Солдатская каша богданов план


Урок литературного чтения с использованием практических приёмов по формированию навыков оптимального чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_literaturnogo_chteniya_n._bogdanov_soldatskaya_kasha_3_kl.docx 21.07 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение 3 кл.

Тема: Н. Богданов

2) Развивать навыки беглого, правильного, выразительного чтения, умение ориентироваться по вопросам в тексте, способность к рассуждению, анализировать речь.

3) Воспитывать уважительное отношение к солдатам Советской Армии, спасавших детей в жестокие годы войны.

Как вы понимаете это выражение? ( сердце приказывает покормить и пожалеть измученных голодом и тяготами войны немецких детей, ведь дома у него остались такие же свои дети )

  1. Какова идея, основная мысль этого рассказа?

Чуткость и доброта советского воина, проявление гуманности и сострадания .

Подходим к окончанию рассказа. Прочитайте про себя 1 и 2 абзац.

Последний абзац хором.

  1. Почему плакал солдат?

Физминутка. Минутка тишины.

Почтим память не вернувшихся с войны.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока чтения во втором классе "Каша из топора".

конспект урока литературное чтение (2 класс) по теме Каша из топора (РНС).

Коспект открытого урока по литературному чтению "Русская народная сказка".

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс Русская народная сказка "Каша из топора".

Цели:

  1. Продолжить знакомство учащихся с произведениями о войне из раздела “Земля у нас на всех одна” на примере рассказа Н. Богданова “Солдатская каша”.
  2. Способствовать развитию речи, творческого воображения учащихся, умение анализировать, высказывать собственное мнение, умение письменно выражать свои мысли.
  3. Содействовать воспитанию патриотизма; культуры общения при работе в парах и группах.

I. Организационный момент.

У. Какое у вас сейчас настроение? Почему?

Д. Ответы детей.

У. Повернитесь друг к другу и поделитесь своим настроением с товарищем.

Д. Поворачиваются и улыбаются друг другу.

II. Мотивационно-целевой этап.

У. Дома вы писали пятистишья, используя слова солдат, враг, голод. Я прошу вас сейчас прочитать их.

Д. Читают пятистишья, составленные дома.

Защищает, воюет, погибает.

Спасает свою Родину.

Воин.

Истощает, мучает, убивает.

Может довести человека до смерти.

Муки.

Убивает, воюет, пытает.

Губит невинных людей.

Противник.

У. Какая тема объединяет все эти слова?

Д. Тема войны.

У. Для чего нужно изучать произведения о войне?

Д. Чтобы больше знать о событиях тех дней, о подвигах и героях войны.

III. Операционно-исполнительский этап.

У. Прочитайте название произведения, которое мы сегодня будем читать.

Д. Солдатская каша.

У. Кто автор рассказа?

Д. Н. Богданов.

У. О чем может быть рассказ с таким названием?

Д. Дети высказывают свои предположения.

У. Я предлагаю вам написать мини-рассказ, используя следующие ключевые слова:

Д. В течение 6–7 минут дети придумывают сюжет по ключевым словам.

У. Расскажите своему партнеру об идее развития сюжета вашего рассказа.

Д. Работа в парах.

У. Поделитесь своей версией с ребятами в группе.

Д. Работа в группах. Поиск более общей версии.

У. Давайте послушаем ваши рассказы.

Д. Выслушивают 2–3 версии.

Прошла Великая Отечественная война. Раньше был слышен грохот орудий, а теперь, после войны, настала мирная картина. Один солдат вернулся домой и увидел своих голодных детей. Он решил приготовить им солдатскую кашу. Дети были очень довольны.

Солдат шел с войны. Он услышал грохот орудий. Неподалеку находилось село. Здесь была мирная картина. Здесь не воевали. Но деревню одолевал голод. Голодные дети не выходили из домов. Солдат решил накормить всех жителей. Он достал немного крупы, сварил кашу и пригласил всех.

У. Вы хотите узнать, что написал в своем рассказе Н. Богданов?

Д. Да.

У. В процессе чтения нам встретятся слова: штурм, Берлин, жутковато, половник, горстка, муттер, рейхстаг. Сейчас ребята прочитают объяснение лексических значений этих слов из словаря С. И. Ожегова и из словаря в вашем учебнике. Давайте послушаем.

Д. Несколько детей объясняют значения слов:

Штурм. Приступ, решительная атака укрепленной позиции, крепости.

Берлин. Город. Столица Германии.

Жутковато, жутко. То же, что и страшно.

Половник. Большая разливательная ложка.

Горстка, горсть. Ладонь и пальцы, сложенные так, чтобы ими можно было что-нибудь зачерпнуть.

Муттер. В переводе с немецкого языка означает “мать”.

Рейхстаг. Здание, где заседал парламент Германии до 1945 года.

У. Сейчас мы прочитаем текст. Вы сравните его со своими рассказами, а потом обсудим, чьи же версии совпали и в чём.

У. Итак, кто же был близок к тексту писателя?

Д. Ответы детей.

У. В чем основная идея этого рассказа?

Д. Показать, что советский солдат добр, даже по отношению к детям своих врагов.

У. Найдите и прочитайте диалог солдата и немецкого гражданина. Ответьте на вопрос, почему солдат совершил такой поступок?

Д. В тексте: “Сердце приказывает, - вздохнул солдат. – У меня дома тоже остались мал мала меньше…”

Д. Ответы детей.

У. Как вы понимаете его слова: “Сердце приказывает”.

Д. Ответы детей.

У. Сейчас в группах вы составите литературный портрет солдата – кашевара.

Д. Работа в группах. Дети составляют словесный портрет солдата.

У. Как вы считаете, автор Н. Богданов описал реальные события военных лет?

Д. Да.

У. Посмотрите на снимок. На нем изображено как советские солдаты раздают обед мирному населению города Берлина. Найдите в тексте строки, которыми можно описать этот снимок.

Д. “И тут подвал словно прорвало…”.

У. Рассмотрите рисунок. Мог ли этот малыш быть тогда в подвале?

Д. Да.

У. Загляните в его глаза. Как вы думаете, что чувствует этот ребенок?

Д. Дети делятся своими ощущениями.

У. Найдите в тексте строки, описывающие глаза детей.

Д. “За его мирной работой наблюдает множество детских глаз…”

У. Ребята, знаете ли вы еще истории о том, как советские солдаты помогали немецким детям или спасали их?

Д. Дети рассказывают то, что знают по данному вопросу. Затем, один ученик рассказывает доп. информацию, а второй читает заранее приготовленное стихотворение Г. Рублева “Памятник” или стихотворение С. Смирнова “Советский воин”.

Саша Ч.: В Берлине, в Трептов-парке, установлен памятник советскому воину – освободителю. Его создатель – скульптор Е. В. Вучетич.

Сюжет памятника не придуман. Во время штурма Берлина на ничейной полосе возле груды кирпичей девочка трех-четырех лет, плача, ползала вокруг убитой матери. В редкие мгновения тишины с обеих сторон был отчетливо слышен жалобный детский плач. Солдата – белоруса Трифона Андреевича Лукьяновича никто не посылал под пули. Он дополз до девочки, взял ее на руки, но обратно ползти по-пластунски уже не мог. На некоторое время выстрелы прекратились. Пуля вражеского снайпера настигла солдата, когда тот передавал ребенка в протянутые руки и через силу сказал: “Возьмите ребенка, а я, кажись, готов”.

У. Посмотрите на этот рисунок. Что символизирует меч в руке солдата?

Д. Солдат готов дать отпор любому, кто посмеет обидеть слабого и беззащитного.

У. Прочитайте последнее предложение рассказа.

Д. В тексте: “Дети ели кашу и, поглядывая на солдата, удивлялись: разве солдаты плачут?”

У. Как вы ответите на этот вопрос: “Разве солдаты плачут?”

Д. Дети высказывают свои мнения.

У. Я предлагаю вам написать эссе, в котором вы попытаетесь объяснить, почему плачут солдаты.

Д. В течение 7-8 минут дети пишут эссе на тему “Почему плачут солдаты?”

Слушание ответов учащихся.

Выслушиваются 3- 4 сочинения.

Солдаты плачут от счастья, от горя, от смерти, от боя, от страшной картины в глазах.

Солдаты плачут тогда, когда им жалко погибших друзей, когда они видят страдания людей, а особенно страдания детей. Солдаты плачут и тогда, когда радуются своим победам.

Мне кажется, почему плачут солдаты – это простой вопрос. Ведь солдаты плачут потому, что грустят о своей семье, которая так далеко от них. И еще им жалко даже детей своих врагов, потому что не дети затеяли эту войну, они не заслуживают таких страданий.

IV. Рефлексивно-оценочный этап.

- Вам понравился сегодняшний урок?

- Какие чувства вы испытывали сегодня на уроке и почему?

- Какие еще произведения о войне вы хотели бы прочитать?

- К сожалению, мы не смогли выслушать всех сегодня, но после проверки ваших тетрадей мы устроим выставку лучших сочинений.

Домашнее задание.

1 задание для всех учащихся.

1. Прочитать и пересказать текст.

2 и 3 задания на выбор.

2. Нарисовать портрет солдата – кашевара.

3. Найти произведения о подвигах русских солдат и принести на следующий урок.

Выберите книгу со скидкой:


Музыкальные инструменты (плакат)

350 руб. 33.00 руб.


Ваш голос: Секреты вокального мастерства

350 руб. 640.00 руб.


Спортсмен, музыкант, поэт, математик? Как выявить и развить способности вашего ребенка (обложка с клапанами)

350 руб. 680.00 руб.


350 руб. 107.00 руб.


Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.


Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

350 руб. 963.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

350 руб. 163.00 руб.


ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 205.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Латышева Ольга ИвановнаНаписать 2261 04.05.2016

Номер материала: ДБ-066764

  • Начальные классы
  • 3 класс
  • Конспекты

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    04.05.2016 1151
    04.05.2016 756
    04.05.2016 343
    04.05.2016 881
    04.05.2016 992
    04.05.2016 411

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий



Ответы


1. Памятник воину- освободителю

2. Солдат варит кашу.

3. Детская благодарность русскому солдату


жития, кажется, выражение из старославянского, трудно жить, ужасные невозможные условия


Когда мне исполнилось 7 лет ,в день рождения мне подарили книгу. она называлась сборник русских народных сказок.Книга была очень большая.Я захотела почитать эту книгу, но мама сказала , что я ещё не умею читать.Я заплакала , но это делу не Я стала ждать когда мне мама почитает книгу, но мама была занята.. Через некоторое время пришла сестра. Я ее попросила почитать мне . Она согласилась. Мы селе на диван , взяли книгу, и она начала читать..Книга была очень интересная там было много картинок.Мы дочитали книгу до конца. Сестра спросила какой сказка мне понравился больше всего. я ей ответила , что мне понравилась Крошечка Ховрошечка.


ДЛя этого можно привести примеры картин, произведений где упоминается о природе, можно сравнить как природу описывают разные авторы.. Если смотреть в литературе, то можно нписать какие литературные средства используются, для какой цели. Если писать о живописи, о можно написать о цвете, который применили при написании картины, и можно указать авторов, которые рисовали в основном природу!


Произведение Н.Богданова "Солдатская каша" изучается в 3 классе. При изучении этого произведения ставятся следующие цели: образовательные - продолжить знакомство с произведениями о войне из раздела "Наша планета Земля"; развивающие- способствовать развитию речи творческого воображения учащихся, умению анализировать, высказывать собственное мнение, умение письменно выражать свои мысли; воспитательные- содействовать воспитанию патриотизма, культуры общения при работе в парах, в группах. Урок сопровождается презентацией, аудиозаписью.

Образовательные:

Продолжить знакомство учащихся с произведениями о войне из раздела “ наша планета Земля” на примере рассказа Н. Богданова “Солдатская каша”.

Развивающие:

Способствовать развитию речи, творческого воображения учащихся, умение анализировать, высказывать собственное мнение, умение письменно выражать свои мысли.

Воспитывающие:

Содействовать воспитанию патриотизма; культуры общения при работе в парах и группах.

Тип урока: комбинированный.

I. Организационный момент. Психологический настрой.

- Какое у вас сейчас настроение?

- Повернитесь друг к другу и поделитесь своим настроением с товарищем.

II. Мотивационно-целевой этап.

1 Актуализация знаний..

- Дома вы писали синквейн используя слова солдат, враг, голод. Я прошу вас сейчас прочитать их.

( Читают пятистишья, составленные дома).

Защищает, воюет, погибает.

Спасает свою Родину.

Истощает, мучает, убивает.

Может довести человека до смерти.

Убивает, воюет, пытает.

Губит невинных людей.

- Хорошо, молодцы все справились с заданием.

2. Целеполагание.

- Какая тема объединяет все эти слова? ( тема войны) ( Слайд 1)

- Для чего нужно изучать произведения о войне? ( Чтобы больше знать о событиях тех дней, о подвигах и героях войны.)

- Как вы думаете о чём сегодня мы будем читать? ( тоже о войне)

III. Операционно-исполнительский этап.

- Прочитайте название произведения, которое мы сегодня будем читать. ( Слайд 2)

- Кто автор рассказа? ( Николай Богданов).

- Запишите в тетрадь число и тему урока.

- О чем может быть рассказ с таким названием?

( Дети высказывают свои предположения).

- Ребята, сегодня на уроке мы будем работать в группах.

- Что мы должны сделать? ( разделиться на группы)

- Я предлагаю это сделать следующим образом . У меня на столе лежат звёзды разного цвета. Каждый из вас выберет себе ту звезду которая вам больше нравится. У кого красные звёзды -это 1 группа, у кого оранжевые звёзды - это 2 группа. Выберите в каждой группе лидера. Он будет отвечать за работу всей группы и отмечать плюсами вашу работу в группе.

1. Мини – рассказ.

- Я предлагаю вам написать мини-рассказ из 3-4 предложений , используя следующие ключевые слова: ( Слайд 3)

грохот орудий

мирная картина

солдатская каша

голодные дети

( В течение 6–7 минут дети придумывают сюжет по ключевым словам).

- Составьте предложения в группе, выберите наиболее удачные. Составьте из них мини -рассказ.

- Давайте послушаем ваши мини- рассказы . ( выступают группы по очереди)

- Понравились вам рассказы ? Все ли ключевые слова вы использовали?

- А вы хотите узнать, что написал в своем рассказе Н. Богданов? ( да)

2. Словарная работа. ( Слайд 4)

- В процессе чтения нам встретятся слова: штурм, Берлин, жутковато, половник, горстка, муттер, рейхстаг. Сейчас вам предстоит найти объяснение лексических значений этих слов из словаря С. И. Ожегова и из словаря в вашем учебнике.

1 группа: штурм, Берлин, жутковато, половник

2 группа : горстка, муттер, рейхстаг.

( Несколько детей объясняют значения слов):

Штурм. Приступ, решительная атака укрепленной позиции, крепости.

Берлин. Город. Столица Германии.

Жутковато, жутко. То же, что и страшно.

Половник. Большая разливательная ложка.

Горстка, горсть. Ладонь и пальцы, сложенные так, чтобы ими можно было что-нибудь зачерпнуть.

Муттер. В переводе с немецкого языка означает “мать”.

Рейхстаг. Здание, где заседал парламент Германии до 1945 года.

3. Знакомство с текстом рассказа.

- Сейчас мы прочитаем текст. Вы сравните его со своими рассказами, а потом обсудим, чьи же версии совпали и в чём.

а) Чтение текста с остановками ( читает учитель)

- Как вы думаете что произошло дальше? ( ответы детей)

б) Чтение рассказа дальше до конца.

4 Анализ рассказа..

- Итак, кто же был близок к тексту писателя 1 группа или 2 группа? ( 2 группа, т. к солдат накормил не своих , а чужих голодных детей)

- Как вы считаете, в чем основная идея этого рассказа?

( Показать, что советский солдат добр, даже по отношению к детям своих врагов.)

- Найдите и прочитайте диалог солдата и немецкого гражданина. Ответьте на вопрос, почему солдат совершил такой поступок?

( В тексте: “Сердце приказывает, - вздохнул солдат. – У меня дома тоже остались мал мала меньше…”)

5. Физминутка ( минутка тишины)

6. Работа в группах.

- Сейчас в группах вы составите литературный портрет солдата – кашевара.

- Что значит словестный портрет? ( описание внешности, характера, одежды и т.д.)

( Дети составляют словесный портрет солдата.)

(Слушание ответов групп)

- Лидеры оцените работу в группе. Поставьте плюсы тому, кто принимал участие в обсуждении.

- Как вы считаете, автор Н. Богданов описал реальные события военных лет? ( да)

- Посмотрите на снимок. На нем изображено как советские солдаты раздают обед мирному населению города Берлина. Найдите в тексте строки, которыми можно описать этот снимок.


( “И тут подвал словно прорвало…”.)

- Рассмотрите рисунок. Мог ли этот малыш быть тогда в подвале? ( Слайд 6)


- Загляните в его глаза. Как вы думаете, что чувствует этот ребенок? ( страх, ужас, горе, боль, голод)

( Дети делятся своими ощущениями).

- Найдите в тексте строки, описывающие глаза детей.

( “За его мирной работой наблюдает множество детских глаз…”)

- Ребята, знаете ли вы еще истории о том, как советские солдаты помогали немецким детям или спасали их?

- Об этом нам расскажет Червонюк Кристина. (Слайд 7)

8. Опережающее задание.

Кристина: В Берлине, в Трептов-парке, установлен памятник советскому воину – освободителю. Его создатель – скульптор Е. В. Вучетич.

Сюжет памятника не придуман. Во время штурма Берлина на ничейной полосе возле груды кирпичей девочка трех-четырех лет, плача, ползала вокруг убитой матери. В редкие мгновения тишины с обеих сторон был отчетливо слышен жалобный детский плач. Солдата – белоруса Трифона Андреевича Лукьяновича никто не посылал под пули. Он дополз до девочки, взял ее на руки, но обратно ползти по-пластунски уже не мог. На некоторое время выстрелы прекратились. Пуля вражеского снайпера настигла солдата, когда тот передавал ребенка в протянутые руки и через силу сказал: “Возьмите ребенка, а я, кажись, готов”.

- Посмотрите на этот рисунок. Что символизирует меч в руке солдата?

( Солдат готов дать отпор любому, кто посмеет обидеть слабого и беззащитного.)

- Прочитайте последнее предложение рассказа.

(В тексте: “Дети ели кашу и, поглядывая на солдата, удивлялись: разве солдаты плачут?”)

- Как вы ответите на этот вопрос: “Разве солдаты плачут?” (да)

- Я предлагаю вам написать сочинение эссе, в котором вы попытаетесь объяснить, почему плачут солдаты. ( 2-3 предложения в тетрадь )

( В течение 5-6 минут дети пишут эссе на тему “Почему плачут солдаты?”)

Слушание ответов учащихся.

Выслушиваются 3- 4 сочинения.

- На этом наш урок подошёл к концу.

IV. Рефлексивно-оценочный этап.

- Вам понравился сегодняшний урок?

- Какие чувства вы испытывали сегодня на уроке и почему?

- Какие еще произведения о войне вы хотели бы прочитать?

Домашнее задание ( дифференцированное)

1 задание для всех учащихся.

1. Прочитать и пересказать текст

2 и 3 задания на выбор

2. Нарисовать портрет солдата – кашевара.

3. Найти произведения о подвигах русских солдат и принести на следующий урок


Произведение Н.Богданова "Солдатская каша" изучается в 3 классе. При изучении этого произведения ставятся следующие цели: образовательные - продолжить знакомство с произведениями о войне из раздела "Наша планета Земля"; развивающие- способствовать развитию речи творческого воображения учащихся, умению анализировать, высказывать собственное мнение, умение письменно выражать свои мысли; воспитательные- содействовать воспитанию патриотизма, культуры общения при работе в парах, в группах. Урок сопровождается презентацией, аудиозаписью.

Образовательные:

Продолжить знакомство учащихся с произведениями о войне из раздела “ наша планета Земля” на примере рассказа Н. Богданова “Солдатская каша”.

Развивающие:

Способствовать развитию речи, творческого воображения учащихся, умение анализировать, высказывать собственное мнение, умение письменно выражать свои мысли.

Воспитывающие:

Содействовать воспитанию патриотизма; культуры общения при работе в парах и группах.

Тип урока: комбинированный.

I. Организационный момент. Психологический настрой.

- Какое у вас сейчас настроение?

- Повернитесь друг к другу и поделитесь своим настроением с товарищем.

II. Мотивационно-целевой этап.

1 Актуализация знаний..

- Дома вы писали синквейн используя слова солдат, враг, голод. Я прошу вас сейчас прочитать их.

( Читают пятистишья, составленные дома).

Защищает, воюет, погибает.

Спасает свою Родину.

Истощает, мучает, убивает.

Может довести человека до смерти.

Убивает, воюет, пытает.

Губит невинных людей.

- Хорошо, молодцы все справились с заданием.

2. Целеполагание.

- Какая тема объединяет все эти слова? ( тема войны) ( Слайд 1)

- Для чего нужно изучать произведения о войне? ( Чтобы больше знать о событиях тех дней, о подвигах и героях войны.)

- Как вы думаете о чём сегодня мы будем читать? ( тоже о войне)

III. Операционно-исполнительский этап.

- Прочитайте название произведения, которое мы сегодня будем читать. ( Слайд 2)

- Кто автор рассказа? ( Николай Богданов).

- Запишите в тетрадь число и тему урока.

- О чем может быть рассказ с таким названием?

( Дети высказывают свои предположения).

- Ребята, сегодня на уроке мы будем работать в группах.

- Что мы должны сделать? ( разделиться на группы)

- Я предлагаю это сделать следующим образом . У меня на столе лежат звёзды разного цвета. Каждый из вас выберет себе ту звезду которая вам больше нравится. У кого красные звёзды -это 1 группа, у кого оранжевые звёзды - это 2 группа. Выберите в каждой группе лидера. Он будет отвечать за работу всей группы и отмечать плюсами вашу работу в группе.

1. Мини – рассказ.

- Я предлагаю вам написать мини-рассказ из 3-4 предложений , используя следующие ключевые слова: ( Слайд 3)

грохот орудий

мирная картина

солдатская каша

голодные дети

( В течение 6–7 минут дети придумывают сюжет по ключевым словам).

- Составьте предложения в группе, выберите наиболее удачные. Составьте из них мини -рассказ.

- Давайте послушаем ваши мини- рассказы . ( выступают группы по очереди)

- Понравились вам рассказы ? Все ли ключевые слова вы использовали?

- А вы хотите узнать, что написал в своем рассказе Н. Богданов? ( да)

2. Словарная работа. ( Слайд 4)

- В процессе чтения нам встретятся слова: штурм, Берлин, жутковато, половник, горстка, муттер, рейхстаг. Сейчас вам предстоит найти объяснение лексических значений этих слов из словаря С. И. Ожегова и из словаря в вашем учебнике.

1 группа: штурм, Берлин, жутковато, половник

2 группа : горстка, муттер, рейхстаг.

( Несколько детей объясняют значения слов):

Штурм. Приступ, решительная атака укрепленной позиции, крепости.

Берлин. Город. Столица Германии.

Жутковато, жутко. То же, что и страшно.

Половник. Большая разливательная ложка.

Горстка, горсть. Ладонь и пальцы, сложенные так, чтобы ими можно было что-нибудь зачерпнуть.

Муттер. В переводе с немецкого языка означает “мать”.

Рейхстаг. Здание, где заседал парламент Германии до 1945 года.

3. Знакомство с текстом рассказа.

- Сейчас мы прочитаем текст. Вы сравните его со своими рассказами, а потом обсудим, чьи же версии совпали и в чём.

а) Чтение текста с остановками ( читает учитель)

- Как вы думаете что произошло дальше? ( ответы детей)

б) Чтение рассказа дальше до конца.

4 Анализ рассказа..

- Итак, кто же был близок к тексту писателя 1 группа или 2 группа? ( 2 группа, т. к солдат накормил не своих , а чужих голодных детей)

- Как вы считаете, в чем основная идея этого рассказа?

( Показать, что советский солдат добр, даже по отношению к детям своих врагов.)

- Найдите и прочитайте диалог солдата и немецкого гражданина. Ответьте на вопрос, почему солдат совершил такой поступок?

( В тексте: “Сердце приказывает, - вздохнул солдат. – У меня дома тоже остались мал мала меньше…”)

5. Физминутка ( минутка тишины)

6. Работа в группах.

- Сейчас в группах вы составите литературный портрет солдата – кашевара.

- Что значит словестный портрет? ( описание внешности, характера, одежды и т.д.)

( Дети составляют словесный портрет солдата.)

(Слушание ответов групп)

- Лидеры оцените работу в группе. Поставьте плюсы тому, кто принимал участие в обсуждении.

- Как вы считаете, автор Н. Богданов описал реальные события военных лет? ( да)

- Посмотрите на снимок. На нем изображено как советские солдаты раздают обед мирному населению города Берлина. Найдите в тексте строки, которыми можно описать этот снимок.


( “И тут подвал словно прорвало…”.)

- Рассмотрите рисунок. Мог ли этот малыш быть тогда в подвале? ( Слайд 6)


- Загляните в его глаза. Как вы думаете, что чувствует этот ребенок? ( страх, ужас, горе, боль, голод)

( Дети делятся своими ощущениями).

- Найдите в тексте строки, описывающие глаза детей.

( “За его мирной работой наблюдает множество детских глаз…”)

- Ребята, знаете ли вы еще истории о том, как советские солдаты помогали немецким детям или спасали их?

- Об этом нам расскажет Червонюк Кристина. (Слайд 7)

8. Опережающее задание.

Кристина: В Берлине, в Трептов-парке, установлен памятник советскому воину – освободителю. Его создатель – скульптор Е. В. Вучетич.

Сюжет памятника не придуман. Во время штурма Берлина на ничейной полосе возле груды кирпичей девочка трех-четырех лет, плача, ползала вокруг убитой матери. В редкие мгновения тишины с обеих сторон был отчетливо слышен жалобный детский плач. Солдата – белоруса Трифона Андреевича Лукьяновича никто не посылал под пули. Он дополз до девочки, взял ее на руки, но обратно ползти по-пластунски уже не мог. На некоторое время выстрелы прекратились. Пуля вражеского снайпера настигла солдата, когда тот передавал ребенка в протянутые руки и через силу сказал: “Возьмите ребенка, а я, кажись, готов”.

- Посмотрите на этот рисунок. Что символизирует меч в руке солдата?

( Солдат готов дать отпор любому, кто посмеет обидеть слабого и беззащитного.)

- Прочитайте последнее предложение рассказа.

(В тексте: “Дети ели кашу и, поглядывая на солдата, удивлялись: разве солдаты плачут?”)

- Как вы ответите на этот вопрос: “Разве солдаты плачут?” (да)

- Я предлагаю вам написать сочинение эссе, в котором вы попытаетесь объяснить, почему плачут солдаты. ( 2-3 предложения в тетрадь )

( В течение 5-6 минут дети пишут эссе на тему “Почему плачут солдаты?”)

Слушание ответов учащихся.

Выслушиваются 3- 4 сочинения.

- На этом наш урок подошёл к концу.

IV. Рефлексивно-оценочный этап.

- Вам понравился сегодняшний урок?

- Какие чувства вы испытывали сегодня на уроке и почему?

- Какие еще произведения о войне вы хотели бы прочитать?

Домашнее задание ( дифференцированное)

1 задание для всех учащихся.

1. Прочитать и пересказать текст

2 и 3 задания на выбор

2. Нарисовать портрет солдата – кашевара.

3. Найти произведения о подвигах русских солдат и принести на следующий урок

Читайте также: