Все об обрядовых кашах

Каша – традиционное блюдо русской национальной кухни. Трудно представить наш ежедневный рацион без рассыпчатой гречки, ароматного риса, сытной овсянки. А уж воспоминания о манной каше есть у каждого!

Уже ни для кого не секрет, что большая часть проблем со здоровьем современного жителя большого города во многом связана с кардинально изменившимися приоритетами в питании. Поэтому многие ведущие диетологи России предрекают "второе" рождение традиционной русской каши. Первая примета этого возрождения – неожиданная популярность каш и блюд из цельнозерновой крупы.

Крупы из цельного зерна – важный источник растительных белков и углеводов. В них содержится довольно много минеральных веществ и необходимых витаминов, особенно витаминов группы В.

Еще одно достоинство каш – их универсальность. Они хорошо сочетаются с любыми другими продуктами: мясом и рыбой, грибами и овощами, фруктами и ягодами. В цельном зерне есть все, что необходимо нашему организму. В нем достаточное количество клетчатки, а именно грубых пищевых волокон не хватает в рационе современного человека.

Из зерна злаков мы получаем жизненно важные аминокислоты, 18 из которых незаменимые. В них сосредоточено все то, что нужно нашему организму для полноценной жизнедеятельности. Вот сегодня, наконец, возвращается в наш рацион такой продукт, как каша из цельнозерновой крупы.

Каша, несомненно, исконно русское блюдо. Более того, каша – это культовое блюдо. Согласно старорусским традициям во время свадебного церемониала жених с невестой обязательно готовили кашу. Кашу варили при рождении ребенка, на крестины и именины, на поминки или похороны. Без каши собственного оригинального приготовления нельзя было принять гостей. Причем каждая хозяйка имела свой собственный рецепт, который хранился в тайне. Готовилась каша обязательно перед большими сражениями, а уж на победных пирах без "победной" каши не обходилось. Каша служила символом перемирия: для заключения мира обязательно нужно было готовить "мирную" кашу. В древних русских летописях сами застолья часто именовали "кашей": например, на свадьбе Александра Невского "кашу чинили" дважды – одну при венчании в Троице, другую во время всенародного гуляния в Новгороде. Кашу обязательно готовили по случаю начала большого дела. Отсюда пошло выражение "заварить кашу". Каша на Руси "определяла" даже отношения между людьми. О человеке ненадежном и несговорчивом говорили: " с ним каши не сваришь".
Готовились рождественские каши и каши по случаю окончания уборки урожая. Девушки готовили кашу на день Аграфены Купальницы из смеси различных круп. Кроме зерновых и гороховых каш варили рыбные и овощные каши.

Когда работали артелью, то готовили кашу на всю артель. Поэтому долгое время слово "каша" было синонимом слова "артель". Говорили: "Мы в одной каше", что означало в одной артели, в одной бригаде, что-то наподобие современного выражения "мы одна команда". На Дону еще сегодня можно услышать слово "каша" в этом значении.

А кто не слышал про знаменитую "Суворовскую кашу"?
По преданию, в одном из дальних походов Суворову доложили, что осталось понемногу разных видов крупы: пшеничной, ржаной, ячменной, овсяной, гороховой и пр. Т.е. каши из любого из оставшихся видов зерна не хватило бы и на половину армии. Тогда великий полководец, не мудрствуя лукаво, приказал сварить все оставшиеся крупы вместе. "Суворовская каша" солдатам очень понравилась, а великий полководец внес свою лепту в развитие русского кулинарного искусства.

Популярна была "молодильная каша". Крупу делали из зерна ржи молочно-восковой зрелости. Получалась очень вкусная и душистая каша, которая благотворно влияла на здоровье и омолаживала организм.

Из ячменя делали три вида крупы: перловую - крупные зерна подвергались слабой шлифовке, голландку - зерна более мелкие шлифовались до белого цвета, и ячневую - совсем мелкая крупа из нешлифованного (цельного) зерна.

Ячневые каши были любимым кушаньем Петра Первого. Он признавал "ячную кашу самою спорою и вкусною". Популярна была полбенная каша, которую варили из мелкой крупки, приготовленной из полбы. Полба – это полудикий сорт пшеницы, которая еще в X VIII веке выращивалась на Руси в большом количестве. Вернее сказать, полба росла сама по себе, была неприхотлива и не требовала никакого ухода. Полба выращивается на Кавказе: возобновлены ее посевы в Дагестане и Карачаево-Черкесской республике. Здесь она называется "зандури". Продается сегодня в России и американская полба. Называется она "спельта", а продается у нас под торговым наименованием "камут". Иногда можно встретить полбу, выращенную в Европе. Она так и называется "спельта". Все это вносит некоторую неразбериху, но и "полба", и "зандури", и "спельта", и "камут" названия одного и того же растения, старорусской полбы. Причем и в Америку, и в Европу она попала из России.

Для гурманов того времени в журнале "Эконом" за 1841 год приводится рецепт каши из роз: "Оборвите несколько роз и истолките листочки в ступке как можно мельче; выпустите в ступку белок яйца и подбавьте столько картофельного крахмала, сколько нужно, чтоб вышло густое тесто. Потом протрите сквозь сито на сухую доску и высушите на солнце. Таким образом, получите превосходную крупу. Каша из нее варится на сливках. Можно подбавить в нее немного сахара, если она покажется не довольно сладкою".

Современная диетология подтвердила, что каша из нескольких видов круп полезнее, чем каша из одной определенной крупы. Каждая крупа имеет свой химический состав со свойственными только этому злаку полезными качествами, а смесь из нескольких круп сочетает в себе полезные свойства каждой крупы, что увеличивает пищевую и биологическую ценность такой каши.

Каша не только один из самых полезных из продуктов, но может удовлетворить даже самые изысканные вкусы.





Готовьте ее, как и любое другое блюдо, с хорошим настроением, любовью и фантазией!


Почему же на Руси всегда с таким почтением относились к каше? Корни обрядового отношения к столь, казалось бы, простой пище кроется в нашем языческом начале. Известно из рукописей, что каша преподносилась Матери Земле, Святым угодникам в надежде на благополучие, Богам земледелия и плодородия, чтобы попросить хорошего урожая на следующий год. Богам, как известно, предлагалось только все самое лучшее. А иметь возможность есть ежедневно то, что Боги могут позволить себе раз в год, согласитесь, приятно.

Каша - это очень полезный, питательный, вкусный и, что немаловажно, недорогой продукт. Без традиционной русской каши на столе не возможно было себе представить ни одно торжество или праздник. Причем к разным значимым событиям обязательно готовилась определенная обрядовая каша. Это отражается в пословицах:

"Каша - кормилица наша"

"Русского мужика без каши не накормишь"

"Без каши обед не в обед"

"Щи да каша - пища наша"

"Борщ без каши вдовец, каша без борща – вдова "


У некоторых народов нашей страны кашею, которую называли "бабкиной", встречали новорожденного. На свадьбе непременно варили кашу жених с невестой, что было обязательной частью свадебного церемониала - "Хозяйка красна – и каша вкусна ". Кашу варили на крестины и именины, кашей (кутьей) поминали человека, провожая его в последний путь на похороны или поминки.

Без каши собственного оригинального приготовления нельзя было принять гостей. Причем каждая хозяйка имела свой собственный рецепт, который хранился в тайне.

Готовилась каша обязательно перед большими сражениями, а уж на победных пирах без "победной" каши не обходилось. Каша служила символом перемирия: для заключения мира обязательно нужно было готовить "мирную" кашу.

В древних русских летописях сами застолья часто именовали "кашей": например, на свадьбе Александра Невского "кашу чинили" дважды - одну при венчании в Троице, другую во время всенародного гуляния в Новгороде.

Кашу обязательно готовили по случаю начала большого дела. Отсюда пошло выражение "заварить кашу".

Каша на Руси "определяла" даже отношения между людьми. О человеке ненадежном и несговорчивом говорили: " с ним каши не сваришь". Когда работали артелью, то готовили кашу на всю артель, поэтому долгое время слово "каша" было синонимом слова "артель". Говорили: "Мы в одной каше", что означало в одной артели, в одной бригаде. На Дону еще сегодня можно услышать слово "каша" в этом значении.

Каждый праздник обязательно отмечался своей кашей. Каша рождественская не была похожа на кашу, которую готовили по случаю сбора урожая; особые каши (из смеси круп) готовились девушками на день Аграфены Купальницы (23 июня). Ритуальную кашу варили в наиболее важные для людей дни: накануне Васильева дня (см. Васильев вечер), в канун вербного воскресенья, в Духов день, когда справлялись именины Земли, в купальскую ночь, во время дожинок, в первый день молотьбы нового урожая, в осенний девичий праздник кузьминки и т.д.

День св. Акулины-гречишницы считался даже днем каш.


На Руси была популярна полбенная каша, которую варили из мелкой крупки, приготовленной из полбы. Полба - это полудикий сорт пшеницы, которая еще в ХVIII веке выращивалась на Руси в большом количестве. Вернее сказать, полба росла сама по себе, была не прихотлива и не требовала никакого ухода. Ей не страшны были ни вредители, ни сорняки. Полба сама уничтожала любой сорняк. Полбенная каша была хоть и грубой, но очень полезной и питательной. Постепенно "культурные" сорта пшеницы вытеснили полбу, т.к. она плохо обшелушивалась. Зерно полбы срастается с цветочной оболочкой, создавая с ней практически единое целое. К тому же, урожайность полбы была намного ниже, чем у культурных сортов пшеницы.

Полба, или двузернянка, — это древнейший вид культурной пшеницы (Triticum diciccon). Сейчас ее почти вытеснили более урожайные сорта мягкой и твердой пшеницы, но сейчас наблюдается возрождение производства полбы, потому что у полбы есть огромное преимущество перед другими сортами пшеницы — засухоустойчивость. В полбе много белка, от 27% до 37%, а глютена мало, поэтому люди, страдающие аллергией на клейковину, могут спокойно эту кашу есть. Полба богаче железом и витаминами группы В, чем обычная пшеница, и имеет приятный ореховый привкус. Полба выращивается на Кавказе: возобновлены ее посевы в Дагестане и Карачаево-Черкесской республике. Здесь она называется "зандури". Продается сегодня в России и американская полба. Называется она "спельта". Иногда можно встретить полбу, выращенную в Европе. Все это вносит некоторую неразбериху, но и "полба", и "зандури", и "спельта", и "камут", названия одного и того же растения, старорусской полбы. Причем и в Америку, и в Европу она попала из России.

В давние времена кашей назывались блюда, приготовленные не только из круп, но и из других измельченных продуктов (рыбные, гороховые, хлебные). Огромное разнообразие русских каш определялось, прежде всего, многообразием сортов круп, которые производились в России. Из каждой зерновой культуры делалось несколько видов круп - от целых до дробленных различным образом.


Каша, приготовленная из целых или раздробленных зерен ячменя, называлась: ячная, ячневая, житная, жито толченое, гуща, глазуха, перловка. Житной эта каша называлась в северных и среднерусских губерниях, где, словом жито обозначался ячмень. Жито толченое, ячневая - каша, приготовленная из мелкодробленого зерна. Словом гуща в Новгородской, Псковской, Тверской губерниях называлась крутая ячменная каша из цельных зерен. Она была там столь популярна, что новгородцев на Руси даже называли "гущеедами". Термин "глазуха" употреблялся для обозначения каши, сваренной из ячменя с горохом. Горох в каше полностью не разваривался, и на ее поверхности были видны "глаза" - горошины. Перловка - это каша, сваренная из цельных зерен, сизо-серый цвет которых и слегка продолговатая форма слегка напоминали "жемчужное зерно" - перл. Из ячменя делали три вида крупы: перловую - крупные зерна подвергались слабой шлифовке, голландку - зерна более мелкие шлифовались до белого цвета, и ячневую - совсем мелкая крупа из нешлифованного (цельного) зерна. Ячневые каши были любимым кушаньем Петра Первого. Он признавал "ячную кашу самою спорою и вкусною".


Каша из овса (овсяная каша, овсянка) могла вариться как из цельных, так и раздробленных зерен. Она нравилась своей питательностью и быстротой приготовления. Ее можно было сварить на легком таганке, не растапливая русскую печь или плиту.

Ячменная и овсяная каши варились с глубокой древности по всей России, как в деревнях, так и в городах и подавались, в основном, в будние дни.

Пшенная каша (просовая, белая - приготовленная из проса), была известна русским также давно, как овсяная и ячменная. Слово пшено впервые упоминается в письменных документах ХI в. Пшенная каша употреблялась как в будни, так и во время праздничного застолья.

Пшеница, превращенная в очень мелкую крупу, использовалась для изготовления манной каши. Слово "манна " - старославянское и восходит к греческому слову "manna " - пища. Она подавалась только детям и готовилась обычно на молоке.

Рисовая каша появилась в ХVIII в, когда в Россию был привезен рис, употреблялась в основном в городах. В рацион питания крестьян она входила очень медленно и называлась каша из сорочинского пшена. В богатых домах ее использовали в качестве начинки для пирогов. Кроме того из нее с течением времени стали готовить кутью.


Наряду с кашами из цельных или дробленых зерен традиционными для русских были "мучные каши", т.е. каши из муки. Они назывались обычно мукаваши, мукавешки, муковинки, муковки. Некоторые из этих каш имели и специальные названия, в которых нашли свое отражение способы изготовления каши, ее консистенция, вид муки, использованный для изготовления: толокняха, (толокнушка, толоконник), соломат (саламат, саламата, саламаха), кулага (солодуха, киселица), гороховка, завариха, загуста (густяха, густушка) и т.п.

Толокняха приготавливалась из толокна, представлявшего собой ароматную, пушистую муку из овса. Толокно изготавливалось своеобразно: овес в мешке опускался на сутки в речку, затем томился в печке, сушился, толокся в ступах и просеивался через сито. При изготовлении каши толокно заливалось водой и растиралось мутовкой, чтобы не было комков. Толокняха была с ХV в. одним из самых употребительных народных кушаний.

Соломат - жидкая каша из ржаной, ячменной или пшеничной прожаренной муки, заваренной кипятком и распаренной в печи иногда с добавлением жира. Соломат - пища для русских давняя. Она упоминается уже в письменных источниках ХV в. Слово же "соломат " заимствовано русскими из тюркских языков. Гороховка - каша из гороховой муки. Кулага - кушанье, приготовленное из ржаного солода - пророщенного и распаренного в печи зерна и ржаной муки. После варки в печи получалась сладковатая каша. Завариха - каша из любой муки, всыпаемая при варке в кипящую воду при непрерывном помешивании. Густиха - густая каша из ржаной муки.

Каши приготавливались в каждом доме, как для будничной, так и для праздничной трапезы. Они могли употребляться с молоком, коровьим или растительным маслом, жиром, медовой сытой, квасом, ягодами, жареным луком и т.д. На праздничный стол ставили обычно три каши: пшенную, гречневую и ячменную.

Растениям дарована природой способность аккумулировать в себе солнечный свет (энергию) и извлекать питательные вещества из земли. Только растения обладают способностью синтезировать и накапливать в себе необходимые человеку питательные и биологически активные вещества (витамины, минералы, аминокислоты и т.д.). Именно поэтому, человек с незапамятных времен занимается выращиванием растений для пропитания. Самыми ценными и биологически важными из них являются злаки. Без них наше существование немыслимо. Злаки – это спрессованный свет Солнца. Кушайте кашу и будьте здоровы!

Кулага. Кулажка - не бражка


Кулага - почти забытое лакомство, некогда - одно из самых любимых на Руси. Впрочем, в Белоруссии и на Псковщине оно и поныне готовится, но несколько в ином варианте. В замечательной книге филолога И.С.Лутовиновой "Слово о пище русской" приводятся рассказ псковской старушки: Саладуха называлась кулага, срастят ржи, патом парют, ана саладеит тада, слаткай становится и ягат кладут. Принисёш ягат, фсыпиш ржаной мучицки, смесиш, павариш и иш кулагу.

КУЛАГА, рецепт: Свежую чернику перебрать, промыть и отварить. Добавить просеянную ржаную муку, разведенную в небольшом количестве воды, мед или сахар, перемешать и варить до готовности на небольшом огне, помешивая. Чернику можно заменить свежей малиной, клубникой, земляникой, голубикой и др. Отдельно подать блины, хлеб, свежее молоко или квас.

Но это - всё-таки - именно псковско-белорусская кулага. Исконно русская кулага готовилась только с калиной!

КУЛАГА ж. саламата; гуща, завара; сырое соложеное тесто, иногда с калиною; пареное соложеное тесто; замешивают в корчаге на кипятке поровну ржаной муки и солоду, до густоты квасной гущи, упаривают на вольном духу, и ставят на холод; это лакомое постное блюдо. Кулажка не бражка, не пьяна, ешь вволю.

Самое точное сравнение той и другой кулаги - у Похлебкина, здесь-то не убавишь и не прибавишь:

КУЛАГА. Русское национальное сладкое блюдо. Существует в двух вариантах: настоящая кулага с калиной и кулага ягодная по-белорусски.

Настоящая кулага приготавливается из ржаного солода, ржаной муки и калины, без всяких добавок сладких пищевых продуктов: сахара, меда. Солод разводят кипятком, дают настояться 1 час, затем закладывают вдвое большее количество ржаной муки, замешивают тесто и дают ему остыть до теплоты парного молока (28—25 °С), после чего заквашивают ржаной хлебной коркой и после закисания теста ставят в протопленную печь (русскую) на несколько часов — обычно с вечера до утра (то есть на 8—10 часов). При этом посуду плотно закрывают и замазывают тестом для полной герметизации. Кулага создается в процессе сдержанного брожения без доступа воздуха со слабым негреванием.


Кулага белорусская приготавливается намного быстрее и проще, без солода, в результате смешания 100 г ржаной муки с лесными ягодами (любыми, причем в смеси — земляника, черника, брусника) и небольшим количеством сахара или меда (стакан сахара или 1—2 столовые ложки меда). Затем смесь выдерживается в печи или просто нагревается, после чего остужается. Кулага белорусская очень вкусна из-за своего ягодного состава, но не обладает действием настоящей кулаги и далека от ее вкуса.

Я приготовил оба вида кулаги. В ход пошли замороженные летом и осенью ягоды лесной малины и калины. Для белорусской кулаги малину в небольшом количестве воды довел до кипения, добавил заваренную ржаную муку и недолго попарил на водяной бане. А русскую заквасил ржаным хлебом, взяв для неё ржаного солода, муки, меда и отличной лесной калины. И держал всю ночь под тестяной крышкой при Т

35 С. В весенний авитаминоз такая кулага и в самом деле очень полезна.

А вот это - белорусская, из малины, очень ароматная и вкусная:




Как известно наши предки, древние славяне, на протяжении многих столетий были язычниками и поклонялись различным богам. После принятия христианства большая часть знаний наших предков была безвозвратно утрачена, но от этого интерес к прошлому своего народа на сегодняшний день только возрастает. Людей всегда интересует все неизведанное и тайное, особенно если это касается непосредственно их прошлого.

В современном мире славянские праздники и обряды почти утратили свою силу и влияние, но все же родовая память играет огромную роль. Многие наши соотечественники начинают изучение славянских языческих праздников.

Праздник Бабьи Каши – значение и суть для наших предков.

Одним из наиважнейших праздников по славянскому календарю было 8 января (26 декабря по старому стилю) – праздник Бабьих Каш.
Этот праздник уходит своими корнями в далекую древность и главной его целью является почитание богинь-матерей. Но со временем в этот день стали почитать и бабок–повитух, так как древние славяне верили, что они являются слугами богинь-матерей, которые и даруют новую жизнь.

Существовал целый ритуал по празднованию — уже рожавшие женщины приходили к повитухам вместе с детьми и приносили различные дары и угощения – пироги, блины, пиво и даже наливку. После принятия угощений повитуха обязательно благословляла детей на счастье и здоровье на весь год. Также в этот день бабок-повитух посещали все женщины деревни, которые уже были беременными или же хотели в скором времени выйти замуж.

После этого в доме повитухи начинался настоящий ритуал, все пришедшие в дом должны были сесть за одним большим столом, где будут стоять все угощения и начать свою трапезу. Во время этого должно быть весело и непринужденно, также женщины разговаривали о своих мужьях и семьях. Для женщин, которые не обрели счастья материнства или же хотят еще деток, повитуха проводила специальные обряды. На ритуальном огне она готовила смесь каш из проса и гречки, после чего каждая из участниц обряда должна была съесть хотя бы ложку этой каши. Также в ночь празднования впервые стригли детей и почитали умерших особой трапезой. Все это действие проходит до самого рассвета, и никто не уходил без веской причины и разрешения повитухи.

Наши предки считали, что повитуха это родственница всем семьям, ведь ни одни роды не проходили без ее помощи и присутствия. Ее помощь была необходима женщинам, ведь обезболивающих в то время не было, а бабка чудесно зналась на травах и методах как ускорить роды, чтобы нанести меньший вред ребенку и роженице.

Какой должна быть бабка-повитуха


Конечно, столь ответственная обязанность как принятие родов доверялась далеко не каждой. У древних славян был даже перечень требований к бабе–повитухе:

  • Женщина должна быть уже в возрасте, когда детей она рожать не может, не зря ее называли бабка-повитуха;
  • Она должна была сама пройти этап рождения на свет собственного ребенка, чтобы понимать все, что происходит, и сочувствовать роженице;
  • Знающая лекарственные травы, ловкая, умеющая принимать быстрые решения, как бы сказали в наши дни – стрессоустойчивая.

Стоит отметить, что еще одним немаловажным фактором выбора в повитухи была репутация женщины, если она прожила тихую и верную
супружескую жизнь только в этом случае на нее возлагали столь ответственную миссию. Наши предки верили, что если допустить к рождению ребенка недостойную женщину, то она может навредить как здоровью, так и судьбе малыша.

Как видим, календарь славянских праздников способен удивить и научить нас, современных людей, выбирать человека, которому доверяется жизнь новорожденного.

Праздник народного календаря -

Ясенева Ирина Олеговна

с. Усть-Калманка, 2016 г.

Знают только бабки наши,
Что такое "Бабьи каши".
Если спрашивать начнешь,
Не ответит молодежь.
Это не было секретом,
Надо вспомнить нам об этом!
Все, кто деточек родили,
В этот вечер приходили,
Собирались без затей,
Принося с собой детей.
Все вопросы обсуждали:
Беды, радости, печали,
Первый крик и первый звук,
У ребенка первый зуб,
Кто схватил за палец тетю,
У кого болит животик,
Как кормить и чем поить,
От болезней чем лечить.
Просто клуб какой-то, прямо,
Очень рады были мамы.
Пусть же станут "Бабьи каши"
Стариной воскресшей нашей!

Праздник, уходящий корнями в древние женские ритуалы и почитание Богини-Матери, в православной Руси отмечался 26 декабря по старому стилю (сразу после Рождества 8 января по новому стилю). В этот день, вспоминая об акушерке Саломее, которая принимала роды у Девы Марии, родители и дети навещали повитух и одаривали их подарками.

(показ пеленания ребенка на кукле)

В некоторых странах в этот день царил полный матриархат, над мужчинами разрешалось чинить разные шутки, распевать частушки вольного содержания и устраивать веселые игры и гуляния до утра.

Каша в народе – символ здоровья, благополучия и достатка. Ох, и любили каши на Руси! Варили из разных зерен и культур, ели солеными и сладкими, постными и скоромными.

  • Главная
  • История
  • Кухня
  • Продукты и напитки
  • Рецепты
  • Литературное
    кафе
  • Эрудит-кафе
  • Кулинарный
    календарь
  • Город
  • Доставка
  • Разное
  • Подробности





Рис – еда летняя

Десерт от Ольги Мальцевой

Сельдь по-сицилийски от Ольги Мальцевой

Салатик с ветчиной

Торт Наполеон. Дореволюционный, советский и др.

Рецепты пушкинских блюд и кушаний

Розы в кулинарии

Оригинальные чайные рецепты

Рецепты в стихах от Елены Севостьяновой










Подробности

Рассылка - "Кроссворды для гурмана"

Поиск Эрудит

Доступно 8 статей
в 1 категориях
Последние публикации

Доступно 95 статей
в 17 категориях
Последние публикации


Истории Ольги Мальцевой

Всё о мёде и пчёлах

Алкогольные напитки. Все об алкоголе

Картофель и алкоголь

Картофель. Музеи мира

Картофель. Польза и вред

Картофель. Памятники картошке

Картофель. История

Картофель. История картофеля в России

Большое чаепитие, или Все о чае

Статей 37
в 11 категориях
Последние публикации


Большой кулинарный словарь

Кулинарный словарь эрудита. Разное

Кулинарный словарь эрудита. 4 буквы

Кулинарный словарь эрудита. 12 букв

Кулинарный словарь эрудита. 11 букв

Кулинарный словарь эрудита. 10 букв

Кулинарный словарь эрудита. 9 букв

Кулинарный словарь эрудита. 3 буквы

Кулинарный словарь эрудита. 5 букв

Кулинарный словарь эрудита. 8 букв

Доступно 25 статей
в 8 категориях
Последние публикации

Читайте также: