Все произведения о каше

Каша – традиционное блюдо русской национальной кухни. Трудно представить наш ежедневный рацион без рассыпчатой гречки, ароматного риса, сытной овсянки. А уж воспоминания о манной каше есть у каждого!

Уже ни для кого не секрет, что большая часть проблем со здоровьем современного жителя большого города во многом связана с кардинально изменившимися приоритетами в питании. Поэтому многие ведущие диетологи России предрекают "второе" рождение традиционной русской каши. Первая примета этого возрождения – неожиданная популярность каш и блюд из цельнозерновой крупы.

Крупы из цельного зерна – важный источник растительных белков и углеводов. В них содержится довольно много минеральных веществ и необходимых витаминов, особенно витаминов группы В.

Еще одно достоинство каш – их универсальность. Они хорошо сочетаются с любыми другими продуктами: мясом и рыбой, грибами и овощами, фруктами и ягодами. В цельном зерне есть все, что необходимо нашему организму. В нем достаточное количество клетчатки, а именно грубых пищевых волокон не хватает в рационе современного человека.

Из зерна злаков мы получаем жизненно важные аминокислоты, 18 из которых незаменимые. В них сосредоточено все то, что нужно нашему организму для полноценной жизнедеятельности. Вот сегодня, наконец, возвращается в наш рацион такой продукт, как каша из цельнозерновой крупы.

Каша, несомненно, исконно русское блюдо. Более того, каша – это культовое блюдо. Согласно старорусским традициям во время свадебного церемониала жених с невестой обязательно готовили кашу. Кашу варили при рождении ребенка, на крестины и именины, на поминки или похороны. Без каши собственного оригинального приготовления нельзя было принять гостей. Причем каждая хозяйка имела свой собственный рецепт, который хранился в тайне. Готовилась каша обязательно перед большими сражениями, а уж на победных пирах без "победной" каши не обходилось. Каша служила символом перемирия: для заключения мира обязательно нужно было готовить "мирную" кашу. В древних русских летописях сами застолья часто именовали "кашей": например, на свадьбе Александра Невского "кашу чинили" дважды – одну при венчании в Троице, другую во время всенародного гуляния в Новгороде. Кашу обязательно готовили по случаю начала большого дела. Отсюда пошло выражение "заварить кашу". Каша на Руси "определяла" даже отношения между людьми. О человеке ненадежном и несговорчивом говорили: " с ним каши не сваришь".
Готовились рождественские каши и каши по случаю окончания уборки урожая. Девушки готовили кашу на день Аграфены Купальницы из смеси различных круп. Кроме зерновых и гороховых каш варили рыбные и овощные каши.

Когда работали артелью, то готовили кашу на всю артель. Поэтому долгое время слово "каша" было синонимом слова "артель". Говорили: "Мы в одной каше", что означало в одной артели, в одной бригаде, что-то наподобие современного выражения "мы одна команда". На Дону еще сегодня можно услышать слово "каша" в этом значении.

А кто не слышал про знаменитую "Суворовскую кашу"?
По преданию, в одном из дальних походов Суворову доложили, что осталось понемногу разных видов крупы: пшеничной, ржаной, ячменной, овсяной, гороховой и пр. Т.е. каши из любого из оставшихся видов зерна не хватило бы и на половину армии. Тогда великий полководец, не мудрствуя лукаво, приказал сварить все оставшиеся крупы вместе. "Суворовская каша" солдатам очень понравилась, а великий полководец внес свою лепту в развитие русского кулинарного искусства.

Популярна была "молодильная каша". Крупу делали из зерна ржи молочно-восковой зрелости. Получалась очень вкусная и душистая каша, которая благотворно влияла на здоровье и омолаживала организм.

Из ячменя делали три вида крупы: перловую - крупные зерна подвергались слабой шлифовке, голландку - зерна более мелкие шлифовались до белого цвета, и ячневую - совсем мелкая крупа из нешлифованного (цельного) зерна.

Ячневые каши были любимым кушаньем Петра Первого. Он признавал "ячную кашу самою спорою и вкусною". Популярна была полбенная каша, которую варили из мелкой крупки, приготовленной из полбы. Полба – это полудикий сорт пшеницы, которая еще в X VIII веке выращивалась на Руси в большом количестве. Вернее сказать, полба росла сама по себе, была неприхотлива и не требовала никакого ухода. Полба выращивается на Кавказе: возобновлены ее посевы в Дагестане и Карачаево-Черкесской республике. Здесь она называется "зандури". Продается сегодня в России и американская полба. Называется она "спельта", а продается у нас под торговым наименованием "камут". Иногда можно встретить полбу, выращенную в Европе. Она так и называется "спельта". Все это вносит некоторую неразбериху, но и "полба", и "зандури", и "спельта", и "камут" названия одного и того же растения, старорусской полбы. Причем и в Америку, и в Европу она попала из России.

Для гурманов того времени в журнале "Эконом" за 1841 год приводится рецепт каши из роз: "Оборвите несколько роз и истолките листочки в ступке как можно мельче; выпустите в ступку белок яйца и подбавьте столько картофельного крахмала, сколько нужно, чтоб вышло густое тесто. Потом протрите сквозь сито на сухую доску и высушите на солнце. Таким образом, получите превосходную крупу. Каша из нее варится на сливках. Можно подбавить в нее немного сахара, если она покажется не довольно сладкою".

Современная диетология подтвердила, что каша из нескольких видов круп полезнее, чем каша из одной определенной крупы. Каждая крупа имеет свой химический состав со свойственными только этому злаку полезными качествами, а смесь из нескольких круп сочетает в себе полезные свойства каждой крупы, что увеличивает пищевую и биологическую ценность такой каши.

Каша не только один из самых полезных из продуктов, но может удовлетворить даже самые изысканные вкусы.





Готовьте ее, как и любое другое блюдо, с хорошим настроением, любовью и фантазией!

Читатель Дата Время Источник

Сегодня 0 новых читателей и 0 прочтений этого произведения

В данном списке отображаются все прочтения за последние две недели. Счетчик на авторской странице учитывает уникальных читателей: один и тот же читатель может прочитать несколько произведений автора, но счетчиком читателей он будет учтен один раз. Неизвестные читатели – это пользователи интернета, не зарегистрированные на портале Стихи.ру.

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Рассказ про двух друзей, которых оставили одних на даче на два дня. Уезжая, мама объяснила, как приготовить кашу и суп. Да только мальчишки совсем не слушали советов. Читайте, как друзья ловили убегающую кашу, доставали ведро из колодца, жарили карасей и все-равно остались голодными…

Рассказ Мишкина каша читать


Один раз, когда я жил с мамой на даче, ко мне в гости приехал Мишка. Я так обрадовался, что и сказать нельзя! Я очень по Мишке соскучился. Мама тоже была рада его приезду.

— Это очень хорошо, что ты приехал, — сказала она. — Вам вдвоём здесь веселей будет. Мне, кстати, завтра надо в город поехать. Я, может быть, задержусь. Проживёте тут без меня два дня?

— Конечно, проживём, — говорю я. — Мы не маленькие!

— Только вам тут придётся самим обед готовить. Сумеете?

— Сумеем, — говорит Мишка. — Чего там не суметь!

— Ну, сварите суп и кашу. Кашу ведь просто варить.

— Сварим и кашу. Чего там её варить! — говорит Мишка. Я говорю:

— Ты смотри, Мишка, а вдруг не сумеем! Ты ведь не варил раньше.

— Не беспокойся! Я видел, как мама варит. Сыт будешь, не помрёшь с голоду. Я такую кашу сварю, что пальцы оближешь!


Наутро мама оставила нам хлеба на два дня, варенья, чтобы мы чай пили, показала, где какие продукты лежат, объяснила, как варить суп и кашу, сколько крупы положить, сколько чего. Мы всё слушали, только я ничего не запомнил.

— Зачем, — думаю, — раз Мишка знает.

Потом мама уехала, а мы с Мишкой решили пойти на реку рыбу ловить. Наладили удочки, накопали червей.

— Постой, — говорю я. — А обед кто будет варить, если мы на реку уйдём?

— Чего там варить! — говорит Мишка. — Одна возня! Съедим весь хлеб, а на ужин сварим кашу. Кашу можно без хлеба есть.

Нарезали мы хлеба, намазали его вареньем и пошли на реку. Сначала выкупались, потом разлеглись на песке. Греемся на солнышке и хлеб с вареньем жуём.


Потом стали рыбу ловить. Только рыба плохо клевала: поймали всего с десяток пескариков. Целый день мы на реке проболтались. К вечеру вернулись домой. Голодные!

— Ну, Мишка, — говорю, — ты специалист. Что варить будем? Только такое, чтоб побыстрей. Есть очень хочется.

— Давай кашу, — говорит Мишка. — Кашу проще всего.

— Ну что ж, кашу так кашу.

Растопили плиту. Мишка насыпал в кастрюлю крупы. Я говорю:

— Сыпь побольше. Есть очень хочется!

Он насыпал полную кастрюлю и воды налил доверху.

— Не много ли воды? — спрашиваю. — Размазня получится.

— Ничего, мама всегда так делает. Ты только за печкой смотри, а я уж сварю, будь спокоен.

Ну, я за печкой смотрю, дрова подкладываю, а Мишка кашу варит, то есть не варит, а сидит да на кастрюлю смотрит, она сама варится.


Скоро стемнело, мы зажгли лампу. Сидим и ждём, когда каша сварится. Вдруг смотрю: крышка на кастрюле приподнялась, и из-под неё каша лезет.

— Мишка, — говорю, — что это? Почему каша лезет?

— Шут её знает куда! Из кастрюли лезет!

Мишка схватил ложку и стал кашу обратно в кастрюлю впихивать. Мял её, мял, а она будто пухнет в кастрюле, так и вываливается наружу.

— Не знаю, — говорит Мишка, — с чего это она вылезать вздумала. Может быть, готова уже?

Я взял ложку, попробовал: крупа совсем твёрдая.

— Мишка, — говорю, — куда же вода девалась? Совсем сухая крупа!

— Не знаю, — говорит. — Я много воды налил. Может быть, дырка в кастрюле?

Стали мы кастрюлю осматривать: никакой дырки нет.

— Наверно, испарилась, — говорит Мишка. — Надо ещё подлить.

Он переложил лишнюю крупу из кастрюли в тарелку и подлил в кастрюлю воды. Стали варить дальше. Варили, варили — смотрим, опять каша наружу лезет.


— Ах, чтоб тебя! — говорит Мишка. — Куда же ты лезешь?

Схватил ложку, опять стал лишнюю крупу откладывать. Отложил и снова бух туда кружку воды.

— Вот видишь, — говорит, — ты думал, что воды много, а её ещё подливать приходится.

Варим дальше. Что за комедия! Опять вылезает каша. Я говорю:

— Ты, наверно, много крупы положил. Она разбухает, и ей тесно в кастрюле становится.

— Да, — говорит Мишка, — кажется, я немного много крупы переложил. Это всё ты виноват: “Клади, говорит, побольше. Есть хочется!”

— А откуда я знаю, сколько надо класть? Ты ведь говорил, что умеешь варить.

— Ну и сварю, не мешай только.

— Пожалуйста, не буду тебе мешать. Отошёл я в сторонку, а Мишка варит, то есть не варит, а только и делает, что лишнюю крупу в тарелки перекладывает. Весь стол уставил тарелками, как в ресторане, и всё время воды подливает.

Я не вытерпел и говорю:

— Ты что-то не так делаешь. Так ведь до утра можно варить!

— А что ты думаешь, в хорошем ресторане всегда обед с вечера варят, чтоб наутро поспел.

— Так то, — говорю, — в ресторане! Им спешить некуда, у них еды много всякой.

— А нам-то куда спешить?

— Нам надо поесть да спать ложиться. Смотри, скоро двенадцать часов.

— Успеешь, — говорит, — выспаться.

И снова бух в кастрюлю воды. Тут я понял, в чём дело.

— Ты, — говорю, — всё время холодную воду льёшь, как же она может свариться.

— А как, по-твоему, без воды, что ли, варить?

— Выложить, — говорю, — половину крупы и налить воды сразу побольше, и пусть себе варится.

Взял я у него кастрюлю, вытряхнул из неё половину крупы.

— Наливай, — говорю, — теперь воды доверху. Мишка взял кружку, полез в ведро.

— Нету, — говорит, — воды. Вся вышла.

— Что же мы делать будем? Как за водой идти, темнота какая! — говорю. — И колодца не увидишь.

— Чепуха! Сейчас принесу!

Он взял спички, привязал к ведру верёвку и пошёл к колодцу. Через минуту возвращается.

— А вода где? — спрашиваю.

— Вода… там, в колодце.

— Сам знаю, что в колодце. Где ведро с водой?

— И ведро, — говорит, — в колодце.

— Ах ты, — говорю, — размазня! Ты что ж, нас уморить голодом хочешь? Чем теперь воды достать?


— Чайником можно. Я взял чайник и говорю:

— А её нет, верёвки.

— Так ты, значит, с верёвкой ведро упустил?

Стали мы другую верёвку искать. Нет нигде.

— Ничего, — говорит Мишка, — сейчас пойду попрошу у соседей.

— С ума, — говорю, — сошёл! Ты посмотри на часы: соседи спят давно.

Тут, как нарочно, обоим нам пить захотелось; кажется, сто рублей за кружку воды отдал бы! Мишка говорит:

— Это всегда так бывает: когда нет воды, так ещё больше пить хочется. Поэтому в пустыне всегда пить хочется, потому что там нет воды.

— Ты не рассуждай, а ищи верёвку.

— Где же её искать? Я везде смотрел. Давай леску от удочки привяжем к чайнику.

— А леска выдержит?

— Может быть, выдержит.

— А если не выдержит?

— Ну, если не выдержит, то… оборвётся…

— Это и без тебя известно.

Размотали мы удочку, привязали к чайнику леску и пошли к колодцу. Я опустил чайник в колодец и набрал воды. Леска натянулась, как струна, вот-вот лопнет.

— Не выдержит! — говорю. — Я чувствую.

— Может быть, если поднимать осторожно, то выдержит, — говорит Мишка.

Стал я поднимать потихоньку. Только приподнял над водой, плюх — и нет чайника.

— Не выдержала? — спрашивает Мишка.

— Конечно, не выдержала. Чем теперь доставать воду?

— Самоваром, — говорит Мишка.

— Нет, уж лучше самовар просто бросить в колодец, по крайней мере возиться не надо. Верёвки-то нет.

— Что у нас, — говорю, — по-твоему, кастрюльный магазин?

— Это сколько придётся возиться, пока стаканом воды наносишь!

— Что же делать? Надо ведь кашу доваривать. И пить до зарезу хочется.

— Давай, — говорю, — кружкой. Кружка всё-таки больше стакана.

Пришли домой, привязали леску к кружке так, чтоб она не переворачивалась. Вернулись к колодцу. Вытащили по кружке воды, напились. Мишка говорит:

— Это всегда так бывает. Когда пить хочется, так, кажется, что целое море выпьешь, а когда станешь пить, так одну кружку выпьешь и больше уже не хочется, потому что люди от природы жадные…

— Нечего тут на людей наговаривать! Тащи лучше кастрюлю с кашей сюда, мы прямо в неё воды натаскаем, чтоб не бегать двадцать раз с кружкой.

Мишка принёс кастрюлю и поставил на край колодца. Я её не заметил, зацепил локтем и чуть не столкнул в колодец.

— Ах ты, растяпа! — говорю. — Зачем мне кастрюлю под локоть сунул? Возьми её в руки и держи крепче. И отойди от колодца подальше, а не то и каша полетит в колодец.

Мишка взял кастрюлю и отошёл от колодца. Я натаскал воды.

Пришли мы домой. Каша у нас остыла, печь погасла. Растопили мы снова печь и опять принялись кашу варить. Наконец она у нас закипела, сделалась густая и стала пыхтеть: “Пых, пых!”

— О! — говорит Мишка. — Хорошая каша получилась, знатная!

Я взял ложку, попробовал:

— Тьфу! Что это за каша! Горькая, несолёная и воняет гарью.

Мишка тоже хотел попробовать, но тут же выплюнул.

— Нет, — говорит, — умирать буду, а такую кашу не стану есть!

— Такой каши наешься, и умереть можно! — говорю я.

— Чудаки мы! — говорит Мишка. — У нас же пескари есть!

— Некогда теперь уже с пескарями возиться! Скоро светать начнёт.

— Так мы их варить не будем, а зажарим. Это ведь быстро — раз, и готово.

— Ну, давай, — говорю, — если быстро. А если будет, как каша, то лучше не надо.

— В один момент, вот увидишь.

Мишка почистил пескарей и положил на сковородку. Сковородка нагрелась, пескари и прилипли к ней. Мишка стал отдирать пескарей от сковородки ножом, все бока ободрал им.

— Умник! — говорю. — Кто же рыбу без масла жарит! Мишка взял бутылку с подсолнечным маслом.

Налил масла на сковородку и сунул в печь прямо на горячие угли, чтоб поскорее зажарились. Масло зашипело, затрещало и вдруг вспыхнуло на сковородке пламенем. Мишка вытащил сковородку из печки — масло на ней пылает. Я хотел водой залить, а воды у нас во всём доме ни капли нет.


Так оно и горело, пока всё масло не выгорело. В комнате дым и смрад, а от пескарей одни угольки остались.

— Ну, — говорит Мишка, — что теперь жарить будем?

— Нет, — говорю я, — больше я тебе ничего жарить не дам. Мало того, что ты продукты испортишь, так ты ещё пожар устроишь. Из-за тебя весь дом сгорит. Довольно!


— Что же делать? Есть-то ведь хочется! Попробовали мы сырую крупу жевать — противно. Попробовали сырой лук — горько. Масло попробовали без хлеба есть — тошно. Нашли банку из-под варенья. Ну, мы её вылизали и легли спать. Уже совсем поздно было.

Наутро проснулись голодные. Мишка сразу полез за крупой, чтоб варить кашу. Я как увидел, так меня даже в дрожь бросило.

— Не смей! — говорю. — Сейчас я пойду к хозяйке, тёте Наташе, попрошу, чтобы она нам кашу сварила.

Мы пошли к тёте Наташе, рассказали ей всё, обещали, что мы с Мишкой все сорняки у неё на огороде выполем, только пусть она поможет нам кашу сварить. Тётя Наташа сжалилась над нами: напоила нас молоком, дала пирогов с капустой, а потом усадила завтракать. Мы всё ели и ели, так, что тёти Наташин Вовка на нас удивлялся, какие мы голодные были.

Наконец мы наелись, попросили у тёти Наташи верёвку и пошли доставать из колодца ведро и чайник. Много мы провозились и, если бы Мишка не придумал якорёк из проволоки смастерить, так бы ничего и не достали. А якорьком, как крючком, подцепили и ведро и чайник. Ничего не пропало — всё вытащили. А потом мы с Мишкой и Вовкой сорняки на огороде пололи.

— Сорняки — это чепуха! Совсем нетрудное дело. Гораздо легче, чем кашу варить!

(Илл. И.Семёнова, изд. Machaon, 2016 г.)


Мы много писали о детских стихах про кашу. Но наш народ, да и другие сочиняли про кашу не только стихи. Существует множество сказок, где одну из главных ролей играет именно каша. Да и писатели не обходили кашу стороной. Сегодня мы с вами поговорим о сказках про кашу.

Сладкая каша

А наварил он столько, что, если кому надо было в город из деревни ехать, тот должен был себе в каше проедать дорогу!

Каша из топора

Шел старый солдат домой на побывку. Долго шел, притомился. Да и есть захотелось. Дошёл до деревни, постучался в крайнюю избу:

— Пустите отдохнуть дорожного человека!

Дверь отперла старуха:

— А нет ли у тебя, хозяюшка, перекусить чего?

Старуха богатая, да скупая, зимой льду не выпросишь:

— Ох, добрый человек, сама сегодня ещё ничего не ела… Нет ничего!

— Ну, на нет и суда нет, — говорит солдат.

Тут он приметил под лавкой топор без топорища:

— Коли нет ничего иного, можно и из топора кашу сварить!

Хозяйка руками всплеснула:

— Как так из топора кашу варить?

— Дай-ка котёл, покажу тебе, как кашу из топора варят.

Принесла старуха котёл. Солдат топор вымыл, опустил в котёл, налил воды и поставил на огонь. Старуха на солдата глядит, глаз не сводит. Достал солдат ложку, помешивает варево, попробовал…

— Ну, как? — спрашивает старуха.

— Скоро будет готово, — отвечает солдат, — жаль, что вот соли нет.

— Соль-то у меня есть, посоли.

Солдат посолил, снова попробовал:

— Эх, кабы сюда да горсточку крупы!

Старуха принесла из чулана крупы:

— Ну, на, заправь, как надо…

Варил, варил солдат, помешивал кашу. Глядит старуха, оторваться не может.

— Ох, и каша хороша! — хвалит солдат, — кабы сюда да чуточку масла, вовсе было бы объедение!

Нашлось у старухи и масло, помаслили кашу.

— Ну, бери ложку, хозяюшка!

Стали кашу есть, да похваливать.

— Вот уж не думала, что из топора эдакую кашу сварить можно! — дивится старуха.

А солдат ест, да посмеивается.

Про кашу

Жили старик со старухой, да так бедно жили, что есть у них было совсем нечего. Старушка возьмёт затопит печку, поставит горшок пустой в печь – большой-пребольшой – и приговаривает:

— Лейся, вода, лейся, вода.

Глядь — а у ней уже полный горшок воды сделался. Тут она опять и приговаривает:

— Гусни, хрясни, гусни, хрясни (каша чтобы густела, хрястела).

Вот у неё полон горшок и наварится каши-то. Сядут, поедят с дедушкой.

Один раз бабушка ушла в деревню на беседу. Дедушка сидел-сидел на печке — так ему каши захотелось поесть! Взял, затопил печку (как бабушка делала), поставил пустой горшок в печку и заторил:

– Лейся, вода, лейся, вода.

До того доторил, что полна изба воды набралась. А второй-то приговор он и забыл. Как вспомнил – заторил сразу:

– Гусни, хрясни, гусни, хрясни, – долго он так торил. У него всё в избе-то загусло и захрясло, кашей всё сделалось, испугался он.

Сидит дедка на печи и не знает, что делать. Взял ножик, взял полено для лучин у старухи, сидит на печи, делает лопату: кашу так есть.

А в это время старуха вернулась и колотится у двери (дверь-то он заложил).

– Подожди, старуха, полну избу каши наварилось.

Старуха за дверьми ругается.

– Э, старый черт, открывай скорее дверь-то!

– Обожди, старуха, вот сделаю лопату – отгребу, и зайдёшь кашу есть.

Ел старик кашу, ел, а она все не убывает. А старуха всё за дверьми сидит. Надоело ждать старухе. Опять кричит за дверью:

– Открывай, старый черт, долго ли я ждать-то тебя буду?

– Обожди, старуха, отгребу немножко – и зайдешь!

Сколько поел старик, а остальное лопатой отгрёб. Взошла старуха к старику на печку. Сделал старик лопату старухе и стали целую неделю кашу есть.

Сказка о гречневой каше

Один раз сел поросенок за стол и хотел тарелку гречневой каши съесть. К нему сзади потихоньку подкрался волк, который хотел съесть поросенка с гречневой кашей.

А к нему сзади неслышно подполз тигр, который хотел съесть поросенка и волка с гречневой кашей.

А к нему сзади подошел медведь, который хотел съесть поросенка, волка и тигра с гречневой кашей.

А к нему сзади подобрался слон (с подушками на ногах, чтобы не топать), который хотел съесть поросенка, волка, тигра и медведя с гречневой кашей.

А к нему сзади подлетела маленькая пчелка, села слону на хобот и глаза страшные сделала.

– Ой, кто это?! — затрубил слон.

– Ой, кто здесь?! — обернулся и заревел медведь.

– Ой, кто здесь?! — обернулся и рявкнул тигр.

– Ой, кто здесь?! — обернулся и взвыл волк.

– Ой, кто здесь?! — обернулся и взвизгнул поросенок.

– Ой, мамочки! — испугалась гречневая каша.

И все они кинулись от испуга в разные стороны.

Так в тот день никто никого и не съел.

Вот такие сказки. Надеемся, они понравятся не только вам, но и вашим детям.

Исследовательская работа по теме : "Все о каше"

X конкурс исследовательских работ

Автор работы: Мусина Камилла

Научный руководитель: Тарасова Татьяна Александровна,

учитель начальных классов.

Глава 1.Происхождение слова каша………………………4-12

1.2 Значение слова каша……………………..…………… 5-7

1.3 Толкование слова………………………………………… 7

1.5 Рейтинг полезности каш………………………………… 10

1.7 Знаменитые каши разных стран ……………………….. 11

1.8 Каши других народов……………………………………12

Глава 2. Использование слова

в устном народном творчестве……………….. 12-14

2.1. Пословицы и поговорки о каше…………………………..12-13

2.2. Фразеологизмы – мудрость народа………………………. 14

2.3. Литературные произведения ………………………………15

Заключение…………………………………………………… 16 Список литературы…………………………………………… 17

Приложения (презентация)

Цель работы: Собрать и изучить информацию о каше.

Объект исследования: каша ее значение и свойства

Предмет исследования: оттенки значения слова и его использование в речи, как в прошлом, так и в настоящем.

Узнать историю появления слова.

Что называют кашей, и какие виды каш бывают.

Выяснить, что значила каша для наших предков.

Собрать информацию о знаменитых кашах разных стран.

Уточнить, употребление слова в устном народном творчестве.

Методы исследования: анкетирование, изучение литературных источников, интернет – ресурсов, сравнительный анализ материала, обобщение.

На уроках русского языка мы часто говорим о толковании и происхождении многих слов, об их многозначности, а также о фразеологических оборотах. Все перечисленные виды работ мне нравятся как будущему журналисту. В связи с этим, я определила тему своего исследования собрать всю информацию о слове каша, его значениях и оттенках 1 , а также о полезных свойствах каши, которую так не любят многие дети.

- Какое же значение имеет это слово?

Определившись с темой работы, я решила узнать, что же знают мои одноклассники и сверстники об этом слове?

1.1 Я провела анкетирование и задала ребятам 3 вопроса:

Любишь ли ты каши?

Перечисли полезные свойства каш?

Ответы 75 опрошенных ребят меня озадачили, оказалось:

Любители каш, а их 37% (27 чел) предпочтение отдали:

2. Полезнее свойства каш указали лишь 16% (12 чел)

3. И наконец, о переносном значении слова знали

только 4% (3 чел)

1.2 Значение слова каша.

Издавна славянские племена занимались земледелием, выращивали рожь, пшеницу, ячмень, просо. Как у всякого народа - землепашца, зерно и продукты его переработки становились предметом религиозного почитания.

Длительное время каша была общеславянским обрядовым блюдом. Оказалось, что это слово имеет гораздо больше значений, чем я первоначально предполагала:

Пир: свадьба, рождественские праздники, родины, крестины,

похороны, и даже коронации

Артель, бригада.

Беспорядок, неразбериха.

Специальные каши на Руси варились в честь любого знаменательного события: свадебного пира, коронации, рождественских праздников, родин, крестин, и похоронного обряда.

На поминках, варили и варят кутью до сих пор.

Когда работали артелью 2 , то готовили кашу на всю артель. Поэтому долгое время слово каша было синонимом слова артель.

в одной бригаде.

Из рукописей известно, что каша преподносилась Матери Земле, Святым угодникам в надежде на благополучие.

Богам земледелия и плодородия, чтобы попросить хороший урожай на следующий год.

1.3 Что же такое каша?

Из словарей я узнала, что существует множество научных определений понятия каша.

Каша 3 - кушанье из сваренной или запаренной крупы.

Более древнее толкование слова говорит, что каша готовилась только из растертого зерна, и представляла собой жидкую похлёбку 4 из муки.

-Какие же виды каш бывают?

1.4 Виды каш.

В русской кухне каши делились по консистенции на три основных вида.

1. Жидкие (кашицы)

2. Вязкие (размазни)

3. Крутые (рассыпчатые)

Больше всего славяне любили рассыпчатые каши, охотно ели и кашицы, заменявшие супы. Менее популярны были размазни, так как считались испорченными кашами.

Кукурузная - обладает высоким содержанием клетчатки, кремния, железа. Рекомендуется для детского питания. Способствует профилактике сердечно - сосудистой системы. История мамалыги насчитывает более 300 лет. Когда- то кукурузная каша даже заменяла хлеб.

Пшеничная - отличный источник энергии, питательна.

Содержит целый комплекс микроэлементов: калий - необходим сосудам и капиллярам, кальций, фосфор – влияет на качество костей и волос. Так же, богата витаминами: А, С, Е, РР

Витамины В6 и В12- помогают выработке эритроцитов. Витамин Е - повышает эластичность кожи.

Пшенная - содержит полезные микроэлементы: цинк, медь и марганец. Её рекомендуют при сердечно - сосудистых заболеваниях, потому что содержит никотиновую кислоту. Оказывает на организм общеукрепляющее действие, способствует выведению из организма антибиотиков.

Перловая (ячневая) – богата лизином – это аминокислота, которая помогает нам бороться с вирусами и микробами. Содержит витамины группы В, селен который укрепляет сосуды.

Перловка - была любимым кушаньем Петра 1.

Рисовая - помогает при болезнях желудка, укрепляет нервную систему. В рисе много углеводов 6 . Японцы говорят, чем чаще ешь рис, тем лучше у тебя интеллект.

Гречневая - содержит кальций, железо. Цинк, медь, витамины - В1, В2, Е. Полезна при болезнях сердца, ожирении.

Манная - обладает высокой калорийностью, питательной ценностью, и высокой усвояемостью.

В ней 70 % крахмала, калий, витамины Е, В1.

Овсяная – самая питательная из каш, понижает уровень холестерина. Очищает организм от шлаков и солей, повышает иммунитет.

Широко были распространены на Руси и каши из полбы 7 . Она считалась грубой, но питательной, поэтому предназначалась для самых бедных.

Готовили и зеленую кашу из недозрелой ржи.

Из ячменя делали крупу трех видов - перловую (крупные зерна), ячневую (совсем мелкую как маная)

- Какая же каша считается самой полезной?

1.5 Рейтинг полезности каш.

1 . Гречневая - самая витаминная 120 ккал в 100гр.

2. Овсяная - самая умная 160 ккал в 100гр.

3. .Перловая – каша красоты 88ккал в 100гр

4. Гороховая - самая оптимальная 80ккал в 100 гр.

5 .Кукурузная - самая стройная 86ккал в 100гр.

6. Рисовая - очищающая 144ккал в 100гр.

7. Пшенная - самая сердечная 89 ккал в 100 гр.

8. Манная - самая вредная (нет клетчатки, много крахмала)

100ккал в 100 гр.

1.6 Праздник каши.

Оказалось, что у каши есть свой народный праздник, он так и называется – Мирская каша.

Собрав урожай, в деревнях устраивали угощение кашей для всей округи, а варили её, прямо на улице в котлах 8 .

1.7 Знаменитые каши разных стран.

Придумал это блюдо, в начале 19 века крепостной повар Захар Кузьмин, работавший домашним поваром, у министра Д.А.Гурьева.

Каша состоит из традиционных компонентов – манной крупы, орехов, сливочных или молочных пенок, сухофруктов. Все это выкладывается слоями в определенной последовательности так:

Когда в походе запасы круп: проса, гороха и ячменя, остались совсем - невелики, А.В. Суворов велел смешать оставшиеся крупы и сварить еду на всех.

Полента. Италия (кукурузная каша)

Мамалыга. Молдавия (кукурузная каша, готовят на воде)

Дзыкка. Осетия (кукурузная каша, варят на сметане)

Кхичри. Индия (рисово - бобовая)

Лаба чжоу. Китай (рис + 8 разных злаков и 8 ингредиентов)

Шавля. Узбекистан (родственница плова, с картошкой и помидорами).

1.8. Каши других народов.

Оказывается, каши варили не только в России. Каши у разных народов играли особую роль.

Англичане не могут представить себе завтрак без овсяной каши, которая называется поридж.

В Африке любят каши из сорго 9 .

Жители Азии едят рис.

А молдаване, румыны, болгары и жители Кавказа варят кашу из кукурузной муки - мамалыгу.

В Италии кукурузную кашу называют полентой, и готовят менее густой.

Римляне, в день рождения ребенка приготовляли особенную кашу.

Древние германцы в праздник так же готовили и ели специальную кашу.

2.1 Пословицы и поговорки о каше.

Если обратиться к русским народным пословицам и поговоркам, то, можно легко определить, какое значение имела каша для русского народа. Почему о ней говорят с любовью и уважением?

Каша – кормилица наша.

Каша – матушка наша.

Хороша кашка, да мала чашка.

Щи да каша – пища наша.

Маслом кашу не испортишь.

Гречневая каша матушка, а хлеб ржаной отец.

Что за обед – коли, каши нет.

Когда каша в печи стоит, не страшен мороз, что на дворе трещит.

В поле сережки на тоненьких ножках (овёс)

Как во поле на кургане

Стоят девушки с серьгами (овёс)

Мала малышка - золотая кубышка (просо)

В городе Торжке

Продают бабу в горшке (каша)

Весь из золота отлит

На соломинке стоит (колос)

Сей в грязь – будешь князь! (овёс)

В поле метелкой

В мешке жемчугом (пшеница)

2.3 Фразеологизмы – мудрость народа.

Фразеологические обороты, по-своему отражают жизнь нашего народа с очень давних времен, его историю, обычаи.

Мало каши ел (молод ещё, неопытен или недостаточно силен)

Каша в голове (путаница, беспорядок)

Каши не сваришь (не сговоришься, не сделаешь дела)

Каши просят (износились до дыр)

Каша во рту (неясный и нечеткий разговор)

Заварить кашу (начать хлопотливое дело)

Расхлёбывать кашу (распутать хлопотливое дело)

Каша - малаша (вопиющая неразбериха)

Дать березовой каши (наказание, порка розгами)

Мы с ним в одной каше (в одном коллективе, бригаде)

Читайте также: