Перловый суп улицкая рецензии на

Разделы: Литература

  • доказать, что тема маленького человека, столь актуальная в классической литературе, нашла свое продолжение и в современной литературе;
  • создать условия для формирования у учащихся интереса к чтению произведений Людмилы Улицкой, для рождения вопросов о смысле жизни;
  • обучать анализу эпизода и всего текста, интерпретации текста;
  • помочь выявлению чувства, которое возникает после прочтения текста;
  • показать личное восприятие текста.

  • формировать умение мыслить, делать самостоятельные выводы;
  • использовать теоретико-литературные понятия.

  • воспитывать у учащихся любовь к человеку, доброту, благородство;
  • развивать чувство милосердия.

Оборудование:
Сборник рассказов Л. Улицкой, словарь С.И. Ожегова «Словарь русского языка»(толковый), сочинения учащихся (анализ эпизода - инд. задание), гитара (для исполнения песни Б.Окуджава «Молитва»).


Блаженны милостивые…
Из Библии.

Вступительное слово учителя.
Во все времена литература решала вопросы: что есть человек и каково его место в жизни? Литература не отражение катаклизмов эпохи, а лишь проекция на внутренний мир человека. Русскую словесность всегда интересовали проблемы человечности, совести, сострадания.
А если человек не относится к «сливкам» общества, разве не достоин он внимания, разве меньше болит его душа, когда беда входит в дом?
Тема маленького человека не нова в литературе. Кто может остаться равнодушным к горю Самсона Вырина, героя повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»? Или к беде Ионы, героя рассказа А.П.Чехова «Тоска». Вспомним это произведение.

УЧЕНИК (индив. задание)
Рассказ А.П.Чехова небольшой (всего 4стр.), и охватывает он жизнь человека длиной в полдня. Сюжет прост. У извозчика умер сын, которому бы жить да жить. Отцу некому излить горе. Кругом много «бегущих людей». Он подвозит одних, других, пытается заговорить с ними о сыне, но слышит безразличное суждение: «Все помрем». «Глаза Ионы тревожно и мученически бегают по толпам, снующим по обе стороны улицы: не найдется ли из этих тысяч людей хоть один, который выслушал бы его? Но толпы бегут, не замечая ни его, ни тоски. Тоска громадная, не знающая границ. Лопни грудь - и вылейся из нее тоска, так она бы, кажется, весь свет залила!»
Но что стоит хоть кому-нибудь выслушать его! Где же оно, человеческое сострадание?

УЧИТЕЛЬ
А сейчас обратимся к литературе 20 века. Страшная правда о маленьком человеке, заброшенном в последние круги ада, звучит со страниц драмы М, Горького «На дне». Можно ли остаться равнодушным к судьбе униженных и раздавленных жизнью людей?
Не менее трагична судьба лирической героини поэмы А. Ахматовой «Реквием». Маленькая женщина осталась одна со своей бедой в страшном мире разочарований. Главная мысль поэмы - выражение горя, горя беспредельного. Страдания народа и лирической героини сливаются.

Узнала я, как опадают лица,
Как из-под век выглядывает страх,
Как клинописи жесткие страницы
Страдание выводят на щеках.

Тема маленького человека нашла свое отражение и в современной литературе. Одним из ярких писателей, говорящих об отчаянии и боли при виде разложения нравов общества 21 века, является Людмила Улицкая.

УЧЕНИК (инд. задание)
Людмила Евгеньевна Улицкая - прозаик, сценарист кино и телевидения, чьи книги переведены на 17 языков, обладательница престижной Букеровской премии 2001г. Родилась она в Башкирии, окончила биологический факультет МГУ. Первые ее рассказы появились в журналах в конце 80-х годов прошлого века. Получили широкую популярность ее романы: «Казус Кукоцкого», «Медея и ее дети», повести: «Сонечка», «Веселые похороны».

УЧИТЕЛЬ
Сегодня вашему вниманию будут предложны два рассказа Людмилы Улицкой: «Народ избранный» и «Перловый суп». Это рассказы- притчи. А что характерно для притч?
(Притча- это иносказательный рассказ с нравоучением.)
Нашу беседу по рассказу Л, Улицкой «Народ избранный» я хочу предварить вопросом: «Чего боится каждый человек?» (Смерти, одиночества, предательства, болезни).
В рассказе «Народ избранный» воплощены все названные вами страхи. Подумайте над названием рассказа.
(Избранный - значит лучший, отличный)
Каких людей мы обычно называем избранными?
А какие люди названы Л. Улицкой «избранными»?
Какой художественный прием использует автор в названии и для чего?
Какое определение вы бы дали слову «народ» в рассказе Л.Улицкой?
Почему же автор назвал этих людей «избранными»?
Вспомним описание внешности и историю жизни главной героини Зиночки
Вызывает ли описание внешности Зиночки сочувствие у вас?
А как вы понимаете значение слов: «сочувствие», «милосердие»?

УЧЕНИКИ читают мини-сочинения «Сочувствие и милосердие. Что это?» (инд. задание).
А почему мать Зиночки дала перед смертью дочери необычное напутствие?
Почему Зиночка надевает лучшую одежду, отправляясь просить милостыню?
Почему Зине «не подали» в первый день?
Кто первый протянул Зине копеечку?
Почему женщине было все равно, что ответила Зиночка в благодарность за подаяние? Что для нее было важно?
Как отнеслись к Зиночке нищие, стоящие у храма?
Опишите внешность и речь нищих.
А почему нищие ведут себя так грубо по отношению к Зиночке, не сочувствуют ей?
Вспомните слова Кати о двух категориях нищих.
А кто такая Катя Рыжая? Опишите ее внешность и историю жизни.
А почему именно она заступилась за Зиночку?
Вспомните историю, которую рассказала Катя Зиночке о двух монахинях.

УЧЕНИЦА
Выразительное чтение истории о двух монахинях под музыку (инд. зад.)

УЧИТЕЛЬ
Группа ребят готовила дома анализ эпизода «Две монахини» (Учащийся читает анализ эпизода о двух монахинях, тема которого - высокое предназначение человека)
А теперь наступил момент обратиться к эпиграфу. Как вы понимаете эти слова?
(Блаженный - в высшей степени счастливый; юродивый.
Милостивый - выражающий милость).
Учащиеся делают вывод: счастлив тот, кто способен на добрые, милосердные поступки.

УЧИТЕЛЬ
Все мы в этой жизни имеем предназначение, и жить мы должны по заповедям Божьим
(Заповеди написаны на доске).
Как вы думаете, каков смысл финала рассказа, т.е. сон Зиночки? (Уход от реальной, страшной жизни, надежда на лучшее)

ИТОГ
Этот рассказ не только о «народе избранном», но и обо всех нас. Ведь мы не рождаемся для страданий и боли. Все достойны того, чтобы быть счастливыми, здоровыми, любимыми, успешными и благополучными. Только в жизни все складывается по-разному. Даже самому счастливому человеку дано познать; одиночество ,болезни, страдания и смерть. Часто для того, чтобы жить, требуется огромное мужество. Высшая мудрость, по мнению Улицкой, и состоит в том, чтобы научиться верить в лучшее, уметь смиряться с неизбежными обстоятельствами, не завидовать чужому счастью, а быть счастливым самому, несмотря ни на какие невзгоды.
У Булата Окуджава есть замечательная песня «Молитва».
Тема нашего разговора и песни перекликаются
Учащиеся исполняют песню «Молитва» под гитару.

УЧИТЕЛЬ
Порой мир похож на кривое зеркало. И то, что человеку кажется правдивым, истинным, на самом деле оказывается обратной стороной медали.
Обратимся к произведению Л. Улицкой «Перловый суп». Какова особенность композиции этого произведения? (Это рассказ в рассказе.)
Перед главной героиней проходят картины ее детства. Уже поседевшей женщине не дают покоя воспоминания, связанные с жизнью в родительском доме.
А почему повествование представлено от первого лица и глазами ребенка?
Ребята, вы знаете, что в названии кроется важная составляющая часть идеи произведения. Как вы понимаете название данного рассказа?
(Перловый суп - значит приготовленный из перловки, т.е. ячменя, самой дешевой крупы.)
Чем был перловый суп для героев рассказа?
(Суп был не только едой, он был проверкой на человечность)
Простая, дешевая крупа в умелых руках Марины Борисовны превращалась в лучшее кулинарное блюдо, которое любили все, особенно соседи по коммуналке . Докажите эту мысль текстом.
Скажите, почему Марина Борисовна поручила маленькой дочери отнести перловый суп в коморку к нищим? Опишите нищих (внешность, речь, поведение ). На каком художественном приеме построено описание внешности Марины Борисовны и нищих? Для чего это сделал автор? А как Марина Борисовна относится к нищим?
Прочитайте эпизод разговора о том, как и куда исчезли нищие. Как вы думаете, какой смысл вкладывает автор в слова: « Город к празднику почистили»?
Композиционно рассказ делится на две части . Расскажите, какими чертами характера наделил автор нищих в первой части?
(Они тихие, безропотные, но с чувством собственного достоинства)
Какое чувство они вызывают у вас?
Перед нами вторая часть рассказа. И вновь перловый суп является проверкой героев на человечность.
Вспомните историю, связанную с Надеждой Ивановной. Какое горе пережила Надежда Ивановна?
Почему в столь тяжелую минуту Надежда Ивановна просит налить перловый суп? Почему женщины едят из одной тарелки? (Сочувствие, сопереживание)
Во второй части рассказа есть описание еще одного события, к которому вы, наверное, не остались равнодушны. Опишите героиню, которая однажды постучалась в дверь коммунальной квартиры.
Какое впечатление произвело на вас описание этой женщины? (Омерзение, презрение)
Опишите речь нищей.
И опять перловый суп стал проверкой на человечность
Опишите, как нищая ела перловый суп. А была ли она голодна?
А почему нищая не надела подаренные штаны на голое тело, ведь на улице было холодно?
А что ей надо было?
А как нищая поступила с вещами, которые ей подарила Марина Борисовна?
И это «благодарность» за добро, за гостеприимство.
А почему именно эти эпизоды из жизни врезались в память героини рассказа?

УЧИТЕЛЬ
Девочка увидела реальную жизнь без прикрас. Говорят, что языком ребенка глаголет истина. Девочка поняла, что люди, окружающие ее, могут быть унижены своим социальным положением, но при этом они сохраняют человеческое достоинство, умеют быть благодарными. Другие - такие, как попрошайка, злые, алчные, нечистые на руку, наглые. На добро они отвечают злом. Третьи - такие, как Марина Борисовна, способны сочувствовать горю любого человека, способны протянуть руку помощи в любую минуту. И во всех этих эпизодах проверкой на человечность стал перловый суп из самой дешевой крупы

ИТОГ
Ребята, сегодня вы открыли для себя новое имя в литературе - это Людмила Улицкая. Каждый рассказ Л, Улицкой – это открытие. Какое же открытие сделали вы для себя, прочитав рассказы-притчи этой замечательной писательницы?
Об этом вы должны написать в сочинении-эссе «Открытие писателя» (Домашнее сочинение)



#БК_2019 (7. Рассказ российского/советского автора)

Давно хотела прочитать что-то у Улицкой, но побаивалась, решила, что рассказ будет неплохим началом знакомства и.. Мне это ничем не помогло. Было очень коротко (прямо очень, чтение и 5 минут не заняло) и странно оборвано, сначала даже подумала, что скачала какой не полный вариант, но нет..
Вот ненавижу писать рецензии на рассказы, очень редко есть что о них сказать..как собственно и оценивать их не за что, поэтому я этого делать не буду.

В рассказе 3 воспоминания девочки о маме, все они связаны с перловый супом, которым она кормила всех обездоленных и нуждающихся. В каждом воспоминании мама без вопросов бросается помогать людям, абсолютно всем подряд: соседям, знакомым, левой тётке постучавшей в дверь с жалостливой историей, не важно какая нужна помощь, мама готова отдать последнюю рубашку с себя и последние деньги.

Наверно, это должно быть трогательно, пробуждать веру в людей, добро и все такое, но не во мне, к сожалению. Я циник и сердечко моё как камень, поэтому вижу не сердобольную мать Терезу, а женщину не совсем в своём уме, которая к каким-то бомжеватого вида больним фиг знает чем людям отправляла свою маленькую дочь относить этот перловый суп, а ещё пускала к себе домой абсолютно не знакомую и совершенного голую под пальто женщину, да ещё и когда дома все тот же маленький ребёнок. Те приходит женщина, распахивает пальто, там совсем ничего, ребёнок в шоке, что только что лицезрел сосцы и йони (да простиь меня всемогущий пони) какой то тётки, а мать её ведёт в дом, чтобы собрать свои вещи, дать денег и покормить, и все только потому, что она сказала одну единственную жалобную фразу..ну такое

То ли это была чересчур тонкая, что аж просвечивала, метафора на то, что нельзя быть такой легковерной дурехой, и тогда я могу понять, что это добрым молодцам урок, то ли это и правда преподносилось как истории полные любви, понимания, сочувствия и сострадания и тогда я не понимаю. Нет, ну сочувствие и сострадание, конечно, понимаю, но всему должно быть время и место, нельзя видеть мир только хорошим, так же как нельзя его видеть только плохим (хотя я справляюсь).

В общем, вместо того, чтобы раскрыть для себя автора, у меня появилось только больше вопросов и сомнений, потому что если у неё все книги с этой сомнительной гипертрофированной моралью и добротой, то нам явно лучше не встречаться..

30 января 2016 г.

Я получила в "Охоте на снаркомонов" задание найти книгу, опубликованную в год моего рождения. Поскольку я вряд ли бы прочла ее случайно, пришлось искать нарочно, а гугл выдал мне этот рассказ. Хотя я читала много Улицкой, он мне прежде не встречался. Он коротенький, пара страниц всего. Но при этом по нему пишут анализ и разборы, ведут уроки.
Мне даже особо нечего сказать. Ну ясно же, что перловый суп здесь - метафора сострадания, помощи ближнему. Героиня вспоминает три ситуации из своего детства, когда ее мама хотела кому-то помочь - и в каждой из них фигурировал перловый суп.
"Папиросу можно принять, от жизни придется отказаться".
Перловый суп-то съесть можно. А вот помощь иногда люди не принимают. Иногда они только делают вид, что нуждаются в ней. А иногда случаются непоправимые вещи.
И вряд ли то, что рассказчица никогда не готовит перловый суп, означает, что она никому не помогает. Ведь ее так воспитали.

Книжное путешествие, тема "Автор - женщина"

Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли


Отзывы 1


Удивительная книга, как, впрочем, и все книги Улицкой. Живой богатый язык, колоритный быт, удивительно по-простому трогательные герои. А самое главное, в конце каждого рассказа наполненность, граничащая с открытием. И возврат к себе.

Оставьте отзыв

Напишите отзыв и получите 50 бонусных рублей на ваш счёт ЛитРес

На что хотите пожаловаться?

Удобные форматы для скачивания

  • FB2
  • EPUB
  • TXT
  • Ещё 5


    • О компании
    • Контакты
    • Служба поддержки
    • Возврат
    • © ООО «ЛитРес»
    • Активировать купон
    • Публичная оферта
    • Политика обработки
      персональных данных
    • Согласие на получение рассылки
  • Сотрудничество
    • Издательствам
    • Авторам
    • Библиотекам
    • Партнёрам
    • Вебмастерам
  • Что почитать?
    • Бестселлеры
    • Скоро в продаже
    • Популярные авторы
    • Интервью с авторами
    • ЛитРес: Истории
    • ЛитРес в соц.сетях
    • Чтобы воспользоваться акцией, добавьте нужные книги в корзину. Сделать это можно на странице каждой книги, либо в общем списке:

      1. Нажмите на многоточие
        рядом с книгой
      2. Выберите пункт
        «Добавить в корзину»

      Перловый суп

      Рассказ, 1991 год

      Язык написания: русский

      Впервые опубликовано в журнале «Столица», 1991. №46/47. С. 120-121.

      Доступность в электронном виде:

      Авторы по алфавиту:

      27 августа 2020 г.

      26 августа 2020 г.

      25 августа 2020 г.

      24 августа 2020 г.

      23 августа 2020 г.

      Сайт защищен технологией reCAPTCHA используемой в соответствии с Политикой конфиденциальности и Условиями использования корпорации Google.


      Обложка книги https://knigogid.ru/books/280298-perlovyy-sup


      Фото Л.Е. Улицкой https://uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-lyudmila-ulickaya.html

      Краткая биографическая справка

      Людмила Евгеньевна Улицкая (род. 1943) — русская писательница, сценарист. Первая женщина — лауреат премии «Русский Букер» (2001). Лауреат премии «Большая книга» (2007, 2016)[2].

      Все рассказы Улицкой основаны на её жизненном личном опыте или пересказаны со слов друзей, знакомых, соседей, родственников. Её биография уже могла бы служить материалом для отдельной книги[3].

      Вопросы

      1.Почему маленькой девочке трижды запомнился перловый суп?

      Ответ: Перловый суп запомнился девочке трижды потому, что с ним связаны воспоминания о трёх историях ее жизни. Первая: нищие, живущие под лестницей. Вторая: погорельцы. Третья: смерть дочери соседки.

      2.Какая из этих историй впечатлила вас больше всего? Почему?

      Ответ: Все три истории драматичны, в них изображены люди, в чью жизнь ворвалось горе. Горести, выпадающие на судьбы людей бывают разными: у кого-то беспросветная нищета, кто-то потерял абсолютно все имущество из-за несчастного случая, кто-то теряет родного человека. Неважно, какое горе постигло человека, важно, чтобы рядом был кто-то, способный своей добротой помочь нуждающемуся. Мне больше всего понравилась история, связанная с женщиной, которая оказалась погорелицей. Мириам, несмотря на свою бедность, помогла пострадавшей женщине, а вот ее сосед, Цветков, захлопнул дверь, не желая сталкиваться с чужими проблемами.

      3.На какие детали портрета героев обращает внимание автор рассказа?

      Ответ: На одежду героев. У девочки была жёлтая шуба, сшитая бабушкой из плюшевого одеяла, темно-синее фланелевое платьице с белым фартучком, у ее матери тоже был белый фартук, одета она была бедно, но аккуратно. У женщины, которая жила под лестницей, была зелёная вязаная беретка, за что у нее и было прозвище Беретка.

      «Под лестницей совсем нет электричества, иногда у них горит керосиновая лампа, иногда совсем темно. Обыкновенно Иван Семёнович лежит на какой-то лежанке, покрытой тряпьём, а Беретка в вытертом бархатном пальто и серо-зелёной вязаной беретке сидит у него в ногах».

      4. Обратите внимание на описание одежды, интерьера, привычек героев. Что вы можете сказать о социальном положении семьи? Влияет ли это на поведение героев?

      Ответ: Семья девочки небогата. Мать Мириам выглядит опрятно, несмотря на отсутствие дорогих и красивых платьев. Ее красоту подчёркивают скромность и чистота. Даже сам перловый суп — важный показатель социального положения. Перловка — самая дешёвая крупа. Вероятно, семья не могла позволить себе большего, однако мать девочки готова поделиться последним с человеком, чье горе сильнее ее собственного.

      «…мама стоит на свету, в дверном проёме, и улыбается мне. Она в белом фартуке, даже с кружевной ленточкой на груди. Мама красивая, как принцесса».

      5.Почему девочка боится людей, живущих под лестницей?

      Ответ: Девочка боится людей, живущих под лестницей и брезгует ими, потому что место их обитания страшное. В каморке нет даже освещения. Вероятно, ей страшно, потому что их внешность и жилище пугающие, хотя люди это добрые.

      6.Какими морально-нравственными качествами обладает мать девочки?

      Ответ: Мириам видит чужое горе и помогает людям. Она способна к состраданию. Даже чашка супа порой большая помощь, а чаще всего огромная, если люди бедны.

      «Мама налила большую миску переливчатого перлового супа, отрезала кусок серого хлеба и вынесла погорелице. — Вот покушайте пока, — попросила мама тётку, и тётка приняла миску. — Ой, да так неудобно, — всполошилась мама и притащила газету. Постелила её на покрытый сине-красный ковром Цветковский сундук, усадила женщину как бы к столу».

      7.Почему девочка не исправила соседку Надежду Ивановну, когда та назвала ее мать Мариной, хотя ее имя Мириам?

      Ответ: Потому что девочка понимала горе соседки: все плакали, и девочке не хотелось причинять соседке лишнюю боль, ведь по ней и так больно ударила смерть единственной дочери.

      «Мне очень хотелось сказать этой старухе, что мамочка моя никакая не Марина, что её зовут Мириам, но сказать я не могла ничего, потому что они ели из одной тарелки, и слёзы текли по лицу Надежды Ивановны, и не только из живого, но и из белого, неживого глаза, и по маминому лицу тоже текли слёзы».

      8.Почему повзрослевшая девочка уже никогда не готовила перловый суп?

      Ответ: Повзрослевшей девочке тяжело вспоминать эти события, и поэтому она не может уже без горечи в сердце готовить перловый суп.

      9. Какой нравственный урок преподносит Людмила Улицкая в рассказе «Перловый суп?»

      Ответ: В любой ситуации нужно оставаться человеком. Духовное в человеке превыше материального. В жизни каждого человека главными нравственными ориентирами должны стать доброта и сострадание.

      Список литературы:

      1.Улицкая Л.Е. Рассказы: короткие рассказы.– М.: Эксмо, 2007. – С. 478.






      Описание книги "Перловый суп"

      Описание и краткое содержание "Перловый суп" читать бесплатно онлайн.

      Почему ранняя память зацепилась трижды за этот самый перловый суп? Он был действительно жемчужно-серый, с розоватым, в сторону моркови, переливом и дополнительным перламутровым мерцанием круглой сахарной косточки, полузатопленной в кастрюле.

      Вечером, после запоздалого обеда, мама перелила часть супа в помятый солдатский котелок и дала его мне в руки. Я спускалась по лестнице со второго этажа одна, а мама стояла в дверях квартиры и ждала. Эта картина осталась у меня почему-то в этом странном ракурсе, сверху и чуть сбоку: по лестнице осторожно спускается девочка лет четырех в темно-синем фланелевом платье с клетчатым воротничком, в белом фартучке с вышитой на груди кошкой - в одежде, соответствующей дореволюционным идеалам моей бабушки, полагающей, что фартук именно потому должен быть белым, что на темном грязь плохо видна, - коротенькая толстая косичка неудобно утыкается сзади в шею, но поправить невозможно, потому что в одной руке теплый котелок с супом, а другой я держусь за чугунные стойки перил.

      Туфли на пуговицах немного скользят по стертым ступеням, и потому я иду младенческими приставными шагами, с большой опаской.

      Я спускаюсь на марш, поворачиваюсь, вижу маму, которая терпеливо ждет меня в дверях и улыбается своей чудесной улыбкой, от которой красота ее немного портится.

      Я вздыхаю и продолжаю спуск. Внизу, под лестницей, в каморе, живет пара нищих, костлявый носатый Иван Семенович и маленькая старушка по прозвищу Беретка. Я их боюсь и брезгаю, но мама, как мне кажется, об этом знать не должна.

      Под лестницей нет электричества, иногда у них горит керосиновая лампа, иногда совсем темно. Обыкновенно Иван Семенович лежит на какой-то лежанке, покрытой тряпьем, а Беретка, в вытертом бархатном пальто и серо-зеленой вязаной беретке, сидит у него в ногах.

      Я стучу. Никто не отзывается. Спиной я открываю дверь. Керосиновая лампа выдает мне Беретку, которую без головного убора я сначала не узнаю. Оказывается, она лысая, вернее, не совсем лысая: и лицо и голова ее покрыты одинаковыми редкими длинными волосами и крупными коричневыми родинками. Она жалко улыбается и суетливо натягивает на лысую голову берет:

      - Ой, детка, это ты, а я и не слышу.

      Я отдаю ей котелок, из кармана фартука вынимаю два куска хлеба и говорю почему-то "спасибо".

      Беретка переливает суп из котелка в банку и бормочет что-то неразборчивое, похоже на "мыло, мыло".

      Сухой грязной рукой возвращает мне котелок. Старик кашляет. Беретка кричит ему:

      - Иван Семенович! Вам покушать прислали, вставайте!

      Пахнет у них ужасно.

      С облегчением бегу я вверх по лестнице, мама стоит на свету, в дверном проеме и улыбается мне. Она в белом фартуке, даже с кружевной ленточкой на груди. Мама красивая, как принцесса. Одно только смущает: кажется, у принцесс белокурые волосы, а у мамы веселые черные кудряшки, подхваченные сзади двумя заколками.

      Нищие исчезли незадолго до праздника, который я запомнила очень хорошо. Отец вел меня за руку по нарядному городу, и повсюду были выставлены косые красные кресты. Я начинала тогда разбирать буквы и спросила у отца, почему всюду написано "ХА-ХА-ХА. ". Он раздраженно дернул меня за руку, а потом объяснил, что эти косые кресты означают еще цифру тридцать.

      Вечером того же дня, уже лежа в постели, я слышала, как мама говорит отцу:

      - Нет, не понимаю, отказываюсь понимать, кому они мешали.

      - Город к празднику почистили. - объяснил ей отец.

      Во второй истории перловый суп не был главным действующим лицом, а лишь скромно мелькнул на заднем плане.

      Воскресным утром в дверь позвонили. Один раз, а потом еще один. Дверь в нашу комнату была первой по коридору. Один звонок был общий, два - к нам, три - к Цветковым. восемь - к Кошкиным.

      - Вероятно, это общий, - пробормотала мама. Коленями она стояла на стуле, а локтями упиралась в стол. Таблицы с синими, красными и взятыми в кружок цифрами лежали перед ней. Две мелкие морщины образовывали между бровей деревце, когда она работала.

      Она спрыгнула со стула и, все еще неся напряжение мысли на круглом умном лобике, пошла открывать.

      Огромная темная женщина стояла в дверном проеме. На ней был длинный военный плащ до полу, ярко белел пробор на круглой толстой голове.

      Мама смотрела на нее выжидающе, и тетка не обманула ожидания: она распахнула плащ и предъявила огромное голое тело. У меня дыхание перехватило от этого зрелища: грудь низко свисала и оканчивалась большими, чуть не с чайное блюдце сосками, пупок был размером с чашку, выпуклый и тоже темный, глубокий неровный шов шел поперек живота, над треугольной бородкой вытертых волос, и все вместе это было каким-то страшным великанским лицом, а не женским телом.

      - Погорельцы мы! Все-все погорело. как есть. - сказала женщина немосковским мягким голосом и запахнула ужасный лик своего тела.

      - Ой, да вы заходите, заходите, - пригласила мама, и женщина, озираясь, вошла.

      Прихожая нашей многосемейной квартиры была заставлена сундуками, корытами, дровами и шкафами.

      - Я сейчас, сейчас, - заторопилась вдруг мама. - Да вы сядьте, - и мама сняла ящик с венского стула, который был втиснут между Цветковским сундуком и тищенковской этажеркой.

      Мама кинулась в комнату, вытянула нижний ящик шкафа, села перед ним и стала выбирать из старого белья подходящее для погорелицы. Две длинноногие пары дедовых кальсон бросила она на пол и побежала на кухню. Разожгла примус, поставила на него кастрюлю и снова метнулась в комнату.

      Женщина сидела на стуле и все разглядывала рогатую вешалку Кудриных, на которой висели ватник и шинель.

      А мама выбросила все с полок шкафа и быстрыми пальчиками перебирала свои тряпки. Мама была маленького роста, и все ее вещи были маленькие, но она нашла то, что искала, - бабушкину коверкотовую юбку и старинную огромную рубаху из пожелтевшего батиста.

      И снова мама побежала на кухню, а я понеслась за ней, потому что боялась остаться наедине с тем великаном, что был спрятан у тетки под плащом.

      Сосед Цветков высунулся в коридор.

      - Погорельцы вот, - сказала ему мама виноватым голосом, но он быстро захлопнул свою дверь.

      Мама налила большую миску переливчатого перлового супа, отрезала кусок серого хлеба и вынесла погорелице.

      - Вот, покушайте пока, - попросила мама тетку, и тетка приняла миску, - Ой, да так неудобно, - всполошилась мама и притащила газету. Постелила ее на покрытый сине-красным ковром Цветковский сундук, усадила женщину как бы к столу.

      - Дай тебе Бог здоровья, - сказала женщина и принялась за суп.

      А я наблюдала сквозь щель неплотно прикрытой двери, как лениво она ест перловый суп, бросая в него кусочки хлеба, скучно водя ложкой в миске и посматривая по сторонам.

      Зубов у нее не было.

      "Видно, и зубы сгорели, - подумала я. И еще: - Она тоже не любит перловый суп".

      А мама засовывала в узел шелковое трико лососинового цвета с луковыми заплатами и говорила тихонько не то мне, не то самой себе:

      - Господи, ну надо же такое, чтоб прямо голой, на улицу.

      А женщина доела суп, поставила миску на пол. встала, распахнула плащ. глаз я не могла отвести от ее странных тихих движений.

      Наконец мама выволокла узел в коридор:

      - Вот. Собрала. Да вы оденьтесь, оденьтесь. У нас ванная комната есть, - предложила мама.

      Но женщина отклонила предложение:

      - Детки меня ждут. Мне бы деньжонок сколько-нибудь. - А мама уже вынимала сложенную в четыре раза тридцатку. - Спасибо, век вашу доброту не забуду, - поблагодарила женшина скороговоркой, и мама закрыла за ней дверь.

      Потом, собирая с полу разбросанные вещи, мама говорила мне в некотором недоумении:

      - А штаны сразу могла бы надеть, правда?

      Я не сразу ответила, потому что мне кое-что надо было обдумать и понять.

      - Штаны холодные, - сообразила я наконец, - а ковер теплый.

      Было солнечно и снежно, с детьми в такую погоду полагалось гулять.

      - Может, погуляешь сама под окошечком? - извиняющимся голосом предложила мама, кося на свои таблицы.

      Я согласилась великодушно. Мама бросила в меня ворохом шерстяной одежды - кофтами, рейтузами, варежками и носочками. Меня снарядили, подвязали поясом желтую плюшевую шубу, сшитую бабушкой из старого покрывала, желтую шапку из того же самого покрывала застегнули под подбородком, дали лопату и синее ведрецо и вывели на лестницу. Прямо перед нашей дверью лежала разворошенная куча маминых вещей. И бедные отвергнутые трико лежали сверху.

      - Ой, что же это. - пролепетала моя маленькая мамочка.

      - Я же тебе говорю, штаны-то холодные, а ковер теплый. - все пыталась я объяснить маме положение вещей.

      - Да какой ковер? - наконец услышала меня мама.

      - Тот, что на сундуке лежал. Она его на себя надела, - объяснила я несмышленой маме.

      И тогда мама вдруг всплеснула руками и захохотала:


      Людмила Улицкая - Перловый суп краткое содержание

      Людмила Улицкая - Перловый суп читать онлайн бесплатно

      • «
      • 1
      • 2
      • »

      Почему ранняя память зацепилась трижды за этот самый перловый суп? Он был действительно жемчужно-серый, с розоватым, в сторону моркови, переливом и дополнительным перламутровым мерцанием круглой сахарной косточки, полузатопленной в кастрюле.

      Вечером, после запоздалого обеда, мама перелила часть супа в помятый солдатский котелок и дала его мне в руки. Я спускалась по лестнице со второго этажа одна, а мама стояла в дверях квартиры и ждала. Эта картина осталась у меня почему-то в этом странном ракурсе, сверху и чуть сбоку: по лестнице осторожно спускается девочка лет четырех в темно-синем фланелевом платье с клетчатым воротничком, в белом фартучке с вышитой на груди кошкой - в одежде, соответствующей дореволюционным идеалам моей бабушки, полагающей, что фартук именно потому должен быть белым, что на темном грязь плохо видна, - коротенькая толстая косичка неудобно утыкается сзади в шею, но поправить невозможно, потому что в одной руке теплый котелок с супом, а другой я держусь за чугунные стойки перил.

      Туфли на пуговицах немного скользят по стертым ступеням, и потому я иду младенческими приставными шагами, с большой опаской.

      Я спускаюсь на марш, поворачиваюсь, вижу маму, которая терпеливо ждет меня в дверях и улыбается своей чудесной улыбкой, от которой красота ее немного портится.

      Я вздыхаю и продолжаю спуск. Внизу, под лестницей, в каморе, живет пара нищих, костлявый носатый Иван Семенович и маленькая старушка по прозвищу Беретка. Я их боюсь и брезгаю, но мама, как мне кажется, об этом знать не должна.

      Под лестницей нет электричества, иногда у них горит керосиновая лампа, иногда совсем темно. Обыкновенно Иван Семенович лежит на какой-то лежанке, покрытой тряпьем, а Беретка, в вытертом бархатном пальто и серо-зеленой вязаной беретке, сидит у него в ногах.

      Я стучу. Никто не отзывается. Спиной я открываю дверь. Керосиновая лампа выдает мне Беретку, которую без головного убора я сначала не узнаю. Оказывается, она лысая, вернее, не совсем лысая: и лицо и голова ее покрыты одинаковыми редкими длинными волосами и крупными коричневыми родинками. Она жалко улыбается и суетливо натягивает на лысую голову берет:

      - Ой, детка, это ты, а я и не слышу.

      Я отдаю ей котелок, из кармана фартука вынимаю два куска хлеба и говорю почему-то "спасибо".

      Беретка переливает суп из котелка в банку и бормочет что-то неразборчивое, похоже на "мыло, мыло".

      Сухой грязной рукой возвращает мне котелок. Старик кашляет. Беретка кричит ему:

      - Иван Семенович! Вам покушать прислали, вставайте!

      Пахнет у них ужасно.

      С облегчением бегу я вверх по лестнице, мама стоит на свету, в дверном проеме и улыбается мне. Она в белом фартуке, даже с кружевной ленточкой на груди. Мама красивая, как принцесса. Одно только смущает: кажется, у принцесс белокурые волосы, а у мамы веселые черные кудряшки, подхваченные сзади двумя заколками.

      Нищие исчезли незадолго до праздника, который я запомнила очень хорошо. Отец вел меня за руку по нарядному городу, и повсюду были выставлены косые красные кресты. Я начинала тогда разбирать буквы и спросила у отца, почему всюду написано "ХА-ХА-ХА. ". Он раздраженно дернул меня за руку, а потом объяснил, что эти косые кресты означают еще цифру тридцать.

      Вечером того же дня, уже лежа в постели, я слышала, как мама говорит отцу:

      - Нет, не понимаю, отказываюсь понимать, кому они мешали.

      - Город к празднику почистили. - объяснил ей отец.

      Во второй истории перловый суп не был главным действующим лицом, а лишь скромно мелькнул на заднем плане.

      Воскресным утром в дверь позвонили. Один раз, а потом еще один. Дверь в нашу комнату была первой по коридору. Один звонок был общий, два - к нам, три - к Цветковым. восемь - к Кошкиным.

      - Вероятно, это общий, - пробормотала мама. Коленями она стояла на стуле, а локтями упиралась в стол. Таблицы с синими, красными и взятыми в кружок цифрами лежали перед ней. Две мелкие морщины образовывали между бровей деревце, когда она работала.

      Она спрыгнула со стула и, все еще неся напряжение мысли на круглом умном лобике, пошла открывать.

      Огромная темная женщина стояла в дверном проеме. На ней был длинный военный плащ до полу, ярко белел пробор на круглой толстой голове.

      Мама смотрела на нее выжидающе, и тетка не обманула ожидания: она распахнула плащ и предъявила огромное голое тело. У меня дыхание перехватило от этого зрелища: грудь низко свисала и оканчивалась большими, чуть не с чайное блюдце сосками, пупок был размером с чашку, выпуклый и тоже темный, глубокий неровный шов шел поперек живота, над треугольной бородкой вытертых волос, и все вместе это было каким-то страшным великанским лицом, а не женским телом.

      - Погорельцы мы! Все-все погорело. как есть. - сказала женщина немосковским мягким голосом и запахнула ужасный лик своего тела.

      - Ой, да вы заходите, заходите, - пригласила мама, и женщина, озираясь, вошла.

      Прихожая нашей многосемейной квартиры была заставлена сундуками, корытами, дровами и шкафами.

      - Я сейчас, сейчас, - заторопилась вдруг мама. - Да вы сядьте, - и мама сняла ящик с венского стула, который был втиснут между Цветковским сундуком и тищенковской этажеркой.

      Мама кинулась в комнату, вытянула нижний ящик шкафа, села перед ним и стала выбирать из старого белья подходящее для погорелицы. Две длинноногие пары дедовых кальсон бросила она на пол и побежала на кухню. Разожгла примус, поставила на него кастрюлю и снова метнулась в комнату.

      Женщина сидела на стуле и все разглядывала рогатую вешалку Кудриных, на которой висели ватник и шинель.

      А мама выбросила все с полок шкафа и быстрыми пальчиками перебирала свои тряпки. Мама была маленького роста, и все ее вещи были маленькие, но она нашла то, что искала, - бабушкину коверкотовую юбку и старинную огромную рубаху из пожелтевшего батиста.

      И снова мама побежала на кухню, а я понеслась за ней, потому что боялась остаться наедине с тем великаном, что был спрятан у тетки под плащом.

      Сосед Цветков высунулся в коридор.

      - Погорельцы вот, - сказала ему мама виноватым голосом, но он быстро захлопнул свою дверь.

      Мама налила большую миску переливчатого перлового супа, отрезала кусок серого хлеба и вынесла погорелице.

      - Вот, покушайте пока, - попросила мама тетку, и тетка приняла миску, - Ой, да так неудобно, - всполошилась мама и притащила газету. Постелила ее на покрытый сине-красным ковром Цветковский сундук, усадила женщину как бы к столу.

      - Дай тебе Бог здоровья, - сказала женщина и принялась за суп.

      А я наблюдала сквозь щель неплотно прикрытой двери, как лениво она ест перловый суп, бросая в него кусочки хлеба, скучно водя ложкой в миске и посматривая по сторонам.

      Зубов у нее не было.

      "Видно, и зубы сгорели, - подумала я. И еще: - Она тоже не любит перловый суп".

      А мама засовывала в узел шелковое трико лососинового цвета с луковыми заплатами и говорила тихонько не то мне, не то самой себе:

      - Господи, ну надо же такое, чтоб прямо голой, на улицу.

      А женщина доела суп, поставила миску на пол. встала, распахнула плащ. глаз я не могла отвести от ее странных тихих движений.

      Наконец мама выволокла узел в коридор:

      - Вот. Собрала. Да вы оденьтесь, оденьтесь. У нас ванная комната есть, - предложила мама.

      Но женщина отклонила предложение:

      - Детки меня ждут. Мне бы деньжонок сколько-нибудь. - А мама уже вынимала сложенную в четыре раза тридцатку. - Спасибо, век вашу доброту не забуду, - поблагодарила женшина скороговоркой, и мама закрыла за ней дверь.

      Потом, собирая с полу разбросанные вещи, мама говорила мне в некотором недоумении:

      - А штаны сразу могла бы надеть, правда?

      Я не сразу ответила, потому что мне кое-что надо было обдумать и понять.

      - Штаны холодные, - сообразила я наконец, - а ковер теплый.

      Было солнечно и снежно, с детьми в такую погоду полагалось гулять.

      - Может, погуляешь сама под окошечком? - извиняющимся голосом предложила мама, кося на свои таблицы.

      Я согласилась великодушно. Мама бросила в меня ворохом шерстяной одежды - кофтами, рейтузами, варежками и носочками. Меня снарядили, подвязали поясом желтую плюшевую шубу, сшитую бабушкой из старого покрывала, желтую шапку из того же самого покрывала застегнули под подбородком, дали лопату и синее ведрецо и вывели на лестницу. Прямо перед нашей дверью лежала разворошенная куча маминых вещей. И бедные отвергнутые трико лежали сверху.

      - Ой, что же это. - пролепетала моя маленькая мамочка.

      - Я же тебе говорю, штаны-то холодные, а ковер теплый. - все пыталась я объяснить маме положение вещей.

      - Да какой ковер? - наконец услышала меня мама.

      - Тот, что на сундуке лежал. Она его на себя надела, - объяснила я несмышленой маме.

      И тогда мама вдруг всплеснула руками и захохотала:


      хочется добавить еще пару слов именно об исполнении данной серии. Очень хорошо продумана именно обложка - плотная, с клапаном (который как уже писали может служить и закладкой), благодаря этому клапану уголки не обтреплются и книга сохранит свой вид. В общем сплошные плюсы и никаких минусов: небольшой формат, но крупный шрифт и хорошая бумага, небольшой вес, но качественное исполнение!
      добавлю фото


      Книга состоит из 7 рассказов, объем их небольшой, но смысл вложен огромный. Рассказы в целом о жизни, о судьбах людей, об отношений к жизни. Автор хочет показать, что победа и поражение могут прийти к каждому человеку, побежденных и пораженных не бывает, все равны… Что радость для кого - то тарелка перлового супа, а кто - то уже с трудом понимает, что его может еще радовать в этой жизни. Улицкая очередной раз поднимает тему богатства и бедности, и как от одного не далеко до другого. Автор также затронула тему любви , и не обязательно между мужчиной и женщиной. Ведь каждый выбирает свой путь сам!
      Сборник рассказов “Первые и последние” написан иронично, остроумно, талантливо, и здесь есть над чем задуматься и поразмышлять.

      Содержание:
      Второе лицо c. 5-62
      Женщины русских селений c. 63-96
      Цю-юрихь c. 97-159
      Орловы-Соколовы c. 160-199
      Зверь c. 200-233
      Пиковая Дама c. 234-299
      Голубчик c. 300-334
      Перловый суп c. 335-350


      "Первые и последние" стала второй книгой Улицкой, которую я прочитала. "Медею" прочитала за одну ночь. А потом поняла, что это уже есть у меня и можно не торопиться. И целый день я помню внутренне, что вечером я буду читать. Это как Ветхий завет, как притчи или как сказки. Все там есть: жизнь, смерть, ангелы и человеки.
      Это как в еде, мы не знаем есть в ней витамины или нет, организм сам выбирает ту, что с витаминами. У автора есть витамины, она наполняет ими свои книги, и я читаю, и еще хочу.


      Как не один из авторов, Улицкая заставляет полюбить своих героев, любых: счастливых и несчастных, бедных, больных, ущербных, всех, даже заведомо отрицательных. Она не пишет просто "он плохой", она просто рассказывает, и тут уж не сомневаешься в оценке. Но вот история ГОЛУБЧИК меня потрясла, и любви моей читательской герои не заслужили. Рассказ сильный, тяжелый, о том, как отчим открыл своему приемному сыну однополую любовь, заразил страстью и порочностью; и ведь талантливый и умный мальчишка мог выбрать для себя совсем иной путь, а не тот, который привел его жизнь к последнему приюту в грязной канаве. Эта тема меня всегда ужасает, поскольку это есть. Но не менее потрясающая история ПИКОВАЯ ДАМА. Вот это да. И ведь я такую драму наблюдаю в собственной жизни, точнее в жизни близлежащих родственников. Поверьте это ужасно - терпеть всю жизнь выкрутасы полоумной капризной старухи, которая и так уже все изломала в своих детях и внуках, но никуда от этого не деться. И ведь хотела главная героиня, было желание, и рука уже поднялась для удара. Нет не для смертельного. Последней каплей терпения. Вот кого Улицкая ненавидела, когда создавала эту историю. Пока это единственный персонаж из всех книг, который был отдан на растерзание читателям.


      Хорошее издание, плотная качественная бумага, мягкая обложка ничуть не портит книгу.
      Рассказы в сборнике довольно разные, совершенно разные судьбы и разные характеры, но всех объединяет некая надломленность, жизненная трагедия. Все действующие лица очень хорошо выписаны, их внутренние переживания, эмоции и ощущения. И, конечно же, замечательный язык Улицкой!


      Как и все книги Улицкой - тонкая, лиричная, грустная, "хеппиэндов" в этой книге нет. Замечательная, сильная вещь "Пиковая дама" - о старой, избалованной бабушке семейста, превратившей в ад жизнь дочери, внучки и правнуков. Горькая
      "Орловы-Соколовы", о том как теряем единственную и настоящую любовь жизни. "Цю-юрихь" о страшненькой, но умной девушке, родившейся в нищете и ставшей обеспеченной дамой, но что это ей стоило. "Второе лицо" - это тяжкие размышления человека о том кому оставить огромное наследство, родственников много, а вот достойных получить наследство, уберечь его, правильно им распорядится, не растранжирить - нет, ну хоть не умирай. Мне очень нравится эта серия книг, и вся Улицкая у меня собрана именно в этой серии. Они небольшого размера и легкие, их удобно брать с собой в дорогу. Книги хорошего качества, крупный четкий шрифт, обложка служит еще и закладкой, на первой странице список всех книг Улицкой, он вам понадобится, т.к. прочитав один раз, от нее уже невозможно оторваться.

      Маленькая девочка четырех лет рассказывает о детстве, в котором она видела бедных и обделенных людей. Она с нежностью описывает свою красивую, умную и добрую маму. Марина Борисовна любила готовить вкусный перловый суп. Этот суп глубоко врезался в память девочки.

      Первый раз она запомнила, как несла перловый суп в солдатском котелке пожилым нищим людям, которые жили в каморке их дома. Девочка медленно спускалась по лестнице, держась за перила, чтобы не упасть со стертых ступенек. Мама стояла в дверях квартиры в белом переднике и улыбалась.

      Второй раз вспоминает девочка перловый суп, когда однажды в их коммунальной квартире раздался звонок. Мама открыла дверь. На пороге стояла голая женщина в одном плаще. Она сказала, что они погорельцы. Марина Борисовна собрала кулек вещей для несчастной женщины и накормила ее перловым супом. Пострадавшая вызвала страх у маленькой девочки. Она подумала, что зубы у нее тоже сгорели. После ухода женщины обнаружилось, что она украла соседскую вещь. За свою доброту маме пришлось отвечать.

      В тот же день умерла дочь соседки Надежды Ивановны. Никто из соседей не помог ей. Мама девочки как могла, поддерживала бедную женщину, которая была убита горем.

      Марина Борисовна налила соседке в фаянсовую тарелку перловый суп. Надежда Ивановна попросила маму поесть вместе с ней. Они сидели и ели из одной тарелки суп. Это было третье воспоминание четырехлетней девочки о перловом супе.

      Прошло около двадцати лет. Мамы уже нет в живых. Автор рассказа никогда в своей жизни не варила перловый суп. Он вызывал у нее только негативные воспоминания детства.

      Рассказ учит читателей, что добро нужно делать бескорыстно и не ждать благодарности. Есть пословица: «От добра, добра не ищут».

      Читать краткое содержание Улицкая - Перловый суп. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

      Картинка или рисунок Улицкая - Перловый суп

      Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

      Жили на свете старик со старухой, и не было у них детей. Увидели они однажды, что соседские ребятишки снежки лепят, решили тогда старики себе ребенка слепить. Взяли комочек снега, занесли домой

      Действие происходит в Лондоне. У детектива Шерлока Холмса нет заказов. Он рассказывает про свой метод доктору Ватсону. Шерлок уверен, что благодаря логическим выводам можно многое доказать.

      У зайчонка Русачка был друг Головастик, обитавший в пруду. Они частенько весело проводили время вместе. Однажды Русачок обнаружил, что его товарищ вырос и превратился в Лягушонка.

      В некотором царстве, повествуется в сказке, жил богатый купец с тремя дочерьми – красавицами. Однажды, собираясь в дорогу, купец обещал привезти им гостинцы, какие они пожелают. Младшая дочь озадачила отца просьбой привезти ей аленький цветочек.

      Главный герой произведения – мальчик по имени Чик. Однажды Чик оказывается свидетелем погрома торгового киоска старика Алихана хулиганом Керопчиком

      Читайте также: