Ответственность за хранение спиртных напитков

Апарышев Игнат Валерьевич, аспирант МАОК, референт государственной гражданской службы РФ 3-го класса.

Корреляция цивилистических и административно-правовых оснований правовой ответственности является актуальным объектом научного исследования. В статье анализируются вопросы квалификации административного правонарушения за хранение алкогольной продукции без лицензии в контексте применения гражданско-правовых норм о договоре хранения. Выводы, изложенные в статье, могут быть использованы в правоприменительной практике.

Ключевые слова: договор хранения, этиловый спирт, алкоголь, алкогольная продукция, лицензия.

Responsibility for storage of alcohol products in accordance with contract of storage without relevant license: legal fundamentals and arbitrazh practice

Correlation of civil and administrative-law grounds of legal responsibility is a topical object of scientific research. The article analyses the issues of qualification of administrative-law violation for storage of alcohol products without license in the context of application of civil-law norms on contract of storage. The conclusions set forward in the article can be used in law-application practice.

Key words: contract of storage, ethyl alcohol, alcohol products, license.

Согласно пп. 5.3.2 Постановления Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. N 154 "О Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка" лицензирование и контроль за соблюдением лицензионных условий деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляет Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (далее - Росалкогольрегулирование).

В соответствии с п. 3 ст. 49 Гражданского кодекса РФ право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

В соответствии с п. 1 ст. 886 Гражданского кодекса РФ по договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности.

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в РФ регулируются Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).

Согласно п. 1 ст. 18 Закона N 171-ФЗ лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях) и розничной продажи спиртосодержащей продукции.

Из норм п. 2 данной статьи следует, что деятельность по хранению этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции и деятельность по закупке, хранению и поставкам алкогольной и спиртосодержащей продукции являются самостоятельными видами деятельности, подлежащими лицензированию.

Письмом МНС России от 17 мая 2000 г. N ВБ-6-32/379@ дано разъяснение, что хранение этилового спирта, хранение алкогольной и спиртосодержащей продукции как самостоятельные виды деятельности в соответствии с Законом N 171-ФЗ должны лицензироваться. Наличие у организации лицензии на осуществление закупки, хранения и поставки алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции не дает права этой организации осуществлять по указанной лицензии хранение этилового спирта и алкогольной продукции, не являющихся собственностью данной организации.

Таким образом, хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, не являющихся собственностью организации, подлежит лицензированию как самостоятельный вид деятельности.

Следовательно, организация, имеющая лицензию на осуществление закупки, хранения и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции, не вправе хранить на собственном складе алкогольную продукцию, принадлежащую поклажедателю, по договорам хранения.

В соответствии с Законом N 171-ФЗ и Постановлением Правительства РФ N 154 от 24 февраля 2009 г. решение о выдаче лицензий на осуществление деятельности по хранению алкогольной продукции принимается Росалкогольрегулированием.

Оборот, в том числе хранение алкогольной продукции без соответствующей лицензии образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 4 ст. 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), п. 16 ст. 2 Закона N 171-ФЗ. Аналогичное решение вынесено в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 17 октября 2008 г. N Ф08-6308/2008.

Лицензия на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции дает право на хранение лишь собственной алкогольной продукции, поскольку хранение в этом случае является необходимым действием, которое лицензиат должен осуществить после закупки такой продукции до момента ее поставки, а в силу п. 3 Положения о лицензировании деятельности по производству, розливу, хранению и обороту алкогольной продукции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 1998 г. N 727, оказание услуг по лицензируемым видам деятельности другим лицам запрещено. Данная правовая позиция подтверждается решением Верховного Суда Российской Федерации от 6 марта 2008 г. N ГКПИ07-1425.

В соответствии с п. 1 ст. 26 Закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются в том числе производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий, а также передача лицензии другой организации и оказание услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, другому лицу, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 18 Закона N 171-ФЗ лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или не связанных с производством указанной продукции целях и розничной продажи спиртосодержащей продукции.

В п. 1 ст. 11 Закона N 171-ФЗ указано, что производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется организациями при наличии соответствующих лицензий. Лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции выдается конкретному лицу и представляет собой форму государственной легализации его деятельности.

В силу ст. 2 Закона N 171-ФЗ под оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа.

Таким образом, оборот без соответствующей лицензии, а равно с нарушением условий, предусмотренных лицензией, является нарушением ст. 19, п. 1 ст. 26 Закона N 171-ФЗ.

Ответственность за данное нарушение квалифицируется по ч. 4 ст. 14.17 КоАП РФ - промышленное производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, а равно с нарушением условий, предусмотренных лицензией, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти до ста тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства (оборудования), сырья, полуфабрикатов и иных предметов, использованных для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. При этом лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

В настоящее время необходимо учитывать пункт 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", в котором указано, что в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (ст. 2.2 КоАП РФ) не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в ч. 1 или ч. 2 ст. 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.17 КоАП РФ, является формальным. В связи с этим он не предусматривает материально-правовых последствий содеянного как обязательного составляющего объективной стороны правонарушения и считается законченным правонарушением независимо от наступления вредных последствий.

Для оценки действий лица, привлекаемого к административной ответственности, на предмет наличия признаков формального состава эти последствия не имеют правового значения.

Оборот алкогольной продукции находится под особым контролем государства, поскольку данная деятельность напрямую связана с жизнью и здоровьем населения. Государственный контроль в сфере оборота алкогольной продукции направлен на защиту прав потребителей и обеспечение качества алкогольной продукции.

Так как состав правонарушения, предусмотренный ст. 14.17 КоАП РФ, предполагает нарушение требований законодательства, предъявляемых к производству и обороту алкогольной продукции, а именно требований о порядке соблюдения лицензионных условий, отсутствие причинения существенного вреда государственным и общественным интересам не может служить основанием для признания указанного нарушения малозначительным.

В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

Данный вывод соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (Определение от 9 апреля 2001 г. N 74-О, Определение от 24 апреля 2002 г. N 99-О), согласно которым правонарушения в сфере оборота алкогольной (спиртосодержащей) продукции обладают повышенной опасностью и понятие "малозначительность" к указанным правонарушениям неприменимо.

Согласно п. 3 Положения о лицензировании деятельности по производству, розливу, хранению и обороту алкогольной продукции, утвержденному Постановлением Правительства РФ N 727 от 9 июля 1998 г., лицензия является официальным документом, разрешающим осуществление указанных в ней видов деятельности, а также определяющим условия их осуществления. Оказание услуг по лицензируемым видам деятельности другим лицам запрещается (Определение Конституционного суда РФ N 199-О-О от 24 февраля 2011 г., Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 апреля 2009 г. по делу 09АП-4389/2009-АК).

Таким образом, организация, имеющая лицензию на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, так же как и организация, имеющая лицензию на право осуществления хранения алкогольной продукции, должны хранить данную продукцию только по адресам, указанным в лицензии, и не вправе передавать ее на хранение другим лицам.

При этом наличие у организации лицензий на осуществление таких видов деятельности как закупка, хранение и поставка алкогольной продукции и отдельно хранение алкогольной продукции, не дает права этим организациям осуществлять по указанным лицензиям хранение алкогольной продукции, не являющейся собственностью данной организации. Верховный Суд Российской Федерации в своем решении от 6 марта 2008 г. N ГКПИ07-1425 указал, что по закону организация не вправе хранить (передавать на хранение) алкогольную продукцию по адресам, не указанным в лицензии, включая ее обособленные подразделения (производства, склады). Следовательно, организация имеет право на хранение только той продукции, которая находится у нее в собственности, и только по тем адресам, которые указаны в лицензии. Факт наличия у организации соответствующей лицензии на хранение алкогольной продукции, не дает ей права на хранение алкогольной продукции, которая не является собственностью данной организации, так как другие организации также обязаны хранить продукцию по адресам, указанным в своих лицензиях.

Данная правовая позиция подтверждается решением Арбитражного суда Новосибирской области от 16 апреля 2010 г. по делу А45-7027/2010, оставленным без изменения Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 7 июля 2010 г., вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Москвы от 27 декабря 2011 г. по делу А40-118002/149-769, решением Арбитражного суда Московской области от 12 июля 2010 г. по делу А41-21274/2010, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы от 5 октября 2010 г. по делу А40-89087/10-130-500, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Брянской области по делу А09-6106/2011 от 13 октября 2011 г., решением Арбитражного суда Брянской области от 20 октября 2011 г. по делу А09-6181/2011, решением Арбитражного суда Рязанской области по делу А54-6513/2011.

КоАП РФ предусматривает конфискацию орудия совершения административного правонарушения в качестве одного из видов административного наказания, назначаемого судьей, и определяет ее как принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. При этом не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения, подлежащих в соответствии с Федеральным законом возвращению их собственнику, а также изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению (пункт 4 части 1 статьи 3.2, части 1 и 3 статьи 3.7 КоАП РФ).

Таким образом, в административном законодательстве (в отличие от уголовного и уголовно-процессуального законодательства) конфискация орудия совершения административного правонарушения как вид наказания не применяется лишь в случае, если соответствующее имущество находилось во владении правонарушителя незаконно. Во всех остальных случаях предполагается, что орудие совершения административного правонарушения может быть конфисковано независимо от того, принадлежит оно правонарушителю на праве собственности или нет.

Данный вывод сделан Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении N 6-П от 25 апреля 2011 г.

В Определении N 866-О-О от 21 июня 2011 г. Конституционный Суд РФ также указал, что ч. 3 ст. 3.7 КоАП РФ предусмотрены случаи изъятия из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения. При этом такое изъятие не является конфискацией, т.е. видом административного наказания, и предполагает возможность лишения лица имущества, только если последний владеет им незаконно. Данное законоположение не связывает возможность изъятия орудия совершения или предмета административного правонарушения с фактом привлечения к ответственности за совершение административного правонарушения.

В соответствии с п. 1 ст. 25 Закона N 171-ФЗ изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов подлежат этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если они реализуются без соответствующих лицензий.

Частью 3 ст. 29.10 КоАП РФ предусмотрено, что в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации или возмездного изъятия. В соответствии с п. 15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 г. N 10 данное правило должно применяться также при вынесении решения, которым отказано в привлечении к административной ответственности. При этом вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению.

Обращаем внимание, что алкогольная продукция, хранимая организацией без соответствующей лицензии, находится в незаконном обороте, а потому подлежит изъятию с направлением на переработку или уничтожение вне зависимости от установления вины организации-собственника. Данный довод подтверждается сложившейся судебно-арбитражной практикой.

В соответствии с п. 4 ст. 25 Закона N 171-ФЗ конфискованные этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, не соответствующие государственным стандартам и техническим условиям, а также алкогольная продукция из непищевого сырья или имеющая денатурирующие добавки, подлежат переработке на договорных условиях в этиловый спирт для технических нужд либо спиртосодержащую непищевую продукцию. При невозможности осуществить такую переработку конфискованные этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция подлежат уничтожению.

Здравствуйте! Вопрос по следующей ситуации: ИП заведение общепита с 15 декабря 2017 года работает, пока лицензии нет на розничную продажу алкогольной продукции, но в наличии фактически сама алкогольная продукция присутствует на складах. Какое нарушение? Какой штраф? и Как можно обойти, чтобы штраф был меньше? Спасибо

  • Поделиться

Ответы юристов ( 1 )


  • 5488 ответов
  • 2078 отзывов

Штрафа можно избежать, если ИП не будет продавать алкоголь без лицензии. Штраф предусмотрен:

Статья 14.17.1 КоАП РФ. Незаконная розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции физическими лицами

  • Какое наказание за хранение нелегального алкоголя.
  • Публикации

  • Астрахань
  • Барнаул
  • Владивосток
  • Волгоград
  • Воронеж
  • Екатеринбург
  • Ижевск
  • Иркутск
  • Казань
  • Калининград
  • Кемерово
  • Киров
  • Краснодар
  • Красноярск
  • Курск
  • Липецк
  • Махачкала
  • Набережные Челны
  • Нижний Новгород
  • Новокузнецк
  • Новосибирск
  • Омск
  • Оренбург
  • Пенза
  • Пермь
  • Ростов-на-Дону
  • Рязань
  • Самара
  • Саратов
  • Севастополь
  • Сочи
  • Ставрополь
  • Тверь
  • Тольятти
  • Томск
  • Тула
  • Улан-Удэ
  • Ульяновск
  • Уфа
  • Хабаровск
  • Чебоксары
  • Челябинск
  • Ярославль
  • Киев
  • Харьков
  • Минск
  • Алматы
  • Нур-Султан (Астана)

1.1. в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации и сложившейся практикой его применения данный договор можно составить по общим правилам договора хранения, каких то особых условий нету.

1.2. В произвольной форме можете его составить. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.
Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.

2.1. Андрей! К сожалению, да, в обоих случаях.

3.1. 2 месяца можете продавать после прекращения лицензии, реализации остатков по новой лицензии производите в соответствии с инструкцией лицензирующего органа
Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" от 22.11.1995 N 171-ФЗ (последняя редакция) Статья 20. Приостановление, возобновление, прекращение действия лицензии и аннулирование лицензии

""5. В течение двух месяцев с момента аннулирования лицензии или прекращения действия лицензии лицензиат имеет право на хранение остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, на возврат их поставщику, на поставку остатков алкогольной и спиртосодержащей продукции иной имеющей лицензию на закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции организации, которые осуществляются под контролем лицензирующего органа, за исключением случаев, если такая продукция подлежит изъятию в соответствии с пунктом 1 статьи 25 настоящего Федерального закона.

4.1. Да, в силу ст. 18 вышеуказанного закона - хранение любой спиртосодержащей продукции - это лицензируемый вид деятельности.

С Уважением, Адвокат в г. Волгограде - Степанов Вадим Игоревич.

4.2. В соответствии с Законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" хранение - это оборот алкогольной продукции, поэтому также подлежит лицензированию
оборот - закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона;

5.1. В отношении вас будет возбуждено уголовное дело по статье 228 УК РФ, поэтому советую вам искать адвоката специализирующегося на делах по наркотикам. Удачи вам и всего наилучшего.

5.2. Если нашли при Вас - статья 228. Если ранее не судимы - на первый раз получите условный срок
Всего доброго. При необходимости можете задавать уточняющие вопросы.

6.1. зная устав о запрете хранения алкоголя - Ваше намерение не употреблять алкоголь - совершенно никак к такому запрету не относится.
Относительно мер взыскания - смотрите соответствующие правила предоставления места в общежитии.

7.1. К участковому можете обратиться, но если это наркотики, то уголовная ответственность грозит. Попробуйте с дочерью поговорить чтобы эту дурь бросила. Сходите к психологу для начала.

8.1. уважаемая Анна
Вам необходимо предоставить его на уничтожение и Наче уколов ответственность


Удачи вам и вашим близким!

8.2. В соответствии с существующим законодательством в данном случае Вам грозит уголовная ответственность. Удачи Вам и всего самого доброго.

8.3. В данном случае вам может грозить уголовная ответственность по статье 312 Уголовного кодекса Российской Федерации, так что вопрос серьезный и связан с судимостью.

8.4. Анна. Добрый день. Все зависит от проведенного расследования этого факта. Может быть хищение или злоупотребление или халатность. Трудно судить. И от количества зависит.
С любой ситуации всегда можно найти выход. Удачи Вам и всего самого хорошего исхода дела.

9.1. В данном случае анонимные заявления рассматриваться не будут и вам не ответят, напишите заявление в полицию где укажите все факты.

9.2. В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.

9.3. Но анонимно и смысла не будет обращаться, это не поможет, а так лучше всего в Роспотребнадзор, если сами не хотите, можете кого нибудь попросить чтобы написали жалобу, а там уже проверят и разберутся.

9.4. анонимные обращения никто не рассматривает. Если хотите, чтобы разобрались в ситуации, то обращайтесь в полицию и Роспотребнадзор.
Удачи вам и всего наилучшего.

10.1. Ответ хранение не проходит, поскольку в случае окончания срока действия лицензии, остатки не могут быть переданы на хранение. Если вы не оптовик, то у вас нет 2 месяцев на реализацию остатков, поэтому нужно делать возврат.

11.1. --- Здравствуйте, только в суде можете обжаловать решение медкомиссии, но не факт что обжалуете. Удачи Вам и всего хорошего. :sm_ax:

12.1. Вы вправе обжаловать решение нарколога о Постановке на учет. Пишите заявление, что бы назначили комиссию на предмет определения зависимости. Откажут,-пишите жалобу в Прокуратуру.

13. Какое наказание за хранение нелегального алкоголя.

13.1. ЗА хранение алкоголя, в том числе нелегального, никакой ответственности нет. Ответственность может быть только в случае реализации (сбыта) такой продукции.

14.1. ---Здравствуйте, не выдадут вам никакого разрешения. Удачи Вам и всего хорошего.

15.1. Никакой ответственности в данном случае нет.

16.1. За покупку и хранение ответственность не предусмотрена.

17.1. Требование в основном это площадь хранения.

18.1. Приглашаете на собрание сотрудников прокуратуры и обсуждаете данный вопрос, рассматривая их представление.

19.1. Ничего, если вы приобрели вино в личных целях, а не для продажи.

20.1. Не совсем так, потом она храниться в высушенных марлевых полосках в архиве. Но алкоголь там уже не определить..

21.1. Можете даже расписку потребовать, только указать там надо все, кому передал, сколько, и т.д.

22.1. Это может рассматриваться как кража имущества при определенных обстоятельствах.

23.1. Да правомерно. Оплата по часовая.

23.2. Не правомерно, плата за хранение (первые сутки) и принудительную. Эвакуацию не предусмотрена.

23.3. Нет. Обратитесь в суд.

24.1. Только через суд. Нужно представить договора хранения с клиентами.

25.1. Согласно ч. 5 ст. 20 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ (ред. от 02.11.2013) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" В течение двух месяцев хранить можете.

Как напомнил Сергей Денников, ранее уголовная ответственность предусматривалась только при неоднократности розничной продажи алкогольной продукции несовершеннолетнему (ст. 151.1 УК РФ).

Санкции указанных выше статей Уголовного кодекса и Кодекса об административных правонарушениях РФ предусматривают и конфискацию алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Представитель УМВД России по г. Ижевску рассказал и о новеллах, вступающих в силу с начала следующего 2018 года.

Так, в соответствии с указанными выше Федеральными законами РФ вступят в законную силу с 1 января 2018 года вступят следующие изменения:

- будет запрещено перемещение по территории Российской Федерации физическими лицами немаркированной алкогольной продукции в объеме более 10 литров на одного человека (ответственность предусмотрена ст. 14.17.2 КоАП РФ – наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения);

- будут запрещены перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции автомобильным транспортом и железнодорожным подвижным составом без использования средств ГЛОНАСС/GPS (ответственность за неисполнение данного требования наступает с 1 июня 2019 года).

Пресс-служба УМВД России по г. Ижевску

В 2020 году приняты новые правила, регулирующие сбыт алкогольной продукции. Нормы признаны для снижения уровня потребления спиртного в России, в результате которого упадет количество преступных деяний. Ввиду этого на продавцов, нарушающих установленные требования, будут налагать штраф за продажу алкоголя без лицензии, и привлекать к иным видам ответственности, в т. ч. по УК РФ.

  • 1 Нормативное регулирование сбыта алкогольной продукции
    • 1.1 Статья КоАП
    • 1.2 УК РФ
  • 2 Ответственность за сбыт алкогольной продукции без лицензии
    • 2.1 Куда жаловаться на незаконную торговлю алкоголем
    • 2.2 Размер штрафов
    • 2.3 Ответственность за хранение нелицензированной алкогольной продукции
  • 3 Ответственность за продажу алкоголя без акцизной марки
  • 4 Способы торговли алкоголем без нарушения законов
    • 4.1 Продажа нелицензированного алкоголя
    • 4.2 Реализация спиртного по ночам

Нормативное регулирование сбыта алкогольной продукции

В конце 2017 г. В. В. Путин утвердил законодательное положение, ужесточающее ответственность за нелегальную реализацию спиртосодержащих напитков. Таким образом, УК России пополнился новыми статьям о незаконном предпринимательстве, сбыте и изготовление алкоголя.

Не во всех ситуациях, магазин и должностное лицо будут привлекаться за незаконную продажу спиртного согласно статьям УК России. Так, в ст. №14.17.1 КоАП прописано, что если гражданин не является ИП или ООО, но занимается торговлей спиртосодержащей продукцией и этот факт подтверждается впервые, то деяние не должно расцениваться, как уголовное нарушение. В этом случае наказание будет применено в рамках АК России.

В контексте правонарушения предусмотрен ряд санкций:

  • уплата штрафа в объеме 30000-500000 р. с полным изъятием продукции;
  • увеличенное взыскание грозит фермеру или ИП, ведущему крестьянское хозяйство.

Уголовный кодекс регламентирует ответственность за нарушение ст. №171.3 – нелегальное производство и торговля спиртосодержащими напитками в больших объемах.

В данном случае подразумевается сумма свыше 100000 р., но меньше миллиона:

  • санкции 2-3 млн. рублей;
  • общественные работы на период до 36 месяцев;
  • заключение под стражу на срок до трех лет.

В качестве дополнительной меры, судебный орган вправе лишить возможности хозяина бара или магазина, а также сотрудника, занимать определенный пост или вести деятельность. В ситуации, когда место имел групповой сговор, в рамках которого на территории торговой точки продавался алкоголь в большом количестве на сумму более миллиона рублей, наказание будет суровым.

Ответственность:

  • наложение штрафа в объеме 3-4 млн. руб.;
  • принудительные работы на период до 60 месяцев;
  • заключение под стражу и лишение свободы до пяти лет.

Под статью за нелегальную продажу спиртного попадает следующая категория населения:

  • физлица, ведущие деятельность в сфере розничной торговли;
  • предприниматели без образования ИП или ООО.
К уголовно наказуемым деяниям в рамках незаконной реализации спиртного не попадает следующая продукция:
  • сидр;
  • медовуха;
  • пиво.

Реклама интернет-площадок, занимающихся сбытом алкоголя, в СМИ находится под запретом. Любые магазины, предлагающие пользователям Internet продукцию, блокируются еще до начала судебного разбирательства.

Ответственность за сбыт алкогольной продукции без лицензии

На основании нормативных положений статьи №14.17 (часть 3) КоАП физлица и предприниматели, занимающиеся сбытом спиртной продукции без соответствующего лицензирования, привлекаются к ответственности.

Объем санкций составляет 200-300 тыс. руб.

В случае установления факта об отсутствие сопроводительных документов на спиртное, весь товар подлежит конфискации полицией. Часть №2 этой статьи также указывает на грубые нарушения правил продажи алкогольной продукции без лицензии.

К примеру, к таким торговым предприятиям относятся те точки, которые предлагают клиентам напитки, изготовленные из суррогата. Подобные рестораны и места общепита продают потребителям товар, произведенным из технического спирта, где основной компонент, это денатурат.

На правительственном уровне было принято решение, вменять таким заведениям штрафные санкции в размере 150-200 тыс. рублей. При этом вся продукции, зафиксированная по статье №14.17 часть 2, подлежит изъятию.

При выявлении сбыта алкоголя в неположенном месте, следует обратиться с жалобой на организацию.

Обращаться нужно в контролирующие инстанции:

  1. В первую очередь заявление подается в ведомство по обороту алкоголя.
  2. Роспотребнадзор.
  3. Полиция.
  4. Прокуратура.

Текст заявления должен быть сухим, кратким, без витиеватых оборотов и ненормативной лексики. Направлять жалобу следует на почтовый или электронный адрес контролирующей инстанции. В качестве обратной связи, юристы рекомендуют указывать телефон и email.

Для того чтобы пожаловаться в правоохранительные органы и Прокуратуру, следует соблюдать аналогичные правила составления заявления. Примечательно, что жалобы на незаконную торговлю спиртного, поданные анонимно практически не рассматриваются. Поэтому заявителю, следует указать действительное Ф.И.О. и помнить, что в такой ситуации действует положение о конфиденциальности.

Когда незаконная торговля алкоголем фиксируется в ночное время или запрещенные дни, то лицо, допустившее правонарушение, привлекается по статье №14.2 КоАП России.

Посмотрите видео: "За продажу алкоголя без лицензии предпринимателей наказывают рублём и лишением свободы."

В качестве наказания предусмотрены следующие санкции:

  • с граждан взыскивают неустойку в размере 1000-2000 р.;
  • если лицо занимает должность – 3000-4000 рублей;
  • предприятию – 30000-40000 р.

Федеральный закон №171 указывает, что производство и реализация спиртосодержащей продукции, в т. ч. слабоалкогольной подлежит обязательному получению лицензии.

Когда продавец не действует в рамках нормативно-правового положения, его привлекут к ответственности с наложением неустойки по статье №14.17:

  • 500000-1 млн. руб. с изъятием товаров;
  • штраф за торговлю алкоголем без лицензии в размере 1 /5 суммы от годовой прибыли и конфискация напитков, оборудования.

В связи с тем, что применяемые санкции отличаются строгостью, многие индивидуальные предприниматели и организации получают лицензию.

Однако, невзирая на объем наказания, нередко в ходе проверок органы выявляют другие нарушения, косвенно указывающие на грубые отступления от правил торговли алкоголем:

  • на маркировочном штампе отсутствует информация о производителе;
  • не указана надпись о том, что спиртное опасно для здоровья потребителя.
Такая торговля алкоголем без лицензии влечет ответственность по Административному кодексу России, в частности ст. №14.17 (часть №3):
  1. Предпринимателю грозит наказание в объеме 100000-150000 р.
  2. Если правонарушение было зафиксировано ранее по этой же статье или незаконного сбыта спиртного, то виновное лицо обязано выплатить пеню в объеме 150000-200000 р. При этом оборудование и продукция будет конфисковано.
  3. В отношении юридического образования применяется также запрет на ведение бизнеса в период на три месяца.

Продавать алкоголь юрлицу без лицензии, а также хранить на складах и в подсобных помещениях продукцию, воспрещено действующими законами. Такое деяние может рассматриваться судебным органом как в рамках ст. №14.1 КоАП (без лицензии), так и по статье, регламентирующей наказание за правила торговли спиртным.

Ответственность за продажу алкоголя без акцизной марки

До 2014 г. сбыт алкоголя без акцизной марки попадал под административную статью №15.12 (ч.2). После вступления в силу обновлений, законопроект пополнился четвертной частью.

Согласно дополнениям, продавцы, которые намерены реализовывать спиртное без разрешения и акциз, контролирующие органы будут штрафовать соответствующими суммами:

  1. Физическим лицам грозит наложение неустойки в объеме 4-5 тысяч рублей.
  2. Для ИП предусмотрено взыскание 10000-15000 р.
  3. К ООО применяют санкции 200000-300000 р.

На основании новых правил продажи алкоголя без лицензии и акциз, ответственность касается и должностных лиц. При этом вся продукция подлежит изъятию.

Примечательно, что требования актуальны к любым торговым предприятиям, продуктовым магазинам, питейным заведениям и общепиту. Незаконная продажа алкоголя влечет наказание для всех участников нелегального бизнеса. Поэтому при приеме от поставщика спиртного, следует проверять документы.

Потребителям необходимо контролировать наличие акцизной марки и при подозрениях на нелегальный товар, сообщать в правоохранительные органы.

Способы торговли алкоголем без нарушения законов

Нередко вначале предпринимательского пути, молодые бизнесмены интересуются, какое спиртное можно продавать без лицензии и насколько это легально.

Вино, как и другая продукция, не относится к этой группе и требует оформления лицензии.

Аналогичные правила по продажи алкоголя распространяются в отношении супермаркетов и общепита. Невзирая на то, что сбыт солодовых напитков в 2020 г. не накладывает обязательств на торговые точки оформлять лицензию, без соблюдения требований такая деятельность недопустима.

Место для уличного сбыта (открытый тип) не должно располагаться рядом с общественными зданиями:

  • детские сады;
  • школы;
  • клиники и больницы;
  • спортивные объекты;
  • и другие, указанные в перечне.

Сбыт алкоголя без сопроводительной документации разрешен только при неукоснительном соблюдении требований, т. е. если ассортиментная линейка представлена солодовыми напитками. Торговля иным алкоголем без лицензирования влечет наложение штрафных санкций и привлечение к ответственности, в т. ч. по ст.ст.171.3, 171.4 УК России. Ввиду этого большинство предпринимателей стремятся оформить соответствующие документы и заключают договора с фирмами, оказывающие помощь в их получении.

В 2020 г. законопроект о продаже алкоголя был ужесточен. Новые правила накладывают запрет на торговлю спиртным в ночное время (с 23:00 до 08:00) и праздничные дни. Однако законодатель установил возможность для регионов самостоятельно регулировать даты и период сбыта спиртного, а также ввел исключения из правил.

Введенные ограничения на реализацию спиртного в ночной период снизили доходность круглосуточных ларьков, поэтому продавцы часто идут на хитрость, нарушая положения закона. Такие действия влекут наложение штрафных санкций, сумма которых в каждом субъекте РФ разная.

Читайте также: