Блюда из рыбы урок сбо

Разделы: Технология

Класс: 6

Цели:

  • Знать: Пищевую ценность рыбы, особенности определения доброкачественности рыбы, способы обработки и приготовления блюд из рыб.
  • Уметь: Соблюдать технологию приготовления блюд из рыбы (рыбных консервов).

  • Развивать способность сравнивать и анализировать; формировать и развивать познавательный интерес к предмету, к развитию самостоятельности;

  • Воспитывать трудолюбие; формировать у учащихся навыки культуры труда: точности в работе и аккуратности.

МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ проблемное изложение учителем учебного материала, объяснительно-иллюстративный, наглядный, практическая работа.

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ: компьютер, посуда и инвентарь, инструменты и приспособления для обработки рыбы, овощей.

Продукты: рыбные консервы, картофель, лук, лавровый лист, перец горошком.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ: мультимедийная презентация, инструкционные карты, карточки-задания, учебник, тетрадь.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ: Здоровьесберегающие технологии, ИКТ.

Ход урока

Приветствие, проверка присутствующих и готовности учащихся к уроку (наличие рабочей тетради, ручки, карандаша, продуктов для приготовления блюд).

Давайте повторим этот материал:

  • Какие полезные свойства молока вы знаете?
  • Как можно определить свежесть молока?
  • Какие кисломолочные продукты можно купить в магазине?
  • Какие виды молочных продуктов вы употребляете в семье?

Учитель: Чтобы узнать тему нашего урока отгадайте ребус – Приложение 10.

Ответ учащихся: Рыба.

Ответ учащихся: Мы узнаем, какие блюда можно приготовить из рыбы.

Учитель: Да, правильно. Мы узнаем, почему на нашем столе всегда должны быть блюда из рыбы, способы обработки и приготовления блюд из рыб и научимся готовить суп из рыбных консервов.

Учитель: Какие названия рыбы вы знаете? (С. 1, Презентация 1)

Ответ учащихся: Карп, сельдь, щука, ерш, сазан, стерлядь, кета, горбуша и т. п.

Учитель: Часто ли в вашем доме готовят блюда из рыбы? А знаете ли вы, почему хотя бы раз в неделю необходимо готовить блюда из рыбы? Сегодня мы на уроке мы узнаем ответы на все вопросы.

1. Пищевая ценность рыбы

Многие специалисты в области питания утверждают, что рыбный стол здоровее и гигиеничнее, мясного. Чем же обусловлена пищевая ценность рыбы? Рыба — источник полноценных белков. Недостаток белка в питании приводит к значительным нарушениям в организме человека, отрицательно сказывается на трудоспособности, сопротивляемости. (С. 2, Презентация 1)

В рыбе представлены все незаменимые аминокислоты.

Пищевая ценность рыбы не ограничивается содержанием в ней высококачественных и легкоусвояемых жиров. Рыбные продукты могут удовлетворять потребности нашего организма в основных минеральных веществах. Рыба содержит фосфор, калий, кальций, натрий, магний, сера и хлор, в небольших количествах так же обнаружены железо, медь, марганец, кобальт, цинк, молибден, йод, бром, фтор и другие элементы.

Наконец, в рыбе содержатся многие необходимые человеку витамины.

2. Виды рыб

Учитель: Где обитает рыба?

Ответ учащихся: В реке, в море, в озере.

Учитель: Рыба делиться на речную и морскую. (С. 3, Презентация 1)

Учитель: Какую рыбу можно поймать в реке и в озере?

Ответ учащихся: Стерлядь, карп, сом, сазан, ерш, лещ.

Учитель: Какую рыбу можно поймать в море?

Ответ учащихся: Ставрида, скумбрия, камбала, треска и т.п.

Учитель: В водах нашей страны обитает более 1 тысячи рыб. Рыба служила людям одним из главных продуктов питания с незапамятных времен. В древности на Руси ели в основном речную рыбу. Морская рыба стала постепенно появляться на русском столе лишь при Петре I.

Учитель: А как на нашем столе появляется рыба? (С. 4, Презентация 1)

Ответ учащихся: Ее можно поймать в реке, озере или купить в магазине.

Учитель: В каком виде поступает рыба в магазины?

Ответ учащихся: В магазины рыба поступает живая, охлажденная, мороженная, соленая, маринованная, копченая, вяленая и сушеная, в виде филе и консервов. (С. 5, Презентация 1)

3. Определение свежести и качества рыбы

Учитель: Иметь на своем столе только что пойманную рыбу – уже давно этой привилегией пользуются не только жители прибрежных районов. Ведь сегодня в любой уголок страны можно доставить рыбу потребителю в свежем виде за самое короткое время благодаря современным средствам передвижения (железнодорожные вагоны со специальной изоляцией, грузовые термовагоны и самолеты с контейнерами-холодильниками). Важно знать критерии, по которым можно отличить свежую рыбу от испорченной.

Определение свежести рыбы. (С. 6, Презентация 1)

  • Свежая рыба не имеет запаха или приятно пахнет морем и йодом.
  • У свежей рыбы блестящая упругая кожа.
  • Чешуя должна плотно прилегать к ней и тоже блестеть.
  • Плавники и хвост не должны быть сухими или склеившимися.
  • Испорченная рыба выглядит матовой и бесцветной, а ее чешуя плохо счищается.
  • У свежей рыбы прозрачные глаза, блестящие и немного выпуклые. Рыбу с мутными, впавшими глазами есть нельзя.
  • У свежей рыбы эластичное мясо. После того как рыбу поймали, сначала наступает момент оцепенения, после чего она снова становится подвижной, а ее мясо эластичным.
  • При нажатии на рыбу пальцами на ней не должно оставаться вмятин. Это бывает только тогда, когда рыба старая.
  • У свежей рыбы влажные блестящие жабры, от розового до ярко-красного цвета, но ни в коем случае не могут быть бурыми или серовато-красными.

Как покупать мороженую рыбу?

  • Мясо свежего рыбного филе и кусков рыбы должно быть сочным и блестящим, полупрозрачным и иметь красивый вид.
  • Подсохшие края и изменение окраски характерны для старой рыбы.
  • Не покупайте также рыбу в поврежденной упаковке.
  • Обращайте внимание на дату упаковки и срок годности. Нести рыбу домой желательно в отдельном пакете.
  • Если вы не используете рыбу сразу – немедленно положите в холодильник. Даже в замороженном виде срок годности рыбы и морских продуктов не бесконечен.
  • Постную рыбу следует употребить в течение трех месяцев, жирную и морепродукты – в более короткие сроки.

Как узнать срок хранения консервов?

Срок хранения консервов, необходимо посмотреть на крышке банки. Там указывается шифр, в котором указывается или срок реализации продукции или срок ее хранения

4. Механическая обработка рыбы

Первичная обработка рыбы включает следующие процессы: (С.1, Презентация 2)

  1. Рыбу очищают от чешуи специальным ножом. (С. 2, Презентация 2)
  2. Удаляют голову, плавники, хвост – это делается ножом, а плавники, если они не очень крупные можно срезать ножницами. Из головы, хвоста плавников можно приготовить рыбный бульон. (С. 3-4, Презентация 2)
  3. Разрезают брюшко и удаляют внутренности. Очень важно удалить черную пленку, выстилающую брюшную полость, если ее не убрать появляется горечь в готовом блюде. (С. 5, Презентация 2)
  4. Промывают потрошеную рыбу холодной проточной водой. (С. 6, Презентация 2)
  5. Рыбу пластуют, разделывают на полуфабрикаты, нарезают на порционные куски, снимают с нее кожу. (С. 7-9, Презентация 2)

При механической обработке рыбы необходимо соблюдать определенные правила (С. 10, Презентация 2).

5. Приготовление блюд из рыбы

Кулинария знает сотни рецептов приготовления рыбных блюд, и каждый из этих рецептов и по способу тепловой обработки, и по использованию дополнительных продуктов — приправ, гарниров, соусов — может придать блюдам, приготовленным из одной и той же рыбы, своеобразный вкус.

Физкультминутка (1 мин.) (Может проводиться как учащимися, так и педагогом.)

Тепловая обработка рыбы.

Тепловая обработка рыбы включает варку, припускание, жарение, тушение и запекание. (С. 2, Презентация 3)

Варка – нагревание продукта в воде, бульоне, молоке или на пару. (С. 3, Презентация 3)

Припускание – т.е. варка в плотно закрытой посуде с малым количеством жидкости. (С. 4, Презентация 3)

Тушение – продукт заливают небольшим количеством соуса или бульона, добавляют пряности. Закрывают крышкой и доводят до готовности. (С. 4, Презентация 3)

Жарение – продукты нагревают на сильном жару в жире или горячем воздухе. Существует два способа жарения рыбы – основной с небольшим количеством жира и во фритюре (погружение в разогретый жир) (С. 5-6, Презентация 3)

Запекание – жарение продукта в духовке. (С. 7, Презентация 3)

В зависимости от выбранного способа приготовленные порционные куски или целую рыбу можно обвалять в муке, панировочных сухарях (панировать), обмакнуть в кляр (жидкое тесто, приготовленное из муки, молока, яиц и соли). Рыбу можно запечь целиком или кусочками.

Очень вкусны блюда из котлетной массы. (С. 8, Презентация 3) Из рыбной котлетной массы можно приготовить котлеты, биточки, тефтели, зразы и рулеты.

Из рыбы готовят закуски, первые и вторые блюда

Рыбу рекомендуется длительное время подвергать тепловой обработке. Во многих водоемах рыба заражена описторхозом.

Посуда для приготовления блюд из рыб

Выбор посуды для приготовления блюд из рыб зависит от способа приготовления:

  • для жарения – сковороды и сотейники.
  • для запекания – противни и специальные формы.
  • для варки – кастрюли.

Из электрооборудования используют микроволновые печи, электросковороды, фритюрницы.

6. Требования к качеству готовых блюд (С.9, Презентация 3)

  • Отварная и припущенная рыба должна быть хорошо проварена, но при этом не разваливаться.
  • Поверхность жареной рыбы должна быть покрыта ровной коричневой корочкой золотистого или светло-коричневого цвета
  • Мясо жареной рыбы должно легко отделяться вилкой, быть мягким. Сочным, но не дряблым.
  • Блюда из рыбной котлетной массы должны сохранять свою форму, не иметь трещин, иметь однородную, хорошо измельченную консистенцию.

Учитель: Для проверки усвоения новых знаний и их закрепления вам предлагается выполнить небольшие тестовые задания. Время на выполнение теста 3 минуты (обучающиеся отвечают на вопросы теста).

Учитель: Время выполнения задания закончилось. Сейчас мы проверим правильность ваших ответов (учитель зачитывает правильные ответы). На вашем столе лежат критерии оценивания, прошу каждого оценить свою работу и огласить мне свои итоги.

Класс делиться на две бригады. Для каждой практической работы на бригаду выдается инструкционная карта (Приложение 6). На протяжении практической работы учитель контролирует соблюдение санитарно гигиенических требований и правил безопасной работы. Следит, чтобы все блюда из рыбы были доведены до кулинарной готовности.

  1. Тщательно мыть руки до и после работы.
  2. При работе с ножом соблюдать осторожность.
  3. Работать на разделочных досках, соблюдая маркировку.
  4. До и после разделки промывать рыбу холодной проточной водой
  5. Удалить полученные рыбные отходы сразу после разделки.
  6. По окончании работы вымыть инвентарь моющим средством и убрать рабочее место.

  • практическую работу – варят суп;
  • оформляют готовое блюдо;
  • моют и убирают посуду;
  • сервируют стол.

Анализ урока: осуществляется путем опроса учащихся.

Учитель: Скажите, пожалуйста, а для чего мы с вами изучали правила приготовления блюд из рыбы?

Ответы учащихся: Нам это нужно знать. Потому что, мы будем самостоятельно готовить различные блюда.

Учитель: Правильно, эти знания очень пригодятся вам в жизни. Вы сможете сами правильно выбирать рыбу, готовить из нее вкусные блюда, знать какое оборудование нам для этого понадобится, соблюдать при этом определенные санитарно-гигиенические нормы и правила. Мы учимся быть хорошими хозяйками.

(Отметки за урок выставляются в соответствии с Критериями оценивания самостоятельной практической работы (Приложение 8), бригадиры сдают учителю оценочные листы).

Учитель. На уроке вы хорошо поработали. Молодцы.

Учитель: На следующий урок вам необходимо принести тетрадь, карандаш и ручку. Вам так же понадобятся продукты питания (весь ассортимент продуктов питания проговаривается в соответствии с темой следующего занятия).

Каждый индивидуально может выбрать домашнее задание для получения дополнительной оценки по предмету. Вы можете:

Учитель: А теперь нам необходимо убрать свои рабочие места и подготовить кабинет для следующего класса

Уборка рабочих мест и кабинета (2 мин.)

Учитель: Спасибо за работу, до свидания.

Список литературы, используемой для подготовки урока по данной теме:


«Значение вторых блюд. Приготовление вторых блюд

( Урок СБО в 7 классе)

Цель: Углубить знания учащихся о приготовлении различных блюд из овощей, рыбных и мясных продуктов, с новыми для них вторыми блюдами из этих ингредиентов и их значением для организма человека.

Задачи:

Образовательная (информационная):

Коррекционно-развивающая:

Развитие знаний, умений, навыков приготовления блюд из овощей, рыбных и мясных продуктов, расширение знаний о способах их приготовления, способности к обобщению, классификации, совершенствование навыков в выборе продуктов к приготовлению вторых блюд, обогащение словарного запаса учащихся.

Воспитательная:

Воспитание аккуратности, качеств будущей хозяйки (хозяина).

  1. Актуализация прежних знаний.

Проверим домашнее задание.

-Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

(«Значение вторых блюд.

Приготовление вторых блюд

Карточка 2.Московский борщ.

Карточка 3.Тройная уха.

Карточка 4.Грибной суп-пюре.

Карточка 5.гречневый суп с курицей.

Карточка 6.Куриный суп с рисом и черносливом.

Карточка 7.Суп из баранины с овощами, ячневой крупой и кукурузой.

Карточка 8.Яичный суп с рисом и сыром.

(После выполнения задания учитель собирает карточки для индивидуальных работ и тетради.)

  1. Изучение новой темы.

Пища - одна из основ здоровья человека, его работоспособности, жизнерадостности и долголетия. Но это достигается только при правильном питании, при своевременном снабжении организма всеми необходимыми ему разнообразными ему веществами в нужном количестве и соотношении.

Пища должна содержать белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества и воду.

У детей и у взрослых потребность организма зависит от возраста, от затраченной энергии в сутки, от условий жизни, от вида труда. Пища – это не только источник энергии, но и материал, из которого строится человеческий организм.

Для правильной организации питания надо знать, сколько калорий в день потреблять, белков, жиров, углеводов, витаминов. Углеводов, например, много в продуктах растительного происхождения – в хлебе, крупах, картофеле, овощах, фруктах, ягодах.

Выводы: Пища должна быть прежде всего полезной, благотворно влияющей на здоровье человека, его физическое и моральное состояние.

Из овощей мы готовим салаты - одно из лучших закусочных блюд. В меню как праздничного, так и повседневного обеда, который начинается с подачи многочисленных закусок, непременно входят первые блюда. После них радушные хозяева подают горячие вторые блюда из рыбы, птицы, из мяса свинины, говядины, баранины или из овощей. В особенных случаях в меню праздничного обеда может входить два или даже три горячих блюда.

Принят следующий порядок подачи вторых горячих блюд: рыбное, мясное и блюдо из овощей. Что именно приготовить, чтобы порадовать, а может быть даже удивить своих гостей, родных и близких, зависит от хозяйки, её вкуса и умения.

Значение вторых блюд.

Главная ценность рыбы – легкоусвояемый полноценный белок. Рыбная пища усваивается организмом легче, чем мясная. В рыбе очень много витаминов. Если в человеческом организме не хватает какого – либо витамина, который содержит рыба, это приводит к задержке роста, уменьшению массы тела, к различного рода заболеваниям.

Мясо рыбы всегда обладает приятным ароматом, который возбуждает аппетит и способствует выделению желудочного сока. В организме человека всегда должен присутствовать витамин F, а в морской рыбе он есть всегда. Витамины А, Д, Е тоже можно найти в рыбе.

Мясо рыбы весьма ценно тем, что в нём много йода, марганца, меди, цинка, необходимые для нормального обмена веществ.

-Что можно приготовить из рыбы?

Салаты – это одна из самых больших групп кулинарных изделий. Они украшают стол, возбуждают аппетит и разнообразят пищу. Салаты бывают мясные, рыбные, овощные, фруктовые и грибные. Калорийные салаты могут подаваться в качестве основного блюда к завтраку или к ужину, витаминные – как дополнение к горячим блюдам, фруктовые служат прекрасным десертом.

Занимаясь приготовлением салатов, необходимо тщательно соблюдать правила санитарии, так как основные компоненты этих блюд не подвергаются тепловой обработке, обеззараживающей продукты.

Закусочные салаты всегда должны быть красиво оформлены, потому что их основной функцией является возбуждение аппетита. Готовить эти блюда нужно перед подачей на стол ( от 30 минут до 2 часов), чтобы ингредиенты могли пропитаться заправкой или соусом. А оформлять салаты нужно таким образом, чтобы показать все компоненты.

-Как можно нарезать?

(Ломтиком, кубиком, соломкой.)

Иногда порционные салаты из свежих овощей и фруктов подаются несмешанными, и к ним предлагаются 2-3 различные заправки на выбор. Диетологи считают, что так гораздо лучше сохраняются питательные вещества.

Готовя салат, каждая хозяйка может проявить фантазию и внести в блюдо нечто новое, изменив его вкус или внешний вид.

Повторение Т Б при приготовлении пищи. Полезные советы.

- С целью экономии времени и сил на кухне полезно иметь часы-таймер и небольшие весы для взвешивания определёных порций продуктов.

-Чтобы не обжечься паром во время приподнимания крышки кастрюли, надо всегда под рукой иметь специальную прихватку из плотного материала.

-Для того, чтобы облегчить и ускорить процесс приготовления пищи, в домашних условиях можно сделать различные полуфабрикаты – котлеты, гуляш, фарши и потроха.

III. Закрепление нового материала.

-Что нового сегодня мы узнали на уроке?

(О значении вторых блюд из овощей, рыбы и мяса, новые рецепты блюд.)

-Какие полезные вещества содержатся во вторых блюдах?

(Во вторых блюдах содержатся белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества, воды.)

-Одинаковое ли количество пищи употребляет ребёнок и взрослый человек? От чего это зависит?

( Ребёнок и взрослый человек употребляет неодинаковое количество пищи. Это зависит от возраста, от затраты энергии в сутки, от условий труда и вида труда.)

-Как нужно правильно питаться?

(Надо знать, сколько калорий в день нужно употреблять.)

-Почему у человека бывает авитаминоз?

-Какие вы знаете пословицы и поговорки о еде и пище?

-Когда блюдо готово, что мы говорим друг другу?

(Спасибо, приятного аппетита и другие вежливые и волшебные слова.)

-А сейчас, ребята мы переходим к практической части. Представим себе, что сегодня к вам придут гости, и вам надо накрыть стол на несколько персон, и обязательно приготовить второе блюда. У нас много рецептов, которые мы можем сегодня выбрать.

( Раздаю каждому книги с рецептами различных блюд. Учащиеся должны выбрать среди разнообразия блюд вторые блюда.)

IV. Подведение итогов урока.

-Назовите известные вам первые и вторые блюда.

-Что нового и полезного узнали?

-Какие книги рецептов больше всего вам понравились и почему?

-Хотите ли вы пролистать их ещё раз?

-Зачем нужны вторые блюда?

-Чем они полезны, ценны?

V. Оценка знаний учащихся и домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок. Тема урока: значение физических упражнений для развития и укрепления сердечнососудистой системы.

урок с применением технологии развития критического мышленния.

Цели урока:Содержательная (предметные результаты):- формировать умение объяснять значение живых организмов в природе и жизни человека;Деятельностная:- формирование у учащихся умений реализовать .

Цель урока :формировать знания обучающихся о значении птиц, их охрану и миграционные процессы; раскрыть роль птиц в экосистемах и хозяйстве человека; продолжать формировать умение обобщать, сопо.

подготовка детей к самостоятельной жизни, развитие коммуникативных навыков.


Разберем всё, что Вас волнует.

19 июня 2020г 19:00 (по Москве)






















Описание презентации по отдельным слайдам:

Пища - одна из основ здоровья человека, его работоспособности, жизнерадостности и долголетия. Но это достигается только при правильном питании, при своевременном снабжении организма всеми необходимыми ему разнообразными ему веществами в нужном количестве и соотношении.

Пища должна содержать белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества и воду. У детей и у взрослых потребность организма зависит от возраста, от затраченной энергии в сутки, от условий жизни, от вида труда. Пища – это не только источник энергии, но и материал, из которого строится человеческий организм.

Из овощей мы готовим салаты - одно из лучших закусочных блюд. В меню как праздничного, так и повседневного обеда, который начинается с подачи многочисленных закусок, непременно входят первые блюда. После них радушные хозяева подают горячие вторые блюда из рыбы, птицы, из мяса свинины, говядины, баранины или из овощей. В особенных случаях в меню праздничного обеда может входить два или даже три горячих блюда.

Принят следующий порядок подачи вторых горячих блюд: рыбное, мясное и блюдо из овощей. Что именно приготовить, чтобы порадовать, а может быть даже удивить своих гостей, родных и близких, зависит от хозяйки, её вкуса и умения.

Главная ценность рыбы – легкоусвояемый полноценный белок. Рыбная пища усваивается организмом легче, чем мясная. В рыбе очень много витаминов. Если в человеческом организме не хватает какого – либо витамина, который содержит рыба, это приводит к задержке роста, уменьшению массы тела, к различного рода заболеваниям. Мясо рыбы всегда обладает приятным ароматом, который возбуждает аппетит и способствует выделению желудочного сока. В организме человека всегда должен присутствовать витамин F, а в морской рыбе он есть всегда. Витамины А, Д, Е тоже можно найти в рыбе. Мясо рыбы весьма ценно тем, что в нём много йода, марганца, меди, цинка, необходимые для нормального обмена веществ.

Рыба с картофелем и зеленью

Рыба запечённая на решётке в духовке

Рыбные котлеты с укропом

Салаты – это одна из самых больших групп кулинарных изделий. Они украшают стол, возбуждают аппетит и разнообразят пищу. Салаты бывают мясные, рыбные, овощные, фруктовые и грибные. Калорийные салаты могут подаваться в качестве основного блюда к завтраку или к ужину, витаминные – как дополнение к горячим блюдам, фруктовые служат прекрасным десертом. Занимаясь приготовлением салатов, необходимо тщательно соблюдать правила санитарии, так как основные компоненты этих блюд не подвергаются тепловой обработке, обеззараживающей продукты. Закусочные салаты всегда должны быть красиво оформлены, потому что их основной функцией является возбуждение аппетита. Готовить эти блюда нужно перед подачей на стол ( от 30 минут до 2 часов), чтобы ингредиенты могли пропитаться заправкой или соусом. А оформлять салаты нужно таким образом, чтобы показать все компоненты.

Иногда порционные салаты из свежих овощей и фруктов подаются несмешанными, и к ним предлагаются 2-3 различные заправки на выбор. Диетологи считают, что так гораздо лучше сохраняются питательные вещества. Готовя салат, каждая хозяйка может проявить фантазию и внести в блюдо нечто новое, изменив его вкус или внешний вид.

Видус Марина Викторовна,

учитель социально-бытовой ориентировки

Яшкинского района Кемеровской области

Открытый урок по социально – бытовой ориентировке в 7 классе коррекционной школы.

Тема: Первичная и тепловая обработка рыбы. Приготовление жареной рыбы.

Ознакомить учащихся с пищевой ценностью рыбы, ее видами и способами приготовления, научить готовить жареную рыбу.

Ознакомить учащихся со способами первичной и тепловой обработки продуктов, выполнением санитарно – гигиенических требований, технологией приготовления жареной рыбы.

Расширить знания об условиях, обеспечивающих сохранение витаминов и миниральных солей при первичной и тепловой обработке;

Научить готовить блюдо по рецепту и подавать его к столу.

Расширить знания и практические умения по приготовлению блюд.

Показать связь изучаемой темы с жизнью.

Формирование трудового и коммуникативных навыков работы в группе, взаимодействия друг с другом.

Формировать сознательное соблюдение правил безопасной работы при выполнении тепловой обработки продуктов.

Стимулировать учебно-познавательную деятельность.

Коррекция зрительного, слухового восприятия на основе упражнений на внимание.

Актуализировать житейский опыт учащихся в процессе практической деятельности.

Способствовать адаптации к самостоятельной жизни через привитие практических навыков.

Воспитывать культуру, эстетический вкус.

плакаты: “Первичная обработка рыбы ”, “Тепловая обработка рыбы”;

индивидуальные карточки задания.

Оборудование для практической работы : инструменты и приспособления для первичной обработки рыбы (рыбочистки), доска и нож для свежей рыбы; сковорода; столовая посуда и приборы.

І. Организационный момент.

Громко прозвенел звонок –

Наши ушки на макушке,

Глазки хорошо открыты.

Ни минуты не теряем.

– Здравствуйте, ребята! Прежде чем начать урок, создадим себе и друг другу хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнёмся друг другу.

ІІ Введение в тему.

Щи суп мясо рыба

Картофель котлеты капуста горох

а б в д е о ж т и к л ы р м н ш ю щ с п у

На какую тему вы расшифровали слова? (Питание)

ІІІ. Подготовка учащихся к восприятию новой темы.

1)Ребята, мы продолжаем изучать раздел ПИТАНИЕ. Чтобы понять, что мы будем изучать сегодня на уроке вы должны отгадать загадки.

3.Не хожу и не летаю,
А попробуй, догони!
Я бываю золотая.
Ну-ка, в сказку загляни! ( рыба)

4. Вильнёт хвостом
Туда-сюда —

И нет её,
И нет следа. ( рыба)

5. В воде мы живем,
Без воды пропадем.(рыба)

6. В воде она живёт,
Нет клюва, а она клюёт. ( рыба)

7.Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой.(рыба)

8.Плаваю под мостиком
И виляю хвостиком.
По земле не хожу,
Рот есть, да не говорю,
Глаза есть — не мигаю,
Крылья есть — не летаю . . ( рыба)

Вот сколько загадок о рыбе, а вы знаете какие-нибудь загадки?

І Y Основная часть.

1. С ообщение темы урока. Запись темы урока.

2. Вводная беседа.

Рыба занимает важное место в питании человека. Подсчитано, что в среднем каждый человек съедает ее в течение всей жизни до 4 тонн, что вдвое больше мяса. Рыбные блюда очень полезны. Они содержат много йода, фосфора, калия, магния, богаты жирами и белками. В рыбе содержатся витамины А и Д, которые особенно необходимы детям. Их недостаток может привести к развитию рахита, ухудшению зрения, понижению сопротивляемости организма болезням.

По питательности и вкусовым качествам рыба не уступает мясу, а по усвояемости превосходит его.
Вкус рыбы, ее кулинарные качества в основном зависят от количества содержащегося в ней жира (0,2 -30%). Так самыми вкусными считаются осетровые, лососевые виды рыб, угорь, палтус, скумбрия, некоторые виды сельди, в которых содержится более 8% жира.
В водах нашей страны обитает более 1 тысячи рыб. Многие из них являются промысловыми, т.е. их добывают организованным порядком и продают в магазинах.

К речной рыбе относятся – щука, ерш, пескарь, налим, лещ, карп, сом.

К морским – треска, камбала, зубатка, ставрида, сельдь, хек, салака.

Рыба служила людям одним из главных продуктов питания с незапамятных времен.
Раскапывая стоянки первобытного человека археологи находят этому красноречивые свидетельства. Им попадаются костяные рыболовные крючки, гарпуны, и даже куски сетей из бересты. Выходит, что уже в каменном веке люди ловили рыбу.

С каждым столетием рыболовный опыт человечества становился все солиднее и прочнее, и уловы росли. В 1800 году на Земле было выловлено 1,2 миллиона тонн рыбы, по полтора килограмма на каждого жителя планеты, то в1980 году 71 миллион тонн, в среднем по 16 килограммов на человека.

Задание: пословицы рассыпались. Кто быстрее составит пословицы из предложенных слов.

- Всю рыбу не выловишь.

- На безрыбье и рак рыба .

- Была бы уда, а рыба будет.

- Без костей и рыбки не съешь.

- Рыбак рыбака видит издалека.

- Без труда не вытащить и рыбки из пруда.

- Рыба ищет, где глубже, а человек — где лучше .

- Не учи рыбу плавать .

4. Изучение нового материала.

СЕКРЕТЫ ПЕРВИЧНОЙ И ТЕПЛОВОЙ ОБРАБОТКИ РЫБЫ.

- Скажите, пожалуйста, что значит первичная обработка продукта? Что делают с тем или иным продуктом, когда говорят о первичной обработке? (ответы детей)

Кажется, невелика премудрость, приготовить рыбное блюдо – отрезать у рыбы голову, плавники, хвост… Однако большинство хозяек не знают правил приготовления рыбных блюд.

1) Первичная обработка рыбы включает следующие процессы:

- оттаивание замороженной рыбы

- освобождение ее от загрязнений и несъедобных частей

- очистка от чешуи

отделение от рыбы частей, имеющих пониженную пищевую ценность (голова, плавники, хвост)

- пластование или придание рыбе размеров и формы, соответствующей виду кулинарного изделия.

Работа в тетрадях. Записать процессы первичной обработки.

Задача первичной (холодной) обработки рыбы - подготовить рыбу так, чтобы с меньшими потерями можно было разрезать ее на порционные куски.

Рыбу прежде всего оттаивают. Ведь рыбу вылавливают порой очень далеко от родных берегов, и в пути она находится нередко до 50 суток. Вот почему рыба поступает в продажу замороженной.

На судах ее морозят, и в таком виде, не теряя основных качеств, она поступает в магазин. Многие виды рыб доставляются с промысла обработанными: потрошенными, с удаленной головой. Хозяйке остается только оттаять рыбу. Но замороженную рыбу надо оттаивать так, чтобы не снизилась ее питательная ценность. Нельзя оттаивать рыбу в теплой воде, так как при этом происходит разрушение белка, и питательная ценность рыбы теряется. Размороженную рыбу не рекомендуется вновь замораживать, так как при этом происходит потеря сока, к тому же резко снижаются ее вкусовые качества. По этой же причине не рекомендуется оттаявшую рыбу подвергать сильным механическим воздействиям: отбивать, сдавливать и т.п.

После оттаивания ( лучше всего оттаивать не до конца – в полуоттаявшем виде рыбу легче подвергать обработке, кроме того, сохраняется сочность ее мяса) и промывания рыбу чистят от чешуи. После снятия чешуи рыбу промывают и разделывают. Прежде всего следует удалить плавники, голову и хвост. Затем производят потрошение, если рыба не потрошёная , промывают и разрезают на порционные куски. Разделанную рыбу долго не хранят. Поэтому разделывать и солить ее лучше перед самым приготовлением, тогда блюдо будет нежнее и вкуснее.

2). Тепловая обработка рыбы.

Тепловая обработка имеет важное значение в приготовлении рыбных блюд, так как формирует вкус и аромат блюда. Если вы правильно обработаете рыбу, то вам удастся сохранить ее ценные питательные и биологически активные вещества.
Наиболее распространенными являются следующие способы тепловой обработки продуктов: варка , припускание , жарка , пассерование, бланширование, тушение , запекание .( словарные слова)

Варка – это нагревание продуктов в жидкости.

Припускание — варка продуктов в небольшом количестве жидкости или в собственном соку.

Жарка — процесс, при котором продукты подвергаются термической обработке при непосредственном соприкосновении с жиром.

Пассерование - Обжаривание продуктов в небольшом количестве жира на небольшом огне перед их дальнейшей кулинарной обработкой.

Бланширование (от франц. blanchir — белить, мыть добела, обдавать кипятком), кратковременная обработка продукта кипятком или паром .

Тушение — процесс готовки посредством нагревания продуктов в малом количестве жидкости, среднее между варкой и жаркой.

Запекание – приготовление на огне или в духовке.


Одно из важнейших правил, которое следует соблюдать при тепловой обработке, — продукты не переваривать и не пережаривать, так как в противном случае ухудшаются внешний вид и вкус блюда и значительно снижается его пищевая ценность .

Мы с вами будем использовать способ тепловой обработки – жарка.

Точим нож, точим нож

Будет очень он хорош.

Будет резать он припасы:

Масло, сало, хлеб, колбасы,

6. Работа с технологической картой.

Рассмотреть технологическую карту и записать рецепт в тетрадь.

Инвентарь: нож, разделочная доска, сковорода.

Продукты: рыба свежемороженная – 2 шт, растительное масло – 100 гр, мука или

панировочные сухари – 100 гр, , соль - 1ч.л.

Почистить рыбу. Отрезать плавники, хвост, голову, вынуть внутренности.

Промыть холодной водой, разрезать на куски.

Посолить, перемешать. Обвалять в муке или панировочных сухарях.

Обжарить на растительном масле с одной стороны до образования корочки.

Перевернуть и обжаривать до готовности на медленном огне, накрыв крышкой.

V. Подготовка к практической работе. Вводный инструктаж к работе.

1).Мытье рук, одевание спецодежды.

2).Подготовка инструментов для работы.

3).Повторение правил техники безопасного труда с горячими жидкостями, с электроплитами, режущими и колющими инструментами. (ПЛАКАТ)

Во время работы:

1.Разделку замороженной рыбы производить только после оттаивания

2.При работе с ножом будь осторожен, правильно держи руку при обработке продуктов

3.Поверхность кухонной плиты должна быть ровной

4.Не допускайте перегрева жиров, они могут вспыхнуть от высоких температур

5.При жарке рыбы клади продукт наклоном от себя.

6.Принимай меры к уборке пролитой жидкости, уроненных на пол продуктов

7.Разделочне доски клади на ровную поверхность стола

8.Будь внимателен - не отвлекайся сам и не отвлекай от дела других.

4).Повторение правил санитарии при выполнении практической работы.

Следить за личной гигиеной, быть всегда аккуратным и опрятным. Приступая к работе надеть передник и косынку, засучить рукава

Ногти на руках должны быть коротко острижены, руки вымыты с мылом и щеткой, насухо вытерты полотенцем. Во время приготовления пищи следить, чтобы руки всегда были чистые.

Следить за чистотой посуды и инвентаря, за чистотой рабочего места и помещения.

Пользоваться отдельными досками для сырых и вареных продуктов.

Пробовать пищу отдельной ложкой, а не той, которой готовят.

Перед обработкой пищевых продуктов проверять их качество по внешнему виду, цвету, запаху и вкусу.

5.Распределение обязанностей. Приступайте к выполнению.

VІ. Практическая работа.

1).Текущий инструктаж во время практической работы:

1-ый обход – проверка соблюдения безопасных приемов труда

2-ой обход – проверка правильности выполнения трудовых приемов и последовательности работы

3-ий обход – проверка правильности осуществления у учащихся самоконтроля, помощь отстающим детям.

Пока одна бригада жарит рыбу, другая бригада выполняет сервировку стола.

Разложить по тарелкам, подать на стол.

3). Проводиться дегустация готового блюда.

Заключительный инструктаж

Анализ технологии приготовления жареной рыбы.

Отметить активное участие учащихся в приготовлении блюда, оценивая каждого.

Отметить правильность соблюдения техники безопасности, санитарии и гигиены при работе.

Уборка рабочих мест, спецодежды (2 человека, остальные возвращаются в класс).

VІІ. Закрепление новых знаний и навыков.

Повторение последовательности приготовления жареной рыбы.

Что нового вы узнали на уроке?

Пригодятся ли вам эти знания для самостоятельной жизни в будущем?

Далее проводится тест с учащимися по материалу урока:

1. Сколько в среднем каждый человек съедает рыбы в течение всей жизни

а) 2 тонны б) 10 тонн в) 4 тонны.

2. Какие витамины больше всего содержаться в рыбе?
а) А и Д, б) А и В в) Д и С

3. Во время поста разрешалось есть:
а) молоко б) рыбу , в) мясо.

VІІІ. Итог урока.

Оценка работы учащихся. Всем большое спасибо!

Первичная обработка рыбы включает следующие процессы:

- оттаивание замороженной рыбы

- освобождение ее от загрязнений и несъедобных частей

- очистка от чешуи

отделение от рыбы частей, имеющих пониженную пищевую ценность (голова, плавники, хвост)

- пластование или придание рыбе размеров и формы, соответствующей виду кулинарного изделия.

Техника безопасности во время работы:

1.Разделку замороженной рыбы производить только после оттаивания.

2.При работе с ножом будь осторожен, правильно держи руку при обработке продуктов.

3.Поверхность кухонной плиты должна быть ровной.

4.Не допускайте перегрева жиров, они могут вспыхнуть от высоких температур.

5.При жарке рыбы клади продукт наклоном от себя.

6.Принимай меры к уборке пролитой жидкости, уроненных на пол продуктов.

7.Разделочне доски клади на ровную поверхность стола.

8.Будь внимателен - не отвлекайся сам и не отвлекай от дела других.

Инвентарь: нож, разделочная доска, сковорода.

Продукты: рыба свежемороженная – 2 шт, растительное масло – 100 гр, мука или

панировочные сухари – 100 гр, , соль - 1ч.л.

Почистить рыбу. Отрезать плавники, хвост, голову, вынуть внутренности.

Промыть холодной водой, разрезать на куски.

Посолить, перемешать. Обвалять в муке или панировочных сухарях.

Обжарить на растительном масле с одной стороны до образования корочки.

Перевернуть и обжаривать до готовности на медленном огне, накрыв крышкой.

Читайте также: