По способу примыкания слова связаны в словосочетании целебный напиток

b) древняя книга

с) любовь к книге

е) отчаянно смелый

Словосочетание связано способом управления:а) целебный напиток

с) пиала из фарфора

d) мясо по-казахски е) необыкновенная история

По способу управления слова связаны в словосочетании:

А) зван на форели

В) будущей недели

С) по моему расчету

D) с разодранным локтем

Е) прискорбно поминают

По способу управления слова связаны в словосочетании:

В) интересная книга

С) внимательно читать

D) внимательный читатель

Е) читающий внимательно

Словосочетание связано способом согласования:

В) исполнять клюй

С) пиала из фарфора

D) говорить по-казахски

Е) необыкновенно яркий

Не является словосочетанием:

В) в течении реки

С) медленно протекает

По способу примыкания слова связаны в словосочетании:

Словосочетание – это два или несколько слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. Смысловая связь определяется вопросом, грамматическая – окончанием зависимого слова и предлогом.

Способы связи слов в словосочетаниях:

  1. Согласование (зависимое слово согласуется с главным в форме числа, падежа и рода): мои книги, осенний лес.
  2. Управление (зависимое ставится при главном в определенном падеже): песня о друге, рассказывать об экскурсии.
  3. Примыкание (зависимое слово связывается с главным только по смыслу): очень быстро, начал говорить, стать красивее.

Среди подчинительных словосочетаний выделяются

  1. именные (главное слово – существительное, прилагательное, числительное): наша земля, второй от края;
  2. глагольные (главное слово – глагол, причастие, деепричастие): видел все, освещенный солнцем, поглядывая по сторонам;
  3. местоименные (главное слово – местоимение): нечто важное;
  4. наречные (главное слово – наречие): особенно резко.

Запомните: не является словосочетанием сочетание подлежащего и сказуемого.

Слова связаны по способу управления в словосочетании

Главное слово выражено именем существительным в словосочетании

По способу примыкания слова связаны в словосочетании

Главное слово выражено глаголом в словосочетании

Главное слово выражено прилагательным в словосочетании

Не является словосочетанием

Способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в том же роде, числе и падеже, что и главное

По способу согласования слова связаны в словосочетании

По способу согласования связаны слова в словосочетании

По способу согласования слова связаны в словосочетании

По способу согласования слова связаны в словосочетании

Два словосочетания, слова в которых связаны по способу согласования, можно вычленить из предложения

Способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определённом падеже

По способу управления слова связаны в словосочетании

По способу управления слова связаны в словосочетаниях

Способ подчинительной связи, при котором зависимое неизменяемое слово связано с главным только по смыслу

По способу примыкания слова связаны в словосочетании

По способу примыкания слова связаны в словосочетании

В словосочетаниях невыносимый шум, невыносимо шуметь, слышу шум, попросили не шуметь, шумят наверху слова связаны по способам (в порядке следования)

По способу согласования слова связаны в словосочетании

Сочетание слов с сочинительной связью

Постановки существительного, отвечающего на вопрос кого?, требует глагол

Последний звонок; сидел, сгорбившись; поехать учиться; очень интересный; урок музыки. В данных словосочетаниях слова связаны по способам (в порядке следования)

По способу управления слова связаны в словосочетании

Главное слово выражено деепричастием в словосочетании

По способу примыкания слова связаны в словосочетании

Склоняемой частью речи выражено зависимое слово в словосочетании

По способу примыкания слова связаны в словосочетании

По способу управления слова связаны в словосочетании

По способу согласования слова связаны в словосочетании

Словосочетание есть в варианте

Словосочетание, в котором слова связаны по способу согласования, есть в предложении

По способу согласования слова связаны в словосочетании

Словосочетанием не является

По способу примыкания слова связаны в словосочетаниях

По способу управления слова связаны в словосочетании

По способу управления слова связаны в словосочетании

Укажите словосочетание, слова в котором связаны способом управления.

По способу управления слова связаны в словосочетаниях

Слова связаны способом управления в словосочетаниях

Словосочетания, в которых слова связаны способом согласования

Словосочетания, в которых слова связаны способом управления

Словосочетания, в которых слова связаны способом примыкания

Словосочетания, указывающие на предмет и его признак

Найдите глагольные словосочетания.

Не являются словосочетаниями

В каком словосочетании представлен способ связи слов примыкание?

Словосочетание — структурная единица языка, состоящая из двух или более слов, объединенных подчинительной связью. Одно из них считается главным, остальные — зависимыми. От первого ко второму можно поставить вопрос. Пример: отправиться (куда?) в магазин. Главное и управляемое слова перекликаются друг с другом по смыслу и грамматически.

В русском языке существует всего три типа подчинения: согласование, управление, примыкание.

Необходимо уметь отличать различные словосочетания от фраз, которые таковыми не являются.


Что нельзя отнести к словосочетаниям?

Довольно часто люди принимают за словосочетание любую пару слов, которые связаны между собой. Возникает подобное недоразумение из-за их неграмотности и незнания правил русского языка. Следует помнить, что к словосочетаниям нельзя отнести:

  • основу предложения (он пританцовывал);
  • фразеологизмы и устойчивые сочетания (застать врасплох);
  • сравнительную степень прилагательного или наречия (более трогательно, менее бордовый);
  • форму сложного будущего времени глагола (буду подпрыгивать);
  • сочетание союзного слова или предлога и знаменательной части речи (навстречу ветру, словно стекло);
  • слова, связанные при помощи сочинительного союза (красный и зеленый);
  • причастные, деепричастные, сравнительные обороты вместе со словом, к которому они относятся.

Теперь, когда мы выяснили, какие элементы не являются словосочетаниями, познакомимся с их разновидностями. Рассмотрим пример примыкания, согласования, управления. Это поможет нам легко узнавать типы связи словосочетаний в предложении.


Словосочетание со связью примыкание: примеры

При типе связи примыкание главное и зависимое слова сочетаются только по смыслу и интонационно. Связано это с тем, что управляемый член всегда выражен неизменяемой частью речи.

Давайте подробнее рассмотрим примыкание. Примеры словосочетаний с неизменяемыми частями речи вы видите в таблице.

Смотрел не мигая

Простая сравнительная степень прилагательного

Важно помнить, что существуют два разряда местоимений, которые являются омонимами: личные и притяжательные. Первые участвуют в образовании словосочетаний с типом связи управление, вторые — примыкание. Различить их можно, правильно поставив вопрос.

Для начала рассмотрим тип связи примыкание. Примеры: штаны (чьи?) его, мнение (чье?) ее, песня (чья?) их.


Главное слово в примыкании: чем выражено

Главное слово может быть выражено: глаголом, прилагательным, наречием или существительным. Для лучшего усвоения материала рассмотрим пример примыкания:

  • Лететь (как?) быстро. Главное слово выражено глаголом, зависимое — наречием.
  • Юбка (какая?) клеш (существительное и неизменяемое прилагательное).
  • Веселый (как?) невероятно. Главный член — прилагательное, управляемый — наречие.
  • Замечательно (насколько?) слишком (сочетание двух наречий).

Как узнать примыкание в предложении?


Найти словосочетания с примыканием в тексте бывает непросто. Для того чтобы справиться с этой задачей надо не только выучить теоретический материал, но и потренироваться определять тип словосочетаний.

Мы рассмотрели словосочетания с типом связи примыкание в русском языке. Примеры помогут вам лучше усвоить полученную информацию. А использованный алгоритм пригодится в других случаях.

Однако не стоит забывать, что помимо примыкания существуют другие типы подчинения. Вспомним их, чтобы при необходимости узнать в тексте.

Согласование

При согласовании управляемое слово уподобляется в своей грамматической форме главному. То есть изменяет свой род, число, падеж в соответствии с ситуацией.

Главное слово при таком типе связи выражено существительным. В качестве зависимого может быть:

  • местоимение (моя покупка, твой выбор, наш кабриолет);
  • полное и краткое прилагательное (зеленое платье, красивый закат, полон дом), но под эту категорию не подходят простая сравнительная степень и образованная от нее превосходная;
  • причастие (сделанная работа, подготовленный отчет, заработанные деньги);
  • существительное, если оно подстраивается под признаки главного слова (папой-директором, к дяде-тренеру);
  • количественное числительное в форме косвенного падежа (обеих девчонок, обоим претендентам);
  • порядковое числительное (шестая неделя, восьмой попытки, третьи представители).

Управление


При связи типа управление зависимое слово уподобляется главному только в падеже. Управляющий член обычно выражен глаголом, прилагательным, существительным или количественным числительным.

В качестве зависимого слова в сочетаниях такого типа выступают существительные, местоимения. Несколько примеров:

  • Взглянул (на кого?) возлюбленную. Главное слово — глагол, зависимое — существительное, перешедшее из разряда прилагательных (субстантивированное).
  • Прикоснулся (к кому?) к ней. Глагол и местоимение с предлогом.
  • Завел (что?) машину. Первое слово выражено глаголом в прошедшем времени, второе — существительным в винительном падеже.

Образцы сочетаний с управлением и согласованием, как и пример примыкания, помогут вам с легкость определить тип подчинительной связи в словосочетании, если возникнет такая необходимость.


Разберем всё, что Вас волнует.

19 июня 2020г 19:00 (по Москве)

Словосочетание. Тип связи – примыкание.

Словосочетание связано способом примыкания:

A) Целебный напиток.

B) Исполнять кюй.

C) Пиала из фарфора.

E) Необыкновенно яркий.

Правильный ответ: E

Словосочетание связано способом примыкания:

A) Целебный напиток.

B) Исполнять кюй.

C) Пиала из фарфора.

E) Говорить по-казахски.

Правильный ответ: E

Словосочетание связано способом примыкания:

A) Целебный напиток.

B) Исполнять кюй.

C) Пиала из фарфора.

D) Приехать учиться.

E) Чудесная долина.

Правильный ответ: C

Словосочетание связано способом примыкания:

A) Целебный напиток.

B) Исполнять кюй.

C) Пиала из фарфора.

D) Рассказать сказку.

E) Идти разговаривая.

Правильный ответ: E

Словосочетание связано способом примыкания:

A) Целебный напиток.

B) Исполнять кюй.

C) Пиала из фарфора.

D) Мясо по-казахски.

E) Необыкновенная история.

Правильный ответ: D

Словосочетание связано способом примыкания:

A) Целебный напиток.

B) Исполнять кюй.

C) Пиала из фарфора.

E) Необыкновенная история.

Правильный ответ: D

Словосочетание связано способом примыкания:

A) Целебный напиток.

C) Уставший от забот.

D) По-осеннему пасмурно.

E) Степные просторы.

Правильный ответ: D

Способ подчинительной связи, при котором зависимое неизменяемое слово связано с главным только по смыслу, называется

E) связью между компонентами грамматической основы.

Правильный ответ: C

По способу примыкания слова связаны в словосочетании

B) печально гляжу.

C) ошибками отцов.

D) на наше поколенье.

E) гляжу на поколенье.

Правильный ответ: B

По способу примыкания слова связаны в словосочетании

C) перелетают на юг.

D) перелётные птицы.

E) улетевшие на зиму.

Правильный ответ: B

По способу примыкания слова связаны в словосочетании

B) войти в класс.

C) хорошо учиться.

D) строгий учитель.

E) серьёзный ученик.

Правильный ответ: C

По способу примыкания слова связаны в словосочетании

A) записать дату.

B) чистая тетрадь.

C) записать красиво.

D) записать в тетрадь.

E) ученическая тетрадь.

Правильный ответ: C

По способу примыкания слова связаны в словосочетании

A) белеющая вдали.

B) решённая задача.

C) сдавший экзамен.

D) старик сапожник.

E) идущий по следам.

Правильный ответ: A

По способу примыкания слова связаны в словосочетании

C) обходя лениво.

D) в золотом огне.

E) под моим окном.

Правильный ответ: C

По способу примыкания слова связаны в словосочетании

B) развеял мечты.

C) чистой красоты.

D) чудное мгновенье.

E) мимолетное виденье.

Правильный ответ: A

По способу примыкания слова связаны в словосочетании

D) в пустыне мрачной.

E) шестикрылый Серафим.

Правильный ответ: B

По способу примыкания слова связаны в словосочетании

A) задержать дыхание.

B) задержаться надолго.

C) задержав преступника.

D) задержанный гражданин.

E) задержаться в командировке.

Правильный ответ: B

По способу примыкания слова связаны в словосочетании

A) зван на форели.

B) будущей недели.

C) по моему расчету.

D) с разодранным локтем.

E) прискорбно поминают.

Правильный ответ: E

A) громкий шепот.

B) говорить шепотом.

C) шепчущий человек.

D) прошептать на ушко.

E) назойливый шепоток.

Правильный ответ: B

По способу примыкания слова связаны в словосочетании

A) поздний вечер.

B) прийти поздно.

C) опоздать на урок.

D) на последний урок.

E) опоздавший ученик.

Правильный ответ: B

По способу примыкания слова связаны в словосочетании

A) идти не спеша.

B) идущий пешеход.

C) пойти в кинотеатр.

D) идущий по переходу.

E) по пешеходному переходу.

Правильный ответ: A

По способу примыкания слова связаны в словосочетании

B) интересная книга.

C) внимательно читать.

D) читающий в автобусе.

E) внимательный читатель.

Правильный ответ: C

По способу примыкания слова связаны в словосочетании

A) рабочий человек.

B) идущий на работу.

C) рабочая атмосфера.

D) выполненная работа.

E) работающий допоздна.

Правильный ответ: E

По способу примыкания слова связаны в словосочетании

A) зеленая крона.

B) зеленеть вдали.

C) древесная кора.

D) сидеть под деревом.

E) под развесистым деревом.

Правильный ответ: B

По способу примыкания слова связаны в словосочетании

B) очень красивый.

C) красота пейзажа.

D) чувство красоты.

E) красивейшее озеро.

Правильный ответ: B

По способу примыкания слова связаны в словосочетании

A) вернуться поздно.

B) вернуться на родину.

C) позднее возвращение.

D) вернувшись из странствий.

E) вернувшийся путешественник.

Правильный ответ: A

Выберите книгу со скидкой:


Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.


Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

350 руб. 963.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

350 руб. 163.00 руб.


ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 205.00 руб.


ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 171.00 руб.


Рисуем по клеточкам и точкам

350 руб. 248.00 руб.


ЕГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 163.00 руб.


350 руб. 114.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Асаинова Айнур КабиденовнаНаписать 646 20.12.2015

Номер материала: ДВ-274852

  • Русский язык
  • Тесты

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    20.12.2015 575
    20.12.2015 1682
    20.12.2015 2721
    20.12.2015 2239
    20.12.2015 4360
    20.12.2015 1008
    20.12.2015 4313

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Информация о работе

Поможем подготовить работу любой сложности

Скачать файл с работой

Помогла работа? Поделись ссылкой

1. Укажите способ связи примыкание.
А) Не встретил никого.
В) Выдающееся достижение.
С) Потребност в уходе.
D) Ударил сгоряча.
Е) Неблагоприятное воздействие.
Правильный ответ: D.
2. Укажите способ связи примыкание.
А) Нависший над пропастью
В) Плетётся рысью
С) Снег почуя
D) Растущий организм
Е) Его лошадка
Правильный ответ: В.
3. Укажите способ связи примыкание.
А) Уверен в себе
В) Поражён видом панорамы
С) Увлекаемый вверх
D) Увлекающийся процессом творчества
Е) Увлечённый работой
Правильный ответ: С
4. Укажите способ связи примыкание.
А) Горшок для цветов, прыжок вниз.
В) Поднимается в гору, везущая хворост.
С) Поднимается медленно, сварить всмятку.
D) Звенящая тишина, весенний воздух.
Е) Товары для распродажи, ботинки на выход.
Правильный ответ: С.
5. Укажите способ связи примыкание.
А) Цветочный горшок, яйцо всмятку.
В) Прекрасное дитя, румяная весна
С) Рассказать наизусть, наспех сшито.
D) Читать по книге, посадить в землю.
Е) Дышит светом и теплом.
Правильный ответ: С.
6. Укажите способ связи примыкание.
А) Близилось к закату, ударил сгоряча.
В) Предназначено ему, заказать заранее.
С) Здесь не курят, гулять вдвоём.
D) Прыгать с трамплина, костюм на заказ.
Е) Песенки поёт, уверен в себе.
Правильный ответ: С.
7. Укажите способ связи примыкание.
А) Приехать засветло.
В) Поехать к сестре.
С) Дарить счастье.
D) Кусок пирога.
Е) Известный всякому.
Правильный ответ:А


8. Укажите способ связи примыкание.
А) В туристическом походе.
В) Беседовать с друзьями.
С) Поступить справедливо.
D) Опустевшая аллея.
Е) Наш коллектив.
Правильный ответ: С.
9. Укажите тип связи в словосочетаниях: чуть-чуть влево, особенно резко, совсем недавно.
А) Примыкание.
В) Согласование.
С) Управление.
D) Управление и примыкание.
Е) Примыкание и согласование.
Правильный ответ: А.
10. Укажите, какой частью речи выражено главное слово в словосочетаниях: слегка набекрень, слишком глубоко.
А) Числительным.
В) Глаголом.
С) Именем существительным.
D) Причастием.
Е) Наречием.
Правильный ответ: Е.
11. Укажите словосочетание, в котором слова связаны по способу примыкания.
А) Проложена пробкой.
В) Долго смотреть.
С) Белая берёза.
D) Подошвами башмаков.
Е) Напоминая о друзьях.
Правильный ответ: В.
12. Найдите словосочетание глагол + наречие.
А) Двухлетний ребёнок.
В) Тревожно ржал.
С) Северный ветер.
D) Этот рассвет.
Е) В заоблачной выси.
Правильный ответ: В.
13. Словосочетание со связью примыкание.
А) Пастушеские юрты.
В) В таких обстоятельствах.
С) Сорокоградусная жара.
D) О пустынных пространствах.
Е) Ехать быстро.
Правильный ответ: Е.
14. Способ примыкания:
А) Патриотическое чувство.
В) Чувство любви.
С) Истинно народный.
D) Любить Родину.
Е) Любовь к Родине.
Правильный ответ: С.

15. Способ примыкания:
А) Подлинно бесстрашный.
В) Подлинное бесстрашие.
С) Истинная храбрость.
D) Преданность делу.
Е) Стремление к истине.
Правильный ответ: А.
16. Способ примыкание:
А) Подобные слова.
В) Желание узнать.
С) Со смертью играя.
D) Подобны жемчужинам.
Е) Желанный выбор.
Правильный ответ: В.
17. Способ примыкание:
А) на родине Абая.
В) уезжали прочь
С) в Чингисских горах
D) своих детей
Е) в девятнадцатом веке
Правильный ответ: В.
18. Способ примыкание:
А) во всех уголках
В) сущность человека
С) общемировое значение
D) уникальность явления
Е) качественно новый
Правильный ответ: Е.
19. Способ примыкание:
А) общность традиций
В) в казахском фольклоре
С) эпоха Возраждения
D) традиционное мировоззрение
Е) претворяются сегодня
Правильный ответ: Е.
20. Способ примыкание:
А) писать быстро
В) подплыть к берегу
С) каждый человек
D) стремление к знаниям
Е) справочное бюро
Правильный ответ: А.
21. Способ-примыкание:
А) официальное коммюнике
В) достойный похвалы
С) хорошо учится
D) интересоваться искусством
Е) краткое резюме
Правильный ответ: С.
22. Словосочетание указывает на действие и его признаки:
А) Ищешь верно.
В) Выбирая путь.
С) Выбранного пути.
D) На отдых идём.
Е) Остуди жар
Правильный ответ: А.
23. Словосочетание указывает на действие и его признак:
А) Приехать в столицу.
В) Обманчивых глаз.
С) Не пойдёт во вред.
D) Рассуждая по-человечкски.
Е) Пыланье глаз.
Правильный ответ: D.
24. Словосочетание указывает на действие и его признак:
А) Напоминавший дважды.
В) Напоминая про права.
С) Про свои права.
D) Напоминала про права.
Е) Напоминала дважды.
Правильный ответ: Е.
25. Связь-примыкание:
А) Раздался голос.
В) Красивый голос.
С) Слышать голос.
D) Голос издалека.
Е) Прозрачная дымка.
Правильный ответ: D.
26. Способ-примыкание:
А) Зимнее утро
В) Весёлое настроение
С) Рано утром
D) Наступило утро
Е) Дождаться утра
Правильный ответ: С.
27. Способ- примыкание:
А) Наговор клеветника.
В) Говорливый ребёнок.
С) Северный говор.
D) Говорить бестолково.
Е) Говорливость болтуна.
Правильный ответ: D.
28. Способ-примыкание:
А) Побег пленного.
В) Быстрота в движении.
С) Быстрый бег.
D) Быстро бежать.
Е) Бежать в город.
Правильный ответ: D.
29. Способ- примыкание:
А) Строгий наказ.
В) Строго наказать.
С) Наказ матери.
D) Строгость наказания.
Е) Наказать за преступление.
Правильный ответ: В.
30. Способ-примыкание:
А) Слушать тишину.
В) Тихое течение.
С) Тишина зала.
D) Тихо читать.
Е) Тишина при чтении.
Правильный ответ: D.
31. Способ- примыкание:
А) Взгляд ребёнка.
В) Оглянуться на сына.
С) Тяжёлый взгляд.
D) Взглянуть в окно.
Е) Оглядываясь назад.
Правильный ответ: Е.
32. Способ-примыкание:
А) Хохот глупцов.
В) Хохотать от шутки.
С) Громко хохатать.
D) Громкий хохот.
Е) Хохот зала.
Правильный ответ: С.
33. Способ- примыкание:
А) Учение дочери.
В) Учение без наказания.
С) Хорошая учёба.
D) Учёба в институте.
Е) Хорошо учиться.
Правильный ответ: Е.
34. Словосочетание указывает на действие и предмет, на который оно переходит:
А) Едва мелькнул.
В) Служба в армии.
С) Тихо спустился.
D) Поеду в Актау.
Е) Мелькнув в дали
Правильный ответ: D.
35. Словосочетание указывает на действие и предмет, на который оно переходит:
А) три шофёра
В) уделять внимание
С) опасность слева
D) заросли ежевмки
Е) ягоды крыжовника
Правильный ответ: В.

Вопросы про словосочетания, тип связи – управление.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте вашу оценку

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

  • Конференции
  • Журналы
  • Банк работ
  • Справочник
  • Калькуляторы
  • Тесты
  • Примеры решений
  • Вопросы и ответы
  • Учебные статьи
  • Вопросы и ответы
  • Справочник
  • Конференции
  • Журналы
  • Банк работ
  • Калькуляторы
  • Тесты
  • Примеры решений

Не отобразилась форма расчета стоимости?
Переходи по ссылке

Сразу после создания заказа авторы начнут предлагать свои услуги.
Вы сами выбираете самого подходящего исполнителя.

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (446,6 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • актуализировать знания о способах связи слов в словосочетании;
  • формировать умение устанавливать связи слов в предложении и словосочетании;
  • учить выделять словосочетания из предложения;
  • учить определять способ подчинительной связи в словосочетании;

воспитательная: воспитывать умение внимательно слушать одноклассников, уважать чужое мнение;

  • развивать логическое мышление;
  • развивать языковое чутьё;
  • развивать умение работать в группе;
  • развивать умение систематизировать изученный материал.

Ход урока

Сегодня на уроке русского языка мы продолжим изучение интересной темы, знание которой поможет сделать вашу речь грамотной и красивой.

(Слайд 2)

Выпишите из предложенных слов только словосочетания:

  • 1) подо мной, 2) красивую тетрадь, 3) вышли из дома, 4) дом высок, 5) две подруги,
  • 6) четырёх мальчиков, 7) улыбающийся нам, 8) радуясь встрече, 9) чесать языком,
  • 10) восьми карандашей, 11) будем танцевать, 12) желание спеть, 13) то дерево
  • 14) второй дом, 15) каждый из нас, 16) мини юбка, 17) видеть это, 18) петь громко,
  • 19) весело и быстро;

– Выступление учащихся, обсуждение затруднений.

В этом задании ученики часто отмечают сочетания дом высок, чесать языком, будем танцевать как словосочетания.

Не являются словосочетаниями:

  1. сочетание самостоятельного слова со служебным:в течение лета, пусть расскажет и др.;
  2. сочетания слов в составе фразеологизмов:обетованная земля, точить лясы, не покладая рук;
  3. подлежащее и сказуемое:мальчик умён, начался дождь;
  4. составные словоформы:менее красивый, будешь знать;
  5. однородные члены:снег и ветер; ни сегодня, ни завтра.

– После прочтения и обсуждения ученики выясняют, что не являются словосочетаниями слова под номерами 1, 4, 9, 11, 19. Остальные словосочетания записываются в тетрадь.

– Прочитайте следующий материал, внесите, если необходимо, изменения в свои записи.

Словосочетание – это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. Словосочетание состоит из главного и зависимого слов. От главного слова к зависимому задаётся вопрос.

– Вспомните и расскажите, какие есть способы подчинительной связи в словосочетании, как определить этот способ.

Ученики называют три способа: согласование, управление, примыкание, рассказывают, что в словосочетании нужно определить главное и зависимое слово, затем выяснить, какой частью речи выражено зависимое слово, и уже по этому зависимому слову определить способ подчинительной связи.

В словосочетании слова связываются тремя главными способами подчинительной связи: согласованием, управлением, примыканием.

Согласование – такая связь, при которой зависимое слово – имя прилагательное и все слова с признаками прилагательного ( причастие, местоимение, порядковое числительное): весёлая песня, поющие птицы, моё послание, пятый день и др.

При согласовании с изменением формы главного слова (имени существительного) изменяются и все формы зависимого: весёлую песню, весёлой песне, весёлых песен.

Управление – такая связь, при которой зависимое слово – имя существительное и все слова с признаками существительного ( местоимение, числительное): рассказал (кому?) другу (дат. п.), рассказал (кому?) всем (дат. п.), четверо (из кого?) из десяти (род. п.), четверо(из кого?) из вас (род. п.), выпеченный ( кем?) мамой (твор. п.), выпеченный(из чего?) из теста (род. п.).

При управлении главное слово (глагол, причастие, деепричастие, прилагательное, числительное) требует от зависимого постановки в определённом падеже с предлогом или без предлога. При управлении с изменением формы главного слова форма зависимого не изменятся: напишу письмо, написал письмо, напишем письмо.

В сочетании слов типа три дерева (с неодушевлённым существительным) числительное в им. и вин. падежах управляет существительным, а в остальных падежах согласуется с ним.

В сочетаниях типа три дочери ( с одушевлённым существительным) управление наблюдается только в им. падеже, а в остальных падежах – согласование. ( 1. С. 5)

Примыкание – такая связь, при которой зависимое слово – неизменяемое знаменательное слово ( наречие, деепричастие, инфинитив, сравнительная форма, неизменяемое прилагательное): быстро говорить, говорил улыбаясь, очень легко, цвета беж.

При примыкании зависимое слово связано с главным ( глагол, деепричастие, причастие, наречие, прилагательное, существительное) только по смыслу и интонационно.

– Работа с учебником

Упражнение 57, стр. 30

(Спишите предложения. Выделите в них словосочетания с подчинительной связью примыкания).

  • Сперва мы перекликались с ним весьма усердно; потом он стал реже отвечать на наши возгласы.

Из предложений выпишите словосочетания с указанным видом связи.

Большинство иностранцев считают, что русские мало улыбаются (примыкание)

Человек мнителен, тревожен и замкнут, болезненно реагирует на малейшие неудачи (примыкание).

Оттуда открывается изумительный вид на Волгу, красота неописуемая (управление).

В этом случае “плоды учения ”еще более очевидны (согласование).

Эти чувства в нас не убиты – они подавлены (управление).

Но и те и другие были снисходительны к ошибкам своего кандидата (согласование).

Способ подчинительной связи, при котором зависимое неизменяемое слово связано с главным только по смыслу, называется
A) сочинением.
B) управлением.
C) примыканием.
D) согласованием.
E) связью между компонентами грамматической основы.

По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) его грядущее.
B) печально гляжу.
C) ошибками отцов.
D) на наше поколенье.
E) гляжу на поколенье.

По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) летят на юг.
B) летят далеко.
C) перелетают на юг.
D) перелётные птицы.
E) улетевшие на зиму.

По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) идти в школу.
B) войти в класс.
C) хорошо учиться.
D) строгий учитель.
E) серьёзный ученик.

По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) записать дату.
B) чистая тетрадь.
C) записать красиво.
D) записать в тетрадь.
E) ученическая тетрадь.

По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) белеющая вдали.
B) решённая задача.
C) сдавший экзамен.
D) старик сапожник.
E) идущий по следам.

По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) горят в огне.
B) белая береза.
C) обходя лениво.
D) в золотом огне.
E) под моим окном.

По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) звучал долго.
B) развеял мечты.
C) чистой красоты.
D) чудное мгновенье.
E) мимолетное виденье.

По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) волею моей.
B) жги, обходя.
C) обходя моря.
D) в пустыне мрачной.
E) шестикрылый Серафим.

По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) задержать дыхание.
B) задержаться надолго.
C) задержав преступника.
D) задержанный гражданин.
E) задержаться в командировке.

По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) зван на форели.
B) будущей недели.
C) по моему расчету.
D) с разодранным локтем.
E) прискорбно поминают.

По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) громкий шепот.
B) говорить шепотом.
C) шепчущий человек.
D) прошептать на ушко.
E) назойливый шепоток.

Ключ к тесту

  1. с
  2. в
  3. в
  4. с
  5. с
  6. а
  7. с
  8. а
  9. в
  10. в
  11. е
  12. в

Взаимопроверка

Упражнение 80, стр.38 (Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите способ связи).

Читайте также: