Ребенку надоели каши



Он становится разборчивым

В возрасте около года ребенок начинает иначе относиться к пище. Он становится более разборчивым и менее голодным. И это не удивительно. Если бы он продолжал есть так же много, как и раньше, и так же быстро прибавлять в весе, он бы вырос величиной со слона. Теперь у ребенка есть время внимательно изучить свое меню и решить, что ему нравится, а что - нет. А вы помните, как он вел себя за столом в 8 месяцев? Тогда ему казалось, что он умирает от голода перед каждым кормлением. Он едва мог дождаться, пока ему повяжут нагрудник, и затем тянулся ротиком к каждой ложке. Ему было безразлично, что он ел. Он был слишком голоден, чтобы разбираться.

Есть и другие причины для разборчивости ребенка. Он начинает ощущать себя личностью со своими собственными желаниями. Поэтому, если раньше у него были сомнения на счет какой-либо пищи, то теперь он решительно ее отвергает. Память ребенка также улучшается. Возможно, он думает про себя: "Есть мне дают регулярно, так что я всегда успею съесть столько, сколько мне надо".


Чем кормить ребенка в год? Фото - фотобанк Лори

При прорезывании зубов аппетит ребенка часто уменьшается, особенно когда растут первые коренные зубы. Довольно продолжительное время он, возможно, будет съедать лишь половину своей обычной порции, иногда и вообще отказываться от еды. Главное, надо помнить, что аппетит совершенно естественно меняется от недели к неделе или даже изо дня в день. Мы, взрослые, знаем это по себе. Сегодня нам хочется помидоров, а завтра гороховый суп покажется нам необыкновенно вкусным. С ребенком происходит то же самое. Но мы этого не замечаем до года, так как ребенок в этом возрасте слишком голоден, чтобы отказываться от какой-либо еды.

Эксперименты доктора Дэвис

Доктор Клара Дэвис поставила себе задачу выяснить, что будут есть дети, если они будут руководствоваться только своими желаниями, и если им будет предложен широкий выбор простых блюд. Для опыта она выбрала троих детей в возрасте от 8 до 10 месяцев, которые до этого не пробовали ничего, кроме грудного молока, и не могли быть предубеждены против каких-либо видов пищи.

Вот как она их кормила. При каждом кормлении перед детьми ставили шесть или восемь тарелок с различной простой и здоровой пищей: овощи, фрукты, яйца, каши, мясо, черный хлеб, молоко, вода и соки. Детям помогали есть только тогда, когда они показывали, что именно они хотят. Например, 8-месячный малыш запускал руку в протертую свеклу, а затем слизывал ее прямо с руки, - тогда ему давали чайную ложку свеклы. Затем снова ждали, чтобы он показывал, что он хочет еще. Может быть, опять свеклы, а может - тертого яблока.

Доктор Дэвис обнаружила три важных обстоятельства. Во-первых, дети, которые сами выбирали свое меню из числа простых разнообразных блюд, развивались очень хорошо. Ни один из них не стал ни слишком худым, ни слишком толстым. Во-вторых, питание такого ребенка за определенный период времени включало все необходимые элементы, как если бы он питался в точном соответствии с научными предписаниями. В-третьих, от одного приема пищи до другого ото дня ко дню аппетит ребенка менялся.

Ребенок может несколько дней подряд есть преимущественно зелень. Затем он вдруг начнет предпочитать продукты, содержащие крахмал. А иногда он удивит вас тем, что ограничится на обед лишь свеклой, причем съест ее в 4 раза больше, чем вам покажется нормальным. И после этого у него не будет ни рвоты, ни болей в желудке, ни поноса. Ребенок может иногда выпить 250 г молока в дополнение к полному обеду, а в ужин отказаться от молока вообще. Доктор Дэвис следила за потреблением детьми мяса в течение многих дней. Несколько дней ребенок съедал обычную порцию мяса, в последующие дни он стал съедать его все больше и больше, после чего потребление мяса снова снижалось. Этот факт навел доктора Дэвис на мысль: очевидно, организм ребенка остро нуждался в каком-то веществе, содержащемся в мясе, что и явилось причиной его усиленного потребления. Затем доктор Дэвис провела ряд экспериментов и со старшими детьми, даже с больными, и результаты были те же.

Что родители должны уяснить

Сказанное выше не значит, что родители должны предоставлять на выбор своему ребенку шесть или восемь блюд на каждый обед, как в ресторане. Но это значит, что родители могут доверить ребенку самому решать, что есть, если ему предлагается разнообразная и здоровая еда с учетом его вкусов на данный момент. Это означает, что родители могут позволить ребенку, если ему хочется, съесть большее, чем обычно, количество какого-либо продукта и не беспокоиться о последствиях. Более того, это означает, что родители не должны беспокоиться, если у ребенка появляется временное отвращение к какому-либо продукту.

Современному человеку трудно смириться с этим. Мы много слышали о научном подходе к питанию и забыли, что наш организм знал все это еще миллионы лет назад. Каждая гусеница точно знает сорт нужных ей листьев и не станет есть никаких других. Олень пробежит тысячи километров, чтобы полизать соли, если его организм требует этого. Снегирь хорошо знает, что полезно его организму, не прослушав ни одной лекции на эту тему. Поэтому не удивительно, что человек также в некоторой степени обладает интуитивными знаниями о том, что ему полезно. Я не хочу сказать, что ребенок или взрослый всегда ест только то, что ему полезно, и я не хочу сказать, что родителям не нужно знать, из чего складывается здоровая пища. Если мать кормит своего ребенка только конфетами и чаем, то нет возможности удовлетворить потребности организма из такого набора. Важно, чтобы мать знала, чем полезны овощи, фрукты, молоко, яйца, каши, и могла обеспечить ребенку рациональное питание. Но для нее также важно знать, что необходимо считаться с инстинктами ребенка, что аппетит его, естественно, должен меняться и что в конечном счете он получит все необходимые питательные вещества, если ему не привили предубежденности к каким-либо продуктам.

Пусть ребенок не ест овощей, если не хочет

Если он вдруг откажется есть овощи, которые ему нравились на прошлой неделе, пусть будет так, как он хочет. Если вы не будете его уговаривать, он вскоре снова полюбит эти овощи. Но, если вы будете настаивать, чтобы он ел то, что ему не нравится в данный момент, вы добьетесь только того, что временное отвращение ребенка к данному блюду станет постоянным. Если он дважды откажется от каких-то овощей, не давайте ему их в течение, скажем 2 недель.

Разумеется, матери неприятно, если ребенок отказывается есть то, что было специально для него куплено и приготовлено и что ему нравилось на прошлой неделе. Матери трудно сдержаться и не рассердиться в такой ситуации. Но надо учитывать, что уговоры и угрозы только привьют ему отвращение к данному блюду.

Если он любит одни овощи и не любит другие, что очень типично для второго года жизни ребенка, давайте ему те, что он любит.

Если он вообще не хочет есть никаких овощей, давайте ему больше фруктов. Если он ест достаточно фруктов, молока и принимает витамины, он восполняет все, что имеется в овощах.

Что делать, если ребенку надоели каши

Многим детям на втором году жизни каша надоедает. Не заставляйте ребенка ее есть. Существует масса заменителей, которые вы можете предложить ему, например хлеб, макароны, печенье, картофель и т. д. Даже, если он вообще будет отказываться от продуктов, содержащих крахмал, в течение нескольких недель, то это ему не повредит.

Не беспокойтесь, если иногда ребенок будет пить мало молока

Молоко - очень ценный продукт. Оно содержит большинство веществ, необходимых ребенку. Около 750 г молока в день совершенно достаточно для любого ребенка в возрасте от 1 года до 3 лет, если его питание достаточно разнообразно. Большинство детей в этом возрасте выпивает молока не больше указанного количества, а иногда и меньше. Если родители начинают беспокоиться или настаивать и заставлять ребенка выпить больше, то постепенно молоко будет ему все меньше и меньше нравиться. И в конечном счете он будет пить молока меньше, чем он пил бы, если бы его не заставляли.

Не просите ребенка выпить еще молока, если он ясно показал, что больше не хочет. Каждый раз, когда он должен сопротивляться вашим уговорам, ему все больше кажется, что он действительно не хочет молока. Даже, если он будет выпивать в день не более 200 г - не беспокойтесь и подождите, пока он сам захочет больше. Если он продолжает выпивать молока меньше, чем пол-литра, вы можете заменить его другими молочными продуктами (сыр, творог, кефир и др.).

Если же ребенок не хочет есть никаких молочных продуктов в течение месяца, вы должны обратиться к врачу. Врач пропишет кальций. А ребенок, возможно, рано или поздно опять полюбит молоко.

Не прививайте ребенку предубежденности против каких-либо продуктов

Мы не случайно обсуждаем здесь этот вопрос. Дело в том, что неприятности с кормлением начинаются обычно между годом и двумя. Ребенок упрямится, мать беспокоится, и чем больше мать настаивает и уговаривает ребенка, тем меньше ему хочется есть. А чем меньше ребенок ест, тем больше беспокоится мать. Каждый обед становится пыткой. И это может продолжаться годами. Напряженность, растущая в отношениях между родителями и детьми, ведет к другим проблемам воспитания.

Самый лучший способ сохранить хороший аппетит ребенка, это не мешать ему думать, что он сам хочет есть, а не вы хотите его накормить. Пускай он съест больше одного блюда и совсем не ест другого, если ему так хочется. Вы должны обеспечить ему разнообразное и полноценное питание, но выбирайте такую пищу, которую он действительно любит. Не удивляйтесь, что его вкусы меняются от месяца к месяцу.

Если вы не будете заставлять ребенка есть, то, вероятнее всего, он будет съедать достаточно для удовлетворения потребностей своего организма, хотя количество еды будет разным день ото дня. Но, если вы считаете, что его питание не включает всего необходимого, вы должны обратиться к врачу.

Если ребенок играет за столом

Это может превратиться в проблему даже до года. Происходит это потому, что ребенок уже не так голоден, как раньше. Ему больше нравится карабкаться, играть с ложкой или с едой, переворачивать чашку, бросать вещи на пол. Я видел, как одного маленького мальчика кормили, в то время как он забрался с ногами на стул, отвернувшись от мамы. Или в другой раз он ходил по комнате, а за ним ходила его многострадальная мать с тарелкой и ложкой.

Игра за столом означает, что ребенок вырос и его мать больше беспокоится о его питании, чем он сам. Все это очень неприятно, раздражает вас и в конечном счете может привести к потере аппетита у ребенка. Не допускайте этого. Вы, наверное, заметили, что ребенок начинает играть за едой, когда он частично или полностью утолил свой голод, а не тогда, когда он еще очень хочет есть. Поэтому, если он перестает обращать внимание на еду, стоящую перед ним, считайте, что он съел достаточно, спустите его на пол и уберите тарелку.

Вы правы, когда вы тверды, но не нужно сердиться. Если ребенок немедленно начинает хныкать, чтобы его еду не убирали, как будто он хочет сказать: "Вы меня не поняли, я еще не наелся", дайте ему еще одну возможность. Но, если он не сожалеет, что еду убрали, не пытайтесь накормить его немного позже. Если он слишком проголодался до следующего кормления, накормите его пораньше. Если вы всегда будете убирать еду, как только ребенок потеряет интерес к ней, он будет внимательнее к своей еде и не начнет играть с ней раньше, чем насытится.

Но здесь нужно оговориться. Годовалый ребенок получает огромное удовольствие, запуская руку в овощное пюре или размазывая кашу. Он может одновременно охотно кушать. Я бы не рекомендовал запрещать ему экспериментировать со своей едой, так как для него это - познание окружающего мира. Однако, если он пытается перевернуть тарелку, держите ее крепко или отодвиньте, или прекратите кормление.

Чем раньше ребенок начнет есть сам, тем лучше

Возраст, в котором ребенок начинает есть ложкой самостоятельно, зависит главным образом от взрослых. Доктор Дэвис обнаружила в своих экспериментах, что некоторые дети довольно хорошо ели ложкой даже до года. Но у излишне заботливой матери ребенок не будет есть ложкой даже в 2 года. Все зависит от того, когда вы дадите ему возможность попробовать свои силы. Большинство детей проявляет желание есть ложкой около года, и если им не мешают, то многие из них могут прекрасно есть ложкой без посторонней помощи к полутора годам. Подготовка к самостоятельному кормлению начинается еще в 6 месяцев, когда ребенок ест, держа в руке печенье, хлеб или что-нибудь еще, затем в 9 месяцев, когда вы даете ему размятую вилкой еду и он берет руками маленькие кусочки и кладет их в рот. Если вы не разрешаете ребенку есть руками, то, возможно, он гораздо позже, чем другие дети, научится есть ложкой.

Большинство детей просто выхватывают ложку из рук матери, когда они чувствуют потребность научиться есть самостоятельно. Мать может подумать, что ребенок капризничает, но лучше, если она отдаст эту ложку ребенку, а сама возьмет другую.

Ребенок быстро обнаруживает, что просто заполучить ложку еще недостаточно, что научиться есть самому очень трудно. Ему понадобится несколько недель, чтобы научиться зачерпывать еду, и еще несколько недель, чтобы донести пищу до рта, не опрокинув ложку по дороге. Он скоро устает от этих бесплодных попыток и начинает играть с едой. Тогда вы должны убрать еду, оставив лишь несколько крошек мяса, чтобы ему было с чем экспериментировать.

Если он научился пользоваться ложкой, не кормите его больше сами. Сначала он хочет научиться есть сам, так же как он все хочет делать сам. Но когда он видит, как это сложно, и если вы будете одновременно кормить его, он может потерять всякий интерес к самостоятельной еде. Другими словами, когда он научится доносить хотя бы крупицу пищи до рта, вы должны дать ему несколько минут перед каждой едой для самостоятельных действий. Когда ребенок особенно голоден, он будет изо всех сил стараться утолить голод. Чем лучше он справляется с ложкой, тем дольше вы должны оставлять его наедине с едой.

Когда он научится съедать свое любимое блюдо за 10 минут, вы должны вообще перестать его кормить. На этом этапе матери часто допускают одну ошибку. Они говорят, например: "Он научился сам есть мясо и фрукты, но я до сих пор должна кормить его овощным пюре, кашей и картошкой". Это уже рискованно. Если он справляется с одним видом еды, значит он сможет справиться и с другим. Если вы будете по-прежнему кормить его пищей, к которой он равнодушен, вы будете все больше расширять пропасть между теми видами пищи, которые он сам хочет, и теми, которыми вы хотите его накормить. В конечном счете он совсем охладеет к "вашей" пище. Но, если вы просто постараетесь обеспечить ему разнообразное питание с учетом его вкусов и разрешите ему есть самостоятельно, то, вероятнее всего, на протяжении нескольких недель его питание будет включать все необходимое, хотя один день и будет непохож на другой.

Итак, в возрасте от 12 до 15 месяцев дети сами хотят научиться есть самостоятельно. Но, предположим, ребенку не дали такой возможности в этом возрасте, а затем после 2 лет ему говорят: "Ты уже большой и должен сам кушать". Ребенок может не согласиться с этим, так как он уже привык, чтобы его кормили, и ему уже неинтересно осваивать ложку. Таким образом, мать упустила блестящую возможность научить ребенка есть самостоятельно.

Дорогие родители, не воспринимайте все сказанное слишком буквально. И не беспокойтесь, если у вашего ребенка что-то не получается. Не думайте, что есть один-единственный правильный возраст, чтобы научиться самостоятельно есть. Не пытайтесь заставить ребенка есть самостоятельно, если он не созрел для этого или, если он не проявляет интереса. Это приведет к другим трудностям.

Я только хотел подчеркнуть, что дети сами хотят освоить ложку раньше, чем многие матери думают, и что очень важно, чтобы родители постепенно переставали кормить ребенка по мере того, как он все лучше и лучше делает это сам.

Часто у ребенка пропадает аппетит, когда режутся зубы, особенно когда появляются первые коренные. Несколько дней подряд он будет съедать половину своей обычной порции, а иногда совсем откажется есть. Наконец, и, вероятно, это самый важный фактор, аппетит естественно меняется от дня ко дню и от недели к неделе. Мы, взрослые, знаем, что в один день предпочитаем большой стакан томатного сока, а в другой нам покажется необыкновенно вкусным гороховый суп. То же самое происходит с детьми. Вы не замечаете этого просто потому, что большую часть времени младенцы слишком голодны, чтобы обращать на это внимание.

Доктор Дэвис обнаружила три важных обстоятельства. Во-первых, дети, которые сами выбирали себе диету из самой разнообразной пищи, развивались очень хорошо; никто из них не располнел и не стал слишком худым. Во-вторых, каждый ребенок за определенный период времени подбирал то, что любой специалист назвал бы хорошо сбалансированной диетой. В-третьих, от кормления к кормлению и от дня ко дню аппетит детей значительно менялся. Каждое отдельное кормление нельзя было назвать сбалансированным. Несколько кормлений подряд ребенок в основном ел овощи. Потом вдруг переходил преимущественно на пищу, содержащую крахмал. А иногда он мог удивить тем, что ел на обед только свеклу, причем съедал вчетверо больше, чем счел бы необходимым взрослый. И после такого кутежа его не рвало, у него не болел живот и не начинался понос. Иногда вдобавок к обычной еде ребенок выпивал литр молока, а в следующий раз совсем не пил молоко или пил очень мало. Один ребенок в нескольких, случаях съедал по шесть яиц вкрутую вдобавок к обычной еде. Доктор Дэвис в течение многих дней следила за потреблением детьми мяса. Ребенок какое-то время съедал небольшое количество, потом его аппетит к мясу вдруг возрастал. Он съедал вчетверо больше мяса, чем кажется разумным за один раз, ел так в течение нескольких дней, потом переставал. То, что аппетит к мясу возрастает на несколько дней, а потом уменьшается, заставило доктора Дэвис предположить, что ребенок нуждается в чем-то таком, что содержится в мясе, и это отражается в течение нескольких дней на его аппетите. Впоследствии доктор Дэвис повторила этот эксперимент на старших детях, даже пациентах больницы, и всегда получала аналогичные результаты.

Что родители должны понять из экспериментов доктора Дэвис. Результаты этого эксперимента совсем не означают, что мать должна ставить перед ребенком шесть или семь блюд на выбор, как закуски в шведском ресторане. Но эксперимент показывает, что можно доверять неиспорченному аппетиту ребенка выбирать для себя диету, которая ему полезна и нравится. Это означает, что ребенку можно разрешить съесть побольше чего-нибудь, если ему хочется, и не тревожиться о последствиях. И что еще важнее, мать не должна тревожиться, если на время ребенок разлюбит овощи.

Нам, современным людям, трудно привыкнуть к такой вере в аппетит нашего собственного ребенка. Мы так много слышали от ученых, что нужно есть обязательно, что забыли: наше тело уже миллионы лет много об этом знает. Каждая гусеница знает, каким видом растений может питаться, и откажется от всех остальных. Олень много миль проходит в поисках соли, если этого требует его организм. Малиновка знает, что для нее хорошо, не слушая никаких лекций. Неудивительно, что у человека тоже есть инстинктивное знание того, что для него хорошо. Я не хочу сказать, что ребенок или взрослый всегда ест только то, что для него полезно, или что родители ничего не должны знать о сбалансированной диете. Если мать ежедневно предлагает ребенку пончики с кофе, у него не будет возможности подобрать себе сбалансированную диету, что бы ни говорил его инстинкт. Матери важно понимать полезность овощей, фруктов, молока, мяса, яиц, каш, чтобы она могла предложить ребенку разнообразное меню, удовлетворяющее все его потребности. Но так же важно знать, что у ребенка с самого начала есть здоровый инстинкт, что аппетит может колебаться и что ребенок в конечном счете выработает для себя диету, если ему не привили предубежденности к отдельным продуктам.

Разрешите ребенку какое-то время не есть овощи. Если он вдруг отказывается от овощей, которые с удовольствием ел всю прошлую неделю, не настаивайте. Если не будете настаивать сегодня, он, вероятно, вернется к ним через неделю или через месяц. Но если он не хочет овощей, а вы будете настаивать, временное отвращение перейдет у него в постоянное. Если он дважды подряд не ест одни и те же овощи, откажитесь от них на пару недель. Конечно, матери обидно, что она покупала продукты, готовила блюда, подавала, а маленький упрямец отвергает то, что с удовольствием ел несколько дней назад. Ей в такое время трудно не раздражаться и не настаивать. Но для ребенка гораздо хуже, если его заставляют что-нибудь есть. Если половину овощей он отвергает — так часто бывает на втором году жизни, — готовьте для него только те, что ему нравятся. Это разумный и приятный выход при том разнообразии свежих и консервированных продуктов, которыми мы располагаем. Если на какое-то время ребенок вообще отворачивается от овощей, но с удовольствием ест фрукты, давайте ему побольше фруктов. Если он есть достаточно фруктов, пьет молоко и принимает витамины, он ничего не потеряет, если будет обходиться без овощей.

Что делать, если ребенку надоели каши. На втором году многие дети отказываются от каши, особенно на ужин. Не заставляйте ребенка. Если ребенок вообще откажется на несколько недель от продуктов, содержащих крахмал, это ему не повредит.

Не тревожьтесь, если иногда он пьет молока меньше, чем обычно. Молоко — очень ценный продукт. Оно дает большинство необходимых ребенку витаминов, как показано в параграфе 430. Но полезно помнить, что в тех районах земли, где нет коров или коз, дети получают необходимое из других видов пищи, когда перестают кормиться грудью. Полезно также знать, что пол-литра молока покрывает дневные потребности ребенка в возрасте от одного года до трех лет при разумно составленной диете. Многие дети от года до двух пьют меньше молока, иногда временно. Если мать встревожится и начнет заставлять ребенка, он еще сильнее невзлюбит молоко. И в конечном счете выпьет меньше, чем если бы его не заставляли.

Не подсовывайте ему чашку, если он показал, что не хочет. Каждый раз как он отказывается, его нежелание усиливается. Если он начнет выпивать по 250г, подождите несколько дней: может, со временем он снова будет выпивать больше.

Молоко в любом из этих видов так же питательно и полезно, как прямо от коровы.

Если в течение месяца ребенок продолжает принимать меньше 600 г молока во всех видах, посоветуйтесь с врачом. Он может прописать кальций в какой-нибудь другой форме, пока к ребенку не вернется аппетит.

Не допускайте возникновения проблем с питанием.: Есть резон в том, чтобы предупредить о возможных колебаниях аппетита ребенка. Проблемы с питанием чаще возникают между годом и двумя, чем в другое время. Как только ребенок начинает упрямиться, мать тревожится и сердится, только подливая масла в огонь. Чем больше раздражается и настаивает мать, тем меньше ест ребенок. Каждая еда становится пыткой. Это может длиться много лет. Напряжение, возникающее между ребенком и родителем, может привести к другим проблемам, связанным с поведением.

Лучший способ, сохранить хороший аппетит ребенка — не мешать ему самому решать, что он хочет есть, а чего не хочет. Позвольте ему есть больше обычного здоровой пищи, которая ему нравится, меньше или совсем не есть того, чего он не хочет. Когда готовите ему еду, старайтесь соблюдать сбалансированную диету, но из таких блюд, которые ему нравятся. Не удивляйтесь, если его вкусы будут от месяца к месяцу меняться. Если не можете посоветоваться с врачом относительно добавок к диете, просмотрите параграфы 430 — 440 в поисках новых блюд, чтобы хотя бы временно возместить то, от чего он отказывается.

Велика вероятность, что ребенок будет придерживаться разумно сбалансированной диеты с небольшими отклонениями, если только вы не станете его заставлять. Если диета остается несбалансированной в течение нескольких недель, следует посоветоваться с врачом.

Ребенок ест стоя и играет за едой. Даже еще до года это может превратиться в настоящую проблему. Так бывает потому, что ребенок не голоден и ему куда интереснее осваивать новые виды деятельности: ковыряться, держать ложку, смешивать еду, переворачивать чашки, бросать вещи на пол. Я видел, как годовалого ребенка кормили, когда он стоял в своем креслице или даже бродил по дому, а страдалица-мать ходила за ним с тарелкой и ложкой в руках.

Я хочу сделать одну оговорку. У годовалого ребенка возникает чрезвычайно сильное стремление опустить пальцы в протертые овощи, или сжать в кулачке кашу, или водить по пролитому на подносе молоку. Это не игра. В то же самое время ребенок с готовностью открывает рот в ожидании пищи. Из-за этого не нужно прерывать кормление, и я бы позволил ему экспериментировать с частичками еды. Если он пытается перевернуть тарелку, крепче держите ее. Если он настаивает, уберите ее от него подальше или перестаньте его кормить.

Пусть пораньше начинает есть сам. Время, когда ребенок начинает есть сам, во многом зависит от отношения взрослых. В своих экспериментах доктор Дэвис установила, что некоторые дети могут научиться эффективно пользоваться ложкой в возрасте до года. На другом полюсе находится сверхзаботливая мать, которая утверждает, что ее двухлетний ребенок совсем не умеет есть сам. Все зависит от того, когда вы даете ему шанс.

Большинство детей к году сами пробуют взяться за ложку, и если им предоставляют возможность, многие к 15 месяцам уже умеют есть сами, без посторонней помощи.

Ребенок начинает готовиться сам есть ложкой в 6 месяцев, когда держит сухарь и другую пищу, которую можно есть руками. Затем, к девяти месяцам, когда ему дают пищу кусочками, он хочет сам брать эти кусочки и засовывать их в рот. Ребенок, которому не позволяли есть пальцами, скорее всего позже других научится есть ложкой.

Вежливый десяти- или двенадцатимесячный ребенок может просто положить руку на руку матери, когда она его кормит. Но большинство детей пытаются вырвать ложку у матери. Мать может подумать, что это объявление войны, но лучше отдать ребенку эту ложку и взять другую. Ребенок скоро обнаруживает, что дело гораздо сложнее, чем просто держать ложку в руке. Потребуются недели, чтобы он научился набирать пищу на ложку, и еще недели, чтобы не переворачивать ложку вверх дном на пути ко рту. Ребенку может это наскучить, и он начнет ковыряться в еде пли проливать ее. Время убрать от него подальше тарелку, возможно, оставив перед ним несколько кусочков мяса, чтобы он поэкспериментировал.

Даже когда он очень старается есть правильно, он сделает множество случайных ошибок, и с этим вам придется примириться. Если вас тревожит ковер, подложите под столик ребенка большую пластиковую скатерть. Помогает специальная тарелка с подогревом, с отделениями для разной пищи. В ней еда дольше остывает, ребенку труднее ее выбросить, но легче набирать в ложку. Есть специальные детские ложки с петлеобразными ручками, которые легко держать, но мне кажется, пользоваться ими трудней, чем обычными маленькими ложками с прямыми ручками.

Недавно появились детские ложки с толстыми пластиковыми ручками. Ребенку удобнее держать такую ложку в руке.

Если он может есть сам, позвольте ему это делать. Теперь мы подходим к очень важному пункту. Недостаточно просто предоставить ребенку ложку и возможность пользоваться ею: он должен понять, зачем ею нужно пользоваться. Вначале он пытается, потому что все хочет делать сам. Но потом, когда видит, как это сложно, может отказаться от попыток, если вы будете продолжать кормить его. Иными словами, если он может донести до рта хоть несколько капель, оставьте его один на один с едой хотя бы на несколько минут, по крайней мере вначале, когда он особенно голоден. Тогда его будет подгонять аппетит. Чем больше он овладевает умением есть, тем дольше нужно позволять ему есть самостоятельно.

Не волнуйтесь о манерах за едой. Ребенок и сам хочет есть искуснее и аккуратнее. Он хочет перейти от пальцев к ложке, а от ложки к вилке, как только чувствует себя в состоянии принять вызов, точно так же как хочет делать все остальное, что делают у него на глазах другие. Доктор Дэвис отметила это в детях, за которыми наблюдала, а их ведь совсем не учили. То же самое стремление к правильным манерам за едой наблюдается у щенят. Вначале они встают в блюдце с молоком и опускают в него морду. Затем начинают лакать, не опуская морду; и наконец научаются вежливо вылизывать усы после еды.

Не забивайте себе голову тем, что существует только один подходящий для обучения возраст, не расстраивайтесь, если вам кажется, что ребенок медленно прогрессирует, не пытайтесь заставлять ребенка есть самостоятельно, если он еще не готов или не хочет. Это лишь создаст дополнительные проблемы. Просто усвойте, что дети стремятся научиться этому раньше, чем сознают многие матери, и родителям важно предоставить ребенку возможность есть самостоятельно, как только он к этому готов.

Читайте также: