Овощные пасленовые томат урок биологии

Урок с применением групповых, игровых, компьютерных технологий.

Просмотр содержимого документа
«Урок по биологии 7 класс. Тема: Семейство Пасленовые.»

Сотникова Тамара Денисовна

7класс, биология Урок № 26 Дата

Используемые технологии: здоровьесбережения, групповая деятельность, игровые, компьютерные.

Тема урока: Семейство Пасленовые . Лабораторный урок.

Педагогическая цель. Сформировать понятие об отличительных признаках растений семейства Пасленовые.

Задачи: . Образовательная : создать условия для формирования понятий об отличительных признаках растений семейства Пасленовые;

Развивающая: развить знания об отличительных признаках и разнообразии семейств класса Двудольные, истории окультуривания растений;

-сформировать умения распознавать растения семейства Пасленовые, давать морфологическую и систематическую характеристику.

Воспитательная: способствовать формированию положительного отношения к знаниям, воспитанию мотивов учения, интереса и любознательности.

Универсальные учебные действия

Предметные: описывать отличительные признаки растений семейства Паслёновые, со­ставлять формулу цветка. Приводить примеры дикорастущих, культурных и декоративных растений; охраняемых видов. Определять растения семейства Пас­лёновые по гербарным экземплярам, рисункам, фотографиям в процессе лабораторной работы.

Метапредметные: формировать умения применять знания в ситуациях по­вседневной жизни. Фиксировать наблюдения, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием

Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками

Планируемые результаты: приводить примеры дикорастущих, культурных, декоративных и охраняемых видов семейства Пасленовые; определять растения семейства по гербарным экземплярам, иллюстрациям; описывать характерные признаки растений данного семейства; соблюдать правила обращения с лабораторным оборудованием.

Тип урока: комбинированный урок. Лабораторная работа.

Учебник: с. 56-57. Гербарные экземпляры растений семейства пасленовые.

Электронное приложение: «Класс Двудольные. Семейство Пасленовые» (22).

Тетрадь тренажер: с. 34, №6; с.36, №5.

Тетрадь практикум: лабораторная работа 11 «Признаки растений семейства Пасленовые»

Дополнительные: Таблицы с изображением растений семейства.

Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника, медиоресурсами электронного приложения к учебнику. сотрудничество с учащимися класса при обсуждении результатов.

Ход урока.

I Организационный момент

Приветствие: Добрый день, ребята.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
На меня все посмотрели,
Улыбнулись и тихонько сели. - Пусть вам сопутствует доброе настроение во время всего урока и помогает успешно справляться с заданиями

II Мотивация. Послушайте загадки. Цветок – напрасный, плод – опасный, а поле все засажено. Отгадка. Картофель. Ягода красна, ягода вкусна. Режь да соли! Ешь да хвали! Отгадка. Томат. Что за ягодка: горька, да не рябина, Черна, да не черника. Растет не в лесу, а на огороде и не помещается во рту? Отгадка. Баклажан. Для чего нужно изучать растения? Правильно. Чтобы знать их свойства и применение.

III Проверка знаний и умений (индивидуальный и фронтальный опрос учащихся) IVАктуализация опорных знаний

Чтобы узнать с каким семейством мы будем знакомиться на уроке, нам необходимо разгадать кроссворд.

Травы сосновых лесов, у которых длинный, ветвящийся, ползучий побег, покрытый мелкими листьями. Относится к папоротникообразным.(плауны.)

Гигантская экологическая система, в которой доминируют разные виды хвойных деревьев(тайга).

Плод крестоцветных, семена в котором расположены на пленчатой перегородке(стручек).

Территория вида, в пределах которой распределены его особи, может быть сплошным и прерывистым (ареал).

Трава – кузнечик – ящерица – сова (цепь).

Основатель теории об эволюции (Дарвин)..

Особь, живое существо, состоящее из взаимосвязанных частей, объединенных в единое цело (организм).

Наиболее крупная систематическая группа. Всего этих групп 4 (царство).

Подцарство зеленых растений, к которым относятся мхи, папоротники, плауны, хвощи, голосеменные (высшие).

Одна из естественных экосистем (лес).

- Прочитайте слово по вертикали и вы узнаете, с каким семейством мы будем знакомиться на уроке. (Пасленовые) - Правильно, ребята. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с семейством Паслёновые.

V Изучение нового материала. 1. Отличительные признаки семейства Пасленовые (Лабораторная работа) - На столе у каждого из вас лежат памятки , в них указаны те признаки семейства, на которые мы сегодня обратим внимание, знакомясь с пасленовыми. Эту памятку вы будете заполнять в течение урока. (У учащихся на парте лежат памятки)

Жизненные формы растений данного семейства

Особенности строения цветка и соцветия

Особенности строения корневой системы, стебля, листьев

1.Название семейства нам уже известно (записали – Пасленовые)

2. С жизненными формами мы ознакомимся, работая в парах (читают

текст и выписываю жизненные формы)

Растения семейства паслёновые пришли к нам из Южной Америки. Их насчитывается около 3000 видов растений. Жизненные формы паслёновых разнообразны. Большинство растений - травянистые, хотя очень редко встречаются кустарники и даже деревья. Паслён чаще всего называют поздникой, потому что только в конце лета у него созревают чёрные ягоды. С древних времён паслён использовали в лекарственных целях. Его свежие плоды и сок листьев применяли для лечения органов пищеварения и кровообращения. Но паслён чёрный очень опасное растение. Оно содержит вещество, которое вызывает отравление у животных и человека. Поэтому в пищу можно употреблять только зрелые плоды паслёна чёрного. Кроме паслёна к этому семейству относятся: картофель, томат, перец, баклажан.

3.Рассмотрите схему цветка паслёна. Просмотр анимации. «Формула и диаграмма цветка Пасленовых Найдите чашечку, венчик, тычинки и пестик.

- Подсчитайте число чашелистиков, лепестков венчика, тычинок и пестиков. Запишите формулу цветка в тетрадь.

- один ученик выходит к доске записывает формулу цветка на доске

4. Рассмотрите рисунок. Строение плодов Пасленовых - Какие плоды встречаются у Паслёновых?.(с.56 в учебнике, читаем и записываем в тетрадь)

5.Особенности строения корневой системы, стебля, листьев

- Чтобы определить жилкование листьев, давайте вспомним, какое оно бывает?

+ параллельное, дуговое и сетчатое

-Посмотрите слайд-шоу «Представители семейства Пасленовые» и определите, какое жилкование листьев у паслёновых;

- зная, что жилкование листьев сетчатое и то, что пасленовые относятся к двудольным растениям, определите тип корневой системы у пасленовых;

- А какой стебель у пасленовых? (ползучие, прямостоящие, вьющиеся и пр.)

+ Стебель у паслёновых прямостоячий.

Вывод: изучаемые растения относятся к паслёновые, так как имеют сходные признаки. Виртуальная лабораторная работа. Определение растений семейства Пасленовые. Групповая

работа.

2. Первичное закрепление знаний. Таблица. «Характерные черты семейства Пасленовые».

Опираясь на таблицу, расскажите о признаках паслёновых растений

Простые, с сетчатым жилкованием

Одиночные цветки, кисть

5 лепестков, 5 тычинок, 1 пестик

Коробочка или ягода

Скажите, почему паслёновые относятся к классу двудольных ?

Вывод: паслёновые растения являются двудольными, так как имеют стержневую корневую систему, сетчатое жилкование листьев, семя содержит две семядоли.

3.ФИЗМИНУТКА:

- наклоны головы назад, вперёд;

- повороты головы влево, вправо;

- махом левую руку занести за правое плечо, голову повернуть налево, и наоборот…

- быстро поморгайте глазами, закройте глаза и посчитайте до пяти;

- круговые движения глазами вначале вправо, затем влево 2-3 раза в каждую сторону и посмотрели вдаль.

4..Дикорастущие растения семейства Пасленовые. Просмотр слайд- шоу.

Работа с интерактивной схемой «Роль дикорастущих пасленовых».

.Посмотрите на рисунок, на с.57. Какие растения семейства пасленовых вы здесь видите?

- Работаем по вариантам. Каждый вариант, пользуясь учебником, запишет одно культурное растение и охарактеризует его.

1 вар – картофель , 2 вар – томат, 3 вар – перец ., 4 вар – баклажан ., 5 вар – табак.

5. Культурные растения семейства. Просмотр слайд- шоу. «Овощные культуры семейства Пасленовые, декоративные пасленовые».

Мы познакомились с представителями семейства Пасленовые.

- О многих растениях, с которыми мы познакомились на уроке, будем говорить на последующих занятиях, научимся выращивать некоторые из них, посеем семена цветов и вырастим цветочную рассаду для пришкольного участка.

- А какие растения изученного семейства выращиваются у вас дома?

VI. Закрепление изученного материала

- Итак, мы изучили три семейства класса двудольные. Какие?

+ крестоцветные ,бобовые и пасленовые.

Посмотрим, как же вы научились различать растения этих семейств.

Я буду называть растение, а вы у себя в тетради записывать в строчку только букву семейства К – крестоцветные, Б- бобовые, П – пасленовые.

Петуния – П, редька – К, горох-Б, капуста – К,фасоль-Б стручковый перец – П, пастушья сумка – К, редис – К, соя-Б, брюква – К, горчица – К, томат – П, арахис-Б,баклажан - П

- Проверяем( взаимопроверка) обменялись тетрадями с соседом по парте.

Ответ: ПКБКБПККБККПБП Если 1-2 ошибки, оценка 4, 3-4 ошибки – оценка 3, 5 и более ошибок – 2.

VII Первичный контроль знаний Тестирование .Электронное приложение

IX Рефлексия. Сделайте вывод:

- Я научился…

- Я - молодец !

-Мог бы лучше работать…

- Пришлось нелегко

VIII Итог. Оценивание детей за работу на уроке Все полученные на уроке знания вы можете закрепить с помощью домашнего задания

VI. Домашнее задание: изучить параграф 22 с.56-57, ответить на вопросы. Индивидуальное задание. Нарисовать в альбоме представителей семейства Пасленовые и подписать их названия. Использовать все систематические таксоны в правильной последовательности: царство (Растения), отдел (Покрытосеменные), класс (Двудольные), семейство, род. вид.


Тема: «Овощные пасленовые: томат, баклажан, перец».

Задачи урока:

Образовательная:

Сформировать у учащихся представления о овощных пасленовых. Научить различать виды овощных культур. Знать их особенности, значение.

Развивающая:

Развитие памяти и мышления. Развитие интеллектуальных качеств личности – интерес, наблюдательность, умение делать выводы и обобщения.

Воспитательная:

Стремление к знаниям. Интерес к предмету биологии. Прививать навыки коммуникативного общения; развивать культуру речи; совершенствовать навыки работы в группе, чувство коллективизма.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование:

Организационный момент

Громко прозвенел звонок – Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем.

Проверка домашнего задания

Актуализация знаний

Он бывает, дети, разный –
Желтый, травяной и красный.
То он жгучий, то он сладкий,
Надо знать его повадки.
А на кухне – глава специй!
Угадали? Это… (Перец)

Хоть чернил он не видал,
Фиолетовым вдруг стал,
И лоснится от похвал
Очень важный… (Баклажан)

Что это за елочки,

Нет на них иголочек?

Что за красные шары,

Но не видно мишуры?

Так красиво вдоль забора

Летом спеют. (помидоры)

Изучение новой темы

К овощным пасленовым растениям относятся несколько видов важных овощных растений, широко распространенных в тропиках и субтропиках. Наиболее ценными среди них являются: томат (помидор) — самая распространенная в мире овощная культура, баклажан, сладкий перец, а также острые перцы.

Питательная ценность пасленовых растений сравнительно невысока, однако они довольно богаты минеральными солями и витаминами.

Все овощные пасленовые растения очень теплолюбивы, оптимальная температура для их роста и развития +22. +25 °С. При температуре ниже +12. +13 °С процесс их роста приостанавливается.

Для выращивания пасленовых растений предпочтительна плодородная почва. Если же почва менее плодородна необходимо внесение огранических удобрений - перегной, навоз и др.

Томат (помидор)

Травянистое многолетние растение с рассеченными душистыми листьями. Плоды томатов – крупные ягоды. Незрелые плоды содержат ядовитые вещества. А когда плоды созревают, они становятся съедобными, очень сочными, вкусными и содержат витамины.

Стебель – прямостоячий, поэтому требует подвязки.

Корневая система стержневая. Цветки мелкие , желтые. В цветке 5 чашелистиков, 5 лепестков, 5 тычинок и один пестик.

Томаты теплолюбивы, поэтому их оберегают от холода. Обычно сначала выращивают рассаду в парнике или дома, а затем высаживают на грядки в открытый грунт.

Физкультминутка

Мы с вами входим в лес.

Сколько здесь кругом чудес! (посмотрели вправо, влево).

Руки подняли и покачали -

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули -

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем -

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся

Покажем — крылья сложили назад.

Наклонились и присели,

Заниматься тихо сели.

Баклажаны и сладкий перец

Их плоды – большие ягоды. У баклажана они темно-фиолетовые, у сладкого перца – красные, желтые, оранжевые, зеленые.

Корневая система стержневая, стебель прямостоячий, листья простые. Цветок состоит из 5 чашелистиков, 5 лепестков, 5 тычинок и один пестик.

После цветения образуется сочный плод. Плоды разнообразны по форме, и по окраске.

У перца плод – пустая ягода.

Зарисуйте овощное пасленовое растение и подпишите его части.

Закрепление полученных знаний

У меня для вас задание
На умение и на знание:

ыродимоп, кочабак, ецреп.

Подведение итогов урока

Какую тему мы изучали сегодня на уроке?

Домашнее задание

Читать страница131-137, вопросы 1-4.

Об овощных пасленовых

Какой язык вам больше по душе - итальянский или древних ацтеков? Если ацтекский - зовите томат томатом ("туматль" - так назывался он на своей родине в Америке). Если итальянский - зовите его помидором. "Яблоко любви", или "золотое яблоко", - так прозвали его в Италии, куда он попал в начале ХV1 в. В Европу томат завезли испанские экспедиции вскоре после открытия Америки. Никто, впрочем, не подозревал тогда о его питательных качествах, и сначала его выращивали как декоративное растение, из-за живописных плодов.
Позднее кашицей растёртых плодов томата стали заживлять гнойные раны. Сейчас, когда мы имеем сильнейшие антибиотики, никто томатом раны не лечит, но в старину его лечебные свойства ценились высоко.
Очень долго продержалась репутация томата как растения с ядовитыми плодами. Уже в начале Х1Х в. авторы американского "Ботанического словаря " с удивлением писали, что итальянцы без вреда для себя едят "ядовитые плоды томата". Лишь в ХIХ в. томат стал настоящей овощной культурой. Правда, за всеобщее признание томат "расплатился" сокращением срока жизни. В природе он живёт многие годы, а в культуре - однолетник.Любители выращивают помидоры не только на огородах, но даже на балконах, а некоторые - и на подоконниках. Один из самых крупных помидоров в мире (1 кг 925 г) вырастил английский любитель Ч. Робертс.

Испанцы и португальцы открыли красный перец для европейцев. Но так как они думали что плавают в Индию, то и перец назвали соответствующе - "Индианский". На самом же деле американские индейцы, живущие в тропиках, первые начали культивировать его.

Почему красный перец такой горький? Дело всё в том, что там содержится вещество , которые может убивать злокачественные клетки. В "сладком" болгарском перце его не содержится.


Описание презентации по отдельным слайдам:

Выберите правильный ответ. 1. Сколько лепестков венчика в цветке паслёновых? 3 5 6

Выберите правильный ответ. 1. Сколько лепестков венчика в цветке паслёновых? 5

Выберите правильный ответ. 2. Сколько чашелистиков в цветке паслёновых? 0 5 6

Выберите правильный ответ. 2. Сколько чашелистиков в цветке паслёновых? 5

Выберите правильный ответ. 3. Сколько тычинок в цветке паслёновых? 3 5 6

Выберите правильный ответ. 3. Сколько тычинок в цветке паслёновых? 5

Выберите правильный ответ. 4. Сколько пестиков в цветке паслёновых ? 1 3 6

Выберите правильный ответ. 4. Сколько пестиков в цветке паслёновых? 1

Выберите правильный ответ. 5. Какие плоды у картофеля? Ягода Коробочка Зерновка

Выберите правильный ответ. 5. Какие плоды у картофеля? Ягода

Выберите правильный ответ. 6. Какая корневая система у картофеля? Мочковатая Стержневая

Выберите правильный ответ. 6. Какая корневая система у картофеля? Стержневая

7. Какие условия создаёт человек при выращивании картофеля?

8. Зачем картофель окучивают?

Растение Томат (помидор) Продолжительность жизни Однолетний Дерево, кустарникили трава Трава Культурное или дикорастущее Место обитания Отношение к свету Отношение к теплу Отношение к влаге

Растение Томат (помидор) Продолжительность жизни Однолетний Дерево, кустарникили трава Трава Культурное или дикорастущее Культурный Место обитания Огород, поле Отношение к свету Отношение к теплу Отношение к влаге

Растение Томат (помидор) Продолжительность жизни Однолетний Дерево, кустарникили трава Трава Культурное или дикорастущее Культурный Место обитания Огород, поле Отношение к свету Светолюбивый Отношение к теплу Теплолюбивый Отношение к влаге

Растение Томат (помидор) Продолжительность жизни Однолетний Дерево, кустарникили трава Трава Культурное или дикорастущее Культурный Место обитания Огород, поле Отношение к свету Светолюбивый Отношение к теплу Теплолюбивый Отношение к влаге Требователенк влажности

Томат Корневая система Стержневая Стебель Листья Цветок Плод Семя Размножается

Томат Корневая система Стержневая Стебель Прямостоячий Листья Цветок Плод Семя Размножается

Томат Корневая система Стержневая Стебель Прямостоячий Листья Сложные жилкованиесетчатое Цветок Плод Семя Размножается

Томат Корневая система Стержневая Стебель Прямостоячий Листья Сложные жилкованиесетчатое Цветок Чашелистиков - 5 Лепестков венчика - 5 (иногда больше) Тычинок – 5 Пестик – 1 Плод Семя Размножается

Томат Корневая система Стержневая Стебель Прямостоячий Листья Сложные жилкованиесетчатое Цветок Чашелистиков - 5 Лепестков венчика - 5 (иногда больше) Тычинок – 5 Пестик – 1 Плод Ягода Семя Размножается

Томат Корневая система Стержневая Стебель Прямостоячий Листья Сложные жилкованиесетчатое Цветок Чашелистиков - 5 Лепестков венчика - 5 (иногда больше) Тычинок – 5 Пестик – 1 Плод Ягода Семя 2 семядоли Размножается

Томат Корневая система Стержневая Стебель Прямостоячий Листья Сложные жилкованиесетчатое Цветок Чашелистиков - 5 Лепестков венчика - 5 (иногда больше) Тычинок – 5 Пестик – 1 Плод Ягода Семя 2 семядоли Размножается Семенами

Выберите книгу со скидкой:


Совушки. Раскраски, поднимающие настроение (ПР)

350 руб. 96.00 руб.


Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.


Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

350 руб. 963.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

350 руб. 163.00 руб.


ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 205.00 руб.


ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 171.00 руб.


Рисуем по клеточкам и точкам

350 руб. 248.00 руб.


ЕГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 163.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка - книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы


Презентация на тему "Овощные паслёновые. Томат" предназначена для проведения урока биологии в 7 классе специальной (коррекционной) школы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (VIII вида). В презентации представлена таблица, которая заполняется учащимися в ходе урока, и фотографии растения, которые помогут учащимся лучше понять и запомнить изучаемый материал

  • Черноиваненко Наталья ВячеславовнаНаписать 2133 12.03.2016

Номер материала: ДВ-521999

  • Биология
  • 7 класс
  • Презентации

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р




    12.03.2016 5971
    12.03.2016 1372
    12.03.2016 2479
    12.03.2016 302
    12.03.2016 1089
    12.03.2016 852
    12.03.2016 664

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: