Сказка о гороховой каше

Царь Горох расправил холёными руками золотые кружева на панталонах, ощутив приятный холодок бриллиантовых горошинок, мягко бухнулся в своё кресло. По случаю наступления осенних холодов его панталоны были утеплены хлопковой ватой в три слоя. Своим утеплённым местом были довольны и все придворные, их семьи и даже их прислуге досталось теплоты и милоты.
У стен дворца собрался народ. Крики были слышны даже сквозь закрытые окна.

– Опять бузят дармоеды, ваше величество, – министр каши воинственно сдвинул брови: – мои учёные с точностью посчитали в продуктовой корзинке для народа количество гороха и пуков. Испытания вылились в стоимость миллиарда зелёных стручков.

– И что. – царь, не вытаскивая мизинца из своей ноздри, возмущённо засопел носом…
– Требуют положить в свою прожиточную корзинку ещё одни трусы.

– Возмутительно. – министр зелёных стручков открыл свою амбарную книгу:
– Народ признаётся бедным, если у подданных его величеству нет сменных трусов. Индексации зарплат и пособий на заплатки должна покрывать с лихвой эти расходы.

–А, давайте-ка сократим количество выдаваемого гороха населению? – огорошил министр каши.

Царь почесал лысую голову и водрузил на место свою корону, подбитую лебяжьим пухом.
– А не дешевле и проще таки дать народу по шт. запасных труселей?
– Дык они дураки! – изведут новьё на заплатки старым трусам. Привычка, мой государь. – расхохоталась придворная швейка.
– Ну…. тогда сократить им рабочую неделю в три раза, и пусть сидят по домам!
Бздеть можно и с голой жопой, – министр в области внешних сношений с королевствами фасоли и риса подал гениальную идею, и она тут же была принята.

Над дворцом летали красивые снежинки. Некрасивые сыпались над всем остальным миром.
Царь-Горох смотрел на развевающийся флаг в виде огромного раскрытого стручка, надутого ветром.
«Пуки – наше всё, – от этой мысли потеплело в душе и золотым кружевам, красиво уложенным в улитку на царственном заду.

Идиллию прервал министр гороховой войны и мира: – Бабы, мой государь! Бааабы.
Они требуют новых… тьфуй… этих – бюстгальтеров.

для детей и родителей



Эта сказка про царя Гороха в давние времена родилась, в средние времена записывалась, а в наши дни рассказывалась. Без сказок жить скучно. Надо обязательно, чтобы кто-то что-то придумывал. Про волшебных человечков и могучих богатырей, про забавных зверей и чародейных птиц…

Слушать сказку (3мин34сек)

В кои веки, когда были кисельные берега, да молочные реки, жил-был царь Горох. И как говорил прадедов дед, да прабабкина бабка, был совсем не плох. Народом правил справно, не обижал и подавно.

Роста царь Горох был маленького. Просыпался он поутру, и своим подчиненным указанья давал. И любил царь, чтобы все его приказы в срок выполнялись. Часто царь Горох объезжал свои владения. Нравилось ему, что люди почитают его и за главного держат.

— Как посмел какой-то наглец себя царем Горохом назвать? И как только совести у него хватило! Я столько лет царствую, милость людям дарю, а тут какой-то безобразник царем себя объявляет!

Потерял царь Горох покой и сон. Всё думу тяжелую думает.

А как надоело ему думать, потребовал он привести к нему самозванца. А люди подсказывают:

— Не может самозванец прийти. Ходить он не умеет.

— Что за ерунда! — возмутился царь Горох. – Пойду к нему сам.

А жил второй царь Горох за лесом.

И вот явилась к самозванцу свита во главе с настоящим царём. Смотрят – никаких царских палат нет. Лишь сады да огороды кругом.

А на огороде Главный есть! Самый высокий, статный да усатый. Да вот только оказался он не человеком, а настоящим горохом. Растением то есть.

Обнялись два царя Гороха, настоящий и огородный. А потом каждый продолжили свое царское дело делать: настоящий царь Горох в царстве людском править, а другой Горох – в царстве огородном.

Настоящий царь Горох потом ещё долго смеялся, вспоминая эту историю. А один старый мудрец сказал ему, что прежде чем злиться, да думы тяжелые думать, надо сначала разобраться, что к чему. А то, может, и проблемы-то никакой нет!

Задумался царь Горох. Долго смотрел он на далекие звезды. А те с любопытством его разглядывали…

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.


Сыть и гуща

Появилась утешительная новость. Хотя общий российский экспорт и уменьшился в сравнении с прошлым годом на треть (за счет снижения цены на нефть ее поставки сократились на 40%), но стремительно выросли экспортные продажи пробки и гороха.

Последнее время еда часто становится символом общественных перемен и даже, может быть, символом той или иной микроэпохи.

Но я хочу напомнить о главной символической еде, о великом смысле которой вспомнила случайно.

Вы уже поняли: не весь экспорт снижается. Выросли — и значительно — экспортные продажи пробки и гороха. Особенно хорошо в рост пошел горох. Царь-горох, батюшка. Спасать пришел.

горох, древняя русская еда, способен стать и символом импортозамещения, и символом эпохи.

Ведь все в жизни, всю русскую историю, можно описать в терминах гороховедения, если бы наука такая, чрезвычайно отечеству нужная, существовала.

Первые именования гороховых похлебок — сыть и гуща. Только вслушайтесь в звук, в тон этих слов. Пленительную древность этих названий горох делит с овсом: овсяные и гороховые вары и кисели и были первой едой, основой.

Подробнее:

Гуща — густая похлебка, особо популярная у новгородцев, которых глумливо называли гущеедами.

Горох пришел — прискакал, ссыпался — из Персии, из трехтысячелетнего далека, и хочется зайтись по-бунински: ах, какая давняя, родовая, томящая красота в этой древности, длительности истории, связи.

История начинается от печки и царя Гороха.

Все в нем: и наказание, и поощрение, и тень кнута, и призрак пряника. В наказание ставили на горох, но и образ русского рая не сад, а молочные речи с кисельными берегами, и речь идет опять же о гороховом и или овсяном киселе.

Потешные петровские полки стреляют горохом, краем села Горюхина проходит в гороховой шинели Фаддей Булгарин, доносчик и ябеда (у Пушкина — сочинитель Б.), и гороховое пальто лет на сто с лишним становится символом филера и соглядатая.

Но гороховая колбаса, часть армейского германского пайка с мировой войны 1914 года, — первый массовый продуктовый концентрат.

Поэзия — это сладкий заглохший горох, это слезы вселенной в лопатках, это с пультов и с флейт Фигаро низвергается градом на грядку.

Подробнее:

Ну и каким образом горох с такой-то историей позади мог уклониться от роли отечественной скрепы?

Да все дело в двойственности гороха.

В горохе есть двойное дно, и это очень важное двойное дно.

Вот смотрите. Как-то раз поздним вечером после целого дня выпуска стародавнего журнала — а выпускной день всегда неловкий, длинный, продувной — пошли мы с коллегой в соседнее кафе съесть горохового супа. Суп там был хороший. И всегда мы его ели именно в таких обстоятельствах — в горохе мало тонкого вкуса, быть может, но есть основательность. Он обволакивает, в его тяжести есть тепло и древнее утешение. Недаром гороховый кисель любили есть извозчики — после целого дня на холоде, на ветру. Гиляровский писал об извозчичьих трактирах, где обязательно еда была тяжелая: щековина, каленые яйца, горох.

Мы в ужасе оглянулись вокруг. И правда, все кафе было в пунцовых сердечках. За столиками сидели возлюбленные пары и нехорошо на нас смотрели. Низкий суп был поражен в правах по объективным причинам.

Отечественный человек, как известно, любит в празднике порядок, умиление и даже возможность растрогаться, и чтобы блеснула слеза, а смеха и карнавала не особенно любит, испытывает почтение ко всякого рода высоте.

А мы практически публично пуляли скабрезным горохом в зефирное сердце заезжего купидона.

Так я впервые столкнулась с тем двойным значением гороха, которое не дает ему стать основой и фундаментом русского смысла.

Гороховую похлебку называли веселым супом. Горох — это основа, которая снижает, травестирует саму идею основы. А в русском характере, как я уже упоминала, нет привычки смеяться над фундаментальным, наоборот, в ходу преувеличенная бережная почтительность, как если бы неловкое слово может вызвать беду или порушить порядок.

Подробнее:

Шуты на скабрезных праздниках, специально наевшись гороху, оглашали….

Но тут я решительно не согласна.

Шут гороховый — важное определение, может быть, одно из самых важных в понимании народного характера.

в реалиях сегодняшнего дня шут гороховый — это либерал.

Ну по крайней мере та общественная страта, которую последнее время принято называть именно таким образом.

Гороховый шут способен выворотить саму сыть, саму суть и потому должен быть отторгнут от мира и осмеян.

А я все думаю: горох несет в себе и основу, и насмешку над основой, скрепу, которая не крепа. И величие, и смех над величием. Как можно вырасти на таком великом продукте, но не научиться смеяться над собой? Не научились.

Давайте больше есть гороху. Может, поможет?


Сказка Дмитрия Мамина-Сибиряка "Сказка про славного царя Гороха и его прекрасных дочерей: царевну Кутафью и царевну Горошинку". Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Сказываются сказки старикам да старушкам на утешенье, молодым людям а поученье, а малым ребятам на послушанье. Из сказки слова не выкинешь, а что было, то и быльем поросло.

Жил-был, поживал славный царь Горох в своем славном царстве гороховом. Пока был молод царь Горох, больше всего он любил повеселиться. День и ночь веселился, и все другие веселились с ним.

Что Вы знаете про Царя Гороха?

При том, что это имя нам широко известно из разнообразных сказок, книг, фильмов и мультфильмов, сам этот сказочный царь является в основном новоделом ХХ века.

До этого Царь Горох был известен по фразеологизмам шутливого характера "при царе Горохе, когда царь Горох с грибами воевал", что означало "в давние, легендарные времена", даже существовала некая небылица, которую называют сказкой, под названием "Война грибов".

Вот текст этой сказки-небылицы Война грибов

Очень редко Царь Горох мог быть упомянут в какой-то народной сказке про стародавние времена, при этом главным персонажем он там не являлся, а просто ассоциировался с давным-давно". Например, сказка "Три царства — медное, серебряное и золотое" начинается так:
" В то давнее время, когда мир божий наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, в то время жил-был царь, по имени Горох с царицею Анастасьей Прекрасною; у них было три сына-царевича.

В “ненародных” авторских произведениях Царь Горох появился только после Наполеоновских войн, когда у российской аристократии вдруг проснулось национальное самосознание и они решили, что незачем копировать французов и говорить на их языке, можно и на собственный народ и его культурное наследие взглянуть. В 1830-40х годах появилось даже движение славянофилов.

И вот впервые "авторский" Царь Горох появился в 1834 году в некой пародии на научный спор, за участниками которого угадываются известные профессора-историки той поры, "О царѣ Горохѣ: когда царствовалъ государь царь Горохъ, гдѣ онъ царствовалъ, и какъ царь Горохъ перешелъ въ преданіях народов, до отдаленнаго потомства", написанной сенатором и тайным советником Лебедевым Кастором Никифоровичем. Текст здесь

А в 1856 году поэт Вяземский написал стихотворение о "золотом веке", бывшем при царе Горохе. Текст здесь

Но именно литературным персонажем Царь Горох стал только в 1904 году, когда Мамин-Сибиряк написал и издал "Сказку про славного царя Гороха и его прекрасных дочерей, царевну Кутафью и царевну Горошинку"

В этой книге впервые появились изображения Царя Гороха. При этом выглядел он просто как сказочный царь в стародавние времена, в одежде допетровской эпохи.



Царь Горох доит корову
Бартрам Николай Дмитриевич. Иллюстрации к книге Мамина-Сибиряка Д. Н. "Сказка про славного царя Гороха и его прекрасных дочерей, царевну Кутафью и царевну Горошинку " 1904 год. Москва. Типо-лит. Т-ва И.Н. Кушнерев и Кº, 63 с.



Бартрам Николай Дмитриевич. Иллюстрации к книге Мамина-Сибиряка Д. Н. "Сказка про славного царя Гороха и его прекрасных дочерей, царевну Кутафью и царевну Горошинку " 1904 год. Москва. Типо-лит. Т-ва И.Н. Кушнерев и Кº, 63 с.





Бартрам Николай Дмитриевич. Иллюстрации к книге Мамина-Сибиряка Д. Н. "Сказка про славного царя Гороха и его прекрасных дочерей, царевну Кутафью и царевну Горошинку " 1904 год. Москва. Типо-лит. Т-ва И.Н. Кушнерев и Кº, 63 с.

На следующий год Царя Гороха тоже в достаточно стандартном для того времени виде стародавнего сказочного героя изобразил Билибин

Билибин Иван Яковлевич Царь Горох с сыном и придворными на обложке журнала “Жупел” 1905 г.

Еще есть эскиз для Палеха на эту тему, но судя по всему неосуществленный.



Блохин Александр Иванович Эскиз к миниатюре "Царь Горох". 1934 г. Палех Государственное бюджетное учреждение Ивановской области "Государственный музей Палехского искусства"
В центре под аркой на троне царь Горох со скипетром в правой руке. По левую руку его дочь, обращённая лицом к воину в доспехах, кланяющемуся царю. Слева стражник прогоняет не покорившегося царице жениха. Вокруг горки и городские строения с башенками, в левой части которых плачет царица. В правой верхней части композиции в овале горок скачет всадник.

И чтобы совсем закончить тему со сказкой Мамина-Сибиряка - еще один Царь Горох из этой истории живет сейчас в Ялте.

В 1960 году ялтинский художник Павел Безруков начал создавать знаменитую сейчас на всю страну Поляну сказок в Ялте. Среди прочих любимых персонажей поселился здесь и окончательно прижившийся в русских сказках Царь Горох. Не уверена, в каком конкретно году он здесь появился.



Открытка "Царь Горох и царевна Горошина" 1986 год. Автор М. Чиликов. Из комплекта открыток "Поляна сказок в Ялте"

Надо сказать, что сказка Мамина Сибиряка, хоть и очень интересная, но написана была в такое непростое время, что просто в силу исторически сложившихся обстоятельств каким-то культурным символом Царя Гороха так и не сделала.

Второй раз путевку в жизнь этому персонажу выдала театральная пьеса по мотивам известной русской народной сказки.

В 1936 году Елизавета Яковлевна Тараховская написала пьесу "По щучьему веленью" и назвала царя в этой пьесе Царем Горохом. В народной сказке царь был безымянным, а в пьесах, которые ставят на театральной сцене, царей как-то надо называть по имени, поэтому Елизавета Яковлевна дала ему имя Царь Горох. Имя понравилось и прижилось, поэтому в последующем Царь Горох стал появляться как самостоятельный сказочный персонаж в многочисленных театральных постановках, мультфильмах и фильмах.

Царь Горох в этой сказке обычно изображался обычным сказочным царем, хотя в театральныx постановках, особенно кукольных, могли быть вариации с костюмом в сторону украшения горохом. Тем не менее именно с горохом как растением царь не ассоциировался. Просто сказочное имя и всё.





Толмачёв Г. А. Эскиз костюма "Царь Горох" 1940 г к спектаклю Мурманского областного театра кукол "По щучьему велению" по пьесе Елизаветы Яковлевны Тараховской. Государственное областное автономное учреждение культуры "Мурманский областной краеведческий музей"



Царь Горох. Мультфильм 1957 года "В некотором царстве…" по мотивам русской народной сказки "По щучьему веленью". Художник-постановщик Перч Саркисян



А вот в 1970-х годах с Царем Горохом начались эксперименты и это имя вышло за рамки сказки "По щучьему велению", причем до такой степени, что в одноименном мультфильме 1984 года царь опять стал безымянным.

В 1972 году фирмой "Мелодия" была выпущена музыкальная аудиосказака "Тайна царя Гороха" (инсценировка Феликса Шапиро; стихи Михаила Пляцковского; музыка В. Чернышева; инструментальный ансамбль под управлением К. Кримца)


В 1977 году был выпущен мультфильм "Как грибы с горохом воевали" по мотивам народной сказки "Война грибов", но мультфильм конечно же авторский, сказка-небылица слишком короткая для такой истории.

В этом мультфильме Царь Горох и все его войско изображены как семейство бобовых, со стародавним царем никак не спутаешь.



Царь Горох из мультфильма “Как грибы с горохом воевали”. 1977 г

В 1983 году новосибирскими композитором Анатолием Дериевым по пьесе Викторa Васильевичa Зимина был написан мюзикл "Ох уж этот царь Горох!" (иногда идет под названием "Как солдат Иван царевну Настю спасал"), который так полюбился детям, что мало в каком музыкальном театре его не ставили.


Сюжет там следующий: царь разорившегося государства решает поправить дела царства, особо не заморачиваясь - выдав красавицу дочку Настю замуж за богатого жениха. Да не за кого-нибудь, а за самого Кащея! Тут-то и появляется для спасения царевны солдат-весельчак Иван. Он обаятелен, умен, ловок и смекалист, а на помощь ему приходят знакомые нам всем с детства любимые сказочные персонажи. Тут и Медведь с Зайцем, и Ковёр-самолёт и Шапка-невидимка. Герои, как водится, проходят через нелёгкие испытания, но торжествует, конечно же, добро и любовь

Я просто не могу пройти мимо конкретной постановки Саратовского областного театра оперетты, который в 2019 году крайне творчески подoшел даже не к розовому в горошек костюму Царя Гороха, а к костюму Кaщея (там на шляпе звезды как на флаге).


В 1999 году Царь Горох вместе со своим царством начал осваивать мир фэнтези, попав в серию романов Андрея Белянина "Тайный сыск царя Гороха".



Слева Царь Горох какой-то мелкий и зеленый. Ну натуральная горошина

Главный герой серии — младший лейтенант милиции Никита Иванович Ивашов, который, попав во времена Царя Гороха, становится сыскным воеводой и начинает раскрывать разнообразные сказочные преступления.

Надо сказать, что в последние десятилетия явно наметился тренд на слияние образа стародавнего царя времен "молочных рек и кисельных берегов" и образа гороха из семейства бобовых. Это очень заметно по многочисленным картинам и картинкам, которые бороздят просторы интернета.



Вагнер Александр Николаевич "Царь горох" 2011 г.

Царь высокий и длинный как стручок, а из него горошины сыплются


Картинка из интернета, какая-то иллюстрация.

Царь толстый и круглый как горошина и весь горохом обвешан, даже корона из гороха.

Ну и самая верхняя картинка очень показательна

А еще это слияние образа проявилось в том, где Царь Горох, став героем Сказочной карты России, получил свою резиденцию. На звание родины Царя Гороха претендовали два места - город Слободской Кировской области и Гороховец Владимирской. Гороховец победил, потому что у них на гербе изображен горох.


Гороховец - гoрoд необыкновенно интересный. Основан он был аж в 1168 году. В 2010 году его включили в перечень исторических поселений федерального значения, а в 2017 году в предварительный список всемирного наследия ЮНЕСКО

В Гороховце и вокруг него расположен 141 объект культурного наследия, среди которых 3 монастыря XVII—XVIII веков, 1 собор 1700 года, 7 каменных купеческих палат — памятников гражданской архитектуры XVII века (а всего в России их сохранилось 20), несколько краснокирпичных купеческих домов рубежа XIX и XX веков и несколько знаменитых деревянных особняков того же времени, один из которых и стал резиденцией Царя Гороха.



Резиденция Царя Гороха - бывший загородный особняк Шорина, после революции школа, сейчас Дом Народного творчества и ремесел



Камин в резиденции Царя Гороха



Царь Горох на троне. Шуты конечно же гороховые



Угощение из гороховой каши.

Тут я сделаю отступление и поговорю о горохе.

Горох появился на территории Руси в VI веке до н.э., и его на Руси (и не только) ели в полностью дозревшем до желтого цвета виде. Полностью созревший горох было легко сушить, хранить и использовать как для еды, так и для посева. Зеленый горошек - это горошек недозревший, который начали употреблять в пищу только к XVII и XVIII векам, и начались эти кулинарные изыски во Франции и Англии, где употребление в пищу зелёного горошка называли "модой, и безумием". В XVIII же веке зеленый недозрелый горошек добрался и до России, где сразу же стал необыкновенно дорогим деликатесом, который ели при дворе.


Современные люди желтый горох в сушеном виде в магазинах еще видят и покупают для супа, но в основном считают, что горох должен быть зеленым и консервированным в банках. Так вот именно из-за способов консервации зеленый недозрелый горох сейчас и стал так доступен, раньше его было просто невозможно хранить, можно было сушить еще зеленым и недозрелым, но тогда вся "деликатесность" исчезала.

Кстати, с моей лично точки зрения в Гороховце как-то странно отнеслись к кулинарной составляющей, а по идее ведь можно было бы такой кулинарный фестиваль закатить с блюдами из гороха, благо было их очень-очень много, этих блюд. Глядишь, и гороховый сыр бы кто воочию увидел. Ну или хотя бы кисель.

А Масленицу с гороховыми блинами праздновать слабо? Это ж какая фишка для туристов! У всех блины как блины, а у нас гороховые!
Рецепт в интернете есть, ну на всякий случай, если кто про такие блины не слышал.

Ну ладно, резиденция Царя Гороха в Горохoвце - это что-то типа дома культуры, а не бизнес, который взял и открыл ресторан, если захотел. У бюджетных культурных учреждений всегда куча ограничений. Но вот где местные бизнесы с темой гороховой кулинарии - непонятно совершенно.


Кстати, 8 февраля в России был "Гороховым днем", ну типа как заимствованный нынче "День Сурка". Именно 8 февраля по гороху судили о том, какой вскорости будет погода. Если сухие горошины катались по тарелочке "со звоном", это считалось предвестником трескучих, злых морозов. А если горошины никакого шума не производили, ждали тихих снегопадов. Также считали, что какая погода в этот день, такой будет и весна

В Гороховце же придумали свой собственный Горохов день, который для привлечения туристов проводят летом. С одной стороны, 8 февраля день для такого туристического праздника неудобный,а с другой стороны, кто сейчас эти традиции помнит то, все в курсе только про День Сурка, его из всех утюгов не устают рекламировать.


Вернемся к сказочному персонажу.

B общем, если подытожить, то литературный и художественный персонаж Царь Горох появился в России в ХХ веке и приобрел популярность на двух волнах - сказке Мамина-Сибиряка и пьесе Тараховской. А далее он начал эволюционировать, и сейчас часто образ царя смешивается с образом растения из семейства бобовых. К чему это приведет в будущем, не знаю. Поживем-увидим.

А у вас какой Царь Горох любимый? Из какой сказки, какого фильма/ мультфильма?

Веселье не может длиться долго об этом повествует сказка про царя Гороха. Царство во главе с правителем постоянно пребывало в состоянии веселья. Существовало у царя два ненастья: шестой палец на руке тяготил его к пополнению казны, забирая царства у соседей, и крохотного росточка младшая дочка Горошинка наряду со старшими детьми. Родители не рассказывали о ней никому и жила она в небольшой коробочке.

Однажды веселье сменилось осадой дворца. За отказ, сватавшийся к сестре Царь Косарь, развязал войну.

(разг. шутл.) — очень давно. ( Толковый словарь русского языка (1992 г.) Ожегова С.И., Н. Ю. Шведова , "Царь")

(шутл.) — в незапамятном прошлом, очень давно. ( Толковый словарь (1935 – 1940 г.) Д. Н. Ушакова , "Горох")

Когда-то на Руси была распространена гороховая каша. Потом ее стали реже употреблять, так как появилась картошка (конец 18 века), а также стали употреблять и иные продукты. Тогда и выражением "при царе Горохе", "со времен царя Гороха", стали обозначать стародавние времена (когда еще ели гороховую кашу).

В русских народных сказках даже появился царь Горох:

"В то давнее время, когда мир Божий был наполнен лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, в то время жил-был царь по имени ГОРОХ" (Афанасьев Александр Николаевич (1826 – 1871). Русские народные сказки).

Примеры

"Неприятность" - мировой судья жалуется доктору:

"Я служу-с в юстиции со времен царя Гороха и во всё время своей службы не имел еще ни разу честного и трезвого писаря, хотя и прогнал их на своем веку видимо-невидимо."

Письмо А. Н. ПЛЕЩЕЕВУ 28 июня 1888 г. Сумы :

"На пасеке обитает дед, помнящий царя Гороха и Клеопатру Египетскую".

Маркевич

"У вас там мебель при царе горохе строена, ни сесть, ни прилечь удобно не на чем. "

"Степной король Лир" , 1:

"Выехал (предок мой) из России. "при царе Горохе" — нет, не при царе Горохе, а при в. кн. Иване Васильевиче. "А я так думаю, что род ваш гораздо древнее и восходит даже до времен допотопных".

"Чижиково горе" (1884 г.):

"Сам ястреб к невесте в посаженые отцы набивался, но родители, под благовидным предлогом, от этой чести уклонились и пригласили глухого тетерева, того самого, который еще при царе Горохе, во внимание к дряхлости и потере памяти, в сенат посажен был."

П.И. Мельников

"Когда ж это было? — "Давно. При царе Горохе, как грузди с опенками воевали""

Марлинский

"Где подвиги (царя гороха), его столица, его могила, никто не знает. Жив он был давным-давно, когда опенки воевали с рыжиками — вот только, что отвечает вам предание".

"Поэтические воззрения славян на природу" , 2, 757:

"О сказочном богатыре Покати-горошке, родившемся от горошины, проглоченной царицей."

Читайте также: