По способу примыкания слова связаны в словосочетании целебный напиток
b) древняя книга
с) любовь к книге
е) отчаянно смелый
Словосочетание связано способом управления:а) целебный напиток
с) пиала из фарфора
d) мясо по-казахски е) необыкновенная история
По способу управления слова связаны в словосочетании:
А) зван на форели
В) будущей недели
С) по моему расчету
D) с разодранным локтем
Е) прискорбно поминают
По способу управления слова связаны в словосочетании:
В) интересная книга
С) внимательно читать
D) внимательный читатель
Е) читающий внимательно
Словосочетание связано способом согласования:
В) исполнять клюй
С) пиала из фарфора
D) говорить по-казахски
Е) необыкновенно яркий
Не является словосочетанием:
В) в течении реки
С) медленно протекает
По способу примыкания слова связаны в словосочетании:
Словосочетание – это два или несколько слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. Смысловая связь определяется вопросом, грамматическая – окончанием зависимого слова и предлогом.
Способы связи слов в словосочетаниях:
- Согласование (зависимое слово согласуется с главным в форме числа, падежа и рода): мои книги, осенний лес.
- Управление (зависимое ставится при главном в определенном падеже): песня о друге, рассказывать об экскурсии.
- Примыкание (зависимое слово связывается с главным только по смыслу): очень быстро, начал говорить, стать красивее.
Среди подчинительных словосочетаний выделяются
- именные (главное слово – существительное, прилагательное, числительное): наша земля, второй от края;
- глагольные (главное слово – глагол, причастие, деепричастие): видел все, освещенный солнцем, поглядывая по сторонам;
- местоименные (главное слово – местоимение): нечто важное;
- наречные (главное слово – наречие): особенно резко.
Запомните: не является словосочетанием сочетание подлежащего и сказуемого.
Слова связаны по способу управления в словосочетании
Главное слово выражено именем существительным в словосочетании
По способу примыкания слова связаны в словосочетании
Главное слово выражено глаголом в словосочетании
Главное слово выражено прилагательным в словосочетании
Не является словосочетанием
Способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в том же роде, числе и падеже, что и главное
По способу согласования слова связаны в словосочетании
По способу согласования связаны слова в словосочетании
По способу согласования слова связаны в словосочетании
По способу согласования слова связаны в словосочетании
Два словосочетания, слова в которых связаны по способу согласования, можно вычленить из предложения
Способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определённом падеже
По способу управления слова связаны в словосочетании
По способу управления слова связаны в словосочетаниях
Способ подчинительной связи, при котором зависимое неизменяемое слово связано с главным только по смыслу
По способу примыкания слова связаны в словосочетании
По способу примыкания слова связаны в словосочетании
В словосочетаниях невыносимый шум, невыносимо шуметь, слышу шум, попросили не шуметь, шумят наверху слова связаны по способам (в порядке следования)
По способу согласования слова связаны в словосочетании
Сочетание слов с сочинительной связью
Постановки существительного, отвечающего на вопрос кого?, требует глагол
Последний звонок; сидел, сгорбившись; поехать учиться; очень интересный; урок музыки. В данных словосочетаниях слова связаны по способам (в порядке следования)
По способу управления слова связаны в словосочетании
Главное слово выражено деепричастием в словосочетании
По способу примыкания слова связаны в словосочетании
Склоняемой частью речи выражено зависимое слово в словосочетании
По способу примыкания слова связаны в словосочетании
По способу управления слова связаны в словосочетании
По способу согласования слова связаны в словосочетании
Словосочетание есть в варианте
Словосочетание, в котором слова связаны по способу согласования, есть в предложении
По способу согласования слова связаны в словосочетании
Словосочетанием не является
По способу примыкания слова связаны в словосочетаниях
По способу управления слова связаны в словосочетании
По способу управления слова связаны в словосочетании
Укажите словосочетание, слова в котором связаны способом управления.
По способу управления слова связаны в словосочетаниях
Слова связаны способом управления в словосочетаниях
Словосочетания, в которых слова связаны способом согласования
Словосочетания, в которых слова связаны способом управления
Словосочетания, в которых слова связаны способом примыкания
Словосочетания, указывающие на предмет и его признак
Найдите глагольные словосочетания.
Не являются словосочетаниями
В каком словосочетании представлен способ связи слов примыкание?
Словосочетание — структурная единица языка, состоящая из двух или более слов, объединенных подчинительной связью. Одно из них считается главным, остальные — зависимыми. От первого ко второму можно поставить вопрос. Пример: отправиться (куда?) в магазин. Главное и управляемое слова перекликаются друг с другом по смыслу и грамматически.
В русском языке существует всего три типа подчинения: согласование, управление, примыкание.
Необходимо уметь отличать различные словосочетания от фраз, которые таковыми не являются.
Что нельзя отнести к словосочетаниям?
Довольно часто люди принимают за словосочетание любую пару слов, которые связаны между собой. Возникает подобное недоразумение из-за их неграмотности и незнания правил русского языка. Следует помнить, что к словосочетаниям нельзя отнести:
- основу предложения (он пританцовывал);
- фразеологизмы и устойчивые сочетания (застать врасплох);
- сравнительную степень прилагательного или наречия (более трогательно, менее бордовый);
- форму сложного будущего времени глагола (буду подпрыгивать);
- сочетание союзного слова или предлога и знаменательной части речи (навстречу ветру, словно стекло);
- слова, связанные при помощи сочинительного союза (красный и зеленый);
- причастные, деепричастные, сравнительные обороты вместе со словом, к которому они относятся.
Теперь, когда мы выяснили, какие элементы не являются словосочетаниями, познакомимся с их разновидностями. Рассмотрим пример примыкания, согласования, управления. Это поможет нам легко узнавать типы связи словосочетаний в предложении.
Словосочетание со связью примыкание: примеры
При типе связи примыкание главное и зависимое слова сочетаются только по смыслу и интонационно. Связано это с тем, что управляемый член всегда выражен неизменяемой частью речи.
Давайте подробнее рассмотрим примыкание. Примеры словосочетаний с неизменяемыми частями речи вы видите в таблице.
Смотрел не мигая
Простая сравнительная степень прилагательного
Важно помнить, что существуют два разряда местоимений, которые являются омонимами: личные и притяжательные. Первые участвуют в образовании словосочетаний с типом связи управление, вторые — примыкание. Различить их можно, правильно поставив вопрос.
Для начала рассмотрим тип связи примыкание. Примеры: штаны (чьи?) его, мнение (чье?) ее, песня (чья?) их.
Главное слово в примыкании: чем выражено
Главное слово может быть выражено: глаголом, прилагательным, наречием или существительным. Для лучшего усвоения материала рассмотрим пример примыкания:
- Лететь (как?) быстро. Главное слово выражено глаголом, зависимое — наречием.
- Юбка (какая?) клеш (существительное и неизменяемое прилагательное).
- Веселый (как?) невероятно. Главный член — прилагательное, управляемый — наречие.
- Замечательно (насколько?) слишком (сочетание двух наречий).
Как узнать примыкание в предложении?
Найти словосочетания с примыканием в тексте бывает непросто. Для того чтобы справиться с этой задачей надо не только выучить теоретический материал, но и потренироваться определять тип словосочетаний.
Мы рассмотрели словосочетания с типом связи примыкание в русском языке. Примеры помогут вам лучше усвоить полученную информацию. А использованный алгоритм пригодится в других случаях.
Однако не стоит забывать, что помимо примыкания существуют другие типы подчинения. Вспомним их, чтобы при необходимости узнать в тексте.
Согласование
При согласовании управляемое слово уподобляется в своей грамматической форме главному. То есть изменяет свой род, число, падеж в соответствии с ситуацией.
Главное слово при таком типе связи выражено существительным. В качестве зависимого может быть:
- местоимение (моя покупка, твой выбор, наш кабриолет);
- полное и краткое прилагательное (зеленое платье, красивый закат, полон дом), но под эту категорию не подходят простая сравнительная степень и образованная от нее превосходная;
- причастие (сделанная работа, подготовленный отчет, заработанные деньги);
- существительное, если оно подстраивается под признаки главного слова (папой-директором, к дяде-тренеру);
- количественное числительное в форме косвенного падежа (обеих девчонок, обоим претендентам);
- порядковое числительное (шестая неделя, восьмой попытки, третьи представители).
Управление
При связи типа управление зависимое слово уподобляется главному только в падеже. Управляющий член обычно выражен глаголом, прилагательным, существительным или количественным числительным.
В качестве зависимого слова в сочетаниях такого типа выступают существительные, местоимения. Несколько примеров:
- Взглянул (на кого?) возлюбленную. Главное слово — глагол, зависимое — существительное, перешедшее из разряда прилагательных (субстантивированное).
- Прикоснулся (к кому?) к ней. Глагол и местоимение с предлогом.
- Завел (что?) машину. Первое слово выражено глаголом в прошедшем времени, второе — существительным в винительном падеже.
Образцы сочетаний с управлением и согласованием, как и пример примыкания, помогут вам с легкость определить тип подчинительной связи в словосочетании, если возникнет такая необходимость.
Разберем всё, что Вас волнует.
19 июня 2020г 19:00 (по Москве)
Словосочетание. Тип связи – примыкание.
Словосочетание связано способом примыкания:
A) Целебный напиток.
B) Исполнять кюй.
C) Пиала из фарфора.
E) Необыкновенно яркий.
Правильный ответ: E
Словосочетание связано способом примыкания:
A) Целебный напиток.
B) Исполнять кюй.
C) Пиала из фарфора.
E) Говорить по-казахски.
Правильный ответ: E
Словосочетание связано способом примыкания:
A) Целебный напиток.
B) Исполнять кюй.
C) Пиала из фарфора.
D) Приехать учиться.
E) Чудесная долина.
Правильный ответ: C
Словосочетание связано способом примыкания:
A) Целебный напиток.
B) Исполнять кюй.
C) Пиала из фарфора.
D) Рассказать сказку.
E) Идти разговаривая.
Правильный ответ: E
Словосочетание связано способом примыкания:
A) Целебный напиток.
B) Исполнять кюй.
C) Пиала из фарфора.
D) Мясо по-казахски.
E) Необыкновенная история.
Правильный ответ: D
Словосочетание связано способом примыкания:
A) Целебный напиток.
B) Исполнять кюй.
C) Пиала из фарфора.
E) Необыкновенная история.
Правильный ответ: D
Словосочетание связано способом примыкания:
A) Целебный напиток.
C) Уставший от забот.
D) По-осеннему пасмурно.
E) Степные просторы.
Правильный ответ: D
Способ подчинительной связи, при котором зависимое неизменяемое слово связано с главным только по смыслу, называется
E) связью между компонентами грамматической основы.
Правильный ответ: C
По способу примыкания слова связаны в словосочетании
B) печально гляжу.
C) ошибками отцов.
D) на наше поколенье.
E) гляжу на поколенье.
Правильный ответ: B
По способу примыкания слова связаны в словосочетании
C) перелетают на юг.
D) перелётные птицы.
E) улетевшие на зиму.
Правильный ответ: B
По способу примыкания слова связаны в словосочетании
B) войти в класс.
C) хорошо учиться.
D) строгий учитель.
E) серьёзный ученик.
Правильный ответ: C
По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) записать дату.
B) чистая тетрадь.
C) записать красиво.
D) записать в тетрадь.
E) ученическая тетрадь.
Правильный ответ: C
По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) белеющая вдали.
B) решённая задача.
C) сдавший экзамен.
D) старик сапожник.
E) идущий по следам.
Правильный ответ: A
По способу примыкания слова связаны в словосочетании
C) обходя лениво.
D) в золотом огне.
E) под моим окном.
Правильный ответ: C
По способу примыкания слова связаны в словосочетании
B) развеял мечты.
C) чистой красоты.
D) чудное мгновенье.
E) мимолетное виденье.
Правильный ответ: A
По способу примыкания слова связаны в словосочетании
D) в пустыне мрачной.
E) шестикрылый Серафим.
Правильный ответ: B
По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) задержать дыхание.
B) задержаться надолго.
C) задержав преступника.
D) задержанный гражданин.
E) задержаться в командировке.
Правильный ответ: B
По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) зван на форели.
B) будущей недели.
C) по моему расчету.
D) с разодранным локтем.
E) прискорбно поминают.
Правильный ответ: E
A) громкий шепот.
B) говорить шепотом.
C) шепчущий человек.
D) прошептать на ушко.
E) назойливый шепоток.
Правильный ответ: B
По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) поздний вечер.
B) прийти поздно.
C) опоздать на урок.
D) на последний урок.
E) опоздавший ученик.
Правильный ответ: B
По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) идти не спеша.
B) идущий пешеход.
C) пойти в кинотеатр.
D) идущий по переходу.
E) по пешеходному переходу.
Правильный ответ: A
По способу примыкания слова связаны в словосочетании
B) интересная книга.
C) внимательно читать.
D) читающий в автобусе.
E) внимательный читатель.
Правильный ответ: C
По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) рабочий человек.
B) идущий на работу.
C) рабочая атмосфера.
D) выполненная работа.
E) работающий допоздна.
Правильный ответ: E
По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) зеленая крона.
B) зеленеть вдали.
C) древесная кора.
D) сидеть под деревом.
E) под развесистым деревом.
Правильный ответ: B
По способу примыкания слова связаны в словосочетании
B) очень красивый.
C) красота пейзажа.
D) чувство красоты.
E) красивейшее озеро.
Правильный ответ: B
По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) вернуться поздно.
B) вернуться на родину.
C) позднее возвращение.
D) вернувшись из странствий.
E) вернувшийся путешественник.
Правильный ответ: A
Выберите книгу со скидкой:
Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ
350 руб. 222.00 руб.
Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.
350 руб. 963.00 руб.
Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.
350 руб. 169.00 руб.
Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.
350 руб. 169.00 руб.
Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.
350 руб. 169.00 руб.
Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.
350 руб. 169.00 руб.
Русско-английский словарик в картинках для начальной школы
350 руб. 163.00 руб.
ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ
350 руб. 205.00 руб.
ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ
350 руб. 171.00 руб.
Рисуем по клеточкам и точкам
350 руб. 248.00 руб.
ЕГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ
350 руб. 163.00 руб.
350 руб. 114.00 руб.
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
- Все материалы
- Статьи
- Научные работы
- Видеоуроки
- Презентации
- Конспекты
- Тесты
- Рабочие программы
- Другие методич. материалы
- Асаинова Айнур КабиденовнаНаписать 646 20.12.2015
Номер материала: ДВ-274852
- Русский язык
- Тесты
Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок
Еженедельный призовой фонд 100 000 Р
-
20.12.2015 575
-
20.12.2015 1682
-
20.12.2015 2721
-
20.12.2015 2239
-
20.12.2015 4360
-
20.12.2015 1008
-
20.12.2015 4313
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Информация о работе
Поможем подготовить работу любой сложности
Скачать файл с работой
Помогла работа? Поделись ссылкой
1. Укажите способ связи примыкание.
А) Не встретил никого.
В) Выдающееся достижение.
С) Потребност в уходе.
D) Ударил сгоряча.
Е) Неблагоприятное воздействие.
Правильный ответ: D.
2. Укажите способ связи примыкание.
А) Нависший над пропастью
В) Плетётся рысью
С) Снег почуя
D) Растущий организм
Е) Его лошадка
Правильный ответ: В.
3. Укажите способ связи примыкание.
А) Уверен в себе
В) Поражён видом панорамы
С) Увлекаемый вверх
D) Увлекающийся процессом творчества
Е) Увлечённый работой
Правильный ответ: С
4. Укажите способ связи примыкание.
А) Горшок для цветов, прыжок вниз.
В) Поднимается в гору, везущая хворост.
С) Поднимается медленно, сварить всмятку.
D) Звенящая тишина, весенний воздух.
Е) Товары для распродажи, ботинки на выход.
Правильный ответ: С.
5. Укажите способ связи примыкание.
А) Цветочный горшок, яйцо всмятку.
В) Прекрасное дитя, румяная весна
С) Рассказать наизусть, наспех сшито.
D) Читать по книге, посадить в землю.
Е) Дышит светом и теплом.
Правильный ответ: С.
6. Укажите способ связи примыкание.
А) Близилось к закату, ударил сгоряча.
В) Предназначено ему, заказать заранее.
С) Здесь не курят, гулять вдвоём.
D) Прыгать с трамплина, костюм на заказ.
Е) Песенки поёт, уверен в себе.
Правильный ответ: С.
7. Укажите способ связи примыкание.
А) Приехать засветло.
В) Поехать к сестре.
С) Дарить счастье.
D) Кусок пирога.
Е) Известный всякому.
Правильный ответ:А
8. Укажите способ связи примыкание.
А) В туристическом походе.
В) Беседовать с друзьями.
С) Поступить справедливо.
D) Опустевшая аллея.
Е) Наш коллектив.
Правильный ответ: С.
9. Укажите тип связи в словосочетаниях: чуть-чуть влево, особенно резко, совсем недавно.
А) Примыкание.
В) Согласование.
С) Управление.
D) Управление и примыкание.
Е) Примыкание и согласование.
Правильный ответ: А.
10. Укажите, какой частью речи выражено главное слово в словосочетаниях: слегка набекрень, слишком глубоко.
А) Числительным.
В) Глаголом.
С) Именем существительным.
D) Причастием.
Е) Наречием.
Правильный ответ: Е.
11. Укажите словосочетание, в котором слова связаны по способу примыкания.
А) Проложена пробкой.
В) Долго смотреть.
С) Белая берёза.
D) Подошвами башмаков.
Е) Напоминая о друзьях.
Правильный ответ: В.
12. Найдите словосочетание глагол + наречие.
А) Двухлетний ребёнок.
В) Тревожно ржал.
С) Северный ветер.
D) Этот рассвет.
Е) В заоблачной выси.
Правильный ответ: В.
13. Словосочетание со связью примыкание.
А) Пастушеские юрты.
В) В таких обстоятельствах.
С) Сорокоградусная жара.
D) О пустынных пространствах.
Е) Ехать быстро.
Правильный ответ: Е.
14. Способ примыкания:
А) Патриотическое чувство.
В) Чувство любви.
С) Истинно народный.
D) Любить Родину.
Е) Любовь к Родине.
Правильный ответ: С.
15. Способ примыкания:
А) Подлинно бесстрашный.
В) Подлинное бесстрашие.
С) Истинная храбрость.
D) Преданность делу.
Е) Стремление к истине.
Правильный ответ: А.
16. Способ примыкание:
А) Подобные слова.
В) Желание узнать.
С) Со смертью играя.
D) Подобны жемчужинам.
Е) Желанный выбор.
Правильный ответ: В.
17. Способ примыкание:
А) на родине Абая.
В) уезжали прочь
С) в Чингисских горах
D) своих детей
Е) в девятнадцатом веке
Правильный ответ: В.
18. Способ примыкание:
А) во всех уголках
В) сущность человека
С) общемировое значение
D) уникальность явления
Е) качественно новый
Правильный ответ: Е.
19. Способ примыкание:
А) общность традиций
В) в казахском фольклоре
С) эпоха Возраждения
D) традиционное мировоззрение
Е) претворяются сегодня
Правильный ответ: Е.
20. Способ примыкание:
А) писать быстро
В) подплыть к берегу
С) каждый человек
D) стремление к знаниям
Е) справочное бюро
Правильный ответ: А.
21. Способ-примыкание:
А) официальное коммюнике
В) достойный похвалы
С) хорошо учится
D) интересоваться искусством
Е) краткое резюме
Правильный ответ: С.
22. Словосочетание указывает на действие и его признаки:
А) Ищешь верно.
В) Выбирая путь.
С) Выбранного пути.
D) На отдых идём.
Е) Остуди жар
Правильный ответ: А.
23. Словосочетание указывает на действие и его признак:
А) Приехать в столицу.
В) Обманчивых глаз.
С) Не пойдёт во вред.
D) Рассуждая по-человечкски.
Е) Пыланье глаз.
Правильный ответ: D.
24. Словосочетание указывает на действие и его признак:
А) Напоминавший дважды.
В) Напоминая про права.
С) Про свои права.
D) Напоминала про права.
Е) Напоминала дважды.
Правильный ответ: Е.
25. Связь-примыкание:
А) Раздался голос.
В) Красивый голос.
С) Слышать голос.
D) Голос издалека.
Е) Прозрачная дымка.
Правильный ответ: D.
26. Способ-примыкание:
А) Зимнее утро
В) Весёлое настроение
С) Рано утром
D) Наступило утро
Е) Дождаться утра
Правильный ответ: С.
27. Способ- примыкание:
А) Наговор клеветника.
В) Говорливый ребёнок.
С) Северный говор.
D) Говорить бестолково.
Е) Говорливость болтуна.
Правильный ответ: D.
28. Способ-примыкание:
А) Побег пленного.
В) Быстрота в движении.
С) Быстрый бег.
D) Быстро бежать.
Е) Бежать в город.
Правильный ответ: D.
29. Способ- примыкание:
А) Строгий наказ.
В) Строго наказать.
С) Наказ матери.
D) Строгость наказания.
Е) Наказать за преступление.
Правильный ответ: В.
30. Способ-примыкание:
А) Слушать тишину.
В) Тихое течение.
С) Тишина зала.
D) Тихо читать.
Е) Тишина при чтении.
Правильный ответ: D.
31. Способ- примыкание:
А) Взгляд ребёнка.
В) Оглянуться на сына.
С) Тяжёлый взгляд.
D) Взглянуть в окно.
Е) Оглядываясь назад.
Правильный ответ: Е.
32. Способ-примыкание:
А) Хохот глупцов.
В) Хохотать от шутки.
С) Громко хохатать.
D) Громкий хохот.
Е) Хохот зала.
Правильный ответ: С.
33. Способ- примыкание:
А) Учение дочери.
В) Учение без наказания.
С) Хорошая учёба.
D) Учёба в институте.
Е) Хорошо учиться.
Правильный ответ: Е.
34. Словосочетание указывает на действие и предмет, на который оно переходит:
А) Едва мелькнул.
В) Служба в армии.
С) Тихо спустился.
D) Поеду в Актау.
Е) Мелькнув в дали
Правильный ответ: D.
35. Словосочетание указывает на действие и предмет, на который оно переходит:
А) три шофёра
В) уделять внимание
С) опасность слева
D) заросли ежевмки
Е) ягоды крыжовника
Правильный ответ: В.
Вопросы про словосочетания, тип связи – управление.
Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0
Поставьте вашу оценку
Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!
Позвольте нам стать лучше!
Расскажите, как нам стать лучше?
Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке
- Конференции
- Журналы
- Банк работ
- Справочник
- Калькуляторы
- Тесты
- Примеры решений
- Вопросы и ответы
- Учебные статьи
- Вопросы и ответы
- Справочник
- Конференции
- Журналы
- Банк работ
- Калькуляторы
- Тесты
- Примеры решений
Не отобразилась форма расчета стоимости?
Переходи по ссылке
Сразу после создания заказа авторы начнут предлагать свои услуги.
Вы сами выбираете самого подходящего исполнителя.
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (446,6 кБ)
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цели урока:
- актуализировать знания о способах связи слов в словосочетании;
- формировать умение устанавливать связи слов в предложении и словосочетании;
- учить выделять словосочетания из предложения;
- учить определять способ подчинительной связи в словосочетании;
воспитательная: воспитывать умение внимательно слушать одноклассников, уважать чужое мнение;
- развивать логическое мышление;
- развивать языковое чутьё;
- развивать умение работать в группе;
- развивать умение систематизировать изученный материал.
Ход урока
Сегодня на уроке русского языка мы продолжим изучение интересной темы, знание которой поможет сделать вашу речь грамотной и красивой.
(Слайд 2)
Выпишите из предложенных слов только словосочетания:
- 1) подо мной, 2) красивую тетрадь, 3) вышли из дома, 4) дом высок, 5) две подруги,
- 6) четырёх мальчиков, 7) улыбающийся нам, 8) радуясь встрече, 9) чесать языком,
- 10) восьми карандашей, 11) будем танцевать, 12) желание спеть, 13) то дерево
- 14) второй дом, 15) каждый из нас, 16) мини юбка, 17) видеть это, 18) петь громко,
- 19) весело и быстро;
– Выступление учащихся, обсуждение затруднений.
В этом задании ученики часто отмечают сочетания дом высок, чесать языком, будем танцевать как словосочетания.
Не являются словосочетаниями:
- сочетание самостоятельного слова со служебным:в течение лета, пусть расскажет и др.;
- сочетания слов в составе фразеологизмов:обетованная земля, точить лясы, не покладая рук;
- подлежащее и сказуемое:мальчик умён, начался дождь;
- составные словоформы:менее красивый, будешь знать;
- однородные члены:снег и ветер; ни сегодня, ни завтра.
– После прочтения и обсуждения ученики выясняют, что не являются словосочетаниями слова под номерами 1, 4, 9, 11, 19. Остальные словосочетания записываются в тетрадь.
– Прочитайте следующий материал, внесите, если необходимо, изменения в свои записи.
Словосочетание – это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. Словосочетание состоит из главного и зависимого слов. От главного слова к зависимому задаётся вопрос.
– Вспомните и расскажите, какие есть способы подчинительной связи в словосочетании, как определить этот способ.
Ученики называют три способа: согласование, управление, примыкание, рассказывают, что в словосочетании нужно определить главное и зависимое слово, затем выяснить, какой частью речи выражено зависимое слово, и уже по этому зависимому слову определить способ подчинительной связи.
В словосочетании слова связываются тремя главными способами подчинительной связи: согласованием, управлением, примыканием.
Согласование – такая связь, при которой зависимое слово – имя прилагательное и все слова с признаками прилагательного ( причастие, местоимение, порядковое числительное): весёлая песня, поющие птицы, моё послание, пятый день и др.
При согласовании с изменением формы главного слова (имени существительного) изменяются и все формы зависимого: весёлую песню, весёлой песне, весёлых песен.
Управление – такая связь, при которой зависимое слово – имя существительное и все слова с признаками существительного ( местоимение, числительное): рассказал (кому?) другу (дат. п.), рассказал (кому?) всем (дат. п.), четверо (из кого?) из десяти (род. п.), четверо(из кого?) из вас (род. п.), выпеченный ( кем?) мамой (твор. п.), выпеченный(из чего?) из теста (род. п.).
При управлении главное слово (глагол, причастие, деепричастие, прилагательное, числительное) требует от зависимого постановки в определённом падеже с предлогом или без предлога. При управлении с изменением формы главного слова форма зависимого не изменятся: напишу письмо, написал письмо, напишем письмо.
В сочетании слов типа три дерева (с неодушевлённым существительным) числительное в им. и вин. падежах управляет существительным, а в остальных падежах согласуется с ним.
В сочетаниях типа три дочери ( с одушевлённым существительным) управление наблюдается только в им. падеже, а в остальных падежах – согласование. ( 1. С. 5)
Примыкание – такая связь, при которой зависимое слово – неизменяемое знаменательное слово ( наречие, деепричастие, инфинитив, сравнительная форма, неизменяемое прилагательное): быстро говорить, говорил улыбаясь, очень легко, цвета беж.
При примыкании зависимое слово связано с главным ( глагол, деепричастие, причастие, наречие, прилагательное, существительное) только по смыслу и интонационно.
– Работа с учебником
Упражнение 57, стр. 30
(Спишите предложения. Выделите в них словосочетания с подчинительной связью примыкания).
- Сперва мы перекликались с ним весьма усердно; потом он стал реже отвечать на наши возгласы.
Из предложений выпишите словосочетания с указанным видом связи.
Большинство иностранцев считают, что русские мало улыбаются (примыкание)
Человек мнителен, тревожен и замкнут, болезненно реагирует на малейшие неудачи (примыкание).
Оттуда открывается изумительный вид на Волгу, красота неописуемая (управление).
В этом случае “плоды учения ”еще более очевидны (согласование).
Эти чувства в нас не убиты – они подавлены (управление).
Но и те и другие были снисходительны к ошибкам своего кандидата (согласование).
Способ подчинительной связи, при котором зависимое неизменяемое слово связано с главным только по смыслу, называется
A) сочинением.
B) управлением.
C) примыканием.
D) согласованием.
E) связью между компонентами грамматической основы.
По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) его грядущее.
B) печально гляжу.
C) ошибками отцов.
D) на наше поколенье.
E) гляжу на поколенье.
По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) летят на юг.
B) летят далеко.
C) перелетают на юг.
D) перелётные птицы.
E) улетевшие на зиму.
По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) идти в школу.
B) войти в класс.
C) хорошо учиться.
D) строгий учитель.
E) серьёзный ученик.
По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) записать дату.
B) чистая тетрадь.
C) записать красиво.
D) записать в тетрадь.
E) ученическая тетрадь.
По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) белеющая вдали.
B) решённая задача.
C) сдавший экзамен.
D) старик сапожник.
E) идущий по следам.
По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) горят в огне.
B) белая береза.
C) обходя лениво.
D) в золотом огне.
E) под моим окном.
По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) звучал долго.
B) развеял мечты.
C) чистой красоты.
D) чудное мгновенье.
E) мимолетное виденье.
По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) волею моей.
B) жги, обходя.
C) обходя моря.
D) в пустыне мрачной.
E) шестикрылый Серафим.
По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) задержать дыхание.
B) задержаться надолго.
C) задержав преступника.
D) задержанный гражданин.
E) задержаться в командировке.
По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) зван на форели.
B) будущей недели.
C) по моему расчету.
D) с разодранным локтем.
E) прискорбно поминают.
По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) громкий шепот.
B) говорить шепотом.
C) шепчущий человек.
D) прошептать на ушко.
E) назойливый шепоток.
Ключ к тесту
- с
- в
- в
- с
- с
- а
- с
- а
- в
- в
- е
- в
Взаимопроверка
Упражнение 80, стр.38 (Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите способ связи).
Читайте также: