А кашу русскую едят

Который неутомимо хает все советское, но власть его держится на советских заделах, включая недавно выкаченный Ту-160, а иначе бы давно закончил свою жизнь, как Саддам, Муамар Каддафи или Милошевич.



Басня называется "Две подруги" .

***
Мы знаем, есть ещё семейки,
Где наше хают и бранят,
Где с умилением глядят
На заграничные наклейки…
А сало… русское едят!

Только в последней строке должно стоять "советское едят"".

•Илья 28.05.2011 19:59
Москва с жиру бесится, забывая о реальных проблемах. Напоминает древний Рим эпохи упадка. Тогда римлянам тоже важнее было, кому свою попку подставить, чем то, что на границах империи стоят варвары, готовые к вторжению. Сейчас всё тоже самое – Москва всё больше “голубеет”, а на границах России концентрируются “новые варвары”, готовые к вторжению – этнические мигранты.
(Выдержка с сайта)

Бабло, фанера, бабки, филки…
Хрусты, капуста, и лове…
Сие обилье слов - копилка,
В набитой дурью голове.

Родная речь им стала в тягость.
В дерьмократической стране
Любая гадость стала в радость,
Продавшим души Сатане.

И хают всё, что было ранее.
Статью за гомосексуализм…
И процветает на экране
Бесстыдный секс, как онанизм.

И вот уже в России дикой
Мужская гордость, совесть, честь
В стране с историей великой
Пропали – видим то, что есть!

Красиво ты живешь,
Любезная сестрица! -
Сказала с завистью в гостях у Крысы Мышь. -
На чем ты ешь и пьешь,
На чем сидишь,
Куда ни глянешь - все из-за границы!' -
Ах, если б, душенька, ты знала, -
Со вздохом Крыса отвечала, -
Я вечно что-нибудь ищу!
Я день-деньской в бегах за заграничным -
Все наше кажется мне серым и обычным,
Я лишь заморское к себе в нору тащу
Вот волос из турецкого дивана!
Вот лоскуток персидского ковра!
А этот нежный пух достали мне вчера -
Он африканский. Он от Пеликана!' -
А что ты ешь? - спросила Крысу Мышь -
Есть то, что мы едим, тебе ведь не пристало!' -
Ах, душенька! - ей Крыса отвечала. -
Тут на меня ничем не угодишь!
Вот разве только хлеб я ем и сало. '
__________________________

(Две подруги. С.Михалков)

Эти т.н. музыканты, актёры, политики, писатели приветствовали майдан, называют Крым аннексированным, считают любые действия России актом агрессии и убеждены в правомерности и справедливости санкций стран Запада в отношении РФ. Список составлен инициативной группой товарищей, представителем которых является известный юрист А.Сорвачёв.

Кто поддерживает фашистских карателей-убийц?

Пенсионеры, отпетые певуны и горе-музыканты:

Паноптикум, актёры и режиссёры:

Лия Ахеджакова
Олег Басилашвили
Сергей Юрский
Дмитрий Дюжев
Михаил Ефремов
Эльдар Рязанов (кинорежиссёр)
Андрей Кончаловский (американский режиссёр)
Никита Джигурда
Анатолий Пашинин
Гарик (Бульдог) Харламов
Саша Грей (порноактриса)
Арнольд Шварценеггер (сын нациста, культурист)
Джордж Клуни (американский актёр)
Джаред Лето (американский актёр, певец)
Милла Йовович (американская актриса)

Неудачники, несостоявшиеся политики, писатели, журналисты, общественные деятели:

Мы знаем, есть еще семейки,
Где наше хают и бранят,
Где с умилением глядят
На заграничные наклейки.
А сало. русское едят!

Две подруги

"Красиво ты живешь,
Любезная сестрица! -
Сказала с завистью в гостях у Крысы Мышь. -
На чем ты ешь и пьешь,На чем сидишь,
Куда ни глянешь - все из-за границы!" -
"Ах, если б, душенька, ты знала, -
Со вздохом Крыса отвечала, -
Я вечно что-нибудь ищу!
Я день-деньской в бегах за заграничным -
Все наше кажется мне серым и обычным,
Я лишь заморское к себе в нору тащу
Вот волос из турецкого дивана!
Вот лоскуток персидского ковра!
А этот нежный пух достали мне вчера -
Он африканский. Он от Пеликана!" -
"А что ты ешь? - спросила Крысу Мышь -
Есть то, что мы едим, тебе ведь не пристало!" -
"Ах, душенька! - ей Крыса отвечала. -
Тут на меня ничем не угодишь!
Вот разве только хлеб я ем и сало. "

Мы знаем, есть еще семейки,
Где наше хают и бранят,
Где с умилением глядят
На заграничные наклейки.
А сало. русское едят!

Что это за басня, о чём?

Кто написал эту басню?



Эпилог басни "Две подруги" Сергея Михалкова, написанной им в далёком 1945-ом году.

В современности удивительным образом подходит, как стихотворная иллюстрация к образу нашей пятой колонны, - "как ТАМ всё прекрасно! Нам надо, как они!"

Но деньги для себя гребут в России и из России.

Басня не только всегда актуальная, но и остроумная. Она стоит того, чтобы её полностью опубликовать и напомнить, тем, кто забыл или не знал:



"Русское сало", с успехом поедаемое некоторыми поклонниками западных обещаний, безделушек и ярких лоскутков, упомянуто в финальной строчке басни Сергея Михалкова о двух подругах - Крысе и Мыши. Басня, раскрывающая два этих образа, так и называется - "Две подруги".

Смысл басни в том, что автор высмеивает тех людей, которые, наперебой расхваливая заморскую жизнь и перечисляя все её красоты, при этом продолжают уплетать за обе щеки всё то, чем богата и чем славится Россия. Бранят - и пользуются. Ругают - но продолжают паразитировать. Наверное, очень удивятся и огорчатся, когда это "сало" вдруг для них закончится.

На днях в Воронеже закрыли стеклотарный завод, а не так давно ликвидировали гордость столицы Черноземья Экскаваторный завод имени Коминтерна.

Его экскаваторы с огромным желанием покупали во многих странах мира, а многотысячный коллектив завода обеспечивался надежной работой, достойной зарплатой, бесплатным жильем, санаториями и домами отдыха. Однако по чьей-то злой воле тысячи людей в одночасье лишились зарплат и средств существования.

П.Н. ДОЛГИХ
г. Воронеж

Мы знаем, есть еще семейки,
Где наше хают и бранят,
Где с умилением глядят
На заграничные наклейки…
А сало… русское едят.

О. СЕВЕРСКАЯ: Сегодня поговорим об однокашниках, о том, с кем можно кашу варить, а с кем – заваривать, о каше во рту, в голове и на дорогах, о том, что иногда каши просит.

М. КОРОЛЕВА: И будем мы все эти каши варить и расхлебывать… огулом. Но обо всем по порядку.

О. СЕВЕРСКАЯ: Каша была любимым славянским кушаньем. Некогда она имела обрядовое значение. Кашу ели в канун Рождества и Нового года, на свадьбах и похоронах. Но каша нередко выступает как синекдоха, как обозначение еды вообще. Не случайно поваров называют кашеварами.

М. КОРОЛЕВА: Еще раз обратимся к определению слова однокашник: в словаре Даля указываются два его значения — `член одной артели, товарищ по столу' и в более широком и переносном смысле: ` товарищ детства, юности, росший и воспитывавшийся в той же обстановке'. Одно из этих значений устарело, но, возможно, благодаря социальным сетям и возродится. Ведь коллега – это человек, с которым, фигурально выражаясь, и пуд соли, и не одна кастрюля каши была съедена – так сказать, гуртом, огульно.

О. СЕВЕРСКАЯ: Вот и еще одно слово, к которому стоит присмотреться.

О. СЕВЕРСКАЯ: Однажды, когда наша футбольная сборная играла с очень серьезным соперником, комментатор выразил надежду, что соперник этот не будет… огульно на нас нападать.

М. КОРОЛЕВА: А он не ошибся? Мы привыкли иметь дело с огульными – необоснованными, основанными на поверхностном впечатлении – обвинениями. А огульное нападение – это что-то новенькое!

М. КОРОЛЕВА: В словаре Даля есть и ремарка: чаще всего это слово услышишь в речи торговцев, если не огульно покупают-продают, то делают это рознично, в розницу, врознотряс, вразновес, вравзвеску, вразбивку. Огульная торговля – это торговля оптовая, валовая. Можно продать все огульно, оптом, а покупая – спросить: Сколько за все огулом? Упоминает Даль и об огульных – то есть общих, повсеместно распространенных – обычаях.

О. СЕВЕРСКАЯ: Есть в его словаре глагол огуливать — гулять и ходить вокруг, околицей, обходить, кружить, избегать. Вы что огуливаете нас, не жалуете? – так вполне можно было в XIX веке спросить зазнавшихся товарищей-однокашников.

М. КОРОЛЕВА: Кажется, пора нам вернуться к древне-русскому огульному обычаю кашу есть.

О. СЕВЕРСКАЯ: Мы уже говорили об обычае есть кашу по важным поводам. Когда Александр Невский женился в 1239 г. в г. Торопце, то он праздновал здесь кашу, по возвращении в Новгород, — другую, давал свадебные обеды. На царских свадьбах XVI и XVII вв. молодые в бане ели кашу. Кроме того, кашу рассылали почтеннейшим особам.

М. КОРОЛЕВА: В русском языке есть множество поговорок, связанных с кашей. Самая известная: Щи да каша – пища наша.

О. СЕВЕРСКАЯ: О слабом человеке или ребенке скажут – мало каши ел. Сапоги каши просят – шутливое выражение, означающее, что обувь износилась до дыр, как будто рот разинула.

М. КОРОЛЕВА: Есть и поговорка заварить (расхлебывать) кашу – затеять (или распутывать) сложное, беспокойное дело. С ним каши не сваришь – скажут о человеке, с которым трудно договориться, совместно что-то сделать.

О. СЕВЕРСКАЯ: Кашу маслом не испортишь – эта пословица говорит о том, что добавление масла улучшает вкус любой каши, а в переносном смысле означает: что-то необходимое, полезное, делу помешать не может.

О. СЕВЕРСКАЯ: Мы – М.К. и О.С. – хотели бы верить, что к нам это не относится. И большая заслуга в том, что мы все четко артикулируем, нашего звукорежиссера – С.И.

М. КОРОЛЕВА: С ним мы давние и дружные однокашники. Как и с вами. Встретимся через неделю!


Готовим Демьянову уху и стерлядь по-дворянски, рассольник с грибами и гуся с гречкой, вспоминая русского баснописца и величайшего обжору своего времени Ивана Крылова, которого потчевали цари и царицы, любили Пушкин и Жуковский, щедро угощали в Английском клубе и дворянских домах столиц

Глядя на фотографию Крылова в школьном учебнике легко можно поверить в его баснословный аппетит, русскую леность и неряшливость, которыми он также отличался, по словам современников. О гурманстве Крылова ходит столько анекдотов и небылиц, что рассказать все невозможно, но мы выбрали самые яркие.


А сладкое? Стыдно сказать – пол-апельсина. Нутро природное вынуто, а взамен желе с вареньем набито. Со злости с кожей я его и съел!

Демьянова уха


Фото: Fanfo / Shutterstock.com

Ингредиенты:

700-800 г речной рыбы разных сортов, предпочтительно благородных; 600 г картофеля; 1 луковица; 300 г помидоров; 2 ст. л. масла; 1 лавровый лист; 10 горошин черного перца; по 1 корню петрушки и сельдерея; по 2-3 ст. л. мелко нарубленной зелени укропа, петрушки и сельдерея; рюмка водки (опционально).

Рыбу филировать. Голову с вынутыми жабрами, плавники, хвосты и кости отварить в течение получаса в 2,5 литрах слегка подсоленной воды. Картофель нарезать кубиками, лук мелко нарубить, залить процеженным бульоном, добавить крупно порезанные корни петрушки и сельдерея. Варить около 20 минут. За 7-10 минут до окончания варки добавить подготовленные куски рыбного филе, нарезанные дольками помидоры, лавровый лист, перец горошком. В конце вынуть корни петрушки и сельдерея, добавить в уху сливочное масло и зелень. По желанию влить рюмку водки, как традиционно делали в русских трактирах.


Фото: MAR007 / Shutterstock.com

Демьянова уха-солянка


Фото: IZOTOV DMITRII / Shutterstock.com

Современники пишут, что баснописец Крылов питал особую слабость к различного рода сборным солянкам и рассольникам.

Ингредиенты:

2 ст. л. растительного масла; 1 белая луковица; 1 ст. л. томатной пасты; 1 ст. л. каперсов; 1 маленький соленый огурчик; 50 г оливок; 1 ч. л. сахара; 1 лавровый лист; 150 мл рыбного бульона; 150 мл бульона из раков; 600 г семги; 8 раков или креветок; 200 г отварного картофеля; 2 помидора; 2 сладких красных перца; по 1 ч. л. измельченной зелени петрушки и укропа; 4 ломтика лимона; соль, перец.

Лук и соленый огурец мелко порезать. Каперсы измельчить. Семгу разрезать на 4 куска. Помидоры освободить от кожицы и семян, нарезать. Болгарский перец запечь, порезать крупными полосками.

Лук, томатную пасту, каперсы, огурец, оливки и сахар быстро прогреть в масле. Добавить рыбный и раковый бульоны, лавровый лист, варить 20 мин. Положить семгу, раков или креветки, картофель, помидоры, перец. Выдавить лимонный сок, заправить солью и перцем. Подать, посыпав зеленью, с долькой лимона.

Рассольник с солеными грибами

Перловую крупу промыть несколько раз горячей водой. Отварить почти до готовности и опустить в мясокостный бульон.

Картофель порезать дольками; морковь, корни петрушки и сельдерея – соломкой. Репчатый лук нашинковать. Сначала заложить картофель, затем пассерованные на масле морковь, коренья и лук. В последнюю очередь вместо привычных соленых огурцов положить соленые грузди, порезанные кубиками. Подавать со сметаной и рубленой зеленью.

Стерлядь по-дворянски


Фото: Ailisa / Shutterstock.com

Это блюдо, равно как и предыдущее – одно из самых любимых Крыловым. Вот рекомендации по его приготовлению с адаптированными пропорциями из кулинарного сборника блюд русских писателей.

Промывают 1 кг стерляди и вытирают ее досуха полотенцем. Снимают кожу, нарезают рыбу кусками и кладут в кастрюлю. Наливают туда белого столового вина (так, чтобы наполовину покрыло рыбу). Добавляют 125 г сливочного масла и целый лимон без зерен, разрезанный вдоль. Кастрюлю накрывают крышкой и ставят на средний огонь. Всего четверть часа – и кушанье готово.

Птица с гречневой кашей


Фото: CCat82 / Shutterstock.com

Ингредиенты:

Тушка одного гуся (или утки) и ее же потроха; 100 г сала; 100 г сливочного масла; 1 чашка гречки; 2 луковицы; 150 г шампиньонов; 1 ст. л. зелени петрушки; 2 яйца; 1 ч. л. майорана.

Приготовление:

Обработанную тушку промыть и оставить на сутки в прохладном месте. Просушить, натереть салом, солью и майораном, салом также нашпиговать и снова оставить в прохладном месте на три часа.

Для начинки очищенные и промытые потроха ошпарить, слегка обжарить в 1 ст. л. сливочного масла, посолить, накрыть крышкой и протушить. Затем мелко нарезать. Лук и шампиньоны тоже мелко нашинковать, обжарить в 2 ст. л. сливочного масла. Сварить рассыпчатую гречневую кашу. Смешать с кашей гусиные потроха, лук и шампиньоны, добавить петрушку, соль и перец по вкусу, желтки яиц и взбитые белки.

Духовку разогреть до 180 градусов. Нафаршировать тушку, зашить, выложить в смазанную салом утятницу, поместить в разогретую духовку и довести до готовности, поливая время от времени выделяющимся соком. Подавать с тушеными овощами и зеленью.

Сочни с овсяной кашей

И последнее на сегодня любимое и простое блюдо писателя.

Овсяную крупу перебрать, промыть теплой водой и сварить густую кашу на воде. Добавить в нее сливочное масло и рубленые яйца. Полученную кашу уложить на поджаренные блины, сложить их пополам и обжарить еще раз. Подавать со сметаной и фруктовым киселем.

Рассказывают, что по окончании трапезы, где бы Крылов ни находился, он любил по русскому обычаю вздремнуть. В Английском клубе, который писатель посещал более 35 лет, долгое время оставалось незакрашенным пятно на стене, сделанное его головой. Засыпал после сытного обеда прямо в кресле, и никто сна счастливого человека не тревожил.

Смех смехом, а дожил великий обжора и баснописец до 76 лет.

Какая уж тут еда, когда сердце желудок покорило. Хочешь к блюду приступить, а слезы мешают. Так и пропал обед, и какой обед! Хоть бы на дом прислать догадались!

Потому этот день, 2 февраля 1838 года, остался для Крылова самым печальным гастрономическим днем.


Фото: Milanchikov Sergey / Shutterstock.com

Черная шутка о том, что Крылов умер, возможно, от переедания (рябчиками), принадлежит самому князю Романову, что, конечно же, неправда, но вполне могло произойти при таком нездоровом аппетите и невнимании к собственному телу. Умер писатель от воспаления легких, так как часто ходил по дому в неглиже перед открытыми настежь в суровую зиму окнами.


Почему же на Руси всегда с таким почтением относились к каше? Корни обрядового отношения к столь, казалось бы, простой пище кроется в нашем языческом начале. Известно из рукописей, что каша преподносилась Матери Земле, Святым угодникам в надежде на благополучие, Богам земледелия и плодородия, чтобы попросить хорошего урожая на следующий год. Богам, как известно, предлагалось только все самое лучшее. А иметь возможность есть ежедневно то, что Боги могут позволить себе раз в год, согласитесь, приятно.

Каша - это очень полезный, питательный, вкусный и, что немаловажно, недорогой продукт. Без традиционной русской каши на столе не возможно было себе представить ни одно торжество или праздник. Причем к разным значимым событиям обязательно готовилась определенная обрядовая каша. Это отражается в пословицах:

"Каша - кормилица наша"

"Русского мужика без каши не накормишь"

"Без каши обед не в обед"

"Щи да каша - пища наша"

"Борщ без каши вдовец, каша без борща – вдова "


У некоторых народов нашей страны кашею, которую называли "бабкиной", встречали новорожденного. На свадьбе непременно варили кашу жених с невестой, что было обязательной частью свадебного церемониала - "Хозяйка красна – и каша вкусна ". Кашу варили на крестины и именины, кашей (кутьей) поминали человека, провожая его в последний путь на похороны или поминки.

Без каши собственного оригинального приготовления нельзя было принять гостей. Причем каждая хозяйка имела свой собственный рецепт, который хранился в тайне.

Готовилась каша обязательно перед большими сражениями, а уж на победных пирах без "победной" каши не обходилось. Каша служила символом перемирия: для заключения мира обязательно нужно было готовить "мирную" кашу.

В древних русских летописях сами застолья часто именовали "кашей": например, на свадьбе Александра Невского "кашу чинили" дважды - одну при венчании в Троице, другую во время всенародного гуляния в Новгороде.

Кашу обязательно готовили по случаю начала большого дела. Отсюда пошло выражение "заварить кашу".

Каша на Руси "определяла" даже отношения между людьми. О человеке ненадежном и несговорчивом говорили: " с ним каши не сваришь". Когда работали артелью, то готовили кашу на всю артель, поэтому долгое время слово "каша" было синонимом слова "артель". Говорили: "Мы в одной каше", что означало в одной артели, в одной бригаде. На Дону еще сегодня можно услышать слово "каша" в этом значении.

Каждый праздник обязательно отмечался своей кашей. Каша рождественская не была похожа на кашу, которую готовили по случаю сбора урожая; особые каши (из смеси круп) готовились девушками на день Аграфены Купальницы (23 июня). Ритуальную кашу варили в наиболее важные для людей дни: накануне Васильева дня (см. Васильев вечер), в канун вербного воскресенья, в Духов день, когда справлялись именины Земли, в купальскую ночь, во время дожинок, в первый день молотьбы нового урожая, в осенний девичий праздник кузьминки и т.д.

День св. Акулины-гречишницы считался даже днем каш.


На Руси была популярна полбенная каша, которую варили из мелкой крупки, приготовленной из полбы. Полба - это полудикий сорт пшеницы, которая еще в ХVIII веке выращивалась на Руси в большом количестве. Вернее сказать, полба росла сама по себе, была не прихотлива и не требовала никакого ухода. Ей не страшны были ни вредители, ни сорняки. Полба сама уничтожала любой сорняк. Полбенная каша была хоть и грубой, но очень полезной и питательной. Постепенно "культурные" сорта пшеницы вытеснили полбу, т.к. она плохо обшелушивалась. Зерно полбы срастается с цветочной оболочкой, создавая с ней практически единое целое. К тому же, урожайность полбы была намного ниже, чем у культурных сортов пшеницы.

Полба, или двузернянка, — это древнейший вид культурной пшеницы (Triticum diciccon). Сейчас ее почти вытеснили более урожайные сорта мягкой и твердой пшеницы, но сейчас наблюдается возрождение производства полбы, потому что у полбы есть огромное преимущество перед другими сортами пшеницы — засухоустойчивость. В полбе много белка, от 27% до 37%, а глютена мало, поэтому люди, страдающие аллергией на клейковину, могут спокойно эту кашу есть. Полба богаче железом и витаминами группы В, чем обычная пшеница, и имеет приятный ореховый привкус. Полба выращивается на Кавказе: возобновлены ее посевы в Дагестане и Карачаево-Черкесской республике. Здесь она называется "зандури". Продается сегодня в России и американская полба. Называется она "спельта". Иногда можно встретить полбу, выращенную в Европе. Все это вносит некоторую неразбериху, но и "полба", и "зандури", и "спельта", и "камут", названия одного и того же растения, старорусской полбы. Причем и в Америку, и в Европу она попала из России.

В давние времена кашей назывались блюда, приготовленные не только из круп, но и из других измельченных продуктов (рыбные, гороховые, хлебные). Огромное разнообразие русских каш определялось, прежде всего, многообразием сортов круп, которые производились в России. Из каждой зерновой культуры делалось несколько видов круп - от целых до дробленных различным образом.


Каша, приготовленная из целых или раздробленных зерен ячменя, называлась: ячная, ячневая, житная, жито толченое, гуща, глазуха, перловка. Житной эта каша называлась в северных и среднерусских губерниях, где, словом жито обозначался ячмень. Жито толченое, ячневая - каша, приготовленная из мелкодробленого зерна. Словом гуща в Новгородской, Псковской, Тверской губерниях называлась крутая ячменная каша из цельных зерен. Она была там столь популярна, что новгородцев на Руси даже называли "гущеедами". Термин "глазуха" употреблялся для обозначения каши, сваренной из ячменя с горохом. Горох в каше полностью не разваривался, и на ее поверхности были видны "глаза" - горошины. Перловка - это каша, сваренная из цельных зерен, сизо-серый цвет которых и слегка продолговатая форма слегка напоминали "жемчужное зерно" - перл. Из ячменя делали три вида крупы: перловую - крупные зерна подвергались слабой шлифовке, голландку - зерна более мелкие шлифовались до белого цвета, и ячневую - совсем мелкая крупа из нешлифованного (цельного) зерна. Ячневые каши были любимым кушаньем Петра Первого. Он признавал "ячную кашу самою спорою и вкусною".


Каша из овса (овсяная каша, овсянка) могла вариться как из цельных, так и раздробленных зерен. Она нравилась своей питательностью и быстротой приготовления. Ее можно было сварить на легком таганке, не растапливая русскую печь или плиту.

Ячменная и овсяная каши варились с глубокой древности по всей России, как в деревнях, так и в городах и подавались, в основном, в будние дни.

Пшенная каша (просовая, белая - приготовленная из проса), была известна русским также давно, как овсяная и ячменная. Слово пшено впервые упоминается в письменных документах ХI в. Пшенная каша употреблялась как в будни, так и во время праздничного застолья.

Пшеница, превращенная в очень мелкую крупу, использовалась для изготовления манной каши. Слово "манна " - старославянское и восходит к греческому слову "manna " - пища. Она подавалась только детям и готовилась обычно на молоке.

Рисовая каша появилась в ХVIII в, когда в Россию был привезен рис, употреблялась в основном в городах. В рацион питания крестьян она входила очень медленно и называлась каша из сорочинского пшена. В богатых домах ее использовали в качестве начинки для пирогов. Кроме того из нее с течением времени стали готовить кутью.


Наряду с кашами из цельных или дробленых зерен традиционными для русских были "мучные каши", т.е. каши из муки. Они назывались обычно мукаваши, мукавешки, муковинки, муковки. Некоторые из этих каш имели и специальные названия, в которых нашли свое отражение способы изготовления каши, ее консистенция, вид муки, использованный для изготовления: толокняха, (толокнушка, толоконник), соломат (саламат, саламата, саламаха), кулага (солодуха, киселица), гороховка, завариха, загуста (густяха, густушка) и т.п.

Толокняха приготавливалась из толокна, представлявшего собой ароматную, пушистую муку из овса. Толокно изготавливалось своеобразно: овес в мешке опускался на сутки в речку, затем томился в печке, сушился, толокся в ступах и просеивался через сито. При изготовлении каши толокно заливалось водой и растиралось мутовкой, чтобы не было комков. Толокняха была с ХV в. одним из самых употребительных народных кушаний.

Соломат - жидкая каша из ржаной, ячменной или пшеничной прожаренной муки, заваренной кипятком и распаренной в печи иногда с добавлением жира. Соломат - пища для русских давняя. Она упоминается уже в письменных источниках ХV в. Слово же "соломат " заимствовано русскими из тюркских языков. Гороховка - каша из гороховой муки. Кулага - кушанье, приготовленное из ржаного солода - пророщенного и распаренного в печи зерна и ржаной муки. После варки в печи получалась сладковатая каша. Завариха - каша из любой муки, всыпаемая при варке в кипящую воду при непрерывном помешивании. Густиха - густая каша из ржаной муки.

Каши приготавливались в каждом доме, как для будничной, так и для праздничной трапезы. Они могли употребляться с молоком, коровьим или растительным маслом, жиром, медовой сытой, квасом, ягодами, жареным луком и т.д. На праздничный стол ставили обычно три каши: пшенную, гречневую и ячменную.

Растениям дарована природой способность аккумулировать в себе солнечный свет (энергию) и извлекать питательные вещества из земли. Только растения обладают способностью синтезировать и накапливать в себе необходимые человеку питательные и биологически активные вещества (витамины, минералы, аминокислоты и т.д.). Именно поэтому, человек с незапамятных времен занимается выращиванием растений для пропитания. Самыми ценными и биологически важными из них являются злаки. Без них наше существование немыслимо. Злаки – это спрессованный свет Солнца. Кушайте кашу и будьте здоровы!

Кулага. Кулажка - не бражка


Кулага - почти забытое лакомство, некогда - одно из самых любимых на Руси. Впрочем, в Белоруссии и на Псковщине оно и поныне готовится, но несколько в ином варианте. В замечательной книге филолога И.С.Лутовиновой "Слово о пище русской" приводятся рассказ псковской старушки: Саладуха называлась кулага, срастят ржи, патом парют, ана саладеит тада, слаткай становится и ягат кладут. Принисёш ягат, фсыпиш ржаной мучицки, смесиш, павариш и иш кулагу.

КУЛАГА, рецепт: Свежую чернику перебрать, промыть и отварить. Добавить просеянную ржаную муку, разведенную в небольшом количестве воды, мед или сахар, перемешать и варить до готовности на небольшом огне, помешивая. Чернику можно заменить свежей малиной, клубникой, земляникой, голубикой и др. Отдельно подать блины, хлеб, свежее молоко или квас.

Но это - всё-таки - именно псковско-белорусская кулага. Исконно русская кулага готовилась только с калиной!

КУЛАГА ж. саламата; гуща, завара; сырое соложеное тесто, иногда с калиною; пареное соложеное тесто; замешивают в корчаге на кипятке поровну ржаной муки и солоду, до густоты квасной гущи, упаривают на вольном духу, и ставят на холод; это лакомое постное блюдо. Кулажка не бражка, не пьяна, ешь вволю.

Самое точное сравнение той и другой кулаги - у Похлебкина, здесь-то не убавишь и не прибавишь:

КУЛАГА. Русское национальное сладкое блюдо. Существует в двух вариантах: настоящая кулага с калиной и кулага ягодная по-белорусски.

Настоящая кулага приготавливается из ржаного солода, ржаной муки и калины, без всяких добавок сладких пищевых продуктов: сахара, меда. Солод разводят кипятком, дают настояться 1 час, затем закладывают вдвое большее количество ржаной муки, замешивают тесто и дают ему остыть до теплоты парного молока (28—25 °С), после чего заквашивают ржаной хлебной коркой и после закисания теста ставят в протопленную печь (русскую) на несколько часов — обычно с вечера до утра (то есть на 8—10 часов). При этом посуду плотно закрывают и замазывают тестом для полной герметизации. Кулага создается в процессе сдержанного брожения без доступа воздуха со слабым негреванием.


Кулага белорусская приготавливается намного быстрее и проще, без солода, в результате смешания 100 г ржаной муки с лесными ягодами (любыми, причем в смеси — земляника, черника, брусника) и небольшим количеством сахара или меда (стакан сахара или 1—2 столовые ложки меда). Затем смесь выдерживается в печи или просто нагревается, после чего остужается. Кулага белорусская очень вкусна из-за своего ягодного состава, но не обладает действием настоящей кулаги и далека от ее вкуса.

Я приготовил оба вида кулаги. В ход пошли замороженные летом и осенью ягоды лесной малины и калины. Для белорусской кулаги малину в небольшом количестве воды довел до кипения, добавил заваренную ржаную муку и недолго попарил на водяной бане. А русскую заквасил ржаным хлебом, взяв для неё ржаного солода, муки, меда и отличной лесной калины. И держал всю ночь под тестяной крышкой при Т

35 С. В весенний авитаминоз такая кулага и в самом деле очень полезна.

А вот это - белорусская, из малины, очень ароматная и вкусная:

Читайте также: