Как готовили мясо в древности


Человек полюбил мясо почти на миллион лет раньше,чем принято считать!

Похоже, что археологи, ведомые доктором Зересеная Алемсегедом из Калифорнийской академии наук и его коллегой Шеннон Макферрон из германского Института эволюционной антропологии имени Макса Планка, сделали сенсационное открытие. А именно перенесли минимум на 800 тысяч лет в прошлое дату освоения нашими предками кухонных орудий труда.
Прежде считалось, что люди впервые взяли в руки инструменты собственного изготовления примерно 2,5 миллиона лет назад. И подобную смекалку проявили представители уже нашего рода-племени - Homo. Конкретно: человек умелый - Homo Habilis. Об этом свидетельствовали находки в эфиопском местечке Боури (Bouri in Ethiopia).
Однако оказалось: гораздо раньше рукоделием и кулинарией занялись австралопитеки афарские (Australopithecus afarensis). Именно этому виду принадлежит знаменитая Люси - якобы праматерь всего человечества, чьи кости были обнаружены в 1976 году тоже в Эфиопии.

ЛЮСИ! НАРЕЖЬ-КА КОЗЛЯТИНКИ!

Авторы нынешнего открытия работали поблизости от того места, где лежали кости Люси. А потом в 2000 году были обнаружены и кости Селам (Selam) - девочки, которую стали называть дочерью Люси. И совсем не исключено, что они действительно были родными друг другу.

В итоге, покопавшись еще 10 лет, археологи нашли тут кости животных со следами порезов и ударов каменными орудиями. Характерные борозды свидетельствовали: от костей отделяли мясо неким подобием ножей - достаточно острых. То есть разделывали туши инструментами. Извлекали и костный мозг.

Микроскопическое исследование показало: обнаруженные повреждения не были нанесены когтями или зубами хищников. И зубы наших предков тут не участвовали. Бороздки-царапины были оставлены именно каменными орудиями. И в одной из них, кстати, нашлись даже застрявшие кремниевые кусочки.
Царапины на костях, как оценивают исследователи, появились от 3,24 до 3,42 миллиона лет назад. Что соответствует времени обитания и Люси, и Селам.

Кого конкретно свежевали мама с дочкой, ученые не определили. Говорят, что одни обработанные кости принадлежат животному размером с корову, другие - некому подобию козы.

Но самый главный вывод: Australopithecus afarensis отнюдь не были вегетарианцами, как считалось ранее. Они любили мясо. И наверняка охотились, а не только собирали съедобные корешки.

- Находка сдвигает период начала использования камня и употребления мяса примерно на миллион лет назад, - горячится доктор Алемсегед. - А именно эти события оказали мощное воздействие на эволюцию человека.
- Каменные орудия, позволявшие легко и быстро разделывать туши, сделали животных привлекательным источником пищи, - вторит Шеннон Макферрон. И добавляет весьма поэтично: - Теперь, представляя Люси, которая бредет по восточноафриканской саванне вместе с маленькой Селам в поисках пищи, мы впервые можем дать им в руки каменные ножи. И мясо.

А когда наши предки начали жарить мясо? Ответ на этот вопрос прозвучал на конференции Evolution 2010, которая прошла в конце июля в Портленде (США). Как заверили собравшихся антрополог Ричард Ранэм (Richard Wrangham) и его коллеги из Гарвардского университета (Harvard University), первая приготовленная на огне пища была съедена около 2 миллионов лет назад. Что опять же примерно на миллион лет раньше, чем считалось прежде.

Начало эпохи шашлыков Ранэм определил по зубам наших предков. Как раз в период между 1,8 - 2,2 миллиона лет назад они - зубы - почему-то начали мельчать. И виной тому, по мнению исследователей, шашлыки. То есть жареное мясо, жевать которое стало гораздо легче, чем сырое. И надобность в мощных челюстях отпала.
- Возня с сырым мясом отнимала 48 процентов времени бодрствования, а на поглощение приготовленного на огне достаточно было и 10 процентов, - объясняет исследователь. - Оно и усваивалось легче. Что способствовало росту интеллекта и высвобождению времени для его продуктивного применения.

- Вряд ли понадобилось больше одного поколения, чтобы понять: после нагревания еда становится вкуснее, - добавляет Ранэм.

И все же. Как-то неторопливо шла эволюция: люди нарезали мясо на кусочки 3,42 миллиона лет назад, но лишь спустя полтора миллиона лет они догадались их пожарить. Хотя любовь к приготовленной на огне пище у приматов, что называется, в крови. Доказано экспериментами.

Тот же Ранэм предлагал шимпанзе, гориллам и орангутанам вкусить на выбор сырое мясо и шашлык. Все выбирали приготовленное. Несмотря на то, что впервые в жизни его видели.


«Домашняя жизнь их (русских) представляет более обилия, чем утонченности, ибо столы их везде заставлены почти всеми теми кушаньями, которых могут пожелать люди, даже весьма преданные роскоши; притом все съестное можно получить за недорогую цену. Именно курицы и утки продаются часто за одну небольшую серебряную монету; крупный и мелкий скот водится в невероятном изобилии, и замерзшее мясо телок, заколотых среди зимы, не подвергается гниению почти на протяжении двух месяцев. Как и у нас, более вкусные блюда приготовляются у них из добычи охотника и птицелова. При помощи охотничьих собак и тенет они ловят всякого рода зверей, а при помощи ястребов и соколов, удивительная порода которых водится в Печорской области, они преследуют не только фазанов и уток, но также лебедей и журавлей».

Так описал мясную пищу русских итальянский путешественник Амброджо Контарини, посетивший Россию в семидесятые годы пятнадцатого столетия. Как видим, о скудости мясного стола, во всяком случае у москвичей, говорить не приходится. Конечно же, животноводство у русских играло меньшую роль, чем земледелие, однако, безусловно, еще задолго до принятия христианства на Руси славяне выращивали разный скот и домашнюю птицу. Когда же своего скота не хватало, то его закупали у соседних кочевых народов, для которых скотоводство было главным промыслом.

Кроме того, в обширных лесах водилось огромное количество разнообразных диких животных, охота на которых составляла заметную добавку к мясному столу славянских народов.

В источниках 12-15 веков в основном упоминаются два вида мяса: говядина и зверина. Однако только на этом основании было бы ошибочно утверждать, что в тот период наши предки не знали свинины, баранины, телятины, кур, гусей и тд. Все дело в том, что говядиной называли любое мясо домашних животных и птицы. Точно так же, как под звериной подразумевали всякую пернатую дичь и диких животных.

Состав мясной пищи наших предков не был одинаков в разные периоды развития. Особенно это проявилось с принятием христианства на Руси. Оно провело глубокую борозду между «чистой» и «нечистой» мясной пищей. Наибольшему осуждению подвергалась конина. Славяне, по-видимому, в древности не чурались этого мяса. Во всяком случае в боевых походах и в лихую годину конское мясо шло в пищу довольно часто. Так, Ипатьевская летопись, рисуя образ князя-воина Святослава Игоревича, рассказывает о том, что он не брал в поход ни котлов, ни мяса, а только изрезав конину, жарил ее на углях. Когда же его войску пришлось зазимовать в Белобережье, и начался голод, то люди спасались кониной, которая стоила очень дорого.

Аналогичная ситуация описана в Лаврентьевской летописи об осаде Торжка князем Всеволодом Юрьевичем в 1182 году.

Но уже в XIII веке конина расценивалась славянами, как пищевой суррогат, употребляемый в Новгороде в 1230 году. Первая новгородская летопись ставит конину в один ряд с мясом собак, кошек, древесной корой.

Нечистым мясом считалась также медвежатина. Ее употребление подвергалось особенно жестоким запретам со стороны церкви. Очевидно, вызвано было это борьбой с еще не отжившим в то время языческим культом медведя на севере. Вообще же, надо отметить, что, согласно древне-церковным представлениям и поучениям, «зверина» считалась менее ценной, чем мясо домашних животных и птицы.

Решительно церковь запрещала употреблять в пищу так называемую «давленину», т.е. мясо тех животных и птиц, которые непосредственно не забиты рукой человека. Грехом считалось есть мясо бобра, белки, тетерева, зайца.

Однако всевозможные ограничения по видам мясной пищи не шла ни в какое сравнение с суровыми запретами на мясо-молочные продукты в период постов. А если учесть, что постных дней в православном церковном календаре намного больше, чем всех остальных, то становится понятным, почему русский народ никогда не считал мясо основой своего рациона.

Интересные рассуждения по этому поводу можно найти у русского агронома и публициста А.Н.Энгельгардта, жившего в XIX веке. Он писал, что даже на самой трудной работе русский мужик не придавал мясной пище особого значения. «Я, конечно, не хочу сказать,— пишет автор,— что мужик не любит мяса, разумеется, каждый предпочтет щи с «крошевом» пустым щам, каждый с удовольствием будет есть и баранину, и курицу,— я говорю только о том, что мужик не придает мясу важности в отношении рабочего эффекта». Трудно сказать, рассуждает далее А.Н.Энгельгардт, по воле ли злого рока или основоположников православия, но оказалось так, что предусмотренные православной церковью посты и мясоеды, применительно к русскому сельскохозяйственному календарю, привели к тому, что в России постные дни выпадали, как правило, на период самых трудных работ.

Так, Петровский пост совпадает с самым благоприятным временем для земляных работ. Да и пост-то самый неудобный, потому что в это время даже огородные овощные культуры еще не поспели, а прошлогодние запасы уже на исходе. Наступил июльский мясоед и, казалось бы, тут крестьянин, занятый трудными сельскохозяйственными работами, может основательно разговеться, но. без вреда для своего хозяйства сделать он этого не может: мясо к этому времени еще «не поспело». Судите сами, бараны и овцы еще не выросли, скот вообще еще «не вполне отъелся», да и сохранить мясо, даже посоленное, в жаркое летнее время практически невозможно. Уже кончилась и зимняя солонина. Да если бы она и осталась, то вряд ли была бы пригодной в пищу.

Но вот скотина отъелась. Однако вновь начавшийся пост — Спасовка — снова отодвигает от крестьянского рта миску с жирными щами. А мясо ему было бы кстати, ведь это время тяжелых полевых работ, уборки урожая, хлебной жатвы.

И это только крупные посты, а ведь периоды мясоеда тоже пронизаны еженедельными постными средами и пятницами.

Однако человек прогрессивных взглядов А.Н.Энгельгардт видит причину строгого соблюдения крестьянами постов в их бедности. «Конечно, и говорить нечего,— замечает он,— если бы было довольно мяса, сала, молока, творогу, то и в деревне летом никто постов не держал бы. Я верно говорю, и богатый чиновник, наслаждающийся сочным бифштексом из вырезки, и бедный студент, жующий подошву в кухмейстерском супе, и извозчик, потребляющий солонину в щах, потому только имеют мясную пищу, что масса земледельцев питается исключительно растительной пищей, а дети этих земледельцев не имеют достаточно молока». Что ж, как говорится, в корень смотрел профессор Земледельческого института в Петербурге, за что, видно, и был сослан в Смоленскую губернию.

Итак, как убедительно доказал А.Н.Энгельгардт, русские крестьяне не считали мясо необходимым повседневным продуктом. Куда более важное значение придавалось жирам. Не случайно, когда хотели подчеркнуть достаток того или иного человека, о нем говорили, что ест он «жирно», «масляно» Считалось чем жирнее пища, тем она лучше: «Маслом каши не испортиш», «Пища хороша, если она жирна, сдобна, масляна». Лучшими в деревне считались щи, которые так жирны, что «не продуешь». И в бульоне ценилась не крепость, а жирность.

Угощая желанного гостя, хозяйка непременно старалась влить побольше постного масла в его миску, будь в ней грибы, картошка или рыба.

Среди прочих особенно ценились животные жиры: свиное сало, внутренний жир во всех идущих на мясо животных. Внутреннее сало вытапливали, разливали в горшки и хранили в погребах. Куски свиного сала (шпик) солили и упаковывали в ящики, бочки, а иногда их набивали в кишки и так хранили. Кулинарное использование сала всегда было очень широким. Им заправляли супы, каши, овощные блюда, на нем жарили. Так, почечное сало является, пожалуй, лучшим из жиров для приготовления котлетных фаршей, мясных начинок. К сожалению, сегодня его почти не встретить на прилавках наших магазинов.

В южных губерниях России толченым салом (часто с чесноком) заправляли щи и борщи, добавляли его и в другие супы. Обжаренные куски свиного сала часто подавали к картофелю, кашам, но эти, так называемые «шкварки», более распространены у белорусов и украинцев.

Конечно же, сало (шпик), как и мясо, не было для большей части простого народа повседневной едой. Оно украшало крестьянские столы в праздничные дни, его брали в дорогу.

Впрок заготавливали не только сало, но и мясо (чаще всего говядину). Его коптили, вялили и, конечно же, солили. Мясо, предназначенное для засола, складывали в бочки и заливали рассолом (на 15 фунтов говядины брали один фунт соли). Соль перед использованием обычно прокаливали на сковороде. Иногда, кроме соли, использовали также селитру, что придавало мясу красивый красноватый цвет.

Приготовленное таким способом мясо называлось солониной. В летний период это была основная мясная пища большей части населения. По своим питательным свойствам солонина не идет ни в какое сравнение со свежим мясом. Значительная часть содержащихся в мясе полезных веществ при засолке растворяется в рассоле. Так, солонина беднее белком, чем свежее мясо, примерно в три раза. Соль делает более грубыми мышечные волокна мяса, что затрудняет его переваривание в организме. Но со всем этим приходилось мириться, ибо низкотемпературных холодильников в ту пору еще не было.

Кстати, о холодильниках. Их предшественниками на Руси были ледники, лед в которые доставлялся с рек и озер. Зимой же исстари мясо и другие скоропортящиеся продукты, предназначенные для продажи, хранили на льду реки. Уже упомянутый нами Амброджо Контарини так описал зимний рынок в Москве XV столетия: «В конце октября река, протекающая через город, вся замерзает; на ней строят лавки для разных товаров, и там происходят все базары, а в городе тогда почти ничего не продается.

. К концу ноября обладатели коров и свиней бьют их и везут на продажу в город. Так цельными тушами их время от времени доставляют для сбыта на городской рынок, и чистое удовольствие смотреть на это огромное количество ободранных от шкур коров, которых поставили на ночь на льду реки. Таким образом, люди могут есть мясо более чем три месяца подряд. То же самое делают с рыбой, с курами и другим продовольствием».

Мясо содержит в значительных количествах все незаменимые аминокислоты, жиры, калий, натрий, кальций, магний, фосфор, железо, витамины В1 В2, РР.

Конечно, в зависимости от вида мяса, его категории, содержание в нем полезных веществ значительно колеблется. Так, говядина по жирности уступает баранине, а та, в свою очередь, свинине. Не лидер она и по витаминам, однако по многим минеральным веществам превосходит другие виды мяса.

Полезно также знать, что в баранине примерно в 2,5 раза меньше холестерина, чем в говядине и в 4 раза, чем в свинине.

В магазине или на рынке многие, особенно молодые хозяйки, задумываются, какое мясо из того, что лежит на прилавке, взять для супа или, например, для котлет. Для того, чтобы не ошибиться в этом, нужно иметь хотя бы самые приблизительные сведения о разделке мяса для продажи и его назначении.








Когда мы говорим о древней кулинарии, то нам кажется, будто две тысячи лет назад готовили максимум мясо на вертеле. И ели совершенно другие блюда, совсем не такие, как сейчас. Но если приглядеться внимательнее, то мы поймем, что многое из того, что стоит на нашем столе сегодня, происходит из древнего мира, а точнее, из Римской империи. И мы едим многое из того, что любили древние римляне, и готовим еду по тем технологиям, что когда-то придумали или развили они.

Фритюр

Был распространенным способом обжаривания продуктов — в большом количестве раскаленного оливкового масла. Так готовили шарики из теста, обмазанные медом. Также во фритюре делали морепродукты.

Панировка

Для приготовления различных продуктов римляне использовали ячменную муку. Они посыпали ей большинство продуктов перед приготовлением.

Салат

Казалось бы, просто смешал овощи и получил новый вкус. Но не всегда это было так просто. Например, в древнерусской кухне смешивать разные продукты стали далеко не сразу, а сначала ели салаты из одних огурцов или из одной капусты.

Римляне же смешивали зелень и пряные травы (салат-латук, петрушку, лук), приправляли их медом, сбрызгивали уксусом, иногда заправляли оливковым маслом — и все это еще 2,5 тысячи лет назад.


Уличная еда

На улицах римских городов оживленно шла торговля. Готовую еду продавали наряду с необработанными продуктами питания. Например, очень популярны были бифштексы из рубленого мяса, поджаренные на решетке, на углях. Продавались разные колбасы.

Бифштексы

Рубленое мясо было в Древнем Риме очень популярно. Из него, преимущественно из свинины, делали «предков» современных котлет или бургеров. Плоские котлеты поджаривали на решетке и клали на кусок хлеба.

Колбасы

Также в Древнем Риме делали колбасы, набивая кишки рубленым мясом. Чаще всего колбасу делали из требухи (рубца, почек, яичек) или же из субпродуктов, которые в наше время мы нечасто употребляем, например, из свиных ушей, кожи, вымени.

Очень распространена была кровяная колбаса. Она настолько понравилась людям, что и в наши дни не теряет своей популярности, в Киеве вам подтвердят. Римляне называли такую колбасу botulus и продавали на рынках в качестве быстрого перекуса.

Еще один известный вид колбасы — луканская. Ее делали из свинины, растертого перца, лавровых ягод с добавлением гарума ( резкого рыбного соуса). Потом колбасу коптили.


Завтрак

В отличие от Средневековой Европы, где завтракали редко, а первой трапезой обычно был обед в разгар рабочего дня, в Риме первый прием пищи был с утра. После него следовал легкий обед в полдень, а ближе к вечеру — самая основательная трапеза дня: ужин.

Завтрак часто состоял из тех блюд, что остались от ужина, так что был довольно плотным: оливки, каперсы, яйца, хлеб с сыром, мед. Для детей часто готовили сладкие утренние блюда, лепешки с медом, например.

Мука тонкого помола

Как и многие народы в древности, римляне ели ячменный хлеб, постепенно ячмень стал едой для рабов и крестьян. А мукой для аристократии и приближенных к ней слоев стала пшеничная. Хлеб делили на чистый (из муки тонкого помола) и второго сорта (для него использовался более грубый помол). Был также крестьянский хлеб с добавлением отрубей.

В отличие от наших дней наиболее полезным тогда считался хлеб из муки тонкого помола и с большим количеством дрожжей.

Рыбный соус

Острый и пахучий рыбный соус был известен римлянам. Его делали из рыбы (хамсы, тунца) или из моллюсков, добавляя травы. Рыбу солили и ферментировали, проще говоря, оставляли под солнечными лучами на пару месяцев. Периодически помешивали, и концу срока на поверхности собиралась прозрачная густая жидкость. Это и был рыбный соус гарум. Стоил этот соус очень дорого, доступен он был только аристократам.


Аквакультура

Рыба в Риме была дороже, чем мясо, и очень ценилась. Жители Римской империи любили осетровых, считалась деликатесом барабулька, устрицы и омары появлялись на столах аристократии.

Известны попытки разведения рыбы в пресных и соленых водоемах. В богатых усадьбах устраивались писцины, садки с пресной или соленой рыбой. Первый устроитель такого бассейна — Луций Мурена, для устриц — Сергий Ората, для ракушек — Фульвий Лупин. Роскошные писцины были на виллах Лукулла и Гортензия. Моллюски также разводились в больших масштабах.

От рогов до копыт

Интересно, что в Древнем Риме туши животных съедали целиком, находя применение каждой части, даже таким непопулярным, как уши, рубец, вымя. В середине 2010-х годов такая концепция стала очень популярной и в России. Мы стали готовить гораздо больше субпродуктов, а шеф-повара мясных ресторанов теперь заказывают целые туши и варят супы из хвостов. Возвращаемся к истокам.

Консервирование овощей

Соленые огурцы — находка не только наших хозяек. Еще до нашей эры в Риме вовсю солили и мариновали капусту, каперсы, корни сельдерея, тыкву, огурцы и прочие овощи. Для засолки использовали просто соляные растворы, а также добавляли уксус, причем довольно много. Для аромата клали сушеный укроп, фенхель, лук-порей, перец. Иногда добавляли мед и горчицу. Очень популярны были оливки, консервированные в рассоле с уксусом, фенхелем и оливковым маслом.

Не забывали римляне и про фрукты, которые заготавливали в сосудах с медом, мариновали в вине.

Кухня первобытного человека. Как еда сделала человека разумным

1. Общие проблемы изучения первобытного периода

Начало человеческой истории теряется в глубине тысячелетий. Самый длительный исторический период, традиционно называемый в отечественной науке первобытным, одновременно и самый загадочный. Главная проблема — в источниках информации. Важнейшими для историка, пытающегося восстановить картину далекого прошлого, являются данные археологии, которая располагает обилием человеческих и животных костей, а также каменных орудий; остальные предметы, относящиеся к этому периоду, представлены крайне скудно. Антропологи увлеченно занимаются систематизацией камней и костей по эпохам и воссоздают физический облик человека и его предков, мало интересуясь его духовным миром и образом жизни. Последнее в основном черпается из данных этнографии (или этнологии, на западный манер), но вопрос о том, насколько наблюдения за аборигенами Полинезии или пигмеями Африки отражают жизнь первобытного человека, остается открытым.

Естественно, что в условиях столь ограниченных данных все, что связано с периодом первобытности, это повод для дискуссий. Собственно, нет практически ни одного вопроса, кроме самого факта существования данного периода, который бы считался решенным. Само название и то вызывает споры. В западной литературе период называется «доисторическим» (prehistoric); «историческое» же время начинается после появления письменных источников. Явления доисторического периода определяются как «primitive», по-русски и совсем неудобным «примитивный». У нас в стране понятие «первобытно-общинный строй» стойко ассоциируется с марксистской теорией социально-экономических формаций и потому отвергается некоторыми исследователями, хотя предлагаемая взамен «праистория» звучит не очень. Как бы там ни было, именно термин «первобытное общество» чаще всего используется применительно к самому раннему периоду развития человечества.

Нет и единой точки зрения относительно времени появления человека на Земле. Прослеживается тенденция перенесения всех событий человеческой истории все дальше в глубь веков. Долгое время считалось, что древнейший человек появился 1,5–1 миллион лет назад, потом 2,5 миллиона, сейчас и того раньше. Появление человека современного типа относилось ко времени примерно 40 тысяч лет назад, потом 60 тысяч, а теперь уже и 100 и 150 и некоторыми учеными даже 300 тысяч. Более того, появилась некая политическая подоплека: разные регионы борются за «право» обнаружения более старых человеческих костей, чем у соседей. Абсурдно, но факт: одна из странностей нашего времени заключается в том, что стало престижно быть «обладателем» находки какой-то более древней формы человеческого существа, а в идеале еще и присвоить ему имя своего региона.

Не вступая в дискуссии, в своей работе будем исходить из традиционных примерно 60–40 тысяч лет существования современного типа человека — времени вполне достаточного для выявления основных особенностей развития человека первобытного. Дело в том, что сложный для описания и обсуждения первобытный период крайне важен: это время формирования базовых явлений человеческой жизни, когда закладывались основы существования и развития «человека разумного», к которому мы себя имеем смелость причислять по сей день. Начало отступления ледника 12–10 тысяч лет назад является верхней гранью описываемого периода и знаменует начало нового времени в истории человечества. Согласно археологической периодизации, это время верхнего палеолита (в просторечье — каменного века), согласно геологической — завершающий период вюрмского, или вислинского, оледенения (на территории Восточной Европы к нему еще применяют термин «валдайское оледенение») четвертичного периода кайнозойской эры (уф!).

Несмотря на сложности изучения, есть несколько аспектов жизни древнего человека, которые довольно подробно описаны за последние два столетия. Классики марксизма утверждали, что человека из обезьяны сделал труд, именно поэтому в советское время большое место уделялось изучению эволюции (кстати, удивительно неспешной на протяжении сотен тысячелетий) орудий труда. Еще одна причина пристального к ним внимания заключалась в том, что именно орудия труда практически единственное (не считая костей), что реально, зримо и ощутимо дошло до нашего времени от тех таинственных времен. Классификация, описание, периодизация орудий, произведенных древним человеком и его предком, составляет главное занятие археологов, изучающих доисторические времена. Значительное внимание уделялось и изучению захоронений древнего человека, прежде всего в аспекте магических и религиозных верований. Описывались также жилища и одежда древних, хотя и не столь подробно, как камни и кости.

Ф. Энгельс подхватил и сделал достоянием широкой научной общественности идеи Г. Моргана и ряда других социологов в своем знаменитом труде «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Вслед за ним социологи, философы и этнологи последующих поколений уделяли пристальное внимание изучению общественных отношений древних людей, типам общин, в которых они жили, вопросам собственности и права, а также семейным и сексуальным отношениям в древнем коллективе. Культурологи и этнологи сосредоточились еще в XIX веке на древних верованиях, прежде всего магических ритуалах и инициациях, которые изучали на основании аналогичных традиций современных исследователям примитивных, как их называли, обществ аборигенов. Во всех этих построениях и реконструкциях древней жизни, конечно, присутствовала изрядная доля фантазии, но, как бы то ни было, именно они долгое время стояли в центре внимания исследователей первобытности.

Во многом выделение указанных аспектов как важнейших при изучении древнейшего человека справедливо. Безусловно, главными составляющими человеческой жизни были (и есть) поддержание жизни и продолжение рода. Большая часть духовных и общественных установлений связана для древнего периода именно с этими базовыми основами. Что касается поддержания жизни, то ученые сосредоточились на процессе производства орудий для добычи с помощью охоты продуктов питания, то есть труде. Продолжение рода прежде всего связано с половыми и семейными отношениями в древнем обществе. Две составляющие — труд и семья — стали основой для всех прочих построений: с ними связывают изменения в общественных отношениях, появление верований, магические ритуалы, да и эволюцию самого человека.

При этом исследователями глубокой древности практически полностью игнорируется важнейший вопрос, касающийся системы питания. Вскользь перечисляются животные, чьи кости находят в тех или иных поселениях, а также изображения которых являются древнейшими произведениями искусства. Еще более бегло — возможные продукты собирательства ввиду отсутствия материальных свидетельств. Несколько большее внимание уделяется овладению огнем, но и здесь «застольные традиции» древних практически игнорируются, важнее оказывается тепло и возможность с его помощью отпугивать диких животных. Тема еды то ли, с точки зрения многих исследователей, слишком низменна, чтобы ею серьезно интересоваться, то ли слишком проста, чтобы стать объектом научного исследования.

Вместе с тем вопросы, связанные с составом пищи древнего человека, способами ее приготовления и хранения, традициями и ритуалами приема, представляются чрезвычайно важными. Социальная функция еды представляется ключевой для понимания процесса становления древних обществ, в которые уходят корнями многие традиции и ритуалы значительно более позднего времени, вплоть до современности. Понять их, не обратившись к истокам, чрезвычайно трудно.

Безусловно, судить о составе пищи древних людей, традициях ее приема и связанных с этим ритуалах и верованиях крайне сложно. Скудность материальных свидетельств по данному вопросу очевидна. Однако это не сложнее, чем восстанавливать семейные и даже брачные отношения того же периода, разбирать упорядоченные или беспорядочные сексуальные связи, вопросы собственности в коллективе, инициации мальчиков и девочек и прочее, чем успешно занимаются ученые вот уже более двух столетий. Возможно, эти темы имеют бо́льшую притягательность в силу своей пикантности, однако история показывает, что еда и связанные с нею традиции способствовали установлению общественных связей не в меньшей степени, чем семейные связи. Да и семья испокон веков строилась вокруг кормившего ее очага. Не случайно понятие «семейный очаг» дошло до современности, хотя давно уже в обиходной жизни очаги отсутствуют.

Читайте также: