Алкогольный напиток впервые попробованный гриневым

Мероприятие построено по типу игры "Счастливый случай".

Скачать:

ВложениеРазмер
внеклассное Литературная игра по произведению А.С.Пушкина "Капитанская дочка" 27.78 КБ
Презентация к литературной игре по произведению А.С.Пушкина "Капитанская дочка" 2.53 МБ

Предварительный просмотр:

Развивающие : совершенствование умения систематизировать сведения, делать вывод,

совершенствовать навыка взаимодействия в диалоге,

Воспитательные: способствование воспитания взаимодействия в коллективе, формировать чувство ответственности за команду.

В литературной игре принимают участие команды, состоящие из шести человек. К игре участники получают домашнее задание:

  1. придумать название команды, эмблему, подготовить представление команды;
  2. придумать по два вопроса команде противников.

-Для Пушкина это было одно из последних произведений: оно датировано 19 октября 1836 года. На этот день как раз приходилась торжественная 25-летняя годовщина Царскосельского лицея — последняя, которую застал поэт.

-А сейчас давайте познакомимся с теми, кто будет судить наши команды.

-А сейчас познакомимся с участниками наших команд.

(в течение минуты команды отвечают на вопросы и стараются набрать больше баллов)

Согласно описанию вы должны узнать героя повести.

Вопросы задаются по одному по очереди, начиная с отстающей команды.

-девушка около восемнадцати лет, на выданье, круглолица, румяна, очень скромна, робка. Кто это? (Мария Ивановна Миронова )(слайд №7)

Отстающей команде дается право выбрать номера вопросов.

  1. Целовальник –это а) парикмахер, б) продавец вина в трактире , в) настойчивый кавалер ( слайд №9)
  2. Инвалид – это а) человек, страдающий физическим недугом, б) военнослужащий, состарившийся на военной службе , в) военнослужащий, имеющий увечья.( слайд № 10)
  3. Грош (в 18 веке) –это монета достоинством в а) две копейки , б) одну копейку, в) десять копеек. (слайд № 11)
  4. Существенность – это а)суть, сущность, б)действительность, явь, окружающий мир , в) вещество, материал( слайд № 12)

Вопросы начинают задаваться с отстающей команды.

Назовите слова, которым соответствуют толкования лексического значения слов:

-молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не состоявший на службе.(Недоросль) (слайд №14)

-солдат – новобранец (Рекрут)

- любительница рассказывать новости (Вестовщица)

-арестант, узник в колодках (Колодник)

-человек, пользующийся особым доверием (Наперсник)

-крытая повозка (Кибитка )(слайд № 15)

-короткая мужская одежда без рукавов, вроде жилета (Камзол)

- дорожный сундучок для посуды и продуктов (погребец)

- сборник законов о воинских обязанностях(артикул)

Переведите устаревшие слова на современный язык:

Найдите и укажите стрелочками соответствующие переводы устаревшим словам.

Разделы: Литература

Место урока в системе: последний урок по теме.
Цели урока:
образовательные: проверка знания содержания произведений А.С. Пушкина;
развивающие: совершенствование умения систематизировать сведения, делать вывод;
совершенствование навыка взаимодействия в диалоге;
воспитательные: способствование воспитания взаимодействия в коллективе.
Тип урока: проверка и контроль знаний.
Форма урока: практикум.
Форма работы: групповая.
Оборудование: презентация урока с кадрами из к/ф “Капитанская дочка”.

А. Т. Твардовский назвал А. С. Пушкина “нашим вечным спутником”. Без сомнения, Пушкин занимает особое место в культурной жизни России. Им созданы произведения, ставшие символом русской духовной жизни. Каждое поколение утверждает свое понимание поэта, но, безусловно, видит в нем современника. Пушкин как мудрый и веселый собеседник пробуждает наш ум и сердце, зовет к творчеству.

Проверка знания произведений А. С. Пушкина, творческих способностей, умения работы в группе.

III. ЗАДАЧА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:

Продемонстрировать не только знания произведений А. С. Пушкина, но и творческие способности, смекалку, сплоченность в группе.

Известный историк В.О. Ключевский отмечал, что в “Капитанской дочке” больше истории, нежели в “Истории Пугачевского бунта”. Созданию исторического колорита во многом способствует использование архаической лексики. Посмотрим, как вы ее усвоили.

“Стоимость” правильного ответа в рамках данного конкурса — 0,5 балла.

    “Переведите” устаревшие слова на современный язык: фортеция, челобитье, обиняки, лазутчик, напасти. (Крепость, прошение, намеки, разведчик, беды.) оказия, исполать, супостат, жаловать, пенять. (Случай, хвала, враг, награждать, укорять.)
  • Выберите правильный вариант толкования лексического значения слов.
  • Целовальник — это а) парикмахер; б) продавец вина в трактире; в) настойчивый кавалер. (Правильный ответ - б)
  • Инвалид — это а) человек, страдающий физическим недугом; б) военнослужащий, состарившийся на военной службе; в) военнослужащий, имеющий увечья. (Правильный ответ - б)
  • Грош (в XVIII веке) — это монета достоинством в а) две копейки; б) одну копейку; в) десять копеек. (Правильный ответ - а)
  • Существенность — это а) суть, сущность; б) действительность, явь, окружающий мир; в) вещество, материал. (Правильный ответ - б)
      Назовите слова, которым соответствуют толкования лексического значения слов:
    • Молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не состоявший на службе. (Недоросль.)
    • Солдат-новобранец. (Рекрут.)
    • Любительница рассказывать новости. (Вестовщица.)
    • Арестант, узник в колодках. (Колодник.)
    • Человек, пользующийся особым доверием. (Наперсник.)
    • Крытая повозка. (Кибитка.)
    • Короткая мужская одежда без рукавов, вроде жилета. (Камзол.)
    • Дорожный сундучок для посуды и продуктов. (Погребец.)
    • Сборник законов о воинских обязанностях. (Артикул.)
    • Старинное ручное оружие, тяжелый набалдашник на короткой рукоятке. (Кистень.)
    • Возвышение на Красной площади в Москве, где, по преданиям, казнили государственных преступников. (Лобное место.)

    Волхвы не боятся могучих владык,

    А княжеский дар им не нужен…

    (“Песнь о вещем Олеге”)

  • Кому из героев принадлежит этот портрет? Назовите произведение.

Его глаза сияют,
Лик его ужасен.
Движенья быстры.
Он прекрасен…

    Вопросы команде № 2.
  • Назовите поэму, во вступлении к которой А. С. Пушкин перечисляет достижения Петра I (“Медный всадник”)
  • Из какого произведения эти строки:

Еще одно, последнее сказанье,
И летопись окончена моя…

  • Кому из героев принадлежит этот портрет? Назовите произведение.
  • Ни на челе высоком
    Ни во взорах
    Нельзя прочесть его сокрытых дум
    Все тот же вид смиренный, величавый…

    (Пимен, “Борис Годунов”)

    “Встречают по одежке, а провожают по уму”, — гласит известная русская пословица. Но мы сейчас поведем разговор именно об “одежке”.

    Задача команд — узнать персонажей романа “Капитанская дочка” исходя из их сведений о том, как они были одеты в тех или иных жизненных ситуациях, как относились к различным предметам одежды, своим и чужим, и т.п.

    Эти сведения предоставляются последовательно, в три этапа. Если персонаж оказывается узнанным сразу же, едва поступила первоначальная информация, команда получает максимальное количество баллов — три. В случае, когда правильный ответ дан со второй или с третьей попытки, командный счет увеличится соответственно на два балла или только на один балл.

      Задание команде № 1.
    • Этот герой
    • совершенно не задумывался о том, как и во что он одет, зато проявлял необычайную заботу о чужом гардеробе;
    • составил реестр “раскраденному злодеями” “барскому добру” и требовал компенсировать потери;
    • был чрезвычайно озабочен судьбой заячьего тулупа, пожертвованного с барского плеча “оголтелому пьянице”. (Савельич.)
  • Эта героиня
    • одевалась по обыкновению “просто и мило”;
    • в экстремальной ситуации, получив настоятельную рекомендация сменить имидж, переоделась в крестьянский сарафан;
    • вопреки правилам придворного этикета, была одета на приеме у императрицы “в дорожное платье”, так как, по именному повелению, должна была “ехать во дворец в том, в чем ее застанут”. (Маша Миронова.)
  • Этот герой
    • появлялся на страницах романа как в “оборванном армяке и татарских шароварах”, так и в “красном кафтане” “на белом коне”;
    • получил в подарок “заячий тулупчик совсем новешенький. бестия, его так и распорол, напяливая на себя”;
    • отблагодарил дарителя, пожаловав “шубу со своего плеча”. (Пугачев.)
      Задание команде № 2.
    • Эта героиня
    • ежедневно надевала любимую телогрейку и повязывала на голову платок;
    • приняла смерть “раздетой донага”, так как “в ее душегрейку” “успел уже нарядиться один из разбойников”-пугачевцев;
    • беспокоилась о скудости приданого, составленного ею для дочери: “частый гребень, да веник, да алтын денег”. (Василиса Егоровна.)
  • Эта героиня
    • впервые появилась перед читателем “в белом утреннем платье, ночном чепце и в душегрейке”;
    • уделяла немало внимания туалетам и, как свидетельствуют историки, имела в своем гардеробе несколько сот платьев;
    • предстала на страницах пушкинского романа в полном соответствии с образом, созданным художником Д.Левицким на портрете. (Екатерина II.)
  • Этот герой
    • во время воинского учения одет совсем не по-командирски, не по-военному: “в колпаке и в китайчатом халате”;
    • настаивал на том, чтобы в чрезвычайных обстоятельствах дочь сменила стиль одежды с “дворянского” на “крестьянский”;
    • принял смерть мужественно, не посрамив чести мундира, который носил всю жизнь. (Капитан Миронов.)

    “Государев кум со своею хозяюшкою” — так в одном из эпизодов романа именуют главного героя и его невесту. Петр Гринев и Маша Миронова будут в центре нашего внимания в продолжение этого конкурса.

    Вы получаете анкеты, которые необходимо заполнить за пять—семь минут. В работе участвует весь коллектив команды. Выполнение задания оценивается следующим образом: 30—40% — 1 балл; 50—70% - 2 балла; 80—100% - 3 балла. Вопросы, на которые игроки одной команды не смогли правильно ответить, в устной форме переадресовываются команде соперников.

      Задание команде № 1.

    Петр Гринев. Анкета героя.

    • Фамилия, имя, отчество отца героя. (Андрей Петрович Гринев.)
    • Фамилия, имя, отчество матери героя. (Авдотья Васильевна Ю.)
    • Количество детей в семье Гриневых. (Девять.)
    • Возраст героя к тому времени, когда он “выучился русской грамоте”. (“На двенадцатом году”.)
    • Предмет, бережно хранимый матерью Гринева с момента крещения сына. (Сорочка.)
    • Учебное пособие, из которого юный Петр изготовил бумажного змея во время “урока”. (Географическая карта.)
    • Название полка, куда герой был зачислен на службу еще до своего появления на свет. (Семеновский.)
    • Город, где Петр проигрался в бильярд по дороге к месту службы. (Симбирск.)
    • Алкогольный напиток, впервые попробованный Гриневым по настоянию Зурина. (Пунш.)
    • Воинское звание, присвоенное Гриневу в Белогорской крепости. (Поручик.)
    • Оружие, которым герой был ранен на дуэли. (Шпага.)
    • Русский поэт XVIII века, который “очень похвалял” стихотворные “опыты” Гринева. (А.П.Сумароков.)
    • Город, куда Гринев был отправлен после ареста, дабы предстать перед Следственной комиссией. (Казань.)
    • Наказание, каким государыня императрица заменила герою смертную казнь. (Вечное поселение в Сибири.)
    • Реликвия, которую “показывают” потомки Гринева всем гостям своего семейства. (Письмо Екатерины II к отцу Гринева, содержащее “оправдание его сына”.)
    • Задание команде № 2.

    Маша Миронова. Анкета героини.

    • Фамилия, имя, отчество отца героини. (Иван Кузьмич Миронов.)
    • Имя, отчество матери. (Василиса Егоровна.)
    • Цвет волос героини. (Светло-русый.)
    • Приданое героини. (“Частый гребень, да веник, да алтын денег”.)
    • Фамилия офицера, сватавшегося к Маше “месяца за два до приезда” Гринева в крепость. (Швабрин.)
    • Кавалер, посвящавший Маше любовные стихи. (Гринев.)
    • Подарок, сделав который, по словам Швабрина, можно было с легкостью добиться благосклонности героини. (“Пара серег”.)
    • Город, куда родители собирались отправить дочь накануне взятия Белогорской крепости. (Оренбург.)
    • Жители крепости, приютившие дочь капитана Миронова после гибели родителей. (Отец Герасим и его супруга Акулина Памфиловна.)
    • Лицо, передавшее Гриневу письмо от Маши с просьбой о помощи. (Урядник Максимыч.)
    • Лицо, выразившее желание быть “посаженым отцом” на свадьбе Петра Гринева и Маши Мироновой. (Пугачев.)
    • Населенный пункт, царская резиденция, где героиня встретилась с императрицей. (Царское Село.)
    • Лица, сопровождавшие Марью Ивановну во время поездки в Петербург. (Палаша и Савельич.)
    • Особа, взявшая на себя обязательство “устроить состояние” бедной сироты. (Екатерина II.)
    • Губерния, где “благоденствует потомство” Петра Гринева и Маши Мироновой. (Симбирская.)

    Конкурс проходит в форме символического интервью, в ходе которого капитаны смогут почувствовать себя на месте героев романа “Капитанская дочка”. Надев “маску” того или иного персонажа, капитаны должны будут ответить на три вопроса, связанных с “жизнью” этого персонажа на страницах книги.

    За каждый правильный ответ присуждается один балл.

      Вопросы капитану команды № 1.

    Петр Гринев.

    • Вы, безусловно, не забыли тот день, когда во время бурана заблудились в степи и прохожий помог вам найти дорогу к постоялому двору. По глубоким сугробам кибитка двигалась медленно, и вы задремали. “Мне приснился сон, которого не мог я позабыть и в котором до сих пор вижу нечто пророческое. ” — признались вы позднее. Не расскажите ли нам, что это был за сон? (Учащийся пересказывает соответствующий эпизод из главы II и комментирует “пророческое” содержание сна.)
    • Какое напутствие получили вы от отца, отправляясь на службу? (“Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду”.)
    • Вы, конечно, помните разговор с Пугачевым в кибитке по дороге из Бердской слободы в Белогорскую крепость. Пугачев рассказал вам аллегорическую сказку об орле и вороне. “Какова калмыцкая сказка?” — спросил он вас. Как вы прокомментировали смысл сказки? (“Затейлива. Но жить убийством и грабежом, значит, по мне клевать мертвечину”.)
    • Вопросы капитану команды № 2.

    Емельян Пугачев.

    • Один из казаков рассказывал о вас буквально следующее: “. по всему видно, что персона знатная: за обедом скушать изволил двух жареных поросят, а парится так жарко, что Тарас Курочкин не вытерпел. в бане, слышно, показывал свои царские знаки на грудях. ” У вас в самом деле есть “царские знаки” на груди? Какие? (“. на одной двуглавый орел, величиною с пятак, а на другой - персона его”.)
    • Во время бурана в степи вы помогли молодому барину и его слуге добраться до постоялого двора. “Сметливость его и тонкость чутья меня изумили”, — отмечал впоследствии Гринев в своих записках. В чем же состояла эта “тонкость чутья”? (“В самом деле, - сказал, - почему думаешь ты, что жило недалече?” - “А потому, что ветер оттоле потянул. и я слышу, дымом пахнуло; знать, деревня близко”.)
    • В разговоре с Гриневым вы весьма самонадеянно спросили молодого человека: “Как ты думаешь, прусский король мог ли бы со мною потягаться?” — и получили весьма корректный ответ: “Сам как ты думаешь? управился ли бы ты с Фридериком?” Что вы ответили собеседнику? (“С Федором Федоровичем? А как же нет? С вашими генералами ведь я же управляюсь, а они его бивали”.)

    Народной песне отведена значительная роль в романе. Народнопоэтическая стихия очень органично вплетается в художественную ткань произведения. В ходе настоящего конкурса команды должны будут выполнить задания, связанные с русской песней. Представители команд получают карточки, содержащие отрывки из народных песен. Задача игроков — определить, к каким главам Пушкин поставил в качестве эпиграфа эти песенные строки. Желательно, чтобы команды прокомментировали свой выбор.

    За каждый правильный ответ присуждается один балл.

      Задание игрокам команды № 1.

    1. Сторона ль моя, сторонушка,
    Сторона незнакомая!
    Что не сам ли я на тебя зашел,
    Что не добрый ли да меня конь завез:
    Завезла меня, доброго молодца,
    Прытость, бодрость молодецкая
    И хмелинушка кабацкая.

    (Глава II “Вожатый”, Петр Гринев)

    2. Голова моя, головушка,
    Голова послуживая!
    Послужила моя головушка
    Ровно тридцать лет и три года.
    Ах, не выслужила головушка
    Ни корысти себе, ни радости.
    Только выслужила головушка
    Два высокие столбика,
    Перекладинку кленовую,
    Еще петельку шелковую.

    (Глава VII “Приступ”, капитан Миронов)

      Задание игрокам команды №2.

    1. Как у нашей у яблоньки
    Ни верхушки нет, ни отросточек;
    Как у нашей у княгинюшки
    Ни отца нету, ни матери.
    Снарядить-то ее некому,
    Благословить-то ее некому.

    (Глава XII “Сирота”, Маша Миронова)

    2. Мы в фортеции живем,
    Хлеб едим и воду пьем;
    А как лютые враги
    Придут к нам на пироги,
    Зададим гостям пирушку:
    Зарядим картечью пушку.

    (Глава III “Крепость”, жители Белогорской крепости)

    Речь персонажей романа выразительна, ярка, неповторима. Героям произведения принадлежит немало метких, афористичных высказываний. В ходе настоящего конкурса вам предстоит поработать с некоторыми из афоризмов. Командам вручаются карточки с записью цитат. В течение одной-двух минут команды восстанавливают опущенную часть высказывания, а также вспоминают, кто из героев и в какой ситуации произносит эти слова.

    Правильный ответ приносит игрокам один балл.

      Задание игрокам команды № 1.
    • “Береги , а честь смолоду” (“платье снову”).
    • “ лучше доброй ссоры” (“худой мир”), (Первый афоризм - известная русская пословица. Этими словами Гринев старший напутствовал своего сына перед отъездом последнего на военную службу в Белогорскую крепость. Вторая фраза (тоже пословица) принадлежала Ивану Игнатьичу и была произнесена с намерением примирить Гринева и Швабрина.)
    • Задание игрокам команды № 2.
    • “Будет дождик — будут и , а будут — будет и ” (“ грибки”, “грибки”, “кузов”).
    • “Лучше раз напиться живой кровью, чем всю жизнь ” (“питаться падалью”), (Оба высказывания принадлежат Пугачеву. Первое он обронил в иносказательном разговоре с хозяином постоялого двора; второе резюмирует сказку об орле и вороне, здесь выражено жизненное кредо героя.)

    V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. НАГРАЖДЕНИЕ КОМАНД.


    Разберем всё, что Вас волнует.

    19 июня 2020г 19:00 (по Москве)

    Цели и задачи: проверить непосредственные знания текстуального материала;

    - проявить творческие способности в индивидуальной работе , работе в группах;

    - проявить находчивость и смекалку при решении поставленных творческих вопросов и задач.

    - умение пользования ИКТ.

    1.Где родился А.С. Пушкин? ( 26 мая 1799г. Москве, в Немецкой слободе, где в храме Богоявления в Елохове была произведена запись о его рождении. Любопытно, что сам поэт считал , что родился на Молчановке.)

    2.Какова родословная поэта? (Мать Надежда Осиповна , урожденная Ганнибал.

    3.Какие отношения связывали поэта с его родственниками ? ( Это всегда были очень теплые и проникновенные отношения. Особенно опекал младшего брата.)

    ПЕРВЫЙ РАУНД .ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ

    Фортеция -крепость челобитье- прошение

    Обиняки -намеки лазутчик -разведчик

    Напасти -беды оказия -случай

    Исполать - хвала, слава супостат - враг

    Жаловать -награждать пенять -укорять

    Каналья- мошенник, плут епитимья- церковное наказание

    - Выберите правильный вариант толкования лексического значения слов.

    (1) продавец вина в трактире, 2) военнослужащий, состарившийся на военной службе,3) две копейки, 4)действительность ,явь, окружающий мир)

    1.Крытая повозка. ( Кибитка)

    2.Короткая мужская одежда без рукавов, вроде жилета. ( Камзол)

    3.Дорожный сундучок для посуды и продуктов. ( Погребец)

    4. Сборник законов о воинских обязанностях. (Артикул)

    5. Старинное ручное оружие , тяжелый набалдашник на короткой рукоятке.( Кистень)

    6.Возвышение на Красной площади в Москве, где, по преданиям, казнили государственных преступников . (Лобное место)

    7. Молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не состоящий на службе. ( Недоросль)

    8.Солдат- новобранец. ( Рекрут.)

    9.Любительница рассказывать новости. ( Вестовщица.)

    10. Арестант, узник в колодках. ( Колодник.)

    11. Человек, пользующийся особым доверием.( Наперстник.)

    12.Гуляка , бездельник. ( Шаматон.)

    РАУНД №2.ВСТРЕЧАЮТ ПО ОДЕЖКЕ…

    Совершенно не задумывается о том, как и во что он одет, зато проявлял необычайную заботу о чужом гардеробе;

    Эта героиня:

    2)в экстремальной ситуации, получив настоятельную рекомендацию сменить имидж, переоделась в крестьянский сарафан;

    (Маша Миронова)

    Эта героиня:

    Уделяла немало внимания туалетам и , как свидетельствуют историки, имела в своем гардеробе несколько сот платьев;

    Предстала на страницах пушкинского романа в полном соответствии с образом, созданным художником Д.Левицким на портрете.

    (Екатерина 2)

    3)принял смерть мужественно, не посрамив чести мундира. Который носил всю жизнь.

    (Капитан Миронов)

    Эта героиня:

    1)ежедневно надевала любимую душегрейку и повязывала на голову платок;

    (Василиса Егоровна)

    РАУНД №3. Пётр Гринёв и Мария Миронова

    Вы получите анкеты, которые нужно заполнить за 5 минут. Если не отвечаете на вопрос, то он предлагается для ответа другой команде.

    Задание команде №1

    ПЕТР ГРИНЕВ

    1)Фамилия ,имя, отчество отца героя.( Андрей Петрович Гринев)

    2)Фамилия, имя, отчество матери героя.( Авдотья Васильевна Ю.)

    3)Количество детей в семье Гриневых .(Девять )

    5)Предмет, бережно хранимый матерью Гринева с момента крещения сына.( Сорочка)

    7) Название полка, куда герой был зачислен на службу ещё до своего появления на свет.( Семеновский. )

    8)Город, где Пётр проигрался в бельярд по дороге к месту службы. ( Симбирск.)

    9)Алкогольный напиток, впервые попробованный Гриневым по настоянию Зурина.( Пунш.)

    10)Воинское звание. Присвоенное Гринёву в Белгородской крепости. (Поручик .)

    11) Оружие, которым герой был ранен на дуэли. ( Шпага.)

    12) Город, куда Гринёв был отправлен после ареста, дабы предстать перед Следственной комиссией.( Казань.)

    14)Наказание, каким государыня императрица заменила герою смертную казнь .(Вечное поселение в Сибири.)

    ЗАДАНИЕ КОМАНДЕ №2

    Маша Миронова

    1)Фамилия, имя, отчество отца героини .( Иван Кузьмич Миронов.)

    2) Имя, отчество матери героини .( Василиса Егоровна.)

    3)Цвет волос героини .( Светло-русый.)

    6)Кавалер, посвящавший Маше любовные стихи.( Гринев)

    8) Город, куда родители собирались отправить дочь накануне взятия Белогорской крепости.( Оренбург)

    9) Жители крепости, приютившие дочь капитана Миронова после гибели родителей, ( Отец Герасим и его супруга Акулина Памфиловна ).

    12) Населённый пункт, царская резиденция, где героиня встретилась с императрицей.( Царское Село.)

    13)Лица, сопровождавшие Марью Ивановну во время поездки в Петербург .(Палаша и Савельич.)

    15)Губерния, где «благоденствует потомство2 Петра Гринёва и Маши Мироновой.( Симбирская.)

    РАУНД №4 .ГРИНЁВ И ПУГАЧЁВ

    КОНКУРС КАПИТАНОВ

    Вопросы командам

    ТВОРЧЕСКАЯ ПАУЗА. ЖИВЫЕ КАРТИНЫ

    РАУНД №5.СУДЕБНОЕ ДЕЛО

    Ведущий. Гринёв был арестован. Обвинения были серьёзны. Он предстал перед Следственной комиссией. Разбирательство носило суровый характер. Раунд пройдёт в форме суда над Гринёвым. В заседании участвуют две стороны: обвинение и защита. Чьи доводы окажутся более весомыми? Осуждён или оправдан будет поручик Гринёв покажет судебное расследование. В конкурсе участвуют два человека. Жеребьёвка определит кому из вас достанутся прокурорские функции, а кто исполнит роль защитника.( Выступление игроков. 3 балла).

    РАУНД №6. КАКАЯ ЖИЗНЬ, ТАКИЕ И ПЕСНИ

    -Народной песне отведена в романе значительная роль. Народная песня органично вплетается нитью в художественную ткань произведения. Вы должны выполнить задания, связанные с песней.

    (На листе записаны названия глав романа)

    - На карточках записаны отрывки из народных песен. Ваша задача- это определить, к каким главам Пушкин поставил в качестве эпиграфа эти песенные строки, к каким персонажам романа эпиграфы имеют отношение.( 4 балла )

    Сторона ль моя, сторонушка,

    Что не сам ли я на тебя зашел.

    Что не добрый ли да меня конь завез,

    Завезла меня, доброго молодца,

    Прытость, бодрость молодецкая

    И хмелинушка кабацкая.

    Голова моя , головушка,

    Послужила моя головушка

    Ровно тридцать лет и три года.

    Ах, не выслужила головушка

    Ни корысти себе, ни радости…

    Только выслужила головушка

    Два высокие столбика ,

    Ещё петельку шелковую.

    Как у нашей у яблоньки

    Ни верхушки нет, ни отросточек;

    Как у нашей у княгинюшки

    Ни отца нету , ни матери.

    Снарядить – то её некому,

    Благословить – то её некому.

    Мы в фортеции живём,

    Хлеб едим и воду пьём;

    А как лютые враги

    Придут к нам на пироги,

    Зададим гостям пирушку:

    Зарядим картечью пушку.

    РАУНД № 7 МИРСКАЯ МОЛВА – МОРСКАЯ ВОЛНА

    -Речь персонажей романа выразительна, ярка, неповторима. Героям произведения принадлежит немало метких , афористичных высказываний. В ходе данного конкурса вам предстоит восстановить опущенную часть высказывания, а также вспомнить , кто из героев и в какой ситуации произносит эти слова. ( 1 балл )

    (Первый афоризм – известная русская пословица. Этими словами Гринёв – старший напутствовал своего сына перед отъездом последнего на военную службу в Белогорскую крепость.

    Вторая фраза (пословица) принадлежала Ивану Игнатьевичу и была произнесена с намерением примирить Гринёва и Швабрина.)

    ( Оба высказывания принадлежат Пугачёву . Первое он обронил в иносказательном разговоре с хозяином постоялого двора ; второе- сказка об орле и вороне, здесь выражено жизненное кредо героя.)

    РАУНД № 8 НАВЕДЕНИЕ ПОРЯДКА

    - Расположите в правильной последовательности.

    А) Арест Гринева по обвинению Швабрина

    Б) Поездка Гринева в Оренбург на службу

    В) Захват Пугачевым Белогорской крепости

    Г) Дуэль Гринева со Швабриным

    Д) Буран в степи

    Последовательность событий

    Б) Поездка Гринева в Оренбург на службу

    Д) Буран в степи

    Г) Дуэль Гринева со Швабриным

    В) Захват Пугачевым Белогорской крепости

    А) Арест Гринева по обвинению Швабрина

    ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ

    В Каком городе венчался Пушкин? – В Москве

    Сколько пушек было у защитников Белогорской крепости? - Одна

    В какой стране обучался Ибрагим Ганнибал? – Во Франции

    Куда убежала с гусаром дочь станционного смотрителя?- В Петербург

    В какой губернии находилась Белогорская крепость ?- В Оренбургской .

    РАУНД 9.ЧЁРНЫЙ ЯЩИК

    Этот предмет государев денщик подал царю, она была оправлена слоновой костью. ( Ложка)

    Это часть предмета в 17 веке считалась отличительной приметой щегольского костюма, позднее слова ( красные каблуки) вошли в поговорку ,как обозначение молодых щеголей , озабоченных одними нарядами и светскими утехами .( Красные каблуки)

    РАУДН 10. РОМАШКА.

    Андрей Петрович Гринев Екатерина 2

    Француз Бопре Ротмистр Зурин

    Прачка Палашка Алексей Швабрин

    Коровница Акулька Генерал Андрей Карлович Р.

    Авдотья Васильевна Гринева Капитан Миронов

    Петр Гринев Василиса Миронова

    Савельич Мария Миронова

    Поручик Иван Игнатьич Урядник Максимыч

    Жена священника Священник Герасим

    Акулина Памфиловна Калмык Юлий

    Емельян Пугачев Капрал Белобородов

    Хлопуша(Афанасий Соколов) Анна Васильевна

    ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

    - Дорогие друзья! Мы рады, что вы так хорошо прочитали , осмыслили и усвоили данное произведение А.С. Пушкина. Желаем вам творческих успехов . а к Пушкину надо идти… Идти годами. Идти , как идут к пониманию совершенно ясных и простых вещей, которые таят на самом деле глубины неизвестности.

    Читайте также: