Государственное регулирование продажи алкогольных напитков в крыму

Законом Республики Крым от 6 июля 2015 г. N 132-ЗРК/2015 название Закона изложено в новой редакции

Закон Республики Крым
от 6 ноября 2014 г. N 3-ЗРК/2014
"О государственном регулировании в сфере розничной продажи алкогольной продукции, спиртосодержащей продукции и безалкогольных тонизирующих напитков и об установлении ограничений их реализации на территории Республики Крым"

Принят Государственным Советом Республики Крым 22 октября 2014 года

Глава Республики Крым

6 ноября 2014 года

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В Республике Крым закреплены правовые основы оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также ограничения в сфере ее розничной продажи.

Конкретизированы полномочия Совета министров и специально уполномоченного исполнительного органа государственной власти в данной сфере. Оговорено, что деятельность по розничной продаже алкогольной продукции подлежит декларированию и лицензированию.

Установлены следующие запреты на продажу алкоголя:

- с 23 до 10 часов по местному времени (кроме объектов общественного питания и магазинов беспошлинной торговли);

- в местах проведения спортивных мероприятий;

- в помещениях специализированных торговых предприятий, осуществляющих продажу детских или спортивных товаров.

Нарушение установленных требований влечет для юрлиц, должностных лиц и граждан ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Закон вступает в силу через 10 дней со дня его официального опубликования.

Закон Республики Крым от 6 ноября 2014 г. N 3-ЗРК/2014 "О государственном регулировании в сфере розничной продажи алкогольной продукции и спиртосодержащей продукции и об установлении ограничений их реализации на территории Республики Крым"

Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней со дня его официального опубликования

Текст Закона опубликован в газете "Крымские известия" от 12 ноября 2014 г. N 223, в журнале "Ведомости Государственного Совета Республики Крым" от 1 декабря 2014 г. N 4 (ч. 2)

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Закон Республики Крым от 10 апреля 2018 г. N 484-ЗРК/2018

Изменения вступают в силу с 22 апреля 2018 г.

Закон Республики Крым от 6 июля 2015 г. N 132-ЗРК/2015

Время и правила продажи алкоголя регулируются Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".

Время запрета на продажу алкоголя в Крыму в 2020 году

Время запрета:

Закон Республики Крым от 6.11.2014 № 3-ЗРК/2014 "О государственном регулировании в сфере розничной продажи алкогольной продукции и спиртосодержащей продукции и об установлении ограничений их реализации на территории Республики Крым"

  1. Необходимые документы
  2. Куда обращаться
  3. Список учреждений (66)
  4. Написать комментарий

Ограничения не распространяются на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (в кафе, ресторанах и т. д.).

Запрет на продажу распространяется не только на ночное время, но и на некоторые праздничные дни федерального или регионального масштаба (общероссийские праздники, городские праздники, религиозные и т. д.).

Продажа алкогольной продукции разрешена с 18 лет.

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КРЫМ О государственном регулировании в сфере розничной продажи алкогольной продукции и спиртосодержащей продукции и об установлении ограничений их реализации на территории Республики Крым

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

О государственном регулировании в сфере розничной продажи алкогольной продукции и спиртосодержащей продукции и об установлении ограниче­ний их реализации на территории Республики Крым

Принят Государственным Советом Республики Крым 22 октября 2014 года

Статья 1. Цели и сфера действия настоящего Закона

2. Действие настоящего Закона распространяется на отношения, участниками которых являются юридические лица (организации) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спирто­содержащей продукции, индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу спиртосодержащей непищевой продукции, пива и напитков, изготавли­ваемых на основе пива, а также сидра, пуаре (грушевого сидра), медовухи (медового напитка), и физические лица, состоящие с указанными организациями и индивидуальными предпринимателями в трудовых отношениях и непосред­ственно осуществляющие отпуск алкогольной продукции покупателям по договорам розничной купли-продажи (продавцы), и на отношения, связанные с потреблением (распитием) алкогольной продукции.

3. Действие настоящего Закона не распространяется на:

1) деятельность физических лиц, производящих не в целях сбыта продукцию, содержащую этиловый спирт;

2) обращение лекарственных средств, содержащих этиловый спирт, зарегистрированных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и включенных в Государственный реестр лекарственных средств, за исключением производства, оборота и (или) использования этилового спирта по фармакопейным статьям;

3) деятельность аптечных организаций, связанную с изготовлением и отпуском лекарственных препаратов (в том числе гомеопатических лекарственных препаратов), содержащих этиловый спирт и изготавливаемых по рецептам на лекарственные препараты и в соответствии с требованиями медицинских организаций;

4) деятельность организаций, связанную с обращением лекарственных препаратов для ветеринарного применения, содержащих этиловый спирт и прошедших государственную регистрацию в уполномоченных федеральных органах исполнительной власти, и производством, оборотом парфюмерно-косметической продукции, содержащей этиловый спирт и прошедшей государственную регистрацию в уполномоченных федеральных органах исполнительной власти;

5) деятельность по обороту спиртосодержащей непищевой продукции, расфасованной в металлическую аэрозольную упаковку емкостью не более 450 миллилитров;

6) ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, предназначенных для официального пользования дипломатических представительств, консульских учреждений, межгосударственных и межправительственных организаций, иных официальных представительств иностранных государств, в том числе представительств иностранных государств при межгосударственных и межправительственных организациях;

7) ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, предназначенных для показа в качестве образцов на выставках и для проведения сертификации, в количестве не более пяти единиц (бутылок или иной потребительской тары) в отношении каждого соответствующего наименования.

Статья 2. Полномочия Совета министров Республики Крым в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

К полномочиям Совета министров Республики Крым в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции относятся:

1) разработка и утверждение в установленном порядке региональных программ в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

2) определение требования к минимальному размеру оплаченного уставного капитала (уставного фонда) в размере не более чем 1 миллион рублей для организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции (за исключением организаций общественного питания);

3) определение специально уполномоченного исполнительного органа государственной власти Республики Крым в области розничной продажи алкогольной продукции и спиртосодержащей продукции;

4) осуществление иных полномочий, предусмотренных федеральным законодательством в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Статья 3. Полномочия специально уполномоченного исполнительного органа государственной власти Республики Крым в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

К полномочиям специально уполномоченного исполнительного органа государственной власти Республики Крым в области розничной продажи алкогольной продукции и спиртосодержащей продукции относятся:

1) координация деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Крым в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

2) взаимодействие с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по Республике Крым, осуществляющими контроль (надзор) за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

3) выдача лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, ведение государственной регистрации выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий;

4) осуществление лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции;

5) прием деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, осуществление государственного контроля за их предоставлением;

6) анализ состояния рынка алкогольной продукции, объема и номенклатуры поставляемой для розничной торговли и общественного питания алкогольной продукции на территории Республики Крым;

7) осуществление иных полномочий, предусмотренных федеральным законодательством в области розничной продажи алкогольной продукции и спиртосодержащей продукции.

Статья 4. Декларирование розничной продажи алкогольной продукции

Деятельность по розничной продаже алкогольной продукции на территории Республики Крым декларируется в установленном федеральным законодательством порядке.

Статья 5. Лицензирование розничной продажи алкогольной продукции

1. Деятельность по розничной продаже алкогольной продукции на территории Республики Крым осуществляется при наличии лицензии.

2. Размер государственной пошлины за предоставление лицензии устанавливается в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Статья 6. Дополнительные ограничения времени и мест розничной продажи алкогольной продукции

1. Не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 10 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли.

Организации торговли, осуществляющие продажу алкогольной продукции, обязаны обеспечить покупателей в наглядной и доступной форме информацией о часах торговли алкогольной продукцией.

2. Запрещается розничная продажа алкогольной продукции:

1) в местах проведения спортивных мероприятий;

2) в помещениях специализированных торговых предприятий, осуществляющих торговлю товарами детского ассортимента или спортивными товарами, а также в соответствующих отделах (секциях) универсальных торговых предприятий.

Статья 7. Ответственность за нарушение настоящего Закона

Юридические лица, должностные лица и граждане, нарушающие требования настоящего Закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 8. Заключительные положения

Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней со дня его официального опубликования.

Глава Республики Крым С. АКСЕНОВ

6 ноября 2014 года,

Постановление Государственного Совета Республики Крым

В соответствии с пунктом 1 статьи 75, частью 4 статьи 78 Конституции Республики Крым Государственный Совет Республики Крым

постановляет:

2. Направить данный Закон Главе Республики Крым Аксенову С. В. для подписания и обнародования.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня принятия.

Председатель Государственного Совета Республики Крым В. КОНСТАНТИНОВ


Министерство промышленной политики Республики Крым информирует о том, что вступил в силу Федеральный закон "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", в соответствии с которым розничная продажа алкоголя при оказании услуг общественного питания в объектах, расположенных в многоквартирных домах, теперь допускается только в залах общей площадью не менее 20 квадратных метров.

Под площадью зала обслуживания посетителей понимается площадь специально оборудованных помещений объекта общественного питания, предназначенных для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, определяемая на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.

Следует учитывать, что организация обязана прекратить осуществление лицензируемого вида деятельности в обособленном подразделении, если обособленное подразделение организации перестает соответствовать особым требованиям законодательства Российской Федерации к розничной продаже алкогольной продукции.

Согласно пункту 13 статьи 19 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" заявление о переоформлении лицензии подается в лицензирующий орган в течение 30 дней со дня возникновения обстоятельств, вызвавших необходимость переоформления лицензии.

Таким образом, в случае несоответствия требованиям пункта 4.1 статьи 16 Федерального закона лицензиату необходимо подать в Минпром Крыма заявление о переоформлении (прекращении) действия лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в течение 30 дней со дня возникновения таких обстоятельств. Индивидуальным предпринимателям, осуществляющим продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи при оказании услуг общественного питания в объектах общественного питания, расположенных в многоквартирных домах и (или) на прилегающих к ним территориях необходимо прекратить свою деятельность.

Лицензиаты, осуществляющие деятельность на основании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания и нарушающие вышеуказанное требование законодательства будут привлечены к административной ответственности по с наложением административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Продавцы пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи нарушающие вышеуказанное требование будут привлечены к административной ответственности с наложением административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.

Учитывая вышеизложенное, Минпром Крыма обращает внимание субъектов хозяйственной деятельности на необходимость осуществления розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в многоквартирных домах с соблюдением пункта 4.1 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ.

По информации Министерства промышленной политики Республики Крым

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

О государственном регулировании в сфере розничной продажи алкогольной продукции, спиртосодержащей продукции и безалкогольных тонизирующих напитков и об установлении ограничений их реализации на территории Республики Крым (В редакции Закона Республики Крым

(В редакции Закона Республики Крым от 06.07.2015 № 132-ЗРК/2015)

Республики Крым 22 октября 2014 года

Статья 1. Цели и сфера действия настоящего Закона

1. Настоящий Закон устанавливает правовые основы оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Республики Крым, ограничения в сфере розничной продажи алкогольной продукции в соответствии с Федеральным законом от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", в сфере розничной продажи безалкогольных тонизирующих напитков, устанавливает полномочия органов государственной власти Республики Крым в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также регулирует иные вопросы в указанной сфере.

2. (Часть исключена - Закон Республики Крым от 06.07.2015 № 132-ЗРК/2015)

3. (Часть исключена - Закон Республики Крым от 06.07.2015 № 132-ЗРК/2015)

Статья 1-1. Основные понятия (Статья дополнена - Закон Республики Крым от 06.07.2015 № 132-ЗРК/2015)

1. В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

слабоалкогольные тонизирующие напитки – слабоалкогольные напитки специального назначения с содержанием этилового спирта от 1,2 до 9 процентов объема готовой продукции, содержащие кофеин и (или) другие тонизирующие компоненты в количестве, достаточном для обеспечения тонизирующего эффекта на организм человека;

безалкогольные тонизирующие напитки – безалкогольные напитки специального назначения, содержащие кофеин синтетического происхождения, природные биологические вещества из разрешенных лекарственных растений или их экстрактов, оказывающих тонизирующее действие на организм человека, за исключением чая, кофе и напитков на их основе.

2. Понятия и термины, используемые в настоящем Законе, не определенные в настоящей статье, применяются в значениях, установленных законодательством Российской Федерации.

Статья 2. Полномочия Совета министров Республики Крым

в сфере розничной продажи алкогольной продукции

"и спиртосодержащей продукции (В редакции Закона Республики Крым от 06.07.2015 № 132-ЗРК/2015)

К полномочиям Совета министров Республики Крым в сфере розничной продажи алкогольной продукции и спиртосодержащей про­дукции относится: (В редакции Закона Республики Крым от 06.07.2015 № 132-ЗРК/2015)

1) внесение предложений о разработке и реализации совместных программ производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; (Пункт в редакции Закона Республики Крым от 06.07.2015 № 132-ЗРК/2015)

2) определение требования к минимальному размеру оплаченного уставного капитала (уставного фонда) в размере не более чем 1 миллион рублей для организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции (за исключением организаций общественного питания);

3) определение специально уполномоченного исполнительного органа государственной власти Республики Крым в области розничной продажи алкогольной продукции и спиртосодержащей продукции;

4) осуществление иных полномочий, предусмотренных федеральным законодательством в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Статья 3. Полномочия специально уполномоченного исполнительного органа государственной власти Республики Крым в сфере розничной продажи алкогольной продукции

и спиртосодержащей продукции; (В редакции Закона Республики Крым от 06.07.2015 № 132-ЗРК/2015)

К полномочиям специально уполномоченного исполнительного органа государственной власти Республики Крым в области розничной продажи алкогольной продукции и спиртосодержащей продукции относится:

1) координация деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Крым в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

2) взаимодействие с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по Республике Крым, осуществляющими контроль (надзор) за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

3) выдача лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, ведение государственной регистрации выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий;

4) осуществление лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции;

5) прием деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, осуществление государственного контроля за их предоставлением;

6) анализ состояния рынка алкогольной продукции, объема и номенклатуры поставляемой для розничной торговли и общественного питания алкогольной продукции на территории Республики Крым;

7) осуществление иных полномочий, предусмотренных федеральным законодательством в области розничной продажи алкогольной продукции и спиртосодержащей продукции.

Статья 4. (Статья исключена - Закон Республики Крым от 06.07.2015 № 132-ЗРК/2015)

Статья 5. (Статья исключена - Закон Республики Крым от 06.07.2015 № 132-ЗРК/2015)

Статья 6. Дополнительные ограничения времени и мест

розничной продажи алкогольной продукции

1. Не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 10 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре , медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли.

Организации торговли, осуществляющие продажу алкогольной продукции, обязаны обеспечить покупателей в наглядной и доступной форме информацией о часах торговли алкогольной продукцией.

2. Запрещается розничная продажа алкогольной продукции: (Часть в редакции Закона Республики Крым от 06.07.2015 № 132-ЗРК/2015)

1) на объектах спорта;

2) в помещениях специализированных торговых объектов, осуществляющих торговлю товарами детского ассортимента или спортивными товарами, а также в соответствующих отделах (секциях) универсальных торговых объектов.

Статья 6-1. Ограничения в сфере розничной продажи

слабоалкогольных тонизирующих напитков (Статья дополнена - Закон Республики Крым от 06.07.2015 № 132-ЗРК/2015)

На территории Республики Крым не допускается розничная продажа слабоалкогольных тонизирующих напитков.

Статья 6-2. Ограничения в сфере розничной продажи

безалкогольных тонизирующих напитков (Статья дополнена - Закон Республики Крым от 06.07.2015 № 132-ЗРК/2015)

На территории Республики Крым не допускается розничная продажа безалкогольных тонизирующих напитков:

1) лицам, не достигшим 18-летнего возраста;

2) в детских, образовательных и медицинских организациях;

3) на территориях физкультурно-оздоровительных и спортивных учреждений;

4) в местах проведения культурно-массовых мероприятий .;

Статья 7. Ответственность за нарушение настоящего Закона

Юридические лица, должностные лица и граждане, нарушающие требования настоящего Закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Крым . (В редакции Закона Республики Крым от 06.07.2015 № 132-ЗРК/2015)

Статья 8. Заключительные положения

Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней со дня его официального опубликования.

Реализация алкогольных напитков разрешена в 3178 обособленных торговых объектах Крыма.

В Крыму действуют 1480 лицензий на право розничной продажи алкогольной продукции. Так, в январе текущего года в Министерство промышленной политики Республики Крым подано 14 заявлений о выдаче или переоформлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции на территории Республики Крым, а также принято 165 заявлений на продление разрешения.

Кроме того, Минпромом Крыма с начала текущего года выдано и переоформлено 36 лицензий и продлено действие разрешений для 133 субъектов хозяйствования.

В январе текущего года управлением регулирования и лицензирования отдельных видов хозяйственной деятельности Минпрома Крыма выполнено переоформление лицензий для 17 субъектов хозяйствования, которые обратились с заявлениями о добавлении, исключении обособленных подразделений субъекта хозяйствования или изменении юридического адреса организации.

Вместе с тем, в связи с задолженностью по налогам и сборам или местонахождением обособленного подразделения в границах территории, на которой не допускается розничная продажа алкогольной продукции, Минпромом Крыма принято 21 решение об отказе в предоставлении государственной услуги.

На данный момент реализация алкогольных напитков разрешена в 3178 обособленных торговых объектах Крыма.

Исполнительным органом государственной власти Республики Крым, исполняющим государственную функцию, является Министерство промышленной политики Республики Крым. Исполнением государственной функции непосредственно занимается управление регулирования и лицензирования отдельных видов хозяйственной деятельности Министерства промышленной политики Республики Крым.

Источник: Главное управление по информационной политике Московской области

В Крыму запретили продавать вино и крепкий алкоголь в пластиковых бутылках. В Министерстве промышленной политики Крыма сообщили, что торговать спиртными напитками в разлив запрещает федеральный закон о регулировании производства и оборота алкогольной продукции. На полуострове он вступил в силу с 1 января 2015 года, после завершения переходного периода. Эксперты считают, что запрет не окажет значительного влияния на винодельческую отрасль Крыма.



До присоединения Крыма к России на полуострове не было запрета на продажу алкоголя в ночное время, а лицензию на розничную торговлю крепкими спиртными напитками могли получить частные предприниматели (по законам РФ она выдается только организациям). С 1 января 2015 года продажа алкоголя запрещена в севастопольских и крымских торговых точках, где площадь помещения оказалась меньше 50 квадратных метров (на Украине подобных ограничений нет).

Вадим Никифоров, Симферополь

Как российские водочники осваивают выпуск продукции в Крыму

Для всех крымчан с 3 по 6 апреля введен режим полной самоизоляции. Вступают в силу поправки к указу главы Крыма Сергея Аксенова , которые вводят новые ограничения для передвижения людей и работы предприятий.

Это значит, что без особой надобности нельзя покидать свое жилище. За продуктами ходить можно в ближайший магазин. А вот продадут ли вам там алкоголь?

Решения об ограничении продажи алкогольной и табачной продукции на время действия режима самоизоляции, введенного в связи с угрозой распространения коронавируса нового типа, приняли в нескольких регионах России . Они коснулись Кемеровской области, Тувы , Карелии , Якутии , Башкирии , Красноярского и Пермского края.

То есть, алкогольную продукцию можно приобрести в сетевых магазинах, где она продавалась и до карантина.

Стали свидетелем происшествия или хотите сообщить об интересном событии? Пишите на WhatsApp, Viber, Telegram +7 978 907 52 50

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Грузоперевозки в Крыму в период самоизоляции: какие правила необходимо соблюдать

В период самоизоляции грузоперевозки в Крыму не прекращаются и не ограничиваются (подробнее)

Коронавирус в Крыму, последние новости на 2 апреля 2020 года: Всем крымчанам предписали сидеть дома до конца недели

Мы собрали последние новости о ситуации с коронавирусом в Крыму на 2 апреля 2020 года (подробнее)

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Илюшина Ольга Николаевна

В статье рассматриваются особенности взимания акцизного сбора с винодельческой продукции Республики Крым в связи с ее вхождением в состав Российской Федерации и возможные перспективы развития рынка алкогольной продукции региона под воздействием механизмов государственного регулирования .

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Илюшина Ольга Николаевна

EXCISE TAX AS A INSTRUMENT OF STATE REGULATION OF THE ALCOHOLIC BEVERAGES MARKET (CASE OF THE REPUBLIC OF CRIMEA)

The article discusses the features of levying excise of wine production in the Republic of Crimea following its annexation by the Russian Federation and the possible prospects of development of the market of alcoholic production in the region under the influence of state regulation mechanisms.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ И ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ АСПЕКТЫ

Илюшина Ольга Николаевна

АКЦИЗНЫЙ СБОР КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ)

В статье рассматриваются особенности взимания акцизного сбора с винодельческой продукции Республики Крым в связи с ее вхождением в состав Российской Федерации и возможные перспективы развития рынка алкогольной продукции региона под воздействием механизмов государственного регулирования.

Ключевые слова: государственное регулирование, виноделие, акцизный сбор, Таможенный союз, алкогольная продукция.

Lead economics, State budgetary institution of the Republic of Crimea "national research institute of vine and wine "MAGARACH"

EXCISE TAX AS A INSTRUMENT OF STATE REGULATION OF THE ALCOHOLIC BEVERAGES MARKET (CASE OF THE REPUBLIC OF

The article discusses the features of levying excise of wine production in the Republic of Crimea following its annexation by the Russian Federation and the possible prospects of development of the market of alcoholic production in the region under the influence of state regulation mechanisms.

Keywords: government regulation, wine, excise duty, Customs Union, alcoholic beverages.

Вхождение Республики Крым в состав Российской Федерации открыло для приоритетных отраслей полуострова новые перспективы экономического развития, достижение которых возможно благодаря согласованной государственной политике и грамотном использовании инструментов государственного регулирования в отношении приведения в соответствие условий осуществления экономической деятельности, вызванных отсутствием согласованности между законодательным полем Украины и Российской Федерации.

Целью данной работы является определение перспектив развития виноделия и структуру потребления алкогольной продукции Республики Крым под влиянием акцизного сбора как механизма государственного регулирования Российской Федерации. Достижение поставленной цели предполагает реализацию следующих задач:

- обозначить особенности классификационных систем алкогольной продукции, в Украине, Российской Федерации, в странах-лидерах по производству вина, используемых в процессе регулирования ее производства и реализации;

- изучить практику влияния государственной политики ведущих мировых производителей алкогольной продукции на структуру ее потребления;

- провести анализ темпов роста и уровня акцизной нагрузки в зависимости от вида и крепости алкогольных напитков в Украине, Российской Федерации, странах Таможенного союза;

- определить основные направления текущей и среднесрочной государственной акцизной политики Российской Федерации, стран Таможенного союза в отношении регулирования производства и реализации алкогольной и

спиртосодержащей продукции и их влияние на развитие виноделия в Республике Крым.

Важнейшей составляющей народно-хозяйственного комплекса Крымского полуострова на всем протяжении его существования является виноделие. Изучение законодательных актов, регулирующих производство алкогольной продукции в Украине, РФ выявило существенные различия в порядке и условиях взаимодействия между производителями продукции переработки винограда и государством.

Базисные позиции этих отличий изначально предопределены подходами к определению основных категорий виноделия, производства алкогольной продукции, которые заключаются в том, что в Украине основным критерием формирования понятийного апарата продуктов переработки винограда является технология получения, изготовления спиртосодержащей продукции, в свою очередь, в Российской Федерации, основным критерием формирования понятийного апарата продуктов переработки винограда является наличие (отсутствие) в определенном процентном соотношении этилового спирта, а также, используется разбивка на алкогольную (вино, винный напиток, ликерное вино, фруктовое вино) и пищевую продукцию (сусло, виноматериалы) [1;2;3;4;5;6;9;10;13].

законодательством, такие как: коньяк, виноградное сусло, винодельческая продукция, винодельческая продукция с защищенным географическим указанием, винодельческая продукция с защищенным наименованием места происхождения, виноградник, реестр виноградных насаждений, что дало возможность урегулировать производство отдельных видов винодельческой продукции Крыма [13].

Ситуация отсутствия единой унифицированной системы классификации алкогольной продукции характерна практически для всех стран, занимающихся выращиванием винограда и получением продуктов его переработки. Связано это с национальными и историческими особенностями виноделия отдельно взятого государства.

Различия в подходах к формированию перечня алкогольных напитков определяются не только в каждом из отдельных государств, но и их участием в различных международных организациях, среди которых наибольшей степенью мировой интеграции характеризуется Европейский союз (ЕС).

По пути Европейского союза идут страны Таможенного союза — Россия, Белоруссия, Казахстан. В настоящее время для стран-участниц Таможенного союза являются обязательными положения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза — ТН ВЭД ТС. По своей структуре ТН ВЭД ТС совпадает с комбинированной товарной номенклатурой ЕС, а ее положения по большинству товарных позиций алкогольной продукции совпадают с номенклатурой ЕС [8, с. 23].

Следствием сложившейся ситуация является различия в размерах акцизов при налогообложении подакцизных товаров в различных странах мира. В качестве основы законодательной базы для стран Евросоюза на протяжении более 20 лет действуют 2 директивы — Council Directive 92/83/EEC и Council Directive 92/84/EEC, которые призваны гармонизировать систему налогообложения алкогольной отрасли и сблизить уровень ставок акцизов для разных категорий продукции [14].

Директива Council Directive 92/83/EEC для всех стран ЕС устанавливает объекты налогообложения подакцизных товаров, так, вино, напитки брожения и промежуточные продукты облагаются акцизами в расчете на единицу объема готовой продукции, а пиво и спиртосодержащие напитки — пропорционально содержанию чистого спирта в готовой продукции. Основным преимуществом данного подхода эксперты ОЭСР называют обложение повышенной ставкой менее затратных, с точки зрения получения алкогольных продуктов, по сравнению с более дорогими напитками, но которые чаще всего являются более вредными для здоровья [8, с. 23].

В директиве Council Directive 92/84/EEC установлены минимальные ставки на все виды алкогольных напитков. В отношении вина во всех странах, включая Россию, акциз установлен в расчете на гектолитр готовой продукции. Каждая страна ЕС может устанавливать свой уровень акцизов на алкоголь, но не ниже указанных значений [15] (см. табл. 1).

Минимальные ставки акцизов на алкогольную продукцию в странах ЕС

Продукция Ставка в расчете на: Минимальная ставка, евро

Вино и напитки брожения гектолитр 0

Пиво гектолитр/градус или гектолитр/градус алкоголя 0,748 или 1,87

Промежуточные продукты гектолитр 45

Этиловый спирт гектолитр чистого алкоголя 550

На основе приведенных значений экспертами Еврокомиссии были рассчитаны минимальные ставки по акцизам на алкогольную продукцию для одного литра готовой продукции на основании наиболее распространенных алкогольных напитков (см. табл. 2).

Минимальные ставки акцизов на наиболее распространенные виды алкогольной

продукции в странах ЕС [15]

Продукция Минимальная ставка на 1 литр готовой продукции,евро Минимальная ставка на 1 гектолитр готовой продукции и 1градус алкоголя

Вино и напитки брожения 0 0

Пиво (с содержанием алкоголя 5%) 0,1 1,87

Промежуточные продукты (с содержанием алкоголя 18 %) 0,45 2,5

Этиловый спирт (с содержанием спирта 40 %) 2,2 5,5

В практике европейских государств, при осуществлении акцизной

политики, четко прослеживается тенденция увеличения ставок акцизов в прямой зависимости от увеличения содержания спирта в алкогольной продукции, которые с 1992 года не пересматривались.

Вместе с тем, в РФ размеры ставок акцизов на алкогольную и спиртосодержащую продукцию растут быстрыми темпами. Динамика изменения ставок акцизов на алкогольную продукцию в РФ за период 2009-2015 гг. представлена в табл. 3 [9].

Ставка акцизов РФ на алкогольную и спиртосодержащую продукцию

Вид продукции 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов 191 рублей за литр безводного этилового спирта 210 рублей за литр безводного этилового спирта 231 рублей за литр безводного этилового спирта 320 рублей за литр безводного этилового спирта 400 рублей за литр безводного этилового спирта 500 рублей за литр безводного этилового спирта 500 рублей за литр безводного этилового спирта

Темп прироста размера ставки акциза, % - 9,9 10,0 38,5 25,0 25,0 -

Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта менее 9 процентов 121 рублей за литр безводного этилового спирта 158 рублей за литр безводного этилового спирта 190 рублей за литр безводного этилового спирта 230 рублей за литр безводного этилового спирта 320 рублей за литр безводного этилового спирта 400 рублей за литр безводного этилового спирта 400 рублей за литр безводного этилового спирта

Темп прироста размера ставки акциза, % - 30,6 20,3 21,1 39,1 25,0 -

С 2009 г. по 2015 г. размер ставки акциза на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 % увеличился в 2,6 раза или на 162 % (на 309 руб.), а размер ставки акциза на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта менее 9 % в 3,3 раза или на 230 % (на 279 руб.). Темпы роста размера ставки акциза на слабоалкогольную продукцию РФ опережают или равны темпам роста размера ставки акциза на крепкий алкоголь. Это говорит о том, что акцизная политика Российской Федерации не в полной мере использует свои возможности по популяризации слабоалкогольной продукции, получившей в настоящее время мировое признание среди других видов алкогольной продукции.

На текущий момент различия в размерах ставок акцизов на алкогольную продукцию в странах Таможенного союза существенны. Рассмотрим размеры ставок акцизов на этиловый спирт в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации в динамике за 2012 — 2014 гг.(см. табл. 4)

Динамика ставок акцизов на спирт этиловый в странах Таможенного союза за

период 2012 - 2014 гг.

Государство Код ТН ВЭД 2012 факт, евро 2013 факт, евро 2014 факт, евро 2013 к 2012,% 2014 к 2013, %

Республика Беларусь 2208 2,0 2,54 2,84 27,0 11,8

Республика Казахстан (алкогольная продукция) 2208 2,60 2,52 4,71 -3,1 86,9

Российская Федерация 2208 5,64 7,9 8,4 40,1 6,3

Ставка акциза на этиловый спирт в РФ в 2014 г. составляет эквивалент 8,4 евро, что больше чем размер ставки акциза на этиловый спирт в Республике Казахстан в 1,8 раза или на 78,34 % (размер ставки акциза на этиловый спирт в Республике Казахстан эквивалент 4,71 евро) и больше чем в Республике Беларусь в 3 раза или на 195,77 % (размер ставки акциза на этиловый спирт в Республике Беларусь эквивалент 2,84 евро).

Анализ изменения фактических и планируемых ставок акцизов на алкогольную продукцию в Казахстане представлен в табл. 5 [11].

Динамика изменения ставок акцизов на алкогольную продукцию в Казахстане

за период 2012-2016 гг.

2012 г. факт 2013 г. факт 2014 г. факт 2014к 2013,% 2015 г. проект 2015 к 2014, % 2016 г. проект 2016 к 2015, % 2016 к 2013,% 2016 к 2012, %

Алкогольная продукция тенге/литр 100% спирта (1 литр безводного спирта) 500 500 1000 100,0 1200 20,0 1600 33,3 220,0 220,0

Алкогольная продукция рубль/литр 100% спирта (1 литр безводного спирта) 102,04 100,81 216,45 114,7 259,74 20,0 346,32 33,3 243,5 239,4

Алкогольная продукция евро/литр 100% спирта (1 литр безводного спирта) 2,60 2,52 4,71 86,9 5,0 6,2 6,66 33,2 164,3 156,15

Алкогольная продукция долл./литр 100% спирта (1 литр безводного спирта) 3,37 3,33 6,48 94,6 6,59 1,7 8,78 33,2 163,7 160,53

Ставки акцизов на алкогольную продукцию в Республике Казахстан увеличиваются с 2014 г. имеют тенденцию к дальнейшему росту. В 2014 г. по сравнению с 2013 г. размер ставок акцизов вырос на 100 %; предположительно в 2015 и 2016 гг. размер ставок акцизов увеличится на 20,0 % и на 33,3 %,соответственно, по сравнению с каждым предыдущим годом в национальной валюте (рис. 1).

Достижение оптимального уровня гармонизации акцизной политики в странах Таможенного союза, учитывая динамику изменения ставок акцизов на алкогольную продукцию в Казахстане, Белоруссии, Российской Федерации по прогнозам специалистов планируется достичь к 2020 году.

Читайте также: