Производство напитков в польше


Польский алкоголь – это настоящее раздолье для гурманов, поскольку здесь представлены все виды спиртного и в классической, и в оригинальной рецептуре.

Фруктово-ягодные наливки и чистейшая Зубровка фактически представляют польские народные алкогольные напитки, у которых нет абсолютных аналогов ни в одной стране мира. Расскажем подробнее, в чем же состоит их особенность и столь невероятная привлекательность – как для туристов, так и для коренных жителей Польши.

Водка

Тот самый алкоголь, который до сих пор вызывает много споров относительно своего происхождения, ведь каждый поляк гордо заявляет, что водка – это национальный напиток Польши. А в соседних странах тоже утверждают, что этот крепкий напиток впервые изготовили именно у них.

Однако сегодня совершенно не важно, кто придумал этот международный бренд, ведь куда большее значение приобретает качество. Поляки, как знатные любители крепкого спиртного, делать водку научились отменно, и с этим сложно поспорить.


Одна из самых известных польских марок – Зубровка (Żubrówka). Главная ее особенность – трава Зубровка душистая, на основе которой изготовлена водка. Растение можно встретить в природном заповеднике Беловежская пуща – самом крупном по размеру лесном массиве, что сохранился еще с первобытных времен. В каждую бутылку помещают свежий стебель растения, который придает напитку своеобразный аромат и вкус.

В Польше это спиртное считается целебным, но употреблять его нужно в качестве вспомогательного средства и в малых дозах. Имеет способность пробуждать аппетит и ускорять работу пищеварительного тракта. Подобный эффект обеспечивает гликозид кумарина – специальное вещество в составе травы. Одна бутылка в среднем стоит 35 злотых или порядка 8-10 евро.

Среди десятка различных марок наибольшую популярность получили такие:

  • Żubr (Зубр или Жубр);
  • Heweliusz (Хевелиуш);
  • Okocim (Окоцим);
  • Tyskie (Тыске);
  • Lech (Лех).

С 1920 по 1989 гг. в Польше существовала государственная винная монополия. До Второй мировой войны она в основном контролировала производство водки, после – производство и импорт всех крепких спиртных напитков. В 1989 г. монополия была упразднена, государственная компания Polmos распалась на 25 частей, однако они оставались в ведении государства до 1999 г., после чего производство алкоголя было практически полностью приватизировано. Государство может участвовать в производстве, но полностью государственных винных компаний на рынке нет.


Винная политика находится в ведении министерства здравоохранения. Сейчас в стране есть общегосударственное законодательство, направленное на регулирование алкогольного рынка. Для производства и продажи алкоголя требуется лицензия. Помимо лицензирования, государство принимает меры по предотвращению юношеского алкоголизма, вождения в нетрезвом состоянии, а также социального ущерба от злоупотребления спиртным. В школах вводятся просветительские программы, задача которых в том, чтобы информировать учащихся о рисках, связанных с употреблением алкоголя. Граждане получают право покупать алкоголь начиная с 18 лет. Продажа спиртного несовершеннолетним, а также людям, находящимся в нетрезвом состоянии, запрещена.

Большинство программ по борьбе с алкоголизмом – государственные. Иногда к ним также подключаются некоммерческие организации. Производители спиртного в таких программах участия не принимают. Государственный бюджет при этом организован таким образом, что на реализацию программ, направленных на преодоление проблем, связанных со злоупотреблением спиртным, идут средства, полученные от продажи лицензий на производство и торговлю алкоголем. Распределение средств производится на уровне муниципалитетов. Местная администрация обязана тратить все поступающие от лицензирования деньги на ведение соответствующих программ.


В стране действуют жесткие ограничения на рекламу алкоголя. Реклама вин и крепких алкогольных напитков запрещена полностью. Есть ограничения на рекламу пива на государственных и частных телеканалах, по радио, в печатных СМИ, на рекламных щитах и в кино. Также производителям алкоголя запрещено спонсировать спортивные и юношеские мероприятия, используя их как площадку для продвижения своей продукции. Допустимая реклама спиртного должна содержать предупреждения об опасностях, связанных со злоупотреблением.

Государственная винная политика определяет зоны, где продажа и употребление алкоголя запрещены. Это касается всех медицинских учреждений, школ, государственных учреждений, парков, улиц и прочих общественных пространств. Есть также частичные запреты на продажу/употребление алкоголя в общественном транспорте и на некоторых спортивных событиях. При этих пространственных ограничениях, регулирования времени продажи алкоголя нет, как нет и требований к размещению алкогольной продукции в магазинах.

При этом, как отмечали еще в 2012 г. исследователи винного рынка в Польше, потребление алкоголя растет по мере роста зарплат, и, вопреки государственным программам и жесткой акцизной политике, спрос на крепкие спиртные напитки сокращается сравнительно мало. По данным на 2010 г., доход от торговли водкой на польском рынке составил $347 млн., вином - $59 млн. и пивом - $465,2 млн. 80% взрослого населения употребляет спиртное, алкогольная зависимость отмечается у 3%. Если в большинстве стран ЕС потребление алкоголя в среднем составляет 5 литров на душу населения в год, то в Польше эта цифра, по официальным данным, достигает 8 литров. При этом в Польше также есть черный рынок алкоголя, доля которого оценивается приблизительно в 10% от общего винного рынка.

Собственно, большинство государственных социальных программ в области винной политики направлены именно на сокращение потребления, и в качестве главного инструмента здесь используются акцизы. В 2008 г. повышение акцизов на спиртное на 9% привело к некоторому уменьшению рыночной доли производителей крепкого алкоголя, но относительно небольшому – от 6,5% до 12,5%. Отчасти это объясняется быстрым ростом польской экономики и соответственным повышением среднего уровня дохода.

1 января 2014 г. акциз на крепкие спиртные напитки подняли еще на 15%, и это стало заметным событием в регулировании винного рынка в Польше. Покупать стали меньше, и это почувствовали как экспортеры алкоголя, так и польские производители – прежде всего, производители водки. Компании-экспортеры стали перераспределять свое участие. Например, британская компания Stock Spirits, которая до 2014 г. продавала в Польше 60% своей продукции, начала более энергично осваивать другие рынки Центральной Европы.


Продажи польских производителей водки на внутреннем рынке упали, и одновременно с этим стал расти экспорт.

Экспорт польского крепкого алкоголя стал быстро расти после вступления Польши в Евросоюз. За 10 лет, с 2003 по 2013 гг. экспорт водки увеличился в три раза. Прежде всего, это связано с тем, что для Польши были отменены таможенные пошлины, и производители получили удобный доступ к рынкам европейских стран. Еще одним фактором было то, что во многих странах ЕС гораздо меньше ограничений на рекламу алкоголя, чем в Польше, что также делает эти рынки этих стран более привлекательными для торговли. Кроме того, в некоторых странах Европы проще получить лицензию на продажу алкоголя.

При этом вступление Польши в ЕС (и, соответственно, беспошлинный доступ к европейскому рынку) привело к тому, что Польше пришлось адаптировать свое налоговое законодательство к стандартам, принятым в Евросоюзе. Если на сферу подоходного налогообложения это не распространялось (в этом страна-участница сохраняла автономию), то в случае законодательство по косвенным налогам она была обязана внести соответствующие общим требованиям изменения. В связи с этим появились новые институты, ведающие оборотом подакцизных товаров, и были разработаны новые принципы назначения акцизов.

По итогам этих перестановок государственный доход от акцизов уже за первый год членства в ЕС оказался на 10,4% выше, чем в предыдущем году. К настоящему времени доход от акцизов стал второй по размерам доходной частью государственного бюджета. В том, что касается акцизов на алкоголь, выше всего оказались акцизы на крепкие спиртные напитки, в то время как акцизы на пиво держались на минимальном уровне.

Производители пробовали увеличить спрос, устраивая распродажи своей продукции по сниженным ценам, но к успеху это не привело. При этом меньше стали покупать не только дешевую водку, но и дорогой крепкий алкоголь. Отчасти потребители сместились в область теневого рынка. Параллельно с этим выросли продажи (и, соответственно, объемы производства) алкогольных напитков других категорий.

Читайте также: