Пирогов к чему вы готовите вашего сына

Обновлено: 29.04.2024

Первым отечественным педагогом, прямо утверждавшим в своем творчестве идею необходимости воспитания прежде всего человека, был Н. И. Пирогов, выдающийся врач и мыслитель, значительную часть своей жизни посвятивший педагогике. Он был организатором педагогической деятельности, а также теоретиком в области педагогической науки.

В 1856 г. увидела свет статья Н. И. Пирогова под названием «Вопросы жизни», которая стала своеобразной программой развития педагогической антропологии в России. В ней излагались основные идеи о содержании, целях, задачах воспитания в свете представлений о человеке. Статья имела сильный общественный резонанс. Вспыхнула дискуссия в прессе, на нее откликнулись педагоги и общественные деятели. По сути дела, публикация этой статьи явилась поворотным пунктом в развитии отечественной педагогики, так как с этого момента в России стало набирать силу педагогическое движение 60 - 70-х гг. Вопросы воспитания и образования становятся одними из основных в обществе, начинается признание социальной значимости педагогической деятельности.

Примечателен эпиграф, предпосланный статье: «- К чему Вы готовите вашего сына? - Быть человеком, - отвечал я. Правда это или нет?».

В нем сформулирована проблема, которой и посвящена статья: проблема цели воспитания, его содержания в связи с вопросами о сущности человеческой природы, о смысле жизни человека.

Н. И. Пирогов выдвинул идею воспитания в первую очередь человека. При этом он опирался на представление о высшей ценности личности: «Личность одинаково неприкосновенна и в ребенке, и во взрослом». При таком взгляде на ребенка и сущность воспитания, естественно, напрашивается мысль о необходимости изучения личности ребенка, закономерностей развития его внутреннего мира, т.е. идея необходимости изучения психики ребенка. Н. И. Пирогов - один из первых педагогов, поставивший задачу всестороннего изучения ребенка, его физических, психических, духовных особенностей.

Н. И. Пирогов приходит к мысли, что в определении целей воспитания очень важным является вопрос о смысле и цели человеческого существования. Стремление человека найти решение этого вопроса есть проявление его духа, его истинной сущности. «В самых грубых заблуждениях языческой древности, основанных всегда на известных нравственно-религиозных началах и убеждениях, проявляется все-таки самый существенный атрибут духовной натуры человека – стремление разрешить вопрос жизни о цели бытия».

Н. И. Пирогов полагает, что без решения вопроса о смысле человеческого бытия невозможно понимание смысла воспитания и образования, постановка целей педагогической деятельности и следование им. Поэтому он придает такое значение этой проблеме и в своей статье пытается разрешить ее.

Педагог пишет, что многие люди даже не задаются мыслью о смысле своего существования и, тем не менее, счастливы и довольны своей жизнью. Причина этого в том, что одни из них «получили от природы жалкую привилегию на идиотизм», а другие просто живут по инерции, ни о чем особенно не задумываясь. Конечно, ни тех, ни других, как бы много их ни было, нельзя причислять к существам, ведущим действительно человеческий образ жизни. Человеку свойственны беспокойные поиски цели своего существования.

Н. И. Пирогов указывает на то, что человечеству уже раскрыт смысл жизни и ее предопределение: «Учение Спасителя, разрушив хаос нравственного произвола, указало человечеству прямой путь, определило и цель, и средоточие житейских стремлений. Найдя в Откровении самый главный вопрос - «О цели нашего бытия» - разрешенным, казалось бы, человечество ничего другого не должно делать, как следовать с убеждением и верой по определенной стезе». Педагог полагает, что христианство является основой всякого воспитания, христианские истины делают осмысленным наше существование, а значит, задают цель и смысл педагогической деятельности, христианское Откровение придает истинное направление жизненному пути человека: «. вспомним еще раз, что мы христиане и, следовательно, главной основой нашего воспитания служит и должно служить Откровение. Все мы, с раннего детства, не напрасно же ознакомлены с мыслью о загробной жизни, все мы не напрасно же должны считать настоящее приготовлением к будущему». Видимо, даже в то время, когда в России христианство являлось частью государственной идеологии, была необходимость в напоминании, что христианские истины - «альфа и омега» всякого воспитания.

Но, несмотря на то, что во времена Н. И. Пирогова религиозное воспитание было общепризнанной основой всякого другого воспитания и общество являлось действительно религиозным, большинство людей чисто механически усваивало христианское мировоззрение и в своей реальной жизни редко ему следовало. «Выступая из школы в свет, что находим мы, воспитанные в духе христианского учения? Мы видим то же самое разделение общества на толпы. Мы видим, что самая огромная толпа следует бессознательно, по силе инерции, толчку, данному ей в известном направлении». И вопрос о смысле существования вновь встает перед каждым мыслящим человеком, не способным жить по инерции.

Н. И. Пирогов дает обстоятельный анализ существующих точек зрения на цель жизни. Он выделяет восемь взглядов, восемь попыток решения проблемы смысла человеческого существования. Часть из них носит открыто гедонистический характер: не надо терзать себя размышлениями о смысле жизни, счастье у вас под рукой, все делается к лучшему и т.д. «Можно, думая, потерять аппетит и сон. Время же нужно для трудов и наслаждений. Аппетит для наслаждений и трудов. Сон опять для трудов и наслаждений. Труды и наслаждения для счастья». Другие попытки решения вопроса о цели существования сугубо практические: об убеждениях не спорят, каждый спасается на свой лад, главное - получение выгоды всегда и везде, при любых обстоятельствах, важно не плыть против течения и со всеми ладить, счастье достигается в результате целенаправленных усилий, и это, в своем роде, искусство.

Мыслитель описывает еще один взгляд на проблему смысла жизни (он называет его печальным): «Не хлопочите, лучшего ничего не придумаете. Новое это только то на свете, что хорошо было забыто. Зритель и комедиант поневоле, как ни бейтесь, лучшего не сделаете. Не зная, откуда взялись, вы умрете, не зная, зачем жили».

Таким образом, в реальности существует множество различных представлений о смысле жизни, которые противоречат друг другу.

Человек в процессе воспитания всегда усваивает какие-то, представления о смысле и цели существования. То, какими будут эти представления, согласно Н. И. Пирогову, зависит, прежде всего, от психического склада человека, а также от его социального окружения, влияния со стороны других людей.

Большинство людей просто принимают те цели, которые являются общепринятыми и соответствуют особенностям психики людей. Если человек от природы энергичен, активен, чувственен, то он склоняется к принятию в качестве цели жизни наслаждения, поиск чувственных удовольствий. Если у человека ум преобладает над инстинктами, рассудок над чувствами, а влияние со стороны взрослых в детстве давало образец благоразумия, то такой человек будет иметь практический склад натуры, он будет сторонником прагматического взгляда на цели жизни. Когда же воображение перевешивает трезвое мышление, мечтательность преобладает в характере, воспитание отгораживает человека от реальной жизни, то в представлениях о смысле жизни преобладает религиозный или «печальный» взгляд.

Так, по мнению Н. И. Пирогова, в зависимости от природных склонностей и характера воспитания, большинство людей выбирает то или иное принятое в обществе решение проблемы смысла жизни. Но есть люди, родившиеся с притязаниями на ум, чувство, нравственную волю. Как правило, они не принимают покорно все, что является общепринятым. Они ясно видят несоответствие между идеалами, провозглашенными обществом и реальной жизнью, между религиозно-нравственными устоями и повседневной практикой. Эти люди не смиряются с такого рода противоречиями, они всегда хотят что-то изменить. Н. И. Пирогов анализирует пути разрешения таких противоречий: «Или согласить нравственно-религиозные основы воспитания с настоящим направлением общества. Или переменить направление общества. Или, наконец, приготовить нас воспитанием к внутренней борьбе, неминуемой и роковой, доставив нам все, способы и всю энергию выдерживать неравный бой». Мыслитель полагает, что два первых пути не освободят общество и человека от тех противоречий.

Приспособление идеала к действительности, искажение святого и высокого в соответствии с потребностями этой действительности - это лицемерие, по мнению Н. И. Пирогова, на это способна только «упругая нравственность фарисеев и иезуитов». Изменение самого общества, его реального развития не под силу человеку, это есть дело промысла и времени.

Н. И. Пирогов считает, что остается только третий путь - воспитать человека. Целью этого воспитания должны быть не передача каких-то профессиональных знаний и умений, не воспитание «негоциантов, солдат, моряков, духовных пастырей или юристов», а воспитание личности, ее волевых и нравственных качеств, воспитание внутреннего человека. «Не спешите с вашей прикладной реальностью. Дайте созреть и окрепнуть внутреннему человеку; наружный успеет еще действовать: он, выходя позже, может быть, не так ловок. но зато на него можно будет вернее положиться; он не за свое не возьмется», - пишет он.

Н. И. Пирогов был сторонником, как он сам это называл, «общечеловеческого» воспитания. Независимо от талантов и склонностей, каждый ребенок должен стать человеком в полном смысле этого слова. Для этого необходимо дать детям, прежде всего гуманитарное образование. Причем под гуманитарным знанием педагог понимает знание, необходимое для каждого человека, humanora, знания, которые передаются от поколения к поколению и остаются навсегда «светильниками на жизненном пути и древнего, и нового человека». С этим трудно не согласиться, так как именно гуманитарные науки позволяют воспитать личность, воздействовать на нравственные качества человека, образовывать не профессионала, а человека. Таким образом, поставленные цели воспитания требуют определенных условий: во-первых, ребенок должен иметь какие-то интеллектуальные задатки и способность чувствовать, «иметь от природы притязание на ум и чувство»; во-вторых, необходимо дать свободу для развития этих задатков; и третьим необходимым условием воспитания истинного человека является религиозное воспитание, которое дает нравственную основу личности, придает смысл ее существованию. Человек на протяжении всей своей жизни стоит перед вопросом - кто он такой? И единственный способ узнать - это заглянуть в свою душу, познать «внутреннего человека». Самосознание необходимо дня самовоспитания. «. Роясь в тайниках души, подстерегая все мгновения ее нравственной свободы, заставить ее решить вопросы жизни, вступив в борьбу с собою и с окружающими».

Таким образом, Н. И. Пирогов первым в отечественной педагогике связал проблему смысла человеческого существования и проблемы целей и задач педагогики, указал на связь между принятыми в обществе представлениями о человеке, цели его жизни и его сущности и содержанием педагогической деятельности.

Обсуждай

Екатерина

Вот строки из статьи 1856 года известного мыслителя и хирурга Пирогова.
***
– К чему вы готовите вашего сына? – спросил меня кто-то.
– Быть человеком, – отвечал я.
– Разве вы не знаете, – сказал спросивший, – что людей, собственно, нет на свете? Это одно отвлечение, вовсе не нужное для общества. Нам нужны негоцианты, солдаты, механики, моряки, врачи, юристы, а не люди.
***
Согласны ли ВЫ что цель современного образования – создать специалиста, а не воспитать человека? человек год сын свет строка юрист статья врач хирург цель общество специалист образование моряк механика солдат отвлечение мыслитель пирогов негоциант

Алевтина Миронова

цель современного образования - воспитать грамотного потребителя

Дмитрий Куваев

цель современного образования - создать безмозглого потребителя.

Екатерина

нельзя так обо всех говорить. есть люди в образовании, которые выполняют качественно свои обязанности и тем не менее специалисты выпускаются. мы говорим о системе, где не учитывается воспитание человеческих качеств. мы могли бы не волноваться, будь у нас крепкие качественные семьи. которые работают с детьми, готовя их к жизни и её пониманию.

Дмитрий Куваев

я говорю о системе. единый госэкзамен тому подтверждение. и система довольно хорошо работает. Простой пример - конец света 2012- я обалдел от процента безграмотных идиотов. Реклама - брэндовое мышление - тоже классно работает. Логики ни какой - за то какая выручка )))

Екатерина

к сожалению не все умеют мыслить. многие любят пользоваться чужими установками. поэтому толпой легко управлять. надо детей учить всегда иметь своё мнение.

Так и образование нынешнее не выпускает приличных специалистов.

Екатерина

нынешние люди забыли о главном.

У нас нет образования. Компрадорской стране образование не нужно.

Специалистов создавали в СССР, а сейчас безмозглых потребителей.

Екатерина

эти потребители и наши дети. так что все виноваты.

Разумеется. Первый круг ответственности - семья. И мы виноваты более всех. Поэтому необходимо хорошо учиться и передавать знания своим чадам. Школа учит уму, а надо ещё и разуму.

Екатерина

Александр Лиханский

НЕТ НЕ СОГЛАСЕН. Прежде ЧЕЛОВЕК, а специалистом станет с годами.

Екатерина

конечно же. но Вы вопрос не совсем поняли.

Александр Гончарик

Образование влияет на воспитание, цель образования - специалист.

Екатерина

образование в любом случае влияет на воспитание юных существ, либо самым плохим образом, если образование целенаправленно этим не занимается, либо занимается и есть надежда получить большее количество ЛЮДЕЙ-специалистов.

Михаил Сокур

Человек должен быть полезен обществу.Всё должно быть в гармонии.

Екатерина

он не станет полезным если в нем специалист не будет дружить с ЧЕЛОВЕКОМ. 😄

Рафаил Ярулин

Нет не согласен. В первую очередь человек а уже потом специалист

Екатерина

конечно. потому что если человек дрянь. то его знания "как мёртвому припарки".

Рафаил Ярулин

И чтобы он был человеком его надо воспитать с рождения. Хотя мало кто об этом думает

Екатерина

конечно. от этого и весь хаос в этом мире.

Рафаил Ярулин

Бочкарева Ольга

По моему современное образование не делает ни того,ни другого.

Да современное образование ни спеца ни человека не может родить

Alex Vsehnahposlav

одно другому не противоречит.хороший человек-это не профессия!

Alex Vsehnahposlav

ничего,спецы-мерзавцы были и тогда и сейчас.это от образования не зависит!

Екатерина

Однако Вы упёрты.

Alex Vsehnahposlav

да мне это всё и так фиолетово.я уже год как на пенсии.

Екатерина

Alex Vsehnahposlav

Иори

Цель образования - образование. Воспитать человека - цель семьи

Иори

Для этого и нужна семья, которая дает воспитание, а школы, курсы и университеты дают образование

Екатерина

Вы меня не понимаете. нельзя разделять единое..

Иори

Я не считаю, изучение науки и воспитание взаимосвязанным, тем более радение посторонних людей, общающихся с ребенком за деньги сомнительно

Екатерина

Вы можете не верить. но прислушаться к мудрым людям можете. почитайте всех великих педагогов.

Иори

Я всего лишь излагаю своё мнение, а читал я достаточно и учился тоже, в том числе и у мудрых людей с научными степенями

Збигнев Августинович

Сейчас очень мало специалистов а воспитанных полное отсуствие

Екатерина

конечно хорошего мало. ну так было всегда.

Збигнев Августинович

Нет в Союзе нужны были профессионалы специалисты а сейчас родственые души казнокрады

Леонид Иванов

очень на это похоже, и чем больше новшеств, тем больше сходства.

Каждый должен сам в себе воспитывать человека с большой буквы)

Мечтать не вредно! Главное найти себя в юности и всё будет чики-пики)

Екатерина

чики-пики мечтает об удовольствиях. поэтому финал жизни многих кирдык.

Бывает! Главное у нас всё хорошо) Мы нашли себя в жизни) Пусть дети пользуются нашими благами)))

Екатерина

верно. пусть сумеют блага заработать честным трудом. потому что за нечестный следует наказание. 👆

Не в наших силах кого-то создавать! В природе все спланировано!

Екатерина

🖼
а что с ними делать. Вы же их воспитываете?

Любить! Потенциал сам раскроется!

Екатерина

чтобы он раскрыл свои лучшие стороны, надо стать примером для них. это и есть ВОСПИТАНИЕ. ПРИМЕРОМ.

С нас пример хероватый!

Екатерина

Пирогов об этом и печалился.

Каждое поколение наступает на те-же грабли!

Екатерина

в классе не могут все отличниками быть.

Григорий М.

Современное образование создает в первую очередь потребителя

Екатерина

Григорий М.

Как уж нас не учили, но по восемь ошибок в диктанте на страницу отличники и ударники не делали. А тут кто то из МГИМО или МГУ в сети писал, что стобальники столько ошибок делают.

Екатерина

ну, так это еще не самое страшное.

Григорий М.

Не страшное, но показательное.

Екатерина

Нет! Цель современного образования сделать из человека дебилу

Владимир Наумов

Современное образование, хрень, насколькр я с ним сталкивался!

А воспитание - это дело рук родителей. Вопрос то был задан отцу.

Иван Колганов

Да согласен. Но и не только современного, а и советского тоже.

Иван Колганов

Она была больная. И сквозь призму этого так и относилась к образованию детскому. В той же Школе имени Достоевского, вспомните, воспитывали гражданина, то есть изначальную функцию, и уж потом человека с обязательными слабостями и умением с ними бороться.

Екатерина


Надо уметь сливать свою жизнь с общественной жизнью. Это не аскетизм. Напротив того, личная жизнь обогащается благодаря такому слиянию, благодаря тому, что общее дело всех трудящихся становится личным делом. Она не становится беднее, она дает такие яркие и глубокие переживания, которых никогда не давала мещанская семейная жизнь.

очень хорошо сказала.

Область человеческих знаний необъятна. Но человеку нет никакой надобности знать все. Из моря человеческих знаний ему необходимо выбрать лишь самое важное, лишь те знания, которые делают человека сильным, дают ему власть над природой и событиями, учат, как использовать силы природы и ее богатства, как преобразовать всю жизнь человеческого общества.

по моему разумно очень.

Иван Колганов

"Мещанская семейная". куда уж разумнее. Вот и функция. Живи в обществе, а не в семье. У тебя нет личных дел. У тебя нет личности. Ты - винтик в механизме. Даже не член семьи.Младший и бесправный, но все-таки в семье. Ты функция в общей безликой машине. Не просто так она "осеклась":"Она не становится беднее. " сама себя уговаривает или будущих винтиков? "Человеку. нет надобности знать всё. необходимо выбрать. те знания. " Чтобы функционировать только в этом поле? И ВСЁ. Справочник терраформера какой-то

Развитие отечественной школы и педагогики первой половины 19в.

1. Выписки из статьи Н.И. Пирогова «Вопросы жизни».

2. Сравнительная характеристика позиций славянофилов и западников (в табличной форме)

3. Сравнительная характеристика образовательных реформ 1804 и 1828 гг. (в табличной форме)

4. Схема системы образования в России к середине 19в.

1. Выписки из статьи н.И. Пирогова «Вопросы жизни».

Пирогов Н.И. - русский хирург и анатом, естествоиспытатель и педагог, основатель атласа топографической анатомии, основоположник военно-полевой хирургии, основатель анестезии, член-корреспондент Санкт-Петербургской академии наук.

- К чему вы готовите вашего сына? - кто-то спросил меня. - Быть человеком, - отвечал я. - Разве вы не знаете, - сказал спросивший, - что людей собственно нет на свете; это одно отвлечение, вовсе не нужное для нашего общества. Нам необходимы негоцианты, солдаты, механики, моряки, врачи, юристы, а не люди. Правда это или нет?

К счастью еще, что наше общество успело так организоваться, что оно для большей массы людей, само без их сознания, задает и решает вопросы жизни и дает этой массе, пользуясь силой ее инерции, известное направление, которое оно считает лучшим для своего благосостояния. Несмотря, однако, на преобладающую в массе силу инерции, у каждого из нас осталось еще столько внутренней самостоятельности, чтобы напомнить нам, что мы, живя в обществе и для общества, живем еще и сами собой и в самих себе.

Но, узнав по инстинкту или по опыту, что общество приняло известное направление, нам все-таки ничего не остается более делать, как согласовать проявления нашей самостоятельности как можно лучше с направлением общества. Без этого мы или разладим с обществом и будем терпеть и бедствовать, или основы общества начнут колебаться и разрушаться.

Какое наше назначение? К чему мы призваны? Чего должны искать мы?

Наши склонности и темпераменты не только слишком разнообразны, но еще и развиваются в различное время; воспитание же наше, вообще однообразное, начинается и оканчивается для большей части из нас в одни и те же периоды жизни. От этого сбивчивость, разлад и произвол.

Талантливые, проницательные и добросовестные воспитатели так же редки, как и проницательные врачи, талантливые художники и даровитые законодатели. Число их не соответствует массе людей, требующих воспитания.

Выступая из школы в свет, что находим мы, воспитанные в духе христианского учения? Мы видим то же самое разделение общества на толпы, которое было и во времена паганизма. Самая огромная толпа следует бессознательно, по силе инерции, толчку, данному ей в известном направлении. Развитое чувство индивидуальности вселяет в нас отвращение пристать к этой толпе. Мы видим другие толпы, несравненно меньшие по объему, увлекаемые хотя также, более или менее, по направлению огромной массы, но следующие уже различным взглядам на жизнь, стараясь то противоборствовать этому увлечению, то оправдать пред собой слабость и недостаток энергии.

Убеждаясь при вступлении в свет в разладе основной мысли нашего воспитания с направлением общества, нам ничего более не остается, как впасть в одну из трех крайностей:

Или мы пристаем к одной какой-нибудь толпе, теряя всю нравственную выгоду нашего воспитания. Увлекаясь материальным стремлением общества, мы забываем основную идею Откровения.

Или мы начинаем дышать враждой против общества. Оставаясь еще верными основной мысли христианского учения, мы чувствуем себя чужими в мире искаженного на другой лад паганизма.

Или мы отдаемся произволу. Не имея твердости воли устоять против стремления общества, не имея довольно бесчувственности, чтобы отказаться совсем от спасительных утешений Откровения, довольно безнравственными и неблагодарными, чтобы отвергать все высокое и святое, мы оставляем основные вопросы жизни нерешенными, избираем себе в путеводители случай» переходим от одной толпы к другой.

Если кто-нибудь из нас сейчас при вступлении в свет или и после, переходя от одной толпы к другой, наконец остановился в выборе на котором-нибудь взгляде, - то это значит, что он потерял всякую наклонность переменить или перевоспитать себя; это значит он вполне удовлетворен своим выбором; это значит, он решил, как умел или как ему хотелось, основные вопросы жизни. Он сам себе обозначил и цель, и назначение, и призвание.

Люди, родившиеся с притязаниями на ум, чувство, нравственную волю, иногда бывают слишком восприимчивы к нравственным основам нашего воспитания, слишком проницательны, чтобы заметить, при первом вступлении в свет, резкое различие между этими основами и направлением общества, слишком разборчивы, чтобы довольствоваться выбором, сделанным почти поневоле или по неопытности. Недовольные, они слишком скоро разлаживают с тем, что их окружает, и, переходя от одного взгляда к другому, вникают, сравнивают и пытают, не находят и в себе внутреннего спокойствия; хлопочут, оставляют поочередно и то и другое;

Люди, родившиеся с преобладающим чувством, живостью ума и слабостью воли, не выдерживают этой внутренней борьбы, устают, отдаются на произвол и бродят на распутьи. Готовые пристать туда и сюда, они делаются, по мере способностей, то неверными слугами, то шаткими господами той или другой толпы.

Этот разлад сектаторов и инертной толпы, этот раздор нравственно-религиозных основ нашего воспитания с столкновением противоположных направлений общества, при самых твердых политических основаниях, может все-таки рано или поздно поколебать его.

Эти основы не во всех обществах крепки, движущиеся толпы громадны, а правительства, как история учит, не всегда дальнозорки. Существуют только три возможности или три пути вывести человечество из этого ложного и опасного положения:

Или согласить нравственно-религиозные основы воспитания с настоящим направлением общества. Или переменить направление общества. Или приготовить нас воспитанием к внутренней борьбе, неминуемой и роковой, доставив нам все способы и всю энергию выдерживать неравный бой…

Я восстаю только против двух вопиющих крайностей. Для чего родители так самоуправно распоряжаются участью своих детей, назначая их, едва выползших из колыбели, туда, где по разным соображениям и расчетам предстоит им более выгодная карьера? Для чего реально-специальные школы принимаются за воспитание тех возрастов, для которых общее человеческое образование несравненно существеннее всех практических приложений.

Итак, направление и путь, которым должно совершаться общечеловеческое образование для всех и каждого, кто хочет заслужить это имя, ясно обозначено. Оно есть самое естественное и самое непринужденное. Оно есть самое удобное и для правительств и для подданных.

Для правительств, потому что все воспитанники до известного возраста будут образовываться, руководимые совершенно одним и тем же направлением, в одном духе, с одной и той же целью; следовательно, нравственно-научное воспитание всех будущих граждан будет находиться в одних руках. Все виды, все благие намерения правительства к улучшению просвещения будут исполняться последовательно, с одинаковой энергией и одноведомственными лицами. Для подданных потому, что воспитанники до вступления их в число граждан будут дружно пользоваться одинаковыми правами и одинаковыми выгодами воспитания. Чтобы извлечь пользу для общества из господствующего духа корпораций, нужно способствовать к его развитию не прежде полного развития всех умственных способностей в молодом человеке.

Остается еще решить один из существеннейших вопросов жизни: «каким способом, каким путем подготовить их к неизбежной, им предстоящей борьбе». Каков должен быть юный атлет, приготовляющийся к этой роковой борьбе? Первое условие: он должен иметь от природы хотя какое-нибудь притязание на ум и чувство. Пользуйтесь этими благими дарами творца: но не делайте одаренных бессмысленными поклонниками мертвой буквы, дерзновенными противниками необходимого на земле авторитета, суемудрыми приверженцами грубого материализма, восторженными расточителями чувства и воли я холодными адептами разума. - Вот второе условие.

В эти дни великому хирургу, педагогу, общественному деятелю Николаю Ивановичу ПИРОГОВУ исполняется 190 лет

Решивши привязать себя к историческому юбилею, я стала искать на дальних книжных полках когда-то давно по случаю купленную у букиниста книжонку. Тонкие, сгоревшие от времени, ломкие листы. На обложке в окружении виньеток в стиле модерн значится название серии – «Задушевное воспитание», собрание популярных очерков, лекций и статей по педагогическим вопросам. Слово-то какое забытое, но сердцу милое – «задушевность».
Вот и заголовок: С.Я.Штрайх. «Задачи матери-воспитательницы по Н.И.Пирогову». Издание т-ва М.О.Вольф, Петроград и Москва, 1916 год. Тонкая, в 16 страничек, брошюрка. Начинаю листать. Разве могла я ожидать встретить в книжке фейерверк современных идей!

Золото детства
или золото мира?

– К чему вы готовите вашего сына? – спросили как-то Пирогова.
– Быть человеком, – ответил он.
– Разве вы не знаете, что людей собственно нет на свете: это одно отвлечение, вовсе не нужное для нашего общества. Нам необходимы негоцианты, солдаты, механики, моряки, врачи, юристы, а не люди.
И через полтора века нет конца этому спору! Посмотрите, время от времени предпринимаемые реформы школы так и не разрешили эту дилемму, то отказываясь от воспитания человека, то вновь вспоминая об этом. Сейчас, например, прорисовывается идеал гражданина мира (по Грефу) или идеал гражданина страны (по Путину).
Замечательно, что Пирогов считал: все начинается с семейного воспитания. В знаменитой статье «Вопросы жизни», появившейся полтора века назад, он пишет о роли женщины:
«В кругу семьи ей отдан на сохранение тот возраст жизни, который не лепечет еще о золоте».
Странно как – история, сделав виток, придает новую актуальность этому замечанию. Общение матери и ребенка именно и есть самое чистое, самое свободное от влияния общества (в том числе и от власти денег) место. Матери, «ухаживая за колыбелью человека, учреждая игры его детства, научая его уста лепетать и первые слова, и первую молитву, делаются главными зодчими общества. Краеугольный камень кладется их руками». Дом – последнее, наверное, место, где может быть взращен нравственный идеализм, который в дальнейшем социум будет испытывать на прочность, на излом, но без которого и само общество получит искаженные формы.

Женщина – это целое поколение

Необыкновенно трудная задача – соединить практическую жизнь ребенка с нравственными началами. «. Женщина-мать решает столбовой вопрос жизни будущего человека в его практическом и нравственном быте; решается вопрос, к чему он будет стремиться, какое будет иметь понятие, какой взгляд на счастье и несчастье, его ожидающие».
Не об этом ли говорил на последних Соловейчиковских чтениях Ш.А.Амонашвили, правда, отдавая эту роль учителю (наверно, оттого, что за последние десятилетия женщина слишком вовлечена в общественный труд, не оставляя должного времени семье, детям), – о любви, в которой может быть познан свет и смысл жизни.
Но кто ближе всех по природе стоит к ребенку?

Здесь нужны заботы и труды матери, считает Н.И.Пирогов, – прозорливость и наблюдательность, умение замечать склонности, врожденные и зависящие от темперамента, то развивать, то сдерживать их развитие и направлять.
А в учебном заведении, говорит Пирогов, у наставников нет времени или возможности следовать за индивидуальностью, и оттого обычно они сердятся и стригут под одну гребенку всех детей. В домашнем воспитании есть еще возможность изменять склонности именно в том возрасте, когда это еще осуществимо.

Идея сензитивных периодов в развитии ребенка, выраженная Пироговым в иных терминах, дополняется у него весьма важной мыслью. Он совершенно отчетливо формулирует принцип ответственности взрослых за то, что может произойти или не произойти с ребенком в нужное время в нужном месте. «В ваших руках лежит будущность человека, вы первые должны дать ответ перед Богом и перед человечеством, пред грядущим поколением, пред собственной совестию, в какой мере вы достигли, в какой степени вы стремились к достижению Высокого Идеала вашего назначения на земле. Подумайте, то, что вы однажды основали в сердце, в уме и в душе человека, когда он, мягкий, как воск, и удобный к принятию всех возможных форм, находился в ваших теплых руках, то после, когда время и опыт жизни сделают его твердым и жестким, уже нельзя будет ни переменить, ни искоренить, ни радикально исправить. Победите же из любви к Богу и Его чудесному созданию вашу суетность, ваше легкомыслие!»
Тут моя родительская совесть заставляет меня замолчать.

В сочинениях Пирогова подчеркивается роль раннего сенсорного воспитания, которому подчиняются и детские игры. Он подчеркивает, что у детей достаточно рано формируется понятие о форме и других чувственных физических свойствах предметов. «. самый сильный рычаг первоначального образования – детские игры – остается почти в совершенном бездействии в руках матерей и воспитателей. Вместо глупых игрушек, портящих и детский вкус, и детское воображение, окружить их смышлеными играми».
Помню, как в начале 90-х годов после продолжительного перерыва я попала в «Детский мир» и просто была ошеломлена: родители штурмовали прилавки, где продавались трансформеры и черепашки-ниндзя, которых я увидела впервые. Передо мной встал вопрос: кто из нас сошел с ума – я или все эти родители, для которых стала обыденной идея и эстетика роботов-трансформеров. С тех пор, честно говоря, и у меня притупилось то первое чувство потрясения от нового поколения игрушек.
По мнению Пирогова, в игре можно дать семи-десятилетним детям основы географии, астрономии, истории, арифметики – стоит только придать научным предметам чувственную и привлекательную форму. И тогда за короткий срок память и воображение ребенка без ущерба здоровью будут обогащены самыми разнообразными и необходимыми сведениями. Но для этого всего сама женщина-мать должна быть знакома с основами наук, легко и понятно объяснять трудные моменты, уметь удерживать внимание детей.
Пирогов советовал своей избраннице, готовившейся стать матерью двум его осиротевшим детям: читая книги по предмету, приучаться излагать свои мысли на бумаге, чтобы достичь способности ясного изложения своих мыслей и чувств, приноровиться к детским понятиям. Так благодаря домашнему воспитанию можно дать начатки реального образования.
Вот и сейчас это стало возможным с развитием системы экстерната, разного типа школ дистантного образования. А я грешным делом недоумеваю, почему экстернат не покрывает собой и высшее образование. Все дело только в уникальности вузовских учебных предметов.

«Дети, несмотря на их легкомысленность, задают иногда такие вопросы, которые ставят в тупик самых образованных и мыслящих людей; от них не так легко скрыть непоследовательность».
Мне почему-то кажется, что если я что-то не пойму в окружающем мире и не смогу объяснить моей дочери, как устроена стрела времени в представлении Стивена Хокинга, живем ли мы при капитализме или олигархизме, что означает вмешательство в ген, какие слабости у дарвинской теории, как постмодернизм перелопачивает культуру, в чем перспективы биочипов, как захватывающа теория фридмонов, что такое экология души, каковы размеры глобализации. – без понимания всех вопросов в этой мировой круговерти трудно найти свою точку определенности, точку опоры. В картине мира все необходимо – от космогонии до нейтрино.

А когда не хватает слов и аргументов, тогда – в летние поездки! Несмотря ни на что, вырваться от жареного солнца больших городов в крымские путешествия, в места, где могла осуществиться идея рая на земле, – туда, где сливается пространство и время. Ради одного мига застыть на краю земли, на обрыве казантипских скал, устремив взгляд в слияние стихий воды и воздуха, моря и неба. И до последней клеточки своего существа принять очевидность красоты, соразмерности Божьего мира. Очевидность, не требующую доказательств.

Наблюдательность и самовоспитание

Перед воспитательницей встает необходимость постоянного самовоспитания и самообразования: «трудом, воспитанием и наблюдением за собою и за детьми» можно приобрести способность объяснять и выражаться просто и ясно.
Труд, знания, наука, искусство, добродетель – вот составные части домашнего воспитания. Женщине надо многое уметь: «. чтоб быть сопутницей в борьбе, – ей нужно знать искусство, понимать; ей нужна самостоятельная воля, чтобы жертвовать; мышление – чтобы избирать и чтоб иметь ясную и светлую идею о цели воспитания детей».

Жизни земной идеал

Разве только перед женщиной-матерью стоит задача воспитания нового поколения?
«Но жить и трудиться не для себя составляет принадлежность идеала не одной только женщины, но человека вообще, т.е. женщины и мужчины вместе, – тот и другая, взятые порознь, составляют только одну половину человека.
Быть счастливым счастьем других – вот счастье прямое, вот жизни земной Идеал. »
А мы между тем оказались изгнанными и из этого рая.
Спасибо Николаю Ивановичу за напоминание об идеальной жизни.
Без памятования об идеале легко совсем потеряться.

учитель математики НОУ Православная Гимназия

во имя преподобного Сергия Радонежского г. Новосибирска,

победитель областного конкурса «Учитель Года – 2010»

– К чему вы готовите вашего сына? – кто-то спросил меня.
– Быть человеком, – ответил я.
– Разве Вы не знаете, – сказал спросивший,
что людей собственно нет на свете? Это одно отвлечение,
вовсе не нужное для нашего общества. Нам необходимы негоцианты,
солдаты, механики, моряки, врачи, юристы, а не люди.
Н.И. Пирогов. «Вопросы жизни». 1910 г.

Не только в Новосибирской области, но и во многих других регионах Российской Федерации открываются специализированные классы инженерно-технической направленности. Конечно же, педагоги обсуждают различные аспекты функционирования инженерных классов – результаты этих обсуждений находятся, как правило, в свободном доступе (как в печатном виде, так и сети Интернет).

Для настоящей статьи наиболее интересным является то, как педагоги и чиновники обосновывают необходимость открытия инженерных классов.

Даже беглого просмотра материалов на указанную тему достаточно, чтобы увидеть, что практически все говорят и пишут приблизительно одни и те же совершенно правильные вещи, основные из которых следующие:

1) экономика России нуждается в инженерах, поэтому необходима начальная ступень инженерного образования;

2) открытие инженерных классов выполняет социальный заказ на получение более качественного, профильного образования;

3) открытие инженерных классов способствует более эффективному освоению бюджетного финансирования;

4) открытие инженерных классов стимулирует повышение квалификации педагогических коллективов.

С этими тезисами не поспоришь; они, очевидно, верны.

Встречаются в современных публикациях и менее очевидные (спорные) тезисы. Встречаются, например, такие мысли. Ввиду очевидной пользы обучения в инженерных классах, предлагается ввести более раннюю профилизацию обучения с «добровольно-принудительным» поступлением выпускников в технические ВУЗы и СУЗы после окончания школы. Даже встречаются рассуждения о том, что абитуриентами на технические специальности должны стать от 40 до 90% от выпускников инженерных классов. Конечно же, мы не можем для наших школьников вводить некое подобие «крепостного права» – пусть они будут свободны в своем выборе. Мы этого не можем требовать даже от выпускников ВУЗов; известно, например, что и очень маленький процент выпускников педагогических учебных заведений идут работать в школу.

Однако, самым распространенным и самым опасным рассуждением, встречающимся в публикациях на означенную тему, является следующее: обучение в инженерных классах способствует более успешной карьере и большему материальному достатку в будущем – эта будущая «успешность» преподносится в качестве цели № 1 инженерного образования, и также преподносится в качестве мотивирующего к обучению фактора. Конечно же, как будущая карьера, так и будущая зарплата весьма важны. Однако делать из этого самодостаточную цель – значит противоречить природе педагогики.

Обратимся к классикам педагогической мысли.

Знаменитый русский хирург Николай Иванович Пирогов в течение своей жизни написал целый том педагогических сочинений – одна из его мыслей даже помещена в эпиграф настоящей статьи. Понятно, что Николай Иванович поспорил бы с той мыслью, что карьера, материальный достаток (то есть успешность), и даже удовлетворение потребностей экономики России – это цель №1 инженерного образования. В лучшем случае, все это Пирогов назвал бы целью №2 или вообще «побочным эффектом», по принципу: нужно воспитать высоконравственного человека, а успешность и экономический рост обязательно приложатся.

С Пироговым согласился бы Сократ, который, по свидетельству его ученика Платона, говорил: «Не от денег добродетель, а от добродетели и деньги, и все остальные блага».

Многие классики педагогики настаивали на неразрывности обучения и воспитания, а Адольф Дистервег считал воспитание единственной задачей педагогики.

15 октября 2014 года президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин выступил на форуме ОНФ в г. Пенза. «Школа должна давать не только знания, – сказал глава государства. – Нельзя забывать, что преподавание в средней школе – это, прежде всего, воспитание», процитировал он Дмитрия Лихачева. «А учителя были всегда властителями дум молодежи», – добавил президент еще одно высказывание академика. «Сейчас непростое время для преподавания: поток информации такой, что очень трудно выполнять функцию властителя дум молодежи», – считает Путин [http://www.rg.ru/2014/10/15/penza-site-anons.html].

Если преподавание в средней школе – это, прежде всего, воспитание, значит, и обучение в инженерном классе – это тоже, прежде всего, воспитание. Как такое может быть? Да ничего удивительного или нового здесь нет. Действительно, успехи ученика будут снижаться, если он будет ленивым, нечестным, непослушным. Поскольку инженерный класс предполагает углубленное изучение некоторых предметов, то проблема безнравственности ученика только обостряется.

Итак, нравственность ученика является как необходимым условием для обучения в инженерном классе, так и воспитательным результатом такого обучения. Углубленное, то есть более напряженное обучение в инженерном классе является средством воспитания:

1) ума (культуры мышления, интеллекта, памяти);

2) сердца (нравственности);

3) чувств (соприкосновение с красотой научно-технической мысли).

Если получение инженерных знаний не является целью №1, то нужно ли вообще открывать инженерные классы?

Конечно же, нужно. При малейшей возможности необходимо стараться открывать инженерный класс.

Значит, и для любого другого специализированного класса (математического, физического, химического и т.п.) получение профильных, предметных знаний не является целью №1?

Совершенно верно. Получение предметных знаний, как и обеспечение экономики страны кадрами нужной квалификации, является целью №2. Сначала нужно воспитать ЧЕЛОВЕКА, в котором все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. Воспитанные в таком ключе ЛЮДИ – ученики и учителя – увидят, как им получить предметные и метапредметные знания, и для чего им это нужно.

Читайте также: