Приготовление сладких блюд и напитков конспект

Цели: ознакомить со значением фруктов и ягод в питании человека, группами фруктов; сформировать знания по хранению фруктов и ягод; научить готовить сладкие блюда и напитки; воспитывать бережное отношение к продуктам питания, аккуратность; развивать исполнительские умения.

Тема: Сладкие блюда и напитки.(Факторы производства).

Цели: ознакомить со значением фруктов и ягод в питании человека, группами фруктов; сформировать знания по хранению фруктов и ягод; научить готовить сладкие блюда и напитки; воспитывать бережное отношение к продуктам питания, аккуратность; развивать исполнительские умения.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, таблицы и плакаты, набор фруктов и других необходимых продуктов, посуды и инвентаря.

Организация урока.

Повторение пройденного материала.

Беседа по вопросам:

Какие продукты необходимы для приготовления изделий из жидкого теста?

Какие инструменты и приспособления необходимы для приготовления теста?

Как правильно приготовить рабочее место?

Как правильно хранить муку?

Что такое разрыхлители и для чего их применяют?

Какое тесто называют жидким?

Какие способы приготовления теста вы знаете?

Учитель. Сладкие блюда и напитки – традиционное дополнение любого меню. Их ассортимент весьма разнообразен. Почему уже они так популярны, а главное, еще и полезны? Об этом вы узнаете сегодня на уроке.

Изучение нового материала.

Учитель. Сладкими блюдами и напитками непременно заканчиваются обеды, они являются украшением праздничного стола. Они приятны на вкус, очень питательны, вызывают чувство насыщения, усиливают деятельность пищеварительных желез и способствуют улучшению пищеварения.

Для приготовления сладких блюд и напитков используют фрукты, ягоды и продукты их переработки, сахар, шоколад, какао, кофе, чай, сливки, орехи, крахмал и др. высококачественные продукты.

С очень давних времен фрукты и ягоды находятся в рационе питания человека. Употребляя в пищу фрукты и ягоды, человек получает углеводы, органические кислоты, азотистые и дубильные вещества, витамины.

Фрукты и ягоды обладают многими лечебными свойствами: черника и груши оказывают закрепляющее, а сливы послабляющее действие на кишечник, малина используется для лечения простудных заболеваний, жимолость – для лечения артериального давления.

Фрукты делятся на следующие группы: ягоды, субтропические и тропические плоды, орехоплодные растения

Семечковые плоды образуются с участием плодоножки и состоят из кожицы, плодовой мякоти и пятигнездной камеры с семенами. Это яблоки, груши, айва.

Косточковые плоды – обладают высокими вкусовыми свойствами, содержат ценные питательные вещества, разнообразен химический состав этих плодов. К ним относятся: слива, вишня, абрикосы, персики.

Ягоды делятся на три группы:

Настоящие – семена погружены в мякоть – виноград, смородина, крыжовник, брусника, брусника, черника, клюква;

Ложные – образуются из разросшегося цветоложа и имеют на поверхности маленькие косточки. К ним относятся: земляника, клубника;

К субтропическим и тропическим плодам относятся: цитрусовые – лимоны, апельсины, мандарины, а также гранаты, инжир, хурма, бананы, ананасы и др.

Орехоплодные растения состоят из ядра, заключенного в сухую деревянистую скорлупу. В них содержится много жиров и белков. Это самые калорийные из продуктов растительного происхождения. К ним относятся: дикие и культурные орехи, грецкие орехи, миндаль, фисташки, арахис.

Фрукты и ягоды быстро портятся и не могут длительное время храниться свежими. Поэтому их сушат, замораживают, замачивают, засаливают, засахаривают.

Ассортимент сладких блюд и напитков разнообразен. Это кисели, компот, желе, муссы, кремы, фруктовые коктейли, мороженое и др.

Перед приготовлением сладких блюд фрукты и ягоды подвергают первичной обработке. Их перебирают, промывают, очищают, нарезают.

Для сохранения витаминов, содержащихся в ягодах и фруктах, при приготовлении сладких блюд надо соблюдать следующие условия:

Инструменты и приспособления для первичной обработки ягод и фруктов и приготовления из них сока должны быть из неокисляющихся материалов (нержавеющей стали, пластмассы)

Для приготовления и хранения блюд из фруктов и ягод надо использовать эмалированную, стеклянную или керамическую посуду.

При тепловой обработке ягоды и фрукты следует закладывать в кипящую воду (или сироп)

Приготавливая желированные сладкие блюда, надо предварительно отжать из свежих фруктов или ягод сок, заварить его и по окончании варки влить в кисель или мусс.

К качеству сладких блюд предъявляются требования:

Сладкие блюда должны иметь вкус, цвет и запах тех продуктов, из которых они приготовлены.

Кисель должен быть однородным, без комков, определенной густоты. Ягодный или фруктовый кисель должен быть прозрачным.

Желе и мусс должны быть однородными, без комков, иметь форму той посуды, в которой их готовили, консистенция – слегка упругая. Желе должно быть прозрачным.

У готового компота – сироп прозрачный, фрукты и ягоды целые, неразваренные.

5 . Практическая работа.

Дегустация блюд, приготовленных учащимися, их самооценка.

Замечания учителя по практической работе.

Заключительное слово учителя.

Нехитрое блюдо - кисель. Но посмотрите, как интересно вы сумели оформить это блюдо. Чуть побольше крахмала – и кисель стал густым. Сливки, фрукты и немного фантазии превратили известный многим напиток в изысканный десерт.

Как видите, хозяйка должна быть не только хорошим кулинаром, но и художником- оформителем. Творите, выдумывайте, фантазируйте, экспериментируйте – и ваши блюда будут неповторимы.

7. Домашнее задание: п. 27 (учебник, с. 150-153) , ответить на вопросы.


Разберем всё, что Вас волнует.

19 июня 2020г 19:00 (по Москве)

Тема: Сладкие блюда и напитки. Общая дидактическая цель: создание условий для обеспечения усвоения и систематизации изученного материала, выявления уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности путем реализации образовательных, креативных, компенсационных, профориентационных, социальных задач . Дать возможность ученику проявить себя (самореализоваться) и добиться успеха.

Образовательные:

ознакомить со значением сладких блюд в питании человека, с ассортиментом и классификацией сладких блюд, способами их приготовления, с правильной подготовкой продуктов, необходимых для приготовления сладких блюд,

учить способам приготовления сладких блюд

обобщить и систематизировать знания о пользе и вреде сладких блюд на примере ;

познакомить с разнообразным его использованием в жизни человека;

совершенствование умений и навыков и расширение представлений учащихся о фруктах и ягодах;

способствовать развитию познавательного интереса к предмету, творческих способностей, самостоятельности учащихся, умения анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать;

способствовать развитию образного мышления, воображения, художественного вкуса, фантазии;

совершенствовать навыки культуры труда.

Воспитательные:

привитие основ рационального питания;

способствовать воспитанию эстетического вкуса, чувства сплоченности, взаимопомощи, ответственности, аккуратности, самостоятельности, желанию создавать красивые изделия;

способствовать профессиональному самоопределению.

Профориентационные задачи:

Развивать представления учащихся о характерных особенностях труда людей разных профессий: кулинар, кондитер, косметолог.

Межпредметные связи : биология, химия, экология, математика, Методы организации учебно-познавательной деятельности:

Словесный. Наглядный (демонстрация, презентация в программе Power Point). Практический. Дифференцированный. Частично-поисковый. Исследовательский . Мозговой штурм. Креативный.

Здоровьесберегающие, ИКТ и медиаобразовательные приемы.

Учебно-методический комплекс : Посуда инвентарь : чашки для сервировки стола, ваза, чайные приборы, продукты необходимые для практической части .

Словарь – мусс, самбук, желе, суфле.

Материально-техническая база : экран, компьютер, мультимедийный

II . Повторение пройденного материала.

Опрос учащихся по вопросам:

-какой раздел мы с вами изучаем? Тема (Слайд № 1) -Что означает термин кулинария? Кулинария (слайд №2) –Какое определение мы дадим пище? Пища (слайд №3) – а сколько раз человек должен питаться? Режим (слайд №4) Пирамида питания (Слайд № 5)

-что эта за слайд перед вами? (правильно, пирамида правильного питания) - а какие питательные вещества вы знаете? ( белки - строительный материал нашего организма, углеводы и жиры дают нам энергию, витамины - защищают организм, минер. вещ-ва обеспечивают обмен веществ в организме, вода- входит в состав клеток, участвует в обмене веществ.). – назовите группы продуктов питания которых мы с вами изучали? ( мучные изделия, крупяные изделия, овощи и фрукты, мясные продукты, молочные продукты, рыбные продукты). - Расскажите о почему хлебобулочные изделия и крупы занимают нижний ярус пирамиды? (поточу, что они богаты белками, углеводам. ). - А почему фрукты и ягоды занимают второй ярус пирамиды? ( потому, что они богаты витаминами.) -А с какой целью мясные продукты, рыбу, поместили в третий ярус пирамиды? (потому, что они богаты белками, углеводами , витамина и жирами ). –какой вывод мы сделаем : при приёме пищи мы должны знать расположение продуктов питания в пирамиде.

III . Актуализация опорных знаний.

-На дворе зима, и каких продуктов питания в это время года мы много употребляем? (мясо, молочные продукты), а овощей, фруктов и ягод –когда мы больше всего едим? (правильно осенью). Но я думаю , что вы запаслись фруктами и ягодами. А сейчас вспомним , что мы знаем о ягодах и фруктах ? IV . Изучение нового материала . Фрукты и ягоды. (слайд № 6). Пищевая ценность фруктов и ягод (Слайд №7) Лечебные свойства ( Слайд №8) Классификация фруктов и ягод . Плоды делятся на семечковые, косточковые, ягоды и орехоплодные. -семечковые (яблоки, груши, айва). -косточковые (слива, вишня, абрикосы, персики) (Слайд № 9) - Ягоды. - настоящие (виноград, брусника) -ложные (земляника, клубника) -сложные (малина, ежевика). (Слайд № 10) -орехоплодные (лесные, грецкие, фисташки). (Слайд № 11) Субтропические и тропические . - цитрусовые (лимоны, апельсины, грейфрукты).- тропические (гранаты, инжир, хурма, бананы, ананасы). (Слайд № 12) – какой вывод мы делаем : Плоды – фрукты. Ягоды, орехи – являются незаменимыми продуктами, без которых, как и без овощей, невозможно организовать рациональное питание. Они служат хорошим источником легкоусвояемых сахаров, органических кислот, минеральных солей, пектиновых, дубильных, ароматических и других полезных для организма веществ; многие из них ценятся как богатые источники витамина С, каротина (провитамина А), витаминов группы В, витамина Р и др. Вот почему надо особенно ценить возможность употребления плодов в свежем виде. - Как производить первичную обработку фруктов и ягод? Первичная обработка фруктов и ягод . (Слайд №13) - Почему нельзя есть немытые фрукты и ягоды? (можно отравиться) –А какие виды пищевых отравлений вы знаете? (микробные, немикробные, отравления нитратами, примесями, отравления вредными химическими веществами). – как оказать первую помощь при отравлениях вы помните? ( 1.необходимо выяснить продукт отравления и изъять его. 2.если пострадавший в сознании, промыть желудок: дать выпить 3-4 стакана - бледно-розового раствора марганцовки , вызвать рвоту. 3.после промывания дать 20-30 таблеток активированного угля выпить со стаканом воды. 4. Через 2-3 часа повторно промыть желудок, процедуру повторить 2-3 раза. -Ребята, а как нужно хранить фрукты и ягоды ? Хранение фруктов и ягод (Слайд №14) - А какие блюда можно приготовить из фруктов и ягод? Сладкие блюда и напитки. (Слайд № 15) Коктейли, желе, муссы (Слайд № 16)

Самбук – разновидность мусса. Застывшее фруктовое пюре с сахаром и яичным белком

Суфле - фруктовое пюре с добавлением взбитых яичных белков, сахара и т.д. выпекается в духовке.

Желе – готовят из ягод, фруктов, сиропов, с добавлением желатина. Коктейль – напиток из смеси всевозможных соков, фруктов, ягод, сливок, яиц, меда и др.

– У меня к вам такой вопрос: вы все бывали в кафе? - Когда подают сладкие блюда? (слайд № 17) - ребята а вы знаете сколько кг фруктов и ягод мы должны съесть за 1 год? Годовая потребность фруктов и ягод (Слайд № 18). Физминутка (слайд №19)

Для чего нужна сервировка стола в жизни? ( Чтобы уверенно чувствовать себя за столом, значит удобно было брать угощение со стола, никому не мешая из соседей слева, справа.)

Сервировка стола должна отвечать следующим требованиям:

соответствовать мероприятию - строго сочетаться с меню подаваемых блюд и закусок

отражать тематическую направленность застолья (Новый год, День рождения)

быть эстетичной - сочетаться с формой стола, скатертью, салфетками

все предметы сервировки должны быть расположены в соответствии с принятыми правилами.

Остальное – дело личного вкуса, реальных возможностей, чувства меры и большого желания сделать приятное гостям, для которых сервируется стол. Красивая посуда, приборы, столовое бельё украшают стол, создают торжественность и уют и в определённой мере способствуют аппетиту. Какую посуду вы знаете ? (столовая, кухонная). Какая столовая посуда бывает? (сервизы чайные, кофейные и столовая).

Стол будет выглядеть празднично , если его засервировать изящной посудой, серебряными столовыми приборами,.

Приборы для специй.

- Какие предметы надо взять для сервировки стола к чаю? ( скатерть, столовые приборы, чайную посуду, салфетки, цветы).

А теперь подробнее о предметах сервировки:

Столы накрывают чистыми, хорошо отутюженными скатертями. Под скатерть кладут мягкую ткань, клеёнку, чтобы уменьшить стук посуды и предохранить поверхность стола от порчи при соприкосновении с горячей посудой и случайных пятен.

Столовые ПРИБОРЫ

Количество используемых приборов зависит от меню или от количества приглашённых людей. Справа от тарелок кладут ножи и столовую ложку, слева - вилки. За тарелкой кладут десертный прибор. Все ножи должны быть обращены лезвием к тарелке. Вилки зубцами вверх. Расстояние между тарелкой и приборами – 0,5 см.


Столовая посуда – тарелки.

Тарелки ставят строго против каждого стула, на расстоянии 1,5-2 см от края стола. При сервировке стола по случаю особых торжеств, вначале в качестве подставки ставят мелкие столовые тарелки, а на них закусочные. Затем на расстоянии 5-15 см слева от закусочных тарелок ставят пирожковые тарелки.

Виды салфеток. (Слайд №22). Интересна история салфеток. Толковый словарь русского языка поясняет, что так называют платок для вытирания губ или небольшую скатерть. Салфетки были известны еще в Древней Греции: ими служили листья фигового дерева, которыми рабы вытирали губы после еды своему хозяину. Полотняные салфетки использовались в Древнем Риме. В эпоху средневековья салфетки получили распространение и в Европе. Интересно, что особой популярностью они пользовались в странах, где мужчины носили бороду и усы. В то же время в Англии, где мужчины брились, салфетки были распространены мало. В настоящее время для сервировки стола используют два вида салфеток - тканевые и бумажные. Тканевыми салфетками, как правило, губы не вытирают: их кладут на колени. В этом случае на стол ставят бумажные салфетки.

Учащиеся выполняют практическую работу. Учитель проводит целевые обходы, контролируя соблюдение технологической последовательности приготовления супа, соблюдение безопасной работы. VII . Закрепление изученного материала . Беседа с учащимися по вопросам:

- О чём мы говорили с вами сегодня на уроке – какие сладкие блюда вы запомнили? -какова их роль в питании человека? -какими способами можно хранить ягоды? -когда подают сладкие блюда? Какие фрукты и ягоды наиболее распространены в нашей местности? VIII . Домашнее задание: учебник, §8, с. 41-48.

IX . Итог урока. Анализ урока.

Сегодняшний урок, я надеюсь, окажется отправным моментом в приобретении вами практического опыта по приготовлению сладких блюд, а также применению фруктов и ягод в качестве ценных питательных продуктов и незаменимых витаминов для приготовления всевозможных блюд и напитков в домашних условиях. Из фруктов и ягод вы можете оформить украшения тортов, пирожных, желе и других изделий, проявив фантазию и творчество.

Урок был насыщен полезной информацией, которая вам пригодится в жизни. Работали на уроке вы активно, увлеченно, заинтересованно, заслуживаете соответственных результатов. X . Выставление оценок, их аргументация

Айзиля- , Эндже- , Ниязу- , Альберту- .

Сладкие блюда и напитки — традиционное дополнение к любому меню. Ими обычно заканчивают прием пищи. Они приятны па вкус, очень питательны, вызывают чувство насыщения, способствуют улучшению пищеварения.

Для приготовления сладких блюд и напитков используют фрукты, ягоды и продукты их переработки, сахар, шоколад, какао, кофе, чай, сливки, молоко, яйца.

Ассортимент сладких блюд и напитков весьма разнообразен. К ним относятся кисели и компоты (рис. 104), желе и муссы, кремы и фруктовые коктейли и др.


Рис. 104. Кисель (а) и компот (6)

Кисели и компоты готовят из свежих, быстрозамороженных, сушеных, консервированных плодов и ягод. Приготовить кисель значительно легче, если вместо ягод и фруктов использовать фруктово-ягодные сиропы и соки. Совсем просто готовить кисель из имеющегося в продаже концентрата сухого киселя.

Для приготовления киселей из свежих плодов и ягод желательно предварительно отжать из них сок или сок с мякотью, а из выжимок сварить отвар. Отжатый сок добавляют в кисель после того, как заварят его желирующим веществом, т. е. в готовый кисель. Это способствует обогащению киселей витаминами, особенно витамином С, сохранению свойственных сырым фруктам и ягодам цвета, вкуса, аромата.

Используя фрукты и ягоды для приготовления компота, надо заботиться о максимальном сохранении витаминов. Для этого вымытые и нарезанные плоды следует немедленно подвергнуть тепловой обработке, поместив их в кипящую воду, слегка подкисленную лимонной кислотой.

Желирующим веществом для киселей является картофельный крахмал, а для молочного киселя — кукурузный. Также можно использовать пшеничный pi рисовый крахмал.

В зависимости от консистенции кисели делятся на густые, средней густоты и жидкие.

Обычно готовят кисель средней густоты. На 4 стакана такого киселя берут 2 ст. ложки картофельного крахмала. Если на этот же объем жидкости количество картофельного крахмала увеличить до 3 ст. ложек, получится густой кисель.

Крахмал разводят во время варки сиропа охлажденным отваром, соком, сиропом, молоком или водой. При этом на одну часть крахмала берут 4-5 частей жидкости. Если развести крахмал заранее, он осядет на дно.

Разведенный картофельный крахмал процеживают сквозь сито и сразу вливают в горячий сироп, быстро размешивают, доводят до кипения и прекращают нагревание. Кисели обычно подают на стол холодными, но кисель средней густоты можно подать и горячим.

Густой кисель разливают в формы и охлаждают. Предварительно форму надо смочить холодной водой, тогда охлажденный кисель легко отделится от нее.

Чтобы на поверхности киселя не образовалась пленка, его посыпают тонким слоем сахарного песка или сахарной пудры.

Приготовление киселя и компота

Приготовь одно из предложенных блюд, используя технологические карты (табл. 39, 40).

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

ТИП УРОКА: повторительно-обобщающий урок, закрепление изученного учебного материала, формирование специальных умений и навыков по предмету.

ЗАДАЧИ УРОКА:

Образовательная задача:

  • расширить кругозор учащихся в процессе изучения данного вида деятельности, научить применять полученные знания и умения в практической деятельности;
  • расширить понятийную базу за счёт включения в неё новых элементов;

а) специальные: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов;
б) общеучебные: владение приемами кулинарных работ, различными приемами работы с учебной и дополнительной литературой, определять цель работы, выбирать рациональные способы выполнения работы, владение способами контроля и взаимоконтроля, само- и взаимооценки, умение коллективно работать;

  • навыки: умения выполнять кулинарные работы.

Воспитательная задача:

  • продолжить формирование трудолюбия, само- и взаимоконтроля;
  • нравственные и эстетические воспитание, соблюдение норм поведения;
  • ценностная ориентация, формирование знаний о потребности личности, о влиянии человека на окружающую среду.

Развивающая задача:

  • развивать наглядно-образное мышление, познавательный интерес, развитие мелкой моторики рук.
  • развитие эмоционально-волевой (чувства, переживания, воля) и потребностно-мотивационной областей;
  • умственная деятельность - способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, цели и способы деятельности, строить план работы.

ОБОРУДОВАНИЕ К УРОКУ:

  • Материально-техническая база: компьютер, проектор, экран, наглядные образцы, муляжи, презентация “Сладкие блюда”.
  • Дидактическое обеспечение: учебник, технологические карты, инструкционные карты, сборник рецептур блюд, журналы.
  • Сладкие блюда в ассортименте, приготовленные учащимися: пирожки, печенье, домашний торт, сладкий пирог, фруктовый салат.
  • Презентация.
  • Технологическая карта урока Приложение №2.

В стеклянном сосуде,
посыпанный крошкой,
Как в сказочном блюде,
как на обложке,
вкусный лежит десерт.
Сенькевич Андрей

1.Организационный момент

  1. Взаимное приветствие.
  2. Проверка готовности учащихся к уроку.
  3. Наличие спец. одежды.
  4. Получение сведений об отсутствующих учащихся.
  5. Наличие конспектов.
  6. Проверка домашнего задания (принести цветные карандаши, тетрадь, учебник, карандаш, ручку, домашнюю выпечку).

- Вы уже поняли, что сегодня наш урок посвящен теме “Сладкие блюда и напитки”. Мы познакомимся с ассортиментом сладких блюд, способами их потребления, условиями и сроками их хранения, овладеем навыками самостоятельной работы при приготовлении напитков.

Запишите, пожалуйста, в тетради сегодняшнее число и тему урока: “Сладкие блюда и напитки”.

3. Актуализация опорных знаний.

3.1. Вводное слово учителя.

- Что нужно сделать перед началом работы на кухне?

ЭТАЛОН ОТВЕТА: Мы должны вымыть руки, надеть чистый фартук и косынку.

- Что нам необходимо для организации потребления пищи? (Приложение №1)

ЭТАЛОН ОТВЕТА: Стол, посуда, столовые приборы, чашки.

- Как можно охарактеризовать этот процесс?

ЭТАЛОН ОТВЕТА: Сервировка стола.

- Сервировка (фр. servir - обслуживать) – это подготовка стола к завтраку, обеду, ужину, праздничному застолью, банкету- фуршету, банкету-коктейлю, чайной церемонии. Сервировка стола включает в себя расстановку в определенном порядке всех необходимых для организации трапезы (приема пищи) предметов: скатертей, посуды, приборов, стекла, салфеток и т. д. Цель сервировки – создать удобства гостям в процессе приема пищи, способствовать установлению хорошего настроения, выразить свое внимание и доброжелательность.

- Как вы думаете, чему должны соответствовать предметы сервировки стола?

- соответствовать составленному меню: закускам, блюдам, десертам, напиткам;

- эстетично гармонировать с формой стола, скатертью, салфетками, интерьером помещения;

- подбираться по форме, цветовой гамме и фактуре;

- отображать тематическую направленность мероприятия (Новогодний стол, юбилей, свадьба и т.д.).

3.2, Повторение изученного материала

Постановка проблемных вопросов:

- Мы закончили тему “Кулинария”. Наш сегодняшний урок повторительно-обобщающий, поэтому давайте подумаем и ответим на следующие вопросы:

Вопрос 1: Из чего можно приготовить сладкое блюдо?

Вопрос 2: Какие виды теста вы знаете?

ЭТАЛОН ОТВЕТА: дрожжевое, бездрожжевое, слоеное, песочное, бисквит.

Вопрос 3: Что можно приготовить из жидкого теста?

ЭТАЛОН ОТВЕТА: блины, блинчики.

Вопрос 4: Какое из этих блюд можно отнести к сладким?

ЭТАЛОН ОТВЕТА: блинчики .

Вопрос 5: Что вы можете сказать о значении фруктов и ягод в питании человека?

ЭТАЛОН ОТВЕТА: они богаты витаминами, клетчаткой, в них содержатся минеральные вещества, сахара. Некоторые плоды имеют лечебное значение. Например, в яблоках содержатся дубильные вещества, дезинфицирующие слизистую оболочку кишечника и оказывающие противовоспалительное действие.

Вопрос 6: Что означает понятие “сроки хранения продуктов”?

ЭТАЛОН ОТВЕТА: Срок хранения-это тот срок, который товар хранится, имеет заявленные характеристики ( цвет, консистенция и т.п.) и та дата, на которую продукт желательно употребить.

Срок годности-эта та дата, после которой употреблять продукт нельзя! Он может быть не только не вкусным ( если речь идет о еде), но и опасен. Поэтому срок хранения всегда меньше или равен сроку годности.

Вопрос 7: Что происходит с сахарами в процессе тепловой обработки?

ЭТАЛОН ОТВЕТА: карамелизация.

- Прошу минуточку внимания. Рекламная пауза: реклама здоровья и хорошего самочувствия.

ФИЗМИНУТКА (проводит ученица класса)

Я прошу подняться вас – это “раз”,
Повернулась голова - это “два”,
Руки вбок, вперед смотри это “три”.
На “четыре” – поскакать.
Две руки к плечам прижать - это “пять”.
Всем ребятам тихо сесть - это “шесть”.

4. Объяснение нового материала.

- Как мы с вами уже знаем, предмет Технология имеет отличительную специфику от всех других предметов, изучаемых в школе. Раздел “Кулинария”, в частности, требует повышенного соблюдения правил техники безопасности и использования специальной одежды. Но главное - что в процессе приготовления пищи нет мелочей. Изучив материалы сегодняшнего занятия, вы в этом убедитесь. Тема нашего урока звучит так: “Сладкие блюда и напитки”.

Сладкие блюда обычно готовят из фруктов, ягод, теста с повышенным содержанием сахара. Как вы считаете: какова цель нашего урока?

ЭТАЛОН ОТВЕТА: ознакомить обучающихся с ассортиментом сладких блюд и напитков, довести до их сведения теоретические сведения о сладких блюдах и напитках. ознакомиться с особенностями приготовления сладких блюд, с этикой потребления пищи, воспитывать бережное отношение к продуктам.

- Скажите, пожалуйста, что такое десерт?

ЭТАЛОН ОТВЕТА: Десемрт — сладкое блюдо, подаваемое после основного (и не являющееся основным), в конце трапезы. Термин заимствован из фр. dessert, от фр. desservir, что переводится как “расчищать стол”.

- Сладкие блюда подают в конце обеда на десерт, поэтому их еще называют десертными, или третьими блюдами. Их можно использовать во время завтрака, ужина, полдника.

Как правило, десерт является сладким (например, пирожное или мороженое), но бывают и несладкие десерты из фруктов и/или орехов без добавления сахара/мёда.

Кроме того, не все сладкие блюда являются десертами, например в китайской кухне имеются сладкие мясные блюда (пример — свинина с ананасами), не являющиеся десертами. В Китае также встречаются конфеты с перцем и имбирём вместо сахара. Коренные американцы до прихода европейцев делали шоколад с перцем и пряностями вместо сахара. Десерт может состоять из сыров, пирожков и т. п. Даже в русской кухне встречаются несладкие десерты — например, чёрная икра. Классическим французским десертом считается сыр.

- В магазинах мы приобретаем продовольственные товары – продукты для личного потребления. Скажите, какие виды продовольственных товаров относятся к десертам?

ЭТАЛОН ОТВЕТА: Десертом является выпечка: торты, печенья, вафли, кексы, пироги; различные виды конфет, пастила, блюда из взбитых сливок; сладкие фруктово-ягодные смеси (так называемые фруктовые салаты); соки, содовые воды, компоты, кисели; сладкие молочные, шоколадные и фруктово-ягодные муссы, кремы, желе; мороженое и десерты из мороженого; десертом может быть чай, какао, кофе, кофе с мороженым (cafe glace).

- Как вы думаете, что добавляют в сладкие блюда, чтобы улучшить их вкус?

ЭТАЛОН ОТВЕТА: например: ванилин.

- Улучшить вкусовые качества сладких блюд и придать им аромат помогают входящие в их состав изюм, орехи, какао, ванилин, лимонная кислота, желирующие продукты и др. (учебник стр. 150)

- По температуре подачи сладкие блюда делят на холодные (10–14 °C) и горячие (65–70 °C).

Холодные сладкие блюда:

свежие фрукты и ягоды, натуральные или свежезамороженные;

- компоты из свежих, сухих и консервированных фруктов и ягод;

- желированные блюда — кисель, желе, мусс, самбук, крем;

- замороженные блюда —мороженое, пломбир, парфе.

Температура подачи этих замороженных блюд не менее минус 4–6 °C.

- Мы познакомились только с холодными сладкими блюдами. Интересно узнать, какие же блюда, всем нам известные, можно отнести к горячим сладким блюдам?

Горячие сладкие блюда:

- яблоки в тесте; яблочная бабка, печеные яблоки, шарлотка;

- блинчики из бездрожжевого теста.

Эти блюда обладают большой калорийностью, так как содержат продукты, богатые углеводами и жирами.

- Существует блюдо, сравнительно недавно вошедшее в наш рацион – это изысканный дуэт холодных и горячих сладких блюд – фондю. Сочетание горячего шоколада и свежих ягод, растопленного сыра и гренок. Это блюдо – фантазия. Можно придумывать все новые и новые сочетания.

- Десерты подаются обычно в специальных десертных тарелках, едят десертной ложкой — промежуточной по размеру между суповой ложкой и чайной. Десертный стол также сервируется десертным ножом и десертной вилкой.

Некоторые десерты — кисели, компоты, мороженое, желе — подают в креманках, которые ставят на десертную или пирожковую тарелку.

Сладкие пудинги подают нарезанными на порции в десертной тарелке вместе с соусом. Для пудинга кладут десертный прибор.

Для приготовления гурьевской каши используется сковорода, в которой она готовилась. К каше отдельно подают абрикосовый или фруктовый соус.

Для подачи суфле стол сервируют глубокой десертной тарелкой. В тарелку сначала наливают молоко или сливки, затем кладут кусочек суфле.

Пирожные, торты лучше подавать на тортнице или плоском блюде, покрытом резной бумажной салфеткой. Для раскладывания пирожных используют щипцы или лопатку.

После сладких блюд подают горячие напитки.

Традиционно в нагретом виде употребляют следующие напитки:

  • горячий шоколад (какао)
  • чай
  • каркаде
  • кофе
  • мате
  • глинтвейн
  • сбитень
  • горячие отвары.

5. Самостоятельная работа.

- Мы с вами рассмотрели вопросы по теме “Сладкие блюда напитки”. Вам предлагается разгадать кроссворд по теме урока. Отгадавший получает “медаль победителя” из шоколада.

- Перед тем, как начать разгадывать кроссворд, предлагаю небольшую разминку:

Обучающиеся самостоятельно разгадывают кроссворд (Приложение №1)

По итогам отгадывания кроссворда учитель дает пояснения с элементами демонстрации ответов.

- В завершение нашего урока будут продемонстрированы и продегустированы десерты, которые вы приготовили дома.

Учащиеся сервируют чайный стол тортом, пирожками, печеньем, кексами, которые были приготовлены ими дома.

Фруктовый салат украшают карвингом из яблока.

6. Анализ и оценка урока.

Подведение итогов. Закрепление материала:

1. При анализе урока с учащимися проводится беседа:

1) Что нового узнали на уроке?

2) Что научились делать на уроке?

3) Какими бывают сладкие блюда по температуре подачи?

4) Что добавляют в желе для придания ему густоты?

5) Зачем надо соблюдать сроки и условия хранения продуктов?

6) Какова была цель урока?

7) Выполнили ли поставленную задачу?

8) Как вы оцените свою работу?

2. Необходимые замечания по уроку и выполнению заданий.

3. Оценки за работу и устные ответы.

7. Домашнее задание.

  • знать основные понятия по теме “Сладкие блюда и напитки”, сервировка стола;
  • составить отчет по теме “Сладкие блюда и напитки” в виде таблицы;
  • оформить работу картинками, фотографиями, распечатками, зарисовками и т.п.

Читайте также: