Требования к продавцу алкогольных напитков

Постановлением Правительства РФ от 13 октября 1999 г. N 1150 в настоящие Правила внесены изменения

Правила
продажи алкогольной продукции
(утв. постановлением Правительства РФ от 19 августа 1996 г. N 987)

16 ноября 1996 г., 14 июля 1997 г., 13 октября 1999 г., 2 ноября 2000 г.

Об особенностях продажи алкогольной продукции см. Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55

Постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. N 840 пункт 1 настоящих Правил изложен в новой редакции

1. Настоящие Правила регулируют отношения, возникающие между продавцом и покупателем при продаже алкогольной продукции.

В настоящих Правилах под продавцом понимается организация независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу алкогольной продукции по договору розничной купли-продажи, под покупателем - гражданин, имеющий намерение приобрести либо приобретающий или использующий алкогольную продукцию для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

2. К алкогольной продукции относится пищевая продукция, произведенная с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции. Алкогольная продукция подразделяется на следующие виды: этиловый питьевой спирт, спиртные напитки и вино.

3. Продажа алкогольной продукции осуществляется только при наличии лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Продавец обязан представить покупателю соответствующую информацию с указанием номера лицензии, срока ее действия и органа, выдавшего ее. Эта информация должна размещаться в удобных для ознакомления местах.

4. Настоящие Правила в наглядной и доступной форме доводятся до сведения покупателей.

5. Продажа этилового питьевого спирта разрешается только в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации.

6. Продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товаре и его изготовителе, обеспечивающую возможность правильного выбора алкогольной продукции.

Информация в обязательном порядке должна содержать на русском языке следующие сведения:

наименование и цена алкогольной продукции;

данные, подтверждающие проведение сертификации алкогольной продукции;

наименование производителя (юридический адрес) и страна происхождения алкогольной продукции;

государственные стандарты, требованиям которых алкогольная продукция должна соответствовать;

объем алкогольной продукции в потребительской таре; наименование основных ингредиентов, влияющих на вкус и аромат алкогольной продукции;

содержание в алкогольной продукции вредных для здоровья веществ (по сравнению с обязательными требованиями государственных стандартов);

противопоказания к применению алкогольной продукции; дата изготовления и срок годности.

Продавец также обязан иметь оформленные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, копию справки к товарно-транспортной накладной или копию справки к грузовой таможенной декларации в отношении импортной алкогольной продукции и представлять их по требованию покупателя.

7. Продавец обязан иметь действующие санитарные правила и другую необходимую нормативную документацию и соблюдать установленные в них требования.

8. Продавец, осуществляющий продажу алкогольной продукции, обязан обеспечить покупателей в наглядной и доступной форме информацией, часах торговли алкогольной продукцией, ее ассортименте, потребительских свойствах.

9. Не допускается продажа алкогольной продукции:

1) без подтверждения легальности ее производства и оборота (при отсутствии справки к товарно-транспортной накладной или справки к грузовой таможенной декларации в отношении импортной алкогольной продукции или их заверенных в установленном порядке копий, марки акцизного сбора или специальной марки либо при наличии поддельных марок в отношении алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 9 процентов;

2) без информации о проведении обязательной сертификации и не маркированной знаком соответствия;

3) некачественной и опасной для здоровья людей (не соответствующей требованиям государственных стандартов, санитарных правил и гигиенических нормативов; имеющей явные признаки недоброкачественности; не соответствующей конкретному виду и наименованию алкогольной продукции; с неустановленными сроками годности для продукции, на которую должен быть установлен срок годности, или с истекшим сроком годности; упаковка, тара и маркировка которой не соответствуют требованиям государственных стандартов);

4) с содержанием этилового спирта более 18 процентов объема готовой продукции в полистироловой таре, жестяных банках и упаковках типа "тетрапак";

5) иностранного производства, маркированной товарными знаками российских изготовителей, без наличия у импортера соответствующей лицензии на использование товарного знака российских изготовителей;

6) лицам, не достигшим возраста 18 лет;

7) в детских, учебных, культовых и лечебно-профилактических учреждениях и на прилегающих к ним территориях.

См. также Федеральный закон от 7 марта 2005 г. N 11-ФЗ "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе"

Постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. N 840 в пункт 10 настоящих Правил внесены изменения

10. Запрещается продажа спиртных напитков с содержанием этилового спирта более 13 процентов объема готовой продукции в местах массового скопления граждан и нахождения источников повышенной опасности (вокзалы, аэропорты, станции метро, объекты военного назначения) и на прилегающих к ним территориях, в ларьках, киосках, палатках, павильонах, контейнерах и помещениях, не приспособленных для продажи этой продукции, а также на оптовых продовольственных рынках и на прилегающих к ним территориях, с рук, лотков и автомашин.

Прилегающие территории определяются органами местного самоуправления в порядке, установленном органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. N 840 в пункт 11 настоящих Правил внесены изменения

11. Организации, осуществляющие в городах розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 13 процентов объема готовой продукции, должны иметь стационарные торговые и складские помещения общей площадью не менее 50 кв.метров, охранную сигнализацию, сейфы для хранения документов и денег, кассовые аппараты.

12. Алкогольная продукция должна храниться в соответствии с требованиями нормативных документов на соответствующий вид продукции.

Алкогольная продукция размещается по группам и маркам.

13. Перед продажей алкогольной продукции продавец обязан проверить ее качество по внешним признакам.

14. При продаже алкогольной продукции продавец к образцам имеющегося в продаже товара прикрепляет ценники с наименованием продукции, цены, включающей стоимость посуды и расфасовки. При продаже вин в розлив в ценнике указывается наименование и цена за 1 л и 0,1 литра.

На предприятиях общественного питания в прейскурантах на алкогольную продукцию должны быть указаны: наименование напитков, емкость бутылки, цена за всю емкость бутылки, а также за 100 или 50 граммов.

15. Рабочие места продавцов, буфетчиков, барменов и других лиц, которые осуществляют продажу алкогольной продукции в розлив, должны быть оснащены соответствующим торговым оборудованием, мерным инвентарем, посудой.

16. Продажа алкогольной продукции осуществляется с применением контрольно-кассовых машин в соответствии с действующим законодательством. Продавец обязан выдавать покупателю погашенный кассовый чек или иной документ, удостоверяющий факт покупки.

17. Продавец несет ответственность за ненадлежащее исполнение договора розничной купли-продажи алкогольной продукции в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" в редакции Федерального закона от 9 января 1996 г. N 2-ФЗ.

Постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. N 840 в пункт 18 настоящих Правил внесены изменения

18. Покупатель, которому продана алкогольная продукция ненадлежащего качества, если оно не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать замены такого товара товаром надлежащего качества либо соразмерного уменьшения покупной цены.

Вместо предъявления указанных требований покупатель вправе отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы. При этом покупатель по требованию продавца должен возвратить товар с недостатками.

При возврате покупателю уплаченной за товар денежной суммы продавец не вправе удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за полного или частичного использования товара, потери им товарного вида или других подобных обстоятельств.

Отсутствие у покупателя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющего факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований, поскольку отсутствие таких документов не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора и его условий.

Указанные требования могут быть предъявлены и подлежат удовлетворению в сроки и порядке, установленные Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" в редакции Федерального закона от 9 января 1996 г. N 2-ФЗ.

Постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. N 840 в пункт 19 настоящих Правил внесены изменения

19. Продавцы, руководители и другие должностные лица торговых организаций за нарушение настоящих Правил несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

20. Контроль за соблюдением настоящих Правил осуществляется федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции.

Елена Белоусова, независимый юридический консультант:

Винная карта:

Ограничения и запреты:

Продажа алкогольной продукции осуществляется при наличии лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством РФ. Предприятие питания, реализующее алкогольную продукцию, обязано предоставить соответствующую информацию потребителю с указанием номера лицензии, срока ее действия и органа, выдавшего ее. Эта информация должна размещаться в удобных для ознакомления местах. Отсутствие лицензии влечет нежелательные последствия для предпринимателя, а именно уголовную ответственность или серьезные штрафные санкции.

Документация:

На всю продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь следующие сопроводительные документы: товарно-транспортная накладная; копия справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции; копия справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации. К тому же, следует иметь заверенные копии договоров и лицензий от поставщиков алкогольной продукции, чтобы иметь возможность их предъявить по первому требованию клиента или контролирующего органа. Перед продажей алкогольной продукции продавец обязан проверить ее качество (по внешним признакам), целостность потребительской тары, наличие на товаре соответствующей марки и информации о товаре и ее изготовителе (поставщике). Алкогольная продукция размещается в торговом зале по видам (водка, вино, шампанское, коньяк и др.).

Требования к оформлению меню:

На титульном листе меню/прейскуранта следует указать наименование юридического лица и название ресторана. Меню должно быть прошито и заверено подписями генерального директора и бухгалтера, проставлена дата его составления и печать организации, поскольку это является официальным документом, а не рекламным материалом. Оно должно быть размещено как официальный документ в месте, доступном для посетителей и контролирующих органов, например на доске потребителя, на стойке бара, в зале обслуживания, т.е. как минимум в трех экземплярах.
Законодатель требует предоставить возможность ознакомления с ним как в зале, так и вне зала обслуживания. Цены указываются в рублях, а меню должно быть выполнено на русском и национальном языках компьютерным способом с обложкой из современных материалов - это требование ГОСТ. Если вносятся изменения в ассортимент, например, для проведения фестиваля, в связи с сезонными предложениями, то достаточно сделать лист-вкладыш в основное меню.

В меню/прейскурантах на алкогольную продукцию должны обязательно указываться: - наименование алкогольной продукции; - объем алкогольной продукции в потребительской таре; - цена за весь объем алкогольной продукции в потребительской таре (цена за бутылку); - цена за 0,1 л или 0,05 л; - цена за порцию алкоголя (стопку/ фужер), отпускаемой в ресторане; - для коктейлей указывается их состав (количество в мл, наименование напитков, лед).

Правила продаж:

Кроме того, рабочие места продавцов, барменов и других лиц, которые осуществляют продажу алкоголя в розлив, должны быть оснащены соответствующим торговым оборудованием, мерным инвентарем, посудой. Продавец обязан выдавать покупателю погашенный кассовый чек или иной документ, удостоверяющий факт покупки. Должны иметься в наличии технологические карты на коктейли, в том числе и в баре.

Нельзя выставлять на продажу бутылки с отклеенными марками. Согласно п. 2 ст. 15.12 КоАП РФ за продажу немаркированной продукции на виновных лиц, организацию не только налагается штраф, но при этом продукция по решению суда конфискуется. Администрация ресторана должна следить за сроками годности для хранения и реализации алкогольной продукции. Это правило понятно и совершенно обоснованно, за его нарушение наступает административная ответственность по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.

Правильное хранение:

Ответственность:

За нарушение установленных требований по продаже алкоголя предусмотрена как административная, так и, в особых случаях, уголовная ответственность. Например, за оборот алкогольной продукции, не соответствующей требованиям (Ст. 6.14 Кодекса об административных нарушениях Российской федерации (далее КоАП РФ), величина штрафных санкций (с конфискацией) составляет для должностных лиц от 4 000 до 5 000 руб.; для юридических - от 100 000 до 200 000 руб.

Пункт 3 ст. 14.16. Нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3 000 до 4 000 рублей, на юридических лиц - от 30 000 до 40 000 рублей – с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой. Согласно п.11 Правил оказания услуг общественного питания, если деятельность исполнителя подлежит лицензированию в соответствии с законодательством РФ, он обязан предоставить информацию о номере, сроке действия лицензии, а также об органе, ее выдавшем.

Отсутствие информации о номере и сроке действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции влечет административную ответственности в соответствии с ч.3 ст.14.16 КоАП РФ. Лицензирующие органы имеют право осуществлять контроль за соблюдением организацией лицензионных требований и условий осуществления розничной торговли алкоголем. За торговлю алкоголем без лицензии или если срок ее действия истек, или приостановлен по решению суда, т.е. при установлении фактов нарушения законодательства, лицензионный орган может приостановить через суд действие лицензии на срок, необходимый для устранения нарушений. Может аннулировать лицензию, но только по решению суда на основании заявления лицензирующего органа и в случаях, прямо предусмотренных федеральным законодательством.

Примеры из судебной практики:

В ходе проведения проверки налоговым органом установлены нарушения требований Федерального закона от 22.11.95г. № 171-ФЗ и Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.98г. № 55, выразившиеся в отсутствии в доступной и наглядной форме для сведения покупателей в месте реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции упомянутых выше Правил продажи отдельных видов товаров; отсутствии в прейскуранте цен на винно-водочную продукцию цены имевшейся в продаже горькой перцовой настойки, а также выявлено отсутствии сейфа для хранения документов и денег. Районным начальником Инспекции ФНС России вынесено постановление, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 30 000 руб.

Нормативные документы:

  • Незаконная деятельность
    • Контрафакт
    • Контрабанда
  • Открытие бизнеса
    • Предпринимательское право
    • Какие документы должны быть на торговой точке и в уголке потребителя
    • Продажа сигарет
      • Срок годности и срок хранения сигарет, в том числе электронных
      • Документы от поставщика при поставке сигарет и табачной продукции
      • Постановление Правительства №225 28.02.2019 Правила маркировки табачной продукции средствами идентификации
      • Статья 19. ФЗ №15 Ограничения торговли табачной продукцией и табачными изделиями
    • Продажа пива
      • Магазин продажи пива
      • Как доставлять пиво на дом
      • Срок годности пива на розлив, в бутылках и банках
    • Продажа водки (алкоголя)
    • Уведомление об открытии бизнеса
    • Как открыть суши-буфет
  • Где запрещено торговать алкоголем, пивом
    • Письмо Минфина от 23.08.2016 №03-07-06/49171
  • Штрафы за нарушение продажи алкоголя, водки и пива
    • Штраф за продажу пива несовершеннолетним детям
    • Инструктаж продавца для торговли пивом, сигаретами
    • Время продажи пива в Москве и области
  • ЕГАИС для продажи алкоголя
    • Как проверить подлинность на алкоголь по егаис
    • Чек на алкоголь. Требования
  • Ответственность за распитие спиртных напитков
  • Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства

Инструкция с уведомлением под роспись продавцу об ответственности за продажу алкогольной (продажа водки, пива, вина и т.д.) и табачной продукции (продажа сигарет в т.ч. электронных) несовершеннолетним и лицам без документов удостоверяющих личность.

Инструктаж продавца для торговли пивом, сигаретами

Административный штраф за розничную продажу алкогольной продукции несовершеннолетнему увеличен и составляет:

  • на граждан от 30 тысяч до 50 тысяч руб (ранее – от 3 тысяч до 5 тысяч руб);
  • на должностных лиц от 100 тысяч до 200 тысяч руб (ранее – от 10 тысяч до 20 тысяч руб);
  • на юридических лиц от 300 тысяч до 500 тысяч руб (ранее — от 80 тысяч до 100 тысяч руб). (см. ст.14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

За неоднократную розничную продажу алкогольной продукции несовершеннолетним наступает уголовная ответственность в виде штрафа в размере до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев либо исправительных работ на срок до 1 года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового. (см. ст.151.1 Уголовного кодекса РФ)

В случае возникновения у лица, непосредственно осуществляющего отпуск алкогольной продукции (продавца), сомнения в достижении этим покупателем совершеннолетия продавец вправе потребовать у этого покупателя документ, удостоверяющий личность и позволяющий установить возраст этого покупателя.

К числу таких документов относятся:

Штраф за продажу сигарет детям (несовершеннолетним)

  1. на граждан в размере – от 3 (трех) тысяч до 5 (пяти) тысяч рублей;
  2. на должностных лиц – от 30 (тридцати) тысяч до 50 (пятидесяти) тысяч рублей;
  3. на юридических лиц – от 100 (ста) тысяч до 150 (ста пятидесяти) тысяч рублей.

С правовой информацией ознакомлен, памятку на руки получил:

1.1. Продавец продовольственных товаров (в том числе алкогольной продукции) — (далее – товар) относится к категории технических исполнителей, принимается на работу и увольняется с нее приказом Исполнительного директора предприятия.

1.2. На должность продавца товаров назначается лицо, имеющее начальное профессиональное образование и специальную подготовку по установленной программе без предъявления требований к стажу работы.

1.3. Продавец товаров непосредственно подчиняется директору департамента продаж.

1.4. В своей деятельности продавец товаров руководствуется:

― нормативными документами и методическими материалами по вопросам выполняемой работы;

― правилами внутреннего трудового распорядка;

― настоящей должностной инструкцией;

1.5. С настоящей должностной инструкцией работодатель обязан ознакомить работника, который осуществляет свою трудовую деятельность в сфере розничной продажи алкогольной продукции, о чем делается соответствующая отметка в трудовом договоре.

2.1. На продавца товара возлагаются следующие функции:

2.1.1. Обслуживание покупателей.

2.1.2. Осуществление подготовки товара к продаже.

2.1.3. Консультация покупателей о свойствах и производителях продукции, в том числе предоставление документов, подтверждающих качество товара, по запросу последнего.

2.1.4. Изучение спроса покупателей.

2.1.5. Безукорительно выполнять должностные обязанности.

  1. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

3.1. Для выполнения возложенных на него функций продавец товара обязан:

3.1.2. Осуществлять обслуживание покупателей: принять деньги от покупателя, пересчитать их, выбить чек, отсчитать сдачу, выдать сдачу вместе с кассовым чеком , упаковать и выдать продукцию, по требованию покупателя выдавать копии чеков со штампом. Также по требованию покупателя предоставлять документы, подтверждающие его качество для данного вида товара (в том числе сопроводительные документы).

3.1.3. Контролировать своевременное пополнение рабочего запаса товаров, их сохранность; исправность и правильную эксплуатацию торгово-технологического оборудования; чистоту и порядок на рабочем месте.

3.1.4. Осуществлять подготовку товаров к продаже: проверку наименования, количества, сортности, цены, состояния упаковки и правильности маркировки, наличие сопроводительных документов и документов, подтверждающих качество товара.

3.1.5. Участвовать в получении товаров, обращая внимание на товарный вид продукции: целостность упаковки (потребительской тары), наличие этикеток с наименованием продукции; наличие на этикетке либо на потребительской таре даты розлива, проверка соответствия дате розлива, указанной в качественном удостоверении; наличие и целостность федеральной (на продукцию произведенную на территории РФ) и акцизной (на продукцию иностранного происхождения) марок, наличие сопроводительных документов и документов, подтверждающих качество товара.

Приемка товара осуществляется побутылочно, в соответствии с товарно-транспортной накладной (товарной накладной).

3.1.6. После принятия товара, при соответствии количества и качества товара накладной, продавец ставит в накладной дату приемки, свою подпись, расшифровку подписи, указывает свою должность и ставит штамп. После подписания товарно-транспортной накладной продавцом, претензии по количеству, качеству и пересортице товара не принимаются.

3.1.7. В случае несоответствий (недовоз, бой) продавец делает отметки в накладной за подписью продавца и водителя.

Категорически запрещается принимать товар в случае пересортицы. Возврат товара, несоответствующего накладной осуществляется сразу во время приемки.

3.1.9. При приемке товара продавец принимает ярлыки цен на продукцию. Продавец обязан прикреплять их на соответствующую продукцию на витрине.

3.1.10. Уведомлять администрацию о поступлении товаров, не соответствующих маркировке (накладной ведомости), при каких-либо происшествиях, при пожаре, при недоставке товара.

3.1.11. Вести учет температурного контроля и фиксировать его ежедневно в тетрадь.

3.1.12. Консультировать покупателей о свойствах и вкусовых особенностях отдельных видов алкогольной продукции.

3.1.13. Предлагать покупателям новый ассортимент продукции.

3.1.14. Изучать спрос покупателей.

3.1.15. Оформлять прилавочные, внутри магазинные витрины и осуществлять контроль за их состоянием.

3.1.16. Контролировать наличие на объекте пакета документов, необходимых для законной розничной торговли алкогольной продукции: лицензия, договор аренды/субаренды, журнал регистрации контрольных проверок объектов потребительского рынка, санитарно-эпидемиологическое заключение, санитарные правила СП 1.1.1058-01, СП 2.3.6.1066-01, копия программы производственного контроля, копия заключения Госпожнадзора, инструкция о мерах пожарной безопасности, сопроводительные документы к ККМ.

Контролировать наличие в уголке покупателя документов, необходимых для законной розничной торговли алкогольной продукции: копии лицензии, правил продажи (постановление правительства № 55), телефонов контролирующих местных организаций, книги жалоб и предложений, копий ИНН, ОГРН. В случае отсутствия какого-либо из вышеперечисленных документов, незамедлительно сообщить начальнику своей службы.

3.1.17. Составлять заявки на ремонт торгово-технологического оборудования.

3.1.18. Участвовать в составлении товарных отчетов, актов на брак, недостачу, пересортицу товаров и приемо-сдаточных актов при передаче материальных ценностей.

3.1.19. Принимать участие в проведении инвентаризации.

3.1.20. Разрешать спорные вопросы с покупателями в отсутствие представителей администрации.

3.1.22. В конце смены: снять Z-отчет, распечатать контрольную ленту, заполнить журнал кассира-операциониста.

3.1.23. Подсчитывать денежную выручку за смену, которая должна соответствовать чеку Z-отчета, и вместе с этим чеком убирать в сейф (выручку и чек за каждый день отдельно).

3.1.24. Сортировать деньги и раз в неделю сдавать выручку кассиру, предварительно проверив его документы (документ, удостоверяющий его личность и доверенность).

3.1.25. В случае проверки контролирующими организациями, продавец обязан предоставить для заполнения журнал регистрации контрольных проверок объектов потребительского рынка.

4.1. Продавец товара имеет право:

4.1.1. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.

4.1.2. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей инструкцией.

4.1.3. Получать от руководителей структурных подразделений, специалистов информацию и документы по вопросам, входящим в его компетенцию.

4.1.4. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

  1. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

5.1. Продавец товара несет ответственность:

5.1.1. За неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией – в пределах, определенных Трудовым законодательством РФ.

5.1.2. За совершение в процессе осуществления своей деятельности правонарушения – в пределах, определенных Административным, Уголовным и Гражданским законодательством РФ.

5.1.3. За причинение материального ущерба – в пределах, определенных Трудовым, Уголовным и Гражданским законодательством РФ.

5.1.4. За сохранность ключа от сейфа.

5.1.5. За штрафные санкции контролирующих организаций по вине продавца.


Продажа алкогольной продукции разрешается только некоторым предприятиям, соблюдающим определенные условия и требования. Для выполнения данного процесса необходимо получать лицензию, а также сама организация процесса продажи должна выполняться по некоторым правилам. Если предприниматели будут нарушать условия законодательства, то к ним будут применяться жесткие меры наказания.

Законодательное регулирование

Процесс продажи алкоголя регулируется законом ФЗ №171, причем в него регулярно вносятся многочисленные поправки. В начале 2018 года продавцы были оповещены об ужесточении процесса реализации алкоголя. Касаются изменения не только торговых заведений, но и производителей.

С 1 января 2018 года начался специальный льготный период, в течение которого все производители и продавцы алкоголя должны внести многочисленные корректировки в свой бизнес, чтобы он соответствовал требованиям закона. Такая отсрочка длится в течение полугода, после чего будут подвергаться организации жестким проверкам, основной целью которых будет выступать выявление нарушений. Закон о продаже алкогольной продукции предусматривает, что с 1 июля 2018 года будут применяться разные санкции к нарушителям.

Многочисленные изменения скажутся не только на предпринимателях, но и на непосредственных потребителях. Основной целью введения изменений выступает борьба с нелегальным созданием спиртных напитков. Дополнительно будет создана прозрачная и понятная система, позволяющая контролировать производство алкоголя и его продажу. При этом ожидается повышение стоимости продукции, что положительно скажется на борьбе с алкоголизмом.


Какие введены дополнения?

Перемены касаются всех граждан и компаний, специализирующихся на производстве или реализации спиртосодержащих напитков. Продажа алкогольной продукции будет с июля разрешена исключительно при наличии нового формата бизнеса.

Увеличится количество проблем и забот и у контролирующих органов, так как им придется регулярно проводить проверки, призванные определить, соблюдаются ли многочисленные требования законодательства.

К основным дополнениям, которые введены в 2018 году, относится:

  • не допускается продажа алкогольной продукции через интернет;
  • оборудование, применяемое при создании таких напитков, должно быть правильно зарегистрировано;
  • физлица не могут перевозить в машине больше 5 л спиртосодержащей продукции, не обладающей маркировкой;
  • за счет повсеместного введения системы ЕГАИС обеспечится надежная и эффективная защита от продажи алкоголя в неположенное время, а также на чеке будет иметься информация о марке купленного напитка;
  • наказание, применяемое к гражданам или компаниям, нарушающим законодательство в области производства и продажи алкоголя, значительно ужесточается, причем предусматривается не только начисление существенных штрафов, но и даже возможно применение уголовной ответственности для нарушителей.

За счет изменения сведений в законе, были введены поправки в КоАП. Местные власти обладают возможностью дополнять законодательство, но только в сторону ужесточения, а не смягчения.


Нюансы продажи в интернете

С начала 2018 года полностью запрещается реализация алкоголя с помощью разных сайтов. Такое ограничение продажи алкогольной продукции обусловлено тем, что часто покупают граждане такие напитки в неположенное время. Если нарушаются требования закона, то по КоАП предусматриваются серьезные меры наказания:

  • физлица уплачивают штраф в размере от 3 до 5 тыс. руб.;
  • для должностных лиц назначается штраф, варьирующийся от 25 до 40 тыс. руб.;
  • компании обязаны будут уплачивать от 100 до 300 тыс. руб.

Такие жесткие меры будут способствовать тому, что действительно компании и граждане будут ответственно подходить к требованиям ФЗ № 149. На основании этого закона проводится блокировка тех сайтов, на страницах которых располагается реклама продукции, содержащей спирт. За счет такой меры планируется, что будет уменьшено количество алкоголя, выпиваемое российскими гражданами.

Дополнительно Минфин самостоятельно разрабатывает специальный проект, на основании которого будет запрещена официально продажа алкоголя через интернет.

Как правильно регистрировать оборудование?

Изменения коснулись и оборудования, предназначенного для создания разных спиртных напитков. Продажа алкогольной продукции разрешается, если данные напитки будут созданы на качественном и правильно зарегистрированном оборудовании. Если выявляется применение незаконных приборов и агрегатов, то назначаются значительные штрафы, причем не только к компаниям, но и физлицам. Наказание представлено крупными штрафами:

  • для физлиц – от 3 до 5 тыс. руб.;
  • для должностных лиц – от 20 до 50 тыс. руб.;
  • для компаний – от 100 до 150 тыс. руб.

Дополнительно вводятся значимые штрафы за применение в процессе производства фармацевтического этилового спирта.


Какие ограничения касаются правил перевозки?

В ст. 14.17 КоАП указывается, что с начала 2018 года вводятся определенные ограничения в процесс перевозки спиртных напитков. Физлица не могут перевозить в автомобиле немаркированный алкоголь в большом количестве, причем не имеет значения, где именно он был произведен. За такое нарушение назначается штраф в размере от 3 до 5 тыс. руб. Дополнительно будет изъята вся продукция.

Допускается перевозить на одного человека не больше 5 л.

Нюансы введения системы ЕГАИС

Она уже действует во многих торговых организациях. Правила продажи алкогольной продукции заключаются в том, что такая система контролирует возможность реализации алкоголя в неразрешенные периоды времени. Дополнительно гарантируется отсутствие возможности, что нелегальный алкоголь попадет в розничную продажу.

Система ЕГАИС дает возможность создать единую базу, в которую включаются все виды алкоголя. На каждой кассе будет иметься особый сканер для контроля продажи алкогольной продукции. Он через интернет будет связан с этой базой. При использовании данного оборудования происходит считывание информации с акцизной марки, причем эти сведения дополнительно будут дублироваться на чеке.

Неоспоримым плюсом такой организации продажи алкогольной продукции является то, что каждый покупатель может получить множество важных данных о покупаемом напитке.

Дополнительно разрабатывается возможность внедрения особого ГОСТа для бренди, так как оборот нелегального коньяка считается слишком высоким. На основании поправок бренды выделяются в отдельную категорию алкоголя. Это позволит повысить его качество, а также упростит процесс работы контролирующих органов.


Ужесточение наказания

Дополнительно изменения коснулись мер наказания за нарушение законодательства. За продажу алкогольной продукции с нарушениями вводится даже уголовная ответственность. Кроме штрафов, теперь применяются аресты, привлечение к общественным работам или вовсе лишение свободы на достаточно длительный срок. Вводятся в Уголовный кодекс две статьи:

  • Незаконное производство алкоголя. Если будет создаваться некачественный товар незаконными методами, то это приведет к серьезным мерам наказания. Они представлены штрафом в размере от 2 до 3 млн руб., а также назначаются принудительные работы на срок от 1 до 3 лет. Дополнительно может применяться лишение свободы на срок до трех лет. Если вовсе выявляется коллективное нарушение законодательства, то штраф увеличивается до 4 млн. руб., а также назначаются принудительные работы на срок до 5 лет или лишение свободы на срок до 5 лет.
  • Незаконная продажа спиртных напитков. У каждой компании, которая занимается реализацией таких напитков, должна иметься лицензия на продажу алкогольной продукции. За отсутствие разрешения назначается штраф в размере от 50 до 80 тыс. руб. Если выявляется наличие поддельных акцизных марок, то штраф увеличивается до 500 тыс. руб., а также может применяться тюремное заключение на 8 лет или принудительные работы.

Дополнительно при определении конкретного наказания учитывается, какой именно ущерб был нанесен. Если вовсе выполняется продажа несовершеннолетним алкогольной продукции, то наказывается как продавец, так и вся торговая организация.

Применение коллективной ответственности

Проблема спаивания молодежи считается наиболее острой для государства. Предполагается, что на детей в первую очередь влияют более взрослые молодые люди, поэтому в скором времени будут приняты поправки, на основании которых привлекаться к ответственности будут не только продавцы и торговые организации, но и родители.

В список будут включаться граждане, которые по просьбе молодых людей приобретают им спиртные напитки.


В какие дни не будет продаваться алкоголь?

Введены специальные дни трезвости. Такое требование продажи алкогольной продукции было поддержано многими регионами, которые, в свою очередь, самостоятельно ужесточили такие поправки, поэтому было увеличено количество дней, когда не получится у граждан купить алкоголь.

Не продается алкогольная продукция в дни:

  • последний день работы школы перед летними каникулами;
  • при проведении выпускных балов;
  • 1 июня, так как данный день выступает днем защиты детства;
  • 27 июля – день молодежи;
  • 1 сентября – первый день учебы в школе;
  • 11 сентября – день трезвости.

Дополнительно региональные власти значительно увеличивают количество дней, когда запрещено разным торговым организациям продавать алкоголь. Обычно сюда входят какие-либо городские праздники.

В какое время разрешена продажа алкоголя?

ФЗ № 171 дополнительно содержит сведения о том, в какое время допускается продавать спиртные напитки. Эти требования остались неизменными в 2018 году, поэтому не разрешается продажа алкоголя после 23:00. Во многих регионах значительно ужесточена данная мера, поэтому в некоторых городах не получится приобрести продукцию после 22:00 или 21:00.

Допускается начинать продажу только с 8:00, но в некоторых городах увеличивается данное время до 9:00 или 10:00. Регионы могут исключительно увеличивать данный период времени.


Ограничения по возрасту

Достаточно давно появилась информация о необходимости внесения изменений в законодательство относительно допустимого возраста для приобретения алкоголя. Поэтому планируется изменение с 18 лет до 21 года.

Инициатором такого проекта выступает Минздрав. Но при этом законопроект еще находится на рассмотрении, поэтому в начале 2018 года еще не были введены значительные изменения.

Наказание за продажу без лицензии

Каждая компания, продающая спиртные напитки, должна оформлять предварительно лицензию на этот процесс. Исключением являются ситуации:

  • продажа медицинских лекарств, содержащих спирт;
  • реализация продукции посредником от лица фирмы, обладающей разрешением на продажу.

В остальных ситуациях требуется лицензия на продажу алкогольной продукции. Если она отсутствует, то применяются меры наказания:

  • должностные лица уплачивают штраф в размере от 500 тыс. руб. до 1 млн руб., а также они будут дисквалифицированы на срок от 2 до 3 лет;
  • компании уплачивают штраф в размере от 3 млн руб. до 1/5 прибыли за год работы, конфискуется вся продукция, а также деятельность предприятия может быть приостановлена на срок от 60 до 90 суток.


Таким образом, продажа разных спиртных напитков должна проводиться компаниями только с учетом многих требований законодательства. При их нарушении применяются к ним значительные меры наказания. Они могут быть представлены не только крупными штрафами, но и арестом или приостановкой деятельности. В 2018 году были внесены значительные изменения в законодательство, поэтому ужесточились меры наказания. Также компании, занимающиеся производством или продажей спиртных напитков, должны полностью изменить формат своего бизнеса, чтобы законным образом продолжать работу.

Читайте также: