На десерт гостям подали ароматное манго


Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6


Рассмотрено и рекомендовано к изданию

кафедрой русского языка и педагоги

Санкт-Петербургской лесотехнической академии

4.09.2008 г. протокол

Кандидат филологических наук доцент кафедры

русского языка и педагогики (СПбГЛТА)

Составители: доц. Пименова язык и культура речи

Методические материалы. СПб.: ГЛТА, 2002. 91с

Представлено кафедрой русского и педагогики.

Русский язык и культура речи

Вместо введения

1. Ортологический аспект (правильность речи) культуры речи

1.1. Трудные случаи произношения и ударения

1.2. Лексические и грамматические нормы

2. Коммуникативный аспект культуры речи

2.1. Качества речи

2.1.1. Точность речи

2.1.2. Экономичность и полнота речи

2.1.3. Логичность речи

2.2. Коммуникативный кодекс

3. Функциональные стили речи

3.1. Письменная научная речь

3.2. Официально-деловая письменная речь

4. Контрольное задание.

Вместо введения

Универсальным средством общения является язык. Через язык и речь регулируется поведение людей, происходит накопление и освоение культурных ценностей, норм, знаний и т. д.

Методические материалы включают следующие разделы:

ặ Ортологический аспект культуры речи (правильность речи)

ặ Коммуникативный аспект

ặ Функциональные стили речи: научная письменная речь, официально-деловая письменная речь

ặ Контрольное задание.

В каждом разделе обозначена цель работы, перечислены вопросы, которые подлежат проработке, приводится список литературы. Затем даются определения и (или) объяснения ключевых понятий курса. Перед выполнением заданий и работе по тому или иному учебному пособию следует ознакомиться с данными ключевыми понятиями. Работая по данным материалам, обращайтесь к словарям, справочникам.

Однако прежде всего подумайте над тем, что такое язык – речь – культура речи – современный русский язык – литературный язык. Внимательно прочитайте приведенные ниже определения, выделите в них главное, разграничьте их для себя. Эта работа необходима для правильной ориентации в материале курса.

Язык – это определенный код и система правил употребления знаков, которые его составляют. Язык – средство общения всего народа, это социальное явление.

Речь – реализация определенного кода и системы правил употребления знаков языка в данной сфере и ситуации общения. Именно по отношению к речи говорят о её устной или письменной форме, о её качествах (хорошая или плохая, яркая, образная или скучная, невыразительная, богатая или бедная и т. д.), о культуре речи.

Современный русский язык – это живой этнический язык, а литературный язык в его составе – один из наиболее развитых современных литературных языков.

Литературный язык – язык, обработанный мастерами слова и нормированный. По социальной базе это язык образованных горожан. Особенность литературного языка – способность обслуживать высокие сферы общения: государство, политику, науку, религию, образование, искусство и т. д. Литературный язык используется в разных сферах общения (зачем, кто, где, когда общается), что приводит к формированию различных вариантов, стилей внутри самого литературного языка: делового, научного, публицистического, разговорного, художественного (выделение дискуссионно). Литературный язык не может существовать только стихийно. Он требует постоянной работы общества над его совершенствованием, в противном случае он становится коммуникативно непригодным: не обеспечивает единство, точность, стабильность, выразительность речи. Следовательно, необходимы специальное обучение и постоянный самоконтроль за литературностью своей устной и письменной речи.

1. Ортологический (правильность речи)

аспект культуры речи.

Цель работы – корректировка владения различными типами норм в устной и письменной речи.

Вопросы: 1. Понятие нормы. 2. Типы норм. 3. Словари русского языка. 4. Трудные случаи произношения и ударения. 5. Лексические нормы 6. Грамматические нормы.

2. Головин культуры речи. – М., 1988.

3. Горбачевич современного русского литературного языка. – М., 1981.

4. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для студентов вузов / , и др. /под редакцией , - М., 2000.

5. и др. Русский язык для студентов-нефилологов: Учебное пособие – М., 1999.

6. Словари и справочники.

Ортологический аспект, то есть правильность речи, связан с понятием нормы.

Норма – это относительно устойчивый способ выражения, исторически принятый в языковом коллективе на основе выбора одного из вариантов употребления как обязательного для образованной части общества. Нормы предписывают выбор одного из вариантов языкового знака как предпочтительного. Они обеспечивают относительную стабильность языка и лучшее взаимопонимание людей в процессе общения.

Нормы не остаются неизменными, они консервативны, но и динамичны, то есть меняются под воздействием живой речи.

1. Исправьте предложения с нарушениями морфологических норм.

1) Ящик заколочен наглухую. 2) Он не будет работать за бесплатно. 3) Мой тебе совет: летом едь отдыхать на море! 4) Самыми интереснейшими оказались сочинения на свободную тему. 5) Дети любят играться с котенком. 6) Импортная шампунь помогла мне избавиться от перхоти. 7) Она очень умна и воспитанная. 8) Мальчики бежали сломив голову. 9) Студенты, учащие на философском факультете, хорошо сдали сессию. 10) На факультативное занятие пришли только двое пятиклассниц. 11) Мы прожили в гостинице полторы суток. 12) В школе объявлен конкурс о лучшем детском сочинении. 13) Заведующий отдела ушел в отпуск. 14) Уважаемые зрители, просим вас занимать места в соответствии купленным билетам. 15) Остров находится в полуторастах часов лету. 16) Мать попросила дочь отнести покупку к себе. 17) В этом музее были выставлены чучела динозавров, которые все погибли от бомбежки. 18) На десерт гостям подали ароматный манго. 19) На южном склоне раскинулись плантации чая, мимо их тянулась узкая дорога, ведущая в поселок. 20) Пароход с восьмистами пятидесятью отдыхающими вышел в рейд.

Ответы:

1, 3, 4, 5, 6, 9, 10, 11, 15, 18, 20

2. Исправьте предложения с нарушениями синтаксических норм

Ответы:

1, 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20.

Самостоятельная работа «Орфографические и

1. Буквы З или С. Отметьте слова, в которых пишется З

1. под у…дцы 2. бе…чувственный 3. вя…кий 4. предво…вестник 5. ни…ший 6. и… кармана 7. топа… 8. …бываться 9. дря…ги 10. зале…ть 11. …зади 12. изра…цы

2. Буквы Д или Т. Отметьте слова, в которых пишется Д.

1. реквизи… 2. голлан…ский 3. кро…кий 4. разда…чик 5. хлес…кий 6. объез…чик 7. и..ти 8. реше…чатый 9. на…бавить 10. соне… 11. кар…он 12. загвоз…ка

3. Буквы Г или К. Отметьте, где пишется Г

1. э…спертиза 2. но…ти 3. ло…тевая 4. фо…строт 5. э…земпляр 6. науте… 7. зи…заг 8. инстин…т 9. бамбу… 10. стала…тит 11. стала…мит 12. но…тюрн

4. Буквы К или СК. Отметьте слова, в которых пишется СК.

1. дерз…ий 2. солдат…ий 3. меньшевист…ий 4. свет…ий 5. мерз…ий 6. батрац…ий 7. реформист…ий 8. эстет…ий 9. плос…ий

5. Буквы Е или А(Я). Отметьте слова, в которых пишетсяЕ

1. переливч…тый 2. л…гушонок 3. окле…ны 4. замеш…ны в историю 5. врем…исчисление 6. тем…нная 7. ве…вший 8. хозяйнич…нье 9. разъ…снение 10. пощ…женный 11. выкач…нная нефть 12. дров…ник

6. Буквы А или О. Отметьте слова, в которых пишется А.

1. затв…рить 2. прекл…нение 3. з..ревать 4. от…щать 5. выр…внять края 6. ум…лять значение 7. пром…кательная бумага 8. к…равай 9. алг…ритм 10. убог…нький 11. пр..дедушка 12. возл…жить 13. вопл…тить 14. неср…вненный талант 15. ск…кать

7. Буквы Е или И. Отметьте слова, в которых пишется И.

1. пр…чудливый 2. р…ликвия 3. пр…тензия 4. приемл…мый 5. больш…нство 6. инту…тивное 7. непр…ступная 8. к…рамический 9. пр…смыкаться 10. непокол…бимый 11. эмал…вый 12. леле…мый 13. ижд…венец 14. ш…лохнуться 15. увид…те

8. Буквы У(Ю) или А(Я). Отметьте слова, в которых пишется У(Ю).

1. ка…тся 2. ненавид…т 3. трепещ…щий 4. дремл…т 5. засе…т 6. мол…т 7. ре…т 8. пыш…щий 9. пил…т

9. Буквы О или Ё. Отметьте слова, в которых пишется О.

1. капюш….н 2. ож…г руки 3. й…гурт 4. взбеш…н 5. холщ…вый 6. размеж…вка 7. ш…ковый 8. танц…р 9. казач…к 10. грош…вый 11. вооруж…н 12. свеж… 13. теч…т 14. ч…порный 15. ш…лковый

10. Буквы Ы или И. Отметьте слова, в которых пишется Ы

1. мистиц…зм 2. выц…ганить 3. плоскозубц… 4. круглолиц…ый 5. функц…ональный 6. сверх…нертный 7. без…дейный 8. пост…ндустриальный 9. с…змальства

11. Одна согласная или двойная согласная. Отметьте слова, в которых пишется двойная согласная.

1. диску(с,сс)ия 2. анте(н,нн)ка 3. дра(м,мм)а 4. бумаги датирова(н,нн)ы этим годом 5. толокня(н,нн)ая каша 6. говорил увере(н,нн)о 7. таможе(н,нн)ик 8. ране(н,нн)ый 9. муравьи(н,нн)ый 10. ко(р,рр)ектный 11. счита(н,нн)ый 12. незва(н,нн)ый 13. дли(н,нн)ота 14. краше(н,нн)ая в мастерской шерсть 15. ка(л,лл)ейдоскоп

12. Буквы Ь, Ъ или отсутствие буквы. Отметьте слова, в которых пишется Ь.

1. бел…этаж 2. колюч… 3. папил…отка 4. транс…европейский 5. фамил…ярный 6. уст…е 7. острич… 8. кулич… 9. воз…мешь 10. навзнич… 11. контр…удар 12. об…ект 13. фальш… 14. назнач…те 15. много туч…

13. Слитное или раздельное написание слов. Отметьте те слова, которые пишутся раздельно.

1. (не)подвергшийся обстрелу район 2. (не)дорешил задачу 3. (не)проходимый лес 4. (не)глубже 5. (не)расположена к беседе 6. (не)достойное поведение 7. ничуть (не)удивительный случай 8. играть (не)смотря на клавиши 9. (не)взлюбить 10. трудятся (не)утомимо 11. еще (не)созревшая пшеница 12. (не)смотря на жару 13. не(о)чем 14. крайне (не)уместный совет 15. (не)всерьез

14. Слитное, раздельное, дефисное написание слов. Отметьте слова, которые пишутся через дефис.

1 налил(бы) кофе 2. прошло (пол)минуты 3.(экспериментально)доказанный 4. я жив(здоров) 5.(либерально)демократическая партия 6. дом(таки) построили 7.темно(коричневый) 8. кто бы(то) ни был 9. Знает(ли)отец? 10.выступил с (контр)предложением

15. Выпишите номера примеров, в которых союзы пишутся слитно.

1) Вот (так)же отцветем и мы, и отшумим, как гости сада .

2) Снегу было мало, снежных буранов (то)же.

3) Нет ничего в мире, (что)бы могло прикрыть Днепр.

4) К чему молодость, к чему я живу, (за)чем у меня душа,(за)чем все это?

5) Природе надо, что(бы)ее любили.

6) И(так), она звалась Татьяной.

7) Кукушка хвалит петуха (за)то, что хвалит он кукушку.

8) Мы устали и(так) замерзли, что решили вернуться.

9) Он человек образованный и (при)том очень интеллигентный.

10) Он перекинулся с Дерсу несколькими словами и (за)тем переехал в лодке на нашу сторону.

11) Что(бы) я ни делал, все было напрасно.

12) И в людях так(же) говорят: кто посмирней, тот виноват.

13) Река залила берега, снесла мост, от(чего) и почта была задержана.

14) Глупец я или злодей, не знаю, но то верно, что я так(же) очень достоин сожаления.

15) Я склонился к реке, но и там, и в той темноте, то(же) колыхались, дрожали звезды.

16. Правильная или неправильная расстановка знаков препинания. Отметьте предложения с пунктуационными ошибками.

1) К несчастью мы попали в такой бурелом, из которого едва выбрались.

2) Вы, если я не ошибаюсь, писатель?

3) Брызги пены как белоснежные птицы, летали в воздухе.

4) Нам пришлось подняться ни свет, ни заря.

5) Лучшее время в степи – весна.

6) На широкой улице упиравшейся в ворота парка стоял грузовик.

7) Справа, в десятке шагов начинался обрыв.

8) Несмотря на обилие информации, многие вопросы остались без ответа.

9) Она вытянула лицо и полузакрыв глаза быстро изменила выражение лица.

10) Весь день сыпался мелкий дождь и дул холодный ветер.

11) Люблю тебя Петра творенье!

12) Есть ли такой закон и куда следует обращаться по этому поводу?

13) Жильцы дома заявили, что если требование не будет удовлетворено, они обратятся в суд.

14) Полениться: хлеба лишиться.

1. Сущность и функции языка.

2. Территориальные диалекты как форма бытования национального языка.

3. Пермские говоры.

4. Просторечие как форма бытования национального языка.

5. Жаргон как форма бытования национального языка.

6. Литературный язык – высшая форма бытования национального языка.

7. Научный стиль русского литературного языка.

8. Официально-деловой стиль русского литературного языка.

9. Публицистический стиль русского литературного языка.

10. Художественный стиль русского литературного языка.

11. Религиозно-проповеднический стиль русского литературного языка.

12. Разговорно-бытовой стиль русского литературного языка.

13. Язык рекламы.

14. Коммуникативные качества речи.

15. Средства языковой выразительности.

16. Орфоэпические нормы.

17. Лексические нормы.

18. Морфологические нормы.

19. Синтаксические нормы.

20. Техника речи.

21. Особенности композиции устного выступления

22. Языковое оформление устного выступления

23. Виды аргументов

24. Взаимодействие оратора с аудиторией

Цель написания контрольных работ – определение уровня овладения важнейшими нормами литературного языка. Предпочтительно выполнение указанных видов отчетности на конкретном лингвистическом материале, содержащем наиболее трудные случаи произношения и употребления слова. Целесообразно проводить контрольные работы по вариантам.

Цель написания реферата и создания презентации– контроль самостоятельной работы студентов, главным образом контроль уровня теоретической подготовки обучающихся. Задачи – контроль уровня овладения студентами теоретической составляющей курса (знаний), обобщение и закрепление изученного материала.

Текст должен быть содержательным, информативным. Достигается это, во-первых, за счет опоры на уже имеющиеся исследования (публикации), во-вторых, благодаря качеству представления материала. Отсюда вытекает требование к объему (12-15 страниц текста или 12-15 слайдов презентации), к количеству источников (список литературы должен включать не менее 15 наименований), к содержанию.

Следует помнить, что контрольные работы и рефераты служат средством текущего контроля знаний, умений и навыков не только и не столько для преподавателя, сколько для самих студентов. Качество выполнения заданий всегда зависит от уровня его готовности, ошибки указывают на необходимость дополнительной самостоятельной работы при подготовке к зачету. Положительная оценка всех предлагаемых в течение семестра работ служит допуском к промежуточному отчету студентов, проходящему в форме зачета.

8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Список литературы

Основной:

Русский язык и культура речи. Учеб. пособие для вузов / ред. Максимов В.И. М., 2004.

Дополнительный:

Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. М., 2001.

Русский язык и культура речи: учебник / Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. – М., 2005.

8.2.Материально-техническое и/или информационное обеспечение дисциплин

Преподавателю следует учитывать и использовать современные технические и интеллектуальные средства обучения, в числе которых назовем следующие:

- прикладные обучающие программы, в том числе в тестовой форме;

- электронная библиотека курса. Такую библиотеку составляют сканированные первоисточники, словари и т. п.; их электронные версии;

Папка с учебно-методическими материалами хранится в методическом кабинете и содержит материалы в соответствии с перечнем.

Перечень

8.3. Методические указания студентам

Работа студента должна иметь систематический характер и предполагает сочетание различных видов и форм деятельности.

Следует помнить, что лекционные и практические занятия имеют целью служить лишь ориентиром для последующего усвоения материала методом самостоятельного изучения. Для полноценного усвоения учебного материала недостаточно только посещать лекции и семинары. Самостоятельная работа студентов дневного отделения предусмотрена учебным планом в объеме не менее 50% общего количества часов (50 часов на протяжении изучения курса) и она должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого предмета. На заочном отделении на самостоятельную работу отводится 80% от общего количества часов (80 часов).

Необходимо помнить, что изучение дисциплины требует регулярного обращения к дополнительным источникам в форме учебников, статей, монографий, к современным информационным технологиям (Интернет).

На протяжении всего курса обучения русскому языку и культуре речи студенты должны выполнять следующие виды самостоятельной работы:

-выполнение контрольных, самостоятельных работ, творческих (проектных) заданий;

- работа с тестами и вопросами для самопроверки;

Обязательно выполнение заданий, предлагаемых преподавателем в качестве контрольных.

При подготовке к практическим (семинарским) занятиям следует ориентироваться на учебно-тематический план, список основной и дополнительной литературы.

Приветствуется активная работа на каждом занятии, готовность к диалогу, к полемике как с преподавателем, так и с коллегами.

Для занятий студентам понадобятся:

- тетради для практических занятий,

- лингвистические словари и справочники

Разделы и темы для самостоятельного изучения Виды и содержание самостоятельной работы
1. Орфографические нормы Изучение орфографических правил, выполнение упражнений, подготовка к контрольной работе или тесту.
2. Пунктуационные нормы Изучение орфографических правил, выполнение упражнений, подготовка к контрольной работе или тесту.

Перечень основных понятий по дисциплине

Аканье Аллегория Алогизм Анафора Анахронизм Антитеза Антонимия Арго Аргумент Артикуляция Архаизм Высказывание Гипербола Градация Территориальные диалекты Диалектизм Жаргон Заимствованные слова Инверсия Ирония Историзм Клише Книжные стили Коммуникация Контаминация стилей Лексические нормы Литературный язык Литота Метафора Метонимия Неологизм Оксюморон Олицетворение Омонимия Орфоэпия Параллелизм Паронимы Период Перифраза Плеоназм Полилог Полисемия Помета Просторечие Риторические приемы Риторический вопрос Семантика Синонимия Сравнение Стилистическая окраска слов Тавтология Тезис Фразеологизм Функциональный стиль Экспрессивность Эпитет Эпифора

8.4. Методические рекомендации преподавателю

Следует уделить внимание нарушению норм литературного произношения, вызванному влиянием пермских говоров и просторечия. Большую часть практических занятий необходимо посвятить выполнению заданий, способствующих овладению нормами литературного языка, включая акцентологические, орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические и стилистические нормы.

Преподавателю необходимо использовать в своей деятельности современные продуктивные технологии обучения, в частности элементы компетентностного подхода: организовывать целеполагающую деятельность студентов, создавать условия для планирования студентом предстоящего изучения разделов и тем дисциплины, осуществлять преимущественно проблемное обучение, стимулировать вопросы студентов, поощрять кооперирование студентов в малые группы для решения учебных проблем, организовывать интеллектуальную рефлексию.

Для текущего и промежуточного контроля целесообразно использовать разноуровневые измерительные материалы.

II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций

Текущий контроль – проверка отдельных знаний, навыков и умений студентов, полученных при обучении дисциплине. Текущий контроль предназначен для проверки достижения студентом отдельных учебных целей и выполнения части учебных задач программы дисциплины. Курсовые экзамены по всей дисциплине или ее законченной части преследуют цель оценить работу студента за курс (семестр), полученные теоретические знания, их прочность, развитие творческого мышления, приобретение навыков самостоятельной работы, умение синтезировать полученные знания и применять их на практике. Зачеты, как правило, служат формой проверки успешного усвоения учебного материала лекционных курсов, семинарских и лабораторных занятий. Форма проведения зачета по дисциплине: устная, письменная, тестирование. Преподавателю предоставляется право аттестовать студентов без итогового опроса при условии активного участия их в семинарских занятиях.

1. Национальный язык. Разновидности национального языка.

2. Территориальные диалекты и просторечие.

3. Жаргон и арго как речь ограниченного употребления.

4. Понятие и признаки литературного языка.

5. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.

6. Устная и письменная разновидности литературного языка.

7. Функциональные стили современного русского языка. Сферы их употребления, жанровое разнообразие.

8. Научный стиль.

9. Официально-деловой стиль. Общая характеристика.

10. Правила оформления документов.

11. Публицистический стиль.

12. Особенности языка рекламы.

13. Язык художественной литературы.

14. Разговорно-бытовой стиль.

15. Оратор и его аудитория. Тезис.

16. Аргументы. Виды аргументов.

17. Задачи культуры речи как лингвистической дисциплины.

18. Правильность речи. Орфоэпические нормы.

19. Правильность речи. Акцентологические нормы.

20. Правильность речи. Лексические нормы.

21. Правильность речи. Морфологические нормы.

22. Правильность речи. Синтаксические и стилистические нормы.

23. Коммуникативные качества речи. Точность.

24. Коммуникативные качества речи. Логичность.

25. Коммуникативные качества речи. Чистота

26. Коммуникативные качества речи. Выразительность.



Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Задание 2. Исправьте предложения с нарушениями морфологических норм.
1) Остров находится в полуторастах часов лету. 2) Мать попросила дочь отнести покупку к себе. 3) В этом музее были выставлены чучела динозавров, которые все погибли от бомбежки. 4) На десерт гостям подали ароматный манго. 5) На южном склоне раскинулись плантации чая, мимо их тянулась узкая дорога, ведущая в поселок. 6) Пароход с восьмистами пятидесятью отдыхающими вышел в рейд.

Задания 4. Исправьте предложения с нарушениями синтаксических норм
1) Для работы в фирме нужны люди, окончившие вуз и которые имеют специальную подготовку. 2) Не чувствуя усталости и голода, наш путь к вершине продолжается. 3) Результаты опытов подтверждают о наших предположениях. 4) Автор монографии пытается вникнуть, осознать суть проблемы. 5) Такое положение вещей не характерно, не свойственны данному этапу исторического развития. 6) Над водой склонились деревья, касающимися ветвями земли.

1.2.1. Подберите синонимы:

свежий, влажный, голова, отойти.

1.2.2. Продолжите синонимические ряды: предлог – отговорка …;

старый – древний …; тайный – потайной …; беспокоиться –

тревожиться …; преимущество – превосходство …;

1.2.3. В «Словаре – справочнике по материалам прессы и

4) характеризующийся наивысшим проявлением каких-либо особенностей, свойств. Напр.: Я понимал, чтобы поступить в МГИМО, надо либо крутой блат…, либо знания (Правда, 1988, 6 июля);

Можете ли вы добавить что-либо к словарной статье? Все ли учли авторы словаря?

1.2.4. Определите различия в значении слов:

1. грант, дотация, пенсия, стипендия;

2. аннотация, дайджест, конспект, реферат, резюме, тезисы;

3. импресарио, меценат, спонсор, продюсер.

1.2.5. Подберите русские синонимы к иностранным словам:

амбиция, вердикт, вестибюль, вокальный, мемуары,

пунктуальный, реставрация, фауна, флора, эксперт, импорт,

1.2.6. Определите стилистическую окраску следующих слов. Сделайте соответствующие пометы. Проверьте себя по словарю.

Работать, брякнуть, задаром, зачетка, страж, грядущий, ланиты,

чмокнуть, глазеть, предписание.

1.2.7. Объясните различия в значении следующих паронимов. Составьте предложения с данными словами. Используйте словарь паронимов русского языка.

Обезлесеть – обезлесить, абонемент – абонент, адресат –

адресант, дельный – деловой - деловитый, демонстративный –

демонстрационный, единичный – единый – единственный.

1.2.8. Дополните фразеологизмы. Проверьте себя по словарю фразеологизмов.

Проходить красной …; пока …да дело; чаша терпения …; … вопиющего в пустыне.

1.2.9. Укажите наиболее вероятные сочетания приведенных глаголов с именами существительными.

Образец: разрешить – спор, вопрос …

вынести - …; достичь - …; затребовать - …; одержать - …;

нанести - …; предоставить - …; проявлять - …;

1.2.10. Укажите, с какими глаголами обычно сочетаются следующие слова.

Образец: акт – составить, предъявить …

анкета - …; виза - …; выговор - …; договор - …; документ –

…; подпись - …; постановление - …; предложение - …;

предписание - …; предупреждение -…; заявка - …; иск - …;

рекомендация - …; решение - …; справка - …; счет - …;

приказ - …; расписка - …; распоряжение - …; требование - …;

Тест 1. Морфологические нормы

Задание. Выберете правильный вариант

Тест 2. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Задание 1. Выберите вариант, соответствующий норме.

Министерство образования и науки Российской Федерации
Санкт─Петербургской государственный лесотехнический университет имени С.М. Кирова

Кафедра русского языка и педагогики

Цхай Виктории Владимировны
№ специальности 38.03.01
№ зачетной книжки 56073
Проверил:Санкт─Петербург
2016─ 2017 уч. год.


1.1.3. Поставьте ударения в приведенных ниже словах в соответствии с литературными нормами. Обращайтесь к словарям. Укажите варианты.
а) взя´ты, взя´то, взята´,
на´чаты, на´чат, на´чато, начата´,
при´няты, при´нят, при´нято, принята´,
про´даны, про´дан, про´дано, про´дана´,
со´зданы, со´здан, со´здано, создана´.
б) бра´ло, бра´ли,брала´.
взя´ло, взя´ли, взяла´,
за´да´л, за´дали, задала´,
на´чал, на´чали, начала´,
по´нял, по´няли, поняла´,
при´нял, при´няли, приняла´.
в) а´вгусто´вский, асбе´ст, афе´ра, бла´га, ба´ржа´, дефи´с, за´говор, киломе´тр, комба´йнер, лосо´сь, мастерски´, медикаме´нты, мы´шле´ние, не´нависть, обеспе´че´ние, парте´р, пле´сневеть, по´хороны, ржаве´ть, слу´чай, тво´ро´г, усугу´би´ть,э´кскурс.
1.1.4. Найдите слова, которые вы регулярно используете в своем профессиональном или бытовом общении. Поставьте в словах ударение. Проверьте себя по орфоэпическому словарю русского зыка.
а) балова´ть, заку´порить, заискри´ть, заключи´ть, закли´нить, премирова´ть, осве´домить, убыстри´ть, че´рпать.
б) зу´бчатый, опто´вый, валово´й, сли´вовый, кедро´вый, гу´бчатый, краси´вее, ми´зерный, ку´хонный,фла´нговый, экспе´ртный.
в) и´скра, тамо´жня, инструме´нт, диспансе´р, досу´г, коры´сть, наме´рение, псевдони´м, созы´в, сре´дства, фено´ме´н, хозя´ева, экспе´рт.
с) ина´че, отча´сти, единовре´менно, па´мятуя, то´тчас.


Тест 1. Морфологические нормы

Задание. Выберете правильный вариант

Род заимствованных существительных

1. На десерт гостям подали ароматн … манго.А – ый
Б – ое
В – ую

2. В этом регионе гнездится экзотическ…. фламинго.
А – ий
Б – ое
В – ая

3. Сегодня у нас в рекламной распродаже аппетитн … салями.
А – ый
Б – ое
В – ая

4. Друзья подарили нам на новоселье импортн … бра.
А – ый
Б – ое
В – ую

5. На гостиничн … портье была ярко-синяя форма.
А – ом
Б – ой

Род несклоняемых географических названий иаббревиатур

6. В солнечн … Сочи вас ждут многочисленные
пляжи, кафе, гостиницы.
А – ом
Б – ой
В – ых

7. Многомиллионн … Мехико готовится к встрече
гостей.
А – ый
Б – ой
В – ое

10. Российск… МИД благодарит всех сотрудников
латвийскогопосольства за оказанную помощь.
А – ий
Б – ое
В – ая

Форма множественного числа существительных

11. Были устранены все … экономического роста
предприятия.
А–тормозы
Б – тормоза

12. Пост ГАИ проверял … у всех водителей,
въезжающих в город.
А – пропуски
Б – пропуска

13. В дальнем углу избывисели … .
А – образы
Б – образа

14. В кондитерском отделе продавались
ванильные …. .
А – крендели
Б – кренделя

15. В одном из залов музея были выставлены
старинные кузнечные … .
А – мехи
Б – меха

16. Летом студенты будут проходить
ознакомительную практику под … .А – Ростовом
Б – Ростовым

Чтобы читать весь документ, зарегистрируйся.

Задание 2. Исправьте предложения с нарушениями морфологических норм.
1) Остров находится в полуторастах часов лету. 2) Мать попросила дочь отнести покупку к себе. 3) В этом музее были выставлены чучела динозавров, которые все погибли от бомбежки. 4) На десерт гостям подали ароматный манго. 5) На южном склоне раскинулись плантации чая, мимо их тянулась узкая дорога, ведущая в поселок. 6) Пароход с восьмистами пятидесятью отдыхающими вышел в рейд.

Задания 4. Исправьте предложения с нарушениями синтаксических норм
1) Для работы в фирме нужны люди, окончившие вуз и которые имеют специальную подготовку. 2) Не чувствуя усталости и голода, наш путь к вершине продолжается. 3) Результаты опытов подтверждают о наших предположениях. 4) Автор монографии пытается вникнуть, осознать суть проблемы. 5) Такое положение вещей не характерно, не свойственны данному этапу исторического развития. 6) Над водой склонились деревья, касающимися ветвями земли.

1. Исправьте предложения с нарушениями морфологических норм.

1) Ящик заколочен наглухую. 2) Он не будет работать за бесплатно. 3) Мой тебе совет: летом едь отдыхать на море! 4) Самыми интереснейшими оказались сочинения на свободную тему. 5) Дети любят играться с котенком. 6) Импортная шампунь помогла мне избавиться от перхоти. 7) Она очень умна и воспитанная. 8) Мальчики бежали сломив голову. 9) Студенты, учащие на философском факультете, хорошо сдали сессию. 10) На факультативное занятие пришли только двое пятиклассниц. 11) Мы прожили в гостинице полторы суток. 12) В школе объявлен конкурс о лучшем детском сочинении. 13) Заведующий отдела ушел в отпуск. 14) Уважаемые зрители, просим вас занимать места в соответствии купленным билетам. 15) Остров находится в полуторастах часов лету. 16) Мать попросила дочь отнести покупку к себе. 17) В этом музее были выставлены чучела динозавров, которые все погибли от бомбежки. 18) На десерт гостям подали ароматный манго. 19) На южном склоне раскинулись плантации чая, мимо их тянулась узкая дорога, ведущая в поселок. 20) Пароход с восьмистами пятидесятью отдыхающими вышел в рейд.

Ответы:

1, 3, 4, 5, 6, 9, 10, 11, 15, 18, 20

2. Исправьте предложения с нарушениями синтаксических норм

Ответы:

1, 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20.

Самостоятельная работа «Орфографические и

1. Буквы З или С. Отметьте слова, в которых пишется З

1. под у…дцы 2. бе…чувственный 3. вя…кий 4. предво…вестник 5. ни…ший 6. и… кармана 7. топа… 8. …бываться 9. дря…ги 10. зале…ть 11. …зади 12. изра…цы

2. Буквы Д или Т. Отметьте слова, в которых пишется Д.

1. реквизи… 2. голлан…ский 3. кро…кий 4. разда…чик 5. хлес…кий 6. объез…чик 7. и..ти 8. реше…чатый 9. на…бавить 10. соне… 11. кар…он 12. загвоз…ка

3. Буквы Г или К. Отметьте, где пишется Г

1. э…спертиза 2. но…ти 3. ло…тевая 4. фо…строт 5. э…земпляр 6. науте… 7. зи…заг 8. инстин…т 9. бамбу… 10. стала…тит 11. стала…мит 12. но…тюрн

4. Буквы К или СК. Отметьте слова, в которых пишется СК.

1. дерз…ий 2. солдат…ий 3. меньшевист…ий 4. свет…ий 5. мерз…ий 6. батрац…ий 7. реформист…ий 8. эстет…ий 9. плос…ий

5. Буквы Е или А(Я). Отметьте слова, в которых пишетсяЕ

1. переливч…тый 2. л…гушонок 3. окле…ны 4. замеш…ны в историю 5. врем…исчисление 6. тем…нная 7. ве…вший 8. хозяйнич…нье 9. разъ…снение 10. пощ…женный 11. выкач…нная нефть 12. дров…ник

6. Буквы А или О. Отметьте слова, в которых пишется А.

1. затв…рить 2. прекл…нение 3. з..ревать 4. от…щать 5. выр…внять края 6. ум…лять значение 7. пром…кательная бумага 8. к…равай 9. алг…ритм 10. убог…нький 11. пр..дедушка 12. возл…жить 13. вопл…тить 14. неср…вненный талант 15. ск…кать

7. Буквы Е или И. Отметьте слова, в которых пишется И.

1. пр…чудливый 2. р…ликвия 3. пр…тензия 4. приемл…мый 5. больш…нство 6. инту…тивное 7. непр…ступная 8. к…рамический 9. пр…смыкаться 10. непокол…бимый 11. эмал…вый 12. леле…мый 13. ижд…венец 14. ш…лохнуться 15. увид…те

8. Буквы У(Ю) или А(Я). Отметьте слова, в которых пишется У(Ю).

1. ка…тся 2. ненавид…т 3. трепещ…щий 4. дремл…т 5. засе…т 6. мол…т 7. ре…т 8. пыш…щий 9. пил…т

9. Буквы О или Ё. Отметьте слова, в которых пишется О.

1. капюш….н 2. ож…г руки 3. й…гурт 4. взбеш…н 5. холщ…вый 6. размеж…вка 7. ш…ковый 8. танц…р 9. казач…к 10. грош…вый 11. вооруж…н 12. свеж… 13. теч…т 14. ч…порный 15. ш…лковый

10. Буквы Ы или И. Отметьте слова, в которых пишется Ы

1. мистиц…зм 2. выц…ганить 3. плоскозубц… 4. круглолиц…ый 5. функц…ональный 6. сверх…нертный 7. без…дейный 8. пост…ндустриальный 9. с…змальства

11. Одна согласная или двойная согласная. Отметьте слова, в которых пишется двойная согласная.

1. диску(с,сс)ия 2. анте(н,нн)ка 3. дра(м,мм)а 4. бумаги датирова(н,нн)ы этим годом 5. толокня(н,нн)ая каша 6. говорил увере(н,нн)о 7. таможе(н,нн)ик 8. ране(н,нн)ый 9. муравьи(н,нн)ый 10. ко(р,рр)ектный 11. счита(н,нн)ый 12. незва(н,нн)ый 13. дли(н,нн)ота 14. краше(н,нн)ая в мастерской шерсть 15. ка(л,лл)ейдоскоп

12. Буквы Ь, Ъ или отсутствие буквы. Отметьте слова, в которых пишется Ь.

1. бел…этаж 2. колюч… 3. папил…отка 4. транс…европейский 5. фамил…ярный 6. уст…е 7. острич… 8. кулич… 9. воз…мешь 10. навзнич… 11. контр…удар 12. об…ект 13. фальш… 14. назнач…те 15. много туч…

13. Слитное или раздельное написание слов. Отметьте те слова, которые пишутся раздельно.

1. (не)подвергшийся обстрелу район 2. (не)дорешил задачу 3. (не)проходимый лес 4. (не)глубже 5. (не)расположена к беседе 6. (не)достойное поведение 7. ничуть (не)удивительный случай 8. играть (не)смотря на клавиши 9. (не)взлюбить 10. трудятся (не)утомимо 11. еще (не)созревшая пшеница 12. (не)смотря на жару 13. не(о)чем 14. крайне (не)уместный совет 15. (не)всерьез

14. Слитное, раздельное, дефисное написание слов. Отметьте слова, которые пишутся через дефис.

1 налил(бы) кофе 2. прошло (пол)минуты 3.(экспериментально)доказанный 4. я жив(здоров) 5.(либерально)демократическая партия 6. дом(таки) построили 7.темно(коричневый) 8. кто бы(то) ни был 9. Знает(ли)отец? 10.выступил с (контр)предложением

15. Выпишите номера примеров, в которых союзы пишутся слитно.

1) Вот (так)же отцветем и мы, и отшумим, как гости сада .

2) Снегу было мало, снежных буранов (то)же.

3) Нет ничего в мире, (что)бы могло прикрыть Днепр.

4) К чему молодость, к чему я живу, (за)чем у меня душа,(за)чем все это?

5) Природе надо, что(бы)ее любили.

6) И(так), она звалась Татьяной.

7) Кукушка хвалит петуха (за)то, что хвалит он кукушку.

8) Мы устали и(так) замерзли, что решили вернуться.

9) Он человек образованный и (при)том очень интеллигентный.

10) Он перекинулся с Дерсу несколькими словами и (за)тем переехал в лодке на нашу сторону.

11) Что(бы) я ни делал, все было напрасно.

12) И в людях так(же) говорят: кто посмирней, тот виноват.

13) Река залила берега, снесла мост, от(чего) и почта была задержана.

14) Глупец я или злодей, не знаю, но то верно, что я так(же) очень достоин сожаления.

15) Я склонился к реке, но и там, и в той темноте, то(же) колыхались, дрожали звезды.

16. Правильная или неправильная расстановка знаков препинания. Отметьте предложения с пунктуационными ошибками.

1) К несчастью мы попали в такой бурелом, из которого едва выбрались.

2) Вы, если я не ошибаюсь, писатель?

3) Брызги пены как белоснежные птицы, летали в воздухе.

4) Нам пришлось подняться ни свет, ни заря.

5) Лучшее время в степи – весна.

6) На широкой улице упиравшейся в ворота парка стоял грузовик.

7) Справа, в десятке шагов начинался обрыв.

8) Несмотря на обилие информации, многие вопросы остались без ответа.

9) Она вытянула лицо и полузакрыв глаза быстро изменила выражение лица.

10) Весь день сыпался мелкий дождь и дул холодный ветер.

11) Люблю тебя Петра творенье!

12) Есть ли такой закон и куда следует обращаться по этому поводу?

13) Жильцы дома заявили, что если требование не будет удовлетворено, они обратятся в суд.

14) Полениться: хлеба лишиться.

1. Сущность и функции языка.

2. Территориальные диалекты как форма бытования национального языка.

3. Пермские говоры.

4. Просторечие как форма бытования национального языка.

5. Жаргон как форма бытования национального языка.

6. Литературный язык – высшая форма бытования национального языка.

7. Научный стиль русского литературного языка.

8. Официально-деловой стиль русского литературного языка.

9. Публицистический стиль русского литературного языка.

10. Художественный стиль русского литературного языка.

11. Религиозно-проповеднический стиль русского литературного языка.

12. Разговорно-бытовой стиль русского литературного языка.

13. Язык рекламы.

14. Коммуникативные качества речи.

15. Средства языковой выразительности.

16. Орфоэпические нормы.

17. Лексические нормы.

18. Морфологические нормы.

19. Синтаксические нормы.

20. Техника речи.

21. Особенности композиции устного выступления

22. Языковое оформление устного выступления

23. Виды аргументов

24. Взаимодействие оратора с аудиторией

Цель написания контрольных работ – определение уровня овладения важнейшими нормами литературного языка. Предпочтительно выполнение указанных видов отчетности на конкретном лингвистическом материале, содержащем наиболее трудные случаи произношения и употребления слова. Целесообразно проводить контрольные работы по вариантам.

Цель написания реферата и создания презентации– контроль самостоятельной работы студентов, главным образом контроль уровня теоретической подготовки обучающихся. Задачи – контроль уровня овладения студентами теоретической составляющей курса (знаний), обобщение и закрепление изученного материала.

Текст должен быть содержательным, информативным. Достигается это, во-первых, за счет опоры на уже имеющиеся исследования (публикации), во-вторых, благодаря качеству представления материала. Отсюда вытекает требование к объему (12-15 страниц текста или 12-15 слайдов презентации), к количеству источников (список литературы должен включать не менее 15 наименований), к содержанию.

Следует помнить, что контрольные работы и рефераты служат средством текущего контроля знаний, умений и навыков не только и не столько для преподавателя, сколько для самих студентов. Качество выполнения заданий всегда зависит от уровня его готовности, ошибки указывают на необходимость дополнительной самостоятельной работы при подготовке к зачету. Положительная оценка всех предлагаемых в течение семестра работ служит допуском к промежуточному отчету студентов, проходящему в форме зачета.

8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Список литературы

Основной:

Русский язык и культура речи. Учеб. пособие для вузов / ред. Максимов В.И. М., 2004.

Дополнительный:

Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. М., 2001.

Русский язык и культура речи: учебник / Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. – М., 2005.

8.2.Материально-техническое и/или информационное обеспечение дисциплин

Преподавателю следует учитывать и использовать современные технические и интеллектуальные средства обучения, в числе которых назовем следующие:

- прикладные обучающие программы, в том числе в тестовой форме;

- электронная библиотека курса. Такую библиотеку составляют сканированные первоисточники, словари и т. п.; их электронные версии;

Папка с учебно-методическими материалами хранится в методическом кабинете и содержит материалы в соответствии с перечнем.

Перечень

8.3. Методические указания студентам

Работа студента должна иметь систематический характер и предполагает сочетание различных видов и форм деятельности.

Следует помнить, что лекционные и практические занятия имеют целью служить лишь ориентиром для последующего усвоения материала методом самостоятельного изучения. Для полноценного усвоения учебного материала недостаточно только посещать лекции и семинары. Самостоятельная работа студентов дневного отделения предусмотрена учебным планом в объеме не менее 50% общего количества часов (50 часов на протяжении изучения курса) и она должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого предмета. На заочном отделении на самостоятельную работу отводится 80% от общего количества часов (80 часов).

Необходимо помнить, что изучение дисциплины требует регулярного обращения к дополнительным источникам в форме учебников, статей, монографий, к современным информационным технологиям (Интернет).

На протяжении всего курса обучения русскому языку и культуре речи студенты должны выполнять следующие виды самостоятельной работы:

-выполнение контрольных, самостоятельных работ, творческих (проектных) заданий;

- работа с тестами и вопросами для самопроверки;

Обязательно выполнение заданий, предлагаемых преподавателем в качестве контрольных.

При подготовке к практическим (семинарским) занятиям следует ориентироваться на учебно-тематический план, список основной и дополнительной литературы.

Приветствуется активная работа на каждом занятии, готовность к диалогу, к полемике как с преподавателем, так и с коллегами.

Для занятий студентам понадобятся:

- тетради для практических занятий,

- лингвистические словари и справочники

Разделы и темы для самостоятельного изучения Виды и содержание самостоятельной работы
1. Орфографические нормы Изучение орфографических правил, выполнение упражнений, подготовка к контрольной работе или тесту.
2. Пунктуационные нормы Изучение орфографических правил, выполнение упражнений, подготовка к контрольной работе или тесту.

Перечень основных понятий по дисциплине

Аканье Аллегория Алогизм Анафора Анахронизм Антитеза Антонимия Арго Аргумент Артикуляция Архаизм Высказывание Гипербола Градация Территориальные диалекты Диалектизм Жаргон Заимствованные слова Инверсия Ирония Историзм Клише Книжные стили Коммуникация Контаминация стилей Лексические нормы Литературный язык Литота Метафора Метонимия Неологизм Оксюморон Олицетворение Омонимия Орфоэпия Параллелизм Паронимы Период Перифраза Плеоназм Полилог Полисемия Помета Просторечие Риторические приемы Риторический вопрос Семантика Синонимия Сравнение Стилистическая окраска слов Тавтология Тезис Фразеологизм Функциональный стиль Экспрессивность Эпитет Эпифора

8.4. Методические рекомендации преподавателю

Следует уделить внимание нарушению норм литературного произношения, вызванному влиянием пермских говоров и просторечия. Большую часть практических занятий необходимо посвятить выполнению заданий, способствующих овладению нормами литературного языка, включая акцентологические, орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические и стилистические нормы.

Преподавателю необходимо использовать в своей деятельности современные продуктивные технологии обучения, в частности элементы компетентностного подхода: организовывать целеполагающую деятельность студентов, создавать условия для планирования студентом предстоящего изучения разделов и тем дисциплины, осуществлять преимущественно проблемное обучение, стимулировать вопросы студентов, поощрять кооперирование студентов в малые группы для решения учебных проблем, организовывать интеллектуальную рефлексию.

Для текущего и промежуточного контроля целесообразно использовать разноуровневые измерительные материалы.

II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций

Текущий контроль – проверка отдельных знаний, навыков и умений студентов, полученных при обучении дисциплине. Текущий контроль предназначен для проверки достижения студентом отдельных учебных целей и выполнения части учебных задач программы дисциплины. Курсовые экзамены по всей дисциплине или ее законченной части преследуют цель оценить работу студента за курс (семестр), полученные теоретические знания, их прочность, развитие творческого мышления, приобретение навыков самостоятельной работы, умение синтезировать полученные знания и применять их на практике. Зачеты, как правило, служат формой проверки успешного усвоения учебного материала лекционных курсов, семинарских и лабораторных занятий. Форма проведения зачета по дисциплине: устная, письменная, тестирование. Преподавателю предоставляется право аттестовать студентов без итогового опроса при условии активного участия их в семинарских занятиях.

1. Национальный язык. Разновидности национального языка.

2. Территориальные диалекты и просторечие.

3. Жаргон и арго как речь ограниченного употребления.

4. Понятие и признаки литературного языка.

5. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.

6. Устная и письменная разновидности литературного языка.

7. Функциональные стили современного русского языка. Сферы их употребления, жанровое разнообразие.

8. Научный стиль.

9. Официально-деловой стиль. Общая характеристика.

10. Правила оформления документов.

11. Публицистический стиль.

12. Особенности языка рекламы.

13. Язык художественной литературы.

14. Разговорно-бытовой стиль.

15. Оратор и его аудитория. Тезис.

16. Аргументы. Виды аргументов.

17. Задачи культуры речи как лингвистической дисциплины.

18. Правильность речи. Орфоэпические нормы.

19. Правильность речи. Акцентологические нормы.

20. Правильность речи. Лексические нормы.

21. Правильность речи. Морфологические нормы.

22. Правильность речи. Синтаксические и стилистические нормы.

23. Коммуникативные качества речи. Точность.

24. Коммуникативные качества речи. Логичность.

25. Коммуникативные качества речи. Чистота

26. Коммуникативные качества речи. Выразительность.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6


Рассмотрено и рекомендовано к изданию

кафедрой русского языка и педагоги

Санкт-Петербургской лесотехнической академии

4.09.2008 г. протокол

Кандидат филологических наук доцент кафедры

русского языка и педагогики (СПбГЛТА)

Составители: доц. Пименова язык и культура речи

Методические материалы. СПб.: ГЛТА, 2002. 91с

Представлено кафедрой русского и педагогики.

Русский язык и культура речи

Вместо введения

1. Ортологический аспект (правильность речи) культуры речи

1.1. Трудные случаи произношения и ударения

1.2. Лексические и грамматические нормы

2. Коммуникативный аспект культуры речи

2.1. Качества речи

2.1.1. Точность речи

2.1.2. Экономичность и полнота речи

2.1.3. Логичность речи

2.2. Коммуникативный кодекс

3. Функциональные стили речи

3.1. Письменная научная речь

3.2. Официально-деловая письменная речь

4. Контрольное задание.

Вместо введения

Универсальным средством общения является язык. Через язык и речь регулируется поведение людей, происходит накопление и освоение культурных ценностей, норм, знаний и т. д.

Методические материалы включают следующие разделы:

ặ Ортологический аспект культуры речи (правильность речи)

ặ Коммуникативный аспект

ặ Функциональные стили речи: научная письменная речь, официально-деловая письменная речь

ặ Контрольное задание.

В каждом разделе обозначена цель работы, перечислены вопросы, которые подлежат проработке, приводится список литературы. Затем даются определения и (или) объяснения ключевых понятий курса. Перед выполнением заданий и работе по тому или иному учебному пособию следует ознакомиться с данными ключевыми понятиями. Работая по данным материалам, обращайтесь к словарям, справочникам.

Однако прежде всего подумайте над тем, что такое язык – речь – культура речи – современный русский язык – литературный язык. Внимательно прочитайте приведенные ниже определения, выделите в них главное, разграничьте их для себя. Эта работа необходима для правильной ориентации в материале курса.

Язык – это определенный код и система правил употребления знаков, которые его составляют. Язык – средство общения всего народа, это социальное явление.

Речь – реализация определенного кода и системы правил употребления знаков языка в данной сфере и ситуации общения. Именно по отношению к речи говорят о её устной или письменной форме, о её качествах (хорошая или плохая, яркая, образная или скучная, невыразительная, богатая или бедная и т. д.), о культуре речи.

Современный русский язык – это живой этнический язык, а литературный язык в его составе – один из наиболее развитых современных литературных языков.

Литературный язык – язык, обработанный мастерами слова и нормированный. По социальной базе это язык образованных горожан. Особенность литературного языка – способность обслуживать высокие сферы общения: государство, политику, науку, религию, образование, искусство и т. д. Литературный язык используется в разных сферах общения (зачем, кто, где, когда общается), что приводит к формированию различных вариантов, стилей внутри самого литературного языка: делового, научного, публицистического, разговорного, художественного (выделение дискуссионно). Литературный язык не может существовать только стихийно. Он требует постоянной работы общества над его совершенствованием, в противном случае он становится коммуникативно непригодным: не обеспечивает единство, точность, стабильность, выразительность речи. Следовательно, необходимы специальное обучение и постоянный самоконтроль за литературностью своей устной и письменной речи.

1. Ортологический (правильность речи)

аспект культуры речи.

Цель работы – корректировка владения различными типами норм в устной и письменной речи.

Вопросы: 1. Понятие нормы. 2. Типы норм. 3. Словари русского языка. 4. Трудные случаи произношения и ударения. 5. Лексические нормы 6. Грамматические нормы.

2. Головин культуры речи. – М., 1988.

3. Горбачевич современного русского литературного языка. – М., 1981.

4. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для студентов вузов / , и др. /под редакцией , - М., 2000.

5. и др. Русский язык для студентов-нефилологов: Учебное пособие – М., 1999.

6. Словари и справочники.

Ортологический аспект, то есть правильность речи, связан с понятием нормы.

Норма – это относительно устойчивый способ выражения, исторически принятый в языковом коллективе на основе выбора одного из вариантов употребления как обязательного для образованной части общества. Нормы предписывают выбор одного из вариантов языкового знака как предпочтительного. Они обеспечивают относительную стабильность языка и лучшее взаимопонимание людей в процессе общения.

Нормы не остаются неизменными, они консервативны, но и динамичны, то есть меняются под воздействием живой речи.

1.2.1. Подберите синонимы:

свежий, влажный, голова, отойти.

1.2.2. Продолжите синонимические ряды: предлог – отговорка …;

старый – древний …; тайный – потайной …; беспокоиться –

тревожиться …; преимущество – превосходство …;

1.2.3. В «Словаре – справочнике по материалам прессы и

4) характеризующийся наивысшим проявлением каких-либо особенностей, свойств. Напр.: Я понимал, чтобы поступить в МГИМО, надо либо крутой блат…, либо знания (Правда, 1988, 6 июля);

Можете ли вы добавить что-либо к словарной статье? Все ли учли авторы словаря?

1.2.4. Определите различия в значении слов:

1. грант, дотация, пенсия, стипендия;

2. аннотация, дайджест, конспект, реферат, резюме, тезисы;

3. импресарио, меценат, спонсор, продюсер.

1.2.5. Подберите русские синонимы к иностранным словам:

амбиция, вердикт, вестибюль, вокальный, мемуары,

пунктуальный, реставрация, фауна, флора, эксперт, импорт,

1.2.6. Определите стилистическую окраску следующих слов. Сделайте соответствующие пометы. Проверьте себя по словарю.

Работать, брякнуть, задаром, зачетка, страж, грядущий, ланиты,

чмокнуть, глазеть, предписание.

1.2.7. Объясните различия в значении следующих паронимов. Составьте предложения с данными словами. Используйте словарь паронимов русского языка.

Обезлесеть – обезлесить, абонемент – абонент, адресат –

адресант, дельный – деловой - деловитый, демонстративный –

демонстрационный, единичный – единый – единственный.

1.2.8. Дополните фразеологизмы. Проверьте себя по словарю фразеологизмов.

Проходить красной …; пока …да дело; чаша терпения …; … вопиющего в пустыне.

1.2.9. Укажите наиболее вероятные сочетания приведенных глаголов с именами существительными.

Образец: разрешить – спор, вопрос …

вынести - …; достичь - …; затребовать - …; одержать - …;

нанести - …; предоставить - …; проявлять - …;

1.2.10. Укажите, с какими глаголами обычно сочетаются следующие слова.

Образец: акт – составить, предъявить …

анкета - …; виза - …; выговор - …; договор - …; документ –

…; подпись - …; постановление - …; предложение - …;

предписание - …; предупреждение -…; заявка - …; иск - …;

рекомендация - …; решение - …; справка - …; счет - …;

приказ - …; расписка - …; распоряжение - …; требование - …;

Тест 1. Морфологические нормы

Задание. Выберете правильный вариант

Тест 2. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Задание 1. Выберите вариант, соответствующий норме.

Министерство образования и науки Российской Федерации
Санкт─Петербургской государственный лесотехнический университет имени С.М. Кирова

Кафедра русского языка и педагогики

Цхай Виктории Владимировны
№ специальности 38.03.01
№ зачетной книжки 56073
Проверил:Санкт─Петербург
2016─ 2017 уч. год.


1.1.3. Поставьте ударения в приведенных ниже словах в соответствии с литературными нормами. Обращайтесь к словарям. Укажите варианты.
а) взя´ты, взя´то, взята´,
на´чаты, на´чат, на´чато, начата´,
при´няты, при´нят, при´нято, принята´,
про´даны, про´дан, про´дано, про´дана´,
со´зданы, со´здан, со´здано, создана´.
б) бра´ло, бра´ли,брала´.
взя´ло, взя´ли, взяла´,
за´да´л, за´дали, задала´,
на´чал, на´чали, начала´,
по´нял, по´няли, поняла´,
при´нял, при´няли, приняла´.
в) а´вгусто´вский, асбе´ст, афе´ра, бла´га, ба´ржа´, дефи´с, за´говор, киломе´тр, комба´йнер, лосо´сь, мастерски´, медикаме´нты, мы´шле´ние, не´нависть, обеспе´че´ние, парте´р, пле´сневеть, по´хороны, ржаве´ть, слу´чай, тво´ро´г, усугу´би´ть,э´кскурс.
1.1.4. Найдите слова, которые вы регулярно используете в своем профессиональном или бытовом общении. Поставьте в словах ударение. Проверьте себя по орфоэпическому словарю русского зыка.
а) балова´ть, заку´порить, заискри´ть, заключи´ть, закли´нить, премирова´ть, осве´домить, убыстри´ть, че´рпать.
б) зу´бчатый, опто´вый, валово´й, сли´вовый, кедро´вый, гу´бчатый, краси´вее, ми´зерный, ку´хонный,фла´нговый, экспе´ртный.
в) и´скра, тамо´жня, инструме´нт, диспансе´р, досу´г, коры´сть, наме´рение, псевдони´м, созы´в, сре´дства, фено´ме´н, хозя´ева, экспе´рт.
с) ина´че, отча´сти, единовре´менно, па´мятуя, то´тчас.


Тест 1. Морфологические нормы

Задание. Выберете правильный вариант

Род заимствованных существительных

1. На десерт гостям подали ароматн … манго.А – ый
Б – ое
В – ую

2. В этом регионе гнездится экзотическ…. фламинго.
А – ий
Б – ое
В – ая

3. Сегодня у нас в рекламной распродаже аппетитн … салями.
А – ый
Б – ое
В – ая

4. Друзья подарили нам на новоселье импортн … бра.
А – ый
Б – ое
В – ую

5. На гостиничн … портье была ярко-синяя форма.
А – ом
Б – ой

Род несклоняемых географических названий иаббревиатур

6. В солнечн … Сочи вас ждут многочисленные
пляжи, кафе, гостиницы.
А – ом
Б – ой
В – ых

7. Многомиллионн … Мехико готовится к встрече
гостей.
А – ый
Б – ой
В – ое

10. Российск… МИД благодарит всех сотрудников
латвийскогопосольства за оказанную помощь.
А – ий
Б – ое
В – ая

Форма множественного числа существительных

11. Были устранены все … экономического роста
предприятия.
А–тормозы
Б – тормоза

12. Пост ГАИ проверял … у всех водителей,
въезжающих в город.
А – пропуски
Б – пропуска

13. В дальнем углу избывисели … .
А – образы
Б – образа

14. В кондитерском отделе продавались
ванильные …. .
А – крендели
Б – кренделя

15. В одном из залов музея были выставлены
старинные кузнечные … .
А – мехи
Б – меха

16. Летом студенты будут проходить
ознакомительную практику под … .А – Ростовом
Б – Ростовым

Чтобы читать весь документ, зарегистрируйся.

Читайте также: