Овощной царь в сказках

бобовый царь из русских сказок

Альтернативные описания

• бобовые зерна песни «Наутилуса Помилиуса»

• из этого бобового в старину варили кисель

• на жарком солнышке подсох и рвется из стручков (загадка)

• обстенная культура (ботаническое)

• он рассыпался на 70 дорог (пословица)

• раскололся тесный домик на две половинки и посыпались в ладони бусинки-дробинки (загадка)

• растение семейства бобовых

• растение, с помощью которого в бродяжке распознали настоящую принцессу

• русский сказочный царь

• чем раньше на Руси наполняли погремушки сделанные из бычьих пузырей, которыми пользовались для забавы шуты и скоморохи?

• у многих скоморохов в древности была погремушка из бычьего пузыря, а плоды какого растения находились внутри этого пузыря?

• название какого растения, как утверждают этимологи, происходит от корня «гром», «грохот»?

• персонаж оперетты Г. А. Портнова «Друзья в переплете»

• «на сучке арканчик держит чемоданчик, крышка открылась — все раскатилось» (загадка)

• на каком растении ставил свои первые опыты Грегор Мендель?

• пелюшка, это полевой .

• сказочный царь из семейства бобовых

• на жарком солнышке подсох и рвется из стручков .

• старейший царь из русских народных сказок

• овощ из стручка

• имя царя, жившего в очень далекие времена

• зерновая культура семейства бобовых

• растение семейства бобовых, вьющееся

• царь, который жил давно

• царь из семейства бобовых

• он один в оливье круглой формы

• бобовое растение для шутов и чучел

• зеленые шарики в оливье

• зеленые стручки и сказочный царь

• стручок для сказочного царя

• бобовое растение для настоящих принцесс

• зеленые шарики в стручке

• шарики из стручка

• Стручковое бобовое растение

• Растение семейства бобовых

• Крупные одноцветные кружки на рисунке ткани

• "на сучке арканчик держит чемоданчик, крышка открылась — все раскатилось" (загадка)

• бобовые зерна песни "Наутилуса Помилиуса"

• м. известное повойное, стручковатое растение и плод или семя его, Pisum. нас более известны породы: горох простой или серый, г. толстый, г. сахарный. Горох не жнут и не косят, а крючат. Перить, оперять горох, утыкать хворостом. Горох да репа животу не крепа. Вор горох: воду привел, а сам ушел! о похлебке. Кабы на горох не мороз, он бы через тын перерос. Не смейся, горох, не лучше бобов! Не смейся, горох, над нами (над бобами): будешь и ты под ногами. Не смейся (не хвалися), горох, не лучше бобов: размокнешь, надуешься, лопнешь. Не ботвися, горох: стручки ощиплем, а на китину мороз придет! Наш горох никому не ворог, не тронь, не обижай его. Наш горох всякому ворог, всяк его щиплет. Завидны девка в доме, да горох в поле: кто ни пройдет, ущипнет. Горох да девка завидное дело. Мимо гороху да мимо девки так не пройдешь. Девку в доме да горох в поле не уберечь. Горох в поле, что девка в доме: кто ни пройдет, всяк щипнет. Горох да репа завидное дело: кто ни идет, урвет. Житье, что гороху при дороге: кто ни пройдет, тот и скубнет. Сват, не сват, а в горох не лезь. за морем горох не под печью сеют. Шилом горох хлебает, да и то отряхивает. Гороховое чучело. твоим умом только в горохе сидеть, пугалом. Давно, когда царь горох с грибами воевал. Жди Арсенья с дорогим горохом. Как в стену горох, не льнет. Как горохом об стену. Ему говорить, что в стену горох лепить. Рассыпался горох на четырнадцать дорог? люди из церкви. первые дни новолуния сей горох. При северяке гороху не сеют. Если горох сеять при северном ветре, то он будет жидок: при западном и юго-западном мелок и червив. Малы малышки катали катышки, сквозь земли прошли, синю матку нашли: синя, синя, да и вишневая? горох. Горох журавлиный, воробьиный, мышиный, кормовой, вика, Vicia sativa и др. виды; г. гусиный, Vicia cracca, грабельки, вязель, горошек: г. желтый, Lathyrus, журавлиный и пр.; г. луговой, Lathyrus tuberosus, земляные орешки; г. полевой, Coronilla, рябчик; горох кошачий, рогатая трава, Astragalus; г. заячий, glycyphyllos, петров крест; г. лататный, лядвенец, Lotus corniculatus. Горох, на мячковских приломах, аршинный пласт известняка, гороховый камень, из окаменелостей; пласты сподряд назыв. там: земляной, песчаный, лыска, товар, клинный, назольник, налога, горох, донник, лещедка или подводный. ГорОшек умалит. ростовский или зеленый, сушеный горох; стручковатые кормовые растения, Vicia, см. повыше. Гороховый, к гороху относящийся; из гороха приготовленный; цвета вареного серого гороха, желто-серый, дико-желтоватый. Гороховое дерево или гороховик, сибирское дерево Caragana arborescens, попросту акация. Гороховый шут, чудак. Гороховик м. хлебенное из гороховой муки, столбцы, которые пекутся также из гречневой муки, гречневики. Пирог (на сев. ячневый) с гороховою начинкой. Хороши пирожки гороховички, да я не едал, а от дедушки слыхал, а дедушка видал, как мужичок на рынке едал. Охтихти, гороховики: солоны, велики, а с рук нейдут! Гороховник м. стручковатое растение Lathyrus. Гороховина, гороховый стебель, китина; гороховая солома. Горофина ж. влад.-суд. т. е. гороховина, род лакомства, печенье из гороховой муки и гороха. Гороховище, гороховое жниво (как говор. ржанище, овсянище и пр.). Горошина, горошинка ж. гороховое зерно, семечко. Горощатый, горошистый, похожий на горох, округлый и зернистый. Горошница ж. гороховая похлебка, иногда с ячной крупой. Гороховка ж. шуточн. гороховая настойка, наливка, т. е. сивуха. Горошить кого, бранить, журить, озадачивать; более употреб. огорошить. Горошиться пск. задориться; ломаться, важничать. День мая, в народе, горошник; Иова горошника, росенника. Иов росы распустил. Сеют горох; приходи работать на белые горохи. Сею, сею, бел горох: уродися, мой горох, и крупен, и бел, и сам-тридесят, старым бабам на потеху, молодым ребятам на веселье! приговаривают, сея горох. Большая роса, либо ясный день, на горошника, к урожаю огурцов

• на каком растении ставил свои первые опыты Грегор Мендель

• название какого растения, как утверждают этимологи, происходит от корня "гром", "грохот"

• персонаж оперетты Г. А. Портнова "Друзья в переплете"

• у многих скоморохов в древности была погремушка из бычьего пузыря, а плоды какого растения находились внутри этого пузыря

• чем раньше на Руси наполняли погремушки сделанные из бычьих пузырей, которыми пользовались для забавы шуты и скоморохи

Юлия Филатова
Сказка «В некотором царстве, в овощном государстве…»

В зеленом царстве в овощном - государстве жил да был король Кабачок. Он был очень важный, упитанный больше всего на свете он любил греться на солнышке и толстеть.

Я лежу на грядке гордо

греет солнце мой бочок

Я зелёный вкусный твердый

Я король кабачок!

чок чок чок чок

Я король кабачок

У него была дочь – прекрасная принцесса Тыковка. Она любила гулять на зеленой полянке, петь песенки и танцевать. Слышите,она поет:

на Луну я так похожа.

Словно спелая Луна

Из травы густой видна….

Во дворце жил охранник – синьор Картофель. Он охранял царство – зеленое государство, чтобы никто чужой не пробрался, не вырос на чужой территории. Синьор картофель был угрюмый и немного суровый. Еще он присматривал за принцессой чтобы она не ходила далеко, в ямку не упала, ножку не сломала.

я знаменитый корнеплод

греюсь в поле каждый год

Есть у меня мундир

Овощной я командир!

Недалеко, за поляной, на простом огороде жили простые овощи: свекла – «Бардо»

я кругла, вкусна, красива,

я сочна, Ну просто Диво

Борщ, свекольник, винегрет,

Приготовлю я обед.

Горжусь своей косой я длинной

Для зайцев нет меня вкусней!

Я очень много витаминов

Храню под кожицей своей

И платьице одену ловко-

Оранжевая я Морковка!

Я и свежий и соленый

Весь пупырчитый, зеленый

Огурцом меня зовут

И в салат меня кладут!

Самым важным в этом огороде был баклажан:

Меня вкусно в ресторане

Приготовит повар ЖАН

Ведь я вкусный, ведь гладкий

А вот с одним овощем на огороде ни кто не дружил. все, с кем он заводил дружбу, вдруг начинали плакать, тереть глаза, зажимать нос и убегали от него…

я горький зелёный несчастный лучок

со мной не играют и я одинок

Я никого никогда не обижал на свете

но плачет от меня и взрослые и дети

Гуляя один, он думал о друге. И вдруг на поляне он увидел незнакомку. Это была принцесса Тыковка, она вышла погулять перед сном.

- Кто ты? - как тебя зовут?

- Я зеленый горький Лук,

- А я принцесса Тыковка. Давай с тобой дружить.

Они взялись за руки и закружились под веселую песенку. Но вдруг принцесса заплакала.

-Что такое не пойму! Отчего я слезы лью?

Все это увидел охранник Картофель и доложил королю Кабачку.

- Ваше Величество кабачок!

Принцессу Тыковку обидел лучок!

- Наказать ее! В темницу!

Нельзя с зеленым луком водиться!

Тыковка стояла одна у раскрытого окна и думала о добром новом друге. Она загрустила, ничего не ела, похудела и заболела.

- Беда! Беда! Заболела дочь моя!

Срочно доктора ищите!

И в королевство приведите!

- Дочку Вашу я спасу!

Ей лекарство принесу!

- Сново слезу на глазах!

- Нет! Это слезы радости!

–Синьор Кабачок смутился и на свадьбу согласился. Всех на свадьбу пригласил, никого не позабыл.

А Лучка назначил главным лекарем в царстве, зеленом государстве.

Тут и сказочке конец.



Фотоотчет о проведении новогоднего праздника в средний группе «В тридевятом царстве-государстве» Фотоотчет о проведении новогоднего праздника в средней группе «В тридевятом царстве – государстве». Как красиво в нашем зале, Мы гостей.


Фотоотчет о выставке поделок «В снежном царстве, в морозном государстве!» Совместное творчество детей родителей освещается очень многими педагогами. Мне тоже хочется показать вам новогодние поделки моих ребятишек.


Фотоотчет «В некотором царстве, в соляном государстве» Фотоотчет. «В некотором царстве, в соляном государстве».Лариса Гацко. Блог. Какое же все-таки чудесное время года зима! Где балом правит.


Фотоотчёт «В царстве музыкального колокольчика» Цель: выявить уровень развития музыкальных способностей детей через совместную музыкально - игровую и коммуникативную деятельность с использованием.


Сценарий праздника «Осенний бал в Овощном королевстве» Фототочет «Осенний бал в Овощном королевстве» Реб Заглянул сегодня праздник в каждый дом, Потому что бродит осень за окном. Заглянул осенний.


Новогодний утренник в подготовительной группе «В тридесятом царстве, в тридевятом государстве у царя Салтана» Новогодний утренник в подготовительной группе: " В тридесятом царстве, в тридевятом государстве у царя Салтана".Ведущая: ….

Сценарий новогоднего утренника «В снежном царстве, морозном государстве» (подготовительная группа) Сценарий новогоднего утренника «В снежном царстве, в морозном государстве» (подготовительная группа) Ведущий Аяна Дудей-ооловна Сценария.

Сказка «Переполох в царстве математики» Сказка «Переполох в царстве математики» В некотором царстве, в некотором государстве, а именно, в царстве Математики, жили - были цифры.

Сказка «Ваня в Тридесятом царстве» Сегодня я хочу поделиться с моими коллегами сказкой собственного сочинения «Ваня в Тридесятом царстве». Она откроет цикл моих произведений.

Зимняя оздоровительная компания «В сказочном царстве, в зимнем государстве» Продолжительность: с 20 декабря 2018 года по 11 января 2019 года. Разработал и провёл воспитатель второй младшей группы №3 «Ромашки» Железных.

Известная поговорка «при царе Горохе» означает «давно, в незапамятные времена». Владимир Даль записал другую форму этого выражения: «Давно, когда царь Горох с грибами воевал». Кто же такой царь Горох и при чем здесь грибы?

Большинство специалистов рассматривают поговорки про царя Гороха как яркий образец народного юмора, свойственного не только русским. Например, поляки говорят про стародавние времена «при короле Гвоздике», чехи — «при короле Сверчке», у испанцев есть «времена при Каштане», а у немцев — «лето Табаково» (по аналогии с «летом Господним»). В украинском, белорусском и русском фольклоре известны «заместители» царя Гороха. Этнографам встречались поговорки «при царе Хмеле», «при царе Косаре» (от слова «Цезарь»), «при царе Тимке». Поминали таким шутливым образом и исторических личностей: «еще когда Ермак Сибирь брал», «при царе Сасе (курфюрсте Саксонском) наелись хлеба и мяса, а как пришел Понятовский (король Польши), то пошло всё по-чертовски». В том же сатирическом ключе трактуется выражение «шут гороховый». Первоначально так называлось огородное пугало, которое выставляли на гороховых полях. Но со временем царь Горох и шут гороховый стали персонажами одного ряда.

Другая гипотеза о происхождении царя Гороха связана с упоминанием персонажа в волшебных сказках. Одна из версий русской сказки «Три царства — медное, серебряное и золотое» начинается так: «В то давнее время, когда мир божий наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, в то время жил-был царь по имени Горох с царицею Анастасьей Прекрасною; у них было три сына-царевича».

В сказке правление царя Гороха лишено юмористической окраски, оно описывается как прекрасное волшебное время. Правда, значительно чаще в русских, белорусских и украинских сказках встречается другой персонаж — Покатигорошек. Обычно он рождается у вдовы, в некоторых вариантах после того, как она съедает горошину. В северно-русской сказке «Окати-Горошек» сказано: «В одном городе жила вдова. И забеременела. Принесла она сына. Растет сын не по дням, а по часам. Как начнет баловаться — кого за руку — рука прочь, кого за ногу — нога прочь, кого за голову — голова прочь. » Богатырь вырастает в считанные дни и отправляется вызволять царских дочерей или собственных братьев и сестер, похищенных Змеем. Во многих сказках Покатигорошек женится на царевне и сам становится царем. Из-за этого возникло предположение, что царь Горох — тот самый Покатигорошек, принявший новое имя в качестве правителя.

Третья версия истории царя Гороха опирается на исторические данные. Например, академик Борис Рыбаков видел в сказках о Покатигорошке и трех царствах — медном, серебряном и золотом — память о завоеваниях VIII–VII веков до нашей эры. Тогда кочевники киммерийцы принесли в Причерноморье и Малую Азию железо. По мнению Рыбакова, сказки сохранили подробности и более позднего времени — первого тысячелетия нашей эры.

Известная поговорка «при царе Горохе» означает «давно, в незапамятные времена». Владимир Даль записал другую форму этого выражения: «Давно, когда царь Горох с грибами воевал». Кто же такой царь Горох и при чем здесь грибы?

Большинство специалистов рассматривают поговорки про царя Гороха как яркий образец народного юмора, свойственного не только русским. Например, поляки говорят про стародавние времена «при короле Гвоздике», чехи — «при короле Сверчке», у испанцев есть «времена при Каштане», а у немцев — «лето Табаково» (по аналогии с «летом Господним»). В украинском, белорусском и русском фольклоре известны «заместители» царя Гороха. Этнографам встречались поговорки «при царе Хмеле», «при царе Косаре» (от слова «Цезарь»), «при царе Тимке». Поминали таким шутливым образом и исторических личностей: «еще когда Ермак Сибирь брал», «при царе Сасе (курфюрсте Саксонском) наелись хлеба и мяса, а как пришел Понятовский (король Польши), то пошло всё по-чертовски». В том же сатирическом ключе трактуется выражение «шут гороховый». Первоначально так называлось огородное пугало, которое выставляли на гороховых полях. Но со временем царь Горох и шут гороховый стали персонажами одного ряда.

Другая гипотеза о происхождении царя Гороха связана с упоминанием персонажа в волшебных сказках. Одна из версий русской сказки «Три царства — медное, серебряное и золотое» начинается так: «В то давнее время, когда мир божий наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, в то время жил-был царь по имени Горох с царицею Анастасьей Прекрасною; у них было три сына-царевича».

В сказке правление царя Гороха лишено юмористической окраски, оно описывается как прекрасное волшебное время. Правда, значительно чаще в русских, белорусских и украинских сказках встречается другой персонаж — Покатигорошек. Обычно он рождается у вдовы, в некоторых вариантах после того, как она съедает горошину. В северно-русской сказке «Окати-Горошек» сказано: «В одном городе жила вдова. И забеременела. Принесла она сына. Растет сын не по дням, а по часам. Как начнет баловаться — кого за руку — рука прочь, кого за ногу — нога прочь, кого за голову — голова прочь. » Богатырь вырастает в считанные дни и отправляется вызволять царских дочерей или собственных братьев и сестер, похищенных Змеем. Во многих сказках Покатигорошек женится на царевне и сам становится царем. Из-за этого возникло предположение, что царь Горох — тот самый Покатигорошек, принявший новое имя в качестве правителя.

Третья версия истории царя Гороха опирается на исторические данные. Например, академик Борис Рыбаков видел в сказках о Покатигорошке и трех царствах — медном, серебряном и золотом — память о завоеваниях VIII–VII веков до нашей эры. Тогда кочевники киммерийцы принесли в Причерноморье и Малую Азию железо. По мнению Рыбакова, сказки сохранили подробности и более позднего времени — первого тысячелетия нашей эры.

(смотри Король) Живет или в «некотором царстве в некотором государстве» или в «Тридевятом царстве, тридесятом государстве». Фигура сложная и противоречивая. С одной стороны – добрый семьянин, хороший муж и отец, храбрый воин. С другой – может повести себя легкомысленно или слишком доверчиво. Пообещает сгоряча, например, Морскому царю или черту (смотри Морской царь, черт) «то, что дома не знает» (обычно это его новорожденный сын или дочка), а детям потом приходится целую сказку бороться с нечистой силой. Или другой пример, – поверит Царь в наветы на свою жену и прогонит ее с малолетним ребенком из царства. Да хорошо еще если просто прогонит, а то еще прикажет засмолить в бочку и кинуть в море, или привязать в лесной чаще к дереву на съеденье волкам.

К старости часто становится склонен решать самые простые житейские вопросы самым сказочным образом; Например, чтобы женить своих трех сыновей велит им пустить стрелы в разные стороны. Хорошо еще, что в сказках стрелы летят куда надо: к боярской дочери, к купеческой, к Царевне-Лягушке (смотри Лягушка). А если бы братья промахнулись?

От Короля Царь мало чем отличается. Обычно он герой русских сказок (читай «Русские народные сказки»), а Король – заграничных (читай «Сказки народов мира»). Хотя иногда (очень редко) бывает, что Король (или Королевич) живет в нашей сказке и ему даже в голову не приходит, что он иностранец.

Царь – одна из главных сказочных фигур. От его поведения зависит какой будет сказка – страшной или веселой, счастливой или грустной. Впрочем, это не только в сказках, это везде так.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Похожие главы из других книг:

СЕМИРАМИДА — ЦАРЬ НИН

СЕМИРАМИДА — ЦАРЬ НИН Семирамида (ассирийское имя Шаммурамат) правила Ассирией в конце IX века до н. э. Эта царица известна не только своей красотой и завоевательными войнами, но согласно преданию, специально для неё было возведено знаменитое чудо света — «Висячие сады

Царь-врачеватель

Царь-врачеватель Как известно, Петр I был очень многогранной личностью. Его интересовали различные стороны человеческой жизни. Все новое, необычное привлекало царя. Многое он стремился изучить и применять на практике.Одной из таких сфер деятельности была медицина.

Где находятся Царь-пушка и Царь-колокол?

Где находятся Царь-пушка и Царь-колокол? Все, кто впервые посещает Московский Кремль, прежде всего спешат посмотреть на знаменитые Царь-пушку и Царь-колокол. Обе достопримечательности находятся рядом и поражают своей величиной. Что же мы знаем о них?Царь-пушка была

Морской царь

Морской царь То же самое, что и черт (смотри черт) только подводный, морской. В сказках сначала делает вид, что помогает главному герою выйти из безвыходного положения (и правда, помогает), но потом требует за это, чтобы или сам герой, или его сын за услугу спустился к нему на

Царь (смотри Король) Живет или в «некотором царстве в некотором государстве» или в «Тридевятом царстве, тридесятом государстве». Фигура сложная и противоречивая. С одной стороны – добрый семьянин, хороший муж и отец, храбрый воин. С другой – может повести себя

Царь-девица

Царь-девица Царь-девица — один из самых ярких и непростых женских сказочных персонажей. Она является главной героиней сюжета «Мо-лодильные яблоки», насчитывающего более сорока вариантов в русской, украинской и белорусской сказочных традициях. Сюжет заключается в

Морской царь

Морской царь Морской царь — владыка всех вод, омывающих землю. По древним славянским преданиям, все моря и океаны — это кровь Морского царя, а реки — его дочери. Когда он веселится в своих пышных подводных чертогах, то разыгрывается непогода и бушующая стихия топит

Царь-Горох

Царь-Горох Комический персонаж славянского фольклора. С ним связано снисходительносатирическое отношение ко всему старому и отжившему, иногда смешному, иногда поучительному. «Это было при царе-Горохе, когда людишек было крохи», — говорят в

Царь Огненный щит

Царь Огненный щит Персонаж фольклора. Сказочный богатырь, обладающий волшебным свойством испускать из себя пламя и пожигать врагов. Он защищает свой народ и землю от врагов на земле и на море, так как в воде не тонет и в огне не

Огонь-царь

Огонь-царь Огонь-царь – в славянских мифах сын Молоньи-царицы и Велеса. По преданьям, однажды, бог Велес похитил Молонью-царицу и овладел ей. После этого родился Огонь-царь, который стал мстить отцу за мать. Огонь-царь вместе с Молоньей-царицей преследовал Велеса, и

Огонь-царь

Огонь-царь Огонь-царь – в славянских мифах сын Молоньи-царицы и Велеса. По преданьям, однажды, бог Велес похитил Молонью-царицу и овладел ей. После этого родился Огонь-царь, который стал мстить отцу за мать. Огонь-царь вместе с Молоньей-царицей преследовал Велеса, и

Царь Царь (от лат. Caesar — цезарь, титул римских императоров), в России и Болгарии официальное название (титул) монархов. В России титул Ц. впервые принял Иван IV Грозный в 1547. С 1721 русские Ц. приняли титул императоров. В Болгарии монархи носили титул Ц. с конца 19 в. до

Я царь или не царь?

Я царь или не царь? Из трагедии«Царь Федор Иоаннович» (1868) Алексея Константиновича Толстого (1817—1875) (действ. 3, сцена «Покой царя Федора»): Г о д у н о в Государь, Дозволь тебе

"Поэт и царь "

"Поэт и царь " Из записки Николая I, переданной Жуковским: "Если Бог не велит нам уже свидеться на здешнем свете, посылаю тебе мое прощение и мой последний совет умереть христианином. О жене и детях не беспокойся, я беру их на свои руки". Распоряжения, отданные императором:


Сказочные цари, их имена, действительно, моментально приходят на ум, кто же их забудет после чтения таких великолепных сказок. А также и мифов.

Это, конечно, любитель поцарствовать, лёжа на боку - царь Дадон.


Другой царь любил прогуляться вдоль забора, услышать нечаянно (или подслушать специально) , что там меж собой говорят три рукодельные девицы - это царь Салтан. Странный какой-то царь! Вернулся с войны, ни жены, ни сына, ни горя, ни скорби, ничего. Пустота, как будто ничего и никого и не было.


Это размечтавшийся и получивший, наконец, исполнение всех своих желаний, но от этого не обретший счастья - царь Мидас.


Не менее знаменитый, жадный и хитрый царь Крита, получивший за свою хитрую жадность от Посейдона подарок - любовь жены к быку и в результате сына, которого надо прятать от всего мира. Это царь Минос.


Вспоминаются и царь Давид, Соломон, царь Приам, величайший грязнуля мира царь Авгий, выстроивший огромные конюшни, но даже не подумавший, что убирать-то в них надо бы хоть иногда.

А как вам такой часто встречающийся в сказках, не имеющий имени, а просто и грозно именующийся Морской царь.




Библио-
S-путник

Гордеева Ольга. Колобок (пластилиновая коллекция)

Когда, как не в детстве, знакомиться со сказками, стихами, произведениями писателей, смотреть хорошие, добрые мультфильмы.

Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок! И далеко не все в сказке выдумка. Например, блюда в них самые что ни на есть «настоящие». И, как правило, – очень вкусные.

Традиционные сказочные блюда – уха из ершей, каша из топора, кисель с молоком, ржаной пирог, каравай. Пьют в сказках квас, мёд, кисель.

Почитаем народные сказки, посмотрим мультфильмы и приготовим сказочные блюда!

Хлеб в сказках – поистине, всему голова: это самая волшебная и самая желанная пища. Причиной каких только чудес он ни становится!


Самый известный из мучных изделий – колобок .

Обычно колоб, или колобок, пекли не от хорошей жизни, а когда на обычный хлеб не хватало муки. На него шли остатки разной муки и квашни. В итоге получался пышный, ноздреватый, мягкий и долго не черствеющий хлеб – практически чудо из ничего.

Поэтому Колобок стал не просто символом нашей находчивости и смекалки, но настоящим кулинарным брендом на все времена.

Сказки и произведения авторов, где говорится про хлеб:

Царевна-лягушка; Колобок; Легкий хлеб; Волчий хлеб; Старая хлеб-соль не забывается; Как курочка хлеб испекла; Мышкин хлеб (русские сказки); Как волк вздумал хлеб печь (литовская сказка); Гордячка и золотой хлеб (чешская сказка); Хлеб и золото (арабская сказка); Хлеб, вино, соль (итальянская сказка);

Лисичкин хлеб / М. Пришвин; Тёплый хлеб / К. Паустовский; Деревянный хлеб / А. Иванов; Чужой хлеб / А. Анненская; Хлеб великанов / М. Дюричкова; Сказка про каравай : стихотворение / Л. Зилов; Золотой хлеб / Э. Лабулэ; Девочка, которая наступила на хлеб / Г.-Х. Андерсен, Фея хлебных крошек / Ш. Нодье и др.

Русские – большие мастера печь пироги.

Пирожок из ржаной муки прост, но вкусен, особенно в экстремальных ситуациях. Начинки в них могут быть из каш, чаще всего из пшена, из корнеплодов – репы или картофеля. Пекут и сладкие пирожки, добавляя к пшенной каше сухофрукты.

Из одного и того же теста хозяйка можно легко сделать пирожки, оладушки и блины.

Сказки и произведения авторов, где упоминаются блины и пирожки:

Петушок-Золотой Гребешок и Чудо-меленка; Гуси-Лебеди; Маша и медведь; Три зятя; Солнце, месяц да Ворон Воронович; Крылатый мохнатый да масляный (русские сказки); Пирог (норвежская сказка); Колосок (украинская сказка);

Привиредница / В. Даль; Пирог из русской печки, Богатырский каравай / А. Логунов; Красная шапочка / Ш. Перро; Малыш и Карлсон, который живёт на крыше / А. Линдгрен; Тридесятые Сказки, ИЛИ Вот такие пирожки / А. Шер и др.


Каша в сказках

Русская пословица гласит: «Щи да каша – пища наша». На Руси кашу почитали, варили её из муки и зерна, иногда зерно лишь заваривали.

Душистая каша из русской печи да в глиняном горшочке – что может быть питательней и полезней.

Классическим вариантом этого сказочного блюда является всем известная каша из топора. Готовят её специально обученные солдаты-повара и скупые старухи.

С манной кашей большинство детей знакомятся не по книжке, а на практике – дома или в детском саду она в один прекрасный день «случается» на завтрак.

Существуют и необычные рецепты каш. Зимой можно приготовить кашу в проруби. Секрет её прост: чтобы проверить готовность блюда, нужно прыгнуть в прорубь. Можно есть кашу в комнате, а за каждой ложкой молока бегать в погреб. Бывает каша семилетней давности или сгоревшая вместе с кошелём, в котором её варили.

Сказки и произведения авторов про кашу:

Лиса и журавль; Сладкая каша; Про кашу; Сказка о гречневой каше Богатырская каша; Каша из топора (русские сказки); Прошлогодняя каша (норвежская сказка);

Мишкина каша / Н. Носов; Про гречневую крупу, которая сидела в банке / С. Рунге, А.Кумма; Про Машу и манную кашу / И. И. Демьянов; Маша ела кашу ложкой, Кушайте кашу / А. М. Измайлов; Как Сорока-Белобока кашу варила / Н. Притулина; Сказка про кота Мурку, да про молочко, да про кашу и кухарку Глашу / А. Гаврон; Притча о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке / Д. Н. Мамин-Сибиряк; Горшочек каши; Сладкая каша / Братья Гримм.

Щи. Ботвинья. Уха. Окрошка. Похлёбка

В исконно русской кухне понятия супа раньше вообще не было.

На Руси существовало несколько основных рецептов жидких кушаний: свекольник, рассольник, ботвинья, холодник, уха, щучина, борщ.

Любая праздничная или ежедневная трапеза обязательно начиналась с сытной похлебки.

Но самыми культовыми на Руси стали щи – наваристый суп из свежей или квашеной капусты.

История щей началась еще с IX века. В блюдо добавляли репу, щавель и другую зелень. С принятием Христианства на русскую землю была завезена из Византии белокочанная капуста. Сначала эта новая культура читалась исключительно целебным овощем. Но русская смекалка быстро сработала и люди научились готовить с ней много вкусных и сытных блюд и капуста навсегда вошла в состав русских щей.

Похлёбка – разновидность супа, лёгкий овощной отвар, называемый по имени основного компонента, например картофельная похлёбка, капустная, щавелевая, луковая.

Основой многочисленных русских похлебок был квас. Сейчас самый известный суп с квасом — окрошка.

Простейшим квасным первым блюдом была тюря. В тарелку крошили черный ржаной хлеб, лук, зелень, редис. Все это заливалось квасом.

Не обходили вниманием русские люди и уху.

Сказки и произведения авторов про щи, похлёбку, окрошку, уху:

Пролитые щи; Крылатый, мохнатый да масляный; Лиса и журавль; Три медведя; Иван Быкович; Уха: присказка (русские сказки) ; Как петух щи варил (латышская сказка); Похлёбка из камней (итальянская сказка);

Сказка о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове: сатирическая повесть, Демьянова уха / А. А. Крылов; Профессор кислых щей / В. Драгунский; Стихи и сказки в картинках / И. Гурина; Безрыбья уха / В. Беспалов; Царская уха : сказка в стихах / О. Емельянова и др.


Напитки

Если есть обед – должен быть и напиток.

Широко популярны в русской кухне были кисели. Чтобы сварить кисель требовалось несколько дней. Он ставился на закваске и был действительно кислый.

Для русской кухни характерны густые кисели (остывшие кисели такие плотные, что их можно было резать ножом), отсюда и понятие «кисельные берега».

Первое упоминание об овсяном киселе нашли в летописи «Повесть временных лет», написанной монахом Нестором.

Сладкие кисели появились позже, когда в России стали выращивать картофель и стали делать крахмал.

Сегодня кисели варят из свежих и сушеных фруктов и ягод, соков, сиропов, молока, преимущественно на сахаре.

Сказки и произведения авторов про кисель:

Два Ивана; Гуси-лебеди (русские сказки); Кисель (белорусская сказка).

Яблоки молодильные, отравленные, лесные, золотые

Сортов яблок в сказках превеликое множество.

Одни яблоки – понежнее да послаще – молодильные или целящие; другие – кислые, дикие – спасительные; есть яблоки-защитники, съев которые, можно укрыться от неприятеля в яблоне; есть сладкие, вкусные, но отравленные; они навевают на съевшего их вечный сон. Лучше воздержаться от употребления их в пищу. Как и от поедания золотых яблок: точно свойства их не известны, но от Бабы-Яги, в гостях у которой ими играл мальчик, ничего хорошего ждать не стоит.

Сказки и произведения авторов про яблоки:

Бабушка, внучка да курочка; Хаврошечка; Гуси-лебеди; Наказанная царевна; Притворная болезнь; Ведьма и Солнцева сестра; Сказка о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде; Сказка о трёх королевичах; Медведко, Усыня, Горыня и Дубыня–богатыри; Заколдованная королевна; Иван крестьянский сын и мужичок сам с перст, а борода на семь верст; Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке; Безручка (русские сказки); Дочь Солнца (грузинская сказка); Иван-царевич и Красная девица (украинская сказка); Смерть судьбичкам (болгарская сказка); Принцесса на Стеклянной горе (латышская сказка); Железный Ганс (немецкая сказка); Волшебный свисток и Золотые яблоки (французская сказка);

Сказке о мертвой царевне и семи богатырях / А. С.Пушкин; Сказка об Иване-царевиче и Сером Волке / В. А. Жуковский; Мешок яблок / В. Сутеев; Чудесное яблоко / Е. Честняков; Сказка про яблоки / С. Бондарь и др.


Репа, горох, яйцо, рыба, гусь

Из продуктов в сказках встречаются, яйцо, репа, горох, рыба, гусь.

Из знаменитых сказок «Про репку» и «Про вершки и корешки» мы знаем, что на Руси репу уважали.

Ели её пареную, жареную, вареную и сырую. Вкусный овощ, ныне незаслуженно забытый из-за широкого распространения картошки, заменившей русскому народу любимый овощ.

У кого есть дача, не забывайте уделить грядочку и посеять репку. Просто, чтобы похрустеть самим и детям, а то и запарить дедовскими методами или салат какой полезный приготовить!

Сказки и произведения авторов про репу, горох, рыбу, гуся, яйцо:

Покати-горошек; Баба сеяла горох, Два весёлых гуся: потешки; Гуси-лебеди; Как мужик гусей делил (русские сказки);

Огородники, Огурцы / Н. Носов; Сказка про славного царя Гороха / Д. Н. Мамин-Сибиряк; Клад царя Гороха / Д. Калинина; Раз – горох, два – горох / А. А. Иванов; Про Машеньку и горошинку / С. Могилевская; Простой горох и чудесная трубка : по мотивам рассказа И.-Л. Переца / Л. Крутицкая; Человек-Горошина и простак / А. Шаров; Сказки горохового чучела / В. Кастрючин; Сказка о горошке / А. Тудораш; Принцесса на горошине / Г. Х. Андерсен;

Сказка о рыбаке и рыбке / А. С. Пушкин; Царь-рыба / В. Астафьев; Поющая рыба / А. Усачёв; Первая рыбка / Е. Пермяк; Медведь-рыбак / Е. Чарушин; Сказка про рыбку / Н. Мигунова; Где спит рыбка / И. Токмакова; Рыбка для Миши / Дж. Эльшнер; Почему кит ест мелкую рыбёшку / Р. Киплинг;

Курочка-ряба (русская сказка); Чужое яичко / К. Д. Ушинский; Волшебное яйцо (румынская сказка); Золотое яйцо / Дж. Адамс; Дракон из голубого яйца / Н. Блазон; Крутые факты о яйцах / Л. Шёберг и др.;

Шадринский гусь / Е. Фёдоров; Гуси в полынье / В. Астафьев; Гуси / К. Д. Ушинский; Как гуси Рим спасли / Л. Н. Толстой; Сказка эта для ребят про гусей и про гусят / М. Лашманов; Белый гусь / Е. Носов; Кот, собака и гусь / О. Надточей; Клетчатый гусь / Р. Баумволь; Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями / С. Лагерлёф; Гуси Капитолийского холма / И. Стеллингверфф и др.

Приятного чтения!

Приятного аппетита!

О сказочных блюдах читайте в статьях:

Зайцева, Е. Колобок, колобок, я тебя съем! : волшебное сказочное меню / Екатерина Зайцева // Родина. – 2018. – № 1. – С. 90–93. – (Кухня Родины).
5 блюд из русских сказок, которые существуют на самом деле [Электронный ресурс] // Едальня: готовим сами, готовим вкусно. – Режим доступа: edalnya . com . – Загл. с экрана.

Фёдорова О.Ю.,

ведущий библиограф методико-библиографического отдела Центральной библиотеки им. А.Н. Зырянова (ул. Свердлова,57)

Читайте также: