Какой популярный напиток впервые сварили индейцы из южной америки

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.


Земледельцы на юге и охотники на севере

Многие сельскохозяйственные культуры пришли в Европу именно из нынешней Латинской Америки. Это кукуруза, картофель, помидоры, тыква и некоторые другие овощи. Но сельским хозяйством занимались не только жители Южной и Центральной Америк. Индейцы Великих Озёр (территория нынешней Канады) питались в основном дикорастущим рисом, собирая его по озёрным берегам и болотам. Причём риса росло так много, что его удавалось обменивать на что-то полезное во время торговых встреч с другими племенами.


Несмотря на стереотипы, до знакомства с европейцами главной едой для жителей нынешнего Перу были не картошка и кукуруза, а фасоль, богатая не только сытным крахмалом, но и белком. Фасоль считалась настолько важной, что узорами из фасоли расписывали лица самых почитаемых богов.

Часть индейцев Северной Америки жила осёдло и выращивала тыкву и подсолнечники, не считая кукурузы и фасоли. Подсолнечное масло очень ценилось племенами Северной Америки как средство для укладки волос, оно было важной статьёй торговли между осёдлыми индейцами и кочевыми племенами прерий и лесов. А на территории Калифорнии очень важным продуктом были жёлуди. Из них добывалась мука, которую смешивали с мукой из злаков, чтобы печь хлеб.


При этом вовсе не обязательно те культуры, в которых активно занимались сельским хозяйством, владели плодородными землями. Многие территории были или каменисты и засушливы, или заболочены. Индейцам приходилось прикладывать смекалку, чтобы выращивать себе еду, и серьёзно вмешиваться в экосистемы. Например, они устраивали сложную систему террас с полями и огородами на склонах гор или вылепливали из илистой грязи искусственные острова среди озёр, чтобы было, куда сажать овощи.

У индейцев знали государственность только три народа

Когда говорят о доколумбовой государственности в Америке, вспоминают три империи: ацтеков, майя и инков. Но на самом деле кроме этих стран в Америке существовало ещё много государств поменьше размером. Одни из них оказались в конце концов завоёваны более сильными соседями, другим удавалось годами или веками отстаивать свою самостоятельность.


Свои государства были, например, у тольтеков, моче или народа, который называют анасази — он создал богатый город-государство, в которым стояли многоэтажные дома и от которого к вассальным деревням шли широкие прямые дороги. Этот город разорился, потому что индейцы-анасази разорили всю окружающую природы. Увы, но гармония с природой и бережное отношение к её ресурсам — тоже только стереотип. Каждое племя брало от окружающей природы всё, что только получалось.

Другой популярный стереотип — что все индейцы вне великих империй жили или в типи (вигвамах), или в шалашах. Дома для всей семьи строили, например, ирокезы, пауни и арикара. Представители культуры, которую позже назвали Меса-Верде, построили в скалах гигантский дворец на всё своё пятитысячное племя. Строили дома в горах индейцы культур хохокам и могольон.


Притом племя могло быть оседлым и не знать домов, продолжая устанавливать вигвамы, как их кочевые предки. Так было с индейцами оджибве, большая часть которых жила селениями на одном месте и выращивала кукурузу и другие овощи.

В индейском племени все друг друга уважали и до европейцев не знали пьянства и наркомании

Если начинать обсуждение пороков с наркотиков, то вернее будет сказать, что у большинства индейских племён употребление наркотиков строго регулировалось — допускалось только по праздникам, или только во время обрядов, связанных с рождением, смертью или инициацией. Также более свободным было употребление наркотиков для представителей духовенства (шаманов и жрецов) — им требовалось вовремя связываться с духами или богами, чтобы узнать ответ на актуальные вопросы. И это не были вопросы о смысле жизни. В основном шаманы и жрецы пытались понять, какой день лучше всего для того, чтобы напасть на соседей, или сколько людей надо принести в жертву, чтобы боги прекратили засуху.


Все поселения и государства, знавшие сельское хозяйство, умели готовить алкогольные напитки разной крепости, от слабой браги до чего-то вроде крепкого пива из кукурузы. У иных народов употребление алкоголя тоже строго ограничивалось праздниками и ритуалами, но в некоторых племенах было нормально выпивать сразу, как только появится такая возможность. Алкогольные напитки готовили не только из злаков и ягод, но даже из бобов какао!

Что касается уважения друг к другу, то, во-первых, практически все индейцы знали, что такое рабство (у кочевых индейцев рабами обычно становились захваченные дети и женщины и единственным шансом вырваться из рабства было кому-то приглянуться настолько, чтобы тебя взяли в жёны, мужья или сыновья). Во-вторых, у многих индейцев все женщины, кроме жриц и шаманок, были в рабском положении, и дело не в том, что они не имели права голосовать. Они обязаны были терпеть любое обращение, делать любую работу и таскать на себе грузы, включая оружие мужа. Старух в таких племенах считали обузой.


Генетический анализ показывает также, что индейцы постоянно, поколениями, продавали (или отдавали за выкуп) своих или захваченных женщин в жёны и наложницы друг другу. Одни и те же материнские генетические маркеры можно найти в США, Мексике и Перу.

Индейцы лечили все болезни магией

Магические ритуалы были важной частью индейской медицины, касалось ли это развитых империй со сложной чиновной системой и социальной политикой или самых примитивных племён. В то же время, индейцы надеялись и на лечение травами, хирургию и даже антибиотики, если вести речь о государстве инков. Собственно говоря, то, что инки знали пенициллин и дало им возможность поднять хирургию до высот, недоступных обнаружившим их европейцам. Кроме того, ацтеки применяли обезболивающее во время родов.


Кроме того, многие индейцы практиковали те или иные способы контроля рождаемости, и далеко не всегда речь идёт об инфантициде или вытравливании плода. У кочевых северных племён обязанность избегать зачатия ложилась на плечи мужчин, и именно его попрекали, если женщина рожала ребёнка до того, как предыдушему исполнилось четыре-пять лет. Оседлые индейцы пользовались предотвращающими зачатие травами — по крайней мере, те, кому эти травы были доступны. Только в одном индейском государстве были строго запрещены аборты — у инков.

Кстати, о жертвоприношениях. Именно благодаря распространённости наркотиков у инков были самые гуманные жертвоприношения. Обычно в жертву выбирались красивые дети. Но их не резали на глазах у всех, а давали одурманивающее зелье. Бессознательного ребёнка уносили высоко в горы, и он замерзал там, не успев ничего почувствовать. Так что жертвоприношение не обязательно означало пытки или моря крови.

Текст: Лилит Мазикина.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:


Индейцы называли мáтэ эликсиром жизни и относились к нему благоговейно. И было за что: с помощью мáтэ лечили бессонницу и бесплодие, набирались храбрости перед сражениями, восстанавливали силы после болезней, походов и ранений.

Как индейцы открыли матэ – неизвестно. Их легенды гласят, что он был подарен Богом, дабы счастливо жили люди на земле, не знали усталости и были крепки и здоровы. Именно этими свойствами обладает этот напиток.Легенд, согласно которым люди открыли для себя его мистические свойства, – несколько.

Одна из них рассказывает, что матэ подарил индейцам бог Виракочи, спустившийся с небес, дабы полюбоваться своими творениями. В ответ на гостеприимство бедняка, который жил в лесной хижине с внучкой и разделил с Виракочи свой стол и кров, бог превратил девочку в прекрасное растение, ставшее самым ценным достоянием народа. С тех пор матэ лечит, утоляет жажду и снимает усталость.

Вот так добрый бог, утолив свой голод, сделал из девушки деревцо. Индейцы верили, что матэ укрепляет силы, изгоняет все недуги, избавляет от тоски и грусти, продлевает жизнь.

С матэ впервые познакомились испанские конкистадоры после завоевания Южной Америки. Он быстро стал популярен среди колонистов и испанских моряков, благодаря особому свойству побеждать цингу.

Так, через испанских конкистадоров-завоевателей Европа и весь остальной мир узнали о матэ. По мере его распространения в XIX веке проводятся серьезных научные исследования влияния матэ на организм человека, был обнаружен целый спектр его целебных свойств.

Ну перейдем к сути, слово "матэ" заимствовано из языка южноамериканских индейцев. Широкое употребление матэ среди индейцев было вызвано его целебными свойствами, которые в целом способствовали повышению иммунитета, восстановлению нервной системы, предотвращению истощаемости организма, вызванного разными болезнями, избавлению от бессонницы и как результат - замедление старения организма.

Матэ растирают в порошок и затем, как правило, очень крепко заваривают в течение нескольких минут и подают на стол в горячем или холодном виде.

Растение в соответствии с западной квалификацией травной медицины оказывает стимулирующее, вяжущее, мочегонное, потогонное, жаропонижающее действие.


Группа исследователей пришла к заключению о том, что матэ содержит практически все витамины и необходимые для поддержания нормальной жизнедеятельности вещества. Это смолы, волокна, летучие масла, танин, встречающийся во многих растительных веществах. Кроме этого каротин, витамины А, С, Е, В1, В2, В комплекс, рибофлавин, никотиновая кислота, пантотеновая кислота, биотин, витамин С, магний, кальций, железо, натрий, калий, марганец, кремний, фосфаты, сера, соляная кислота, хлорофилл, холен, инозитол. Ученые отметили, что растение с таким количеством существенных и жизненно важных питательных веществ - необычайно редкое явление в природе.

Одна из главных областей применения матэ - это его использование при желудочно-кишечных заболеваниях. Матэ способствует как улучшению пищеварения, так и восстановлению поврежденной и воспаленной слизистой оболочки желудочно-кишечного тракта.

Воздействие матэ на нервную систему достаточно разнообразно. Существует наиболее распространенное мнение о матэ как о тонизирующем напитке, который стимулирует ослабленную и подавленную нервную систему, и успокаивает возбужденную нервную систему. Вместе с тем, знание воздействия матэ на нервную систему ограничены наблюдениями наиболее заметных проявлений поведения человека. Среди них можно отметить: увеличение жизнеспособности, улучшение способности к концентрации, снижение нервозности, возбужденности и тревожности, а также увеличение сопротивляемости физической и психической усталости. После употребления матэ улучшается настроение, особенно при депрессии. Другой, не менее важный момент, достойный упоминания, заключается в том, что матэ не нарушает цикл сна. Многие люди отмечают, что им требовалось меньше времени для того, чтобы выспаться, когда они пили матэ. Обычно сон становился у них более глубоким и спокойным сон.

Отсутствие привыкания к мате делает его идеальным средством для людей, которые хотят избавиться от кофеиновой привычки.

С помощью матэ можно избежать всякого рода сердечно-сосудистых заболеваний. Ряд соединений, входящих в матэ, снабжает сердце кислородом и необходимыми питательными элементами и, таким образом, укрепляет его. Особенно это заметно во время стрессов или выполнения физических упражнений, поскольку матэ предотвращает накопление молочной кислоты в мышцах и снимает усталость. Наряду с этим, матэ восстанавливает кровяное давление.

Матэ принадлежит к классу лечебных трав, способствующих альтернации, а также выводу из крови шлаков и токсинов. Высказывается мнение о том, что матэ стимулирует работу иммунной системы организма и естественную сопротивляемость болезням. Употребление матэ во время болезни ускоряет процесс выздоровления.

Он также обладает антисептическим действием и благотворно влияет на общую сопротивляемость организма, а также способствует увеличению белых кровяных телец.

Имеются клинические доказательства того, что матэ стимулирует работу надпочечных желез. Это основано на способности напитка оказывать комплексное воздействие на эндокринную, нервную и иммунную систему.

Чай "Матэ" является национальным напитком населения Бразилии, Аргентины и Парагвая в течение уже сотни лет. В Латинской Америке пьется в любое время суток. Матэ - напиток с легким стимулирующим и освежающим эффектом, имеющий кисло-сладкий вкус и аромат дыма свежего дерева, что делает его идеальным напитком для завтрака и полдника. Индейцы считали, что матэ обладает магической силой утолять голод, снимать усталость. Эти свойства делают матэ идеальным напитком после физических нагрузок и дополняющим диеты по снижению веса. Традиционно напиток приготавливается в специальной посуде "калебассе" (кубке из тыквы) и пьется в горячем виде через специальную металлическую соломинку со струной ("Бомбилла"), или можно использовать европейский стиль: заварной чайник и чашки. Исторически матэ использовали как лечебное средство. Испанские моряки использовали матэ для лечения цинги, а индейцы, которые употребляли матэ, не испытывали чувства усталости.

Основными алкогольными напитками аборигенов были пиво или вино, поскольку до контакта с белыми дистилляция, зачаточный её уровень, был известен только ацтекам (Bourke, 1894; LaBarre, 1938). Далее мы кратко расскажем историю производства и потребления алкоголя аборигенами до контакта с белыми. Мы проследили использование алкоголя от месоамериканского влияния через Юго-запад и до его проникновения в другие регионы США.

Южное влияние

Ацтеки и их предки, науа, развили сложные церемонии и социальные правила, регулируя правильное использование алкоголя. Многие способы изготовления алкоголя восходят к 300 году н.э. (Waddell & Everett, 1980). Ацтеки использовали магей (Агава американская), также известный как растение века, чтобы изготовлять пульке, мягкое вино из сока агавы (Waddell & Everett, 1980). Современным продуктом из этого растения является бренди мескаль или Текила, другое название (LaBarre, 1938). Согласно ацтекскому мифу, происхождение пульке было сверхъестественным и изначально было даровано богами с Майяуэль во главе. Поэтому использование этого священного вина было определённо предписано для религиозных церемоний, но никак не для светских или социальных целей (Paredes, 1975).

Юго-запад США и Большой Бассейн

Пима и папаго

Апачи

Чирикауа апачи изготовляли не только тульпи, но и напитки из различных видов юкки, а апачи из Сан-Карлоса делали вино питахайя из кактуса сагуаро (LaBarre, 1938). Наконец, в племени мескалеро готовили опьяняющий напиток из коры ананасового дерева или смешивали его с тульпи (Hrdlicka, 1908).

Западные апачи контактировали с западными пуэбло хопи и зуни, и имели лишь ограниченные контакты с пуэбло Рио-Гранде. В распространении методов приготовления алкогольных напитков могли быть задействованы эти кочевые группы.

Коауильтеки

Коауильтеки из южного Техаса и северо-восточной Мекскики изготовляли опьяняющие напитки из растения агавы (Waddell & Everett, 1980; Newcomb, 1969). Этот напиток смешивали с красными бобами горного лавра благородного. Коауильтеки не использовали этот напиток в своих религиозных церемониях – вместо этого они использовали пейот. В схожей манере потребляли опьяняющие напитки и окружающие их племена, например, каранкава, хумано и липан-апачи.

Юман

Племя мохаве не изготовляло своих алкогольных напитков (Devereux, 1948). Очевидно, река Хила была северо-западной границей территории, где занимались приготовлением алкогольных напитков (Kroeber, 1931). Первое знакомство с европейскими алкогольными напитками произошло в середине XVI века, но значительного влияния алкоголь не оказывал вплоть до XIX века. Именно в это время в регион вместе с железными дорогами проникают белые американцы, а позже была построена дамба Паркера. Несмотря на внешнее воздействие, социокультурная сплочённость индейцев мохаве осталась неизменной.

Пуэбло

Далее к западу от пуэбло Рио-Гранде находились пуэбло зуни – это пуэбло одно из первых вошло в контакт с испанцами. Существуют многочисленные документы, где описывается наличие здесь опьяняющих напитков до контактов с белыми. Ваддель и Эверетт (1980) так описывают их ранние практики потребления напитков:

Индейцы зуни также изготовляли напитки из кукурузы, которые использовали на церемониальных празднествах – если в этих напитках и содержался алкоголь, то он был в минимальном количестве (Cherrington, 1925).

Хопи

К северо-западу от зуни жили индейцы хопи, у которых существовали разнообразные способы потребления алкогольных напитков (Waddell & Everett, 1980). Поскольку они были посредниками для других групп, потреблявших алкогольные напитки, то вероятнее всего хопи знали о них, однако они никогда не использовали эти напитки в церемониальных или социальных целях. После контактов с белыми потребление алкоголя оставалось под запретом и совершавшиеся возлияния проходили скрытно.

Навахо

Вокруг индейцев хопи проживали атапаскские родственники апачей – индейцы навахо. Сегодня они второе по численности индейское племя США (219 198 чел.), занимающее резервацию размером с Западную Вирджинию (Reddy, 1993). Когда-то они проживали в северной части Нью-Мексико и занимались охотой и собирательством – лишь недавно их экономика стала базироваться на разведении овец. В отличие от апачей они до контактов с белыми не потребляли алкоголь. Впервые опьяняющие напитки проникли в пуэбло и деревни, расположенные на восточной границе резервации (Heath, 1964). После постройки в 1880-х гг. железной дороги Санта-Фе, в регионе усилилось влияние белых, сюда проникли спиртные напитки и приграничный стиль потребления алкоголя. В сравнении с хопи, употреблявших напитки скрытно, навахо пили открыто и вплоть до опьянения (Kunitz & Levy, 1974).

Большой Бассейн

Северо-восточные племена США

Юго-восточные племена США

К югу от Теннесси вплоть до Мексиканского залива и восточного берега реки Миссисипи проживали многие племена, в основном мускогской ветви семьи языков Мексиканского залива (Josephy, 1991). Они проживали в небольших аграрных общинах, занимаясь выращиванием различных культур: кукурузуы бобов, дыни и табака. Также они занимались сбором орехов, ягод и подсолнуха. Первый контакт этих индейцев с европейцами произошёл в 1513 году, когда Хуан Понсе де Леон обнаружил Флориду. На наличии в этом регионе алкогольных напитков до контактов с белыми указывает ограниченное количество свидетельств, однако следует отметить, что недостатка ингредиентов для этого здесь нет; занятие сельским хозяйством юго-восточных племён идеально подходит для изготовления алкоголя. Есть также предположение о том, что индейцы Месоамерики могли иметь ранние контакты с племенами миссисипской долины; этого можно было достичь, проплыв по Мексиканскому заливу (Josephy, 1991). Если действительно так и было, тогда месоамериканские индейцы могли поделиться своими знаниями приготовления алкоголя.

Есть информация о том, что крики из Джорджии изготовляли некрепкий опьяняющий напиток из ягод, однако о том, что они занимались чрезмерным употреблением до контактов с белыми информации крайне мало (Scomp, 1888). Также известно, что индейцы юго-востока изготовляли напиток из хурмы, однако они его употребляли ещё до брожения (Driver, 1969; MacAndrew & Edgerton, 1969). Наконец, чероки, проживавшие в штатах Юж. и Сев. Каролины в ограниченных количествах изготовляли забродившие напитки из плодов (Cherrington, 1925).

Прерийные индейцы

В XIX веке усилился контакт между белыми и индейцами, что привело к интенсивной торговле, предметом которой часто выступал алкоголь. Трапперы и торговцы всё глубже проникали на территорию, а следом за ними шли военные, золотоискатели и первые поселенцы (Winkler, 1968). Часто торговля была нечестной – белые торговцы предлагали индейцам выпить и, подождав пока те опьянеют, безжалостно использовали их состояние в своих целях. Нередко это приводило к насилию, что, в свою очередь, приводило к запрету для торговцев посещать лагеря индейцев (Winkler, 1968).

Коренные жители Аляски

Коренных жителей Аляски можно разделить на 5 основных групп: алеуты, северные эскимосы (инупиаты), южные эскимосы (юиты), индейцы внутренней территории (атабаски) и индейцы юго-восточного побережья (тлинкиты и хайда) (Langdon, 1989). На сегодняшний день насчитывается ок. 70 000 коренных жителей Аляски, проживающих на территории в 533 000 кв.милей. Это обширный участок земли с огромными расстояниями между поселениями. В результате этих и других географических и климатических барьеров коренные жители этого региона впервые вошли в контакт с белыми позже большей части других индейцев – алеуты в 1750-1780 гг.; южные эскимосы в 1780-1840 гг.; северные эскимосы в 1850-1870 гг.; индейцы внутренних территорий в 1840-1860 гг.;, а индейцы юго-восточного побережья в 1775-1800 гг.

Сельское хозяйство никто на Аляске не выбрал в качестве основы своей жизни – здесь занимались преимущественно охотой и рыболовством. Существует ряд свидетельств о производстве алкоголя до контакта с белыми. Приводим пример сведений об алеутской деревне со слов Берремана (1956):

Ещё одно свидетельство исходит от Давыдова (1977), который заявлял, что коняги, южные эскимосы (юиты), изготовляли алкогольный напиток из забродившей малины и сока черники (Cherrington, 1925; Horton, 1943). Эти коренные жители Аляски проживали на острове Кадьяк и на близлежащей территории полуострова Аляска, в той её части, что примыкает к территории алеутов. Группа жителей юго-восточной Аляски, которых русские называли колошами, возможно, потребляли некую опьяняющую субстанцию из корней, которую они жевали во рту (Anderson, 1988). Вскоре после контакта с белыми многие группы коренных жителей разузнали как готовить свои собственные алкогольные напитки.

В 1850-х гг. русские торговцы вошли в контакт с коренными жителями Нортон Саунд и вскоре после этого потребление алкоголя распространилось на север (Fortuine, 1989). Последним регионом, куда проник алкоголь, стала внутренняя территория Аляски. Атабаски внутренней части региона познакомились со спиртными напитками в 1870-е гг. после прибытия сюда американских торговцев и старателей (Fortuine, 198). Как и в других частях США начало потребления алкоголя, а после и злоупотребления, происходило вскоре после контакта коренных жителей Аляски с европейцами и американцами из поселений на Аляске.

Племена северо-западного побережья и Плато

К востоку от северо-западного побережья между Каскадес и Скалистыми горами находились различные племена, среди которых были говорящие на языке салишей, атабасков и кутенаи (Josephy, 1991). Они жили за счёт рыболовства, занимаясь дренажем рек Колумбия и Фрэзер. Индейцы указанных племён не изготовляли алкогольных напитков до контакта с белыми, который произошёл позже, чем у бОльшей части индейских групп континента.

Коренные жители Калифорнии

В Калифорнии проживало свыше 350 000 человек на момент контакта с белыми. Здесь насчитывалось свыше 105 различных групп, говоривших на 6 различных языках с многочисленными диалектами (Josephy, 1991). В основном индейцы занимались охотой, рыболовством и собирательством. Сельским хозяйством они не занимались, поскольку пищи здесь и так было много. Многие группы использовали жёлуди в качестве одного из основных продуктов своей диеты. Отмечалось, что некоторые калифорнийские племена изготовляли сидр из забродивших ягод толокнянки дубильной (LaBarre, 1938). Однако это слабо документировано. Американские индейцы этого региона использовали другие вызывающие опьянение субстанции в своих ритуальных практиках. Например, употреблялся дурман, наркотическое растение. В рамках культа чингичнич употребляли дурман, чтобы достичь галлюцинаций – это было необходимо для контакта со сверхъестественным миром (Josephy, 1991).

В 1796 году испанцы первыми колонизировали это регион, а в 1848 году Калифорния перешла к США. Последовавшая золотая лихорадка была катастрофой для многих групп американских индейцев. К концу XIX века индейское население сократилось до 15 000 человек. Многие племена были полностью выкошены болезнями или уничтожены людьми.

Вывод

Зарождение алкогольных напитков прошло в Центральной Америке, но быстро распространилось на север Мексики и оттуда на Юго-запад США. В основном производство и потребление алкогольных напитков происходило в этом регионе. Однако существует и ряд свидетельств об использовании опьяняющих напитков на территории США до контактов с белыми. По большей части, но не во всех случаях, потребление алкогольных напитков связано с сельским хозяйством. Причина этого во многих случаях кроется в том, что алкогольные напитки изготовляли из культивируемых растений, однако есть примеры использования для этого дикой флоры (Driver, 1969).

Именно с продолжительным контактом с белыми связано приобретение разрушительных характеристик. Причины это находятся за рамками данной статьи, их перечисляют и детально обсуждают в других работах (MacAndrew & Edgerton, 1969). Существует несколько версий с чем это скорее всего связано: 1) алкоголь стал более доступным с развитием пушной торговли и коммерцией в целом; 2) у индейцев теперь не было необходимости выделять на приготовление алкогольных напитков ценные продукты питания; 3) содержание алкоголя в напитках резко возросло в связи с использованием дистиллированного спирта, который был по большей части неизвестен американским индейцам за исключением ацтеков, у которых были некоторые зачатки знаний о процессах дистилляции (Bourke, 1894); и, наконец, наиболее вероятная версия 4) произошли масштабные социальные и культурные перемены в результате внешнего воздействия. Из-за этих перемен произошло изменение социальных правил, которые регулировали сферу потребления и культуру питья. Алкоголь стал угрозой и не только потому, что был в новинку, он стал выражением драматичных социокультурных перемер.

Патрик Дж. Эбботт, доктор медицины

Центр алкоголизма, злоупотребления наркотиками и дурных привычек

Цитируемая литература

Anderson, T. I. (1988). Alaska Hooch. Fairbanks, AK: Hoo-Che-Noo.

Berreman, G. D. (1956). Drinking patterns of the Aleuts. Quarterly Journal of Studies on Alcohol, 17, 503-514.

Bourke, J. G. (1894). Distillation by early American Indians. The American Anthropologist, 7, 297-299.

Cherrington, E. H. (1925). Aborigines of North America. In E. H. Cherrington (Ed.), Standard Encyclopedia of the Alcohol Problem, VoL /(pp. 3-42). Westerville, OH: American Issue.

Davydov, G. I. (1977). Two Voyages to Russian America, 1802-1807. Kingston, Ontario: Limestone Press.

Devereux, G. (1948). The function of alcohol in Mohave society. Quarterly Journal of Studies on Alcohol, 9, 207-251.

Driver, H. E. (1961). Indians of North America. Chicago, IL: University of Chicago Press.

Driver, H. E. (1969). Indians of North America. Chicago, IL: University of Chicago Press.

Fortuine, R. (1989). Chills and Fever. Anchorage, AK: University of Alaska Press.

Heath, D. B. (1964). Prohibition and post-repeal drinking patterns among the Navajo. Quarterly Journal of Studies on Alcohol, 25, 119-135.

Heath, D. B. (1983). Alcohol use among North American Indians: A cross-cultural survey of patterns and problems. Research Advances in Alcohol and Drug Problems, Vol. 7. New York: Plenum Publishing Co.

Heidenreich, A. (1976). Alcohol and drug use and abuse among Indian-Americans: A review of issues and sources. Journal of Drug Issues, 6,(3, Summer), 256-272.

Horton, D. (1943-1944). The functions of alcohol in primitive societies: A crosscultural study. Quarterly Journal of Studies on Alcohol, 4, 199-320.

Hrdlicka, A. (1904). Method of preparing tesvino among the White River Apaches. American Anthropology, 6, 190-191.

Jilek-Aall, L. (1974). Psychosocial aspects of drinking among Coast Salish Indians. Canadian Psychiatric Association Journal, 19,357-361.

Josephy, A. M. (1991). The Indian Heritage of America (Rev. Ed.). Boston, MA: Houghton Mifflin Co.

Kennedy, J. G. (1963). Tesquino complex: The role of beer in Tarahumara culture. American Anthropologist, 65, 621-639.

Kroeber, A. L. (1931). The Seri. Southwest museum papers, 6, Los Angeles. Kunitz, S. J., & Levy, J. E. (1974). Changing ideas of alcohol use among Navajo Indians. Quarterly Journal of Studies on Alcohol, 35, 243-259.

LaBarre, W. (1938). Native American beers. American Anthropologist, 40, 224-234.

Langdon, S. J. (1989). The Native People of Alaska (Rev. Ed.). Anchorage, AK: Greatland Graphics.

Leland, J. (1976). Firewater myths North American drinking and alcohol addiction. New Brunswick, NJ: Rutgers Center of Alcohol Studies.

Lemert, E. M. (1954). Alcohol and the Northwest Coast Indians. University of California Publications in Culture and Society 2, No. 6. Berkeley, CA: University of California Press.

Lender, M. E., & Martin, J. K. (1982). Drinking in America. New York: The Free Press.

Loeb, E. M. (1943-1944). Primitive intoxicants. Quarterly Journal of Studies on Alcohol, 4, 387-398.

MacAndrew, C., & Edgerton, R. B. (1969). Drunken comportment a social explanation. Chicago, IL: Adeline.

Newcomb, W W. (1969). The Indians of Texas. Austin, TX: University of Texas.

Ortiz, A. (1969). The Tewa world. Chicago, IL: University of Chicago Press.

Paredes, A. (1975). Social control of drinking among the Aztec Indians of Mesoamerica. Journal of Studies on Alcohol, 36,(9), 1139-1152.

Price, J. A. (1975). An applied analysis of North American Indian drinking patterns. Human Organization, 34,(1, Spring), 17-26.

Reddy, M. A. (Ed.). (1993). Statistical record of Native North Americans. Detroit, MI: Gale Research Inc.

Scomp, H. A. (1888). King alcohol in the realm of king cotton. Chicago, IL: Blakeley.

Spenser, R. F., Jennings, J. D., Johnson, E., King, A. R., Stern, T., & Steward, K. M. (1977). The Native Americans ethnology and background of the Native American (2nd ed.). New York: Harper and Row.

Spier, L. (1933). Yuman tribes of the Gila River. Chicago, IL: University of Chicago Press.

Waddell, J. 0., & Everett, M. W. (1980). Drinking behavior among Southwestern Indians. Tucson, AZ: University of Arizona Press.

Weibel-Orlando, J. (1986). Indians, ethnicity, and alcohol. In L. A. Bennett & G. M. Ames (Eds.), American Experience with Alcohol (pp. 201-226). New York: Plenum Press.

Williams, M. (1985). Alcohol and ethnic minorities: Native Americans — an update. Research reports. Alcohol and Research World, Summer, 66-67.

Winkler, A. M. (1968). Drinking on the American frontier. Quarterly Journal of Studies on Alcohol, 29, 413-445.2

Читайте также: