Торговля алкогольными напитками в казахстане


С 1 марта 2017 года также была запрещена транспортировка, хранение и торговля алкоголем, который имеет учетно-контрольные марки старого образца. Существует еще несколько правил продажи алкогольных напитков.

  • Горячительные напитки нельзя продавать гражданам, не достигшим 21 года.
  • Продажа разрешена только на основании лицензии, полученной в установленном порядке.
  • Реализации подлежит только та продукция, которая имеет оригинал или копию сертификата о качестве. Правилами продажи алкоголя в магазинах установлено, что указанный документ должен быть предъявлен по требованию покупателю.
  • Алкоголь необходимо хранить в соответствии с требованиями относительно температурного режима и товарного соседства. Свет через окна в складской зоне не может попадать на продукцию.
  • В любом магазине, реализующем алкоголь, должен быть кассовый аппарат, совместимый со специальным сканером. Он распознает информацию на акцизных (для импортных напитков) и федеральных (для отечественного алкоголя) марках.
  • В уголке покупателя среди прочей информации должно говориться о запрете продажи спиртного лицам до 21 года.



Лицензия на алкоголь

Оформление занимает 15 рабочих дней. На сайте представлена информация не только по поводу требований для получения алкогольной лицензии для магазина. Здесь есть условия переоформления или выдачи дубликата лицензии, а также размеры лицензионного сбора.

Время продажи алкоголя

Еще одно условие для продажи алкоголя в магазине – лимит на время его реализации. Он определен Административным Кодексом Республики Казахстан. Всю информацию можно найти в третьей части статьи 200 указанного документа.

  • Крепкий алкоголь. Это спиртные напитки с долей этилового спирта более 30%. К таким относят водку, ром, коньяк, ликеры и виски. Их запрещается продавать в период с 21.00 до 12.00.
  • Слабоалкогольные напитки. В них доля спирта составляет менее 30%. Это пиво, сидр, плодово-ягодные вина. Такие напитки нельзя отпускать в период с 23.00 до 08.00 в выходные и с 00.00 до 08.00 в праздничные дни.

Используя все эти требования, правительство старается регулировать и контролировать реализацию спиртных напитков. Они остаются доступными в ресторанах, барах и торговых центрах, где продажа алкоголя допускается во все время их работы. В магазинах на их продажу накладываются временные ограничения. Обязательным условием для реализации спиртного остается получение лицензии.

Законодательство Республики Казахстан устанавливает ограничения относительно того, в какое время можно торговать алкогольной продукцией.

Эти изменения касаются только спиртных напитков крепостью выше 30 градусов. К ним относятся водка, крепкие ликероводочные изделия – продукция с объемной долей этилового спирта от 30%, коньяк – продукция с объемной долей этилового спирта 40-45%.

На напитки крепостью ниже 30% запрет на продажу алкоголя остается прежним – с 23.00 до 08.00 часов. Данные нормы закона не распространяется на реализацию в торговых домах, ресторанах, барах и кафе. В указанных заведениях реализация алкоголя возможна во все время их работы, в том числе круглосуточно.

Какая ответственность установлена за реализацию алкоголя в неустановленное время?

Согласно ст.200 ч.3 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях реализация алкогольной продукции (за исключением реализации в торговых домах, ресторанах, барах и кафе):

- в будние дни с 23.00 до 08.00 часов

- в выходные дни, праздничные дни с 24.00 до 08.00 часов

- на физических лиц в размере 10 МРП;

- насубъектов малого предпринимательства в размере 40 МРП;

- насубъектов среднего предпринимательства в размере 80 МРП;

- насубъектов крупного предпринимательства в размере 120 МРП –

с приостановлением действия лицензии на соответствующей вид деятельности

Уважаемые граждане! Убедительная просьба проявить активность в борьбе с незаконной реализацией алкогольной продукции.

Прокуратура Павлодарской области

Депутаты сената Парламента РК приняли в двух чтениях закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственного регулирования производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции", передает корреспондент агентства Новости-Казахстан.

Как отмечается в заключении комитета по финансам и бюджету, законопроектом в целях ограничения мест и времени продажи спиртных напитков предусмотрены нормы по введению запрета продажи крепких спиртных напитков, кроме ресторанов, кафе и баров, с 21 часа вечера до 12 часов дня, без разделения на будние и выходные дни, а также реализации алкогольной продукции на автозаправочных станциях.Как ранее информировал министр финансов республики Бахыт Султанов, законопроектом предлагается расширить перечень мест, запрещенных для торговли алкоголем. Устанавливается запрет продажи на территории и в зданиях детских учреждений, организаций образования и здравоохранения, физкультурно-оздоровительных, спортивных, спортивно-технических сооружений, стадионах, а также на автозаправочных станциях.По его словам, законопроектом также предусматривается увеличение времени запрета (продажи алкоголя) на 15 часов, то есть с 21 вечера до 12 часов следующего дня. Это касается только спиртных напитков, крепость которых составляет выше 30 градусов, на алкоголь крепостью ниже 30 градусов запрет остается прежним - с 3 часов ночи до 8 утра.

По информации Султанова, предлагается усилить ответственность за продажу лицам до 21 года, одновременно исключив требования по, так называемым 100 метрам. Министр также отметил, что исключение территориального ограничения обусловлено тем, что запрет на реализацию спиртных напитков гражданам до 21 года само по себе является ограничением для продажи алкоголя. Вместе с тем, сегодня размер штрафа не соответствует значительности, предусматривается увеличение штрафа в два раза.

Также в заключении поясняется, что проектом закона предусмотрены нормы по усилению административной ответственности за нарушения установленных законопроектом требований в сфере розничной реализации алкогольной продукции и введению ежегодного лицензионного сбора за право реализации алкогольной продукции.Кроме того, законопроект предусматривает введение приборов определения подлинности учетно-контрольной марок на алкогольной продукции в целях предостережения субъектов бизнеса от приобретения контрафактной и нелегальной алкогольной продукции.Как отмечается в заключении комитета, в целях усиления государственного контроля в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции путем внедрения инновационных методов контроля над производством и снижения теневого оборота алкогольной продукции законопроектом предусмотрены нормы по установлению минимального процента использования производственной мощности и минимальных объемов производства, а также по введению модернизированных контрольных приборов учета контроля объемов производства этилового спирта и алкогольной продукции.


Основными целями Закона являются снижение потребления алкоголя, сокращение теневого оборота алкогольной продукции, ужесточение законодательства, совершенствование отдельных норм законодательства.

Расширен перечень мест, где нельзя продавать алкоголь. В зданиях и на территориях организаций здравоохранения, образования, физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений, автозаправочных станций, торговых рынков, культурно - досуговых организаций алкоголь продавать нельзя. Хранение и реализация алкоголя в перечисленных местах запрета влечет приостановление действия лицензии, а его повторное нарушение - лишение лицензии. Продажа алкоголя через интернет-магазины также подпадает под запрет, и ответственность за нее установлена в виде штрафа с конфискацией продукции.

По стометровой зоне. Отменено требование для реализаторов алкогольной продукции по соблюдению стометровой зоны от детских учреждений и организаций образования, но в тоже время законодательством ужесточены штрафные санкции за реализацию алкогольной продукции лицам, не достигшим двадцати одного года, где дополнительной мерой административного воздействия является приостановление действия лицензии.

Ограничение реализации алкоголя по времени. Запрещается розничная реализация алкогольной продукции, за исключением реализации в ресторанах, барах и кафе:

- по алкогольной продукции с процентным содержанием спирта свыше 30 % (т.е. крепкоалкогольная продукция водка, коньяк, ром, виски и т.д.) с 21 до 12 часов следующего дня;

- по остальным видам алкоголя, содержащим менее 30% спирта (пиво, вино, шампанское и т.д.) ограничение остается также с 23 до 8 часов следующего дня.

Штрафные санкции при этом установлены с дополнительной мерой административного воздействия - приостановление действия лицензии.

Ежегодный лицензионный сбор для реализаторов алкоголя. С 1 января 2015 года все физические и юридические лица, осуществляющие реализацию алкогольной продукции, обязаны уплачивать ежегодно до 20 января лицензионный сбор.

Сбор уплачивается за каждый объект деятельности и составляет для оптовых реализаторов - 200 МРП, для розничных дифференцируется в зависимости от административно-территориальной единицы, в столице он равен - 100 МРП.

Введение ежегодного лицензионного сбора за право реализации алкогольной продукции не требует оформления новой лицензии.

Вместе с тем необходимо знать, что в случае хранения и реализации алкогольной продукции без уплаты ежегодного лицензионного сбора, предусмотрена административная ответственность в виде штрафа от 150 до 700 месячных расчетных показателей с приостановлением действия лицензии на соответствующий вид деятельности. Иными словами, это совокупность ряда мер, и административного штрафа и запрет на реализацию алкогольной продукции.

Отчуждаемость лицензии. Если ранее лицензии на хранение и розничную реализацию алкогольной продукции были не отчуждаемыми вместе с объектом в пользу третьих лиц, т.е. не передаваемыми другим лицам, то с 23 ноября 2014 года лицензию на розничную реализацию алкоголя можно будет переоформить на другое лицо без проведения процедур проверки соответствия квалификационным требованиям.

Обязательство о целевом использовании учетно-контрольных марок на алкогольную продукцию. С 1 января 2015 года при ввозе алкоголя в Республику Казахстан из стран Таможенного союза, до получения учетно-контрольных марок, импортеры представляют обязательство о целевом использовании учетно-контрольных марок, размер которого составляет на один литр алкоголя 1 МРП, в 2015 году - 1 982 тенге.

Таким образом, плательщик перед получением учетно-контрольных марок вносит на специальный счет департамента государственных доходов денежные средства. Затем увозит учетно-контрольные марки в страны Таможенного союза, наносит их на алкогольную продукцию, привозит в Казахстан алкогольную продукцию с нанесенными учетно-контрольными марками. Только после предоставления отчета о целевом использовании учетно-контрольных марок импортер может вернуть свои деньги со специального счета.

Минимальные розничные цены на алкоголь. Минимальная розничная цена на водки, крепкие ликероводочные изделия (с объемной долей этилового спирта свыше 30%) и прочие крепкоалкогольные напитки составляет:

в 2015 году 1300 тенге за литр;

в 2016 году 1600 тенге за литр.

Наделение субъектов рынка алкогольной продукции правами самостоятельного определения подлинности учетно-контрольных марок. С 1 января 2016 года вводится обязательное наличие у всех реализаторов алкоголя приборов, которые будут определять элементы защиты учетно-контрольных марок и (или) считывать информацию с учетно-контрольных марок на алкогольной продукции. С помощью данного прибора можно будет определить подлинность учетно-контрольной марки, а соответственно и самого алкоголя.

Постановка на регистрационный учет по отдельным видам деятельности в автоматическом режиме. В целях сокращения количества посещений государственных органов и сокращения количества представляемых документов с 1 января 2016 года будет реализована автоматическая постановка (снятие) на регистрационный учет по отдельным видам деятельности (производство бензина, этилового спирта, алкогольной продукции, табачных изделий, оптовая и розничная реализация алкогольной продукции) на основании сведений государственного электронного реестра разрешений и уведомлений.

Уважаемые граждане Республики Казахстан!

Для предотвращения распространения коронавирусной инфекции в Республике Казахстан оказание услуг на бумажных носителях возможно через онлайн бронирование в ЦОНах на период карантина.
Государственные услуги можно получить онлайн, а также некоторые услуги и сервисы доступны в мобильном приложении EgovMobile, Telegram-боте eGovKzBot2.0 и социальных сетях Facebook и VK.

Важно! Для работы на портале «электронного лицензирования« РК необходимо импортировать ЭЦП в браузер.

Как получить услугу в Государственном органе или в НАО "Государственная корпорация "Правительство для граждан" ​(необходимые документы):

Для получения лицензии:

  1. Заявление 1 и 2.
  2. Копия документа, подтверждающего уплату в бюджет лицензионного сбора за право занятия отдельными видами деятельности (нотариально засвидетельствованная в случае непредставления оригинала для сверки).
  3. Копия договора аренды или безвозмездного пользования – в случае заключения данных договоров на срок менее одного года.

Форма сведений к квалификационным требованиям, для осуществления деятельности хранения и розничной реализации алкогольной продукции, за исключением деятельности по хранению и розничной реализации алкогольной продукции на территории ее производства.

Для переоформления лицензии:

  1. Заявление 1 и 2.
  2. В случае переоформления лицензии при отчуждении лицензиатом лицензии вместе с объектом в пользу третьих лиц, предоставляется письмо лицензиата о согласии на отчуждение лицензии.
  3. Документ, подтверждающий уплату в бюджет лицензионного сбора, за исключением случаев оплаты через ПШЭП.
  4. Копии документов, содержащих информацию об изменениях, послуживших основанием для переоформления лицензии, за исключением документов, содержащихся в государственных информационных системах.

Для получения дубликата:

  1. Заявление произвольной формы.
  2. Копия документа, подтверждающего уплату в бюджет лицензионного сбора, за исключением случаев оплаты через ПШЭП.

В государственной корпорации прием осуществляется в порядке "электронной" очереди, по месту регистрации услугополучателя

Результат оказания услуги

Лицензия, переоформленная лицензия, дубликат лицензии либо мотивированный ответ услугодателя об отказе

В Казахстане алкоголь официально разрешён. В стране действуют 16 ликёроводочных и спиртовых заводов. Но есть ли у нас чёткое понимание на уровне государства и общества - как следует относиться к алкоголю и алкогольной промышленности?

Жёсткое табу на любое обсуждение злободневной темы, кроме её антиалкогольного аспекта, как представляется, не позволяет выработать адекватную госполитику в отношении алкоголя. Такая ситуация не может быть здоровой ни для государства, ни для потребителя. Между тем вопрос назрел, поскольку, по оценкам экспертного сообщества, 80% взрослых казахстанцев алкоголь употребляют.

В Казахстане реклама алкоголя запрещена с 2004 года. В 2019 году Министерство информации и общественного развития впервые подняло вопрос о снятии запрета на рекламу алкоголя. Аргументировалось это необходимостью поддержки отечественных СМИ. В пример приводились страны Таможенного союза, где уже сделали частичные послабления в этом вопросе.

Но не преждевременно ли это решение и насколько оно обосновано? По статистике, с 2015 года потребление крепкого алкоголя на человека в Казахстане сократилось на 5%. Кроме того, стали меняться пропорции потребления населением спиртного в сторону лёгких напитков. Очевидно, что есть положительный результат от этой запретительной меры. К слову, многочисленные международные исследования доказывают серьезное влияние рекламы алкогольных напитков на предпочтения подростков, увеличивая потребление ими спиртного в среднем на 15-20%.

Государство же должно взамен как минимум гарантировать безопасность и качество потребляемого напитка. Очень важно: ставка налога должна ограничивать потребление, при этом не уводя его в тень. Потребитель вне зависимости от своего дохода должен иметь доступ к безопасному и качественному алкоголю. А что на практике?

В Казахстане с 2013 года акцизный налог на водку – основной потребляемый крепкий алкоголь – вырос на 400%. Если в 2013 году он составлял 200 тенге на литр водки, то в 2019-м – уже 1020 тенге. Если минимальная розничная цена в 2013 году составляла 320 тенге за 0,5 л водки, то сейчас – 962 тенге за такую же бутылку. Зарплаты же за этот период в среднем выросли только на 33%. По данным МНЭ РК, 50% трудящихся страны зарабатывают менее 117,5 тыс. тенге, а самая большая группа среди них зарабатывает около 88,5 тыс. тенге. Эти цифры не учитывают большой сегмент самозанятых, где доходы еще ниже.

Сейчас цена самой дешевой официальной водочной продукции выше средней покупательской способности казахстанского потребителя. Есть ли решение этого вопроса, приемлемое для всех сторон? Есть. Эксперты отрасли видят решение в изменении подхода государства к определению и взиманию ставки акциза. В Казахстане применяется специфическая ставка акциза, размер которой зависит не от стоимости готового продукта, а от содержания спирта в нём. Кроме того, акциз взимается до того, как продукт выпущен в оборот (в странах ЕС и США он уплачивается за проданный, а не произведённый товар).

В результате нашей акцизной политики замораживаются огромные финансовые средства компаний, снижаются инвестиции в развитие производства и улучшение качества продукции. При этом в страну беспрепятственно заходят импортные бренды, имеющие колоссальный опыт в маркетинге и неограниченные бюджеты.

В регулировании казахстанского алкогольного рынка присутствует ряд ограничений. В их числе временные и возрастные – стандартные ограничения для большинства стран. У нас продажа крепкой алкогольной продукции запрещена с 21 часа до 12 часов следующего дня, алкоголь не отпускается лицам моложе 21 года. Но при этом алкоголь продается во всех торговых точках, а открытые для всех яркие алкогольные полки служат наглядной пропагандой потребления.

Этот вопрос однозначно решён во многих развитых странах мира: продажа крепкого алкоголя разрешена только через спецмагазины. Такая мера дополнительно усиливает рычаг государства против нелегальной торговли. Хороший опыт, заслуживающий применения.

И это лишь ключевые вопросы, требующие принципиального и оперативного решения. Вопросов же в отрасли значительно больше, и суммарно они свидетельствуют о ее предкризисном состоянии. Лицемерное игнорирование проблем чревато серьезными последствиями не только экономического, но и социального характера.

Сегодня рынком алкоголя занимается небольшое управление при одном из департаментов Министерства финансов РК, которое также регулирует другие подакцизные отрасли страны. Но ни одна из подакцизных сфер, пожалуй, кроме табачной, не имеет столь ярко выраженных социальных и медицинских аспектов, как алкогольная. И это требует обособленного внимания и подходов на государственном уровне. Необходимо сформировать системную и долгосрочную политику страны в отношении алкоголя, а также пересмотреть комплекс мер профилактики потребления алкоголя.

Приказ Министерства промышленности и торговли Республики Казахстан от 27 июля 1995 г. N 143-п. Утратил силу - приказом Министерства энергетики, индустрии и торговли РК от 24 апреля 2000 г. N 156 (см. ниже в тексте).


В целях совершенствования нормативной правовой базы, регулирующей торговую деятельность в Республике Казахстан, приказываю:
1. Признать утратившими силу:
1) приказ Министерства промышленности и торговли Республики Казахстан от 27 июля 1995 года № 143-П V950090_ "Об утверждении Правил розничной торговли алкогольными напитками и пивом на территории Республики Казахстан";
2) приказ Министерства промышленности и торговли Республики Казахстан
Во исполнение постановления Кабинета Министров Республики Казахстан N 678 от 15 мая 1995 г. P950678_ "Об усилении контроля за соблюдением порядка реализации алкогольных напитков в Республике Казахстан", приказываю:
1. Утвердить Правила розничной торговли алкогольными напитками и пивом на территории Республики Казахстан, согласованные с Министерством здравоохранения Республики Казахстан.
2. Органам управления торговлей на местах, Государственным акционерным компаниям "Дархан", "Разноимпорт":
- обеспечить доведение указанных Правил до всех организаций и предприятий торговли;
- принять меры к неукоснительному соблюдению этих Правил всеми хозяйствующими субъектами, независимо от форм собственности.
3. Госторгинспекции и ее территориальным органам на местах усилить контроль в торговой сети и предприятиях общественного питания, независимо от форм собственности, за организацией торговли алкогольной продукцией и пивом, за качеством реализуемой продукции и

Сноска. Раздел "Порядок выдачи лицензии. " утратил силу в соответствии с приказом Министерства промышленности и торговли Республики Казахстан от 28 февраля 1996 г. N 40-п.

ПРОДАЖА АЛКОГОЛЬНЫХ НАПИТКОВ И ПИВА

2. Предприятие обязано иметь Правила торговли и общественного питания, санитарные правила и другую необходимую нормативно-техническую документацию и соблюдать установленные в них требования.
3. Продаже подлежат алкогольные напитки и пиво, соответствующее по качеству обязательным требованиям стандартов и технических условий, при этом должен быть оригинал сертификата соответствия или копия настоящего сертификата, заверенная подписью и печатью органа, выдавшего сертификат.
Указанная информация должна быть предоставлена покупателю по его требованию.
4. Часы торговли алкогольными напитками в предприятиях устанавливаются их собственниками по согласованию с местными администрациями.
5. Разрешается продажа следующих видов сертифицированной в установленном порядке алкогольной продукции: водки, ликеро-водочных изделий, коньяков (бренди), кальвадосов, вин виноградных, плодово-ягодных, крепких виноградных и плодовых напитков, шампанских и игристых вин, пива.
Продажа иных видов алкогольсодержащей продукции (спирт питьевой, в том числе импортный, винный спирт, алкогольсодержащая продукция по фармокопейным статьям, спирт этиловый сырец, спирт этиловый ректификат из непищевого сырья (гидролизный синтетический), плодово-ягодные спиртованные виноматериалы в розничной сети не разрешается.
6. Не допускается продажа алкогольных напитков и пива:
- без четкой маркировки, позволяющей установить предприятие-изготовитель;
- с просроченным сроком годности;
- полученных от изготовителя или оптового продавца, не имеющего сертификата соответствия, с указанием даты и номера гигиенического заключения;
- без наличия на них марок акцизного сбора, вырабатываемых на предприятиях Республики Казахстан (водка, ликеры, крепленые напитки и бальзам, коньяк, шампанское, вина) с 10 июня 1995 г., завозимых из других государств на территорию Республики Казахстан (пиво солодовое, за исключением баночного; вина виноградные натуральные, включая крепленые; вермуты и прочие вина виноградные натуральные с добавлением растительных или ароматических экстрактов; сидр яблочный, сидр грушевый (перру), напиток медовый; крепкие спиртные напитки, ликеры и прочие алкогольные напитки; спиртованные соки - соки с концентрацией спирта по объему более 0,5 %) с 20 января 1996 г. ;
- в бутылках без этикеток, грязных (внутри или снаружи), с явными признаками боя (скол горла, трещины), с поврежденной укупоркой, имеющие общее помутнение, посторонние включения, осадок (кроме коллекционных вин);
- лицам, не достигшим 18 лет;
- лицам, находящимся в состоянии опьянения;
- с лотком и автомашин, в торговых предприятиях, расположенных вблизи (не менее 500 м) учебных заведений, детских учреждений, а также непосредственно на территории лечебно-профилактических учреждений, в столовых учебных заведений и производственных предприятий во время учебного и производственного процесса;
- на предприятиях общественного питания - немаркированных штампом предприятия.
7. Предприятие, осуществляющее продажу алкогольных напитков и пива, обязано обеспечить покупателей (лиц, приобретающих или имеющих намерение приобрести товар) в наглядной и доступной форме информацией о настоящих Правилах, часах торговли алкогольными напитками и пивом, их ассортименте, потребительских свойствах, предприятиях-изготовителях и сроках годности продукции.
8. Алкогольные напитки и пиво должны храниться в соответствии с установленными требованиями (соблюдение температурного режима и других параметров, товарного соседства и других условий хранения), не допускающими потери качества при хранении.
9. Образцы товаров должны быть снабжены ценниками с указанием наименования, емкости посуды и цены. При продаже в розлив спиртных напитков указывается цена за 50 мл. напитка и выше (за литр и 0,1 литра - в отношении вина и пива).
На предприятиях общественного питания в меню на алкогольные напитки и пиво должны быть указаны: наименование напитков, емкость бутылок, цена за всю емкость бутылки, а также за 100 или 50 мл. напитка.
10. Перед отпуском покупателю продавец обязан проверить качество товаров по внешним признакам.
11. В случае реализации фальсифицированных и некачественных алкогольных напитков и пива обмен их осуществляется и виновные в этом несут ответственность в соответствии с Законом Республики Казахстан Z913400_ "О защите прав потребителей".
12. Работники предприятий, осуществляющих торговлю алкогольными напитками и пивом, проходят медицинское освидетельствование и курс гигиенической подготовки со сдачей зачета и обязаны при себе иметь санитарную книжку в соответствии с установленным порядком.
13. Собственники или руководители, другие должностные лица предприятий независимо от их организационно-правовых форм за нарушение Правил продажи населению алкогольных напитков и пива, а также за нарушение порядка их хранения несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
14. Контроль за соблюдением настоящего порядка осуществляют органы госторгинспекции, санитарного надзора, госстандарта и др. уполномоченные на то органы в порядке, установленном законодательством.

Действующее законодательство Республики Казахстан устанавливает существенные ограничения относительно того, кто может купить спиртное. В частности эти ограничения касаются возраста покупателя. Нарушение этих правил грозит серьезной ответственностью для продавцов алкоголя.

Подпункт 5) пункта 1 статьи 9 Закона Республики Казахстан "О государственном регулировании производства и оборта этилового спирта и алкогольной продукции" запрещает реализацию алкогольной продукции лицам в возрасте до 21 года. Такой же запрет содержится в подпункте 1) пункта 14 статьи 159 Кодекса Республики Казахстан о здоровье народа и системе здравоохранения. Кроме того, пункт 2 статьи 37 Закона Республики Казахстан "О правах ребенка в Республике Казахстан" содержит специальный запрет на продажу алкогольных напитков ребенку (ребенком считается лицо, не достигшее совершеннолетия, то есть 18-летнего возраста).

Реализация алкогольной продукции лицам в возрасте до 21 года в соответствии с частью 1 статьи 163-4 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях влечет штраф на физических лиц в размере 5 МРП, на индивидуальных предпринимателей - 20 МРП, на юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства, - 40 МРП, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, - 60 МРП.

Если реализация совершена повторно в течение года после наложения административного взыскания, то согласно части 2 указанной статьи наказание будет более строгим - штраф на физических лиц в размере 10 МРП, на индивидуальных предпринимателей - 35 МРП, на юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства, - 70 МРП, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, - 90 МРП.

Протоколы по статье 163-4 КоАП составляют сотрудники внутренних дел, а дела об административных правонарушениях рассматривают специализированные административные суды по месту совершения правонарушения.

Статья 163-4 предусматривает возможность наложения взыскания как на непосредственно продавца алкоголя, так и на его работодателя - индивидуального предпринимателя или юридическое лицо.

Возраст покупателя алкогольной продукции должен устанавливать непосредственно продавец. При любых сомнениях относительно возраста покупателя продавец вправе потребовать у покупателя доказать свой возраст путем предъявления удостоверения личности. В случае отказа покупателя подтвердить свой возраст, продавец вправе не продавать ему алкоголь.

Может возникнуть ситуация, когда в группе молодых людей выбирается представитель, достигший установленного возраста для приобретения алкоголя, а распиваются напитки совместно с теми, кто необходимого возраста еще не достиг.
Возможно ли в этом случае предъявление претензий к продавцу алкоголя?

Ответ на этот вопрос будет зависеть от того, осведомлен ли продавец о намерениях покупателей и дальнейшей судьбе купленных напитков.

Формально, если продажа алкоголя произведена надлежащему лицу, то предъявить претензии в случае дальнейшего его распития молодыми людьми за реализацию его по статье 163-4 КоАП нельзя.

В то же время, если из обстановки явно следует, что алкоголь будет распивать группа молодых людей, не достигших 21-летнего возраста (например, сидящих за одним столиком в кафе), то претензии к продавцу или к заведению по указанной статье КоАП все-таки возможны.

Такие действия также могут быть квалифицированы по статье 112 КоАП "Доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения" или статье 112-1. "Допущение нахождения несовершеннолетних в развлекательных заведениях в ночное время"
За доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения по статье 112 КоАП может быть привлечен к ответствнености и тот, кто покупает алкоголь по просьбе молодых людей, не достигших совершеннолетнего возраста.

Если продажа алкоголя не производилась сотрудниками данного заведения, то привлекать к ответственности в случае дальнейшего его распития несовершеннолетними за реализацию его по статье 163-4 КоАП нельзя. Однако другие отрицательные последствия, аналогично описанным в предыдущем пункте для владельца заведения возможны.

Читайте также: