Что такое бабья каша


Ни одни родины не обходились без повитухи (Фото: Pixavril, Shutterstock)

В день Бабьих каш было принято чествовать повивальных бабок. Им приносили щедрые подарки и угощения. Приходили с детьми, чтобы бабки их благословили. Особенно в этот день к бабкам рекомендовалось ходить будущим мамам и молодым девушкам.

Позднее православная церковь стала отмечать в этот день праздник Собор Пресвятой Богородицы.

Бабка повивальная — в деревне всем родня дальняя. Ни одни родины не обходились без повитухи. Бабка пособляла роженице. Зная обычаи старины, бабка знала свое дело. При муках роженицы затапливала баньку, вываживала роженицу по солнцу. Бабканье — повиванье — утворялось добрым словцом, добрыми травами, добрыми молитвами. Одымляя роженицу, то есть, запалив березовую лучину и поджигая полынь с травой бессмертника, бабка радела о легких родинах.

Так ребячий короб тяжелел. Гурьбой славильщики бежали к чьей-то протопленной баньке, делили между собой угощение. Это было радостное время игр, забав. Дети узнавали друг друга и по-детски были счастливы, запоминая это зимнее чудесное время.

Наблюдали и за приметами: если этот день ясный, то будет хороший урожай проса. Каша в печи подрумянится — к снегу. Если синички с утра пищат, можно ожидать к ночи мороза, а вот беспрерывный крик ворон и галок сулит снегопады и метели.




Как известно наши предки, древние славяне, на протяжении многих столетий были язычниками и поклонялись различным богам. После принятия христианства большая часть знаний наших предков была безвозвратно утрачена, но от этого интерес к прошлому своего народа на сегодняшний день только возрастает. Людей всегда интересует все неизведанное и тайное, особенно если это касается непосредственно их прошлого.

В современном мире славянские праздники и обряды почти утратили свою силу и влияние, но все же родовая память играет огромную роль. Многие наши соотечественники начинают изучение славянских языческих праздников.

Праздник Бабьи Каши – значение и суть для наших предков.

Одним из наиважнейших праздников по славянскому календарю было 8 января (26 декабря по старому стилю) – праздник Бабьих Каш.
Этот праздник уходит своими корнями в далекую древность и главной его целью является почитание богинь-матерей. Но со временем в этот день стали почитать и бабок–повитух, так как древние славяне верили, что они являются слугами богинь-матерей, которые и даруют новую жизнь.

Существовал целый ритуал по празднованию — уже рожавшие женщины приходили к повитухам вместе с детьми и приносили различные дары и угощения – пироги, блины, пиво и даже наливку. После принятия угощений повитуха обязательно благословляла детей на счастье и здоровье на весь год. Также в этот день бабок-повитух посещали все женщины деревни, которые уже были беременными или же хотели в скором времени выйти замуж.

После этого в доме повитухи начинался настоящий ритуал, все пришедшие в дом должны были сесть за одним большим столом, где будут стоять все угощения и начать свою трапезу. Во время этого должно быть весело и непринужденно, также женщины разговаривали о своих мужьях и семьях. Для женщин, которые не обрели счастья материнства или же хотят еще деток, повитуха проводила специальные обряды. На ритуальном огне она готовила смесь каш из проса и гречки, после чего каждая из участниц обряда должна была съесть хотя бы ложку этой каши. Также в ночь празднования впервые стригли детей и почитали умерших особой трапезой. Все это действие проходит до самого рассвета, и никто не уходил без веской причины и разрешения повитухи.

Наши предки считали, что повитуха это родственница всем семьям, ведь ни одни роды не проходили без ее помощи и присутствия. Ее помощь была необходима женщинам, ведь обезболивающих в то время не было, а бабка чудесно зналась на травах и методах как ускорить роды, чтобы нанести меньший вред ребенку и роженице.

Какой должна быть бабка-повитуха


Конечно, столь ответственная обязанность как принятие родов доверялась далеко не каждой. У древних славян был даже перечень требований к бабе–повитухе:

  • Женщина должна быть уже в возрасте, когда детей она рожать не может, не зря ее называли бабка-повитуха;
  • Она должна была сама пройти этап рождения на свет собственного ребенка, чтобы понимать все, что происходит, и сочувствовать роженице;
  • Знающая лекарственные травы, ловкая, умеющая принимать быстрые решения, как бы сказали в наши дни – стрессоустойчивая.

Стоит отметить, что еще одним немаловажным фактором выбора в повитухи была репутация женщины, если она прожила тихую и верную
супружескую жизнь только в этом случае на нее возлагали столь ответственную миссию. Наши предки верили, что если допустить к рождению ребенка недостойную женщину, то она может навредить как здоровью, так и судьбе малыша.

Как видим, календарь славянских праздников способен удивить и научить нас, современных людей, выбирать человека, которому доверяется жизнь новорожденного.

8 января 2019 года по народному календарю — день Бабьих каш. Рассказываем , что это за праздник и чем занимались в этот день русские женщины.


День Бабьи каш: история праздника и традиции

По древнему обычаю 8 января было принято ходить к родильницам с пирогами , дарить подарки и поздравлять. Женщины приходили с детьми , чтобы бабки их благословили.

На юго-западе Руси многие сельские женщины относили угощения и в церковь , чтобы поблагодарить пресвятую Богородицу. Однако в 1590 году митрополит киевский Михаил осудил эти действия и запретил их как обычай несовместимый со святостью Пресвятой Девы.

Позднее православная церковь стала отмечать в этот день праздник Собор Пресвятой Богородицы , пишет calend.ru.


Бабьи каши: как отмечали праздник

Бабьи каши справляют три дня. В первый день чествуют повитух-родильниц , повивальных бабок , которые принимали роды , во второй день — Рода Небесного и Родителей , а в третий — Рожаниц — Богородицу Ладу и Богородицу Морену , пишет slavyanskaya-kultura.ru.

За столом было принято шутить , вести разговоры на откровенные темы или с подтектом , пишет wiki. Повивальные бабки проводили ритуалы , чтобы помочь женщинам иметь большей детей. На праздник повитуха варила кашу для рожениц из проса или гречихи.

К родовспоможению можно привлекать женщин , которые имели своих детей и не запятнали свою честь супружеской изменой или вздорным характером. Повитухи владели ритуальной практикой , знали множество заговоров и молитв. Первые дни за молодой матерью присматривала повитуха. За помощь ей дарили деньги и продукты. Считалось , что между повитухой и родившимся ребенком на всю жизнь устанавливалась духовно-родственная связь.


Бабьи каши — день народного календаря, отмечаемый русскими и белорусами 26 декабря (8 января) или 27 декабря (9 января), болгарами — 8 января, сербами — 28 декабря (10 января). Праздник Бабьих каш имеет очень древние корни и восходит к почитанию богинь-матерей.

Бабьи каши справляются три дня. В первый день чествуют повитух-родильниц, повивальных бабок, которые в весях и градах принимали ранее роды, во второй день – Рода Небесного и Родителей; в третий – Рожаниц - Богородицу Ладу и Богородицу Морену.

Выраженное уважительное отношение к повивальным бабкам, основывалось на народных представлениях о том, что между повитухами и детьми, которых они приняли, на всю жизнь устанавливались духовно-родственные отношения. С одной стороны, повивальная бабка несла ответственность за повитого ею ребенка, с другой, - занимала почетное место в ряду родственников этого ребенка в обрядах, относящихся к важнейшим событиям его жизни: во время крестин, свадьбы, проводов в армию (у мальчиков) и т.д.

Надо отметить также, что к родовспоможению привлекались женщины, не запятнавшие свою честь супружеской изменой или сварливым либо вздорным характером. Считалось, что иначе можно нанести вред как здоровью, так и судьбе новорожденного. По этой же причине запрещалось принимать помощь в родах от черноглазых бабок.

В этот день матери проводят особый домашний обряд - обсыпают своих детей зерном - "на долгий век, на счастье, на благополучие". А в доме где имеется младенец, в этот день в полдень ребёнка поднимают выше своей головы и заговаривают его: "Свят, свят, свят, а нашему младенчику лад и клад. Еще тебе подрасти, алым маком расцвести. Как Солнце силу набирает - твоё здоровье прибывает! Слава Роду! Слава Ладе! Ты расти на радость маме!"

И так ребячий короб тяжелел. А затем всем ребячьим миром славильщики бежали к чьей-то протопленной баньке, делили между собой поровну и сыти, и сладости.

Это было радостное время игр, да забав. Дети узнавали друг друга и по-детски были счастливы, запоминая это зимнее чудесное время.

Согласно поверьям, с этого дня начинает беситься навья сила, ибо с рождением Хорса день побеждает ночь и сокращается время Тьмы. Поэтому крестьяне, желая оградить себя от происков нечистой силы, переодевались ранее в нелепые костюмы и с песнями и плясками гуляли по деревне, тем самым показывая злым духам, что их место уже занято.


8 января, 2020 14:00

Одним из важнейших праздников по славянскому календарю было 8 января — праздник Бабьих Каш. Этот праздник уходит своими корнями в далекую древность и главной его целью является почитание богинь-матерей. Но со временем в этот день стали почитать и бабок–повитух (в нашем случае акушеров), так как древние славяне верили, что они являются слугами богинь-матерей, которые и даруют новую жизнь.

В этот день уже рожавшие женщины приходили к повитухам вместе с детьми и приносили различные дары и угощения – пироги, блины, пиво. После принятия угощений повитуха обязательно благословляла детей на счастье и здоровье на весь год. Также в этот день бабок-повитух посещали все женщины деревни, которые уже были беременными или же хотели в скором времени выйти замуж.

В этот день пристальное внимание уделяли приметам. Если на улице мороз, значит, лето будет холодным. Маленького ребенка в этот день поднимали выше собственной головы, чтобы он рос высоким, крепким, красивым и здоровым. Если утром солнечно и ясно — жди хороший урожай. Если 8 января пригорела каша — быть снегопадам. Стаи ворон летают над головой — будет вьюга. Если из дома в день 8 января вынести разбитую посуду или другой ненужный хлам – в семью придет несчастье. Северный ветер принесет с собой холод и стужу. 8 января гадания на урожай и брак — самые правдивые.

Надо отметить также, что к родовспоможению привлекались женщины, не запятнавшие свою честь супружеской изменой или сварливым либо вздорным характером. Считалось, что иначе можно нанести вред как здоровью, так и судьбе новорожденного. По этой же причине запрещалось принимать помощь в родах от черноглазых бабок. Исстари существовало поверье, согласно которому между повитухами и принятыми ими младенцами устанавливались духовно-родственные отношения.

Да и угощение в честь повитух тоже именовалось бабьей кашей. Славили их всем миром. Крестьяне целыми семьями или навещали их, или зазывали к себе в гости. Полагалось также одаривать повивальниц деньгами, пирогами, блинами и водкой, непременно разделяя с ними трапезу. Считалось полезным наносить в этот день визит к виновницам торжества беременным женщинам и молодым девушкам.

На день Бабьих каш уделялось внимание народным приметам. Например, коли он выдавался ясным, то ожидался хороший урожай проса. Если поутру синички раскричались, то к вечеру грянет мороз, если разгалделись вороны и галки — быть снегопадам и метелям. Подрумянившаяся в печи каша была также знаком обильного снега.

Вот такой это день в народном календаре. Праздник Бабьих каш имеет очень древние корни и восходит к почитанию богинь-матерей. А кое-где сохранился и доныне. Хорошо, когда добрая традиция живет, правда?

блюда от А до Я

Бабьи каши - это праздник, уходящий корнями в древние женские ритуалы и почитание Богини-Матери, отмечаемый русскими и белорусами 26 декабря (8 января) или 27 декабря (9 января) , болгарами — 8 января, сербами — 28 декабря (10 января)


Булгур - 300 г, мед - 100 г, мак, орехи, изюм по 50 г.

Из булгура сварить на воде рассыпчатую кашу, добавить в кашу половину количества мёда. В ступке растереть заранее распаренный мак с добавлением оставшегося меда до образования макового молочка. Добавить измельченные орехи и изюм. Можно подавать.

Отличная каша на завтрак.


Крестильная бабкина каша отличается от этой тем, что в неё кладут много сливочного масла и варят обязательно на молоке. Украшают половинками вареных яиц.

Posted on Feb. 20th, 2014 at 10:34 am | Link | Leave a comment | Share | Flag

Славянские праздники имеют весьма необычные названия, одни из них сразу дают понять, кому посвящен день, другие наводят на размышления, или приводят в замешательство. Вот так и 8 января – Бабьи каши, что это за торжество - день каш, или тех, кто их готовит?


Оказывается не то, не другое. Издревле в этот зимний праздник славяне отдавали дань уважения повитухам (повивальным бабкам). Именно они были первыми и незаменимыми помощниками женщинам-роженицам.

В каждой местности были свои обычаи празднования, но всех объединяло почитание женщин-рожениц и тех, кто помогал им разродиться - повивал младенца, ворожил на здоровье матери и ребенка.

В одних поселениях в этот день повивальных бабок приглашали в гости, одаривали подарками, угощали кашей. В других – с дарами приходили в дом к повитухе, ели приготовленную ею кашу. Повсеместная кашеварная традиция и дала название празднику.

8 января на Бабьи каши в каждом селении свершались различные обряды:

Примечательно, что православный и славянский праздники отмечаются в один день - общество всегда с благоговением относилось к рождению новой жизни. Рождение человека значимое событие не только в отдельной семье, это продолжение рода, племени, продолжение предков в потомках.

Славянские племена жили в суровой климатической зоне, они понимали, что выжить в условиях продолжительной морозной зимы и короткого лета можно только большой крепкой общиной. Каждый новорожденный – новый член общины, каким он будет тружеником и добытчиком зависит от его здоровья и воспитания.

Славяне считали, что между повитухами и принятыми ими детьми устанавливается неразрывная духовно-родственная связь. Повитуха несла ответственность за повитого ею ребенка, принимала участие в обрядах, относящихся к наиважнейшим событиям его жизни. Вот откуда это глубокое почтение к тем, кто помогал младенцам родиться.

Не каждого допускали к роженицам. Прикоснуться к таинству рождения мог только человек с чистой душой, жизненным опытом, определенными знаниями и навыками. Обычно повитух не выбирали, женщины добровольно брали на себя эту обязанность, но требования к ним предъявлялись строгие:

  • пожилой возраст, желательно вдовы;
  • наличие собственных детей, личный опыт 3-4 родов;
  • безупречное поведение в семейных отношениях, жена, не замеченная в супружеских изменах;
  • счастливая жена, мать;
  • характер незловредный, не сварливый;
  • умение оказывать акушерскую помощь;
  • знание религиозно-магических действий для облегчения родов, обеспечения здоровья матери и ребенка.

В славянском обществе существовало поверье: характер повитухи передается повитым ею детям; у безнравственной - младенцы родятся больными; у бездетной – мертвыми. Наши предки как могли, заботились о своем потомстве.

Повивальную эстафету подхватили акушеры с медицинскими знаниями, современным оборудованием. Остались ли где-то еще повивальные бабки? Вероятно, остались.

Пожелаем 8 января в Бабьи каши каждой акушерке, каждой повитухе славянского почтения, счастливого семейства, доброго характера, мудрого жизненного опыта и акушерского мастерства – здоровых, жизнеспособных новорожденных и их благодарных родителей.


История названия праздника:

Раньше женщины в деревнях и селах рожали при помощи повитух. Повитуха, она же повивальная бабка, облегчала процесс родов, как могла. По старинным обычаям затапливала баню, окуривала роженицу дымящимися целебными травами. Произносила заговоры, облегчающие боль.

Традиции:

В этот день женщины, у которых есть дети, собирались вместе и шли чествовать повитуху. Они приносили ей подарки и угощения – блины, пироги, прочую выпечку, наливку и пиво. Так как раньше любая молодая женщина являлась потенциальной будущей матерью, им тоже не возбранялось приходить в этот день к повитухе.

По обычаю, повитухе дарили:

  1. Одежду и нательное белье;
  2. Холсты и куски тканей;
  3. Постельное белье и полотенца.

Сама повивальная бабка тоже готовила специальное обрядовое угощение. Она варила кашу из гречки или проса, которой угощала будущих рожениц. Праздничной кашей благословляла маленьких детей, поднимая над ними горшок и произнося заговоры на здоровье и хороший рост. Чтобы маленький ребенок поскорее сделал свои первые шаги, кашей угощались старшие дети. Ее непременно нужно было съесть на улице и, в зависимости от пола новорожденного, поймать курицу или петуха. Птицу сажали в горшок из-под каши.

Часть каши относилась на капище Рода, славили Рожаниц и своих умерших близких.

При желании женщины иметь много детей, в этот день повитуха проводила над ней специальный обряд.

Праздник нередко продолжался до самого утра. Мужчины, как правило, на такие праздники не допускались.

Празднование в разных областях:

Традиционные ритуалы:

Повивальную бабку катали по селу, лили ей на руки воду, делали подношения. Главная часть праздника проходила в доме повитухи, куда все собирались на традиционную трапезу. Разговоры за столом были специфические, часто с сексуальным подтекстом. Обсуждался процесс зачатия и родов, необычные истории родовспоможения.

Чтобы женщины были для своих мужей притягательными, повитуха кормила их сладостями и поила сладкими наливками. Раскидывала над ними просяную крупу, символизируя этим плодородность, желала женщинам иметь многочисленное и здоровое потомство. Хороводами завершалась такая веселая трапеза.

В некоторых областях повивальная бабка сама начинала праздник, навещая женщин в их домах. Она обтирала водой глаза детям, самых маленьких купала целиком, а женщин кропила водой. Небольшие подарочки в виде разноцветных лоскутков ткани или мелких монеток она повязывала детям на руки или голову. Благословляла детей помазанием медом и вином.

Обряд на формирование пола:

В этот день возможность творить обряды есть не только у повитух, но и у будущих рожениц.

Если вы узнали о своем интересном положении на маленьком сроке, когда пол ребенка еще не сформирован, то вполне можно его запрограммировать. Для этого необходимо провести обряд на желаемый пол будущего ребенка. Обряд требует времени и точного пошагового выполнения.

Для осуществления ритуала вам потребуется:

  1. голубая или розовая лента (зависит от желаемого пола ребенка);
  2. 3 церковных свечи;
  3. фото отца ребенка в бумажном варианте.

Возьмите ленту желаемого цвета и обмотайте крест - накрест ею фото отца. Дождитесь нужного дня (если девочка, то день женского рода, если мальчик, то день мужского рода, в зависимости от календаря зачатия). В полнолуние зажгите одну церковную свечу, и говорите 7 раз глядя на фото:

После того как заговор прочитан, фото положите вместе со свечами в вещи мужа. Все свечи необходимо жечь и читать заговор, столько дней подряд, на сколько их хватит, зажигая новую от угасающей.

Обряд на спокойные роды:

Если вы боитесь, что роды пройдут неудачно, а вам вот-вот рожать, проведите следующий обряд.

Срежьте с беременной кошки несколько шерстинок, заверните в белую ткань и положите под подушку. Сверток не вытаскивайте до дня родов, в день схваток возьмите сверток с собой в роддом.

Держите шерсть постоянно в руках и когда отойдут воды скажите:

Пока будете рожать, не выпускайте из рук сверток с кошачьей шерстью. Если такой возможности не представится, можно приготовить мешочек и положить в него шерсть. Мешочек следует носить на шее как амулет.

Обряд на легкие роды:

Если вы забеременели, но беременность протекает трудно, облегчить состояние поможет древний славянский ритуал. Возьмите молодую дубовую веточку и горсть желудей.

Веточку в укромном месте высушить, и когда он станет сухой спрятать у порога дома с внутренней стороны, а желуди закопать в землю со словами:

После этого дождаться полнолуния, достать засушенный дубовый прутик и сжечь. Образовавшийся пепел выбросить в открытое окно.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов


Разберем всё, что Вас волнует.

19 июня 2020г 19:00 (по Москве)

Праздник народного календаря -

Ясенева Ирина Олеговна

с. Усть-Калманка, 2016 г.

Знают только бабки наши,
Что такое "Бабьи каши".
Если спрашивать начнешь,
Не ответит молодежь.
Это не было секретом,
Надо вспомнить нам об этом!
Все, кто деточек родили,
В этот вечер приходили,
Собирались без затей,
Принося с собой детей.
Все вопросы обсуждали:
Беды, радости, печали,
Первый крик и первый звук,
У ребенка первый зуб,
Кто схватил за палец тетю,
У кого болит животик,
Как кормить и чем поить,
От болезней чем лечить.
Просто клуб какой-то, прямо,
Очень рады были мамы.
Пусть же станут "Бабьи каши"
Стариной воскресшей нашей!

Праздник, уходящий корнями в древние женские ритуалы и почитание Богини-Матери, в православной Руси отмечался 26 декабря по старому стилю (сразу после Рождества 8 января по новому стилю). В этот день, вспоминая об акушерке Саломее, которая принимала роды у Девы Марии, родители и дети навещали повитух и одаривали их подарками.

(показ пеленания ребенка на кукле)

В некоторых странах в этот день царил полный матриархат, над мужчинами разрешалось чинить разные шутки, распевать частушки вольного содержания и устраивать веселые игры и гуляния до утра.

Каша в народе – символ здоровья, благополучия и достатка. Ох, и любили каши на Руси! Варили из разных зерен и культур, ели солеными и сладкими, постными и скоромными.

Читайте также: