Ставка ндс на газированные напитки

В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 164 Налогового кодекса РФ обложение по налоговой ставке 10 процентов производится при реализации продовольственных товаров, в том числе продуктов диабетического питания.
При этом коды видов продукции, перечисленных в п. 2 ст. 164 НК РФ, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301 (далее - Классификатор ОК 005-93), а также Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определяются Правительством Российской Федерации (пп. 4 п. 2 ст. 164 НК РФ).
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 908 (ред. от 23.03.2005) утвержден Перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при реализации (далее - Перечень).
Напитки безалкогольные специального назначения (код по Классификатору ОК 005-93 91 8514) в указанный Перечень не включены. Кроме того, Классификатором ОК 005-93 данная продукция не отнесена к продуктам диабетического питания.
Следовательно, реализуемая организацией продукция - напитки безалкогольные специального назначения (код по Классификатору ОК 005-93 91 8514) - подлежит обложению НДС по ставке 18% (п. 3 ст. 164 НК РФ).
Факт наличия у организации письма НИИ питания РАМН, свидетельствующего о том, что реализуемая ею продукция относится к продуктам диабетического питания, не является основанием для применения налогоплательщиком налоговой ставки 10%, поскольку в пп. 4 п. 2 ст. 164 НК РФ прямо указано на то, что коды видов продукции, подлежащих обложению по данной ставке, определяются Правительством РФ. В свою очередь, письмо НИИ питания РАМН не является нормативным правовым актом и не регулирует налоговые правоотношения.
Т.А.Аушев
Консультационно-аналитический центр
по бухгалтерскому учету
и налогообложению
23.11.2005
код по Классификатору ОК 005-93 91 8514

Вопрос: Организация реализует минеральную воду, которая согласно заключению государственного санитарно-эпидемиологического надзора оказывает лечебно-профилактическое действие на больных сахарным диабетом. Правомерно ли в данном случае применение ставки НДС в размере 10%?
Ответ: Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признается, в частности, реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
При этом в силу пп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 10%, в частности, при реализации продуктов детского и диабетического питания.
Коды видов продукции, перечисленных в п. 2 ст. 164 НК РФ, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, а также Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301 (далее - Классификатор ОК 005-93), продукция производства безалкогольных напитков и минеральных вод включена в группу 91 8500, куда также относятся:
91 8501 - продукция производства безалкогольных напитков;
91 8502 - напитки безалкогольные в бутылках;
91 8510 - напитки безалкогольные;
91 8511 - напитки сокосодержащие;
91 8512 - напитки на пряно-ароматическом растительном сырье;
91 8513 - напитки на ароматизаторах;
91 8514 - напитки специального назначения;
91 8515 - напитки брожения и квасы;
91 8516 - напитки на зерновом сырье;
91 8517 - напитки прочие;
91 8518 - напитки на основе минеральных вод.
Таким образом, указанные в Классификаторе ОК 005-93 коды безалкогольных газированных напитков объединены в группе 91 8500, которая не содержит кодов товаров, относящихся к продуктам диабетического питания.
Из этого можно сделать вывод, что минеральные воды, согласно Классификатору ОК 005-93, не относятся к продуктам диабетического питания.
Из изложенного следует, что реализация минеральной воды, в том числе той, которая оказывает лечебно-профилактическое действие на больных сахарным диабетом, по ставке НДС 10% неправомерна. Данная точка зрения подтверждается как судебной практикой (см., например, Постановление ФАС Московского округа от 04.06.2007, 07.06.2007 N КА-А40/4817-07), так и позицией официальных органов (Письма МНС России от 07.07.2004 N 03-1-08/1496/12 "О налоге на добавленную стоимость на безалкогольные газированные напитки", от 13.05.2004 N 03-1-08/1191/15@ "Свод писем по применению действующего законодательства по НДС за II полугодие 2003 года - I квартал 2004 года").
Вместе с тем ФАС Центрального округа в Постановлении от 19.09.2007 N А23-3540/06А-14-263 пришел к выводу, что реализация минеральной воды, оказывающей лечебно-профилактическое действие на больных сахарным диабетом, по ставке НДС 10% правомерна, поскольку понятие продуктов диабетического питания законодательством не регламентировано, а в силу п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Учитывая изложенное, реализация минеральной воды, в том числе той, которая оказывает лечебно-профилактическое действие на больных сахарным диабетом, по ставке НДС 10% неправомерна. Противоположную позицию налогоплательщику, очевидно, придется доказывать в суде.
Ю.М.Лермонтов
Минфин России
24.02.2010

"Налоговый вестник", 2005, N 5

Использование производителем той или иной продукции пониженной (по сравнению с другими такими же производителями) ставки НДС не только обусловливает применение более привлекательных для потребителя цен, но и приводит к большим объемам реализации продукции, повышению производительности и оборота организации.

Рассмотрим использование пониженной ставки НДС производителями продуктов питания, в частности организациями, осуществляющими производство различных сортов безалкогольных газированных напитков, зарегистрированными как на территории г. Москвы, так и в некоторых других регионах Российской Федерации.

Представители ряда организаций полагают, что производство отдельных сортов газированных напитков с пониженным содержанием сахара позволяет им применять пониженную ставку НДС аналогично ситуации с производством продукции диабетического назначения.

Действительно, пп. 1 п. 2 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) устанавливает перечень продовольственных товаров, при реализации которых налогообложение производится по ставке 10%. В этот список включены продукты детского и диабетического питания.

Однако в соответствии с налоговым законодательством коды видов продукции, включенных в данный список, определяются Правительством РФ в соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301 (далее - Классификатор ОК 005-93), а также Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.

Классификатор ОК 005-93 представляет собой систематизированный свод кодов и наименований группировок продукции, построенных по иерархической системе классификации. Классификатор ОК 005-93 используется при решении задач каталогизации продукции, включая разработку каталогов и систематизацию в них продукции по важнейшим технико-экономическим признакам; при сертификации продукции в соответствии с группами однородной продукции, построенными на основе группировок данного Классификатора; для статистического анализа производства, реализации и использования продукции на макроэкономическом, региональном и отраслевом уровнях; для структуризации промышленно-экономической информации по видам выпускаемой предприятиями продукции с целью проведения маркетинговых исследований и осуществления снабженческо-сбытовых операций.

В соответствии с Классификатором ОК 005-93 продукция производства безалкогольных напитков и минеральных вод включена в группу 91 8500, куда также относятся:

91 8501 - продукция производства безалкогольных напитков;

91 8502 - напитки безалкогольные в бутылках;

91 8510 - напитки безалкогольные;

91 8511 - напитки сокосодержащие;

91 8512 - напитки на пряно-ароматическом растительном сырье;

91 8513 - напитки на ароматизаторах;

91 8514 - напитки специального назначения;

91 8515 - напитки брожения и квасы;

91 8516 - напитки на зерновом сырье;

91 8517 - напитки прочие;

91 8518 - напитки на основе минеральных вод.

Таким образом, указанные в Классификаторе ОК 005-93 коды безалкогольных газированных напитков объединены в группе 91 8500, которая не содержит кодов товаров, относящихся к продуктам диабетического питания.

Из этого можно сделать вывод, что безалкогольные газированные напитки, в том числе с пониженным содержанием сахара (включая так называемые диетические), согласно Классификатору ОК 005-93 не относятся к продуктам диабетического питания .

См. также Письмо УМНС России по г. Москве от 19.07.2004 N 24-14/47586 "О налоге на добавленную стоимость на безалкогольные газированные напитки".

По нашему мнению, при присвоении тому или иному товару кода диабетической продукции специалисты Госстандарта России имели в виду, что такой продукт может быть использован при питании граждан, больных сахарным диабетом. При этом вышеуказанные продукты должны предназначаться больным для питания и использоваться при их лечении в стационарных и амбулаторных условиях. Поэтому Классификатор ОК 005-93 содержит только следующий перечень диабетических продуктов: кондитерские изделия диабетические, хлеб и хлебобулочные изделия диабетические, консервы плодоовощные диабетические, консервы детского, диетического, диабетического питания, консервы фруктовые диабетические .

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 08.05.1996 N 676 "О мерах государственной поддержки лиц, больных сахарным диабетом" и Постановления Правительства РФ от 13.11.2001 N 790 "О федеральной целевой программе "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002 - 2006 годы)" осуществляется реализация подпрограммы "Сахарный диабет", целями которой являются снижение заболеваемости и смертности населения Российской Федерации от сахарного диабета и его осложнений, повышение продолжительности и улучшение жизни больных сахарным диабетом.

Все это указывает на специальное предназначение вышеприведенных продуктов, и поэтому их реализация может осуществляться по льготной ставке налога. Что же касается безалкогольных газированных напитков (даже с пониженным содержанием сахара), то они являются, бесспорно, продукцией массового спроса.

Таким образом, организации, производящие безалкогольные газированные напитки, в том числе с пониженным содержанием сахара, и применяющие при их реализации льготную 10%-ную ставку налога вместо общей 18%-ной ставки, делают это неправомерно, и их действия могут быть квалифицированы в зависимости от обстоятельств как налоговое правонарушение или уклонение от уплаты налогов.

Для установления умысла на уклонение от уплаты налогов необходимо выяснять, на основании чего организация применяет пониженную ставку налога. Если организация выполняет рекомендацию налогового консультанта - юридического и физического лица, то в данном случае может идти речь о налоговой ответственности производителя и рассмотрении вопроса о привлечении налогового консультанта или должностного лица организации, оказывающей консалтинговые услуги, к уголовной ответственности согласно ст. 33 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) (в качестве организатора, подстрекателя или пособника в зависимости от того, как действовал консультант) и соответствующей части ст. 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов организации).

Если решение о применении пониженной ставки НДС принято организацией самостоятельно, необходимо тщательно проанализировать механизм принятия такого решения. Теоретическая база под осуществление таких действий может быть подведена как руководителем, так и главным бухгалтером либо финансовым директором или юристом. В принципе, в крупных организациях подобные решения принимаются коллегиально, однако, как правило, кто-то один является инициатором применения пониженной ставки, убеждая остальных коллег в ее законности и явной пользе для организации. В данном случае объяснения, полученные от всех возможных участников данного процесса, могут выявить истинного автора данной схемы уклонения от уплаты налога.

Не исключено, что крупная организация могла обращаться в налоговый орган по месту регистрации или в вышестоящий налоговый орган с вопросом о правомерности применения пониженной ставки НДС для определенного перечня производимых продуктов. Заметим, что налоговый орган должен был быть уполномочен давать подобные разъяснения.

В вышеуказанном случае налоговым органом должен быть дан отрицательный ответ - о неправомерности применения пониженной ставки НДС производителем газированной воды с пониженным содержанием сахара. При этом следует учитывать, что если разъяснение давал вышестоящий налоговый орган (например, УМНС России налогоплательщику, состоящему на налоговом учете в г. Зеленограде), то в данном случае разъяснение должно направляться в два адреса: непосредственно налогоплательщику и в налоговый орган, в котором он стоит на учете.

После получения налогоплательщиком такого ответа возможно несколько вариантов развития ситуации:

  1. если производитель еще не применял пониженную ставку, дожидаясь разъяснения уполномоченного налогового органа и начал уплачивать налог по установленной 18%-ной ставке, то никаких мер налогового администрирования к налогоплательщику применяться не должно;
  2. если налогоплательщик уже применял пониженную ставку налога, однако после получения разъяснения (или в инициативном порядке) начал уплачивать налог по ставке 18% и при этом решил добровольно уплатить в бюджет разницу между суммами налога, внесенными по 10%-ной ставке налога, и суммами, подлежащими внесению по 18%-ной ставке налога, то в данном случае в соответствии с НК РФ налогоплательщик должен самостоятельно представить в налоговый орган уточненные расчеты по налогу, заплатив до этого соответствующую разницу, рассчитать и заплатить пеню. В этом случае никаких штрафных санкций к налогоплательщику применяться не должно;
  3. если налогоплательщик, применяя пониженную ставку, после получения разъяснения перешел на применение 18%-ной ставки налога, однако добровольно не пересчитал суммы, подлежащие внесению в бюджет, то в случае обнаружения данного факта налоговым органом будет доначислена неуплаченная сумма налога (разница), рассчитана пеня, а также наложен штраф в соответствии со ст. 122 НК РФ в размере 20% от суммы доначисленного налога;
  4. если организация-производитель, несмотря на получение соответствующего разъяснения, продолжала применять пониженную ставку налога [например, по причине наличия разъяснения от какой-либо организации (не налогового органа) о том, что производимый ею продукт - газированная вода с пониженным содержанием сахара относится к продукции диабетического питания], то такие действия свидетельствуют о наличии у определенных должностных лиц организации прямого умысла на совершение уголовно наказуемого деяния - уклонения от уплаты налогов в крупном или особо крупном размерах.



Ранее с инициативой ввести акцизы на напитки с высоким содержанием сахара выступил Минздрав. Как полагают в этом министерстве, так можно снизить потребление сладких напитков и оздоровить население.

Предложение Минздрава поступало на рассмотрение и в Минфин, рассказали "РГ" в министерстве. Вот только реализовать идею на практике невозможно. "Сейчас нет технического регламента, который бы определял, что относится к напиткам с высоким содержанием сахара в принципе", - пояснили в Минфине.

Ведомство вышло со встречным предложением. "Мы считаем, что для ограничения доступности вредных товаров, прежде чем вводить дополнительные налоги, корректнее рассмотреть вопрос отмены существующих для них льгот. Сейчас в перечне товаров, к которым применяется льготная ставка НДС 10 процентов, включены напитки, содержащие добавки сахара. Чтобы у производителей был стимул производить товары с меньшим содержанием сахара, можно рассмотреть возможность исключения таких товаров из этого перечня", - отметили в Минфине.

При этом в ведомстве подчеркнули, что это лишь один из вариантов, который можно обсуждать. А вот введение акциза усложнит предоставление отчетности для производителей, возникнут сложности с его администрированием.



По мнению некоторых СМИ, идея Минфина ударит прежде всего по производителям соков. Представители отрасли отчасти с этим согласны. "Данная мера может привести к повышению цены на соковую продукцию, снижению доступности для потребителей различных категорий соковой продукции, спаду объемов потребления, сокращению рабочих мест", - утверждают в Российском союзе производителей соков (РСПС).

При этом, уточняют в РСПС, в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза, в детские фруктовые соки не разрешено добавлять сахар. В связи с этим детские фруктовые соки нельзя относить к категории продуктов с добавленным сахаром и, следовательно, повышать на них ставку НДС.

Газированные напитки с высоким содержанием сахара и так в льготных списках отсутствуют. Получается, в реальности, мера может затронуть лишь производителей нектаров.

Между тем, по данным исследований, потребление соков и нектаров в России и так находится на критически низком уровне. В среднем в день россияне выпивают всего 15 миллилитров соков. Но рекомендованная Всемирной организацией здравоохранения норма потребления составляет около 150 миллилитров в день.

Кроме того, установлено, что из соков и нектаров современный человек получает лишь два процента всего потребляемого в рационе сахара. Львиную долю сахара люди получают, добавляя его в чай и съедая кондитерские изделия.

Альтернативой дополнительному налогу на напитки с высоким содержанием сахара может стать исключение части подобных продуктов из перечня товаров, на которые действует льготная ставка НДС в размере 10%. Такое предложение в правительство направил Минфин. Там считают, что это может стимулировать производителей снизить использование сахара. Сами они обещают лишь поднять цены, однако следствием может стать снижение производства и потребления.

достиг в 2018 году объем выпуска соков в стране, подсчитал Российский союз производителей соков

В целом, по его словам, прежде чем вводить дополнительные налоги, корректнее рассмотреть вопрос отмены существующих льгот. Исключение напитков с добавками сахара из перечня товаров, к которым применяется льготная ставка НДС, может стимулировать производителей снизить использование сахара, полагают в министерстве, это один из вариантов, который можно обсуждать для обеспечения здоровья населения.

В то же время, в Минфине подчеркнули, что госполитику в соответствующей области формирует Минздрав. В Минздраве комментировать инициативу Минфина не стали. В пресс-службе правительства на запрос “Ъ” не ответили. Также поступили в Минсельхозе и Федеральной налоговой службе. В Минэкономики предложения пока не поступали.

В Российском союзе производителей соков (РСПС) отмечают, что, в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза, в детские фруктовые соки не разрешено добавлять сахар. Следовательно, повышение НДС не должно коснуться этой продукции. В целом, предупредили в РСПС, увеличение налоговой нагрузки на отрасль грозит повышением цен на соковую продукцию и может привести к снижению объемов потребления и производства. При этом, указывают в союзе, в 2018 году объем выпуска соков в России вырос впервые за шесть лет — на 1,6%, до 241,1 млн дал.

После подписания Президентом Российской Федерации закона об очередном внесении изменений в Налоговый кодекс многие статьи этого документа претерпели изменения. В данном материале мы расскажем, как после повышения налога на добавленную стоимость с 18 до 20 % выглядит в 2019 году ставка НДС на продукты питания.


В соответствии с требованиями Налогового кодекса для субъектов предпринимательства существуют четыре категории налога на добавленную стоимость на продукты питания, которые отличаются друг от друга величиной ставок. Это зависит от того, является ли предприятие производителем продукции, или торгует после приобретения оптом либо в розницу.

НДС по ставке 10% и 20%

Кодексом (п.п.1 п.2 ст.164) установлено, что по ставке 10% облагаются при реализации следующие виды продукции:

  • крупный рогатый скот и птица (по живому весу);
  • мясопродукты, без учёта деликатесов;
  • молочные продукты, мороженое;
  • яйца;
  • растительное масло, маргарин, специальные (кулинарные и кондитерские) жиры;
  • сахар, соль, зерно и комбикорма, мука и крупы;
  • хлебобулочные изделия (в том числе, сдоба, сухари и баранки) и макароны;
  • живая рыба (без учёта ценных пород) и морепродукты;
  • детское питание;
  • овощи, в том числе, картофель.

Чтобы подтвердить принадлежность товаров к данной категории, нужно соблюдение двух условий:

  1. Наличие наименования в классификаторе ОКПД2 (для товаров отечественного производства) или номенклатуре ТН ВЭД (для импорта).
  2. Наличие документа, удостоверяющего соответствие техническим требованиям и регламентам (сертификата или декларации соответствия).

База налогообложения и сумма налога с применением ставки НДС 10% отражаются в графа 3 и 5 строки 020 декларации. Основание – приказ ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@.


Для продуктов питания, не указанных в п.2 ст.164, в соответствии со следующим, третьим пунктом, применяется ставка НДС 20%. Если плательщик не в состоянии обосновать применение 10-процентной ставки, товар также облагается налогом с удвоением. База налогообложения и сумма налога включаются в графы 3 и 5 строки 010 декларации.

НДС по нулевой ставке

Ставка 0% применяется при расчёте облагаемой суммы для товаров, которые подлежат вывозу за пределы таможенной территории РФ (п.1 ст.164 НК). Разумеется, применение такого размера ставки налога на добавленную стоимость плательщики также должны обосновать. Для этого им предоставляется срок 180 календарных дней.

В налоговый орган по месту регистрации необходимо предоставить пакет документов, который включает копии:

  • договоров с контрагентами;
  • документов, на основании которых осуществляется отпуск, транспортировка и сопровождение товаров;
  • таможенных деклараций.

Если плательщики не имеют возможности предоставления сопроводительных документов на товары в бумажном виде, закон предоставляет им право осуществить данную процедуру в электронном виде. Такое разрешение субъекты предпринимательства получили после принятия закона от 29.12.2014 г. №452-ФЗ, которым были внесены изменения в 165-ю статью Налогового кодекса.


В случае электронного подтверждения происхождения товаров плательщикам необходимо заполнять раздел 4 декларации по налогу на добавленную стоимость. Несоблюдение сроков подтверждения нулевой ставки вынуждает субъекты предпринимательской деятельности уплачивать налог по ставке 10 или 20 %, в зависимости от вида декларируемых товаров. В этом случае в декларации по НДС заполняется шестой раздел.

Продукты, освобождённые от уплаты НДС

Кроме, собственно, применения числовых ставок, в Налоговом кодексе предусмотрено полное освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость в отношении продуктов питания. Это возможно в случае, когда производство и реализация продуктов питания осуществляется в столовых, которые находятся на территории медицинских или образовательных учреждений (п.п.5 п.2 ст.149).

В качестве документа подтверждающего принадлежность учреждения к указанной выше категории, необходимо предоставить в налоговый орган лицензию на право оказания соответствующего вида (медицина или образование) услуг. Министерство финансов РФ своим письмом от 03.12.2014 № 03-07-15/61906 подтвердил обязательность данной процедуры для учреждений медицины и образования.


Для подтверждения совершения операций, освобождённых от обложения налогом на добавленную стоимость, плательщикам необходимо заполнить раздел 7 декларации. В нём по коду 1010232 отображается стоимость товаров (продуктов питания), которые освобождены от НДС. Нет необходимости уплачивать налог, если плательщик находится на специальном режиме НДС по реализации продуктов питания (п.2 ст.346.11).

Исключение составляют два случая:

  1. ввоз продуктов на таможенную территорию РФ;
  2. выполнение субъектом, находящимся на упрощённой системе налогообложения, функций налогового агента.

Также освобождаются от уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость субъекты предпринимательства, уплачивающие единый налог на вменённый доход. Согласно п.4 ст.346.26 плательщик, выполняющий условия, оговоренные подпунктами 6-9 п.2 ст.346.26, получает такое право, не учитывая общие условия специального режима упрощённой системы налогообложения.

Субъекты предпринимательства РФ, которые производят и реализуют продукты питания, имеют право в соответствии с законодательством применять все виды ставок налога на добавленную стоимость, включая полное освобождение. На выбор ставки, прежде всего, оказывают влияние специфика хозяйственной деятельности предприятия и виды декларируемой продукции. Главным условием получения права на применение пониженной ставки налога остаётся обязательство документального подтверждения всех действий.

Российский Минфин выступил с инициативой вместо предложения Минздрава о введении особого налога на напитки с высоким содержанием сахара. Финансовое ведомство предлагает отменить налоговую льготу (на НДС) в размере 10% для всех сахаросодержащих напитков.

При этом в Минфине подчеркнули, что госполитику в этой сфере тем не менее определяет именно Минздрав.

До сих пор продукты питания в РФ ни разу не облагались акцизами (их взимали только с производителей этилового спирта и алкогольных напитков).

В Минздраве отметили, что меры, направленные на снижение потребления сахара, рекомендованы Всемирной организацией здравоохранения как эффективные средства борьбы с неинфекционными заболеваниями.

По данным министерства здравоохранения РФ, к 2017 году в России стало на 6% больше жителей, страдающих ожирением, чем годом ранее. Официально этот диагноз поставлен 2 млн человек (это 1,3% населения страны).

Смертность от основных неинфекционных заболеваний — к примеру, сердечно-сосудистых — в России достигает 67,6% от общего показателя смертности.

Медики считают причинами развития сердечно-сосудистых заболеваний, в частности, курение, неправильное питание, недостаток физической активности и употребление алкоголя.


По данным специалистов, двойная ставка НДС сможет стать альтернативой дополнительному налогу на сахаросодержащие напитки.

Повышенный НДС также может стимулировать производителей снизить содержание белого порошка в своих продуктах. В результате предложенной меры в России может быть снижено производство и потребление этих вредных напитков.

Российские власти придумали, как повысить нагрузку на производителей напитков с высоким содержанием сахара, формально не повышая налоги.

Как следует из документа, на безалкогольные напитки, в том числе содержащие добавки сахара, а также фруктовые соки с добавлением сахара для детского питания действует пониженная ставка НДС в размере 10%. Правительству предлагается рассмотреть вопрос об исключении таких продуктов из перечня товаров, для которых действует такая ставка.

В Российском союзе производителей соков сообщили, что отмена льготы не затронет сегмент детских соков, в которые не разрешено добавлять сахар, однако затронет остальные соки и нектары, цены на которые с большой долей вероятности заметно повысятся.

При этом один из собеседников издания выразил опасение, что инициатива может подтолкнуть правительство к обсуждению вопроса об исключении из перечня товаров, облагаемых пониженной ставкой НДС, более широких категорий продуктов.

В 2018 году объем выпуска соков в России вырос впервые за шесть лет — на 1,6% (до 241,1 млрд литров).

Как сообщало EADaily, в конце 2018 года экспертный совет при правительстве РФ при поддержке Минздрава предложил ввести акцизы на безалкогольные газированные напитки с высоким содержанием сахара.

Производители газировки утверждали, что это приведет к росту ее стоимости на 20%.

Проблемная ситуация: Какую ставку НДС следует применять при реализации безалкогольных газированных напитков на территории РФ, в которых полностью заменен сахар на интенсивные подсластители с целью использования в питании больных сахарным диабетом?

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 3 сентября 1999 г. N 04-03-11

В связи с Вашим письмом Департамент налоговой политики сообщает.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 27.05.1999 N 569 "О продовольственных товарах, по которым применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов" продукты диабетического питания облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 10 процентов.

При реализации продовольственных товаров на территории Российской Федерации для определения размера ставки налога на добавленную стоимость следует руководствоваться кодами товаров по Общероссийскому классификатору продукции ( ОК 005-93), приведенными в Письме Госналогслужбы России от 18.04.1996 N В3-4-03/34н "О ставках налога на добавленную стоимость", согласованном с Минфином России. Согласно данному Письму ставка налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов применяется по диабетическим товарам, коды которых приведены в Письме, а также по другим продуктам диабетического питания, не поименованным в Общероссийском классификаторе продукции.

Согласно Письму ГТК России от 18.06.1999 N 01-15/17167 "О перечне продовольственных товаров, по которым применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов" из кода 2202 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ) безалкогольные напитки для диабетического питания облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 10 процентов.

В соответствии с п.2 ст.6 Закона Российской Федерации от 06.12.1991 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (с учетом изменений и дополнений) по импортным и отечественным товарам устанавливаются единые ставки налога на добавленную стоимость.

Учитывая изложенное, по нашему мнению, при реализации безалкогольных газированных напитков на территории Российской Федерации, в которых полностью заменен сахар на интенсивные подсластители с целью использования в питании больных сахарным диабетом, следует применять ставку налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов только при условии наличия соответствующих заключений компетентных органов об использовании указанных напитков для диабетического питания.

03.09.1999 Заместитель руководителя

Департамента налоговой политики

Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Читайте также: