Техника безопасности при приготовлении каши


Правила техники безопасности при выполнении кулинарных работ

Скачать:

ВложениеРазмер
pravila_tehniki_bezopasnosti_pri_vypolnenii_kulinarnyh_rabot.doc 86.5 КБ

Предварительный просмотр:



Требования безопасности перед началом работы

1. Надеть спецодежду, волосы убрать под косынку.

2. Проверить исправность кухонного инвентаря и его маркировку.

3. Включить вытяжную вентиляцию.

4. Проверить целостность эмалированной посуды, отсутствие сколов эмали, а также отсутствие трещин и сколов столовой посуды.

Требования безопасности во время работы

1. Перед включением настольной электроплитки в сеть проверить исправность шнура питания и вилки, установить плитку на огнеупорную подставку. Не пользоваться электроплиткой с открытой спиралью.

2. Хлеб, овощи и другие продукты нарезать на разделочных досках, соблюдая правильные приемы резания: пальцы левой руки должны быть согнуты и находиться на некотором расстоянии от лезвия ножа. Сырые и вареные овощи, мясо, рыбу, хлеб нарезать на разных разделочных досках в соответствии с их маркировкой.

3. Соблюдать осторожность при работе с ручными терками, надежно удерживать обрабатываемые продукты, не обрабатывать мелкие части.


4. Передавать ножи и вилки друг другу только ручками веред.

5. Пищевые отходы для временного их хранения убирать в урну с крышкой.

6. Следить, чтобы при закипании содержимое посуды не выливалось через край, крышки горячей посуды брать полотенцем или прихваткой и открывать от себя.

7. Сковородку ставить и снимать с плиты сковородником.

8. Соблюдать осторожность при чистке овощей. Картофель чистить желобковым ножом, рыбу скребком.

9. Для приготовления пищи пользоваться только эмалированной посудой, не рекомендуется пользоваться алюминиевой посудой и запрещается пользоваться пластмассовой посудой.

Требования безопасности перед началом работы

1. Надеть спецодежду, волосы убрать под косынку.

2. Проверить отсутствие ржавых иголок и булавок,

Требования безопасности во время работы

1. Хранить иголки и булавки в определенном месте (подушечке, специальной коробке и пр.), не оставлять их на рабочем месте.

2. Не пользоваться при работе ржавыми иголками и булавки, ни в коем случае не брать иголки и булавки в рот.

3. Шить иголками только с наперстком.

4. Выкройки к ткани прикреплять острыми концами булавок в направлении от себя.

5. Ножницы хранить в определенном месте, класть их сомкнутыми острыми концами от себя, передавать друг другу ручками вперед.

6. Не наклоняться близко к движущимся частям швейной длины.

7. Не держать пальцы рук около лапки швейной машины в избежание прокола их иглой.

8. или иголок на линии шва,

9. Не откусывать нитки зубами, а отрезать их ножницами.

. Требования безопасности по окончании работы

1. Отключить электрическую швейную машину от сети.

2. Проверить наличие рабочего инструмента и привести в порядок рабочее место.

3. Снять спецодежду и тщательно вымыть руки с мылом.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предложенный материал представляет собой методическую разработку урока по химии по программе О.С.Габриеляна. В конспекте описаны все этапы урока с предполагаемой деятельностью обучающихся.

Цели: сформировать знания учащихся по организации рабочего места для выполнения ручных работ, ознакомить с инструментами и приспособлениями для их выполнения; сформировать навыки по соблюдению п.

Инструктивная карта к практической работе №1 "Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Ознакомление с лабораторным оборудованием" для учащихся 8 класса, обучающихя по УМК Ру.

Правила безопасной работы при выполнении кулинарных работ дома.

Инструкция по технике безопасности при выполнении электромонтажных работ в кабинете Т.О. «Умелые руки».

Практическая работа № 1 «Правила техники безопасности при работе в кабинете химии. Приёмы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами».

Машиноведение. История создания швейных машин. Виды машин. Устройство швейной машины. Техника безопасности при выполнении машинных работ.Цель: Знакомство с историей возникновения швейной машины. Класс.


Разберем всё, что Вас волнует.

19 июня 2020г 19:00 (по Москве)

Выберите книгу со скидкой:


ОГЭ. География. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 242.00 руб.


Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.


Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

350 руб. 963.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

350 руб. 163.00 руб.


ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 205.00 руб.


ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 171.00 руб.


Рисуем по клеточкам и точкам

350 руб. 248.00 руб.


ЕГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 163.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Снятковская Ирина ЭдуардовнаНаписать 2026 30.01.2015

Номер материала: 351115

  • Другое
  • Другие методич. материалы

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    30.01.2015 1106
    30.01.2015 1739
    30.01.2015 2197
    30.01.2015 419
    30.01.2015 293
    30.01.2015 355
    30.01.2015 507

Не нашли то что искали?

Оставьте свой комментарий

Инструкция
по охране труда при приготовлении пищи в кабинете технологии

1.1. Данная инструкция по охране труда при приготовлении пищи в кабинете технологии предназначена для учащихся и учителя при подготовке и в процессе самого приготовления блюд.
1.2. В кабинете технологии, на кухне необходимо быть очень осторожным, соблюдать требования данной инструкции по технике безопасности при приготовлении пищи в кабинете технологии и указания учителя технологии.
1.3. К работе на кухне допускаются учащиеся, которые прошли медицинский осмотр, инструктаж по охране труда о безопасных методах работы. Эти знания периодически проверяют, закрепляют.
1.4. Проведение инструктажа и проверка знаний по вопросам охраны труда производится в пределах учебной программы и оформляется соответственно в журналах инструктажа.
1.5.

  • поражение электрическим током при неисправном электрооборудовании кабинета;
  • появление ожогов при неосторожном обращении с горячими предметами при приготовлении пищи;
  • порезы рук ножом при неаккуратном обращении с ним;
  • травмирование пальцев рук при неосторожной работе с мясорубкой и теркой;
  • ожоги горячей жидкостью или паром.

1.6. Выполнение данной инструкции по охране труда при приготовлении пищи, а также соблюдение инструкции по охране труда в кабинете кулинарии является обязательным для всех лиц, которые работают на кухне, в кабинете технологии, кабинете кулинарии.
1.7. При обнаружении неисправностей в электрооборудовании, сообщить учителю.
1.8. Не исправлять самим неисправности в электроприборах.
1.9. Не работать на неисправном электроприборе, электрооборудовании для приготовления пищи.
1.10.

  • соблюдать чистоту одежды, обуви;
  • содержать в чистоте технологическое оборудование;
  • употреблять пищу в специально отведённом для этого месте;
  • перед употреблением пищи вымыть руки с мылом.

1.11. При проведении кулинарных работ должна использоваться следующая спецодежда: халат или фартук, косынка, нарукавники.
1.12. В кабинете кулинарии должна быть медицинская аптечка с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств для оказания первой помощи при травмах.
1.13. При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить учителю, который сообщает об этом администрации общеобразовательного учреждения. При неисправности оборудования, инструмента прекратить работу и сообщить об этом учителю.
1.14. Перед переходом на новый вид работ, использованием новых видов оборудования, механизмов, бытовых электроприборов и инструментов необходимо провести с учащимися инструктаж по технике безопасности с записью в соответствующем журнале.
1.15. Обучающиеся должны соблюдать порядок выполнения работы, правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место, соблюдать правила поведения учащихся.
1.16. В случае нарушения кем-либо из учащихся техники безопасности при приготовлении пищи в кабинете технологии со всеми учащимися необходимо провести внеплановый инструктаж по технике безопасности с его регистрацией в соответствующем журнале.

2.1. Наденьте спецодежду, застегните на все пуговицы, волосы спрячьте под головной убор (косынку).
2.2. Освободить рабочее место от посторонних предметов.
2.3. Проверить исправность электроприборов.
2.4. Вымыть руки с мылом.
2.5. Инструменты располагайте на столе так, чтобы предотвратить их падение.
2.6. Не загромождайте проходы между столами посторонними предметами.

3.1. Внимательно и чётко выполняйте указания учителя, соблюдайте технику безопасности при приготовлении пищи в кабинете технологии.
3.2.

  • при работе с ножом держать ножи лезвием от себя;
  • при нарезке пальцы держать на расстоянии от лезвия ножа;
  • передавать нож друг другу только ручкой от себя;
  • консервные банки открывать специальным ключом;
  • соблюдать осторожность при работе с ручными тёрками;
  • нарезку пищевых продуктов производить на разделочной доске.

3.3. Пищевые отходы для временного их хранения убирать в урну с крышкой.
3.4. Сырые и вареные овощи, хлеб, рыбу, мясо нарезать острым ножом на разделочных досках соответствующей маркировки.
3.5. Овощи перед очисткой необходимо тщательно помыть; те, которые употребляют в пищу в сыром виде, дополнительно ополоснуть кипячёной водой.

4.1. Перед включением проверить исправность шнура.
4.2. Включать и выключать электроприборы необходимо держась за вилку сухими руками.
4.3. Работу с электроплитой выполняет учитель технологии (обслуживающего труда), строго руководствуясь инструкцией по охране труда при работе с электроплитой в кабинете технологии (кулинарии) общеобразовательной школы.

5.1. Кастрюли заполнять жидкостью не более 3/4 их объема, чтобы при закипании жидкость не выплескивалась и не заливала электроплиту.
5.2. При закипании жидкости уменьшить огонь.
5.3. Крышку открывать, приподнимая от себя.
5.4. Засыпать продукты в кипящую жидкость осторожно.
5.5. При жарке осторожно класть продукты на разогретый жир и следить, чтобы не попали капли воды.
5.6. Пользоваться специальными лопатками.
5.7. Горячую посуду брать прихватками.
5.8. Сковородку ставить и снимать с плиты сковородником с деревянной ручкой.
5.9. Для предотвращения ожогов рук при перемешивании горячей жидкости в посуде использовать ложки, половники с длинными ручками.

6.1. Выключить электроприборы.
6.2. Вымыть и убрать рабочие инструменты в отведённое для них место.
6.3. Убрать рабочее место.
6.4. Вымыть руки с мылом.
6.5. Снять спецодежду и положить ее в отведенное для этого место.
6.6. Сдать рабочее место учителю технологии.
6.7. Не выходить из кабинета кулинарии (кухни) без разрешения учителя технологии (обслуживающего труда).

7.1. При выявлении неисправного оборудования, инструментов, а так же пожара, нарушений норм безопасности, аварии или травмы срочно сообщите об этом учителю. Не ликвидируйте неисправность электросети и электрооборудования самостоятельно.
7.2.

  • при возникновении пожара немедленно эвакуировать учащихся из здания, сообщить о пожаре администрации учреждения и в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения;
  • при прорыве системы отопления удалить учащихся из кабинета, перекрыть задвижки в тепловом узле кабинета и вызвать слесаря-сантехника;
  • при получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом врачу и администрации школы, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение в сопровождении взрослого.

  • при плохом самочувствии сообщить об этом учителю;
  • при возникновении нестандартной ситуации сохранять спокойствие и неукоснительно выполнять указания учителя.

Инструкцию разработал: ______________ /_______________________/

Крупы

Крупы получают из различных зерновых культур (см. цвет, табл. 2). К зерновым культурам относятся хлебные злаки (пшеница, овес, ячмень, рис, просо, кукуруза), бобовые (бобы, фасоль, горох, чечевица, соя), а также гречишное растение - гречиха. Одни из них перерабатывают в муку, другие - в крупу. В таблице 4 даны отличительные особенности различных круп.



Таблица 4. Внешние признаки круп

Производство зерновых культур в нашей стране растет из года в год (рис. 13).

Основное значение зерновых продуктов - снабжение организма углеводами. В крупах их содержится 69 - 88%. Кроме углеводов, в зерновых продуктах имеются белки, жиры, минеральные вещества.



Рис. 13. Рост производства зерновых культур (млн. т)

Наиболее питательны овсяная, гречневая, манная крупы и рис. Они легко перевариваются и хорошо усваиваются организмом. Эти крупы находят широкое применение в детском и лечебном питании.

В крупах содержатся витамины группы В. При недостатке в пище этих витаминов люди становятся рассеянными, раздражительными, плохо спят, т. е. у них нарушается деятельность нервной системы.

Детям в зависимости от возраста ежедневно требуется от 1,2 до 2 мг витамина В1. В таблице 5 дано содержание витамина В1 в различных крупах.

По качеству крупы должны удовлетворять следующим основным требованиям: иметь цвет, вкус и запах, присущие данному виду крупы, без посторонних привкусов и запахов.



Таблица 5. Содержание витамина В, в 100 г крупы

Хранить крупы надо в сухом, хорошо проветриваемом помещении. Для их хранения можно использовать полотняные мешочки, а также стеклянные или металлические банки, которые не следует плотно закрывать, чтобы крупа проветривалась и не приобрела затхлого запаха. Крупы, содержащие большое количество жира, такие, как пшено, овсяная, рекомендуется хранить в темном прохладном месте и не длительное время, чтобы они не прогоркли.

Лабораторная работа. Определение вида круп по внешним признакам

Оборудование: пробирки с крупами, обозначенные номерами 1, 2, 3, 4, . пинцет, белая бумага.

1. Возьмите лист белой бумаги, разделите его на части, на каждой из них поставьте номера, соответствующие номерам пробирок.

2. Отберите несколько пробирок (3 - 4 вида круп) и из каждой из них высыпьте на бумагу по нескольку крупинок.

3. Рассмотрите крупинки, сравнивая их по величине (крупные, средние, мелкие), форме (овальная, круглая, трехгранная) и цвету. Полученные данные впишите в форму отчета, не заполняя последнюю графу.



4. Пользуясь таблицей № 4 "Внешние признаки круп", определите вид крупы и напишите ее название в последнюю графу отчета.

Из круп готовят различные каши, запеканки, пудинги, крупеники, котлеты, клецки и другие блюда. Их используют для приготовления различных супов и фаршей. Питательная ценность блюд, приготовленных из круп, зависит от используемых продуктов. Так, например, при приготовлении каши с молоком и каши с маслом питательная ценность этих блюд будет разной (табл. 6). Крупы перед приготовлением перебирают, просеивают, моют, подсушивают или обжаривают. Выбор способов первичной обработки зависит от вида и степени измельчения данной крупы (табл. 7).



Таблица 6. Питательная ценность блюд из круп

Каши варят жидкими, вязкими и рассыпчатыми. Консистенция (степень густоты) каш зависит от соотношения взятого количества крупы и жидкости (табл. 8).

Для приготовления каш используют воду, молоко или молоко, разбавленное водой, а также мясные бульоны и овощные отвары. Соль и сахар (для сладких каш) кладут в жидкость до закладки крупы.



Таблица 7. Первичная обработка круп

Крупу после первичной обработки засыпают в кипящую жидкость, затем кастрюлю закрывают крышкой и кашу доводят до готовности. Добавлять воду в кашу во время варки не рекомендуется.



Таблица 8. Примерные количества жидкости и соли для варки каш из 1 кг крупы

Продолжительность варки каш зависит от вида крупы, степени ее измельчения и предварительной обработки - подсушивания, замачивания.

Некоторые виды круп неодинаково быстро набухают и развариваются в воде и молоке. Поэтому при варке молочных каш из риса, пшеничной крупы и пшена крупу сначала засыпают в кипящую воду, чтобы она быстрее разварилась, и кипятят 5 - 10 мин, затем воду сливают, заливают крупу молоком и варят до готовности.

Срок хранения каш и крупяных гарниров - не более 12 ч.

Варить каши лучше всего в алюминиевой кастрюле с толстым дном, в специальной кашеварке или кастрюле-скороварке, но можно и в обычной кастрюле, пользуясь рассекателем пламени (металлическим диском с отверстиями).

Каши можно подавать со сливочным маслом, поджаренным шпигом, различными соусами и подливами, а также с молоком, вареньем, сахаром, сметаной.

Каши можно приготовить и из полуфабрикатов (концентратов), которые выпускает пищевая промышленность в виде прессованных брикетов. В состав каши-полуфабриката входят крупа, соль, жир, а иногда сахар, сухое молоко и другие продукты. Каши-полуфабрикаты очень удобны для быстрого приготовления блюда в домашних условиях, а также в туристских походах.

Еще быстрее можно приготовить кашу из консервированных продуктов. Предприятиями пищевой промышленности выпускаются консервы: каша гречневая с мясом, рис с курицей, каша перловая с мясом и др.

Требования, предъявляемые к качеству блюд, приготовленных из круп:

1. Жидкая или вязкая каша должна представлять собой однородную массу из хорошо разваренной крупы без комков, соответствующей консистенции.

2. Рассыпчатая каша должна состоять из мягких, не склеенных между собой крупинок.

3. Запеканки, пудинги и крупеники должны иметь слегка подрумяненную, не подгоревшую корочку.

4. Крупяные котлеты и биточки должны быть мягкими и по форме соответствовать данному блюду (котлеты - овальные, биточки-круглые), с ровной, слегка подрумяненной корочкой.

5. Цвет, вкус и запах готовых блюд должны быть характерными для данного вида каши, без посторонних привкуса и запаха.

Запомните слова: крупы - овсяная "Геркулес", гречневая, пшено, перловая, ячневая, кукурузная, манная, рис; пудинг, крупеник, биточки; каши - жидкая, вязкая, рассыпчатая.

Жидкие каши готовят в основном на цельном или разведенном молоке из различных круп: манной, рисовой, пшенной и др. Подают эти каши на завтрак и ужин, а также на обед как второе блюдо.

Жидкую кашу можно варить и из овсяных хлопьев "Геркулес". Эта каша, сваренная на молоке, почти полностью усваи-' вается организмом. Благодаря этому, а также большому содержанию белков каша из крупы "Геркулес", как и другие жидкие каши, широко используется в детском и лечебном питании.

Вязкие каши готовят из любого вида крупы на воде, на консервированном, цельном или разбавленном водой молоке. Для их варки требуется меньше жидкости, чем для приготовления жидких каш.

Вязкие каши используют как самостоятельное блюдо - с маслом, сахаром, изюмом, а также для приготовления запеканок, котлет, биточков. Пшенную кашу иногда варят с тыквой.

Практические работы

Приготовление жидкой каши из крупы "Геркулес"

Инвентарь и посуда: кастрюля, миска, ложка.



Схема приготовления

Полезно знать. Кастрюлю, в которой собираются кипятить молоко, рекомендуется сначала сполоснуть холодной водой (тогда молоко не пригорит).

1. Определить качество приготовленного блюда (см. с. 22).

2. Ответить на вопросы: 1) в чем заключается первичная обработка крупы "Геркулес" и чем она отличается от первичной обработки риса? 2) Какой консистенции можно варить кашу из крупы "Геркулес"? 3) Какие правила техники безопасности надо соблюдать при приготовлении каш?

Приготовление вязкой пшенной каши

Инвентарь и посуда: кастрюли - 2 шт., миска, ложка, нож.

Норма продуктов: пшено - 50, вода - 60, молоко - 100, сахар - 6, масло - 15, соль - 3.

В кипящую воду кладут соль, сахар, засыпают подготовленное пшено и варят 20 мин, часто помешивая. Затем доливают горячее молоко и варят при слабом кипении до готовности. В конце варки в кашу можно положить промытый изюм. Готовую кашу подают с маслом.

Таким же образом варят молочные каши из рисовой, овсяной и перловой круп.

1. Определить качество приготовленного блюда (см. с. 22).

2. Какая каша имеет большую питательную ценность: жидкая овсяная или вязкая пшенная с маслом (см. табл. 6)?

3. Ответить на вопросы: 1) в чем заключается первичная обработка пшена? 2) Сколько потребовалось крупы, жидкости и других продуктов для приготовления пшенной вязкой каши на ваше звено? 3) Какие санитарно-гигиенические требования необходимо соблюдать при варке каш?

Запеканки готовят из рисовой, пшенной, манной, овсяной и гречневой вязких каш. В них добавляют яйца, сахар, масло, ванилин и, кроме того, изюм, цукаты или курагу. Подают запеканки со сладким соусом.

Пудинги приготавливают в основном из риса и манной крупы, из которых сначала варят вязкую кашу на молоке, а затем добавляют в нее яйца, сахар, изюм, цукаты и запекают. Подают их к столу со сметаной, вареньем, с фруктовыми или другими сладкими соусами.

Пудинги отличаются от запеканок тем, что в их состав входят взбитые в густую пену белки. Запекают их обычно в формах.

Практические работы

Приготовление пшенной запеканки

Инвентарь и посуда: кастрюля, миска, ложка, деревянная веселка, нож, лопатка кондитерская, противень или сковорода.

Норма продуктов: молоко - 100, вода - 60, крупа - 50, соль - 2, сахар - 6, масло - 5, яйца - 1/= шт., сухари - 5, соус сладкий - 75.



Схема приготовления

1. Определить качество приготовленного блюда (см. с. 22).

2. Ответить на вопросы: 1) какая каша используется для приготовления запеканки и как ее сварить? 2) Как подготовить массу для запеканки? 3) Какие правила техники безопасности надо соблюдать при приготовлении запеканки?

Инструкционная карта. Приготовление рисового пудинга

Инвентарь и посуда: кастрюли и миски по 2 шт., ложка, деревянная веселка, нож, лопатка, венчик, противень, сковорода или формочки.

Норма продуктов: рис - 45, вода - 65, соль - 2, молоко - 100, сахар - 10, яйца - 1 /4 шт., изюм - 10, масло - 3, сухари - 4, сметана (для смазки) - 3, сметана - 30 или соус - 50.



1. Определить качество приготовленного блюда (см. с. 22).

2. Сравнить питательную ценность вязкой рисовой каши и приготовленной из нее запеканки (см. табл. 6).

3. Ответить на вопросы: 1) как приготавливается пудинг? 2) Как отделить белок яйца от желтка? 3) Расскажите о правилах пользования жарочным шкафом.

Для приготовления котлет и биточков готовят такую же массу, как для запеканок, но более густую. Массу разделывают на лепешки толщиной 1,5-2 см, придавая им овальную (для котлет) или круглую (для биточков) форму. Разделанные котлеты или биточки панируют (обваливают) в сухарях и жарят до образования румяной корочки. К готовому блюду можно подать кисель, фруктовый или молочный сладкий соус, сметану.

Практическая работа

Приготовление манных биточков

Инвентарь и посуда: кастрюля, сковорода, ложка, деревянная веселка, нож, лопатка поварская, разделочная доска.

Норма продуктов: крупа - 50, молоко - 50, вода - 130, соль - 2, сахар - 8, масло - 8, яйца - 1 /5 шт., сухари панировочные - 8, кисель или соус - 75.



Рис. 14. Приготовление крупяных биточков: а- формование, б - жаренье, в - оформление готового блюда



Схема приготовления

Отчет о проделанной работе

1. Определить качество приготовленного блюда (см. с. 22).

2. Подсчитать количество продуктов, необходимых для приготовления манных биточков на звено.

3. Ответить на вопросы: 1) назовите известные вам способы тепловой обработки продуктов. 2) Чем отличаются биточки от котлет? 3) Из каких круп можно готовить биточки и котлеты?

Рассыпчатые каши варят из целой, недробленой крупы (рис, гречневая, перловая, пшено) чаще всего на воде, иногда на молоке, разбавленном водой, и на бульоне.

Для варки рассыпчатых каш воды берут столько, сколько поглощают набухшие зерна до полного их размягчения (см. табл. 8). При недостатке воды каша получается суховатой, при излишке - вязкой.

При варке рассыпчатых каш можно добавлять в них немного сливочного масла: крупинки обволакиваются жиром и лучше отделяются друг от друга.

Рассыпчатые каши проходят две стадии варки: заварку и упревание. Заварка - это соединение крупы с горячей жидкостью и варка ее до загустения, упревание - доведение каши до готовности. Время заварки различных каш одинаковое, а время упревания зависит от вида крупы и ее предварительной подготовки.

Рассыпчатые каши подают как самостоятельное блюдо с маслом, сметаной или молоком и как гарниры к горячим блюдам. Гречневую рассыпчатую кашу используют для приготовления крупеника.

Полезно знать. Если гречневую крупу предварительно обжарить, то время ее варки значительно уменьшится.

Практическая работа

Приготовление рассыпчатой гречневой каши

Инвентарь и посуда: кастрюля, миска, ложка, нож.

Норма продуктов: крупа гречневая - 96, вода - 145, масло сливочное - 15, соль - 2.

Подготовленную крупу засыпать в кипящую подсоленную воду и, изредка помешивая, варить до загустения. Накрыть кастрюлю крышкой и поставить упревать в жарочный шкаф до готовности. Подают кашу с маслом или молоком.

1. Определить качество приготовленного на занятии блюда (см. с. 22).

2. Подсчитать стоимость продуктов, необходимых для приготовления рассыпчатой гречневой каши на звено или на весь класс.

3. Ответить на вопросы: 1) какая предварительная обработка гречневой крупы сокращает время варки из нее рассыпчатой каши? 2) Какая разница в приготовлении рассыпчатой и вязкой каш? 3) Какие правила техники безопасности надо соблюдать при работе с горячей жидкостью?

Крупеники готовят из рассыпчатой гречневой, а также из пшенной или пшеничной каш. Готовую кашу заправляют творогом, яйцами, сахаром и запекают в жарочном шкафу. Крупеник подают к столу со сметаной, маслом или сладким соусом.

Практическая работа

Приготовление крупеника из гречневой каши

Инвентарь и посуда: кастрюля, противень или сковорода, ложка, нож, лопатка кондитерская.

Норма продуктов: концентрат гречневой каши - 66, вода - 80, молоко - 50, творог - 85, яйца - 1 /4 шт., сахар - 10, масло - 5, сухари - 5, сметана (для смазки) - 5, сметана - 30 или масло - 10.

Приготовить рассыпчатую гречневую кашу из концентрата, как указано на упаковке. Кашу остудить до 70°С и положить в нее протертый творог, яйца, сахар. Все это тщательно перемешать и выложить на противень или порционную сковороду, смазанную маслом и посыпанную сухарями. Поверхность массы разровнять, смазать сметаной и запекать в жарочном шкафу 30 - 40 мин.

Перед подачей на стол крупеник нарезать на порции, разложить на тарелки и полить растопленным маслом или подать отдельно сладкий соус или сметану.

1. Определить качество приготовленного блюда (см. с. 22).

2. Ответить на вопросы: 1) как готовят крупеник? 2) Чем отличается крупяная запеканка от крупеника? 3) Какие правила техники безопасности надо соблюдать при запекании крупеника?

Вопросы и задания для повторения тем "Макаронные изделия" и "Крупы"

1. Какова питательная ценность зерновых продуктов и в каких из них содержится наибольшее количество витамина B1?

2. От чего зависит время варки каш и как его можно сократить?

3. Почему для варки каш из одинакового количества разной крупы требуется разное количество жидкости и соли?

4. Чем отличается варка макарон в большом и маленьком количествах жидкости?

5. Почему макаронные изделия при варке нельзя закладывать в холодную воду?

6. Какие правила техники безопасности надо соблюдать при приготовлении каш и блюд из макаронных изделий?

7. Дана последовательность выполнения операций по приготовлению запеканки. Расскажите, как выполнить каждую операцию.

Последовательность операций: 1) первичная обработка крупы и яиц; 2) приготовление вязкой каши; 3) приготовление массы для запеканки; 4) запекание массы; 5) оформление готового блюда.

8. Напишите номера вопросов, а рядом буквы, обозначающие правильные ответы.

Вопросы. 1) Какую крупу не моют? 2) Какую крупу необходимо перебирать? 3) Какую крупу перед варкой замачивают? 4) Какую крупу просеивают? 5) Какую крупу перед тепловой обработкой подсушивают? Ответы. А - пшено, Б - гречневая крупа, В - манная крупа, Г - рис, Д - "Геркулес", Е - перловая крупа.

Читайте также: