Режь хлеб и ешь кашу на

До сих пор специалисты в вопросах питания спорят о том, каким должен быть завтрак. Однозначного ответа на это вопрос не существует! Правы и те, кто кушает кашку, и те, кто предпочитает яичницу.

Все дело в том, что завтрак – это старт вашего дня, и каким он должен быть, определяет ваша жизнь.

А теперь о тех, кто завтракает кашами

Согласно проведенному нами опросу, большинство предпочитают начинать свой день с каш. Это не обязательно овсянка. Для кого-то это разваристая рисовая каша на молоке, а кто-то любит гречку. Мы предпочитаем завтракать кашами чаще всего в силу привычки. Ведь с детства нас кормили по утрам кашами. И это правильно! НО. Для детей. Ведь они – неугомонные создания, и энергии им требуется гораздо больше, чем взрослым. Да и обмен веществ у малышей проходит куда быстрей.

Углеводные завтраки (как раз та самая каша) оправданы для тех, кто занимается физическим трудом, добирается на работу на велосипеде, весь день проводит на ногах или спешит на экзамен. Внимание! Мы говорим о настоящих сложных углеводах! Мюсли, готовые кашки из пакета и выпечка тут не при чем.

Сразу хочется оговориться про тех, кто идет на экзамен. Наш мозг помимо жира питается глюкозой, поэтому, если вам предстоит мозговой штурм, то скушаете перед этим тарелочку макарон с оливковым маслом или соусом из томатов.

Уважаемые читатели, если вы не страдаете лишним весом, то на здоровье завтракайте кашами! Но если все-таки хотите похудеть, то разумней перейти на белковое начало дня. Все потому, что не растраченные углеводы легко пойдут в жировые отложения! Пусть даже вы скушали их с утра. Кроме того, многие жалуются на то, что после утренней каши уже через час-полтора снова хочется кушать, и так начинаются бесконечные перекусы, польза которых, сами знаете, равна нулю. А после белкового завтрака (яйца, творог и т.д) ощущение сытости продлится гораздо дольше. Подробно о белковых завтраках в следующем посте!


Автор статьи: Александра Петровичева (психолог-диетолог). Я помогаю людям обретать стройность, учу правильно питаться, избавляться от пристрастия к сладостям, переедания и психологической зависимости от еды.


С удовольствием ем кашу, это вкусно, полезно и сытно. Каша на завтрак - и я как зайчик энерджайзер бегаю и хозяйничаю, работаю за компом и животик не урчит от голода.

А еще у меня очень "кашеедистый" муж. С его появлением в моей жизни расширился и рацион, в него добавились пшенная и гороховая каши. Прежде никогда их не готовила, честно. Пшенная каша для меня всегда была "цыплячьей едой", уж простите меня. Гороховую кашу тоже есть как-то не приходилось, суп гороховый да, варила, было дело.

Вообще каши варю по разному, иногда - в пакетиках для варки, удобно что порционно и не пригорает. Можно уйти на час, оставить кастрюлю на маленьком огне, закончишь дела по хозяйству, и дома ждет сытная горячая еда. По настроению готовлю каши в горшке, в печи или в духовке, обычно я это делаю в холодное время года - осенью, зимой. Жарким летом духовку включать совсем не хочется.

Свекор каши готовит в мультиварке. Ничего не имею против мультиварки. В планах купить медленноварку под каши, они дешевле, чем мультиварки, и каша в них получается нереально вкусно и просто. А вот мультиварке готовить я не люблю, мне нравится в мульте печь пироги и запеканки. И мультя, и медленноварка - для лета то что надо, готовишь и на кухне вовсе не жарко. Главное чтобы электричество было, без света эти кухонные девайсы становятся абсолютно бесполезными.


За счет содержания медленных углеводов в крупах, каши из них очень долго перевариваются в нашем организме. В результате мы дольше испытываем чувство насыщения. Поэтому завтрак и обед не должны проходить без каши.

Рассмотрим состав и полезные свойства некоторых из них.

1. Овсяная каша


Каша из овсяной крупы чаще всех используется на завтрак. В Шотландии до 18 века не знали про пшеничный хлеб и великолепно заменяли его овсянкой.

Не смотря на то, что с детства мы привыкли к каше, сваренной на молоке, нужно отвыкать от этой пагубной привычки. Да, на молоке вкуснее, но и гораздо калорийнее. Молоко не добавляет полезности полученному продукту, а совсем наоборот.

Чем же богата овсяная каша? В ней содержатся: железо, кальций, калий, натрий, фосфор и цинк, а также витамины группы В, витамины Е, К и другие. Содержащийся в овсянке бета–глюкан снижает уровень холестерина, препятствует формированию бляшек в сосудах. А биотин борется с сонливостью, усталостью, повышает аппетит, а кроме того, снижает риск образования рака желудка.

Что касается вреда овсяной каши, то он может быть нанесен людям с почечными болезнями. При чрезмерном употреблении в пищу овсяных продуктов в организме может скопиться слишком много фитиновой кислоты, вымывающей из организма кальций.

2. Гречневая каша

Место рождения гречневой крупы – Гималаи. Оттуда соседние народы переняли эту культуру, также поступили волжские болгары, а затем и мы. Сейчас гречка пользуется популярностью почти во всем мире.


Гречневая каша способствует поступлению в человеческий организм множества полезных микроэлементов и витаминов. Например, железо участвует в кроветворных процессах, в образовании гемоглобина, лечит анемию.

Содержащиеся в составе гречневой каши кислоты – щавелевая, малеиновая, лимонная улучшают пищеварение.

Витамин Р укрепляет кровеносные сосуды, благотворно влияет на деятельность сердечнососудистой системы.

Содержащийся в гречневой каше белок быстро усваивается, что очень важно для спортсменов, желающих нарастить мышечную массу. По содержанию белка она превосходит все зерновые и поэтому в рационе может заменять собой мясо.

Гречневая каша помогает при нервных расстройствах, геморрое, ревматизме, сахарном диабете, артрите и т.д.

Существуют ли побочные эффекты? Было замечено, что при частом употреблении гречка способна вызвать головокружение и слабость. Чтобы избежать негативных проявлений, гречневую кашу нужно сочетать с другими продуктами.

3. Рисовая каша

Рисовая крупа является излюбленным продуктом питания народов Японии, Китая, Индии, Таиланда. И в России рис получил широкое распространение за свои вкусовые качества и доступную цену.


По непонятным причинам у нас на прилавках в огромных количествах представлен наименее полезный вид риса – белый шлифованный. Он очищен таким образом, что практически не содержит полезных веществ. Наиболее полезным считается черный рис (дикий), ведь он практически не подвержен никакой обработке и в результате сохраняет в себе все полезные компоненты.

Рисовая крупа богата витаминами (B1, B2, B3,B5,B6, E, A, PP) и минеральными веществами (калий, железо, медь, фосфор, натрий). Рис является лидером по содержанию в нем высококачественного крахмала (примерно 78%), биологически ценного белка и клетчатки. Рис – уникальный продукт по содержанию медленных углеводов, накапливающихся в мышечной ткани и медленно высвобождающих энергию.

Польза рисовой каши состоит в абсорбентных свойствах. Именно это качество делает продукт незаменимым при формировании различных диет, призванных очистить организм от шлаков и токсинов.

Употребление рисовой каши улучшает состояние ногтей, волос, кожи, нормализует состояние нервной системы, улучшает сон.

Рисовая каша используется при расстройствах желудка в качестве скрепляющего средства, полезна она и для людей, страдающих сердечнососудистыми заболеваниями и разного рода болезнями почек.

4. Манная каша

На Руси манная крупа производилась в мизерных количествах и являлась удовольствием для богатых слоев населения, а во времена СССР стала общедоступным продуктом, каким является и по сей день.


В манной каше присутствует калий, необходимый для работы сердечной мышцы, железо, без которого немыслим процесс образования красных кровяных телец – эритроцитов, и витамины группы В, участвующие в нормальном функционировании нервной системы. В продукте содержится много простых углеводов, которые практически моментально усваиваются в желудочно–кишечном тракте и обогащают организм энергией. Поэтому манная каша – важный элемент в питании пациентов после операций, больных с сердечнососудистой и почечной патологией, хроническими болезнями пищеварительной системы.

Почему же тогда ее не стоит включать в рацион ребенка? Манка богата глиадином – клейковиной, которая может вызывать микронекрозы (омертвение) ворсинок кишечника у ребенка и замедлять всасывание питательных веществ. Поэтому до года жизни манка противопоказана, до трех лет – ее количество должно быть минимально в рационе, после трех лет – ограниченно до 1–2 раз в неделю. Глиадин также может приводить к проявлению серьезного заболевания – целиакии , которое заключается в наследственной непереносимости этого соединения и проявляющейся в быстром поражении внутренних органов. В манной крупе есть и фитин, мешающий всасыванию в кишечнике кальция, железа и витамина D, то есть ребенок при частом употреблении каши с гораздо большей вероятностью может заболеть рахитом, нежели его сверстники, пренебрегающие этим блюдом. Взрослым людям манная каша строго противопоказана при сахарном диабете и ожирении.

5. Пшенная каша

Первыми начали возделывать пшено в Китае, и не зря! Ведь растение это неприхотливое и обладает целым букетом полезных элементов.

Пшенная каша из–за высокого содержания калия положительно влияет на работу сердечнососудистой системы.

Пшенная каша положительно сказывается на работе системы кроветворения и на деятельности печени. Употребление каши помогает при сахарном диабете, атеросклерозе, ожирении и проч.

Если у человека пониженная кислотность желудка, пшенную кашу употреблять в больших количествах не рекомендуется.

Зачастую мы отказываем себе в употреблении различных круп из–за высокого содержания углеводов, боясь набрать лишний вес. Но это всего лишь миф. Если употреблять каши в нужное время, соблюдать режимы питания и сна, то лишние килограммы сами уйдут от вас.

Полезный рецепт недели:

Кукурузный пирог с курагой (хороший вариант для утреннего перекуса).


– 2 стакана кукурузной муки;

– 1 стакан соевого молока или воды;

– стевия или фруктоза по вкусу.

– Очень долго взбиваем яйца (около 6 минут) блендером. Добавляем молоко (или воду), разрыхлитель и стевию (или фруктозу) и взбиваем еще минут 5. Добавляем муку и взбиваем до получения густой однородной массы.

– Часть кураги режем на маленькие кусочки и аккуратно добавляем в тесто, другую часть выкладываем красиво на дно силиконовой формы.

– Выливаем тесто в форму и отправляем в разогретую до 180С духовку примерно на 1 час.

Приятного аппетита и будьте здоровы!


Хлеб в русских пословицах и поговорках символизирует чистоту души, гостеприимство и достаток. Не зря издавна долгожданных гостей и молодоженов встречали караваем и солью. Да и сейчас в большинстве семей хлеб считается главной составляющей обеденного стола.


ХЛЕБ ВСЕМУ ГОЛОВА.

БЕЗ ХЛЕБА КУСКА ВЕЗДЕ ТОСКА.

БЕЗ ХЛЕБА СЫТ НЕ БУДЕШЬ.

БУДЕТ ДЕНЬ – БУДЕТ И ХЛЕБ.

БЫЛА БЫ МУКА ДА СИТО, И САМА Б Я БЫЛА СЫТА.

ГОРЬКАЯ РАБОТА, ЗАТО СЛАДОК ХЛЕБ.

ГРЕЧНЕВАЯ КАША – МАТУШКА НАША, А ХЛЕБЕЦ РЖАНОЙ – ОТЕЦ НАШ РОДНОЙ.

ДОПЛЯСАЛИСЬ, ЧТО БЕЗ ХЛЕБА ОСТАЛИСЬ.

ЕСЛИ ХЛЕБА НИ КУСКА, ТО И В ТЕРЕМЕ ТОСКА.

ИЗ ОДНОЙ МУКИ ХЛЕБА НЕ ИСПЕЧЕШЬ.

КАЛАЧ ПРИЕСТСЯ, А ХЛЕБ НИКОГДА.

НЕ ХЛЕБОМ ЕДИНЫМ ЖИВ ЧЕЛОВЕК.


ПОКУДА ЕСТЬ ХЛЕБ И ВОДА, ВСЁ НЕ БЕДА.

ПОТ НА СПИНЕ, ТАК И ХЛЕБ НА СТОЛЕ.

СЫТЫЙ СЧИТАЕТ ЗВЕЗДЫ НА НЕБЕ, А ГОЛОДНЫЙ ДУМАЕТ О ХЛЕБЕ.

У КОГО ХЛЕБУШКО, У ТОГО И СЧАСТЬЕ.

ХЛЕБ – БАТЮШКО, ВОДА – МАТУШКА.

ХЛЕБ В ЧЕЛОВЕКЕ – ВОИН.

ХЛЕБ ВСКОРМИТ, ВОДА ВСПОИТ.

ХЛЕБ ДА ВОДА – МОЛОДЕЦКАЯ ЕДА.

ХЛЕБ НА СТОЛ, И СТОЛ – ПРЕСТОЛ.


ХЛЕБА НИ КУСКА, И СТОЛ – ДОСКА.

ХЛЕБ НАШ НАСУЩНЫЙ: ХОТЬ ЧЕРНЫЙ, ДА ВКУСНЫЙ.

ХЛЕБ НОГАМИ ТОПТАТЬ – НАРОДУ ГОЛОДАТЬ.

ХЛЕБОМ ЛЮДИ НЕ ШУТЯТ.

БЕЗ УМА ПРОКОЛОТИШЬСЯ, А БЕЗ ХЛЕБА НЕ ПРОЖИВЕШЬ.

БЕЗ ХЛЕБА ВСЁ ПРИЕСТСЯ.

БЕЗ ХЛЕБА И МЕДОМ СЫТ НЕ БУДЕШЬ.

БЕЗ ХЛЕБА И У ВОДЫ ЖИТЬ ХУДО.

БЕЗ ХЛЕБА КУСКА ВЕЗДЕ ТОСКА.

БЛЮДИ ХЛЕБ НА ОБЕД, А СЛОВО – НА ОТВЕТ.


БЫЛ БЫ ХЛЕБ, А ЗУБЫ СЫЩУТСЯ.

НЕТ ХЛЕБА – КЛАДИ ЗУБЫ НА ПОЛКУ.

БЫЛ БЫ ХЛЕБ, А КАША БУДЕТ.

БЫЛ БЫ ХЛЕБ, А ПИРОГ ДАРОМ.

ВОДА ВЫМОЕТ, А ХЛЕБ ВЫКОРМИТ.

ГОЛОДНОЙ КУМЕ ВСЁ ХЛЕБ НА УМЕ.

ДЕШЕВ ХЛЕБ, КОЛИ ДЕНЬГИ ЕСТЬ.

ЗА ХЛЕБОМ – СОЛЬЮ ВСЯКАЯ ШУТКА ХОРОША.

И ПЕС ПЕРЕД ХЛЕБОМ СМИРЯЕТСЯ.

КАК ХЛЕБ ДА КВАС, ТАК И ВСЕ У НАС.


КАК ХЛЕБА КРАЙ, ТАК И ПОД ЕЛЬЮ РАЙ, А ХЛЕБА НИ КУСКА, ТАК И ВЕЗДЕ ТОСКА.

КАК ХЛЕБА КУСОК, ТАК И РАЗИНУЛ РОТОК.

ЛИХА БЕДА ХЛЕБ НАЖИТЬ, А С ХЛЕБОМ МОЖНО ЖИТЬ.

МАТУШКА РОЖЬ КОРМИТ ВСЕХ ДУРАКОВ СПЛОШЬ, А ПШЕНИЧКА - ПО ВЫБОРУ.

НА СОЛЬ ПЬЕТСЯ, НА ХЛЕБ СПИТСЯ.

НАДО ХЛЕБА И НА ПОСЛЕ ОБЕДА.

НЕ ДАВАЙ ГОЛОДНОМУ ХЛЕБ РЕЗАТЬ.

НЕ ОТ ХЛЕБА ХОДЯТ, А КО ХЛЕБУ.

ОКОЛО ХЛЕБА И МЫШИ ВОДЯТСЯ.

ОТ ХЛЕБА - СОЛИ НЕ ОТКАЗЫВАЮТСЯ.


ОТ ХЛЕБА ХЛЕБА НЕ ИЩУТ.

РЖАНОЙ ХЛЕБУШКО - КАЛАЧУ ДЕДУШКА.

РЫБА НЕ ХЛЕБ, СЫТ НЕ БУДЕШЬ.

СВОЙ ХЛЕБ СЫТНЕЕ.

СВОЙ ХЛЕБ ХОТЬ НОЧЬЮ ЕШЬ.

СКОЛЬКО НИ ДУМАЙ, А ЛУЧШЕ ХЛЕБА - СОЛИ НЕ ПРИДУМАЕШЬ.

У ХЛЕБА НЕ БЕЗ КРОХ.

УМНЫЙ ДЕТИНА ЗНАЕТ, ЧТО ХЛЕБ – НЕ МЯКИНА.

ХЛЕБ В ПУТИ – НЕ ТЯГОСТЬ.


ХЛЕБ ДА ВОДА – ТО НАША ДВОРЯНСКАЯ ЕДА.

ХЛЕБ ДА СОЛЬ – И ОБЕД ПОШЕЛ.

ХЛЕБ ДОРОГОЙ, ДА НЕ ДОРОЖЕ НАС С ТОБОЙ.

ХЛЕБ-СОЛЬ ДРУЖБУ ВОДИТ.

ХЛЕБ - СОЛЬ ЕСТЬ, ДА НЕ ПРО ВАШУ ЧЕСТЬ.

ХОТЬ ПО - СТАРОМУ, ХОТЬ ПО - НОВОМУ, А БЕЗ ХЛЕБА НЕ ПРОЖИТЬ.

ХОТЯ ПАЛАТА БЕЛА, ДА БЕЗ ХЛЕБА СКУЧНА.

ЧЬЯ ЗЕМЛЯ, ТОГО И ХЛЕБ.

БАЛОВСТВОМ ХЛЕБА НЕ ДОБУДЕШЬ.

БЕЗ ДЕНЕГ ПРОЖИВУ, А БЕЗ ХЛЕБА НЕ ПРОЖИВУ.


БЕЗ СОЛИ НЕ ВКУСНО, А БЕЗ ХЛЕБА НЕ СЫТНО.

БЕЗ ХЛЕБА, ДА БЕЗ КАШИ – НИ ВО ЧТО И ТРУДЫ НАШИ.

БЕЗ ХЛЕБА ЖИВОТ НИКОГДА НЕ ЖИВЕТ.

БЕЗ ХЛЕБА И С МЕДУ ТОШНИТ.

БЕЗ ХЛЕБА НА ВОДЕ НОГИ ЖИДКИ.

БЕЗ ХЛЕБА НЕТ ОБЕДА.

БЕЗ ХЛЕБА СЫТ НЕ БУДЕШЬ; ПРО ТО, ЧЕГО НЕ БЫЛО, ПЕСНЮ НЕ СПОЁШЬ.

БЕЗ ХЛЕБА – ПОЛОВИНА ОБЕДА.

БЕЗ ХЛЕБА – СМЕРТЬ, БЕЗ СОЛИ – СМЕХ.

БЕЗ ХЛЕБНОГО КОРМУ ЛОШАДЬ НА КНУТЕ ЕДЕТ.

БЕСЕДА БЕЗ ХЛЕБА НЕ ПРИГОЖА.


БУДЕТ ХЛЕБ, БУДЕТ И ОБЕД.

БЫЛ БЫ ХЛЕБ, А У ХЛЕБА ЛЮДИ БУДУТ.

ВРЕМЕНАМИ И ЛОМОТЬ ЗА ЦЕЛЫЙ ХЛЕБ.

ГОРЕК ОБЕД БЕЗ ХЛЕБА.

ЕШЬ ПИРОГИ, А ХЛЕБ ВПЕРЕД БЕРЕГИ.

ЕШЬ ХЛЕБ, КОЛИ ПИРОГА НЕТ.

ЛУЧШЕ ХЛЕБ С ВОДОЮ, ЧЕМ ПИРОГ С БЕДОЮ.

ТОЛЬКО АНГЕЛЫ С НЕБА НЕ ПРОСЯТ ХЛЕБА.

ЛУЧШЕ ГОЛОДАЙ, А ДОБРЫМ СЕМЕНЕМ ЗАСЕВАЙ.

ХЛЕБ ВЕЗДЕ ХОРОШ, И У НАС И ЗА МОРЕМ.


ХЛЕБА ЛОМОТЬ – И РУКАМИ ПОДЕРЖАТЬСЯ, И В ЗУБАХ ПОМОЛОТЬ.

ГЛУБЖЕ ПАХАТЬ, БОЛЬШЕ ХЛЕБА ЖЕВАТЬ.

ДАДУТ ХЛЕБЦА, ДАДУТ И ДЕЛЬЦА.

НАЕЗДОМ ХЛЕБ НЕ НАПАШЕШЬ.

ГДЕ КОВЫЛЬ, ТАМ И ХЛЕБ.

МНОГО СНЕГУ - МНОГО ХЛЕБА, МНОГО ВОДЫ - МНОГО ТРАВЫ.


Особым деликатесом в крестьянских домах второй половины XIX столетия считался жареный картофель с мясом. В большие церковные праздники иногда баловали себя студнем — холодцом, сваренным из костей и потрохов. При этом стоит отметить, что мясо не было постоянным компонентом крестьянского рациона.


Российский экономист Николай Бржевский отмечал, что крестьянская пища почти никогда не удовлетворяла потребности организма как в качественном, так и в количественном отношении. Другими словами, недоедание было обычным явлением в деревнях Российской империи.


Если говорить о крупах, то в той же Тамбовской губернии наибольшей популярностью пользовалось просо. Из него варили кулиш, который заправляли свиным салом. В постные щи добавляли растительное масло, а в скоромные — молоко или сметану. Главными овощными культурами считались капуста и картофель.

В русских деревнях того времени редко можно было встретить морковь, свеклу и другие распространенные сегодня корнеплоды. Что касается огурцов, то их в тамбовских деревнях начали выращивать уже при советской власти. Помидоры появились позже всего — в 30-х годах XX века. Зато популярны были у крестьян бобовые: горох, фасоль и чечевица.


Наиболее популярным напитком у крестьян была обычная вода, а в летнюю жару готовили квас. В черноземной полосе России во второй половине XIX века не было принято пить чай и этот напиток употребляли, в основном, как лекарство, заваривая при простуде в печи в глиняном горшке.

Режим питания в крестьянских семьях был прост. Утром все подкреплялись тем, что оставалось с вечера: водой и хлебом, печеным картофелем, другими остатками. Завтрак приходился на 9−10 часов утра и обычно включал в себя варево и картофель.

Между 12 и 2 часами дня все садились обедать и нередко к столу подавалось то же варево, что и на завтрак. За обедом следовал полдник, в который, чаще всего, ели просто хлеб с солью. Ужин в деревнях бывал не позднее 9 часов вечера, а в зимнее время, когда рано темнело, он мог быть и гораздо раньше.


Так как продовольственные запасы в деревенских семьях были крайне ограниченными, то за каждым неурожаем следовал голод. В такие периоды потребление пищи всеми членами семьи сводилось к минимуму. Чтобы выжить, крестьянам приходилось резать скот, употреблять в пищу семенной материал, продавать или менять на еду инвентарь.


Голод мог прийти в любой год, что вызвало в крестьянских семьях появление определенной традиции выживания. Об особенностях питания в экстремальных условиях лучше всего расскажет вот этот отрывок из экономического отчета того времени:

Несмотря на то, что эти строки были написаны во время голода 1919−1921 годов, со времен Российской империи мало что изменилось и в крестьянских семьях выживали так же, как и 50 или даже 100 лет назад. Если был картофель, то его варили и заправляли тертой свеклой, лебедой или поджаренными ржаными зернами.


Хлеб в голодные времена пекли исключительно с примесями, в качестве которых использовали картофельную или свекольную ботву, лебеду, мякину или даже самую обычную траву. Но даже когда все было относительно благополучно и голод не преследовал российских крестьян, назвать их питание полноценным нельзя было даже с натяжкой.

В европейской части России в первые годы XX столетия на одного взрослого едока, который много и тяжело работал, приходилось всего 4500 Ккал в день и 84,7% из них были растительного происхождения. 62,9% приходилось на хлеб и лишь 15,3% калорий относились к животным белкам. Сахара на человека в месяц приходилось менее фунта (435 грамм), а растительного масла еще меньше — всего полфунта.

Проведенное на рубеже столетий Этнографическим обществом исследование показало, что потребление мяса в европейской части России составляло примерно 20 фунтов в год на человека в обычной крестьянской семье и 1,5 пуда в зажиточной. Еще в 1921—1927 годах пища тамбовских крестьян на 90−95% была растительной, а мяса употребляли 10−20 фунтов в год на одного взрослого человека.


В деревнях относительно сытый период длился от Покрова до святок, а за ним шел полуголодный весенне-летний промежуток времени. Следует особо упомянуть и то, что на характер питания серьезно влиял и церковный календарь. Что касается бедных и зажиточных семей, то отличие в их питании выражалось не в качественном, а в количественном показателе — богатые просто ели чаще и больше.


Повседневный крестьянский стол не отличался большим разнообразием. Черный хлеб, щи, каша да квас – вот, пожалуй, и все разносолы.


Серьезным подспорьем были, конечно, лесные дары – грибы, ягоды, орехи, мед. Но основой всему всегда оставался хлеб.

"Хлеб – всему голова"


Каких только народных поговорок, пословиц, присказок не сложено о нем: "Хлеб – всему голова", "Хлеб да вода – крестьянская еда", "Хлеб на стол – и стол престол, а хлеба ни куска – и стол доска", "Худ обед, коли хлеба нет".

"Хлебом да солью" встречали дорогих гостей, приглашали к столу, желали благополучия, приветствовали молодых в день свадьбы. Без хлеба не обходилась ни одна трапеза. Резать хлеб за столом считалось почетной обязанностью главы семьи.

Служил хлеб и ритуальной пищей. Из кислого теста выпекали просфоры, предназначенные для совершения христианского таинства причащения. Особый вид хлеба – перепеча – участвовал в свадебном обряде. На Пасху пекли куличи, на Масленицу провожали зиму блинами, а весну встречали "жаворонками" – пряниками, напоминающими по форме птиц.

Без хлеба крестьянин не мыслил жизни. В неурожайные годы начинался голод, несмотря на то, что животной пищи было в достатке.

Пекли хлеб обычно раз в неделю. Дело это сложное и трудоемкое. С вечера хозяйка готовила тесто в специальной деревянной кадке. Тесто и кадка назывались одинаково – квашней.


Кадка постоянно была в работе, поэтому ее редко мыли. Немало язвительных шуток связано с этим. Рассказывали, что однажды стряпуха потеряла сковородку, на которой обычно пекла блины. Целый год не могла найти ее и обнаружила, лишь когда затеяла мытье квашни.

Перед тем как ставить тесто, стенки квашни натирали солью, затем заливали ее теплой водой. Для закваски бросали кусок теста, оставшийся от предыдущей выпечки, и засыпали муку. Хорошенько все перемешав, оставляли на ночь в теплом месте. К утру тесто поднималось, и стряпуха принималась его месить. Нелегкая эта работа продолжалась до тех пор, пока тесто не начинало отставать от рук и стенок кадки. Квашню снова ставили на время в теплое место, а затем еще раз вымешивали. Наконец-то тесто готово! Осталось разделить его на крупные гладкие хлеба и посадить в печь на деревянной лопате. Через некоторое время изба наполнялась ни с чем не сравнимым запахом выпекаемого хлеба.

Как проверить, готов ли каравай?


Хозяйка доставала его из печи и постукивала по днищу. Хорошо пропеченный хлеб звенел, как бубен. Женщину, умевшую печь вкусный хлеб, особенно уважали в семье.

Хранили испеченный хлеб в специальных деревянных хлебницах. В них же его и на стол подавали. Хлебницы эти берегли и даже давали дочерям в приданое.

Пекли в деревне преимущественно черный, ржаной, хлеб. Белый, пшеничный, калач был редким гостем на крестьянском столе, считался лакомством, которое позволяли себе только в праздник. Поэтому, если гостя не удавалось даже "калачом заманить", обида была серьезной.

В голодные, неурожайные годы, когда хлеба не хватало, в муку добавляли лебеду, кору деревьев, молотые желуди, крапиву, отруби. Слова о горьком привкусе крестьянского хлеба имели при этом прямой смысл.

Из муки выпекали не только хлеб. Русская кухня богата мучными блюдами: пироги, блины, оладьи, пряники всегда подавали на праздничный крестьянский стол.


Блины, пожалуй, самое популярное русское блюдо. Известные еще с языческих времен, они символизировали солнце. В старину блины как ритуальная пища были неотъемлемой частью многих обрядов – от рождения (роженицу кормили блином) до смерти (блинами с кутьей поминали усопшего). И уж, конечно, какая Масленица без блинов. Однако истинно русские блины не те, что печет сегодня из пшеничной муки каждая хозяйка. В старину блины пекли только из муки гречишной.


Были они более рыхлыми, пышными, с кисловатым привкусом.

Ни один крестьянский праздник на Руси не обходился без пирогов. Само слово "пирог" произошло, как считают, от слова "пир" и первоначально означало праздничный хлеб. Пироги до сих пор считаются украшением праздничного стола: "Красна изба углами, а обед – пирогами". Каких только пирогов не пекли хозяйки с давних времен! В ХVII в. было известно не менее 50 их видов:


дрожжевые, пресные, слоеные – из разных видов теста;


подовые, выпеченные на поду печи без масла, и пряженые, испеченные в масле. Пироги пекли разных размеров и формы:


маленькие и большие, круглые и квадратные, вытянутые и треугольные, открытые (расстегаи) и закрытые.


А уж с какой только начинкой не было пирогов: мясная, рыбная, творожная, овощная, с яйцами, кашами, фруктами, ягодами, грибами, изюмом, маком, горохом. Каждый пирог подавался к определенному блюду: пирог с гречневой кашей – к щам из свежей капусты, а пирог с соленой рыбой – к кислым щам. Пирог с морковью – к ухе, а с мясом – к лапше.

Непременным украшением праздничного стола были и пряники. В отличие от пирогов, в них не было начинки, но зато в тесто добавляли мед и пряности – отсюда и их название "пряники". По форме пряники делали фигурными, в виде какого-нибудь зверя, рыбы, птицы. Кстати, Колобок, персонаж известной русской сказки, тоже пряник, только шарообразный. Его название произошло от древнего слова "кола" – круг. На русских свадьбах, когда торжество подходило к концу, гостям раздавали маленькие пряники "разгоняй", прозрачно намекая, что пора и по домам.


Так любили говаривать в народе. Каша была самой простой, сытной и доступной едой.


Немного крупы или зерна, воды или молока, соль по вкусу – вот и весь секрет.

В XVI в. было известно не менее 20 видов каш – сколько круп, столько и каш. Да и разные виды помола крупы позволяли готовить особую кашу. В Древней Руси кашей называли любую похлебку, сваренную из измельченных продуктов, в том числе рыбы, овощей, гороха.

Как и без блинов, без каши не обходился ни один обряд. Варили ее на свадьбу, на крестины, на поминки. По обычаю молодых кормили кашей после первой брачной ночи. Этой традиции придерживались даже цари. Свадебный пир на Руси так и назывался – "кашей". Подготовка к этому торжеству была весьма хлопотной, потому и говорили о молодых: "заварили кашу". Если же свадьба расстраивалась, то виноватых осуждали: "с ними каши не сваришь".

Разновидность каши – поминальная кутья, упомянутая еще в "Повести временных лет". В давние времена ее готовили из зерен пшеницы и меда.


Многие старинные крестьянские каши – гречневая, пшенная, овсяная – и по сей день на нашем столе. А вот о полбяной многие знают только из пушкинской сказки о работнике Балде, которого жадный поп кормил полбой. Именно так называлось злаковое растение – что-то среднее между пшеницей и ячменем. Каша из полбы, хотя и питательная, груба на вкус, потому и была пищей бедняков. Пушкин дал своему попу прозвище "толоконный лоб". Толокном называлась овсяная крупа особого приготовления, из которой также варили кашу.

Некоторые исследователи считают кашу праматерью хлеба. По легенде, древний повар, готовя кашу, переложил сверх меры зерна и получил в результате хлебную лепешку.

Щи – еще одна исконно русская еда. Правда, в старину щами называли практически все похлебки, а не только современный суп с капустой. Умение варить вкусные щи, так же как и выпекать хлеба, было обязательным качеством хорошей хозяйки. "Не та хозяйка, что красиво говорит, а та, что хорошо щи варит"! В XVI в. можно было отведать "шти капустны", "шти борщовы", "шти репяны".


С тех пор многое изменилось в рационе питания. Неизвестные ранее картофель, помидоры, прочно обосновались на нашем столе. Многие овощи, наоборот, почти исчезли: например, репа. А ведь в древности она была так же привычна, как капуста. Похлебка из репы не сходила с крестьянского стола, а сама она до появления картофеля считалась в России "вторым хлебом". Из репы делали даже квас.

Традиционные русские щи варили из свежей или кислой капусты на мясном бульоне. Весной вместо капусты хозяйка заправляла щи молодой крапивой или щавелем.

Знаменитый французский романист Александр Дюма восхищался русскими щами. Он вернулся из России с их рецептом и включил его в свою кулинарную книгу. Кстати, в Париж можно было захватить из России и сами щи. Русский мемуарист XVIII в. Андрей Болотов рассказывает, как зимой путешественники брали с собой в дальнюю дорогу целую кадку замороженных щей. На почтовых станциях по мере надобности их разогревали и ели. Так что, может быть, не так уж завирал господин Хлестаков, рассказывая про "суп в кастрюльке. прямо из Парижа".

Далеко не всегда крестьянские щи были с мясом. Про такие говорили: "Щи хоть кнутом хлещи". Но наличие мяса в щах определялось не только достатком семьи. Многое значили религиозные традиции. Все дни в году делились на скоромные, когда можно было есть все, и постные – без мяса и молочных продуктов. Постными весь год были среды и пятницы. Кроме того, соблюдались продолжительные, от двух до восьми недель, посты: Великий, Петров, Успенский и др. Всего постных дней в году было около двухсот.

Рассказывая о крестьянской еде, нельзя не вспомнить еще раз о русской печи. Кто хоть раз в жизни попробовал хлеб, кашу или щи, приготовленные в ней, не забудет их удивительный вкус и аромат. Секрет в том, что жар в печи распределяется равномерно, и температура долго сохраняется постоянной. Посуда с пищей не соприкасается с огнем. В округлых пузатых горшках содержимое прогревается со всех сторон, не пригорая.


Любимым напитком на Руси был квас. Но его ценность не ограничивалась только вкусовыми качествами. Квас да кислая капуста были единственными средствами спасения от цинги долгими русскими зимами, когда питание крайне скудно. Еще в древности квасу приписывали лечебные свойства.

У каждой хозяйки был свой рецепт приготовления разнообразных квасов: медового, грушевого, вишневого, клюквенного, яблочного – всех и не перечислить. Иной добрый квас соперничал с некоторыми "пьяными" напитками – пивом, например. Известный авантюрист XVIII в. Казанова, объездивший полсвета, побывал в России и с восторгом отзывался о вкусовых качествах кваса.

"Ешь щи с мясом, а нет, – так хлеб с квасом", – советовала русская поговорка. Квас был доступен любому. На его основе готовили многие блюда – окрошку,




тюрю). Ботвинья, например, хорошо известная во времена Пушкина, сегодня почти забыта. Ее делали из кваса и отварной ботвы некоторых растений – свеклы, например, отсюда и название – "ботвинья".


Тюря считалась пищей бедных – кусочки хлеба в квасе были порой их основной едой.

Кисель такой же древний напиток, как квас.


В "Повести временных лет" о киселе есть интересная запись. В 997 г. печенеги осадили Белгород. Осада затянулась, и в городе начался голод. Осажденные уже готовы были сдаться на милость врагу, но один мудрый старец надоумил их, как спастись. Горожане по горсти собрали весь оставшийся у них овес, пшеницу, отруби. Сделали из них болтушку, из которой кисель варят, налили ее в кадку и поставили в колодец. В другой колодец поместили кадку с медом. Печенежских послов пригласили на переговоры и угостили киселем и медом из колодцев. Поняли тогда печенеги, что бессмысленно продолжать осаду, и сняли ее.

Распространенным напитком на Руси было и пиво.


Подробный рецепт его приготовления можно найти, например, в "Домострое". На рубеже XVI–XVII вв. пиво даже входило в состав феодальных поборов.

Обычаи крестьянского стола

Трудно сказать точно, сколько раз в день ели крестьяне в XVI или XVII в. В "Домострое" говорится о двух обязательных трапезах – обеде и ужине. Завтракали не всегда: в народе считалось, что дневную пищу надо сначала заработать. Во всяком случае, общего для всех членов семьи завтрака не было. Вставали в разное время и сразу же принимались за работу, возможно, перехватив что-то из остатков вчерашней пищи. Вся семья собиралась за обеденным столом в полдень.


Цену куску хлеба крестьянин знал с детства, поэтому к еде относился свято. Трапеза в крестьянской семье напоминала священнодействие. Первым садился за стол, в красный угол под образами, отец – глава семейства. Строго установленные места в зависимости от возраста и пола были и у других членов семьи.

Перед едой обязательно мыли руки, а трапезу начинали с краткой благодарственной молитвы, которую произносил хозяин дома. Перед каждым еда-ком на столе лежала ложка и кусок хлеба, в чем-то заменявший тарелку. Пищу подавала хозяйка – мать семейства или невестка. В большой семье хозяйке некогда было присесть к столу во время обеда, и ела она одна, когда все были накормлены. Существовало даже поверье, что если стряпуха стоит у печи голодной, обед будет вкуснее.


Жидкую пищу из большой деревянной миски, одной на всех, каждый черпал своей ложкой. Хозяин дома зорко следил за, соблюдением правила поведения за столом. Есть полагалось не спеша, не обгоняя друг друга. Нельзя было есть "вприхлебку", т. е. зачерпывать похлебку дважды, не откусив хлеба. Гущу, куски мяса и сала на дне миски делили после того, как была съедена жижа, причем право выбрать первый кусок принадлежало главе семьи. Брать ложкой сразу два куска мяса не полагалось.


Если кто-то из членов семьи по рассеянности или намеренно нарушал эти правила, то в наказание немедленно получал по лбу хозяйской ложкой. Кроме того, за столом нельзя было громко разговаривать, смеяться, стучать ложкой по посуде, бросать остатки пищи на пол, вставать, не закончив еды.

Не всегда семья собиралась обедать в доме. В страдную пору ели прямо в поле,


чтобы не терять дорогого времени.


На праздники в деревнях нередко устраивали "братчины" – пиры вскладчину.


Выбирали организатора братчины – старосту. Он собирал с участников пиршества их долю, а иногда выполнял и роль тамады за столом. Всем миром варили пиво, готовили еду, накрывали стол. На братчинах существовал обычай: собравшиеся пускали по кругу чашу с пивом или медом – братину. Каждый отпивал по глотку и передавал соседу. Собравшиеся веселились: пели, плясали, устраивали игры.


Гостеприимство всегда было характерной чертой русских. Оценивалось оно прежде всего хлебосольством. Гостя полагалось напоить и накормить досыта. "Все, что в печи, на стол мечи", – учит русская пословица. Обычай диктовал чуть ли не насильно кормить и поить гостя, даже если он был уже сыт. Хозяева становились на колени и слезно молили съесть и выпить еще хоть чуть-чуть.

Ели досыта крестьяне только по праздникам. Низкая урожайность, частые недороды, тяжелые феодальные повинности вынуждали отказывать себе в самом необходимом – в питании. Может быть, этим объясняется национальная черта русских – любовь к пышному застолью,


которая всегда удивляла иностранцев.


Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Читайте также: