Проверяемое согласное на конце слов суп

Ответ или решение 1


Дождь - дожди (проверочное слово для согласной "д" в корне).

Луг - луговой (проверочное слово для согласной "г" в корне).

Суп - супы (проверочное слово для согласной "п" в корне).

Голубь - голуби (проверочное слово для согласной "б" в корне).

Красив - красивый (проверочное слово для согласной "в" в корне).

Берег - берега (проверочное слово для согласной "г" в корне).

Глаз - глаза (проверочное слово для согласной "з" в корне).

Куст - кустик (проверочное слово для согласной "т" в корне).

Нож - ножик (проверочное слово для согласной "ж" в корне).


Боковая колонка


Рубрики

  • Наши проекты
  • Наши мероприятия
  • Родительское собрание
  • Доклады, рефераты
  • Читательский дневник
  • Математика
  • Русский язык
  • Литература
  • Окружающий мир
  • Английский язык
  • Биология

Видео

Книжная полка


Малина для Админа

  • Кабинет Администратора
  • Наша булочная

Боковая колонка

Опросы

Календарь

Август 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Ответы по русскому языку. 2 класс. Проверочные работы. Канакина В.П., Щёголева Г.С.


Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным

Ответы к стр. 52 – 55

1. Прочитай. Выдели в словах каждой группы корень слова.

ду б / — дуб/ы — ду б /ки — дуб/овый
су п / — суп/ы — су п /чик — суп/овóй

• В каких словах выделенные буквы, обозначающие парные по глухости-звонкости согласные звуки, надо проверять? Подчеркни эти буквы.

• Подчеркни проверочные слова для слов с подчёркнутыми орфограммами.

2. Прочитай. Выпиши пары слов по данным признакам:

Морж — моржи́, берёза — берёзка, шубка — шуба, шарф — шáрфы, морковь — морковный, клюв — клю́вы, круг — круги́, дубы́ — дубки́.

формы одного слова однокоренные слова

х х
мор ж — моржи́ берёза — берё з ка
х х
шар ф — шáрфы шу б ка — шуба
х х
клю в — клю́вы морко в ь — морковный
х х
кру г — круги́ дубы́ — ду б ки́.

• Подчеркни в корне проверяемых слов букву парного согласного, написание которой надо проверять.

• Найди в каждой паре слов проверочное, поставь над ним знак х .

3 ∗ . Прочитай. Укажи цифрами последовательность действий при обозначении буквой парного по глухости-звонкости согласного звука в корне слова.

[3] Подбираю проверочное слово: изменяю форму слова или подбираю однокоренное слово так, чтобы парный по глухости-звонкости согласный стоял перед гласным или перед звонким согласным [н].

[4] Пишу в проверяемом слове ту же букву, которой обозначается парный согласный звук в проверочном слове.

[2] Определяю, что в корне на конце слова или перед согласным есть парный по глухости-звонкости согласный звук.

[1] Читаю слово и выясняю его лексическое значение.

4. Прочитай. Вставь пропущенные буквы.

Если встретится хоть ра з
На д о роге дикобра з ,
По к о лючкам сразу
Узнаешь дикобрáза .

• Подчеркни слово, которое будет проверочным для выделенного слова.

5 ∗ . Прочитай. Подчеркни слова из скобок, которые будут проверочными для выделенной орфограммы.

Сказка ( сказочка , сказочник , присказка).
Сладкий ( слáденький , слáдко, слáдость ).
Крепкий (крéпко, скрéпка, креп и́ ть , закреп и́ ть ).
Лёгкий ( лёгонький , лёгкость, легкó, легóнько ).

• Укажи количество звуков [к] в данном предложении: 4 . Подчеркни буквы, которыми обозначен этот звук.

6 ∗ . Прочитай. Запиши, заменяя в каждом слове выделенный звук буквой или буквами.

бро[ф’] бро вь штра[ф] штра ф
фла[к] фла г уро[к] уро к
ёр[ш] ёр ш ё[ш] ё ж
ука[с]ка ука з ка кра[с]ка кра с ка
кро[т] кро т наро[т] наро д
кно[п]ка кно п ка ры[п]ка ры б ка

• Выпиши любые два записанных слова, а рядом с каждым словом запиши проверочное.

флаг — флаги, народ — народы

7. Выпиши из орфографического словаря учебника (часть 2, с. 134—135) любые четыре слова с парным согласным на конце слова. Рядом с каждым словом запиши проверочное.

город — города, рисунок — рисунки, обед — обедать, ученик — ученики

8. Рассмотри рисунки. Запиши название каждого предмета. Подчеркни в словах изученные орфограммы.

утю г ча ш ка ло ж ка ю б ка

• Составь и запиши предложение с любым словом.

Мама держала в руках красивую чашку.

9 ∗ . Прочитай. Расположи предложения так, чтобы получился текст. Укажи цифрами (1, 2, 3, 4) последовательность предложений в тексте.

Гололёд

[2] Ночью грянул мороз.
[1] Днём была оттепель, и снег на земле стал рыхлым.
[4] Птицам не достать из-под неё пищу.
[3] На снегу образовалась крепкая ледяная корка.

• Подготовься объяснить написание выделенных в словах букв.

мороз — морозный, снег — снега, крепкая — крепенький

• Выпиши из составленного текста предложение, которое будет ответом на вопрос: “Почему птицам нельзя было достать пищу?”

На снегу образовалась крепкая ледяная корка.

10 ∗ . Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Озаглавь текст. Запиши заголовок перед текстом.

Зимний день

Хоро ш зимний д е нёк. На з е мле лежит мя г кий сне г . Летят лё г кие снеж и нки. На катке гла д кий лё д . Мальчикам вес е ло. Быстр о скол ь зят к о ньки по л ь ду. Дев о чки идут по доро ж ке к берё з ке. На ветках с и дели синички. Дети полож и ли в корму ш ку хле б и пш е но. Птицы были рады.

• Подчеркни слова, написание которых вызвало у тебя затруднение.

Отметьте в этом стихотворении:

  • все слова, где встречается звук [й];
  • все слова с проверяемой согласной на конце слова;
  • все слова, в которых все согласные — глухие;
  • все слова, в которых все согласные — твёрдые;
  • все слова, в которых звуков больше, чем букв;
  • два слова, которые являются проверочными для двух других слов из текста.

  • Слова, где встречается звук [й]: ёж, ёлки, скорей, домой, грибной. Подробнее тут.
  • Слова с проверяемой согласной на конце слова: еж, гриб, понёс, суп.
  • Слова, в которых все согласные глухие: суп.
  • Слова, в которых все согласные твердые: нашёл, на, наколол, дома, суп.
  • Слова, в которых звуков больше чем букв: ёж, ёлки.
  • Два слова, которые являются проверочными для двух других слов из текста: дома, грибной.

Для объяснения выбранных выше ответов, приведем фонетических разбор слов из стихотворения.

Фонетический разбор слов

В слове ёж тоже все согласные твёрдые. И почему грибной является проверочным словом? Для какой буквы?

В слове «ёж», буква «ё» распадается на 2 звука: [й] — мягкий согласный (!) и [о]. Поэтому в слове «ёж» не все согласные твердые.

Слово « грибной » является проверочным к парному согласному «б», в слове «гриб». Вспоминаем.

Чтобы проверить парный согласный, надо подобрать такое проверочное слово, чтобы после согласного стоял гласный, либо сонорный (Н, М, Л, Р, Й), либо буква В.

В слове «грибной» после парного согласного «б» — стоит сонорный «н», соответственно оно является проверочным словом к слову «гриб».

Онлайн-конференция идёт регистрация

«Особенности работы и пути взаимодействия школьного педагога с детьми с умственной отсталостью в начале учебного года»

свидетельство каждому участнику

скидка на курсы для всех участников
онлайн-конференции

8 – 10 сентября 2020г 19:00 (МСК)



Способ проверки парных согласных на конце слова. 2-й класс

1. ознакомление с проверкой парных согласных на конце слова путём изменения формы слова;

2. развивать внимание, память; навыки грамотного письма, работать над каллиграфией;

3. формировать умение обосновывать написание путём подбора проверочного слова.

Сообщение темы и цели урока.

Шка…, дру…, кру…, моро…, гри…

-На какую орфограмму эти слова? (Парный согласный на конце слова.)

-Что мы должны сделать, чтобы правильно написать эти слова? (Подобрать проверочное слово.)

- Скажите, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (Сегодня на уроке мы будем учиться находить проверочные слова).

Назовите парные соглассные?

-Почему их надо проверять?

Как проверить написание соглассного парного звука на конце слова

Поставьте вопросы к этим словам.

2. Чистописание.

-Открыли тетради, запишите число, классная работа.

- Отгадайте загадки:

В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра - машинист.
Должен знать он очень много,
Потому, что он . (Артист)

Кафтан на мне зеленый,
А сердце как кумач,
На вкус как сахар сладок,
А сам похож на мяч.

-На какую букву начинаются слова? ( На букву А.)

-Какое из этих слово нужно проверить, что бы правильно написать? (Арбуз)

-Придумайте, однокоренное слово к слову АРБУЗ, в котором будет проверяемая парная согласная. - Запишите, обозначьте орфограмму. - Проверим.

- Какие еще однокоренные слова вы можете придумать к этому слову?

- Доп. вопрос: какие слова называются однокоренными?

-Сегодня поработаем над заглавной буквой А.

-Найдите проверочные слова к следующим словам. Проверочные слова называем хором, согласный, который стоит на конце слова, показываем сигнальной карточкой.

Морковь, шкаф, шарф, шалаш, суп, зуб, жираф, мак.

4. Физкультминутка.

Это лёгкая забава —
Повороты влево-вправо.
Нам известно всем давно —
Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.)
Приседаем быстро, ловко.
Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать,
Надо много приседать. (Приседания.)
А теперь ходьба на месте,
Это тоже интересно. (Ходьба на месте.)

5. Работа по теме урока.

Откройте учебники на с. 111.

(Слайд 10) Упражнение 167

– Какое слово подбирают для проверки? ( Родственное )

– А после сомнительного согласного, какой окажется звук? ( Гласный )

Алгоритм (… родственное слово, чтобы после согласного звучал гласный)

– Сформулируйте правило проверки.

Работа в парах по учебнику

(Слайд 11) Стр. 111 упражнение 168. Разбор устно. Письменно в парах.

-Выберите из предложенных только три слова.

Проверка. - Докажите, почему так написали… Самооценка.

3. -Молодцы, а сейчас закончите мои предложения:

Звуки бывают гласными и согласными.

Согласные звуки бывают твердыми и мягкими.

Согласные звуки бывают звонкими и глухими.

Согласные звуки бывают парные и непарные.

Парные согласные это б в г д ж з
п ф к т ш с

Непарные согласные. Всегда звонкие л м н р й

Всегда мягкие ч щ х ц

Постановка проблемы, обсуждение и реализация проекта выхода из затруднения. Работа в группах (Слайд 12)

– Как ещё можно проверять сомнительные парные согласные, вы определите, поработав в группах

холо .. (д, т) холод н ый

– На слайде. Проверяем. Делаем вывод. (Слайд 13)

(В проверочном слове после сомнительного парного согласного может оказаться…)

– Прочтём правило «Шаги к умению» в учебнике (с. 112)

Алгоритм (… изменить слово, чтобы после согласного оказались согласные [л],[м], [н], [р])

Составление кластера (на доске появляются карточки)

-Как называются согласные звуки, которые имеют пару по звонкости-глухости?

-В какой части слова эти парные согласные вызывают у нас сомнения при написании?

-Что нужно сделать, чтобы правильно написать нужную букву?

-Как проверить парные согласные звуки на конце слова?

Парные согласные

на конце слова

изменить слово

после согласного звука после согласного звука

звучит гласный звук звучат звонкие согласные

4.-Сейчас проведём тест, который покажет, как вы усвоили правило проверки парных согласных в конце слова. (Слайд №6)

ТЕСТ. На доске

Выпиши парные согласные:

Выпиши слова с парной согласной на конце:

Глаз, кот, лук, гном, воз:

Моро…, жира…, пиро…, бага….

- Поменяйтесь с соседом по парте тетрадями, проведём взаимопроверку.

6. Словарно-орфографическая работа.

-Сейчас мы с вами поиграем в игру “Фотограф”. Я буду показывать словарные слова, а вы должны будете очень быстро прочитать слово, вспомнить, как оно пишется, вставить пропущенную букву, записать.

Ягода, девочка, лисица, воробей, заяц, медведь, тетрадь.

2.Работа над новым словарным словом.

Отгадайте: кто мы?

Если дождик, мы не тужим -
Бойко шлёпаем по лужам,
Будет солнышко сиять -
Нам под вешалкой стоять.
(Сапоги.) (Слайд №8)

- Запишите слово сапоги. Поставьте ударение.

- Что обозначает это слово? (Обувь.)

- Можно купить в магазине один сапог?

- Сапоги это вещь парная. Поэтому мы просим показать нам сапоги, подать примерить сапоги, хочу купить сапоги.

- Парный согласный на конце слова сапог можно проверить, словом сапоги. А вот безударную гласную а в этом слове надо запомнить.

- Составьте и запишите предложение с этим словом.

7. Закрепление изученного материала.

- Найдите на этой картине слова, в которых встречается парная согласная на конце слова. Подберите проверочные слова.

8. Итог урока. (Слайд №11)

- Как проверить парный согласный на конце слова?

Домашнее задание: уч.с.112 правило, упр.169

В слове «ре́дька»: слогов—2 (ре-дька), букв—6, звуков—5:

согласный, непарный звонкий, сонорный, парный мягкий

согласный, парный глухой, парный мягкий

Рекомендованные переносы: редька

Выберите книгу со скидкой:


ОГЭ. География. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 242.00 руб.


Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.


Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

350 руб. 963.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

350 руб. 163.00 руб.


ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 205.00 руб.


ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 171.00 руб.


Рисуем по клеточкам и точкам

350 руб. 248.00 руб.


ЕГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 163.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка - книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»





VI Международный дистанционный конкурс «Старт»

Идет приём заявок

  • 16 предметов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Наградные и подарки

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы


  • Желтякова Маргарта СергеевнаНаписать 734 15.01.2018

Номер материала: ДБ-1046030

  • Начальные классы
  • Конспекты

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р




    15.01.2018 303
    15.01.2018 474
    15.01.2018 216
    15.01.2018 1598
    15.01.2018 196
    15.01.2018 1676
    15.01.2018 152
    15.01.2018 157

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.





Некоторые звонкие и глухие согласные звуки образуют пары, поэтому их называют парными по глухости-звонкости.
Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным.
Написание буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или перед глухим согласным, надо проверять: (дубок) дубки, (стрижи) стриж, (луга) луг, (снежный) снежки.
В одинаковой части (в корне) одного и того же слова и в однокоренных словах парный по глухости-звонкости согласный звук обозначается одной и той же буквой: (много) берёз, берёза, берёзка.
Проверяемое слово – это слово, в котором проверяется написание буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или в корне перед другим парным согласным: ястреб, грибки, серп, скрипка, ветвь, дорожка, союз, скользкий, морж, просьба.
Проверочное слово – это слово, в котором проверяемая буква находится перед гласным звуком или непарным звонким согласным звуком [н]: ястребы, грибок, серпик, скрипочка, ветви, дорожный, союзы, скользить, моржи, просить.
Чтобы правильно обозначить буквой парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или перед согласным надо:
● или изменить слово: глаз-глаза, островки-островок, дубки-дубок
● или подобрать однокоренное (родственное) слово так, чтобы парный согласный звук в корне оказался перед гласным звуком или непарным звонким звуком [н]: сказка-сказочка, сказочный, холод-холодок, холодный.
Буква, обозначающая парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или перед другим парным согласным - это орфограмма: морж, ложка, суп, загадка, поезд.

Разделительный мягкий знак (ь).
Разделительный мягкий знак (ь) пишется в корне после букв, обозначающих согласные звуки, перед буквами е, ё, ю, я, и. В этом случае буквы е, ё, ю, я, и обозначают два звука – согласный звук [й’] и последующий гласный звук: семья-семь[й‘а], ружьё-ружь[й‘о], соловьи-соловь[й‘и], колье-коль[й‘э], вьюнок-вь[й‘у]нок, судья-судь[й‘а].
Разделительный мягкий знак (ь) – это орфограмма: платье, эскадрилья, воробьи, чутьё, льют.
Разделительный мягкий знак (ь), как и мягкий знак – показатель мягкости согласного, при переносе слова не отделяется от буквы, которая стоит перед ним: вью-нок, пе-рья.

Части речи.
В русском языке слова объединяются в группы, которые называются частями речи. Каждая часть речи что-либо называет (обозначает): или предмет, или признак предмета, или действие предмета. У каждой части речи есть своё название: имя существительное, имя прилагательное, глагол и др.

Имя существительное.
Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопрос кто? или что? называются именами существительными. Слова солнце, кот, девочка, земляника, осина, заяц – это имена существительные.
Имена существительные могут отвечать не только на вопрос кто? или что?, но и на другие вопросы: (чего?) зимы, весны; (чему?) зиме, весне; (о чём?) о зиме, о весне.
Вопрос кто? мы задаём к именам существительным, которые обозначают людей, животных: (кто?) ученик, петух. Такие имена существительные называются одушевлёнными.
Вопрос что? мы задаём к именам существительным, которые не обозначают людей и животных: (что?) пенал, сахар, картина. Такие имена существительные называются неодушевлёнными.
Имена, отчества, фамилии людей – это собственные имена существительные, например: Саша, Дмитрий, Иванов, Петров, Анатолий Николаевич. Имена собственные пишутся с заглавной (большой) буквы.
Все остальные (несобственные) имена существительные – это нарицательные имена существительные. Они называют (нарицают) любой предмет, явление, свойство, из множества им подобных: город, петух, иней, доброта. Нарицательные имена существительные пишутся со строчной (маленькой) буквы.
Заглавная буква в именах собственных – это орфограмма: Светлана Петровна Соколова.
Названия сказок, рассказов, картин, спектаклей – это собственные имена существительные. Первое слово и имена собственные в этих названиях пишутся с заглавной буквы, а название заключается в кавычки: рассказ Н.Н. Носова «Затейники».
Клички животных – это собственные имена существительные, а названия животных – нарицательные имена существительные: пёс Жук, конь Гордый, коза Милка.
Названия государств, городов, деревень, улиц, рек, гор, озёр, морей – это собственные имена существительные: город Пенза, посёлок Рассвет, река Урал, озеро Ильмень, гора Казбек.
Имя существительное может употребляться в единственном или во множественном числе. Имена существительные в единственном числе обозначают один предмет: книга, ива. Имена существительные во множественном числе обозначают два или несколько предметов: книги, ивы.
Имена существительные изменяются по числам: книга-книги, машина-машины, письмо-письма. При изменении числа имени существительного меняется его форма.
В русском языке есть имена существительные, которые употребляются только в одном числе:
● в единственном числе: Москва, сахар, сметана;
● во множественном числе: брюки, качели, шахматы.

Глагол.
Слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делает? что сделает? что делал? что сделал? что будет делать?, называются глаголами. Слова писать, поговорить, рассказывает, прочитает, жил, наклеил, будет ждать – это глаголы.
Глагол в единственном числе обозначает действие одного предмета: стучит, пишет, играет. Глагол во множественном числе обозначает действие двух и более предметов: стучат, пишут, играют. Глагол стоит в том же числе, что и имя существительное, связанное с ним по смыслу: Самолёт летит. Самолёты летят.
Глаголы изменяются по числам: читает – читают, играет – играют. При изменении числа глагола меняется его форма.
Слово не – это частица. Частица не с глаголами пишется раздельно. Это орфограмма.
Текст, в котором повествуется, рассказывается о событиях, действиях, происходящих одно за другим, называется текстом-повествованием. К таким текстам можно поставить вопросы что случилось? что произошло?

Имя прилагательное.
Слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?, называются именами прилагательными. Слова лёгкий, весенний, добрый – это имена прилагательные.
Имена прилагательные могут отвечать не только на вопросы какой? какая? какое? какие?, но и на другие вопросы, например: какого? каким? какому? какую?
Имена прилагательные помогают описать предмет, делают нашу речь точной, яркой, выразительной.
Имена прилагательные в единственном числе обозначают признак одного предмета и могут отвечать на любой из данных вопросов: какой? какая? какое? Имена прилагательные во множественном числе обозначают признак нескольких предметов и отвечают на вопрос какие?
Имена прилагательные употребляются в том же числе, что и имена существительные, с которыми они связаны по смыслу.
Текст (часть текста), в котором даётся описание предмета или явления, называется текстом-описанием. К тексту-описанию можно поставить вопросы какой? какая? какое? какие?

Местоимение.
В речи мы часто употребляем слова: я, ты, мы, вы, он, она, оно, они. Эти слова не называют предметы, а только на них указывают. Слова: я, ты, мы, вы, он, она, оно, они – это местоимения. Местоимение – это часть речи. Своё название эта часть речи – местоимение – получила за то, что она употребляется в речи вместо имён (вместо имени существительного, имени прилагательного и др.). Старайтесь не повторять имена существительные в стоящих рядом предложениях. Для этого заменяйте повторяющееся слово: местоимением: мальчики – они; синонимом: мальчики – ребята; образным выражением: птицы – пернатые гости.
Текст-рассуждение.
В тексте-рассуждении можно выделить три части: ● в первой части высказывается мысль, которая требует объяснения, доказательства; ● вторая часть – это само объяснение, доказательство; ● третья часть – это вывод. К тексту-рассуждению можно поставить вопрос почему?
Потому что и так как пишутся раздельно, в два слова.

Предлоги.
Предлог – это часть речи. Предлоги служат для связи слов в предложении. Предлоги употребляются в речи вместе с именами существительными. Перед глаголами предлогов не бывает.
Предлоги со словами пишутся раздельно. Это орфограмма. Предлоги всегда пишутся одинаково: над, без, под, на, от, за, из, к, в, с. Между предлогом и существительным можно вставить другое слово.

1) ознакомление со словами, которые нужно перед записью проверять и проверочными словами; развитие умения различать парные звонкие и глухие согласные;

2) развитие речи учащихся, обогащение словарного запаса;

3) воспитание внимательности, аккуратности, любознательности.

Материал к уроку: учебник русского языка Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, О. В. Прониной для 2-го класса;

Оборудование: “веер” гласных букв у каждого ученика, рисунок Карлсона.

Ход урока.

I. Повторение изученного. Игра “Зажги фонарик”

Чтоб ошибок избежать,
Зоркость будем развивать.
В игре проверить сможешь сам
Свое внимание к словам.

(Открывается запись на доске):

Щурята, вьюга, речка, Сумка, Чуковский, ежиха, медведь, роща, час, у Гриши.

(Под орфограммой учащиеся прикрепляют кружок красного цвета, объясняют написание)

- Молодцы, орфограммы нашли правильно, нам встретились слова, для грамотного написания которых нужно знать несколько правил, и вы с заданием справились.

- Кто напомнит, а что такое орфограмма? (Орфограмма – это написание по правилу. Если мы не можем точно определить на слух, какую букву надо писать, то перед нами орфограмма)

II. Сообщение темы и цели урока.

- На доске среди найденных орфограмм есть новая для вас. Сегодня на уроке мы научимся находить эту орфограмму в словах, доказывать ее написание.

- Прочитать тему урока (стр. 136 учебника):

Правописание звонких и глухих согласных на конце слова.

III. Подготовка к изучению нового.

1).Вспомним парные согласные буквы и запишем в тетрадях:

б – п, в – ф, г – к, д – т, ж – ш, з – с ( с комментированием).

2).Понаблюдаем, как произносятся парные согласные, когда они стоят в конце слова (на доску выставляются карточки):

ерш мост суп
ер [ш] мос [т] су [п]

Вывод: Звук и буква совпадают.

Морж дуб арбуз
мор [ш] ду [п] арбу [с]

Как произнесли? Как записано слово?

Вывод: Звук и буква не совпадают.

Когда мы говорим, парные звонкие согласные звуки на конце слов заменяются парными глухими, оглушаются.

3).С. 136 – чтение правила.

4). Какие парные звуки слышим во всех словах? (только глухие)

А какие буквы видим, написаны?

[ Ш ] [ П ] [ К ] [ С ]
ж ш б п г к з с

Можно ли точно на слух определить, какую парную букву следует писать? (нет).

Парная согласная на конце слова - это тоже орфограмма.

5).Послушайте, какой спор произошел однажды в королевстве Азбуковедения между глухими и звонкими согласными.

Звонкие согласные звуки твердили: в таких словах, как морж, дуб, арбуз, нужно писать на конце букву звонкого согласного звука.

- Нет, неправда, нужно писать глухую согласную, потому что звучат глухие звуки, говорили парные глухие. Они не унимались, потому что хотели взять власть в свои руки. – Попробуйте доказать, что в словах морж, дуб, арбуз нужно писать букву звонкого согласного звука, а не глухую, усмехались глухие согласные. Звонкие приуныли, они не знали, что делать.

- Давайте поможем звонким парным, поможем доказать, что слова записаны правильно.

(Убрать карточки ерш, мост, суп)

- Как бы вы доказали? (размышления учащихся).

Назвали все слова по порядку,
Теперь вас приглашаю на зарядку.
Мелкие шажки: раз, два, три.
Легкие прыжки: раз, два, три.
Вот и вся зарядка: раз, два, три.
Мягкая посадка: раз, два, три.

- Позовем на помощь гласные буквы и поставим в конце слов морж, дуб, арбуз. Какие получаются слова? (моржи, дубы, арбузы).

- Как теперь звучат парные согласные перед гласными? (звук и буква совпадают)

- Что же мы сделали, чтобы не сомневаться в парной согласной на конце слова? (поставили гласную).

6).Работа с правилом (учебник, с. 138).

А в королевстве Азбуковедения живет волшебное правило, которое легко запомнить:

Парный в слове проверяй,

Рядом гласный подставляй.

Кто уже запомнил? (хоровое повторение)

- В учебнике есть подсказка, как легче подобрать проверочное слово, прочитайте в желтой рамочке подсказку – с. 138:

нет

С проверочным словом будем использовать слово “нет”

Физпауза: упражнения для глаз.

IV. Кто уже запомнил правило и может рассказать?

1). Упражнение№ 239, 1 – ый стб.

в слове походы четко слышу (д), значит, в слове поход буду писать букву д. Орфограмму в слове поход подчеркну, а в слове походы подчеркну гласную - помощницу ы.

2). Упражэнение № 240 – осложненное списывание (по одной паре слов с объяснением у доски).

3).Слуховой диктант с сигнальными карточками ( “веер” гласных букв) в форме игры

“Помоги Карлсону подняться по ступенькам”.

V. Итог урока. Сделаем вывод:

- Какие звуки в конце слова надо проверять? Почему? Как проверяли?

(Возвращаюсь к игре “Зажги фонарик”, проведенной в начале урока)

- Кто найдет слово с новой орфограммой и зажжет фонарик?

торт и пирог с капустой.



Нужно подчеркнуть слова- обед,суп,торт,пирог.

Другие вопросы из категории

Предложение: Вдали на одиноком острове.
Слово ОДИНОКОМ
Какая это часть речи? Если прилагательное то какое: краткое или полное, а может и ещё какое ни будь.
Короче какая это часть речи и какая: краткая или полная.
Заранее спасибо

Подберите в каждую графу таблицы по три слова.
Корень-Корень,суффикс-Корень,суффикс,окончание-Корень,окончание-Приставка,корень,суффикс,окончание

Мама приготовила вкусный обед . Она сварила грибной суп,испекла песочный торт и пирог с капустой.

кот,он залез на пароход, с удовольствием в буфете,съел с колбаской бутерброд. какое слово является проверочным к другому -с орфограммой-согласной на конце слова?запиши рядом с проверочным проверяемое слово с орфограммой.обозначь орфограмму

но похожи друг на дружку.
все они сидят друг в дружке,а всего одна игрушка

ручей.Пушистый шарф на ветках кедрах.Вот сугроб.Там спит медведь.

3 класс. Русский язык. Правописание проверяемых букв согласных в корне слова

  • Оглавление
  • Занятия
  • Обсуждение
  • О курсе

Вопросы

Задай свой вопрос по этому материалу!

Поделись с друзьями

Комментарии преподавателя

§1. Правописание парных согласных на конце слова

В этом уроке поговорим о правописании парных согласных в корне слова.

В нашем русском языке

Ходят пары "налегке".

Часто "хитрые подружки"

Подменить хотят друг дружку.

Как узнать, писать какую -

Эту букву иль другую.

Предстоит сегодня нам

Всё расставить по местам.

Вспомним, что в русском языке есть парные и непарные согласные звуки.

Звуки б–п, в–ф, г–к, д–т, ж–ш, з–с образуют пары звуков, из которых один – звонкий, другой – глухой.

Звонкие согласные звуки произносятся с голосом и шумом.

Глухие согласные звуки состоят только из шума.

Понаблюдаем, что происходит с парными согласными в середине и в конце слова:


Данные пары записанных слов являются однокоренными словами. Выделенные буквы находятся в корне.

Какой же звук обозначает каждая выделенная буква?

Снег, друг, луг – слышим звук [к], а пишем букву г.

Согласный звук в конце слова оглушается.

Чтобы проверить правильность написания парного согласного в конце слова, после согласного ставим гласный звук:


А теперь произнесём и послушаем, что происходит с согласным звуком в середине слова.

Снежки, подружка, лужки – в этих словах слышим звук [ш], а пишем букву ж.

Сказка – слышим звук [с], а пишем букву з.

Согласный звук в середине слова также оглушается.

Почему это происходит? Сравним по глухости/звонкости рядом стоящие звуки.

Снежки, подружка, лужки, сказка.

Если парные согласные находятся перед другим глухим согласным, в данном случае перед [к], то происходит их оглушение.

В слове просьба слышим звук [з], а пишем букву с. Произошла замена глухого согласного [с] на звонкий звук, потому что он находится перед звонким [б].

Можно сделать вывод:

Парный звонкий согласный звук в конце слова и в середине слова перед глухим согласным оглушается. А парный глухой согласный перед звонким согласным озвончается.

Значит, если согласные звуки находятся в конце слова или перед другими парными по глухости/звонкости согласными, то их надо проверять.

Парные согласные – самые опасные!

В корне ты их проверяй –

Рядом гласный подставляй!

§2. Правописание парных согласных в середине слова

Можно ли, используя знакомое правило, проверить правописание букв согласных в середине слова?

снежки – снежок, подружка – подружек, сказка – сказать, лужки – лужок.

Если парная согласная в середине слова стоит перед гласной, то её произношение совпадает с написанием.

Орфограмма-буква согласного в корне слова обозначается так:


Существуют разные способы подбора проверочных слов.


Во-первых, можно изменить само слово, если мысленно подставить перед ним слово «нет».


Во-вторых, к данному слову можно подобрать однокоренное.


В-третьих, можно изменить слова так, чтобы после парного согласного шёл звонкий согласный звук [н].

Отсюда можно сделать вывод:

чтобы правильно написать в конце и в средине корня буквы, обозначающие парные звонкие и глухие согласные звуки, нужно так изменить слово или подобрать такое однокоренное проверочное слово, чтобы после согласного звука был гласный или звук [н]

А теперь разберем, как следует пользоваться правилом:

  1. Произнесем слово и прослушаем, есть ли в слове парный глухой или звонкий согласный звук в конце или в середине корня перед согласным.
  2. Если таковой имеется, то подберем проверочное слово.
  3. Затем определим, какую букву нужно писать.
  4. Записываем слово и проверяем себя, обозначая орфограмму.

Попробуем привести пример рассуждения. Для этого произнесём слово скользкий.

В середине слове слышим три согласных звука подряд: [л'], [с], [к'], среди которых есть парный глухой согласный [с] перед глухим [к']. Это означает, что в слове есть орфограмма. Написание буквы согласного нужно проверять.

Затем подбираем проверочное слово: скользит – перед гласным [и] слышим [з'].

Пишем букву з. Наконец записываем все слово и обозначаем орфограмму.

§3. Краткие итоги урока

Подведем итоги урока:

  1. Парный звонкий согласный звук в конце слова и в середине слова перед глухим согласным оглушается.
  2. А парный глухой согласный перед звонким согласным озвончается.
  3. Следовательно, если согласные звуки находятся в конце слова или перед другими парными по глухости/звонкости согласными, то их надо проверять. Это орфограмма.
  4. Чтобы правильно написать в конце и в средине корня буквы, обозначающие парные звонкие и глухие согласные звуки, нужно так изменить слово или подобрать такое однокоренное проверочное слово, чтобы после согласного звука был гласный или звук [н].

Введение:

Чтобы гра­мот­но пи­сать и знать, когда при­ме­нять пра­ви­ла, нужно на­учить­ся за­ме­чать ор­фо­грам­мы и по­ни­мать зна­че­ние слов и их ча­стей. На уроке вы узна­е­те о пра­во­пи­са­нии звон­ких и глу­хих со­глас­ных в корне и о спо­со­бах про­вер­ки слов с пар­ны­ми со­глас­ны­ми.

Можно ли доверять парным по глухости-звонкости согласным?

Неко­то­рые слова мы пишем пра­виль­но без пра­ви­ла, по­то­му что в этих сло­вах каж­до­му звуку со­от­вет­ству­ет од­на-един­ствен­ная (своя) буква.

Мир, стол, дом, сон, мох.

На конце этих слов непар­ные звон­кие [р, л, м, н] и непар­ный глу­хой со­глас­ный звук [х]. Этим зву­кам при пись­ме можно до­ве­рять. На их месте нет вы­бо­ра букв, а зна­чит, нет ор­фо­грамм.

А можно ли до­ве­рять пар­ным по глу­хо­сти-звон­ко­сти со­глас­ным?

Обо­зна­чим звуки, ко­то­рые слы­шим в ука­зан­ных ме­стах.

1. Повар го­то­вил обе [т],

А тут от­клю­чи­ли све [т].

2. При­шли к нам че­ты­ре ко [ш] ки…

От­ло­жи­ли мы в сто­ро­ну ло [ш] ки. О. Гри­го­рьев

По­смот­ри­те, как пи­шут­ся эти слова: обед, свет, кошки, ложки.

Срав­ни­те звуки с бук­ва­ми.

Ино­гда буквы пар­ных со­глас­ных со­от­вет­ству­ют зву­кам, а ино­гда – нет.

Звук [т] обо­зна­ча­ет­ся бук­вой т или д,

звук [ш] обо­зна­ча­ет­ся бук­вой ш или ж (см. Рис. 1).


Пар­ным по глу­хо­сти-звон­ко­сти со­глас­ным зву­кам, когда они на конце слов и перед дру­ги­ми пар­ны­ми со­глас­ны­ми, при пись­ме до­ве­рять нель­зя. А нель­зя по­то­му, что на месте од­но­го и того же звука бы­ва­ют раз­ные буквы.

Пра­виль­ную букву для та­ко­го звука нужно вы­би­рать. Это ор­фо­грам­ма.

Пе­ре­чис­лим буквы пар­ных со­глас­ных: б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с.

Как проверить парный согласный?

Объ­яс­ним, по­че­му в одних сло­вах буквы пар­ных со­глас­ных на­пи­са­ны, а в дру­гих вме­сто букв остав­ле­ны «окош­ки»?

Повё. – везут, увезли

Ду. – дубок, дубрава

Кни.ка – книжечка, книжный

Запи.ка – писать, записная

В сло­вах повез, дуб есть ор­фо­грам­ма пар­ных по глу­хо­сти-звон­ко­сти со­глас­ных в конце слов. В сло­вах книж­ка, за­пис­ка эта ор­фо­грам­ма на­хо­дит­ся перед дру­гим пар­ным со­глас­ным. По­это­му на месте ор­фо­грамм остав­ле­ны «окош­ки».

Осталь­ные слова про­ве­роч­ные. Они и по­мо­га­ют узнать нуж­ную букву в корне. Корни в од­но­ко­рен­ных сло­вах пи­шут­ся оди­на­ко­во, по­это­му с их по­мо­щью можем вста­вить буквы.

По­на­блю­да­ем за про­ве­роч­ны­ми сло­ва­ми. Букву пар­но­го со­глас­но­го в про­ве­ря­е­мом слове будем под­чёр­ки­вать одной чер­той, в про­ве­роч­ном слове те буквы, ко­то­рые под­ска­зы­ва­ют ре­ше­ние за­да­чи, двумя чер­та­ми.

Повёз – везут. Ко­рень вёз-, после про­ве­ря­е­мо­го со­глас­но­го звука [з] идёт глас­ный [у]. Дуб – дубок. Ко­рень дуб-, после про­ве­ря­е­мо­го со­глас­но­го звука [б] идёт глас­ный [о]. Книж­ка – кни­жеч­ка. Ко­рень книж-, после со­глас­но­го звука идёт глас­ный.

За­пис­ка – пи­сать. Ко­рень пис-, после со­глас­но­го звука [с] идёт глас­ный [а]. По­смот­рим на осталь­ные слова.

Увезли – после про­ве­ря­е­мо­го со­глас­но­го звука идёт непар­ный звон­кий [л']. Дубрава – после со­глас­но­го звука идёт непар­ный звон­кий [р]. Книжный, записная – после со­глас­но­го звука идёт непар­ный звон­кий [н] (см. Рис. 2).


Как про­ве­рить пар­ный со­глас­ный?

Чтобы про­ве­рить пар­ный по глу­хо­сти-звон­ко­сти со­глас­ный, нужно по­до­брать такое од­но­ко­рен­ное про­ве­роч­ное слово, чтобы после про­ве­ря­е­мо­го со­глас­но­го звука был глас­ный.

В ряде слу­ча­ев можно по­до­брать од­но­ко­рен­ное слово, чтобы после про­ве­ря­е­мо­го со­глас­но­го звука сле­до­вал непар­ный звон­кий, на­при­мер [р, л, м, н].

Какие ещё существуют способы проверки данной орфограммы?

Супы, львы, шарфы, труды, лбы.

Эти су­ще­стви­тель­ные стоят во мно­же­ствен­ном числе.

Есть ли в кор­нях ор­фо­грам­мы пар­ных со­глас­ных?

Нет, так как после пар­но­го со­глас­но­го сле­ду­ет глас­ный.

Из­ме­ним слова, по­ста­вим их в един­ствен­ное число.

В этих сло­вах есть ор­фо­грам­ма на конце слов.

Ис­поль­зуя слова пер­во­го стол­би­ка, вста­вим буквы, под­черк­нём ор­фо­грам­му, вы­де­лим корни.

Супы – суп, львы – лев, шарфы – шарф, труды – труд, лбы – лоб

Корни суп, шарф, труд. Вы за­ме­ти­ли, что в кор­нях льв-лев-, лб-лоб- есть бег­лый глас­ный? (см. Рис. 3)


Итак, чтобы про­ве­рить пар­ный со­глас­ный в имени су­ще­стви­тель­ном, нужно из­ме­нить слово по чис­лам.

Изменяем слова по команде вопроса: (много) кого? чего?

Вот как можно про­ве­рить слова, ко­то­рые нам встре­ти­лись в на­ча­ле урока.

Обед – (много) чего? обедов

Свет – (много) чего? света

Кошки – (много) кого? кошек

Ложки – (много) чего? ложек

Открываем ещё один способ изменения имён существительных:

Можно из­ме­нить слова по ко­ман­де во­про­са кто? или что? (в ед. ч. или мн. ч.)

От слё (с, з) – что? слеза или слёзы, пишем букву з в корне слёз-,

у о (с, з) – кто? оса или осы, пишем букву с в корне ос-,

в буке (т, д) – что? букет (это не про­ве­роч­ное слово, на конце пар­ный со­глас­ный), по­ста­вим во мн. ч. – бу­ке­ты, пишем буквут в корне бу­кет-,

на го(т, д) – что? год (это не про­ве­роч­ное слово, на конце пар­ный со­глас­ный), во мн. ч. – годы или года, пишем букву д в корне год- (см. Рис. 4).

Казахстан, Акмолинская область, Егиндыкольский район, село Бауманское

КГУ "Бауманская средняя школа"
учитель начальных классов

Муравьёва Надежда Григорьевна

Как проверить согласную на конце слова

Цели: Обеспечить условия необходимости поиска проверки правописания согласных на конце слова; научить определять позицию парных согласных и обозначать звуки буквами, сопоставлять произношение и написание; развивать у учащихся навыки грамотного письма; закрепить гигиенические навыки письма (посадка, положение тетради, владение ручкой). Воспитывать любовь к животным.

Оборудование: Маршрутный лист, изображение солнечного зайчика, изображение горы, карточки с предложениями, схема-опора.

ХОД УРОКА:

1. Орг. момент

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5».

2. Психологический настрой

- Представьте себе, что у вас в ладошках солнечный зайчик. Улыбнитесь ему, и подарите кому-нибудь из класса своего солнечного друга.

- Мы отправляемся в трудное путешествие. Сегодня на уроке будем открывать орфографические секреты. Успех ждёт тех, кто будет любознательным, внимательным и активным. Итак, в путь…

3. Экспозиционное письмо

- Но перед любым путешествием нужна подготовка. У нас – это экспозиционное письмо.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

(Дети, открывая тетрадь, произносят стихотворение:

Я тетрадочку открою, уголочком положу.

Я, друзья, от вас не скрою, ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.)

3. Жила-была щука.

(Учитель показывает детям предложения на несколько секунд, дети должны прочитать и написать).

- Назовите изученные орфограммы.

4. Тема урока.

- А сегодня на уроке будем разгадывать секреты парных согласных. Назовите их.

- Чтобы пройти по тропинке и не упасть в пропасть, надо выполнить задание в маршрутном листе под №1а, б.

- Вам нужно найти и подчеркнуть в словах парные согласные буквы.

(дети выполняют задание)

- Проверим. Назовите буквы.

- Итак, буквы мы пишем. А что произносим?

- Теперь вам надо записать соответствующие буквам звуки. Что нужно сделать для этого?

- Желаю вам быстро и правильно справиться с этим заданием.

- Проверяем. Сравним пару дуб - дубы. В какой позиции находится согласный на конце слова дуб?

- В каком слове произносимый звук соответствует написанной букве?

- Сравните позиции звуков. Как вы думаете, почему согласный в этом слове находится в сильной позиции? (За согласным следует гласный).

- Сравните звуки и буквы в паре суп-супы. Назовите слово, в котором согласный находится в слабой позиции.

- А сейчас попытаемся, опираясь на ваши наблюдения, сделать вывод. В какой позиции должен находиться согласный, чтобы не сделать ошибки при написании?

- В каком случае согласный находится в сильной позиции?

Учитель открывает схему-опору.

Парные согласные находятся в сильной позиции:

1) 1)перед гласными

2) 2)перед Р, Н, Л, М (сонорные)

ПаПарные согласные находятся в слабой позиции:

1) 1)на конце слова

2) 2)перед согласными, кроме сонорных.

- В каком случае согласный находится в слабой позиции?

5. Заучивание правила.

- У нас небольшой привал.

Звук согласный проверяй,

Рядом гласный подставляй.

Зуб на зубы, лёд на льды-

Будешь грамотным и ты.

6. Составление словосочетаний.

- Продолжаем наше путешествие. Чтобы добраться до перевала Словосочетаний, надо выполнить задание №2 в нашем маршрутном листе.

- Какие слова остались без пары? (колючий, горбатый)

-Подберите к данным определениям названия предмета (ёж, верблюд)

- Какую согласную напишем на конце? Почему?

7. Выполнение упражнения.

- Нам осталось пройти совсем немного. Но путь преградили камни, чтобы их убрать, надо правильно написать слова из упражнения №5

8. Обобщение

- Вот мы и на вершине горы. Даже солнышко стало ближе. Но у нашего солнышка нет лучиков, чтобы они появились, надо отгадать загадки и к отгадкам подобрать проверочное слово.

1.На бахче у нас растёт,

Как разрежешь, сок течет.

Свеж и сладок он на вкус.

2.Щиплет щёки, щиплет нос.

Но не страшен нам…( мороз)

3.Как ни старался, я не мог

Доесть с капустою….(пирог)

4.Что там мчится и шипит

И колёсами стучит:

Я по рельсам лечу. (поезд)

5.Кто стоит на крепкой ножке

В бурых листьях у дорожки?

Встала шапка из травы,

Нет под шапкой головы. (гриб)

9. Итог урока

- Какой секрет парных согласных удалось разгадать?

- Я вам тоже хочу рассказать один секрет: у вас в папках лежат солнечные зайчики, которых вы подарили друг другу, но чего не хватает? Если вам урок понравился, то нарисуйте улыбку, а если нет, то грусть.

- Урок окончен. Всем спасибо.

Маршрутный лист

Тема: Парные согласные.

1. Подчеркни в словах парные звонкие и глухие согласные. Обозначь звуки.

А)дуб - суп, рукав – жираф, круг – звук, народ – пилот, вёз – нёс, ёж – ёрш

Б)дубы – супы, рукава – жирафы, круги – звуки, народы- пилоты, вези – неси,

2.Слова первого столбика соедини с подходящими по смыслу словами из второго.

Прочитайте. Какие правила надо знать, чтобы правильно написать каждое из данных слов?
герб — гербы
часы — час
плод — плоды
стриж — стрижи
мороз — морозы
карандаш — карандаши
• Спишите. Подчеркните в словах орфограммы.
• Какие способы проверки правописания слов с безударным гласным звуком и парным по глухости−звонкости согласным звуком в корнях будут общими? А какие различными?

Решение

г е рб − г е рбы́

ч а сы́ − ч а с
плод − пл о ды́

стри ж − стриж и́
м о роз − м о рóзы

карандá ш − карандаш и́
Чтобы правильно написать данные слова, надо знать правила о безударных гласных в корне слова, о правописании слов с парным по глухости−звонкости согласным на конце слова, о сочетаниях ча−ща, жи−ши.

Общие способы проверки: чтобы проверить правописание слов с безударным гласным звуком и парным по глухости−звонкости согласным звуком в корнях, надо изменить слово или подобрать однокоренное.
Различие в способах проверки: проверочным словом для правописания слов с безударным гласным звуком станет слово, в котором проверяемая буква обозначает ударный гласный звук. Проверочным словом для парного по глухости−звонкости согласного звука станет слово, в котором проверяемая буква находится перед гласным звуком или непарным звонким согласным звуком [ н ].

Читайте также: