Николай носов об употреблении спиртных напитков

Размер шрифта:
14 | 16 | 18 | 20 | 22 | 24

Ширина текста:
50% | 60% | 70% | 80% | 90% | 100%

Цвет текста:
Установить
Цвет фона:
Установить

Нужно ли называть своих родителей предками и конями и о других подобных вопросах

Еще об одном, всем надоевшем вопросе

О детских игрушечках, глупых шуточках, удобствах для взрослых и пр

О старых песочницах, волшебных лавках, смелых замыслах и золотом осле

А, Б, В…
(Мечты и фантазии)

Второй раз в первый класс

О вежливости, воспитанности и чувстве собственного достоинства
(Капельку об одном, чуточку о другом и совсем немножко о третьем)

Об употреблении спиртных напитков

Еще одно небольшое предисловие

Поговорим о поэзии

Трактат о комедии

В помощь критикам

Еще одно необходимое предисловие
(Совсем маленькое на этот раз)


  • 80
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Николай Носов - Иронические юморески краткое содержание

Иронические юморески - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Пусть мальчики и девочки (по крайней мере в дошкольном возрасте) будут равноправными гражданами, пусть они играют в общие игры, а они могут и будут это делать, если взрослые не станут им мешать, а, наоборот, будут разумно направлять их. Тогда никому из детей не станут приходить в голову мысли о каком-то преимуществе или неполноценности того или иного пола. Не воспитав предварительно пренебрежительного отношения к девочке (следовательно, вообще к женщине), легче будет воспитать уважение к ней в тот период, когда это уважение уже в какой-то мере может испытываться.

Надо понимать, что в деле воспитания требуется вообще больше ума, чем рвения, и не следует забывать, что здесь, как и в лечебной практике, большую роль играет не только само лекарство, но и правильная дозировка. Заставить малыша носить помимо своей сумки еще и сумку сверстницы — это все равно, что вкатить котенку дозу лекарства, рассчитанную на слона. Лечебный эффект может оказаться совершенно противоположным ожидаемому. На первое время, я думаю, будет достаточно, если мы сообщим малышу, к примеру, правило, что если ребят двое — мальчик и девочка, а место одно, то принято, чтоб мальчик уступил место девочке. Такое правило можно преподать уже младшему школьнику и даже дошкольнику, а мы до сих пор не внушили его даже десятикласснику, иначе он не сидел бы в вагоне, как пень, когда рядом стоит девушка, его ровесница, или, что еще непригляднее, женщина не первой молодости.

Положа руку на сердце, никто не скажет, будто не знает, что к женщине вообще следует быть внимательным. Путешествуя на городском транспорте (и даже на пригородном), ожидая в фойе театра, кино и прочих местах, мы всегда предоставим право сидеть жене, родственнице или знакомой девушке, а не усядемся сами. В этом, однако ж, никакой нашей заслуги нет, так как, оказывая услугу человеку близкому, мы оказываем ее как бы самим себе, в силу чего такое деяние никак не влияет на нашу психику, никакой пользы не приносит нашей нравственности. А вот оказать услугу человеку совсем чужому — это деяние уже воспитывающее, развивающее наши добрые чувства к человеку вообще, к человеку как таковому.

Давайте попробуем, ведь это нам совсем ничего и стоить не будет, а выиграть мы можем многое. Только не будем забывать, что и тут надо не без ума, не без размышления; что и тут нужен индивидуальный, нешаблонный, неавтоматический, некибернетическнй подход; что негоже будет, если мы станем ждать, чтоб молоденькой девушке уступал место старик и даже не совсем еще старый мужчина, годящийся ей в отцы; а что, наоборот, будет прекрасно, если девушка и даже молодая женщина уступит место старику, что, кстати сказать, многие из них и теперь делают, причем с присущей им мягкостью и добросердечностью.

Пусть юноша не чувствует неловкости, уступая место девушке, своей ровеснице. Пусть он относится к этому как к норме, как к своему человеческому долгу, выполнение которого внушает чувство удовлетворения; пусть он понимает, что это не пижонство, не галантность, не соблюдение правил хорошего тона, не рыцарство, не телячьи нежности, не средневековое учтивство, не селадонство, не колбасятина, не этикет, а вполне нормальное, вполне достойное человеческое поведение.

Знание этого правила даст молодому человеку неизмеримо больше знания того, что уступать место надо старикам и старухам. Молодому человеку приходится иметь дело в основном не со старухами, а с девушками его возраста, во мнении которых он заинтересован и в общении с которыми складываются его характер и нравственные понятия, его мировоззрение.

Об употреблении спиртных напитков

Давайте попробуем, ведь это нам совсем ничего и стоить не будет, а выиграть мы можем многое. Только не будем забывать, что и тут надо не без ума, не без размышления; что и тут нужен индивидуальный, нешаблонный, неавтоматический, некибернетическнй подход; что негоже будет, если мы станем ждать, чтоб молоденькой девушке уступал место старик и даже не совсем еще старый мужчина, годящийся ей в отцы; а что, наоборот, будет прекрасно, если девушка и даже молодая женщина уступит место старику, что, кстати сказать, многие из них и теперь делают, причем с присущей им мягкостью и добросердечностью.

Пусть юноша не чувствует неловкости, уступая место девушке, своей ровеснице. Пусть он относится к этому как к норме, как к своему человеческому долгу, выполнение которого внушает чувство удовлетворения; пусть он понимает, что это не пижонство, не галантность, не соблюдение правил хорошего тона, не рыцарство, не телячьи нежности, не средневековое учтивство, не селадонство, не колбасятина, не этикет, а вполне нормальное, вполне достойное человеческое поведение.

Знание этого правила даст молодому человеку неизмеримо больше знания того, что уступать место надо старикам и старухам. Молодому человеку приходится иметь дело в основном не со старухами, а с девушками его возраста, во мнении которых он заинтересован и в общении с которыми складываются его характер и нравственные понятия, его мировоззрение.


Об употреблении спиртных напитков

А теперь погс^ворим о пьянстве, или, выражаясь так, чтоб культурней было, об употреблении спиртных напитков: о том, значит, что пить, где пить, как пить и в каких примерно количествах. На этот счет в нашей периодической печати содержатся самые разнообразные сведения, и подчас настолько противоречивые, что человеку, даже вполне освоившемуся в этой обширной акватории, бывает не разобрать без поллитра, в каком направлении плыть и каких берегов держаться. Так, в вопросе, что именно надлежит нам пить, одни печатные органы ратуют за пиво, другие, не менее уважаемые, подают свой голос за сухое вино, третьи, столь же уважаемые, - за "столичную" или коньяк и т. д.

Такой весьма популярный орган, как, например, "Неделя", в статье "Кружка пива" свидетельствует: "Пиво не алкоголь, - говорят врачи, - оно даже полезно". (Какие врачи это говорят, заметим в скобках, еженедельник не сообщает, но мы и без врачей знаем, что пиво не алкоголь, и с таким же успехом могли бы ответить этим "врачам", что и водка не алкоголь. Как пиво, так и водка лишь содержат алкоголь, то есть винный спирт, но в различных пропорциях, и именовать их алкоголем было бы не совсем точным.) Сообщив ряд интересных подробностей о пиве, автор статьи спрашивает: "А можно ли опьянеть от пива?" И отвечает на этот вопрос утвердительно: все в конечном счете зависит от количества выпитого. Выходит - сплошная выгода: и не алкоголь - и опьянеть можно, и пьян ходишь - и алкоголиком никто не назовет.

Другой, не менее авторитетный печатный орган, а именно газета "Культура и жизнь", в статье "Солнце против "Змия" приводит высказывание одного профессора виноделия о том, как он лично, будучи на Кавказе в 1918 году, излечился от "самой настоящей чахотки" путем употребления сухого вина марки "Каберне". (Сколько именно надо выпить вина этой марки, чтоб исцелиться от самой настоящей чахотки, профессор не сообщает.) Остается лишь пожалеть, что этот случай чудесного исцеления от чахотки (если, конечно, ее не прикончил целебный кавказский воздух) не был использован в медицинской практике. Трудно даже вообразить, сколько десятков тысяч несчастных были бы возвращены к жизни за те тридцать лет, которые прошли с 1918 года до того, как этой ужасной болезни был наконец нанесен сокрушительный удар с помощью стрептомицина. В общем, профессор всячески рекомендует к употреблению сухие вина и уверяет, что водки и крепленой гадости в рот не берет (что именно в данном случае подразумевается под крепленой гадостью - не совсем ясно).

Третий, на этот раз ежемесячный орган "Знание - сила", внушающий в силу своего "знания" особенное доверие, не ограничивает пользу, получаемую человечеством от алкогольных напитков, сухим вином, а трактует этот вопрос более расширительно, в статье "Поднимем бокалы" пишет: "Купите как-нибудь "Пино-Гри" или "Токай", "Узбекистон" или "Малагу", попробуйте. Жалеть вам не придется. (Еще бы! - Я. Я.). А несравненные крымские мускаты: белый, розовый, черный! Их по праву считают лучшими в мире".

Еще один автор, пострадавший в свое время, как он сам признается, от "снисходительного отношения к рюмке", но не ставший от этого, как он с удовлетворением констатирует, "угрюмым трезвенником", обращается к читателям со страстным призывом. "Я хочу, - пишет он, - лишь, чтобы замечательные грузинские вина, прославленная во всем мире "Столичная" (40°!), знаменитый армянский коньяк всегда были для наших людей источником радости…" Право, заслушаться можно - какие эпитеты! "Замечательные", "Знаменитый", "Прославленная во всем мире!", "Источник радости". Сколько любви, я бы даже сказал, обожания к предмету! Оно и не удивительно. Разговор ведь идет не о молочных продуктах, явно не способных внушить подобного рода эмоции.

Таким образом, по вопросу о том, что пить, в нашей прессе выступают представители различнейших направлений, начиная от желающих ограничивать утоление жажды одним пивом до включающих в "букет" не только крепленые вина, коньяки, ликеры, но и саму матушку-сорокаградусную. Нет, правда, агитации за употребление чистого 96-градусного спирта в неразбавленном виде. Это можно отметить как единственное упущение.

В вопросе о том, где пить, потребителям спиртопродуктов также предоставляется полная свобода выбора, если не считать того, что некоторые печатные органы вполне резонно возражают против такого, действительно мало располагающего к произнесению заздравных тостов места, как обычная подворотня, столь сугубо абонированная приверженцами распития "на троих".

Что касается вопроса о том, как пить, то все или почти все печатные органы высказываются в том смысле, чго пить можно как угодно, только, как говорится, не до чертиков, не до положения риз, не до свинского состояния. И это понятно. "Ничего - слишком", - как сказал древний философ. В конце концов даже хлеб (не то что водка!), принятый внутрь в излишнем количестве, может повредить организму. Кто этого не знает!

В этом аспекте вопрос "как пить?" смыкается с вопросом "сколько пить?", но так как давно известно, что у каждого своя норма, то установить здесь какие-то точные количественные показатели не представляется возможным, и все рекомендации сводятся к тому, чтобы пить с умом, с головой (не теряя, значит, соображения). В целом ряде статей указывается на то, что пить надо уметь, а мы как раз этого и не умеем: пьем зачастую помногу и притом в некультурной обстановке: в каких-то тесных пивных, заплеванных забегаловках, а то и просто на улице, во дворе или темном подъезде.

По мнению ряда авторов, дело сразу пойдет на лад, если мы научимся пить как следует. Так, один автор пишет, что необходимо "создать в нашем повседневном быту такие условия, которые учили бы пить, то есть учили бы культуре потребления вина. Ведь именно культуры потребления нам не хватает", - взывает он.

Эту же мысль подхватывает другой автор. "Вместо того чтобы проклинать крепкие напитки, - пишет он, - вместо того чтобы тратить деньги на плакаты о "злодейке с наклейкой", не лучше ли позаботиться о новой, так сказать, современной застольной культуре. Да, да, именно культуре, то есть целом комплексе житейских обычаев и кулинарных законов (?), под действием которых употребление напитков превращается в церемонию красивую, сопряженную с радостью человеческого общения, а не с потерей дара вразумительной речи. Начинать можно с воспитания в народе хорошего, даже гурманского- не побоимся такого слова - вкуса к вину".

Оно, конечно, красиво, что и говорить, да, видать, немало придется насосаться всякого рода жидкостей, пока воспитаешь в себе этот истинный гурманский вкус и достигнешь полной нирваны!

"Вино требует к себе внимания и уважения, - развивает эту же мысль третий автор. - Налитое в обычный стакан, оно никому своей прелести, своего букета не откроет. Существует какая-то трудно определимая эстетическая ассоциация между тем или другим вином и формой и цветом бокала. Предпочтительнее всего бокалы из тонкого стекла, бесцветного, без какого-либо рисунка. Они элегантны и не мешают любоваться самим вином".

Вот она где, подлинная, так сказать, эстетическая культура и элегантность! Тут тебе и форма, и цвет, и всяческая ассоциация. Это тебе не то что дербалызнуть "на троих" в подворотне!

Впрочем, так ли уж виноваты эти "трое из подворотни" в том, что не могут приобщиться к настоящей культуре? Нет! Тысячу раз нет!

"Сейчас посидеть с товарищем за рюмкой водки можно лишь в ресторане. А там эта рюмка в копеечку влетает: очень высоки наценки. Вот и сколачиваются "на троих"", - свидетельствует очередной поборник культуры и ратует за то, чтобы водку продавали и в кафе, и в закусочных, и в привокзальных буфетах, и везде, где только можно, без всяких наценок.

К счастью, прогрессивные идеи, как говорится, носятся в воздухе, то есть приходят в голову сразу многим. В Ленинграде, оказывается, уже даже приступили к овеществлению этой передовой мысли. Еще один автор из числа выступающих за культуру пьянства, то бишь за культуру поглощения алкогольных напитков, пишет в своей статье: "В Ленинграде теперь открыты "рюмочные", где подают с закуской. Хорошо? Если хорошо, то нужно ли, чтобы люди толпились у дверей этих НЕМНОГИХ "рюмочных"? И если хорошо, то почему только в Ленинграде?"


Детский писатель Николай Носов (Фото: Лесной П./ТАСС)

Гений Носова позволял его читателям рассчитывать на увлекательное повествование, новое слово на данную тему. Солнечный город, описанный в предыдущей большой книге о приключениях Незнайки и его друзей, наполнен чудесными машинами, многочисленные технические устройства описаны подробно и со знанием дела — в жизни носовских коротышек есть радиолярии, циркулины, планетарки, телевидение, и даже электронные машины, играющие в шахматы (и это в 1958 году!)…

Ещё загадочнее, что Носов в итоге оказался прав — несмотря на некоторые технические успехи СССР в освоении Луны, гонку за умы всё же выиграли представители капиталистического лагеря.

Одна только эта книга выдержала 30 изданий и была переведена на 23 языка — от Португалии до Японии. На Западе автор купался бы в роскоши, Носов был не таков — у него не было даже собственной дачи. Автомобиля тоже. В наследство остались только двухкомнатная квартира, груды черновиков, записные книжки и три пишущие машинки…

Немаловажно, что Незнайка как персонаж растет вместе с читателем. Уже в истории о Солнечном городе Носов, изображая идеальный мир, в котором правят гармония и порядок, рисовал нежизнеспособность подобной системы-утопии и всячески пытался читателя предостеречь: равновесный мир, где все живут по потребностям и каждому хватает, невозможен без внешних подпорок. И любое дуновение обрушит этот карточный домик. Всего трое ветрогонов ввергают Солнечный город в состояние хаоса, и восстановить порядок вещей возможно лишь с помощью волшебной палочки…

В третьей книге Носов впервые вводит в свой сказочный мир откровенное зло! В отличие от Цветочного города, на Луне коротышки стареют, лысеют, носят усы и бороды, умирают от болезней и погибают насильственной смертью. И это уже не ветрогоны, здесь всё всерьёз и никакой волшебник не спасёт тебя от голода или, чего хуже, шальной бандитской пули.

Носов пишет о вирусе капитализма и сам же даёт рецепт. Пробыв на Луне целый год, Незнайка заразился тлетворным лунным геном смерти. Космический корабль чудом успевает прилететь, пока Незнайка ещё жив. Сродни былинному персонажу, Незнайка падает на землю и в буквальном смысле берёт из неё силы, излечиваясь от зловредного лунного влияния…

Путь домой — ещё один извечный всемирный сюжет, трактуемый столь широко, что сегодня является дополнительным измерением национальной идеи. Что бы ни понималось под этим термином, почти всегда это восстановление порядка вещей, торжество справедливости.

Автор Николай Носов

Annotation

Нужно ли называть своих родителей предками и конями и о других подобных вопросах

Еще об одном, всем надоевшем вопросе

О детских игрушечках, глупых шуточках, удобствах для взрослых и пр

О старых песочницах, волшебных лавках, смелых замыслах и золотом осле

Второй раз в первый класс

О вежливости, воспитанности и чувстве собственного достоинства

Об употреблении спиртных напитков

Еще одно небольшое предисловие

Поговорим о поэзии

Трактат о комедии

В помощь критикам

Еще одно необходимое предисловие

Комментарии к комментариям

Издание наукообразное, с предисловиями, послесловиями, автокомментариями и комментариями к комментариям.

Предисловие автора

Писать предисловие, скажу я вам, — это самое последнее дело для автора. Последнее — в том смысле, что автор обычно берется за предисловие уже после того, как написал книгу: в последнюю, так сказать, очередь. Ведь задумав книгу, еще толком не знаешь, что из нее получится. Как же тут писать о ней? Сам автор, будь он хоть семи пядей во лбу, не сможет на этот вопрос ответить. Вместе с тем дело это последнее не только в прямом смысле слова, но и в переносном, то есть в том смысле, что писать предисловие — занятие вообще муторное, неприятное, не доставляющее никакой творческой радости. С одной стороны, в предисловии автору обычно хочется сказать о том, почему он написал свою книгу так, а не иначе. А он и сам часто не знает, почему именно написал так. С другой стороны, ему обязательно хочется объяснить читателю, как следует понимать его книгу, в то время как он (то есть автор) и сам иной раз не знает, как именно ее следует понимать. Хоть он (автор этот самый) и понимает, что не понимает, что и как надо понимать в его книге, но все же берется писать предисловие, надеясь, что, пока пишет, он и сам что-нибудь наконец поймет. И это, между прочим, не лишено основания (нечего тут смеяться). Неспроста процесс литературного творчества сравнивают часто с научным исследованием. В процессе писания автор как бы исследует тот или иной кусок жизни и, написав свое сочинение, уясняет для себя тот или иной вопрос — обогащается каким-то знанием. Ну, и заодно обогащает читателя. Разумеется, если у читателя есть желание обогащаться, то есть в том случае, когда он читает книгу не для того, чтоб поскорей заснуть.

Отколе, умная, бредешь ты, голова?

Преподаватель обычно объясняет учащимся, что хитрая Лиса называет Осла умной головой, в то время как сама-то считает его, безусловно, глупым. Это и есть ирония. Пример с беднягой Ослом считается вообще классическим и приводится чуть ли не во всех учебниках пo теории литературы.

В искусстве, каковым является и художественная литература, ирония — это один из видов метафоры, иносказания, без которых вообще немыслима никакая художественность. Как и в жизни, ирония употребляется в литературе не только ради изящества языка (деликатности), но и ради содержащейся в ней насмешки, то есть для осмеяния, для осуждения какого-либо нежелательного явления жизни. Ирония, таким образом, помогает читателю уяснить авторскую позицию, иначе говоря, помогает понять, как сам автор относится к описываемому предмету, событию или изображаемой личности, то есть считает он их хорошими или плохими. Можно не сомневаться, следовательно, что ирония — не какая-нибудь новомодная придурь, а штука полезная, нужная.

Ирония, родившись, живет. И мы живем вместе с ней и уже не можем без нее обойтись, как не могли бы обойтись одними каменными топорами и деревянными палками, которыми пользовались наши доисторические пещерные предки. Читатель, читая, должен постоянно думать, в каком значении автор употребил то или иное слово, и внимательно следить, нет ли здесь какого-нибудь подвоха или иносказания, что имеет свою полезную сторону, поскольку ум читателя благодаря этому находится все время в деятельном состоянии. Автор как бы заставляет читателя непрестанно (если тут позволительно такое выражение) шевелить мозгом, не давая ему задремать над книгой.

В этом, кстати сказать, и заключается секрет художественности. Читатель, шевеля мозгом, как бы самостоятельно додумывается до выводов, на которые его хотел натолкнуть автор, и как бы соучаствует в творчестве, то есть в какой-то мере повторяет тот процесс, который проделывал автор, когда писал свое сочинение. Это, конечно, трудно, так как требует от читателя постоянных мозговых усилий

Кстати, о примечаниях.

Настоящее издание снабжено научными комментариями, или, попросту говоря, примечаниями, включающими толкование малопонятных слов, выражений и оборотов речи, а также различные высказывания и замечания автора, которые по тем или иным соображениям не могли быть включены в основной текст. Главный и, пожалуй, единственный недостаток подобного рода комментариев заключается в том, что они помещены в особом разделе, в конце книги, что значительно затрудняет чтение, так как, отыскивая нужное примечание, читатель каждый раз теряет страницу, на которой оставил чтение основного текста, отыскав же эту страницу, он теряет страницу, где следует читать очередное примечание, и бьется, таким образом, словно рыба об лед, без конца, или, вернее сказать, до конца, то есть пока окончательно не потеряет терпение. Во избежание подобных эксцессов лучше всего зажимать книгу на нужных страницах пальцами, а еще лучше пользоваться бумажными закладками, хотя, правду сказать, они часто выскакивают и теряются, что очень злит читателя. Я лично нахожу выход в том, что обычно читаю в книге сразу целый раздел, а потом прочитываю сразу все комментарии к этому разделу. Таким образом, мне не приходится то и дело скакать по книге, подобно воробью, скачущему по земле в поисках хлебных крошек.

Тем не менее, движимый милосердием, идя, как говорится, навстречу потребителю, автор решил не снабжать свои сноски, как это обычно делается, номерами, избавив таким образом читателя от необходимости заглядывать каждый раз в конец книги. Пусть читатель читает себе без помех основной текст, так как и без комментариев ему все будет понятно, а потом, если захочет, пусть почитает и комментарии.

Вот приблизительно все, что автор хотел сказать в своем предисловии. А теперь читатель, если не потерял, так сказать, аппетита, может приступить к чтению пирога, то бишь, тьфу! — к чтению книги.

На берегу моря


Годы жизни: с 23.11.1908 по 26.07.1976

Русский советский прозаик, драматург, киносценарист. Наиболее известен, как детский писатель, автор трилогии о Незнайке.

Николай Николаевич Носов родился 10 (23) ноября 1908 года в Киеве в семье актёра эстрады. Детство его прошло в поселке Ирпень, недалеко от Киева, где мальчик и начал учиться в гимназии. Разносторонне одаренный мальчик, Носов с гимназических лет увлекался музыкой, театром, сочинительством — наряду с шахматами, фотографией, электротехникой, радиолюбительством, был газетным торговцем, землекопом, косарем и т. п. После 1917 года гимназия была реорганизована в школу-семилетку. Закончив ее в 1924 году, он работал чернорабочим на бетонном заводе в Ирпенe, потом на кирпичном в городе Буча.

В 19 лет поступает в Киевский художественный институт, но через два года переводится в Московский институт кинематографии. После окончания института Носов занимается режиссурой учебных фильмов для Красной Армии, за эту деятельность награжден в 1943 году орденом Красной Звезды.

Известен он и как режиссер многих научно-популярных и детских мультипликационных фильмов.

В годы Великой Отечественной войны он снял учебный фильм для танкистов, за который впоследствии получил Государственную премию.

В 1952 году за свою литературную деятельность Носов был награжден Сталинской премией.

Николай Носов умер в Москве 26 июля 1976 года. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.

Интересные факты из жизни


В 2008 году к 100-летию со дня рождения Н.Н.Носова Центральный Банк РФ выпустил серебряную монету.

Награды писателя

Библиография

Повести и рассказы
1938 Живая шляпа
1938 Затейники
1938 Леденец
1938 Мишкина каша
1938 На горке
1938 Огородники
1938 Саша
1938 Ступеньки
1938 Чудесные брюки
1939 Автомобиль
1940 Прятки
1940 Фантазёры
1941 Заплатка
1944 Тук-тук-тук
1945 Бенгальские огни
1945 Огурцы
1949 Весёлая семейка
1950 Витя Малеев в школе и дома
1950 Дневник Коли Синицына
1956 Винтик, Шпунтик и пылесос
1956 Замазка
1956 И я помогаю
1956 Карасик
1956 Когда мы смеёмся
1956 Милиционер
1956 Находчивость
1956 Про репку
1956 Три охотника
1956 Шурик у дедушки
1957 Бобик в гостях у Барбоса
1961 Приключения Толи Клюквина
1961 Про тигра
1971 Повесть о моём друге Игоре
1977 Тайна на дне колодца
Бабушка Дина
Дружок
Клякса
Метро
Наш каток
Под одной крышей
Про Гену
Телефон
Федина задача

Экранизации произведений, театральные постановки

Фильмы:
1954 - Два друга. По повести “Витя Малеев в школе и дома”
1958 - Дружок. По рассказам “Дружок” и “Мишкина каша”
1964 - Приключения Толи Клюквина
1965 - Фантазеры
1982 - Живая радуга
1984 - Незнайка с нашего двора
1987 - Топинамбуры

Мультфильмы:
1961 - Винтик и Шпунтик – веселые мастера
1961 - Незнайка учится
1961 - Фунтик и огурцы
1976 - 77 - Незнайка в Солнечном городе (в 10 сериях)
1977 - Бобик в гостях у Барбоса
1997 - Незнайка на Луне

Никола́й Никола́евич Но́сов родился 10 (23 ноября) 1908 года в Киеве. Мать Николая была домохозяйкой, а отец – эстрадным артистом, которому также довелось работать в зависимости от обстоятельств и железнодорожником. Николай был вторым сыном в семье. Кроме него в семье был старший брат Пётр и младшие брат и сестра. Детство Николая прошло в небольшом городке Ирпень, недалеко от Киева, где мальчик и начал учиться в гимназии, которая в 1917 году была переорганизована в школу-семилетку.

Носов с гимназических лет увлекался музыкой, театром, шахматами, фотографией, электротехникой и даже радиолюбительством. Но чтобы прокормить семью, Николай с 14 лет был вынужден работать: был газетным торговцем, землекопом, косарём и т. п. В 1924 году Николай Николаевич закончил 7 классов и пошел чернорабочим на бетонный завод в Ирпене, затем устроился на кирпичный завод в городе Буча.

Сам Николай Николаевич говорил, что начал писать для детей совершенно случайно — сперва просто рассказывал сказки своему маленькому сынишке и его друзьям.

Личная жизнь писателя была непростой и неидеальной. Первая жена Николая, журналистка Елена Мазуренко, в 1931 году подарила мужу сына, но брак это не спасло. В конце десятилетия писатель влюбился в сотрудницу киностудии, на которой работал, и бросил семью – впрочем, квартира в Москве остались бывшей жене и ребенку.

Елена умерла молодой: в 1941 году женщина вместе с другими москвичами копала окопы для обороны столицы, и эта работа оказалась не под силу ее сердцу. После смерти бывшей жены Николай и новая супруга Татьяна забрали Петю, сына писателя, к себе. Сын писателя Пётр Носов (1931—2002) стал фотожурналистом, классиком отечественной жанровой и репортажной фотографии.

Больше детей у Носова не было, но после рождения внука мужчина проявил к нему огромный интерес. Позже Игорь Носов честно признавался, что дед его обожал и никогда не отказывал мальчику в игре.

В последние годы жизни Николай Николаевич заметно сдал – перестал выходить из дома, не интересовался даже прогулками. 26 июля 1976 года Носов скончался – тихо, во сне. Причиной смерти писателя стал инфаркт.

В 2008 году к 100-летию со дня рождения Н. Н. Носова Центральный Банк РФ выпустил серебряную монету.

В апреле 2018 г. в Святошинском районе Киева новая улица названа в честь Николая Носова.

  • 1938 - "Живая шляпа"
  • 1938 - "Затейники"
  • 1938 - "Леденец"
  • 1938 - "Мишкина каша"
  • 1938 - "Ступеньки"
  • 1940 - "Фантазёры"
  • 1941 - "Заплатка"
  • 1944 - "Тук-тук-тук"
  • 1950 - "Витя Малеев в школе и дома"
  • 1950 - "Дневник Коли Синицына"
  • 1954 - "Приключения Незнайки и его друзей"
  • 1958 - "Незнайка в Солнечном городе"
  • 1965 - "Незнайка на Луне"

Ключевые слова: ​Николай Носов,НН Носов,биография,подробная биография,жизнь,творчество,критика на произведения,поэзия,проза,скачать бесплатно,читать онлайн,детская литература,Николай Николаевич Носов

Однако, жизнь самого, пожалуй, интересного русского детского писателя пришлась на другой исторический период.

Возможно, кто-то, прочитав все это, задаст логичный вопрос: а как же получилось, что Николай Носов все-таки стал известен нам не как химик, фотограф или кинорежиссер, а именно как детский писатель?

Главный герой Незнайка – типичный мальчишка-непоседа, хвастун и фантазер, из-за своей неуемной энергии и любопытства постоянно попадающий в нелепые ситуации, из которых его (опять же, по закону жанра!) выручают все друзья. Устройство жизни в Цветочном, Зеленом и Солнечном городах – справедливо и естественно с детской точки зрения: никто не посягает на свободу другого, если с кем-то случилась неприятность, все приходят на помощь; нет ни бедных, ни богатых – все равны, и даже товарно-денежные отношения, как таковые, отсутствуют. Конечно, во всем этом взрослый читатель может заподозрить ту самую скрытую коммунистическую идеологию, однако, ребенок, читая книгу, о таком вряд ли задумается.

Проходит время, однако, персонажи, придуманные Николаем Носовым, не стареют. Да им это и не грозит – даже если и появятся новые, не менее талантливые авторы, пишущие для детей, герои Носова уже прошли проверку временем и на них выросло и вырастет еще не одно поколение. Потому что более искренней, честной и наполненной любовью к детям литературы в России (да и, пожалуй, во всем мире) не найти. И только жаль, что писателю не хватили времени перенести на бумагу все, что он мог бы еще написать…

Читайте также: