Очень очень вкусный пирог кто написал

Обновлено: 03.05.2024

Конспект урока

Литературное чтение, 2 класс

Урок № 32 Н. Гернет «Очень-очень вкусный пирог»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

1 Познакомиться с творчеством Н. Гернет, Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог»;

2. развить связную речь, совершенствовать навыки выразительного чтения.

  • организовать работу учащихся по знакомству с творчеством Н. Гернет.

  • совершенствовать навыки выразительного осознанного чтения.

мы научимся:

  • выразительно читать;

  • передать голосом настроение.

Рифма — созвучие на конце строк в стихотворении.

Литература по теме урока:

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

«Очень-очень вкусный пирог»

Нина Владимировна Гернет, Даниил Иванович Хармс

Что необычного в заголовке? Догадались?

Верно. У стихотворения «Очень-очень вкусный пирог» не один автор, а целых два. Это Нина Владимировна Гернет и Даниил Иванович Хармс. Писатели сотрудничали в журнале «Чиж», создавали добрые весёлые стихотворения для детей.

Именно с таким стихотворением мы познакомимся на уроке.

Это не совсем обычное стихотворение. Даниил Хармс любил загадки и шутки, вот и стихотворение получилось необычным. Некоторые слова в нём пропущены. Прочитайте стихотворение, подбирая недостающие слова. Помните, что в стихотворении есть рифма и конечные звуки слов созвучны.

Я захотел устроить бал,

И я гостей к себе . .

Купил муку, купил творог,

Пирог, ножи и вилки тут —

Но что-то гости не . .

Я ждал, пока хватило сил,

Потом подвинул стул и сел

И весь пирог в минуту . .

Когда же гости подошли,

То даже крошек не . .

Подготовим выразительное чтение стихотворения. Для этого постараемся понять, что чувствовал его герой – человек, пригласивший к себе гостей. Ведь стихотворение можно прочитать по-разному. От того, насколько хорошо сможем понять чувства героя, будет зависеть выразительность прочтения.

В первых двух строках герой чувствует радость от ожидания, что придут гости, будет весело. Ключевые слова в этих строках - «бал» и «гостей». Прочитаем с чувством радости, ключевые слова произнесем с ударением:

Я захотел устроить бал,

И я гостей к себе.

В следующих строках описаны приготовления к балу. Передадим при чтении радостное расположение героя, подчеркнем голосом слова «муку», «творог», «рассыпчатый»:

Купил муку, купил творог,

В следующих двух строчках описывается, как начинает меняться настроение героя. Вместо радости появляется беспокойство. Ключевое слово, которое выделим голосом - «гости».

Пирог, ножи и вилки тут —

Но что-то гости не . .

Так нелегко сдержаться, когда перед тобой вкусный пирог, а гости, для которых он испечен, все не идут. В следующих двух строках описано, как герой пытается бороться с желанием попробовать пирог. Передадим это при чтении:

Я ждал, пока хватило сил,

Попробовав кусочек, герой уже не может удержаться. Он очень быстро съедает пирог, поэтому и прочитать эти строки нужно в быстром ритме:

Потом подвинул стул и сел

И весь пирог в минуту . .

Последние две строки передают сожаление героя, что для гостей угощения не осталось. Герой испытывает чувство стыда и сожаления Передадим это при чтении:

Когда же гости подошли,

То даже крошек не . .

Объяснение, почему герой не удержался и сам съел пирог, есть в заголовке. Потому что пирог «очень-очень вкусный»!

Шуточное стихотворение Нины Гернет и Даниила Хармса вызывает улыбку. Герою не хватило силы воли, чтобы дождаться гостей, и праздника с угощениями не получилось. Какой совет можно дать герою стихотворения?

Теперь прочитайте стихотворение целиком еще раз. Постарайтесь при чтении передать чувства героя.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля:

Задание: В котором городе родился Д. Хармс?

Литературный фуд-блог

Песочный пирог с творожным кремом (Даниил Хармс)

Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе…
Купил муку, купил творог,
Испек рассыпчатый…

Даниил Хармс «Очень-очень вкусный пирог»

С Миргородской улицы на Надеждинскую, в квартиру 9 дома 11 семья Ювачёвых переехала 24 декабря 1925 года. Это произошло за несколько дней до 20-летия сына семьи, Даниила Ювачёва, который уже тогда предпочитал псевдоним Хармс.

Новая квартира сразу стала популярной среди молодых поэтов. Там читали стихи и пили разливной портвейн. Иногда это происходило два-три раза в неделю. А с какой грандиозностью пьют молодые дарования, можно представить. Отец Хармса в жизнь сына не вмешивался и только отмечал в дневнике «У Дани пир до утра. Много народу, шум, гам, визг женского голоса, радио… Я мало спал из-за этого».

Хармс веселился, но понимал опасность загулов. Периодически он пытался «начать новую жизнь», писал себе в «правилах» что-то вроде «сократи число ночлежников и сам ночуй преимущественно дома», но это у него плохо получалось.

Harms1

«Портрет Даниила Хармса». Татьяна Дручинина. 2005 год

При этом Хармс был известным фриком и любил играть в чудака: демонстративно здоровался на улице с каждым фонарем, гулял с раскрашенным лицом, «ибо чистое лицо противно», и собирал вокруг толпу зевак, размахивая на верхушке дерева красным флажком.

Понятно, что такой человек не мог бы жить в обычной уютной комнате с обоями в цветочек. Про его дом ходили легенды. Люди, которые впервые попадали к Хармсу, первым делом пытались понять, что из услышанного ими правда, а что нет. Говорили, например, про фантастическую «машину», которую соорудил сам Хармс и демонстрировал своим гостям. Комната поэта, действительно, какое-то время была заполнена проволоками и пружинами. Зачем — никто не знает, скорее для мистификации.

Стены от пола до потолка были исписаны афоризмами, на потолке висела лампа с широким картонным абажуром. На нем Хармс нарисовал карикатурные портреты друзей и дом с надписью «Здесь убивают детей». Да, известный детский поэт, как говорила его жена, «всю жизнь не мог терпеть детей. Просто не выносил их. Для него они были — тьфу, дрянь какая-то».

Malich

Вторая жена Хармса Марина Малич (Дурново) за фисгармонией. Фото сделано кем-то из гостей в квартире на Надеждинской улице

В 1938-ом вечеринки у Хармса стали круглосуточными. В дневнике он писал: «Ах, иметь бы лакея, который в шею бы выставлял непрошеных гостей!». Поэт не мог работать – пока он провожал к порогу одну компанию, приходила другая. И, по словам его жены Марины Дурново, спрятаться было невозможно.

Значит, что было? Приходили и стучали в дверь. И кричали: «Черт бы вас подрал! Открывайте дверь. Да мы все равно знаем, что вы не спите. » И начинали дверь ломать. А дверь все-таки не наша собственная, а государства проклятого. А они в нее так били, что в дверях дырку сделали, потом пришлось эту дырку заколачивать… Даня уже и записку писал, и прикреплял ее к двери — дескать, никого нету. А все равно все знали, что мы дома. Ни черта не помогало!

Когда начинали стучать в дверь, Даня мне шепотом: «тс-с. » и знаками показывал, чтобы я молчала. Мол, никого нет. Ну тогда начиналось что-то невообразимое. Прямо беда была. И ногами и руками колотили. Ужас что такое было! А этим, пришедшим в гости, было все равно: ночь ли, день. Они хотели попасть к нам сейчас, немедленно.

Даня еще грозил мне, чтобы я рта не раскрывала. Но наконец и сам не выдерживал. И со словами: «Черт с ними!» — открывал дверь. И гости входили, и у них подмышкой были бутылки. Пили, болтали. И я со всеми.

Владимир Глоцер «Марина Дурново: Мой муж Даниил Хармс»

Хармса не сильно заботило, чем угощать гостей: стеклянная банка с маслом, сыр, варенье и горячий чай. Так вспоминали друзья поэта о накрытом для них столе. Даже к приходу приглашенных гостей он не жарил котлет и не выпекал десертов.

Я так не умею. Я люблю гостей. Особенно мне нравятся гости, похожие на обжор на картине Брейгеля-страшего. И не то чтобы меня волновала слава хорошей хозяйки, скорее мне больше нравятся жующие люди – они всегда необычайно добрые. Но закон подлости не дремлет: гости не случаются, когда холодильник ломится от приготовленной еды, друзья заезжают именно в тот момент, когда есть нечего. И в этот момент я кажусь себе участницей кулинарного шоу, вроде того, что ведет Гордон Рамзи. Надо приготовить быстро, вкусно и из того, что есть под рукой. Каша из топора.

Это что касается закусок и основных блюд. С десертами проще. Тут есть несколько проверенных решений: например, рассыпчатый творожный пирог, о котором написал Хармс. В стихотворении этот пирог как раз предназначался для гостей, но оказался настолько вкусным, что был съеден еще до их прихода. Продукты для него дома наверняка найдутся, и готовится он легко. Смешать муку, масло, сахар – тесто готово. Взбить яйца, творог и сахар – вот и крем. Если есть ягоды и орехи – еще лучше, они придадут парадности.

Вкусно и просто. Теоретически такая незамысловатость была бы под силу даже далекому от земных вопросов Хармсу.

Песочный пирог с творожным кремом (Даниил Хармс)

Песочный пирог с творожным кремом

Состав:

Творог 9% – 400 гр.
Мука пшеничная – 2 стакана
Масло сливочное – 100 гр. (и еще немного для смазывания формы)
Яйцо – 2 штуки
Сахар – 1,5 стакана
Ванильный сахар – 10 гр.
Разрыхлитель – 1 чайная ложка
Ягоды (свежие или замороженные) – по желанию
Фундук или миндаль – по желанию

Приготовление:

1. Для теста смешать сливочное масло с мукой, разрыхлителем и 0,5 стаканом сахара (по желанию можно добавить еще 1 ст.л. лимонного сока). Растереть руками до образования рассыпчатой смеси. Тесто положить в холодильник.

2. Для творожного крема взбить яйца с оставшимся сахаром (плюс ванильный сахар) до кремообразной массы, добавить творог и снова взбить.

4. Форму для выпечки смазать сливочным маслом и выложить половину теста, слегка примять крошки руками. На тесто выложить творожную начинку, сверху распределить ягоды (опционально, можно и без ягод).

5. Оставшуюся часть теста можно смешать с рублеными орехами. Посыпать крошкой начинку – желательно так, чтобы творожный крем не был виден.

6. Накрыть форму фольгой и выпекать 30-40 минут при температуре 180 градусов. Снять фольгу и выпекать еще минут десять.

Очень-очень вкусный пирог

Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе…

Купил муку, купил творог,
Испек рассыпчатый…

Пирог, ножи и вилки тут —
Но что-то гости…

Я ждал, пока хватило сил,
Потом кусочек…

Потом подвинул стул и сел
И весь пирог в минуту…

Когда же гости подошли,
То даже крошек…

Цели: продолжать знакомить учащихся с творчеством поэтов-обэриу(тов); развивать внимание, умение подбирать рифмы; совершенствовать навыки выразительного чтения и четкую дикцию; прививать интерес к творчеству детских поэтов.

Оборудование: учебник «Литературное чтение. Родная речь. Учебник для 2 класса начальной школы. В 2 частях» авт.-сост. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.
Аудиозапись: Ю.Владимиров «Чудаки»

1. Орг.момент

Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.

2. Проверка домашнего задания

3. Актуализация знаний.

– Ребята, послушайте отрывок из произведений и определите жанр.

Бобер в бору затеял бал,
Бобер на бал гостей созвал.
Белочки во флейты дуют,
Польку бабочки танцуют,
Даже тихий барсучок
Туфельками чок да чок!

Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе позвал.
Купил муку, купил творог,
Испек рассыпчатый пирог…

– Как определили?
– Чем похожи? (Про бал и про гостей)
– Чем отличаются? (Герой во втором неизвестен. И оно не закончено)
– Первое стихотворение написал поэт Анатолий Пудваль. А кто скажет, кто автор второго стихотворения?
– Ученик 2-б класса сказал, что автор этого стихотворения Карл Иванович Шустерлинг. А я знаю, что это стихотворение написал Даниил Хармс. Кто из нас прав?
– Давайте ответим на этот вопрос, прочитав дополнительную информацию.

Даниил Хармс. Настоящее имя – Даниил Иванович Ювачёв.
Родился он в Петербурге в 1905 году, а умер в 1942 году в Ленинграде.
Сейчас этот город снова стали называть Петербургом.
Д.Хармс был большим выдумщиком.
Его стихи и рассказы с большим удовольствием читали
ваши прабабушки и прадедушки в журналах «Чиж» и Ёж».
Даниил Хармс всегда подписывался псевдонимами.
Среди множества псевдонимов были такие: Карл Иванович Шустерлинг или Пустерлинг,
Шардам, Дандан, Иван Топорышкин, писатель Колпаков и др.
Чаще всего повторялось имя Хармс.

(Карл Иванович Шустерлинг – один из псевдонимов Хармса.)

– Псевдоним – это что? (Придуманное имя)
– Хотите прочитать это стихотворение?

4. Осмысление содержания. Изучение нового материала

– Как вы думаете, о чем будет это стихотворение? Ваши предположения? (Высказывания детей)
– Сейчас вам предстоит проверить насколько вы оказались правы. Но у этого стихотворения есть еще маленькая загадка. Д. Хармс писал стихи-загадки с неоконченными строчками. Недоговоренностью в стихах, поэт высказывает надежду, что его будут читать догадливые, умные дети. Я буду читать стихотворение, а недостающие слова вы будете подсказывать мне хором. Попробуем?

Чтение стихотворения учителем. (с.175)

– Оправдались ли ваши предположения?
– Почему вы улыбались, когда слушали стихотворение? Чем вам оно понравилось?

5. Постановка учебной задачи. Самостоятельная работа

– Давайте прочитаем это стихотворение выразительно. А для этого представим себе, что чувствовал его герой – человек, пригласивший к себе гостей.
– Читайте стихотворение по строфам и постарайтесь передать его внутренний монолог, о чем он думает, что чувствует, произнося каждую строфу.

Чтение стихотворения детьми.

3-4 человека читают.

Задание: по чтению, определите, какие чувства переживает герой.

– Представим себе, что герою стыдно, что не хватило сил дождаться гостей, пирог оказался таким вкусным, что он и сам не заметил, как все съел, а когда пришли гости, не знает, куда деваться.
– А может быть, он так рассердился на гостей, что специально все съел и последние строчки произносит с удовлетворением.
– Вы заметили, ребята, что стихотворение можно прочитать по-разному. В зависимости от выбора внутреннего состояния героя меняется интонация.

6. Физкультминутка

– Как живешь? Вот так!
– Как идешь? Вот так!
– Как бежишь? Вот так!
– Как летишь? Вот так!
– Как плывешь? Вот так!
– Как сидишь? Вот так!

7. Продолжение работы по теме урока

– Вспомните, как назывался журнал для дошкольников, для которого писал стихи Д.Хармс. («Чиж»)
– В 1930-е годы в журнале Чиж появились истории про Карла Ивановича Шустерлинга.
– Вы уже знаете, что один из псевдонимов Д.Хармса – Карл Иванович Шустерлинг. Так вот, этот Карл Иванович был очень непонятливым человеком. Он все время оказывался в затруднительном положении и просил ребят помочь ему. От его имени читателям журнала предлагались веселые задачи на смекалку, загадки. Одну из них мы сейчас прочитаем.

Чтение стихотворения «Что это было» учителем. (с.174)

– Вы поняли, что это было? Как догадались?
– А почему герой стихотворения не понял?
– Что же за человек – герой этого стихотворения, похож он на того, кто съел пирог, не дождавшись гостей, или перед нами другой характер?

8. Чтение и анализ текста

– Прочитайте стихотворение про себя. 1 читает вслух.
– Найдите описание героя в стихотворении. Какого литературного персонажа напоминает человек, который зимой ходит « в галошах, в шляпе и в очках»?
– Как вы думаете, зачем Хармс упоминает про очки? (Может быть, перед нами ученый человек, он рассеян, потому что обдумывает что-то очень важное.)
– Итак, он идет, размышляет, что его вдруг заинтересовало?
– Прочитайте так, чтобы передать характер героя.
– Зачем он пустился вдогонку, какое желание им двигало?
– Почему в последней строфе дважды повторяется слово долго?
– Почему герой думает, сняв очки? (Герою хочется во всем разобраться, все понять. Этот человек привык во всем видеть что-то сложное, все долго обдумывать и такие простые вещи ставят его в тупик)
– Прочитайте выразительно последнюю строфу.
– Прочитайте все стихотворение, передавая характер героя.

9. Работа над стихотворением Ю.Владимирова Чудаки

– Сейчас мы прочитаем стихотворение еще одного поэта из литературно-поэтической группы ОБЭРИУ – Юрия Дмитриевича Владимирова «Чудаки» с.176.
– Оно написано по следам розыгрыша со стороны Хармса. А было это так. Перед поездкой Хармса в Москву Владимиров дал ему две пятирублевые купюры с просьбой купить крючки, леску, книги. Вернувшийся Хармс отдал обратно деньги и сказал, что забыл, какая пятерка на что предназначалась. Владимиров рассмеялся и написал «Чудаков»

Учащиеся (3 человека) читают стихотворение. И отвечают на вопросы.

– Какие непонятные слова вам встретились?

Пятак – монета в 5 копеек.
Кушак – широкий и длинный пояс.

– А кто такие чудаки? Кого мы называем чудаками?
– Какая беда произошла с чудаками на базаре? Прочитай.
– Как ты думаешь, ситуация, о которой рассказывает автор веселая, грустная, забавная, поучительная?
– Соответствует ли название стихотворения его содержанию?
– Послушайте, как читает это стихотворение народный артист РФ Вениамин Смехов.
– А теперь, постарайтесь прочитать сами.

Выразительное чтение стихотворения учениками.

10. Итог урока

– Стихотворения каких поэтов изучали на уроке?
– Какое из них вам больше всего понравилось? Что бы вы предложили для домашнего задания?
– Я бы предложила выучить наизусть, понравившееся стихотворение.

Использованная литература:

  1. Кутявина C.В. Поурочные разработки по литературному чтению: 2 класс. М., ВАКО – 2009.
  2. Воюшина М.П. Изучение литературы в первом классе: СПб., Издательство «Папирус», 1997.

Урок по литературному чтению

Дата: 19.12.2019г.

Тема: Д.Хармс «Очень-очень вкусный пирог»

Цель урока: Продолжить знакомить обучающихся с творчеством Д.Хармса; развивать внимание, умение подбирать рифмы; совершенствовать навыки выразительного чтения и четкую дикцию; прививать интерес к творчеству детских поэтов.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения, планировать работу на уроке; придумывать свои вопросы по содержанию.

Тип: комбинированный.

Оборудование: учебник, карточки.

1.Организационный момент

Здравствуйте, ребята, по приветствуйте нашу гостью Светлану Николаевну.

Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.

ПРОВЕРКА НАСТРОЕНИЯ.

2.Проверка домашнего задания.

Ребята, с каким писателем мы познакомились? (Даниил Иванович Хармс(Ювачев)).

С какими его стихотворениями вы уже знакомы? («Игра», «Вы знаете?», «Весёлые чижи»)

Вашим домашним заданием было прочитать стихотворения «Веселые чижи».

(Тест, самопроверка). Проверяем зеленой ручкой. После того как проверили, поднимаем руки, у кого нет ни одной ошибки 5, у кого 1 ошибка 4, у кого 2-3 ошибки это 3 , у кого более 3 это 2.

1. Сколько чижей было в стихотворении Д. Хармса и «Весёлые чижи»?

а) двадцать четыре; б) шестьдесят четыре; в) сорок четыре; г) тридцать четыре.

2. Куда шли чижи?

а) на работу; б) на охоту; в) отдыхать.

3. Что чижи делали дружно?

а) молчали; б) играли; в) сидели.

4. Куда ездили всем домом?

а) знакомым; б) к зябликам знакомым; в) остались дома.

5. Лёжа в постели что делали чижи?

а) кричали ; б) свистели; в) молчали.

3. Речевая разминка.

Это скороговорка.

Живут у меня кукушки-

- Прочитайте медленно.

- Прочитайте с ускорением.

- Прочитайте быстро.

3. Актуализация знаний. Введение в тему урока.

Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с произведениями Даниила Хармса. Ребята, а скажите, что вы знаете об этом поэте?

С каким именно стихотворение вы сегодня познакомитесь узнаете чуть позже.

Ребята, скажите, а как мы можем играть? Мы можем бегать?

А еще как можем играть?

Но раньше не было телефонов, и если нам не бегать, то играть можно было в слова, в стихи. Ведь вся поэзия Д.Хармса это – игра. Он нам описывает игру и тут же играет словами, и поэтому он нас научил тому, что играть можно не только бегая, но и словами.

В своих стихотворениях Хармс, как описывает игру, так и играет словами.

Какие игры в словах вы знаете? (Переставлять буквы, придумывать слова на одну букву, загадывать слова)

А давайте мы в одну из игр поиграем. Игра называется анаграмма.

Анаграмма - это слово, образованное путем перестановки букв от исходного слова. Своего рода это такая загадка на сообразительность на составление новых слов.

Актёр - тёрка;

Насос - сосна

4. Работа по теме урока.

А теперь я предлагаю прочитать вам стихотворение.

Но вам необходимо узнать его название. А что бы его узнать посмотрите на доску.

На доске цифры, а под каждой цифрой спрятана буква, если мы правильно назовём все буквы, мы отгадаем название стихотворения. Каждая цифра соответствует порядковому номеру в алфавите. Например: 5-Д, 1-А, 11-Й, 30-Ь.

Очень очень вкусный пирог.

16 25 6 15 30 16 25 6 15 30 3 12 21 19 15 29 11 17 10 18 16 4

Дело в том, что он не дописал последнее слово в каждой второй строчке, поставил вместо него многоточие, рассчитывая, что читатель сам догадается, какое слово пропущено.

Ребята давайте мы попробуем проверить, правильно ли незнайка вставил пропущенные слова.

Я вам читаю какие слова Незнайка вставил.

Я захотел устроить бал,

И я гостей к себе пригласил.

Купил муки, купил творог,

Испек рассыпчатый кекс .

Пирог, ножи и вилки тут –

Но что-то гости не приходят.

Я ждал, пока хватило сил,

Потом кусочек отрезал.

Потом подвинул стул и сел

И весь пирог в минуту проглотил.

Когда же гости подошли,

То даже крошек не осталось

Вам понравилось прослушанное стихотворение?

Почему слова, которые предлагает нам Незнайка, не годятся, ведь вроде бы смысл почти тот же? Почему получается нескладно? Что нарушено? (рифма и ритм)

Рифма – это созвучное окончание стихотворных строк.

Давайте, теперь я читаю стихотворение, а недостающие слова вы мне будете подсказывать хором.

hello_html_m57172dfe.jpg

5. ФИЗМИНУТКА.

6.Анализ стихотворения

Давайте сравним ритм в разных стихотворениях. Например, в стихотворении «Игра»:

hello_html_m37f43979.jpg

Можем ли мы сказать, что в этом стихотворении ритм быстрый?

А в стихотворении «Очень-очень вкусный пирог»?

hello_html_m3535f2df.jpg

Удобно ли бегать под такой ритм?

Нет, правильно, значит, ритм в стихотворениях бывает разным: быстрым, размеренным(плавный) и замедленным.

7 .Выразительное чтение стихотворения

Давайте прочитаем это стихотворение выразительно.

С разным ритмом. Первый ряд читает быстрым, второй размеренным, третий- замедленным.

Сегодня мы с вами познакомились еще с произведениям Д.Хармса. Назовите его.

Мы читали стихотворения с разными интонациями, пытались понять, что чувствовал герой, представляли, какие герои стихотворений, но написал их один человек, поэт, и это Даниил Хармс. Поэт, умеющий играть и со словами, и с читателем. Это великий мастер игровой поэзии!

9. Рефлексия

МЫ ПОДНИМАЕМ СМАЙЛИК, НА СКОЛЬКО УЛУЧШИЛОСЬ ВАШЕ НАСТРОЕНИЕ.

Цели: продолжать знакомить учащихся с творчеством поэтов-обэриу(тов); развивать внимание, умение подбирать рифмы; совершенствовать навыки выразительного чтения и четкую дикцию; прививать интерес к творчеству детских поэтов.

Оборудование: учебник «Литературное чтение. Родная речь. Учебник для 2 класса начальной школы. В 2 частях» авт.-сост. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.
Аудиозапись: Ю.Владимиров «Чудаки»

1. Орг.момент

Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.

2. Проверка домашнего задания

3. Актуализация знаний.

– Ребята, послушайте отрывок из произведений и определите жанр.

Бобер в бору затеял бал,
Бобер на бал гостей созвал.
Белочки во флейты дуют,
Польку бабочки танцуют,
Даже тихий барсучок
Туфельками чок да чок!

Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе позвал.
Купил муку, купил творог,
Испек рассыпчатый пирог…

– Как определили?
– Чем похожи? (Про бал и про гостей)
– Чем отличаются? (Герой во втором неизвестен. И оно не закончено)
– Первое стихотворение написал поэт Анатолий Пудваль. А кто скажет, кто автор второго стихотворения?
– Ученик 2-б класса сказал, что автор этого стихотворения Карл Иванович Шустерлинг. А я знаю, что это стихотворение написал Даниил Хармс. Кто из нас прав?
– Давайте ответим на этот вопрос, прочитав дополнительную информацию.

Даниил Хармс. Настоящее имя – Даниил Иванович Ювачёв.
Родился он в Петербурге в 1905 году, а умер в 1942 году в Ленинграде.
Сейчас этот город снова стали называть Петербургом.
Д.Хармс был большим выдумщиком.
Его стихи и рассказы с большим удовольствием читали
ваши прабабушки и прадедушки в журналах «Чиж» и Ёж».
Даниил Хармс всегда подписывался псевдонимами.
Среди множества псевдонимов были такие: Карл Иванович Шустерлинг или Пустерлинг,
Шардам, Дандан, Иван Топорышкин, писатель Колпаков и др.
Чаще всего повторялось имя Хармс.

(Карл Иванович Шустерлинг – один из псевдонимов Хармса.)

– Псевдоним – это что? (Придуманное имя)
– Хотите прочитать это стихотворение?

4. Осмысление содержания. Изучение нового материала

– Как вы думаете, о чем будет это стихотворение? Ваши предположения? (Высказывания детей)
– Сейчас вам предстоит проверить насколько вы оказались правы. Но у этого стихотворения есть еще маленькая загадка. Д. Хармс писал стихи-загадки с неоконченными строчками. Недоговоренностью в стихах, поэт высказывает надежду, что его будут читать догадливые, умные дети. Я буду читать стихотворение, а недостающие слова вы будете подсказывать мне хором. Попробуем?

Чтение стихотворения учителем. (с.175)

– Оправдались ли ваши предположения?
– Почему вы улыбались, когда слушали стихотворение? Чем вам оно понравилось?

5. Постановка учебной задачи. Самостоятельная работа

– Давайте прочитаем это стихотворение выразительно. А для этого представим себе, что чувствовал его герой – человек, пригласивший к себе гостей.
– Читайте стихотворение по строфам и постарайтесь передать его внутренний монолог, о чем он думает, что чувствует, произнося каждую строфу.

Чтение стихотворения детьми.

3-4 человека читают.

Задание: по чтению, определите, какие чувства переживает герой.

– Представим себе, что герою стыдно, что не хватило сил дождаться гостей, пирог оказался таким вкусным, что он и сам не заметил, как все съел, а когда пришли гости, не знает, куда деваться.
– А может быть, он так рассердился на гостей, что специально все съел и последние строчки произносит с удовлетворением.
– Вы заметили, ребята, что стихотворение можно прочитать по-разному. В зависимости от выбора внутреннего состояния героя меняется интонация.

6. Физкультминутка

– Как живешь? Вот так!
– Как идешь? Вот так!
– Как бежишь? Вот так!
– Как летишь? Вот так!
– Как плывешь? Вот так!
– Как сидишь? Вот так!

7. Продолжение работы по теме урока

– Вспомните, как назывался журнал для дошкольников, для которого писал стихи Д.Хармс. («Чиж»)
– В 1930-е годы в журнале Чиж появились истории про Карла Ивановича Шустерлинга.
– Вы уже знаете, что один из псевдонимов Д.Хармса – Карл Иванович Шустерлинг. Так вот, этот Карл Иванович был очень непонятливым человеком. Он все время оказывался в затруднительном положении и просил ребят помочь ему. От его имени читателям журнала предлагались веселые задачи на смекалку, загадки. Одну из них мы сейчас прочитаем.

Чтение стихотворения «Что это было» учителем. (с.174)

– Вы поняли, что это было? Как догадались?
– А почему герой стихотворения не понял?
– Что же за человек – герой этого стихотворения, похож он на того, кто съел пирог, не дождавшись гостей, или перед нами другой характер?

8. Чтение и анализ текста

– Прочитайте стихотворение про себя. 1 читает вслух.
– Найдите описание героя в стихотворении. Какого литературного персонажа напоминает человек, который зимой ходит « в галошах, в шляпе и в очках»?
– Как вы думаете, зачем Хармс упоминает про очки? (Может быть, перед нами ученый человек, он рассеян, потому что обдумывает что-то очень важное.)
– Итак, он идет, размышляет, что его вдруг заинтересовало?
– Прочитайте так, чтобы передать характер героя.
– Зачем он пустился вдогонку, какое желание им двигало?
– Почему в последней строфе дважды повторяется слово долго?
– Почему герой думает, сняв очки? (Герою хочется во всем разобраться, все понять. Этот человек привык во всем видеть что-то сложное, все долго обдумывать и такие простые вещи ставят его в тупик)
– Прочитайте выразительно последнюю строфу.
– Прочитайте все стихотворение, передавая характер героя.

9. Работа над стихотворением Ю.Владимирова Чудаки

– Сейчас мы прочитаем стихотворение еще одного поэта из литературно-поэтической группы ОБЭРИУ – Юрия Дмитриевича Владимирова «Чудаки» с.176.
– Оно написано по следам розыгрыша со стороны Хармса. А было это так. Перед поездкой Хармса в Москву Владимиров дал ему две пятирублевые купюры с просьбой купить крючки, леску, книги. Вернувшийся Хармс отдал обратно деньги и сказал, что забыл, какая пятерка на что предназначалась. Владимиров рассмеялся и написал «Чудаков»

Учащиеся (3 человека) читают стихотворение. И отвечают на вопросы.

– Какие непонятные слова вам встретились?

Пятак – монета в 5 копеек.
Кушак – широкий и длинный пояс.

– А кто такие чудаки? Кого мы называем чудаками?
– Какая беда произошла с чудаками на базаре? Прочитай.
– Как ты думаешь, ситуация, о которой рассказывает автор веселая, грустная, забавная, поучительная?
– Соответствует ли название стихотворения его содержанию?
– Послушайте, как читает это стихотворение народный артист РФ Вениамин Смехов.
– А теперь, постарайтесь прочитать сами.

Выразительное чтение стихотворения учениками.

10. Итог урока

– Стихотворения каких поэтов изучали на уроке?
– Какое из них вам больше всего понравилось? Что бы вы предложили для домашнего задания?
– Я бы предложила выучить наизусть, понравившееся стихотворение.

Использованная литература:

  1. Кутявина C.В. Поурочные разработки по литературному чтению: 2 класс. М., ВАКО – 2009.
  2. Воюшина М.П. Изучение литературы в первом классе: СПб., Издательство «Папирус», 1997.

Читайте также: