Карана что за напиток


Вопрос в редакцию:

Как известно, алкоголь был полностью запрещен в исламе в четвертом году хиджры. До этого момента среди мусульман были те, кто пил вино и играл в азартные игры. Когда посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) переселился в Медину, то люди спросили у него о том, каково отношение ислама к вину и азартным играм. В ответ на это ему был ниспослан следующий аят:

После ниспослания этого аята, часть мусульман отказалась от вина, из-за его вреда, а другая часть продолжала пить вино.

Но однажды один сподвижник, совершая в пьяном состоянии намаз, допустил ошибку в кыраате, которая исказила смысл прочитанного аята. После этого был ниспослан следующий аят:

Однако, несмотря на это, некоторые мусульмане продолжали пить вино. И тогда бы ниспослан еще один аят, который уже полностью запрещал употребление спиртного:


Одним из самых распространенных вопросов, связанных с законами Шариата и образом жизни мусульман, является вопрос о том, можно ли мусульманам пить алкоголь.

Алкоголем (alcohol) называют летучую бесцветную жидкость, которая получается в результате ферментации сахаров. На некоторые формы жизни алкоголь оказывает интоксицирующее действие. Напитки, содержащие этиловый спирт, называют алкогольными напитками. От них развивается наркотическая зависимость, которую называют алкоголизмом.

Алкоголь в истории

Предположительно виноделие могло возникнуть еще до того, как началось культурное земледелие. Еще путешественник Миклухо-Маклай упоминал о папуасах Новой Гвинеи, которые не умели добывать огонь, но приемы изготовления алкогольных напитков уже знали.

По всему миру алкогольные напитки начали распространяться очень быстро за счет того, что промышленное производство алкоголя постоянно росло, и его производили из дешевого сырья, такого, как отходы сахарного производства или картофель.

Монополия на алкоголь у государства существовала во времена Советского союза, и тогда до 30% бюджета составляли поступления от алкоголя.

Известно, что арабы до принятия ислама употребляли алкоголь, и употребляли его достаточно активно, и у них частенько образовывались попойки, о чем есть немало указаний в арабском языке, который предлагает более ста названий для вина, а в арабской поэзии воздается хвала и вину, и кубкам, и самим застольям.

Как запрещался алкоголь в исламе

Аяты о запрете спиртного в исламе, для искоренения пьянства среди мусульман Создатель ниспослал верующим поэтапно. Употребление спиртного среди арабов было делом восхваляемым и популярным, поэтому поэтапный запрет стал милостью от Аллаха и в этом была божественная мудрость, мусульмане, у которых была зависимость от алкоголя постепенно отказались от этого греха полностью и безвозвратно.

Следующим этапом был запрет в исламе на все опьяняющие средства, и он был введен после того, как для всех мусульман стало неприемлемым начинать намаз, будучи в состоянии алкогольного опьянения, ведь намаз, молитва – это единственная возможность и привилегия для мусульманина, которая позволяет ему обратиться ко всевышнему Аллаху, сконцентрировав свои мысли, духовные силы и намерения, поскольку молитва должна произноситься с почтением и глубоким благоговением.

Пророк Мухаммад ﷺ потребовал после ниспослания суры, чтобы жители Медины вынесли все то вино, которое хранилось у них в домах и вылить на улицу.

Постепенно трезвенниками стало все население города, и это было самой успешной антиалкогольной кампанией, когда-либо предпринимавшейся в мире. И до сего дня все мусульмане мира – это общество, которое наименее всего подвержено проблеме алкоголизма. Через все века существования ислама мусульмане сумели пронести свое негативное отношение к алкоголю.

Хадисы о запрете

Мухаммад ﷺ обращал внимание не на то, из чего сделан алкогольный напиток, а на то, какими опьяняющими свойствами он обладает.


Не только на алкоголь в исламе был введен запрет, но и на его торговлю, и на его производство, и этот запрет касается не только мусульман, но и немусульман.

Всевышний Аллах проклял людей десяти категорий, как сообщается об этом в хадисе, которые имеют какое-то отношение к алкоголю:

  1. производителей вина,
  2. заказчиков,
  3. тех, кто пьет алкоголь,
  4. кто таскает его,
  5. кому приносят алкоголь,
  6. кто его разливает,
  7. кто алкоголь продает,
  8. тех, кто получает с этого прибыль,
  9. тех, кто вино покупает,
  10. и кому его покупают.

Существует в исламе и запрет и на то, чтобы мусульманин дарил алкоголь, также запрещено получать алкоголь в подарок.

Описывается случай, когда в подарок Пророку Мухаммаду ﷺ принесли бочонок вина. Человеку, который принес вино в подарок, Мухаммад ﷺ сказал, что оно запрещено Аллахом. Человек спросил, можно ли продать вино. Пророк ﷺ ответил, что Аллах запретил и продавать вино. Человек спросил о том, можно ли продать иудею это вино. Пророк ﷺ ответил, что и иудею запрещено продавать вино. Тогда человек спросил, что ему делать с этим вином. И тогда Пророк Мухаммад ﷺ сказал вылить его на землю.

Исключения

Ислам и современное отношение к алкоголю

Одно из объяснений того, почему мусульмане не пьют алкоголь, таково. Любой человек имеет обязанность по отношению ко Всевышнему охранять собственный интеллект, жизнь и здоровье. В День Суда каждый человек будет нести ответственность за выполнение этой обязанности. Если что-то наносит вред здоровью, одурманивает разум и разрушает целостность организма и личности, то это является запретным. Если кто-то не считает, что это запретно, то он выходит тем самым за рамки ислама.

Алкоголь наносит вред здоровью мусульманина, алкоголизм является тяжелым заболеванием, трудно поддающимся лечению. В конечной стадии алкоголизм приводит к смертельному исходу. Алкоголизму сопутствуют многие проблемы и болезни, которые развиваются на его фоне – это и заболевания печени, и сердечные нарушения, и расстройства нервной системы, а также проблемы с желудком и легкими, нарушений функции почек. Общественная жизнь человека, который пристрастился к спиртному, также полна проблем и несчастий: у него возникают проблемы с личной жизнью, он часто встает на путь преступлений и заканчивает свою жизнь в тюрьме.

Ученые неоднократно призывали внести алкоголь и табак в число тех наркотических веществ, которые наиболее опасны для жизни – эти наркотики социально приняты, но вред, который они наносят организму человека, даже больше, чем многие из тех наркотиков, которые официально запрещены.

Пророк Мухаммад ﷺ говорил, что даже если человек может опьянеть только от очень большой дозы какого-то напитка, то и малую его дозу пить ему запрещено: путь к алкоголизму начинается с малых доз, а после это перерастает в привычку и зависимость.

Мы даем возможность каждому жертвовать на образование! Пожертвовать Закят

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы) — милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака — это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).


    Главная
  • Духовное управление

В нескольких аятах Корана идет речь об алкоголе и наркотических (одурманивающих) веществах, где они стоят наряду с азартными играми и гаданиями. Встречаются различные мнения касательно толкования этих аятов, вплоть до того, что они не содержат прямого запрета на употребление этих веществ и совершение этих действий. Мы же предлагаем вам познакомиться с комментариями к этим аятам выдающегося устаза XX века Абдуллы Юсуфа Али.

Сура 2

220. над этим миром и Последней жизнью!

Хамр — вино. В арабском варианте это слово означает буквально сброженный виноградный сок, в более широком значении оно может употребляться для обозначения любой сброженной жидкости; более того, по аналогии это слово может применяться для названия любой жидкости, вызывающей интоксикацию, или наркотика. Иногда утверждают, что такие вещества могут дать временное облегчение или принести определенную пользу. Однако при этом никогда не надо забывать, что вред от таких веществ всегда превосходит их благотворное действие (обычно весьма сомнительное) — как для здоровья общественного, так и личного.

Мотивом, на котором основано возражение против этого простейшего вида азартной игры, является следующее суждение: даже если нет намеренного обмана, вы можете получить то, что не заработали, либо что-то проиграть в зависимости от слепого случая. Игра в кости и спор (пари) в расчете на материальную выгоду подпадают под определение азартной игры. Не следует подводить под это определение принцип страхования, если он ведется на деловой основе; в таких случаях для расчетов широко используется статистика, что, как правило, позволяет пренебречь простой случайностью. Страховые агенты сами выплачивают премии — согласно степени риска, которая обычно довольно точно и статистически достоверно рассчитывается.

Страсть к накопительству и скопидомству вредна как нам самим, так и другим членам общества. Мы должны пользоваться нашим достоянием и тратить наши доходы по мере необходимости: любые излишки следует вкладывать в добрые дела или жертвовать на благотворительные цели.

Сура 4

43. О те, которые уверовали! Не приближайтесь к молитве, будучи пьяными, пока не станете понимать то, что произносите…

Сура 5

ТРАПЕЗА

90. О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники (или идолы) и гадальные стрелы являются скверной из деяний дьявола. Сторонитесь же ее, — быть может, вы преуспеете.

Упоминаемые здесь камни — ансабы — это каменные алтари, или каменные колонны, куда разливалось масло для освящения, или каменные плиты-жертвенники, на которые клали жертвенное мясо для идолов. Здесь осуждаются любое идолопоклонство и суеверные предрассудки. Ансабы были общепринятыми объектами идолопоклонства во всей доисламской Аравии. Подобные этим алтарям финикийские колонны обнаружены на Мальте.

Стрелы, о которых тут говорится, служили своего рода жребием или лотереей при разделе мяса. Но стрелы также использовались при ворожбе, а именно для предсказания удачи и неудачи или предугадывания пожеланий языческих богов относительно того, стоит или нет предпринимать определенные действия. Любые подобные предрассудки и суеверия резко осуждаются.

91. Воистину, дьявол при помощи опьяняющих напитков и азартных игр хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и молитвы. Неужели вы не прекратите?

92. Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и остерегайтесь! Но если вы отвернетесь, то знайте, что на Нашего Посланника возложена только ясная передача откровения.

[Ср. с аятом 2:219 и соответствующими комментариями.] От нас требуется повиноваться повелениям и приказам Всевышнего, которые всегда обоснованны и разумны, вместо того чтобы следовать суеверным предрассудкам, которые бессмысленны и иррациональны, или искать недозволенного возбуждения в опьяняющих и одурманивающих средствах или незаконной выгоды в азартных играх. Кто-то, возможно, получает от этого временное возбуждение и удовольствие, но это явно не путь достижения ни материального благосостояния и процветания, ни духовного благочестия и добродетели.

Откровение Всевышнего предупреждает, что проигрыш и потери ожидают нас как в земной, так и в духовной жизни, и дает нам возможность избежать этих потерь.

Сура 16

ПЧЕЛЫ

67. Из плодов финиковых пальм и виноградников вы получаете опьяняющий напиток и добрый удел. Воистину, в этом — знамение для людей размышляющих.

Существуют полезные напитки и продукты, которые производятся из фиников и винограда, например, безалкогольные напитки, уксус, финиковый сахар, виноградный сахар, таковыми являются и сами финики и виноград. Если слово сакара воспринимать в смысле ферментированного вина, то это будет относиться ко времени, предшествовавшему запрету интоксикантов, ибо это мекканская сура, а запрет был сделан в Медине. В таком случае это подразумевает скрытое неодобрение использования интоксикантов и является первым в серии шагов, которые со временем привели к полному их запрету.

ХАДИСЫ

Тафсир Абдуллы Юсуфа Али, ИД "Медина", 2007


"Знание титхи дарует богатство, знание вараны увеличивает продолжительность жизни, знание накшатры уничтожает грехи, знание йоги излечивает от болезней, знание караны дает успех в делах".

S. Narasimha Rao

Карана шарира - причинное тело. Принцип или причинный элемент, который вызывает не только создание зачатка действия, но также и его развития во время воплощенной жизни (manvantara) через бесконечную серию перевоплощений.

Подвижные караны (чара): (1) Бава, (2) Балава, (3) Каулава, (4) Таитила, (5) Гара / Гариджа, (6) Ваниджа и (7) Вишти. Вся эта семерка в течение лунного месяца повторяется 8 раз.

Неподвижные, фиксированные караны (стхира): (8) Шакуна, (9) Чатушпада, (10) Нага и (11) Кимстугхна. Каждая из них встречается в лунном месяце ровно 1 раз. Первая (Кимстугхна) и три последних караны – фиксированной природы. Они относятся к времени новолуния и указывают на постоянство лунной силы. Остальные 56 каран – мутабельной природы. Они показывают меняющуюся силу Чандры (Луны).

Фиксированные и Вишти караны рассматриваются как неблагоприятные и в их время не стоит предпринимать важных действий.

Фиксированные караны в любом случае происходят во время неблагоприятных титхи и, как правило, их игнорируют. Они относятся ко второй половине четырнадцатых суток убывающей Луны, новолунию и первой половине суток после новолуния. Следовательно, первая половина первых суток растущей Луны более неблагоприятна чем вторая. По этой системе мы можем разобраться, почему новая Луна, несмотря на то, что формально является Пурна (полный) титхи, – неблагоприятен. Обе его караны негативны.

Фиксированные караны (58, 59, 60, 1) и мутабельные из класса Вишти (8, 15, 22, 29, 36, 43, 51, 57) считаются неблагоприятными, следовательно в период их действия нужно избегать любой деятельности. Фиксированные караны, случающиеся единожды в лунный месяц, как переход между двумя половинами (пакшами) лунного месяца, покрывают собой период в два дня (четыре последовательных половины, или два титхи).

Что касается остального времени, то караны Вишти (и прочие группы каран) чередуются по восемь раз за лунный месяц, каждую седьмую половину лунного дня (8*7=56)


1. Бава (Лев) Божество – Индра, царь богов и покровитель.

Управитель – Сурьйя Sy (Солнце)

Благоприятна для всех начинаний, благое начало. Подходит для всех видов деятельности, которые увеличивают силу и улучшают здоровье. Карана льва подходящая для начала долгосрочных проектов.

В течение лунного месяца повторяется 8 раз, очерёдность: 2, 9, 16, 23, 30, 37, 45, 51
1–Пратипат (Sk) – 2 половина,
5–Панчами (Gu) - 1 половина,
9–Навами (Sa) – 1 половина,
12–Двадаши (Bu) – 2 половина

2. Балава (Леопард) Божество – Брахма

Управитель – Чандра Ch (Луна)

Считается благоприятной для добрых дел и выполнения религиозных обрядов и церемоний.

В течение лунного месяца повторяется 8 раз, очерёдность: 3, 10, 17, 24, 31, 38, 46, 52
2–Двитйа (Bu) – 1 половина,
5–Панчами (Gu) – 2 половина,
9–Навами (Sa) – 2 половина,
13–Трайодаши (Ma) – 1 половина

3. Каулава (Свинья) Божество – Митра (друг).

Управитель – Мангала Ma (Марс)

Благоприятна для взаимоотношений, для всего, что связано с любовью и дружбой. Общение с новой подругой принесет удовольствие. Хорошее время для украшения своего тела – муж будет доволен и отзывчив. Также хороша для выбора супруга / супруги.

В течение лунного месяца повторяется 8 раз, очерёдность: 4, 11, 18, 25, 32, 39, 47, 53
2–Двитйа (Bu) – 2 половина,
6–Шаштхи (Sk) – 1 половина,
10–Дашами (Gu) – 1 половина,
13–Трайодаши (Ma) – 2 половина


4. Тайтила (Осёл) Божество – Арьяман (гость).

Управитель – Будха Bu (Меркурий)

Хороша для известности и популярности, а также для дел, имеющих отношения к строительству.

В течение лунного месяца повторяется 8 раз, очерёдность: 5, 12, 19, 26, 33, 40, 48, 54
3–Тритйа (Ma) – 1 половина,
6–Шаштхи (Sk) - 2 половина,
10–Дашами (Gu) - 2 половина,
14–Чатурдаши (Sa) - 1 половина

5. Гара / Гариджа (Слон) Божество – Бху (земля).

Управитель – Гуру Gu (Юпитер)

Благоприятна для земледелия и всего, что имеет отношение к обработке земли, посадке растений и посеву семян и т.п. Строительство дома, ремонтные работы будут наиболее успешны.

В течение лунного месяца повторяется 8 раз, очерёдность: 6, 13, 20, 27, 34, 41, 49, 55
3–Тритйа (Ma) – 2 половина,
7–Саптами (Bu) - 1 половина,
11–Экадаши (Sk) - 1 половина,
14–Чатурдаши (Sa) - 2 половина

6. Ваниджа (Корова) Божество – Вишну / Шри (богатство).

Управитель – Шукра Sk (Венера)

Подходит для торговли и обмена, а также для создания постоянных отношений.

В течение лунного месяца повторяется 8 раз, очерёдность: 7, 14, 21, 28, 35, 42, 50, 56
4–Чатуртхи (Sa) – 1 половина,
7–Саптами (Bu) - 2 половина,
11–Экадаши (Sk) - 2 половина,
15–Пурнима (Gu) – 1 половина,
15–Амавасья (Gu) - 1 половина


7. Вишти Божество – Йама (смерть).

Вишти чередуются по восемь раз за лунный месяц, каждую седьмую половину лунного дня: 8, 15, 22, 29, 36, 43, 51, 57.
Неблагоприятные аспекты 45°, 90°, 135° и 180° всегда приходятся на карану Вишти.
4–Чатуртхи (Sa) – 2 половина,
8–Аштами (Ma) - 1 половина,
12–Двадаши (Bu) - 1 половина,
15–Пурнима (Gu) – 2 половина,
15–Амавасья (Gu) – 2 половина

Вишти караны действуют в яркой половине лунного месяца:
- в первой половине 4-го титхи (Чатуртхи(Sa) – который обычно отбрасывается, как в любом случае неблагоприятный),
- в первую половину 8-го титхи (Аштами(Ma) – тоже обычно отбрасываемого),
- во вторую половину 11-го титхи (Экадаши(Sk)) и
- в первую половину титхи полнолуния.

Во время тёмной половины он действует:
- во вторую половину 3-го титхи,
- в первую половину 7-го титхи,
- во вторую половину 10-го титхи и
- в первую половину 14-го титхи (Пурнима(Gu) – тоже обычно отбрасываемого).

8. Шакуна Божество – Кали (сила).

Управитель – Гуру Gu (Юпитер)

Медицина и здоровье, эта карана благоприятна для лечения и оздоровления, принятия лекарств и трав.

Чатушпада (скот, четвероногое животное)

Хороша для политики и государственных дел, интриг. Также считается полезной для животноводства, домашние животные.

Управитель – Гуру Gu (Юпитер)

Негативная карана, связанная с проявлением агрессии, силы и жестокости, силовые действия. Хороша для работы с кундалини (Кундалини йога), тантрический секс, обращение с ядами. Соперничество принесет возможную победу. Время жестоко и решительно расправиться с разрушителями семейного счастья (зависть, сплетни, эгоизм, вожделение к незаконному партнёру).
15–Амавасья (Gu) - 2 половина

11. Кинстугхна (червь)

Божество – Ваю / Марута (ветер)

Здоровье, счастье – виды деятельности, которые заслуживают похвалы и награды. Эта карана благоприятна для вступления в брак и проведения религиозных обрядов, а также для благотворительности и любых добрых дел, искусства и науки, дипломатической деятельности.


В книге Дхундираджа Джатака-Бхаранам описаны качества людей, которые родились в различные караны.

Результаты рождения в Бава-каране: Человек, чье рождение происходит в каране по имени Бава, будет чувственным (сладострастным), полным сострадания и жалости, сильным и могущественным, у него будет хороший характер и поведение, он может быть пандитом (ученым), он ходит быстро, очень удачлив и у него будет много имущества (богатства).

Результаты рождения в Балава-каране: Если рождение человека происходит в карануБалава, он будет мужественным, очень чувственным (будет любить удовольствия), сильным, красивым, будет сочинять стихи, будет отличаться своим великодушием, будет мудрым и будет знать сущность искусств.

Результаты рождения в Каулава-каране: Человек, родившийся в каранеКаулава, будет чувственным (сладострастным), самонадеянным (невежливым), его будут любить многие люди, у него будут свободные (либеральные) точки зрения и много друзей, он будет наделен силой (властью) и могуществом, он говорит сладко и рожден в превосходной семье.

Результаты рождения в Таитила-каране: Если рождение человека произошло в каранеТаитила, у него будет красивое и нежное тело, он будет искусен в любви или будет получать удовольствие от спортивных состязаний, знать сущность искусств, будет успешным оратором, у него будет хороший характер и поведение, ясный интеллект и подвижные глаза.

Результаты рождения в Гара-каране: Если человек рожден в каране Гара, он будет благодетельным, благородным, разумным (мудрым), умным (интеллектуальным), победит своих врагов, будет сильным, у него будет сила воли и терпение, либеральные взгляды и очаровательное, красивое тело.

Результаты рождения в Ваниджа-каране: Человек, чье рождение произошло в Ваниджа, будет экспертом в искусствах, у него будет чрезвычайно веселое лицо, он будет ученым и будет обладать знанием, будет благородным и будет зарабатывать богатство с помощью торговли.

Результаты рождения в Вишти-каране: У человека, родившегося во время караныВишти, будет красивое тело, он веселый, сильный, он будет легко завоевывать своих врагов, у него будет порочный разум и он много спит.

Результаты рождения в Шакуни-каране: Человек, родившийся в каране Шакуни, будет хорошо знать Мантра-Шастру [науку мантр, заклинаний и амулетов], он будет добродетельным, всегда бдительным и осторожным, у него будет много друзей, он преуспеет благодаря удаче и будет знать Шакун-Шастру [науку предзнаменований].

Результаты рождения в Чатушпада-каране: Человеку, чье рождение произошло в каранеЧатушпада, будет недоставать хорошего поведения, он будет неспособен увеличить накопленные средства, будет лишен физической силы и преуспеет посредством рогатого скота. Человек, родившийся в каранеЧатушпада, также может быть ветеринарным доктором, содержать или выращивать коров и будет почитать богов.

Результаты рождения в Нага-каране: У человека, родившегося в каране Нага, будет порочная (безнравственная) натура, он будет сообразительным (хитрым), игривым (непостоянным), физически сильным, безнравственным и у него будут злые чувства в сердце, из- за сильного гнева он совершает безнравственные поступки, не обдумывая их, он будет склочным, разрушительным и стойким в сражениях, у него будет большая сила воли и терпение.

Результаты рождения в Кинстугхна-каране: Человек, родившийся в каране по имени Кинстугхна, обладает разумом, одинаково смотрит на религию и отсутствие религии, на друга и врага (не делает никаких различий между этими противоположностями). Он будет чувственным (сладострастным) и слабым.


Сегодня мы будем говорить о том, что волнует наше общество в последнее время, на тему важную и нужную, об алкоголе (аль-хъамр). Запрет, на которого был ниспослан в Священном Коране. Расскажем, в каких аятах говорится, что спиртное стало недозволенным, о вреде, который приносит это явление, по мере наших знаний который дал нам Всевышний. В Коране об алкоголе упоминается в четырех аятах.

Как рассматривает шариат подобного рода вопросы?

Чего хочет сатана? Он хочет посеять между вами вражду и ненависть посредством спиртных напитков и азартных игр, и отвлечь вас от поминания Всевышнего Аллаха, а также намаза, так неужели вы не воздержитесь?

Обратите внимание, что никто из них в тот момент не усомнился, мол, может он ошибся, и давайте переспросим, но нет, такого не было, они сразу, же откликнулись беспрекословным подчинением и повиновением приказу Всевышнего Аллаха.

Последователей ислама как одной из самых динамично развивающихся мировых религий можно встретить в каждом уголке планеты. Мусульманами становятся люди из немусульманских семей, которые этнически могут быть из народов, исторически исповедующих христианство, буддизм, индуизм или другие верования. Однако чаще всего ислам соотносят с этническими мусульманскими народами и странами. В первую очередь – арабами, народами Кавказа, Поволжья, Средней и Центральной Азии. И если вести речь о традиционных напитках мусульман, нужно понимать, что ислам – это не нация, а религия. Которая естественным образом наложила отпечаток на то, чем обычно запивают еду и утоляют жажду этнические мусульмане.

Говоря о напитках, их можно условно разделить по шариатскому и географическому признаку. Так, согласно исламскому праву, мусульмане должны пить чистые, полезные и канонически не запрещённые напитки. Другими словами, кроме алкоголя практически всё разрешено.

Ислам – религия чистоты, поэтому всё нечистое или воду, в которой присутствовал харам, пить нельзя. Это может быть вода из колодца, в которой была мертвечина (например, утонуло животное), грязная вода, всё, что может нанести прямой вред состоянию здоровья. Многие могут возразить, что газированные напитки, хотя и не являясь ядовитыми, оказывают негативное воздействие на желудочно-кишечный тракт человека и, тем не менее, мусульманам не запрещены. Дело в том, что весь вопрос в мере: если не злоупотреблять газировкой, она на вряд ли приведёт к ухудшению самочувствия. А вот вред от спиртного даже в самых малых дозах – доказанный наукой факт. Поэтому в исламе принято разделять напитки по главному критерию дозволенности: на алкогольные и безалкогольные.

По географическому (или историческому) принципу можно выделить множество разных направлений. Тяжело обозначить что-то общее между всеми ними из-за территориальных и социо-культурных особенностей. Тем не менее, существуют определённые виды, такие как айран или щербет, которые традиционно ассоциируются с мусульманским Востоком.

Как уже говорилось выше, Шариат разделяет всё на дозволенное (халяль) и запретное (харам). К явному запрету, о котором говорится в Коране, относится вино. По аналогии с ним, как опьяняющие и одурманивающие, запрещены все алкогольные напитки.

Сомнения вызывают напитки, в составе которых есть небольшой процент алкоголя. Например, традиционный напиток казахов, киргизов и башкир – кумыс. Это кисломолочный продукт, который в процессе длительной закваски может стать слабоалкогольным. Соответственно, после его употребления человек немного пьянеет или приходит в возбуждённо-хмельное состояние.

Однако авторитетными учёными были даны фетвы о том, что пить кумыс, другие кисломолочные напитки, а также квас – разрешено. Во-первых, вино (хамр) считается нечистотой (наджасой). Здесь же в составе нет нечистоты, напитки не произведены из запрещённых продуктов. Во-вторых, спирт не добавлен в процессе производства, а образован естественным путём в незначительном объёме. В-третьих, никто не сможет выпить столько кумыса или кваса, чтобы опьянеть от него. Пока он свежий, нет такого эффекта. Только уже просроченный, перебродивший напиток имеет легкие хмельные свойства.

Одним из наиболее известных напитков у мусульманских народов является щербет (шербет). Он популярен как у тюрков, так и у арабов. Обычно его готовили из розы, кизила, шиповника, фруктовых соков и специй. В него добавляют сахар, воду, чтобы получить сироп, а потом разбавляют ещё раз холодной водой. На Востоке любят добавлять уксус в разные напитки, порой даже в щербет. Сейчас под щербетом понимают прохладительный напиток из сока с мороженым, фруктами или пряностями. Он является одним из популярных напитков в мусульманской культуре. Например, в некоторых районах Турции до сих пор щербет пьют до и после еды. Этот напиток дошёл до Индии и там тоже стал одним из национальных и любимых напитков.

В Иране производятся национальные напитки из сока лимона. В этой стране любят травяные напитки, которым кроме вкусовых качеств присущи и целебные свойства. Это лекарственные настойки – как, например, бидмешк (напиток из ивы), напиток из цикория (одуванчика), померанца. В числе лекарственных средств и национальных продуктов этого государства можно назвать и розовую воду, получаемую от специального сорта роз Мухаммади. Этот продукт экспортируется во многие восточные страны и очень популярен как в качестве напитка, так и в косметологии.

Из смеси виноградной мелассы и розовой воды с добавлением кедровых орехов и изюма изготавливают один из классических арабских напитков. Это достаточно популярный напиток во время Рамазана, который не уступает по спросу густым смузи из кураги – камардин.

В тропической зоне, где живут мусульмане, например, в Малайзии, популярны свежевыжатые соки из местных фруктов. Здесь можно попробовать сок свежего кокоса или кокосовое молоко на улице прямо в кокосовых орехах.

Ещё одним очень популярным напитком мусульман является кофе. Его стали выращивать и употреблять как напиток в Йемене примерно в IX столетии. Бытует версия, что первооткрывателями кофе как напитка были суфии, которые пили его, чтобы бодрствовать ночью и прославлять Аллаха (делать зикры). Бодрящий напиток распространился и среди остальных мусульман и других народов, а в последствие – во всём мусульманском мире. К концу XV века кофе стали пить в Мекке и Турции, а столетие спустя – в Каире. В Малайзии его подслащивают сгущённым молоком и даже добавляют специи. В Турции существует множество разновидностей варки кофе: с молоком, на углях, со стаканом ледяной воды или же предложат простой горький классический напиток.

После кофе на втором месте по популярности в Аравии стоит чай карак, который пришёл в эти земли благодаря давним торговым и культурным связям с Индией. Очень любят чай марокканцы, которые пьют его с различными сладкими блюдами, а иногда просто сам чай, добавляя большое количество сахара и мяты. Здесь популярен зелёный чай.

Чайные традиции у мусульман не такие, как в Китае или Японии, но всё же имеют большое значение в культуре мусульманских народов. У тюркских народов (узбеков, турков, татар) есть целые чайные – чайхана – где по традиции не только собирались попить чай, но и обсудить дела, решать вопросы. Популярен чай с мятой, чабрецом, а со зверобоем любят пить казанские татары. Неотъемлемой частью являются сухофрукты в чае, а также молоко.

В Турции чаще всего готовится классический чёрный чай. В зависимости от пожеланий, он может отличаться крепостью заварки и определёнными сортами или сборами трав. Принято пить его из небольших стеклянных чашек.

А вот в Малайзии чайная церемония отличается не столько способом заваривания, сколько организацией целого шоу с акробатическими номерами. Здесь даже проводятся конкурсы мастерства по приготовлению и розливу чая.

Интересно, что российские мусульмане пьют не только завёзенный чай, но и выращивают свой. Так, в республике Адыгея эту культуру возделывают уже с 1937 года. Вначале это был просто эксперимент, позже чай стали выращивать на продажу.

В Средней полосе России популярны травяные чаи, например, кипрей, или иван-чай, чаи из листьев смородины и земляники.

У арабов Ливана тоже есть свой молочный напиток для утоления жажды – хунейну. Для его приготовления используют варенец. Очень часто с хунейну подают какую-нибудь выпечку.

Таким образом, напитки мусульманских народов имеют общую особенность – они натуральные и полезные для здоровья. Исключение алкоголя только расширяет их ассортимент, который придётся по вкусу любому гурману.

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Читайте также: