Конспект урока приготовление блюд из овощей


Познакомить детей с ролью овощей в питании человека, санитарно-гигиеническими требованиями обработки продуктов для салатов, рецептами приготовления полезных витаминных салатов, формами нарезки овощей и научимся готовить и укрощать салаты из свежих овощей.

ВложениеРазмер
1.docx 24.96 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока:

Блюда из овощей. Салаты.

  1. Сформировать учащихся знания, умения выполнять первичную обработку овощей, готовить блюда из свежих овощей.
  2. Развивать творческое мышление, внимательность и аккуратность в работе
  3. Воспитывать культуру труда.

Инвентарь и посуда:

ножи, дуршлаг, разделочные доски, терка, вилка, ложка, салатница.

Свежие огурцы, помидоры, листовой или кочанный салат, болгарский перец, репчатый и зелёный лук, укроп, петрушка, масло растительное.

  1. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку

  1. Постановка темы и учебной цели.

Сегодня на уроке мы познакомимся с ролью овощей в питании человека, санитарно-гигиеническими требованиями обработки продуктов для салатов, рецептами приготовления полезных витаминных салатов, формами нарезки овощей и научимся готовить и укрощать салаты из свежих овощей.

  1. Опрос пройденного материала.
  • Какой инвентарь и какая посуда используется для приготовления горячих напитков?
  • Какие предъявляют требования к горячим напиткам?
  • Перечислите последовательность действий при заваривании чая?
  • Какую первую помощь мы оказываем при ожогах?
  1. Новый материал.

Рациональное питание человека невозможно без овощей и плодов.

Овощи – основной источник витаминов, минеральных веществ, органических кислот, углеводов.

В своем составе они содержат вкусовые, красящие, ароматические вещества, азотистые и дубильные (вяжущие) вещества, пектин (вещество срединных пластинок и клеточных оболочек). Многие вещества содержат фитонциды – бактерицидные вещества.

Овощи способствуют возбуждению аппетита, лучшему усвоению пищи и позволят значительно разнообразить питание. Овощи обладают и лечебными свойствами, которые используются, как и народной, так и научной медициной. Овощи применяются в качестве диетических продуктов при некоторых заболеваниях.

Презентация «Роль овощей в питании»

Какие можно приготовить блюда и овощей? (Ответы учащихся).

Из овощей готовят самые разнообразные холодные и горячие блюда

  1. Закуски (салаты, винегреты)
  2. Первые блюда (овощной суп, щи, борщ, свекольник и др.)
  3. Вторые люда (картофель жаренный или отварной, рагу, котлеты)

Овощи тоже используют для приготовления гарниров рыбным, мясным блюдам и соков.

Овощи широко используются для приготовления холодных закусок – салатов.

Что же такое салат?

Салат – холодное блюдо из мелко нарезанных овощей, яиц, мяса или рыбы, фруктов (запись определения в тетрадь).

Как вы думаете, какие продукты могут входить в салат (ответы учащихся).

  • Сыры (редис, зеленый салат, огурцы, помидоры, лук, капуста, сладкий перец);
  • Вареными (свекла, картофель, морковь);
  • Маринованными;
  • Солеными (квашеная капуста);
  • Продукты прошедшие сложную и длительную обработку (колбасы, копченная рыба, консервы);
  • Фрукты.

Чтобы приготовить салат нужно знать два вида обработки пищевых продуктов, а какие? (ответы учащихся).

Механическая кулинарная обработка овощей

Первичная обработка овощей

  • Сортировка (по размерам)
  • Мытье
  • Чистка (от кожуры)

Важно очищенный картофель, оставленный без воды быстро темнеет, поэтому при очистки картофель кладут в посуду с водой.

  • Промывание
  • Нарезка

Тепловая кулинарная обработка овощей.

  • Варка
  • Жаренье
  • Тушение
  • Пассирование
  • Запекание
  • Припускание

Чтобы приготовить салат овощи нарезают различными способами в зависимости от того, какое блюдо готовиться.

Овощи измельчают вручную или используют приспособления (овощерезка, шинковка, терка, специальные ножи).

Для украшения блюд из овощей нарезают звездочки, гребешка, шестерёнки «розочки» и т.д. Для оформления салата используют листья салата, зелень петрушки, укропа, сельдерея, продукты входящие в состав салата и имеющие яркую окраску (помидор, огурец, перец).

Чем можно заправить салаты? (ответы учащихся.)

  • Майонез
  • Сметана
  • Растительное масло
  • Уксус
  • Острые соусы

Для разнообразия вкуса салата добавляют сахар, горчицу, готовые острые соусы.

Санитарно-гигиенические требования к обработке продуктов для салатов

  1. Осмотреть продукты. Удалить некачественные части.
  2. Вымыть овощи. Овощи нужно чистить непосредственно перед варкой, иначе они теряют много витаминов.
  3. Тщательно помыть всю зелень и свежие овощи, сначала сырой водой, а затем кипяченной.
  4. Отварные продукты держать отдельно от сырых. После первой обработки продукты должны быть охлаждены.
  5. Овощи варить в эмалированной посуде. Это способствует сохранению в них питательных веществ и витаминов, особенно витамина С.
  6. Нарезать продукты для салата и заправить его соусом рекомендуется непосредственно перед подачей к столу.
  7. Готовые, но не заправленные салаты можно хранить не более 12 часов, а заправленные не более 6 часов.
  8. Нельзя держать салаты в металлической посуде.
  9. При обработке овощей следует пользовать ножом из нержавеющей стали, так как витамин С от соприкосновения с железом разрушается.
  10. Нарезку сырых и вареных овощей надо производить на разных разделочных досках.
  11. При оформлении салатов использовать только съедобные украшения.

Правила приготовления салатов

  1. В салатах использовать и сочетать любые совместимы по вкусу продукты.
  2. Овощи должны быть одинаково нарезанными.
  3. Для каждого салата необходима своя заправка.
  4. Правильно использование соли (солить перед подачей на стол).
  5. При составлении меню следить, чтобы продукты не повторялись.
  6. Овощи для салатов можно приготовить заранее (за 1-2 часа до подачи на стол).

Последовательность приготовления салата

  1. Изучить набор продуктов, входящих в его рецептуру.
  2. Если в состав входят вареные продукты, то их надо приготовить заранее, чтобы они успели остыть.
  3. Затем обрабатывают сырые продукты – моют, чистят, нарезают. Части продуктов подготавливают для оформления салата.
  4. Нарезанные продукты кладут в большую миску, перемешивают и заправляют.
  5. Заправленный салат укладывают горкой в салатник и оформляют приготовленными продуктами.

Сервировка стола при подаче салата.

Какие правила безопасной работы нужно соблюдать

  • При пользовании электронагревательными приборами?
  • При работе с горячей посудой и жидкостью?
  • При работе с ножом и приспособлениями?
  1. Практическая работа.

Учащиеся переходят на кухню, подбирают инвентарь и посуду для приготовления салатов.

Проект «воскресный завтрак» - салат.

Учащиеся соблюдают правила безопасной работы (при использовании электронагревательными приборами, при работе с горячей посудой и жидкостью, при работе с ножом и приспособлениями).

Физминутка для рук.

  1. Анализ и оценка выполненных работ.

Способы оценивания блюд.

  1. Оценивание приготовленного блюда самими девочками
  2. Оценивание коллективом
  3. Оценивание учителем
  • Что вы будете учитывать при оценке салата?
  • Вкусным ли получился салат?
  • Эстетично ли он оформлен?
  • Удалось ли рационально использовать продукты, сохранить витамины?
  • Дорогим или дешевым получился салат?
  • Сами ли его придумали, или воспользовались готовым рецептом?
  • Все ли удалось? Чтобы вы сделали по другому, если бы начали работать заново?
  • Какую оценку за приготовление салата вы поставите?

Учитель обобщает типичные ошибки учащихся.

  1. Подведение итога урока.

Чему научились вы сегодня на уроке.

  1. Домашнее задание. Подобрать рецепты салатов из свежих овощей (2), записать в тетрадь.

Предмет: Технология. Раздел «Кулинария»

Автор УМК (Программа учебного курса): Н.В. Синица, В.Д. Симоненко

Тема: «Технология приготовления блюд из овощей и фруктов»

Цель: организовать деятельность обучающихся по приготовлению блюд из сырых овощей.

Образовательные задачи:

Ознакомить с разнообразием видов овощей и фруктов, их пищевой ценностью.

Дать информацию о влиянии экологии на качество овощей и фруктов.

Обучить механической кулинарной обработке овощей и правилам сохранения витаминов.

Дать представление о формах нарезки (измельчения) овощей, ознакомить с технологией приготовления салатов из сырых овощей и фруктов.

Способствовать формированию умений первичной обработки овощей, оформление блюд, приготовление салатов.

Формировать знания об условиях, обеспечивающие максимальное сохранение витаминов и минеральных солей при обработке овощей.

Воспитательные задачи:

Содействовать развитию познавательного интереса учащихся к предмету.

Развивать навыки культурного поведения за столом.

Воспитывать инициативу, самостоятельность и творческого начала у учащихся.

Развивающие задачи:

Развивать умение работать с технологическими картами.

Развивать умение сравнивать и анализировать.

Здоровьесберегающие задачи:

Приучать обучающихся к строгому соблюдению правил безопасности и санитарно-гигиенических требований.

Формировать знания об условиях, обеспечивающие максимальное сохранение витаминов овощей.

Планируемые результаты (УУД):

Предметные: формирование и усвоение знаний об овощах и фруктах, их видах, о способах хранения овощей и фруктов, их обработке (механической и тепловой), научить распространенным формам нарезки овощей.

Метапредметные:

а ) регулятивные : учатся определять цель и задачи новых знаний в сотрудничестве с учителем, подводить итоги учебной и практической деятельности; соблюдать правила безопасности и санитарно-гигиенические требования при приготовлении блюд;

б ) познавательные: учится обобщать и систематизировать знания, самостоятельный поиск и анализ информации;

в ) коммуникативные: умение оперировать знаниями, отрабатывать умения работать в группе;

Личностные: воспитание культуры труда, бережливости, аккуратности и усидчивости.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Методы обучения: Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, исследовательский, метод образного видения.

Тип занятия: комбинированный урок

Форма занятия: урок-путешествие

Продолжительность занятий : 45+45 минут

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, свежие овощи, инструменты и приспособления для нарезки овощей, разделочные доски для сырых овощей и фруктов, дуршлаг для промывания сырых овощей и фруктов, предметы для сервировки стола, технологическая карта.

Программное обеспечение урока : программа работы с мультимедиа MS Power Point.

Организационный момент ( мотивация на позитив)

Повторение изученного материала

Стадия вызова (мобилизирующий этап)

Стадия открытия новых знаний

Практическая часть урока

Закрепление изученного материала

Организационный момент ( мотивация на позитив)

- Добрый день, девочки! Я рада видеть вас вновь на нашем уроке.

- Нарисуйте на полях тетради символ вашего настроения на данный момент, с каким настроением вы пришли на урок?

- Сегодня мы продолжим увлекательное путешествие в сказочную страну кулинария.

- Но чтобы нам опять попасть туда, необходимо дополнить следующие предложения:

II . Повторение изученного материала ( по теме «Технология приготовления бутербродов и горячих напитков»)

Игра «Вставь пропущенное слово» Слайд 3,4

Слово «бутерброд» означает …

Основа бутерброда – это …

Бутерброды бывают открытые и …

По количеству набора продуктов ……

По способу приготовления бутерброды бывают …

По виду используемой начинки бутерброды бывают…

Закусочные бутерброды - это …

Горячие напитки – это …

Сначала надо вскипятить воду и сполоснуть ….

Всыпать в заварочный чайник чайную заварку …. (сколько) и залить кипятком … (какой объем чайника)

Прикрыть заварочный чайник ….

Дать чаю настояться ….

Долить заварочный чайник ….

Разлить заваренный чай по чашкам и ….

III Стадия вызова (мобилизирующий этап) Слайд 5

Проблемная ситуация, вызывающая у учеников воспоминания о данной теме, обращаясь к их собственному опыту.

- Девочки! Разгадав кроссворд, попробуйте определить, о чем пойдет речь на уроке.


- Прочтите ключевые слова. (Капуста, слива).

- О чем мы будем говорить на уроке? ( Об овощах и фруктах)

- Сформулируйте тему урока.

- Какова цель урока?

- Какие задачи будем решать?

Итак, тема сегодняшнего урока « Технология приготовления блюд из овощей и фруктов» Слайд 1, 2

Чтобы активизировать детей на данной стадии можно «помочь» вопросами, создавая проблемную ситуацию:

-Что мы знаем об овощах и фруктах? Где они появились?

- Для чего нужны овощи и фрукты?

- На какие группы классифицируются овощи?

- В чем особенность первичной обработки овощей?

- Правила приготовления салатов?

IV . Стадия открытия новых знаний

А теперь - работа с текстом и дополнительным материалом. Работа проходит в группах:

первая группа работает с текстом «Способы хранения овощей и фруктов», «Роль овощей и фруктов в питании»;

вторая –« Влияние экологии на качество овощей и фруктов», « Содержание питательных веществ в овощах и фруктах»;

третья –«Родина овощей», «Группы овощей»;

четвертая – «Механическая обработка овощей», «Нарезка овощей»;

пятая – «Приготовление салатов из овощей и фруктов»

Читая про себя, делайте пометки карандашом (прием инсерта).

1 группа. Способы хранения овощей и фруктов. Роль овощей и фруктов в питании

Ценность овощей и фруктов состоит в содержании витаминов и минеральных веществ, поэтому необходимо знать и соблюдать правила сохранения витаминов в процессе хранения и кулинарной обработке овощей и фруктов.

Овощи и фрукты на 95 % состоят из жидкости – это полезные соки с витаминами и минеральными солями. Вода способствует процессу гниения, поэтому овощи и фрукты не могут долго храниться. Лучше всего хранятся корнеплоды и клубнеплоды, а также репчатый лук. Листовые овощи сохраняются плохо: в сухом помещении они высыхают, сморщиваются, а во влажном – загнивают. Поэтому любые овощи следует хранить в темном, прохладном и не слишком сухом месте для сохранения в них витаминов и минеральных веществ, при t ..+1..+ 3° С, а квашеную капусту хранят в рассоле. Картофель, морковь, свеклу, репу можно хранить в песке. При кулинарной обработке овощей необходимо помнить, что оставлять овощи в воде можно не более чем на 10-15 мин, иначе витамины перейдут в воду. При работе с овощами следует помнить, что посуда и инвентарь из меди и железа разрушает витамин С, поэтому лучше пользоваться стеклянной и деревянной посудой. Отваривают овощи, закладывая их в кипящую подсоленную воду, а доступ воздуха при варке следует максимально ограничить (овощи должны быть полностью покрыты жидкостью, кастрюля плотно закрыта). Следует строго соблюдать время варки продуктов. В настоящее время очень удобно использовать свежезамороженные овощи. По мере необходимости их вынимают и сразу же используют по назначению.

группа. Влияние экологии на качество овощей. Содержание питательных веществ в овощах.

Второй группе предлагается материал о содержании питательных веществ в овощах в виде таблицы. Необходимо изучить её и выписать информацию о содержании питательных веществ в 2-3 овощах, наиболее часто встречаемых в питании. Материал по влиянию экологии на качество овощей можно предложить из учебника на стр. 59.

Включант подробное изложение содержания и хода урока, отражающее совместную деятельность учителя и учащихся. План - конспект предназначен для выстроения логической последовательности урока.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по теме: «Технология приготовления блюд из овощей и фруктов»»

План-конспект урока по теме: «Технология приготовления блюд

из овощей и фруктов».

Тема урока: «Технология приготовления блюд из овощей и фруктов».

- образовательная – сформировать учащихся знания, умения выполнять первичную обработку овощей, фруктов готовить блюда из овощей и фруктов;

- развивающая – развивать творческое мышление, внимательность и аккуратность в работе;

- воспитательная - воспитать культуру труда.

Тип урока: комбинированный.

Объект труда: блюда из овощей и фруктов.

Методическое оснащение урока:

Материально-техническая база: кабинет технологии; электрические плиты; набор кулинарных инструментов и приспособлений; посуда, продукты; скатерти, салфетки; холодильник.

Дидактическое обеспечение: плакат «Форма нарезки овощей»; плакат «Сервировка стола к обеду»; учебно - техническая документация: технологическая карта, карточки для дежурных; материалы для контроля знаний и умений: карточка – отчет, карточка контроля.

Методы обучения: объяснение нового материала, закрепление, учебный материал учителя, практическая работа, контроль учителем.

Межпредметные связи: природоведение, химия, биология.

Литература для учителя:

1. Ермакова В.И. ''Основы кулинарии в 5 классах.'' Москва 2011г.

2.Любовь А.П. «Энциклопедия домоводства» Москва. 2013г.

Литература для учащихся:

учебник «Технология –5-й кл.» В.Д. Симоненко;

Проверка готовности учащихся к уроку

Постановка темы и учебной цели.

Сегодня на уроке мы познакомимся с ролью овощей и фруктов в питании человека, санитарно-гигиеническими требованиями обработки продуктов для салатов, рецептами приготовления полезных витаминных салатов, формами нарезки овощей и научимся готовить и укрощать салаты из свежих овощей.

Опрос пройденного материала.

Какой инвентарь и какая посуда используется для приготовления горячих напитков?

Какие предъявляют требования к горячим напиткам?

Перечислите последовательность действий при заваривании чая?

Какую первую помощь мы оказываем при ожогах?

Рациональное питание человека невозможно без овощей и фруктов.

Овощи и фрукты – основной источник витаминов, минеральных веществ, органических кислот, углеводов.

В своем составе они содержат вкусовые, красящие, ароматические вещества, азотистые и дубильные (вяжущие) вещества, пектин (вещество срединных пластинок и клеточных оболочек). Многие вещества содержат фитонциды – бактерицидные вещества.

Овощи и фрукты способствуют возбуждению аппетита, лучшему усвоению пищи и позволят значительно разнообразить питание. Овощи обладают и лечебными свойствами, которые используются, как и народной, так и научной медициной. Фрукты применяются в качестве диетических продуктов при некоторых заболеваниях.

Презентация «Роль овощей в питании».

Какие можно приготовить блюда из овощей и фруктов? (Ответы учащихся).

Из овощей и фруктов готовят самые разнообразные холодные и горячие блюда.

Закуски (салаты, винегреты)

Первые блюда (овощной суп, щи, борщ, свекольник и др.)

Вторые люда (картофель жаренный или отварной, рагу, котлеты)

Овощи тоже используют для приготовления гарниров рыбным, мясным блюдам и соков.

Овощи и фрукты широко используются для приготовления холодных закусок – салатов.

Что же такое салат?

Салат – холодное блюдо из мелко нарезанных овощей, яиц, мяса или рыбы, фруктов (запись определения в тетрадь).

Как вы думаете, какие продукты могут входить в салат (ответы учащихся).

Сырыми (редис, зеленый салат, огурцы, помидоры, лук, капуста, сладкий перец);

Вареными (свекла, картофель, морковь);

Маринованными (огурцы, томаты);

Солеными (квашеная капуста);

Продукты, прошедшие сложную и длительную обработку (колбасы, копченная рыба, консервы);

Чтобы приготовить салат нужно знать два вида обработки пищевых продуктов, а какие? (ответы учащихся).

Механическая кулинарная обработка овощей и фруктов

Первичная обработка овощей и фруктов:

Сортировка и калибровка (по размерам)

Чистка (от кожуры)

Важно очищенный картофель, оставленный без воды быстро темнеет, поэтому при очистке картофель кладут в посуду с водой.

Тепловая кулинарная обработка овощей и фруктов.

План- конспект урока на тему : " Блюда из овощей. Салаты." По ходу урока учащиеся знакомятся со способами обработки и приготовления овощей.


Содержимое разработки

Конспект урока:

Блюда из овощей. Салаты.

Сформировать учащихся знания, умения выполнять первичную обработку овощей, готовить блюда из свежих овощей.

Развивать творческое мышление, внимательность и аккуратность в работе

Воспитывать культуру труда.

Инвентарь и посуда:

ножи, дуршлаг, разделочные доски, терка, вилка, ложка, салатница.

Свежие огурцы, помидоры, листовой или кочанный салат, болгарский перец, репчатый и зелёный лук, укроп, петрушка, масло растительное.

Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку

Постановка темы и учебной цели.

Сегодня на уроке мы познакомимся с ролью овощей в питании человека, санитарно-гигиеническими требованиями обработки продуктов для салатов, рецептами приготовления полезных витаминных салатов, формами нарезки овощей и научимся готовить и укрощать салаты из свежих овощей.

Опрос пройденного материала.

Какой инвентарь и какая посуда используется для приготовления горячих напитков?

Какие предъявляют требования к горячим напиткам?

Перечислите последовательность действий при заваривании чая?

Какую первую помощь мы оказываем при ожогах?

Рациональное питание человека невозможно без овощей и плодов.

Овощи – основной источник витаминов, минеральных веществ, органических кислот, углеводов.

В своем составе они содержат вкусовые, красящие, ароматические вещества, азотистые и дубильные (вяжущие) вещества, пектин (вещество срединных пластинок и клеточных оболочек). Многие вещества содержат фитонциды – бактерицидные вещества.

Овощи способствуют возбуждению аппетита, лучшему усвоению пищи и позволят значительно разнообразить питание. Овощи обладают и лечебными свойствами, которые используются, как и народной, так и научной медициной. Овощи применяются в качестве диетических продуктов при некоторых заболеваниях.

Презентация «Роль овощей в питании»

Какие можно приготовить блюда и овощей? (Ответы учащихся).

Из овощей готовят самые разнообразные холодные и горячие блюда

Закуски (салаты, винегреты)

Первые блюда (овощной суп, щи, борщ, свекольник и др.)

Вторые люда (картофель жаренный или отварной, рагу, котлеты)

Овощи тоже используют для приготовления гарниров рыбным, мясным блюдам и соков.

Овощи широко используются для приготовления холодных закусок – салатов.

Что же такое салат?

Салат – холодное блюдо из мелко нарезанных овощей, яиц, мяса или рыбы, фруктов (запись определения в тетрадь).

Как вы думаете, какие продукты могут входить в салат (ответы учащихся).

Сыры (редис, зеленый салат, огурцы, помидоры, лук, капуста, сладкий перец);

Вареными (свекла, картофель, морковь);

Солеными (квашеная капуста);

Продукты прошедшие сложную и длительную обработку (колбасы, копченная рыба, консервы);

Чтобы приготовить салат нужно знать два вида обработки пищевых продуктов, а какие? (ответы учащихся).

Механическая кулинарная обработка овощей

Первичная обработка овощей

Сортировка (по размерам)

Чистка (от кожуры)

Важно очищенный картофель, оставленный без воды быстро темнеет, поэтому при очистки картофель кладут в посуду с водой.

Раздел Технология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор Волкова Г.Ю.
Дата 05.01.2016
Формат docx
Изображения Нет


Конспект урока технологии

Учитель технологии: Волкова Г.Ю.

Тема: «Технология приготовления блюд из овощей»

Цели: систематизировать и расширить знания об овощах и фруктах, познакомить с технологией приготовления, обработки и способами хранения овощей.

Планируемые результаты (УУД):

Предметные (носят образовательную цель)

формирование и усвоение знаний об овощах, их видов, о способах хранения овощей, их обработке (механической и тепловой), научить распространенным формам нарезки овощей.

Метапредметные (носят развивающую цель)

а) регулятивные: учатся определять цель и задачи новых знаний в сотрудничестве с учителем, подводить итоги учебной и практической деятельности;

б) познавательные: учиться обобщать и систематизировать знания, самостоятельный поиск и анализ информации;

в) коммуникативные: умение оперировать знаниями, отрабатывать умения работать в группе;

Личностные (носят воспитывающую цель)

Воспитание культуры труда, бережливости, аккуратности и усидчивости.

Урок открытия новых знаний.

Проблемная ситуация, вызывающая у учеников воспоминания о данной теме, обращаясь к их собственному опыту.

Летом - сладкий и зеленый,

В зиму - желтый и соленый. (огурец)

В огороде вырастаю,

А когда я созреваю,

Варят из меня томат,

В щи кладут и так едят. (помидор)

Раньше был он сорняком,

А теперь на грядке

Всходит он густым пучком,

В щи идёт в достатке. (щавель)

О чем мы будем говорить на уроке? (Об овощах)

Итак, тема сегодняшнего урока «Технология приготовление блюд из овощей и фруктов».

-Что мы знаем об овощах? Где они появились?

- Для чего нужны овощи?

- На какие группы классифицируются овощи?

- В чем особенность первичной обработки овощей?

- Правила приготовления салатов?

Осмысления нового материала.

А теперь - работа с текстом. Работа проходит в группах. Первая группа работает с текстом «Способы хранения овощей» , вторая - « Влияние экологии на качество овощей», третья -«Группы овощей» и «Механическая обработка овощей» и четвертая - «Родина овощей» и «Нарезка овощей». Читая про себя, делайте пометки карандашом (прием инсерта).

1.Способы хранения овощей

Ценность овощей состоит в содержании витаминов и минеральных веществ, поэтому необходимо знать и соблюдать правила сохранения витаминов в процессе хранения и кулинарной обработке овощей.

Овощи и фрукты на 95 % состоят из жидкости - это полезные соки с витаминами и минеральными солями. Вода способствует процессу гниения, поэтому овощи и фрукты не могут долго храниться. Лучше всего хранятся корнеплоды и клубнеплоды, а также репчатый лук. Листовые овощи сохраняются плохо: в сухом помещении они высыхают, сморщиваются, а во влажном - загнивают. Поэтому любые овощи следует хранить в темном, прохладном и не слишком сухом месте для сохранения в них витаминов и минеральных веществ, при t..+1..+ 3° С, а квашеную капусту хранят в рассоле. Картофель, морковь, свеклу, репу можно хранить в песке. При кулинарной обработке овощей необходимо помнить, что оставлять овощи в воде можно не более чем на 10-15 мин, иначе витамины перейдут в воду. При работе с овощами следует помнить, что посуда и инвентарь из меди и железа разрушает витамин С, поэтому лучше пользоваться стеклянной и деревянной посудой. Отваривают овощи, закладывая их в кипящую подсоленную воду, а доступ воздуха при варке следует максимально ограничить (овощи должны быть полностью покрыты жидкостью, кастрюля плотно закрыта). Следует строго соблюдать время варки продуктов. В настоящее время очень удобно использовать свежезамороженные овощи. По мере необходимости их вынимают и сразу же используют по назначению.

Влияние экологии на качество овощей. Содержание питательных веществ в овощах.

Второй группе предлагается материал о содержании питательных веществ в овощах в виде таблицы. Необходимо изучить её и выписать информацию о содержании питательных веществ в 2-3 овощах, наиболее часто встречаемых в питании. Материал по влиянию экологии на качество овощей можно предложить из учебника на стр. 59.

(в виде крахмала)

Калий, соли железа, фосфора, йода, магния, кальция, марганца, меди и др.

Калий, кальций, натрий, магний, железо, фосфор

(50 мг в 100 г продукта)

Кальций, калий, фосфор, магний, йод, железо

сахароза, глюкоза, фруктоза, пектин

Калий, натрий, железо, марганец

Соли калия и магния

Высокое содержание А, аскорбиновая кислота, В1, В2, В6, РР, К

Кальций, калий, магний

10-15 витамина С и др.

Соли кальция и магния, 90% воды

- Какие витамины содержатся в капусте? В огурцах? В моркови?

- Назовите овощи, в которых содержится наибольшее количество белков.

- Какие минеральные вещества содержатся в томатах? В салате?

3.Группы овощей и Механическая обработка овощей.

Название овощей, относящихся к данной группе

Брюква, свекла, морковь, репа, редис, редька, хрен, петрушка корневая, пастернак, сельдерей корневой

Картофель, батат, земляной миндаль

Капуста бело- и краснокочанная, цветная, брюссельская, кольраби, савойская

Огурцы, тыква, кабачки, патиссоны

Горох, фасоль, бобы, соя, земляной орех

Томаты, баклажаны, перец сладкий

Салат, латук, кресс-салат

Лук репчатый, чеснок, лук-порей, лук-батун

Анис, кориандр, тмин, мята перечная, майоран, эстрагон

С содержанием материала «Механическая обработка овощей» ученикам третей группы предлагается ознакомиться в учебнике на стр.60, дополнительно представив им для работы таблицу группировки овощей.

4.Родина овощей и нарезка овощей.

Рациональное питание человека невозможно без овощей. Все мы любим овощи, но даже и не задумываемся с каких времен и как они к нам попали. Например, капусту выращивают с давних времен, с 3-го тысячелетия до нашей эры. Родина этого растения - Средиземноморье. В наши дни её возделывают во многих странах мира.

Родина картофеля - Центральная и Южная Америка. Его начали возделывать как культуру земледелия примерно 14 тыс. лет назад. В Европу картофель был завезен в середине 16 века. Появление в России картофеля связано с именем Петра I, который в конце 17 века привез мешок клубней из Голландии.

Родина огурца - влажные, тропические леса Индии. Это растение выращивали там уже в 3-ем тысячелетии до н. э.

Родина томата - тропические районы Южной и Центральной Америки. В Европе томат начали выращивать в 16 веке. На территории нашей страны - в 18 веке.

Предполагается, что родина моркови - Средняя Азия, но за тысячи лет до нашей эры корнеплод существовал и в других местах. К сожалению, ни одни археологические раскопки не обнаружили родину домашней моркови, поэтому из-за нехватки документальных доказательств невозможно точно установить, где и когда началось ее культивирование. Изображения моркови, найденные на стенах египетских гробниц, вызвали у археологов недоумение: овощ был окрашен в лиловый или фиолетовый цвет. Это не ошибка и не мутация красок - до XVII в. люди не знали оранжевой моркови!
Морковь и в самом деле была фиолетовой и сильно окрашивала пищу.
Со временем в результате экспериментов морковь стала менять окраску. Предполагается, что фиолетовые корнеплоды были вывезены на запад, где скрещивание их с желтыми мутантами, похоже, и привело к появлению красного, малинового и, наконец, оранжевого продукта.

Для того чтобы какой-либо овощ появился на столе, он должен пройти множество этапов. Одним из самых важных является прорастание семени - рождение овоща. Немаловажными этапами являются выращивание плодов и овощей (подкормка, полив, создание благоприятных условий для жизни и роста и т.д.), сбор урожая, первичная обработка, приготовление блюд из овощей.

Информацию о способах нарезки овощей 4 группе учениц можно предложить получить из учебника на стр 61.

Физкультминутка (на усмотрение учителя)

Рефлексии или размышления.

На этой стадии ученики «публикуют» записи каждой группы, обсуждая, что уже было знакомо, что оказалось новым, с чем они не согласны, что вызвало сомнение.

Далее учитель дополняет информацию по теме.

Практическая часть урока

Тема: «Определение доброкачественности овощей и способы их нарезки».

Инструменты и материалы: свежие и вареные овощи, разделочные доски, ножи.

Определить качество овощей по трем показателям (цвет, запах, консистенция) и результаты исследования занести в таблицу .

Выполнить нарезку овощей различными способами и заполнить таблицу .

По окончанию работы сделать вывод о доброкачественности и способах нарезки овощей.

Подведение итогов урока.

Учитель подводит итог урока, оценивает деятельность учащихся(отметка) и степень достижения поставленной цели.

- Итак, сейчас вы оцените свои знания.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

- На этом наш урок окончен. Не забываем привести свои рабочие места в порядок, а дежурные заняться уборкой класса.

Читайте также: