турных направлений XVIII—XX веков. 3. До станции ос-

тавалось десять — двенадцать (10—12) километров.

4. Любители шахмат с интересом следили за ходом матча

217. Перепишите, расставляя знаки препинания. Объ-

ясните постановку тире.

1. Там на неведомых дорожках следы невиданных

зверей. (П.) 2. Илюша к воротам, но из окна послышал-

ся голос матери. (Гонч.) 3. Они смотрели друг на друга:

Райский с холодным любопытством, она с дерзким

торжеством. (Гонч.) 4. Романтизм вот первое слово, ог-

ласившее пушкинский период. (Бел.) 5. Один из наших

извозчиков был русский ярославский мужик, другой

осетин. (Л.) 6. Притом же пёс животное умное. (Т.)

7. У неё сердце очень доброе, но голова бедовая.(Т.)

8. Удивительное дело сон! (Т.) 9. Красивые, ровные зубы

что крупные перлы у ней. (Н.) 10. Подхалюзины и Чи-

чиковы вот сильные практические характеры «тёмного

12. Первое ваше удовольствие бедных да беззащитных

обижать. (Остр.) 13. Разве я своему детищу враг? (Л. Т.)

14. Болезнь не свой брат, я понимаю. (Ч.) 15. Всё про-

шедшее, настоящее и будущее это мы, а не слепая сила

стихий. (М. Г.) 16. Приятные думы, пёстро одетые вос-

поминания ведут в памяти тихий хоровод; этот хоровод

в душе как белые гребни волн в море. (М. Г.) 17. Xopot

шая сторона Сибирь! (М. Г.) 18. Они вошли в шалаш и

сели там. Яков на толстый обрубок дерева, Мальва на ку-

чу кулей. (М. Г.) 19. Сердца такие же моторы. Душа та-

кой же хитрый двигатель. (М.) 20. Жизнь прекрасна и

218. Перепишите, расставляя знаки препинания. Объ-

ясните постановку тире.

1. Вот этот сок нужен липе, тот ландышу, тот сосне, а

тот папоротнику или дикой малине. (Купр.) 2. Поисти-

не, этот весёлый, чистенький морской бережок настоя-

щий рай для детворы. (Купр.) 3. За калиткой третий

плац, строевой, необыкновенной величины. (Купр.)

4. После школы печать, несомненно, первый учитель

языка. (Фед.) 5. Человек кузнец своему счастью. (Фед.)

6. Вечер как вечер. (Фурм.) 7. Конечно, это большое ис-

кусство ждать. (Соб.) 8. Севастополь, очевидно, город

чудес. (Пауст.) 9. Место сбора плац. (Ш.) 10. На синем,

ослепительно синем небе полыхающее огнём июльское

солнце да редкие, раскиданные ветром, неправдоподоб-

ной белизны облака. (Ш.) 11. В комнату почти одно-

временно входят Ольга Александровна и Марья Трофи-

мовна: Марья Трофимовна из двери, ведущей в перед-

нюю, Ольга Александровна из внутренней двери. (Сим.)

12. Боец без шапки не боец. (Те.) 13. Так и едем: по

ровному месту на телеге, в гору пешком, а под гору

так и трусцой. (Сол.) 14. Одно из ярких воспоминаний

моего детства бестрепетное жёлтое зарево, проступаю-

щее над дальним лесом. (Сол.) 15. На окнах домов

резные наличники, на подоконниках цветы, цветы,

цветы. (Сол.) 16. Рыбам вода, птицам воздух, а челове-


Ответ оставил Гуру

А) Сладкая булка всё равно что пирожное.
б) Понять— значит простить.
в) Нина несла кашу, Витя— пустую кастрюльку с ложкой.
г) Аналогия— не доказательство.
д) Урожай— хотя и праздничный, но труд.
Ответ: в предложениях Б, В, Г, Д на месте (?) нужно поставить тире.


. . . все ваши любимые книги онлайн

— Товарищ Быков, какой мотор у нас заведется? Давайте хоть один, скорее…

— Это я, товарищ лейтенант, — ответил голос, и Решетников узнал боцмана Хазова.

Подойдя, он увидел, что тот стоит у своего пулемета, подняв к небу лицо.

— Еще мину спустил, — сказал боцман неторопливым, описательным тоном, как бы не замечая взволнованности Решетникова. — Глядите, товарищ лейтенант, ее тоже к берегу тянет. Дурак какой-то нынче прилетел. Ветра не рассчитал.

1. С одной стороны стояли три или четыре скирда сена,

с другой скривившаяся мельница. (П.) 2. Вся женская

родня прочила его в военную службу, мужская

в гражданскую. (Гонч.) 3. Оба они скрывали свои встречи

от домашних: Кирилл потому, что находил, что мать не

требует отчёта в его личных делах, Лиза потому, что бо-

ялась отца. (Фед.) 4. Нина несла кашу, Витя пустую каст-

рюльку с ложкой. (Фед.) 5. Они стояли друг против дру-

га: Олег растерянный и смущённый, Нина с выражением

вызова на лице. (Фад.) 6. Вокруг месяца бледные

круги. (А. Т.) 7. Тёркин мой к огню поближе. (Тв.) 8. За

окошком, за колодцем пыль дорог и ширь степей. (Исак.)


1. С одной стороны стояли три или четыре скирда сена, с другой — скривившаяся мельница.

2. Вся женская родня прочила его в военную службу, мужская — в гражданскую.

3. Оба они скрывали свои встречи от домашних: Кирилл — потому, что находил, что мать не требует отчёта в его личных делах, Лиза — потому, что боялась отца.

4. Нина несла кашу, Витя — пустую кастрюльку с ложкой.

5. Они стояли друг против друга: Олег — растерянный и смущённый, Нина — с выражением вызова на лице.

6. Вокруг месяца — бледные круги.

7. Тёркин мой — к огню поближе.

8. За окошком, за колодцем — пыль дорог и ширь степей.


Ответ:

Олимпиада.

Зимняя, спортивная.

Зажигает, объединяет, ведёт.

Победа российских спортсменов грядёт!

Праздник.


5 четвёртый и в 7 четвёртый а в 8 третий в 9 четвёртый в 10 первое в 11 второе больше немогу сори


Корень - ТАЙ ; суффикс - Н ; окончание - А ;
Основа слова: ТАЙН
Вычисленный способ образования слова: Суффиксальный

Слово Тайна содержит следующие морфемы или части: ¬ приставка (0): -∩ корень слова (1): ТАЙ;∧ суффикс (1): Н; ⏰ окончание (1): А;


Когда пишем предложения,сочинение и когда описываем предмет.
Образцы:
Я люблю синий цвет.
Она моя принцесса.
Он мой парень.
И так далее.

В неполном предложении, составляющем часть

сложного предложения, на месте пропущенного чле-

на (обычно сказуемого) ставится тире, если про-

пущенный член восстанавливается из предшест-

вующей части предложения или из текста и на мес-

те пропуска делается пауза: Я сел на своего

доброго коня, а Савельич — на тощую и хромую

клячу (П.); И по всему небу — облака, как розовые

Как правило, такое тире ставится в однотипно

построенных частях предложения: У войны —

короткий путь, у любви — далёкий (Тв.).

Однако при отсутствии паузы тире не ставится:

Алёша смотрел на них, а они на него (Д.); Под ним

струя светлей лазури, над ним луч солнца зо-

лотой (Л.); Снова в час ночной тучи над зем-

215. Перепишите, расставляя знаки препинания.

1. С одной стороны стояли три или четыре скирда сена,

с другой скривившаяся мельница. (П.) 2. Вся женская

родня прочила его в военную службу, мужская

в гражданскую. (Гонч.) 3. Оба они скрывали свои встречи

от домашних: Кирилл потому, что находил, что мать не

требует отчёта в его личных делах, Лиза потому, что бо-

ялась отца. (Фед.) 4. Нина несла кашу, Витя пустую каст-

рюльку с ложкой. (Фед.) 5. Они стояли друг против дру-

га: Олег растерянный и смущённый, Нина с выражением

вызова на лице. (Фад.) 6. Вокруг месяца бледные

круги. (А. Т.) 7. Тёркин мой к огню поближе. (Тв.) 8. За

окошком, за колодцем пыль дорог и ширь степей. (Исак.)

Тире для обозначения пределов (пространственных, временных, количественных)

1. Между двумя или несколькими словами, обо-

значающими пределы (пространственные, времен-

ные, количественные), ставится тире: перелёт

Москва — Северный полюс; расписание занятий на

сентябрь — декабрь', весом в пять — семь килограм-

мов. В этих случаях тире заменяет слова от . до.

2. Между собственными именами, совокупностью

которых называется какое-либо учение, научное уч-

реждение и т. п., ставится тире: физический за-

кон Бойля — Мариотта.

216. Прочитайте предложения. Объясните постановку

1. Объявлена посадка на самолёт Москва — Иркутск.

2. В книге даётся характеристика важнейших литера-

турных направлений XVIII—XX веков. 3. До станции ос-

тавалось десять — двенадцать (10—12) километров.

4. Любители шахмат с интересом следили за ходом матча

217. Перепишите, расставляя знаки препинания. Объ-

ясните постановку тире.

1. Там на неведомых дорожках следы невиданных

зверей. (П.) 2. Илюша к воротам, но из окна послышал-

ся голос матери. (Гонч.) 3. Они смотрели друг на друга:

Райский с холодным любопытством, она с дерзким

торжеством. (Гонч.) 4. Романтизм вот первое слово, ог-

ласившее пушкинский период. (Бел.) 5. Один из наших

извозчиков был русский ярославский мужик, другой

осетин. (Л.) 6. Притом же пёс животное умное. (Т.)

7. У неё сердце очень доброе, но голова бедовая.(Т.)

8. Удивительное дело сон! (Т.) 9. Красивые, ровные зубы

что крупные перлы у ней. (Н.) 10. Подхалюзины и Чи-

чиковы вот сильные практические характеры «тёмного

12. Первое ваше удовольствие бедных да беззащитных

обижать. (Остр.) 13. Разве я своему детищу враг? (Л. Т.)

14. Болезнь не свой брат, я понимаю. (Ч.) 15. Всё про-

шедшее, настоящее и будущее это мы, а не слепая сила

стихий. (М. Г.) 16. Приятные думы, пёстро одетые вос-

поминания ведут в памяти тихий хоровод; этот хоровод

в душе как белые гребни волн в море. (М. Г.) 17. Xopot

шая сторона Сибирь! (М. Г.) 18. Они вошли в шалаш и

сели там. Яков на толстый обрубок дерева, Мальва на ку-

чу кулей. (М. Г.) 19. Сердца такие же моторы. Душа та-

кой же хитрый двигатель. (М.) 20. Жизнь прекрасна и

218. Перепишите, расставляя знаки препинания. Объ-

ясните постановку тире.

1. Вот этот сок нужен липе, тот ландышу, тот сосне, а

тот папоротнику или дикой малине. (Купр.) 2. Поисти-

не, этот весёлый, чистенький морской бережок настоя-

щий рай для детворы. (Купр.) 3. За калиткой третий

плац, строевой, необыкновенной величины. (Купр.)

4. После школы печать, несомненно, первый учитель

языка. (Фед.) 5. Человек кузнец своему счастью. (Фед.)

6. Вечер как вечер. (Фурм.) 7. Конечно, это большое ис-

кусство ждать. (Соб.) 8. Севастополь, очевидно, город

чудес. (Пауст.) 9. Место сбора плац. (Ш.) 10. На синем,

ослепительно синем небе полыхающее огнём июльское

солнце да редкие, раскиданные ветром, неправдоподоб-

ной белизны облака. (Ш.) 11. В комнату почти одно-

временно входят Ольга Александровна и Марья Трофи-

мовна: Марья Трофимовна из двери, ведущей в перед-

нюю, Ольга Александровна из внутренней двери. (Сим.)

12. Боец без шапки не боец. (Те.) 13. Так и едем: по

ровному месту на телеге, в гору пешком, а под гору

так и трусцой. (Сол.) 14. Одно из ярких воспоминаний

моего детства бестрепетное жёлтое зарево, проступаю-

щее над дальним лесом. (Сол.) 15. На окнах домов

резные наличники, на подоконниках цветы, цветы,

цветы. (Сол.) 16. Рыбам вода, птицам воздух, а челове-

Диктант

Я люблю дорогу. Больше всего за то, что она зовёт

увидеть цветочные узоры лугов и речные долины, горы

в снежных шапках вершин и бушующие волны моря.

Дорога — это постоянная новизна впечатлений. Дорога

как жизнь: она всегда ведёт в будущее. Радостно ощу-

щать, что тебя что-то впереди ожидает. «Ценнейшее

в жизни качество — вечно юное любопытство, не утом-

ворил Ромен Роллан. Созерцание новизны, пожалуй, са-

мое сильное и прекрасное ощущение, неотделимое от

Увлекательные рассказы о путешествиях не редкость

на наших книжных полках, и многие из них написаны

настоящими мастерами слова и мудрыми людьми. Но

литература не заменитель реальной жизни. Чем интерес-

нее чужой рассказ, тем больше хочется самому отпра-

Путешественники бывают разные. Одних влекут са-

мые оживлённые, людные места, других — заповедные

уголки природы. Одним интересно осматривать памят-

ники старины и фотографировать достопримечательнос-

ти, другим — бродить по никому неведомым тропинкам

необъятного родного края.

Красота природы — это лекарство от душевных травм,

от телесных недугов и от накопившейся усталости.

В наш век высоких шумовых и скоростных нагрузок че-

ловек по-настоящему может отдохнуть и восстановить

силы только в гостях у природы.

Путешествовать в одиночку по родным просторам —

хорошая возможность не спеша осмыслить прожитую

жизнью. В дороге легко и спокойно бегут одна за другой

Отправиться в дальнюю дорогу — значит подвергнуть

испытанию свои силы, свою выносливость, находчи-

вость. Настоящий отдых не то же самое, что покой и без-

делье. Отдых — это здоровые и естественные нагрузки,

на которые изначально настроен наш организм.

Ничто так не развивает человека, не придаёт ему фи-

зические и духовные силы, не возвышает его душу, не

настраивает всё его существо на лирический лад, как об-

Содержание

  • 1 Использование в русском языке
    • 1.1 Пунктуация
    • 1.2 Типографика
  • 2 Англо-американская пунктуация
    • 2.1 Длинное тире
    • 2.2 Среднее тире
    • 2.3 Цифровое тире
  • 3 Графические варианты
    • 3.1 Длинное тире
    • 3.2 Среднее тире
    • 3.3 Цифровое тире
  • 4 Компьютерный набор
    • 4.1 Microsoft Office
    • 4.2 Microsoft Windows
    • 4.3 GNU/Linux
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки

Использование в русском языке

Тире, прежде всего, означает всевозможные пропуски — пропуск связки в сказуемом, пропуск члена предложения в неполных предложениях и в предложениях с нулевым сказуемым, пропуск противительных союзов. Тире как бы компенсирует эти пропущенные слова, сохраняет принадлежащее им место, например: [3]

Вторая функция тире — смысловая: передача значений условия, времени, сравнения, следствия, противопоставления и сопоставления в тех случаях, когда эти значения не выражены (опять-таки — пропущены) лексически, то есть союзами.

Такие функции свойственны тире в бессоюзных сложных предложениях, при оформлении которых большую роль играет интонация: первая часть таких предложений произносится с резко нарастающим повышением тона и глубокой паузой перед второй частью, на границе частей и ставится тире. Вот примеры таких предложений: [3]

Тире не должно быть в начале строки, за исключением случая перед началом прямой речи (ставится длинное тире) и использования тире в качестве маркеров пунктов перечисления в списках (ставится короткое тире).

Тире отбивается пробелами по следующим правилам:

Не оговаривалось и применение пробела: оно являлось ситуативным и соответствовало применению разрядки или сжатого текста в зависимости от нужд набора и достатка места на листе. Нормой первой половины XX века при отсутствии разрядки было отсутствие пробела (или весьма незначительный пробел) вокруг любого типа тире.

Длина русского тире правилами современной пунктуации и типографики также не оговаривается: неявно предполагается, что существует единственный знак тире, а длина его определяется шрифтом (для набора на узкую колонку может быть выбран шрифт с более короткими тире).

Англо-американская пунктуация

  • для указания внезапной остановки повествования;
  • выделения вводного предложения;
  • обозначения открытого диапазона (так называемое висячее тире) (John Smith, 1981—);
  • может использоваться и в тех же случаях, что и двоеточие.

Используется для обозначения интервалов (June–July 1967, For ages 3–5, New York–London flight), соединения сложных слов, содержащих дефисы (high-priority–high-pressure tasks), и разделения заголовков в составных названиях (как правило, музыкальных релизов и компьютерных игр: Rockin’ Every Night – Live in Japan; Dragon Age: Origins – Awakening). Иногда среднее тире называют коротким тире [8] .

Используется в качестве разделителя в цифровых выражениях (например, в телефонных номерах: 123‒45‒67). По ширине равно цифре.

Читайте также: