Дед федор заварил чай за окном метет вьюга

У РЕКИ

У самой реки рос лопух. Лист у лопуха широкий. Он хранил воду после дождя. По дну речки плавала стайка рыб. Ольга и Олег бросали хлебные крошки. Рыбки быстро хватали их.

Слово для справки: лопух.

ДУШИСТЫЕ ТРАВЫ

За окном крутит вьюга. Мороз заглядывает в каждую щель. А в доме тепло. Избу заполнил запах душистых трав. Дед Степан заварил чай. Душистую траву он собрал на полях, в лесу.

Слова для справок: заварил, собрал.

АЛЕНУШКА И ИВАНУШКА

Идет Аленушка с братом по полю. Жарко. Капельки пота бегут по лицу. Вот лужа. Испил той воды Иванушка. Зовет сестра брата. А к ней бежит белый козленок.

Русский язык

Цель работы – проанализировать, как идет процесс формирования первоначального навыка чтения и письма.

1. С помощью буквы и преврати лапу в дерево, рис – в цветок, кота – в морское животное.

Запиши слова, которые у тебя получились.

Собери для царевны Несмеяны букет цветов, в названии которых есть звук [н].

(Пион, тюльпан, ромашка, василек, ландыш)

Запиши названия этих цветов. Выдели слоги.

Составь из слогов слова.

ти то ни на со но ты си ки са о ко та

Запиши 2–3 слова.

2. Прочитай предложения. Запиши их, изменив имена детей по своему желанию.

У Сони была кукла (у Ани, у Кати).
У Алеши была машина (у Бори, у Никиты).

3. Зрительно-предупредительный диктант.

У Пети были сани. Он катал Мишу.
Вот лужайка. Жук сел на старый пень.

4. Прослушай предложение.

Запиши слова, в которых все согласные твердые.
Запиши слова, в которых есть мягкие согласные.

Цель работы – проверить сформированность навыка правописания по темам:

Объем диктанта: 25–30 слов.

У самой реки рос лопух. Лист у лопуха широкий. Он хранил воду после дождя. По дну речки плавала стайка рыб. Ольга и Олег бросали хлебные крошки. Рыбки быстро хватали их.

Слово для справки: лопух.

За окном крутит вьюга. Мороз заглядывает в каждую щель. А в доме тепло. Избу заполнил запах душистых трав. Дед Степан заварил чай. Душистую траву он собрал на полях, в лесу.

Слова для справок: заварил, собрал.

АЛЕНУШКА И ИВАНУШКА

Идет Аленушка с братом по полю. Жарко. Капельки пота бегут по лицу. Вот лужа. Испил той воды Иванушка. Зовет сестра брата. А к ней бежит белый козленок.

Слова для справок: к ней, жарко.

Цель работы – проверить умения списывать с доски, находить опасные места в словах, правильно ставить знаки препинания.

Иду я по лесу и слышу шорох да писк. Самих зверей нет. Но за мной глаза следят, уши слушают. Зверьки в норах сидят или под кустиком.

– Мышонок, отчего у тебя нос грязный?
– Землю копал.
– Для чего землю копал?
– Норку делал.
– Для чего норку делал?
– От тебя, Лис, прятаться.

Подумай, какие знаки препинания надо поставить. Выпиши только вопросительные предложения.

Цель работы – проверить умения составлять текст на основе главных членов предложения, выписывать ту часть текста, которая подходит к выбранному заголовку, составлять текст из предложений.

1. Допиши данные предложения необходимыми по смыслу словами. Запиши рассказ, озаглавь его.

Сидят рыбаки. Притаился кот. Рыбка лежит. Кот схватил.

Быстро прошла золотая осень. Опала последняя листва с берез.
Холодно. Часто идут дожди. В такие дни я сижу дома. Брат Алеша купил мне краски. Я рисую речку Ключи и нашу дачу в деревне Дубрава.
Мама любит мои рисунки. Я рисую и радуюсь.

Это мои родные места.
Деревня Липки стоит на берегу Оки. Кругом густые леса и широкие луга. Я здесь живу. Это моя Родина.

а) Как лучше расположить предложения, чтобы получился связный текст?
б) Какие слова можно использовать для заголовка?
в) Запиши заголовок и составленный текст.

Объем работы: 45–50 слов.

Мы углубились в сосняк. Рядом росли ольха и черемуха. Ветки ольхи били по плечам, пылили снежную крупу. Солнце скользнуло по верхушкам сосен и скрылось. Мороз этого и ждал. Он обозлился, цеплялся за уши и нос, гуще белил травы. На ветке рябины появился дрозд. Он клюнул ягодку, соскользнул с ветки, улетел.

Слова для справок: обозлился, ольха, черемуха.

Примечание. Предупредить учащихся о постановке запятых в предложениях с однородными членами.

Лечебные растения на Руси назывались одолень-травой. Они помогали одолевать или побеждать болезни.
Первыми среди них считались желтая ромашка и белая лилия. За красоту и за пользу их считали особенными цветами. Наши воины брали в поход не только оружие, но и память о Родине – одолень-траву.

(По С. Романовскому)

Слово для справки: считались.

Мы решили взглянуть на памятник природы – водопад. Узкая тропа вела к нему через горы. В утренней голубой дымке едва видны деревья. Вот мы слышим шум падающей воды. Деревья расступились. Мы оказались на берегу реки. Вот обрыв. С высоты тридцати метров река падала вниз. Это сказочное зрелище создала природа.

Слова для справок: водопад, слышим, вниз, расступились.

Цель работы – проверить умения списывать с доски, выделять орфограммы на изученные правила.

Командоры были названы в честь Витуса Беринга. Это два крупных острова – Беринга и Медный. Они окружены мелкими скалистыми островками. Острова изрезаны домиками бурных речек. Их потоки падают с высоких обрывов в океанскую пучину. Командоры часто называют туманными островами. Ясные дни здесь редки. Появление солнца встречают как праздник.

Спиши.
Подчеркни безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.

Отрадно встречать в снежном лесу веселую ватагу синичек. Торжественную тишину нарушают их задорные крики. На сук сосны садится птичка с серой спинкой, черной шапочкой и яркими белыми щечками. Она не сидит на месте, деловито осматривает кустики, отковыривает кусочки коры. Она находит пищу, зажимает добычу между лапками. Вы узнали пухляка?

Цель работы – проверить умения последовательно излагать мысли, правильно воспроизводить прочитанное, заканчивать тексты.

Мы подошли к опушке леса. Зашевелились ветки деревьев. Медленно и осторожно вышел олень.
Мы протянули ему щепочку соли. Рогач внимательно разглядывал нас.
Снова кусты зашевелились, за рогачом вышла олениха. Она увидела нас и спряталась за спину рогача.
Тут выскочил олененок. Он подбежал к нам и лизнул ладонь.
Родители заволновались. Но соль всех притягивала. Вскоре все семейство облизывало наши ладони.

Подумай: соответствует ли заголовок содержанию текста? Сколько частей ты выделишь в тексте?
Составь план, запиши изложение по плану. Напиши свой заголовок.

Слова для справок: снова, за рогачом, выскочил.

В лесу было торжественно и тихо. День словно дремал. С неба падали одинокие снежинки.

3. Собери пословицы.

Октябрь – поздний снежок.

Поздний грибок – к суровой и продолжительной зиме.

Поздний листопад – весна будет ранняя.

Облака идут против ветра – месяц преддверья зимы.

Осенью снегу нанесет рано – к осадкам.

Цель работы – проверить сформированность навыка правописания падежных окончаний имен существительных, безударных гласных в корне слова.

Объем работы: 65–70 слов.

Удивительная судьба растений. О лотосе слагали песни, легенды. Поэты воспевали его в стихах. Мы подъехали к заливу, осмотрели местность. От кочки к кочке тихо шла цапля. Всюду розовели бутоны. Мой приятель брызнул на лист. Капли воды скатились с поверхности серебристыми шариками. Рядом с бортом лодки рос большущий лотос. Один лепесток опал и лежал на глади воды. Коротка жизнь цветка, а жаль.
Стемнело. Нашу лодку мы направили к пристани.

Слова для справок: лотос, слагали, легенды, воспевали.

Мы заметили следы лисицы. Любимым местом плутовки была река. Часто ее след тянулся к полынье.
Мы наблюдали за лисой с берега. Цепочка ее следов тянулась от лунки к лунке. Здесь она находила рыбку, остатки завтрака рыбаков.
Прошла неделя. Мы снова встретились с лисой и заметили, что плутовка прошла мимо кустарников по шоссе и повернула к окраине деревни. Вдруг на снегу мы обнаружили куриные перья. Мы посочувствовали хозяйке.

Слова для справок: заметили, полынья, снова.

Примечание. Предупредить о постановке запятой перед словом что.

Была ночь. В темном небе горел самолет. Он казался летящим факелом. Осколки снаряда задели и самого летчика. Он потерял много крови, ослабел. Летчик собрался с силами и выпрыгнул из самолета. Раскрылся парашют. Летчик опустился на крутой край сопки и покатился от вершины к подножью. На белой скатерти чистого снега виднелись молодые сосенки. Он зацепился за них, огляделся. Вдали виднелась избушка. Летчик пополз к избушке. Его встретил лесник и перевязал раны.

Слова для справок: парашют, вдали.

Дуняша любила ходить за водой. До колодца надо было идти по скользкой тропке. Она легко бежала и напевала песенку. Ведра позванивали в такт ее шагов. На бревнах колодца висели белые сосульки. Они напоминали длинную бороду Деда Мороза. Инеем были покрыты кусты и деревья. В колодце сверкала вода. Дуняша набрала полные ведра и пошла. На белой скатерти снега были видны следы. Стайка птиц полетела к деревне.

Слова для справок: напоминали, Дед Мороз.

Цель работы – проверить умение списывать текст, находить в нем орфограммы.

Воздух чист и свеж. Далеко видно кругом: и окрестности деревни, и зеленые холмы, и соседние болота. Солнце поднималось и блестело лучистыми алмазами в каждой капле росы. В чаще кустов началась жизнь. Маленькие певуньи перелетали от ветки к ветке, давали знать о себе веселым щебетанием. А над полем ржи, в небесной лазури, жаворонок пел веселую песню. Утро обещало теплый ясный день.

Задание. Над подчеркнутыми существительными обозначь падеж и склонение.

Из спальни дверь вела в другую комнату. Каштанка царапнула эту дверь, налегла на нее грудью и открыла. Она почувствовала странный запах. Каштанка вошла в маленькую комнатку и в страхе попятилась назад. Вот так встреча!
Пригнув к земле шею и голову, растопырив крылья и шипя, прямо на нее шел гусь. В стороне от него лежал большой кот. Он увидел Каштанку, вскочил, выгнул спину в дугу, задрал хвост, взъерошил шерсть и зашипел.

Задание. В первой части текста выдели окончания у имен существительных, обозначь падеж.

Цель работы – проверить умение составлять тексты разных видов.

1. Составь текст по заголовку и его началу.

Кто не знает этих простых луговых цветов? Идешь по нахоженной, давно знакомой тропинке и видишь.

Задание. Запиши текст, включив в него описание цветка днем, вечером.

2. Составь текст по заголовку.

ПЕРВЫЙ СНЕГ К ЛИЦУ ЗЕМЛЕ

_______________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________

Подпиши, какой это текст.

3. Допиши текст, озаглавь его.

И до чего хорошо в эту пору в суровом лесном краю! Вот где природа действительно ликует после ненастной дождливой поры.___________________________________________
______________________________________________________________________________________

Пурга за окном метёт вьюгою.
Всё кругом заметелило.
Грустно очень с зимою – подругою
Сердце мне заморозило, испещерило.

Всё, что было когда то забылося
Чувства нежные в бездну канули
Всех подруг глаза зелёные
Душу мне одурманили.

Сердце высквозит лютым холодом
Заморозит всё то, что осталося
И морозом, как злючим ворогом,
Изведёт болью новая боль, запоздалая.

И куда бы не прислонил я голову,
Где бы я бы не спрятался,
Там кручина меня закрутит и заново
От себя никуда не спрячешься.

Пурга за окном метёт вьюгою
Всё кругом заметелило.
Грустно очень с зимою – подругою
Сердце мне заморозило, испещерило.


Ольга Васильевна Узорова, Елена Алексеевна Нефёдова
Контрольные диктанты по русскому языку
4 класс

Предисловие

Хотите, чтобы ребенок писал грамотно? Этот комплект книг станет незаменимым помощником ученику четвертого класса, желающему качественно отработать все орфограммы, изучаемые на уроках русского языка. К каждой орфограмме подобраны специальные диктанты. Они помогут ребенку надежно закрепить полученные знания по данной теме. Но этим не исчерпывается содержание книги. Существенной частью работы является повторение ранее пройденных тем, причем не только третьего, но и второго классов. Тексты, собранные в этом пособии, предназначены для письма под диктовку. Для самостоятельной работы ученика предназначена вторая книга комплекта, где в тех же самых диктантах он должен выбирать из нескольких приведенных орфограмм правильный вариант написания.

И в отдельности каждая из этих книг может принести большую пользу. Но, по нашему замыслу, максимальный эффект достигается при их комбинированном применении. Например, первые два-три диктанта новой темы учитель дает ученику по книге для самостоятельной работы. Затем, после работы над ошибками, учитель еще раз диктует их по этому пособию. Следующий текст он диктует ученикам уже без подготовки.

В заключение хотим обратить внимание на один важный момент. При диктовке следует ясно проговаривать все орфограммы, еще не пройденные учеником. Если у вас возникают сомнения, относится та или иная орфограмма к числу пройденных, вы можете свериться с данным пособием.

Повторение

Диктант 1

Вот и пришло первое сентября. В этот праздничный день радостные и счастливые ученики столпились у подъезда школы. В руках они держали великолепные букеты цветов. Школьники из разных классов стояли вперемежку тесными группами. Часть детей находилась на ступеньках лестницы. Слышались весёлые голоса и смех. К пришкольному участку часто подъезжали машины. Это бывшие ученики спешили поздравить своих старых учителей. Учащиеся пока не заходили в школу. Они слушали интересное выступление известного профессора. Он много лет назад окончил эту школу. (76 слов)

Диктант 2

В конце октября начался листопад. Пожелтевшие и покрасневшие листочки кружились в воздухе. Это был печальный и прекрасный осенний танец. Случалось, что яростный порыв ветра превращал танец в пляску. Лес стал красивым и грустным. Масса листьев покрывала широкие аллеи, узкие дорожки и тесные тропки. Часто стояла ненастная погода. Иногда яркое солнце согревало воздух. Но напрасно. Рано или поздно наступит зима. (59 слов)

Диктант 3

Стоял чудесный осенний денёк. Солнце ласково светило на ясном небе. Жужжали последние мошки. Птичьи стаи тянулись на юг. На полянах и во дворах вороны собирались в группы. В каждой было до десятка птиц. Осенью вороны тоже кочуют к югу. Но далеко не улетают. А воробьи селятся близко с жильём человека. Здесь можно найти много съедобных объедков. Добрые люди часто делают для птиц кормушки. Их развешивают на деревьях, на окнах. (69 слов)

Диктант 4

Поздней осенью мы вышли в лес на прогулку. Было раннее утро. В лесу стояла тишь. Изредка раздавались птичьи голоса. Тонны жёлтых и красных листьев лежали под ногами. Они ещё не превратились в скользкую серую массу. Лес без листвы казался грустным и пресным. Мы обошли окрестности, перешли по мосткам глубокий овраг и остановились перед большим подъёмом. Нам навстречу бежала группа детей. Эти ребята участвовали в школьном кроссе. И мы решили размяться и добежать до дома. После пробежки мы с аппетитом позавтракали. (81 слово)

Диктант 5

Юннаты Алла, Римма и Серёжа решили собрать коллекцию пожелтевших и покрасневших осенних листьев. Ранним утром вышли они в близкий лесок. Дорога лежала через большой парк. Длинная аллея привела детей на берег пруда. Ночь была холодная, и водную гладь покрывал хрупкий ледок. Местами торчал высохший камыш. По ледку ходила воронья стая. Несколько десятков птиц разделились на группы. Они искали съедобные зёрнышки. Ребята бросили им корж и калач. Птицы стали радостно клевать хлебный мякиш. (72 слова)

Диктант 6

Ранним субботним утром Кирилл и Ольга играли в теннис на площадке во дворе. Группа детей сидела на низкой лестнице и следила за игрой. Территория двора была аккуратно очищена дворниками от осенних листьев. Но жёлтые и красные лоскутки всё падали с деревьев. Вот рыжий кот вылез из железной будки и забежал в подъезд. От дома отъехала зелёная машина. Она въехала на большой подъём и оказалась на шоссе. (66 слов)

Диктант 7

Стояла холодная погода. На ясном небе светило осеннее солнце. Вот над верхушками деревьев появилась гигантская туча. Погода становилась ненастной. Яростные порывы ветра сбивали с ветвей деревьев листья и сучья. Но дождь ещё не начался. Грустно жужжали редкие мошки. Они спешили найти убежище. Вот по тропке пробежала робкая мышка. Она боится попасть под дождь. А небесный свод уже затянули тучи. (59 слов)

Диктант 8

Был поздний осенний вечер. Низкие серые тучи затянули небесный свод. Сквозь них была видна только узкая полоска месяца. В эту ночь мы не увидим звёздное небо. Сейчас стоит почти полная тишь. Чуть шуршит камыш на берегу озерца. Но тишина не продлится долго. Скоро погода станет ненастной. Польёт дождь, будет грохотать гром. Скользкая грязь и глубокие лужи покроют пустошь рядом с нашим селом. (62 слова)

хорошо зимой под пледом —
слава январю!
чай с тимьяном пахнет летом —
хочешь, заварю?
хочешь загород поедем,
будем жечь костёр?

на твоём велосипеде,
всем наперекор!
по лесу пойдём, вдыхая,
хвою, утро, снег!
что же ты сидишь вздыхая,
близкий человек?

жизнь волшебна, помни это,
прочь гони печаль!
чай с тимьяном пахнет летом —
заварить нам чай?

когда ты придешь, конечно, я буду ждать.
откроется сердце, и примет тебя любого.
я все беспокоюсь: что мне тебе сказать?
какое из тысячи слов мне придумать слово?

когда ты придешь, я с прошлым закрою счет,
и память сведет на нет все былые лица.
я все представляю: ты стоишь у ворот,
не в силах, сдержав волненье, пошевелиться.

когда ты придешь, свет уличных фонарей
осветит порог, засыпанный белой вьюгой.
я все размышляю: в какую из всех дверей
ты не постучишь, а смело войдешь без стука.
… показать весь текст …

Если пусто в душе — значит время сменить маршрут.
Запиши в голове разборчиво, без чернил:
Если любят тебя — обязательно подождут,
Если счастье придет — значит ты его заслужил.

Сколько не было б лет — душою будь молодым,
И не думай когда и где будет твой финал.
Не любящих тебя — спокойно отдай другим.
Отраженье ищи в душе, а не у зеркал.

Если дом опустел — не бойся покинуть дом.
Если город не тот — решайся и двигай прочь!
Если ленишься ты — все дастся с трудом,
И никто и ничем не сможет тебе помочь.
… показать весь текст …

Раз прислал мне барин чаю
И велел его сварить.
А я отроду не знаю
Как проклятый чай варить.

Взял я все на скору руку,
Чай весь высыпал в горшок,
На приправу перцу, луку
И петрушки корешок.

На таган его поставил,
Все лучинкою мешал,
Потом мучкою заправил
И начало чай принял.

Чай мой вышел объеденье,
Раза два прокипятил
И немного, в украшенье,
Сверху маслица подлил.

Снял я пену понемногу,
Снес я в горницу на стол,
Положил тарелку, ложку,
Тут и барин подошел.

"Чай готов, извольте кушать",
Снял я с барина пальто. -
"Молодец, всегда так слушай
И хвалю тебя за то.

Если будешь аккуратно
Ты всегда так исполнять,
То на празднике, понятно,
Подарю рублишек пять”.

Пять рублей ведь денег много,
С ними можно погулять,
И Акулька-недотрога
Меня будет уважать.

Слышу барин рассердился,
Меня в горницу позвал,
В волоса мои вцепился
И таскал меня, таскал.

"Это что ж за образина,
Ты чего мне наварил!
Ах ты пешка, ах дубина,
Что бы пес тебя схватил".

Долго, долго он ругался,
Злой по горнице ходил,
Вдруг чурбан ему попался
И им меня на кухню проводил.

Долго думал, удивлялся,
Чем я мог не угодить,
А потом я догадался –
Позабыл я посолить!


Тритатушки-Тритатушки
Спросил заяц у лягушки
А лягушка не дала
Тритатушечка мала!

Лет до 14 думал что разговор идёт про обувь)

Ещё был типа такой:

Держу быньку
за пупыньку
Дай мне бынька
Молока
А из бынькиной
пупыньки
Льётся разжавая вода.

Вспоминаю, ржу сижу)

У нас была немного другая версия:

Деревенские ребята
Захотели молока.
Говорят, найти корову,
Они полезли под быка.
Тянут быньку за пыпыньку:
"Дай нам, бынька, молока"
Ну а бынька рассердился
И налил им три ведра.
Целый день они гадали:
Что за вкусное питьё?
И только к вечеру узнали
Что это бынькино ссаньё.

ну это уже детский фольклор и насколько я понимаю более современный. просто хотелось вот именно эту вещь найти, которую я описал в первом комменте

Ещё бабушка рассказывала что-то вроде:

Расскажу рассказ потешный,
Как женился я , сердешный,
Потихонечку да помаленечку.
Получал рублишку с лишком,
Носил шапочку с манишкой.

Дальше не помню и нигде не смог найти. Может, слышали что-то подобное?

Бабушка

Есть у меня бабушка, которой в этом году исполнилось 70 лет. Не смотря на свой возраст, освоила современную технику, общается в соц.сетях, да и в принципе не унывает. Сегодня прислала мне стихотворение собственного сочинения. Хочу поделиться с вами.



Шлараффия


"Шлараффия - страна дураков" - милое и забавное произведение немецкого народного фольклора.

На белом свете есть одна

Весьма чудесная страна,

И не солгу, ей-богу!

Что сам туда бы побежал,

Когда бы знал дорогу.

Страну Шлараффией зовут, — Одни лентяи там живут.

За сахарной горою….

А как быстрее к ним попасть

Я вам секрет открою.

Кто хочет, пусть в один присест

ту гору сахарную съест.

затем на тропку выйдет

И ровно через пять минут

Там стены башен и домов

Из кренделей и пирогов,

И в каждом закоулке

Растут на липах и дубах

Пирожным, пышкам счёту нет,

Не надо никаких монет.

А если выпить захотел — Вино в любом колодце.

Вокруг домов, — Таков Приказ! — Стоят заборы из колбас,

Закуска под рукою.

Пасётся прямо на лугу

Страна, как видно, неплоха:

В озёрах плещется уха.

И рыбка не в обиде!

В сеть попадая к рыбаку

Уже в варёном виде.

Летают по небу, — ей-ей! — Там стаи жареных гусей.

И, — верите ли? — Сразу

Они лентяям прямо в рот

Влетают по заказу.

А что за свиньи в той стране.

С ножом и вилкою в спине!

Взывают к вам: " Дружочек!

Отведать просим ветчины….

Отрежь себе кусочек.

Пусть сыровары нас простят:

Там сыром улицы мостят.

И воробьиной стае

А летом — чудо из чудес!

Не дождь, а мёд бежит с небес!

По всем холмам и склонам.

В Шлараффии сластенам.

Шумит зима, белым-бела,

Муку и сахар намела.

Мукой посыпан ельник.

Вот то-то будет пир горой

Когда придёт сочельник.

Весною каждая река

Полна парного молока,

А на лесной опушке

растут на ветках и сучках.

тарелки, ложки, кружки.

Едва взыграет аппетит,

Всяк искупаться норовит.

И неспроста девицы,

В шлараффской чудо — стороне

Пышны и круглолицы.

Богаче всех иных людей

тот, кто содержит лошадей.

Затем, что по привычке,

Кобылы здешние несут

Ну а почёт особый там

Едва просрочишь дату — Заимодавец должнику

Двойную тащит плату.

Их превозносят до луны,

Встречают их приветом.

Но только требуется лгать

И не краснеть при этом.

Считают там за благодать

Побольше в карты проиграть.

По местному закону

Тот, кто продулся в пух и в прах

Всё забирает с кону.

Зайти в любой шлараффский бор,

О, диво! — разгорится взор:

Висят на каждой ветке

Камзолы, шляпы. башмаки,

Вот это, понимаю — край!

Что приглянётся — выбирай!

Всё по последней моде.

А платья, кружева, платки

Есть в каждом огороде.

Приходят люди на базар,

Товар меняют на товар.

Коль надоела, приводи:

Сменяешь на другую..

Течёт за городом река.

Ни широка, ни глубока:

Столетний дед с одышкой

ныряет в воду стариком,

А вынырнет парнишкой.

Когда поеду в ту страну — Я захвачу с собой жену:

Пусть в реку окунётся,

И вновь невестой молодой

Кого вконец заела лень,

Кто спит в постели целый день,

Часов двенадцать кряду — Тому вручает магистрат

Но если ты трудолюбив,

Прилежен, бодр и не ленив — Тогда, согласно правил,

Тотчас потребуют, чтоб ты

Дурак, болтун и ротозей

Имеют звания князей,

А главный лежебока,

В народе чтим глубоко.

Всё это нынешней зимой

Мне рассказал один немой,

А подтвердил публично

Слепой, который этот край

Недавно видел лично.

А у меня сомнений нет!

Так вот вам, лодыри, совет:

Зря небо не коптите,

А всей компанией честной

В Шлараффию катите!


Бабушка

На волне постов про бабушек, вставлю свои 5 копеек.
Помню, как в детстве привозили меня к бабушке с дедушкой. Это всегда было - уютная, вся пропитанная каким-то теплом старая квартира с высокими потолками, везде бабушкино рукоделие, запах дедушкиных сигарет, каждый раз - самые вкусные в мире блины.
Меня всегда укладывали спать в маленькую комнату с огромными часами с боем и веретеном на шкафу. Насмотревшись диснеевской "спящей красавицы", как же я боялась этого веретена! Не могла заснуть, смотрела на него всё (к счастью, видимо, до красавицы мне далеко), и часы эти громкие. Так это всё было необычно, но такие согревающие воспоминания.
Бабушка очень нас любила, у неё было много внучек и один внук. Она была неугомонная, весёлая и ласковая.
Давно уже нет ни бабушки, не дедушки. И вот несколько лет назад, сестра, живущая на тот момент в бабушкиной квартире, нашла её стихи. Целая тетрадь.
Я никогда и не думала, что она писала стихи! И столько там всего, жизненного, печального, про непутёвого внука, про отца моего, про нас всех, про деда, про свой брак не по любви (внезапно) - особенно впечатлило стихотворение о смерти деда, очень сильное и нежное.
И такое странное чувство - знал человека и не знал, и я рада, что мне выпала такая возможность, посмотреть на своего родного человека с другой стороны - вот её давно уж нет, а тут как будто дверь в душу её на секунду приоткрыла.
Берегите своих бабушек и дедушек, интересуйтесь их историями жизни - никогда не знаешь, какие секреты они там хранят.

Раз прислал мне барин чаю
И велел его сварить.
А я отроду не знаю
Как проклятый чай варить.

Взял я все на скору руку,
Чай весь высыпал в горшок,
На приправу перцу, луку
И петрушки корешок.

На таган его поставил,
Все лучинкою мешал,
Потом мучкою заправил
И начало чай принял.

Чай мой вышел объеденье,
Раза два прокипятил
И немного, в украшенье,
Сверху маслица подлил.

Снял я пену понемногу,
Снес я в горницу на стол,
Положил тарелку, ложку,
Тут и барин подошел.

"Чай готов, извольте кушать",
Снял я с барина пальто. -
"Молодец, всегда так слушай
И хвалю тебя за то.

Если будешь аккуратно
Ты всегда так исполнять,
То на празднике, понятно,
Подарю рублишек пять”.

Пять рублей ведь денег много,
С ними можно погулять,
И Акулька-недотрога
Меня будет уважать.

Слышу барин рассердился,
Меня в горницу позвал,
В волоса мои вцепился
И таскал меня, таскал.

"Это что ж за образина,
Ты чего мне наварил!
Ах ты пешка, ах дубина,
Что бы пес тебя схватил".

Долго, долго он ругался,
Злой по горнице ходил,
Вдруг чурбан ему попался
И им меня на кухню проводил.

Долго думал, удивлялся,
Чем я мог не угодить,
А потом я догадался –
Позабыл я посолить!


Тритатушки-Тритатушки
Спросил заяц у лягушки
А лягушка не дала
Тритатушечка мала!

Лет до 14 думал что разговор идёт про обувь)

Ещё был типа такой:

Держу быньку
за пупыньку
Дай мне бынька
Молока
А из бынькиной
пупыньки
Льётся разжавая вода.

Вспоминаю, ржу сижу)

У нас была немного другая версия:

Деревенские ребята
Захотели молока.
Говорят, найти корову,
Они полезли под быка.
Тянут быньку за пыпыньку:
"Дай нам, бынька, молока"
Ну а бынька рассердился
И налил им три ведра.
Целый день они гадали:
Что за вкусное питьё?
И только к вечеру узнали
Что это бынькино ссаньё.

ну это уже детский фольклор и насколько я понимаю более современный. просто хотелось вот именно эту вещь найти, которую я описал в первом комменте

Ещё бабушка рассказывала что-то вроде:

Расскажу рассказ потешный,
Как женился я , сердешный,
Потихонечку да помаленечку.
Получал рублишку с лишком,
Носил шапочку с манишкой.

Дальше не помню и нигде не смог найти. Может, слышали что-то подобное?

Бабушка

Есть у меня бабушка, которой в этом году исполнилось 70 лет. Не смотря на свой возраст, освоила современную технику, общается в соц.сетях, да и в принципе не унывает. Сегодня прислала мне стихотворение собственного сочинения. Хочу поделиться с вами.



Шлараффия


"Шлараффия - страна дураков" - милое и забавное произведение немецкого народного фольклора.

На белом свете есть одна

Весьма чудесная страна,

И не солгу, ей-богу!

Что сам туда бы побежал,

Когда бы знал дорогу.

Страну Шлараффией зовут, — Одни лентяи там живут.

За сахарной горою….

А как быстрее к ним попасть

Я вам секрет открою.

Кто хочет, пусть в один присест

ту гору сахарную съест.

затем на тропку выйдет

И ровно через пять минут

Там стены башен и домов

Из кренделей и пирогов,

И в каждом закоулке

Растут на липах и дубах

Пирожным, пышкам счёту нет,

Не надо никаких монет.

А если выпить захотел — Вино в любом колодце.

Вокруг домов, — Таков Приказ! — Стоят заборы из колбас,

Закуска под рукою.

Пасётся прямо на лугу

Страна, как видно, неплоха:

В озёрах плещется уха.

И рыбка не в обиде!

В сеть попадая к рыбаку

Уже в варёном виде.

Летают по небу, — ей-ей! — Там стаи жареных гусей.

И, — верите ли? — Сразу

Они лентяям прямо в рот

Влетают по заказу.

А что за свиньи в той стране.

С ножом и вилкою в спине!

Взывают к вам: " Дружочек!

Отведать просим ветчины….

Отрежь себе кусочек.

Пусть сыровары нас простят:

Там сыром улицы мостят.

И воробьиной стае

А летом — чудо из чудес!

Не дождь, а мёд бежит с небес!

По всем холмам и склонам.

В Шлараффии сластенам.

Шумит зима, белым-бела,

Муку и сахар намела.

Мукой посыпан ельник.

Вот то-то будет пир горой

Когда придёт сочельник.

Весною каждая река

Полна парного молока,

А на лесной опушке

растут на ветках и сучках.

тарелки, ложки, кружки.

Едва взыграет аппетит,

Всяк искупаться норовит.

И неспроста девицы,

В шлараффской чудо — стороне

Пышны и круглолицы.

Богаче всех иных людей

тот, кто содержит лошадей.

Затем, что по привычке,

Кобылы здешние несут

Ну а почёт особый там

Едва просрочишь дату — Заимодавец должнику

Двойную тащит плату.

Их превозносят до луны,

Встречают их приветом.

Но только требуется лгать

И не краснеть при этом.

Считают там за благодать

Побольше в карты проиграть.

По местному закону

Тот, кто продулся в пух и в прах

Всё забирает с кону.

Зайти в любой шлараффский бор,

О, диво! — разгорится взор:

Висят на каждой ветке

Камзолы, шляпы. башмаки,

Вот это, понимаю — край!

Что приглянётся — выбирай!

Всё по последней моде.

А платья, кружева, платки

Есть в каждом огороде.

Приходят люди на базар,

Товар меняют на товар.

Коль надоела, приводи:

Сменяешь на другую..

Течёт за городом река.

Ни широка, ни глубока:

Столетний дед с одышкой

ныряет в воду стариком,

А вынырнет парнишкой.

Когда поеду в ту страну — Я захвачу с собой жену:

Пусть в реку окунётся,

И вновь невестой молодой

Кого вконец заела лень,

Кто спит в постели целый день,

Часов двенадцать кряду — Тому вручает магистрат

Но если ты трудолюбив,

Прилежен, бодр и не ленив — Тогда, согласно правил,

Тотчас потребуют, чтоб ты

Дурак, болтун и ротозей

Имеют звания князей,

А главный лежебока,

В народе чтим глубоко.

Всё это нынешней зимой

Мне рассказал один немой,

А подтвердил публично

Слепой, который этот край

Недавно видел лично.

А у меня сомнений нет!

Так вот вам, лодыри, совет:

Зря небо не коптите,

А всей компанией честной

В Шлараффию катите!


Бабушка

На волне постов про бабушек, вставлю свои 5 копеек.
Помню, как в детстве привозили меня к бабушке с дедушкой. Это всегда было - уютная, вся пропитанная каким-то теплом старая квартира с высокими потолками, везде бабушкино рукоделие, запах дедушкиных сигарет, каждый раз - самые вкусные в мире блины.
Меня всегда укладывали спать в маленькую комнату с огромными часами с боем и веретеном на шкафу. Насмотревшись диснеевской "спящей красавицы", как же я боялась этого веретена! Не могла заснуть, смотрела на него всё (к счастью, видимо, до красавицы мне далеко), и часы эти громкие. Так это всё было необычно, но такие согревающие воспоминания.
Бабушка очень нас любила, у неё было много внучек и один внук. Она была неугомонная, весёлая и ласковая.
Давно уже нет ни бабушки, не дедушки. И вот несколько лет назад, сестра, живущая на тот момент в бабушкиной квартире, нашла её стихи. Целая тетрадь.
Я никогда и не думала, что она писала стихи! И столько там всего, жизненного, печального, про непутёвого внука, про отца моего, про нас всех, про деда, про свой брак не по любви (внезапно) - особенно впечатлило стихотворение о смерти деда, очень сильное и нежное.
И такое странное чувство - знал человека и не знал, и я рада, что мне выпала такая возможность, посмотреть на своего родного человека с другой стороны - вот её давно уж нет, а тут как будто дверь в душу её на секунду приоткрыла.
Берегите своих бабушек и дедушек, интересуйтесь их историями жизни - никогда не знаешь, какие секреты они там хранят.

Читайте также: