Если ребенок не ест каши комаровский


  • Введение в прикорм
  • Возможные причины отказа
  • Что делать?

Проблема, когда ребенок отказывается от полезных каш, достаточно распространена. Она практически не возникает, если малыш пробует безмолочные варианты в качестве первого прикорма, но знакома многим мамам, начавшим прикармливать грудничка овощами или, как советует доктор Комаровский, кисломолочными продуктами.

У всех каш, если сравнить их с маминым молоком, смесью или овощными пюре, имеется довольно специфический вкус, из-за которого дети могут отказываться от столь полезных блюд. Но если проявить немного настойчивости и терпения, можно поменять отношение карапуза к этому блюду и приучить его есть вкусную кашку на завтрак.


Введение в прикорм

До шестимесячного возраста груднички в дополнительном питании не нуждаются, но позже растущие потребности малышей надо восполнять разными продуктами прикорма. Каша занимает важное место в питании любого ребенка. Как правило, ее предлагают грудным малышам после овощей примерно в 7 месяцев.

Но если у крохи есть недобор веса или имеются проблемы со стулом, посоветовавшись с врачом, прикорм можно начать именно с такого блюда в 6 месяцев.

Малышам на искусственном вскармливании первую кашку допустимо давать с 5 месяцев.

К каше, которую ребенок попробует впервые, предъявляют определенные требования. Она непременно должна быть безмолочной и безглютеновой – из риса, гречневой или кукурузной крупы.

Давать ее следует не в бутылке, а с ложки. Кроме того, продукт должен быть гомогенным и довольно жидким, не содержать сахара или соли. Первая проба – не больше чайной ложки. Если негативной реакции не последовало, порцию понемногу увеличивают до 150 граммов в зависимости от возраста малыша.


Для облегчения жизни родителей современные производители детского питания предлагают большой ассортимент каш, которые не требуют варки. Они представлены измельченными в порошок злаками, которые после разведения водой становятся однородной, приятной на вкус массой.

Если же мама не желает кормить кроху коробочными кашами, она может варить их самостоятельно, измельчив крупу до варки или взбив готовое блюдо блендером до гомогенного состояния.

Знакомство с молочными кашами из-за высокого риска аллергии на молоко советуют отложить до 9-месячного возраста (для деток-искусственников до 7 месяцев). Вводить вариант на молоке следует по той же схеме, как и безмолочную. Когда ребенок попробует несколько однокомпонентных видов, ему можно предложить и смесь из нескольких злаков. Для деток старше года рекомендованы более густые кашки, чтобы стимулировать навыки жевания.


Возможные причины отказа

Отказ ребенка от каши может быть связан с одной из таких причин:

  • малыш еще не проголодался;
  • его пытались накормить кашей насильно;
  • ему неприятна консистенция блюда;
  • продукт ввели в прикорм не вовремя;
  • ребенку не пришелся по вкусу определенный злак;
  • малыш не любит кашу без молока;
  • у блюда неподходящая температура;
  • в продукте есть комочки;
  • порция слишком большая.


Дети постарше могут отказываться от каш, если их родители не едят такие блюда.

Регулярно наблюдая, как мама и папа едят макароны, бутерброды и прочие продукты, а при упоминании об овсянке или гречке лишь улыбаются, дети будут перенимать их привычки и тоже перестанут есть кашу.


Если малыш не хочет есть вообще, а не только кашу, возможно, он заболел или у него режутся зубы. Действительно, при болевых ощущениях в деснах, пищеварительных расстройствах, повышенной температуре и прочих недомоганиях дети нередко отказываются от пищи, пока их состояние не улучшится.


Что делать?

Прежде всего, подчеркнем, что не стоит пытаться заставить малыша есть кашу, вталкивая ложку в рот силой. Такие действия могут лишь еще больше усугубить ситуацию, напугать кроху и отдалить время, когда ребенок полюбит злаки. Чтобы приучить к кашам, нужно учесть причину отказа от такого вида блюд.


Если никакие ухищрения не помогают, а малыш категорически против любой каши, заставлять все же не надо.

Включите в меню злаки в другом виде, например, предложите по утрам вкусную запеканку или оладьи, добавьте немного крупы в любимый суп. Пробуя разные рецепты, вы непременно найдете компромиссный вариант, который устроит и маму, и ребенка.


Подобнее о том, что можно придумать родителям, чтобы ребенок с удовольствием ел кашу, вы узнаете далее.

Докорм и прикорм

Два очень часто употребляемых слова, требующих объяснения, поскольку это совсем не одно и то же.
Если материнского молока не хватает, ребенок докармливается либо молочной смесью, либо донорским молоком, либо молоком сельскохозяйственных животных (коровьим, козьим). Все эти продукты и являются докормом. Принципиальное положение: докорм — это когда маминого молока не хватает, т. е. докорм имеет место только при смешанном вскармливании.
Все, что ребенок первого года жизни получает в дополнение к молоку и молочным смесям, — это и есть прикорм. Т. е. ребенка сознательно прикармливают, готовят к взрослой жизни и к взрослой еде.
С учетом приведенных выше определений тему докорма можно считать исчерпанной. С тем, что давать, мы уже разобрались.


Теперь подробнее про прикорм. Итак, истинная суть прикорма состоит в том, что одной мамкиной сиськой всю жизнь сыт не будешь.
Когда начинать прикорм?
Родители, как мы уже упоминали, неоднократно (и от медицинских работников, и от друзей-соседей, и от бабушек-дедушек) будут выслушивать советы касательно того, что, дескать, уже пора — пора давать сок, пюре, желточек… Услышат они эти советы и в месячном возрасте, и в двухмесячном и т. д. Чем старше будет ребенок, тем большее число окружающих будут высказывать свое возмущение и указывать родителям на их жадность, леность и педагогическую несостоятельность. Окружающие не виноваты — все они хотят как лучше. Просто следует знать, что сама практика кормления грудных детей соками и желтками зародилась именно в те времена, когда без этого невозможно было обеспечить ребенка полноценным питанием.
В недалеком прошлом (какие-то 30—40 лет назад!) при отсутствии или нехватке материнского молока ребенок получал различные разведения молока коровьего или донорское молоко. И первое, и второе нуждалось в обработке — прежде всего, в кипячении. Большая часть витаминов при этом разрушалась. Неудивительно, что в этих условиях недостаток витаминов, железа, минеральных солей очень быстро проявлялся в виде различных болезней — гиповитаминозах1, снижении гемоглобина, плохой прибавке в весе, рахите, отставании в развитии. И в ответ на это возникли грамотные и разумные по тем временам рекомендации — и про соки, и про овощные пюре, и про желток, и про рыбий жир.
Нельзя забывать и о том, что особенности питания жителей страны победившего социализма не всегда позволяли обеспечить кормящую мать полноценными, качественными и разнообразными продуктами. В подобной ситуации — когда материнское молоко просто не могло удовлетворить всех детских потребностей — раннее назначение ребенку соков, пюре и желтков было вполне логичным и вполне оправданным.
Еще раз повторимся:
если кормящая мать может позволить себе полноценное и разнообразное питание (т. е. и овощи, и фрукты, и мясо, и хлеб, и рыбу), если родители в состоянии приобрести для своего ребенка качественную адаптированную молочную смесь, так вот при соблюдении всех этих условий
до достижения младенцем возраста шести месяцев ничем прикармливать не надо.

Продукты для прикорма: с чего начать и как продолжить?

• Еще раз подчеркнем (да простят меня читатели за многократные повторения, но в силу важности вопроса иначе просто не получается): до шести месяцев темы прикорма не существует. Ничего! Нисколько! Кормим маму — качественно и разнообразно. Нет или не хватает молока — напрягаем материальные ресурсы семьи и покупаем хорошую адаптированную молочную смесь. Неважно, как эта смесь называется и не имеет значения, это смесь, так сказать, стандартная, или специальная смесь для проблемного ребенка — соевая, низколактозная2, гипоаллергенная, для недоношенных и т. п. Если у ребенка до шести месяцев возникли проблемы, требующие использования специальных смесей, — значит, выбор останавливаем на них (тех смесях, которые подошли) и никаких экспериментов не проводим.
• Начнем с кисломолочных продуктов: оптимально — нежирный кефир или кефир с детской молочной кухни. Наилучшее время — второе кормление (интервал, ориентировочно, с 9 до 11 часов дня). Почему именно кисломолочные продукты? Потому, что нет принципиальной разницы по составу в сравнении с просто молочными продуктами. Потому, и это уже принципиально, что любые кисломолочные продукты вообще и кефир в частности содержат в себе кисломолочные бактерии. Кисломолочные бактерии, во-первых, антагонисты (проще говоря, враги) многих вредных микробов, способных вызывать кишечные инфекции, во-вторых, они образовывают вещества, активно участвующие в процессе пищеварения и как следствие его (пищеварение) улучшающие; в-третьих, они уменьшают нагрузку на самый слабый и незрелый орган ребенка — на печень.
• Первый раз дадим совсем немного — две-три чайные ложки (и давать будем именно из ложки). Затем докормим привычным продуктом — маминым молоком из груди или смесью из бутылочки. В течение дня будем иметь возможность понаблюдать. При условии, что все в порядке, на следующий день увеличиваем дозу в два раза и так далее. Сие, как вы помните из курса школьной математики, называется геометрическая прогрессия. Ее особенность — все увеличивается довольно быстро: первый день — 10—15 мл, второй — 20—30 мл, третий — 40—60 мл, четвертый — 80—120 мл. Стоп. Если в любой день возникли любые проблемы или подозрения на проблемы — пауза. Дозу не увеличивать, может быть, даже уменьшить, ну а если проблемы реально беспокоят — так и вообще прекратить.
• На четвертый-пятый день применения кефира прямо в него добавляем творог и хорошо размешиваем. Творог можно сделать самим (невелика наука), можно купить. Главное: уверенность в качестве — чистоте и сроках хранения. Первый день — одна ложка, второй — две и т. д., общее количество в возрасте шести-восьми месяцев — 30 г, после восьми месяцев — 50 г. И в кефир, и в смесь творога с кефиром можно добавить немного сахара. Решение — добавлять или нет — зависит от вкуса самого кефира и от того, согласен ли ребенок есть неподслащенный кефир.

Любые запреты на использование творога (наиболее частая мотивация — быстрое зарастание родничка, нельзя много кальция, а в твороге его много) не имеют под собой никакой логической основы. В 30 г творога количество кальция ориентировочно равно 47 мг, а в 50 г, соответственно, 78 мг. Сравните сами: в 100 г коровьего молока — 120 мг, в 100 г женского молока — 35—50 мг.

Рецепт: ОВОЩНОЙ ОТВАР
Картофель + морковь + лук + капуста: мелко-мелко порезали, залили кипящей водой, закрыли крышкой и кипятим до полного разваривания. Процеживаем через марлю, еще раз доводим до кипения и наливаем в бутылочку. Пропорция, ориентировочно, такова: на 50 г овощей 100 мл воды.
Рецепт: ОВОЩНОЕ ПЮРЕ
Разные овощи порезали, добавили немного кипящей воды и тушим; по мере выкипания воды добавляем кипяток. Готовые к употреблению горячие овощи протираем через сито, добавляем горячее молоко и щепотку соли. Хорошо взбиваем и доводим до кипения. В готовое блюдо добавляем растительное масло. Овощей — 100 г (картофель — не менее 20 г); молоко — 25 г; растительное масло — 3 г.

Показатели для введения прикорма

По мнению Всемирной Организации Здравоохранения и ведущих педиатров, оптимальный возраст для прикармливания малыша новыми продуктами — 6 месяцев. К этому времени у большинства деток есть уже хотя бы один зуб, что также считают одной из причин готовности попробовать что-то ещё, кроме грудного молока или адаптированной смеси. Если грудничок не ест прикорм, может быть, он ещё не готов психологически или физиологически. Есть ряд параметров, по которым это можно определить:

  1. Кроха способен сидеть и удерживать ложку в руке.
  2. Наблюдается угасание рефлекса выталкивания пищи.
  3. Желудочно-кишечный тракт нормально реагирует на введение новых продуктов.
  4. Малыш проявляет пищевой интерес, стремясь попробовать что-нибудь со взрослой тарелки. Если ему это не удаётся — расстраивается и любыми способами продолжает попытки добыть мамину еду.

Причины отказа от новой пищи

Проанализировав факторы готовности крохи расширить свой рацион, можно выделить причины, по которым ребёнок отказывается от прикорма. Комаровский Е. О. объясняет плохую реакцию на новые продукты:


  • чрезмерно ранним прикармливанием (до 4-х месяцев), когда в желудке младенца ещё нет пищеварительных ферментов для усваивания взрослой пищи;
  • сохранением младенческого рефлекса выталкивания твёрдой еды;
  • отсутствием пищевого интереса, если родители ранее не демонстрировали малышу собственным примером, что блюда из их тарелки — это приятно и вкусно;
  • плохим самочувствием ребёнка во время начала прикорма, связанным с прорезыванием зубов, коликами, реакцией на прививку и др.;
  • формированием отрицательного отношения к новой еде из-за слишком настойчивых попыток мамы накормить ею малыша;
  • первым негативным пищевым опытом, когда, к примеру, овощное пюре было горьковатым или каша — слишком густой.

Чтобы свести к минимуму количество случаев, когда ребёнок не хочет есть прикорм, Комаровский сформулировал несколько тезисов. Следование им поможет сделать процесс знакомства с новыми продуктами обоюдно приятным для крохи и его родителей:

  1. Не стоит слишком рано начинать прикармливать. До полугода ребёнок получает все необходимые питательные вещества из грудного молока или смеси. Исключение составляют малыши, которым прикорм начинают раньше из-за слишком маленького веса.
  2. В независимости от того, питается ли ребёнок маминым молоком или адаптированной смесью, оптимальный возраст для начала дегустации со взрослых тарелок одинаков — 6 месяцев.
  3. Давать пробовать новые продукты малышу нужно, когда он здоров.
  4. Знакомство со взрослой едой должно происходить в домашней спокойной обстановке, когда нет причин для неудобства или стрессов. Если пытаться накормить малыша чем-то новым в гостях или путешествии, потом не стоит удивляться, почему он ничего не хочет есть.
  5. Прикорм нужно давать ребёнку, когда он действительно голоден, по принципу: сначала новая еда, затем — основная.
  6. Не нужно отчаиваться, если вопреки всем правилам, ребёнок не хочет есть прикорм. Что делать в таком случае? На время отложить этот вопрос, а затем снова регулярно предлагать новое блюдо. Можно есть то, что приготовлено для малыша, в его присутствии, это поможет пробудить пищевой интерес крохи.
  7. Расширение рациона следует начинать с одного продукта и далее добавлять по одному компоненту. Это необходимо для отслеживания возможной аллергической реакции и для того, чтобы не гадать, почему чадо не хочет, к примеру, есть кашу из 7 злаков, и какой именно ему не понравился.
  8. Переходить на прикорм следует постепенно. Перед вводом нового продукта одно из кормлений должно быть полностью заменено взрослой пищей.
  9. Не стоит спешить с расширением рациона. Интервал между дегустацией разных компонентов должен составлять не менее 5 дней.
  10. Оптимальный срок полной замены одного кормления взрослым блюдом — 7 семь дней. За это время порция еды с минимальной (20 г) постепенно увеличивается до рекомендованного объёма без особых усилий.

Последовательность введения продуктов

Среди педиатров и учёных-диетологов нет единого мнения касательно порядка продуктов в прикорме. Хотя в целом рацион грудничка общепризнан и должен состоять из:

  • овощных пюре;
  • творога и кисломолочных продуктов;
  • молочно-крупяных каш;
  • мясных (рыбных) блюд и яичного желтка.

А вот схема введения продуктов может быть разной в интерпретации разных авторов.


Педиатр Евгений Комаровский, отталкиваясь от наименьшей вероятности возникновения негативных реакций, рекомендует начинать с кисломолочных продуктов. Оптимально — с нежирного кефира или кефира с детской молочной кухни, приходящегося на второе кормление. Такой выбор объясняется способностью кисломолочных бактерий улучшать пищеварение, уменьшать вероятность кишечных инфекций и минимизировать нагрузку на незрелую печень грудничка.

Для первой пробы достаточно двух-трёх чайных ложек. При отсутствии негативных реакций, порцию в течение недели следует увеличивать в геометрической прогрессии. На 4-й день в кефир можно подмешать творог, главное — выбирать свежий и качественный продукт. Можно добавить немного сахара, если в чистом виде ребенок отказывается есть.

Для постепенной замены второго кормления педиатр советует выбрать молочно-крупяные каши, лучше начать с гречневой, овсяной и рисовой. Их можно как варить самим, так и покупать готовые — в отделах детского питания. Разницы в их полезности нет, ориентируйтесь на то, в каком виде каша больше нравится ребёнку. Самостоятельно готовить молочную кашу лучше, используя не коровье молоко, а детскую смесь.

В возрасте 8 месяцев пришла пора пробовать овощи и фрукты. Начать можно с овощного отвара, овощного пюре, а фруктовые ввести позже. Затем в рацион следует постепенно включать супы на нежирном мясном бульоне, мясные и рыбные продукты, желток яйца.

Не стоит зацикливаться на прикорме, все же он преследует цель не заменить еду сразу, а познакомить с ней.

Кроме рекомендованных правил, нужно прислушиваться к собственной интуиции и своему ребёнку. И тогда приучение крохи к общему столу пройдёт спокойно и с удовольствием для всех.

Проблема плохого аппетита у детей знакома практически каждой маме. За помощью к специалистам обращаются с грудничками 1–12 месяцев, мальчиками и девочками 2–3 лет и даже детьми старше 4 лет. Но действительно ли это проблема? Чтобы выяснить причину, нужно разобраться, ребёнок не хочет или не может есть. Объяснением могут стать внутренние нарушения или проявление характера маленького человека. Рассмотрим ситуации, когда у малыша совсем нет аппетита, когда ребенок не ест ничего кроме печенья или булочек: ни кашу, ни мясо, ни первое, ни второе, а также случаи, в которых чадо начинает кушать, но потом отказывается. Узнаем мнение доктора Комаровского по этому поводу.

Почему ребёнок не ест: причины

Однако в этом вопросе не стоит сравнивать детей, нужно разобраться в причине отказа от еды. Главное, что должны выяснить родители: ребёнок не хочет или не может принимать пищу.

Чем может быть вызван отказ:

  • переход от молотой пищи к общему столу;
  • частый перекус в виде печенья или булочек;
  • нежелание в данный момент, увлеченность;
  • вкусовые качества: кислое, солёное;
  • однообразное питание.

Ребенок не ест: возможные причины

Многие мамы начинают думать: чем же кормить ребёнка, если чадо ничего не ест с общего стола. Дают по запросу печенье, булочки, бананы, идя на поводу у маленького манипулятора. А малыш, тем временем, начинает понимать, что если покапризничать, он получит желаемое. Отсюда появляются неправильные вкусовые привычки.

Доктор Комаровский считает, что этот вопрос решается максимум за 2 дня. Главная задача родителей: не заставлять ребёнка есть, если он не хочет, а также на время забыть про перекусы. Предлагать малышу пищу нужно только во время общих трапез. При отказе — спокойно отнестись и повторить попытку на обед или ужин. Опытный специалист гарантирует, что такие меры помогут восстановить правильный аппетит.

Важно: воспитательные меры нужно начинать, когда малыш полностью здоров и его ничего не беспокоит.

При определённых ситуациях ребёнок не ест вообще ничего. Случается и такое, что малыш начинает кушать, съедает 2–3 ложки или делает пару глотков, и останавливается. Тогда речь идёт о невозможности принятия пищи.

Чем может быть обусловлен отказ и почему же ребёнок не может есть:

  • он болеет, поднялась температура, заложен нос;
  • беспокоят кишечные расстройства: колики, запор, метеоризм;
  • затруднённое поступление пищи: тугая грудь, маленькое отверстие соски;
  • проблемы, связанные с полостью рта: стоматит, молочница, режутся зубы.
  • неготовность перехода к прикорму, нечем жевать;
  • пополнение в семье, перемены, конфликты;
  • стресс, адаптация к новому месту;
  • жаркая погода.

Причины, связанные с подачей пищи, можно устранить самостоятельно. Однако если плохой аппетит вызван заболеванием, нужно обратиться к врачу, а не насильно запихивать еду в рот малыша. Ведь даже у взрослого человека во время плохого самочувствия аппетит отсутствует.

Важно понимать: кормление путём отвлекания и уговоров не приведёт ни к чему хорошему. Это может вызвать как ещё большее ухудшение аппетита, так и расстройства пищеварения.

Причины в зависимости от возраста малыша

В случаях, когда ребёнок не ест ничего периодически, не стоит волноваться. Значит, организму хватает полезных веществ. Но если плохой аппетит у малыша постоянно, нужно обратиться к компетентному специалисту. Ведь недостаток витаминов и минеральных веществ может негативно отразиться на физическом развитии малыша, его умственной деятельности, а также вызвать снижение иммунитета.

Рассмотрим детально причины, обусловленные возрастом ребёнка.

В этой ситуации маме необходимо пересмотреть свой рацион, исключив жирную, солёную, копчёную, острую пищу. Важно также заняться разработкой груди вручную или с помощью молокоотсоса.

Другие вероятные причины голодания:

  • боли в животе, колики;
  • повышение температуры;
  • начали прорезываться зубки;
  • беспокоит молочница во рту.

Причиной отказа от еды может быть молочница

Малышу на искусственном питании для сбалансированного рациона с 4 месяцев начинают вводить первый прикорм: соки и фруктовое пюре. Детям на грудном молоке дополнительный источник энергии требуется с 6 месяцев. В отдельных случаях, когда молока не хватает или кроха имеет недобор в весе, врачом-педиатром принимается решение о более раннем введении прикорма.

После 5 месяцев снижение аппетита чаще вызвано прорезыванием зубов. Могут наблюдаться сопутствующие симптомы: расстройство стула, повышение температуры, недомогание. В таком случае врачи назначают препараты, снимающие боль и жар: Дантинорм, Калгель, Нурофен для детей.

Плохой аппетит может быть также вызван:

  • твёрдой консистенцией еды;
  • сбоем режима питания;
  • жаркой погодой.

В период активного роста малышу нужно организовать сбалансированное питание: постепенно добавить нежирное мясо, рыбу, кисломолочные продукты. Именно в этом возрасте дети охотно знакомятся с новой пищей, что в дальнейшем закладывает правильные вкусовые привычки. Главное, вводить незнакомые продукты постепенно, небольшими порциями.


Некоторые дети первое время не едят в детском саду. Отказ связан с психологическими переживаниями. Малыши, которые 24 часа в сутки находились рядом с мамой, болезненно переносят разлуку.

На пищевое поведение также влияет:

  • общее состояние малыша;
  • установленный распорядок дня;
  • адаптация к детскому саду, стресс;
  • вкусовые предпочтения ребёнка;
  • организация активных игр, образ жизни, прогулки.

Двухгодовалые малыши становятся активнее, познают мир, начинают говорить. Пища должна восполнять энергию и способствовать гармоничному развитию. Важно не забывать про фрукты, ягоды, овощи, яйца, творог, рыбу. Для того чтобы аппетит был в норме, с ребёнком нужно чаще находиться на свежем воздухе, больше играть и реже смотреть мультики.

Зачастую, если не решать проблему с аппетитом в 2–3-летнем возрасте, к пяти годам дети становятся настоящими бунтарями. Когда отказ пищи не вызван эмоциональными переживаниями или заболеванием, причины нужно искать в следующем:

  • частые перекусы;
  • в рационе много сладкой пищи;
  • отсутствие режима питания.

Как вернуть хороший аппетит? Разнообразить меню и красиво преподнести блюдо.

Важно не забывать о питьевом режиме — это основа здорового питания. Подробнее о том, сколько должен пить малыш, читайте здесь.

С наступлением школьного возраста родители могут столкнуться с новыми проблемами в питании ребёнка. В первом классе дети адаптируются под взрослый режим. Поэтому нежелание есть может вызываться определёнными переживаниями или снижением иммунитета.

  • авитаминоз;
  • проблемы пищеварения;
  • простудные заболевания;
  • эмоциональные переживания;
  • умственные нагрузки.


С детьми школьного возраста нужно больше разговаривать

Что делать, если ребёнок плохо ест: советы Комаровского

  1. Нельзя кормить чадо насильно. Уговоры усугубят ситуацию. Нужно набраться терпения и ждать пока малыш проголодается.
  2. Важно, если ребёнок уже умеет держать ложку, пусть кушает сам. Так лучше работают вкусовые рецепторы, закладывающие пищевые привычки.
  3. Не нужно просить малыша доедать порцию. Он сам чувствует насыщение организма. Лишняя ложка вызывает переедание, а также дальнейшие проблемы с пищеварением.
  4. На время исключить всевозможные перекусы: снеки, бутерброды, печенье, конфеты, соки. Оставить только воду, она способствует налаживанию обмена веществ.
  5. От мам требуется разнообразить меню и учитывать вкусовые предпочтения крохи. Ведь кто-то больше любит картошку, а кто-то макароны. Малоежке нужно красиво преподнести блюдо, чтобы оно вызвало аппетит.



Каши – одни из главных продуктов в рационе детей, начиная с самого раннего возраста. Их пользу для растущего организма сложно переоценить. Крупа – это богатый источник растительных белков и клетчатки, целого ряда витаминов (группа В, витамины А, Е, РР и Н). Кроме того, в кашах много микроэлементов: фосфора и калия, хлора, серы, кальция, магния, натрия и меди, железа, цинка, хрома, бора и молибдена, а также многих других.


Помимо этого, каши являются источником большого объема углеводов, и значит, снабжают малыша запасами энергии. А достаточное количество клетчатки, которая содержится в разнообразных крупах, крайне необходимо для кишечника малыша, чтобы пищеварение работало без сбоев. К тому же некоторые из круп обладают способностью выводить из организма токсины и шлаки, а также продукты метаболизма лекарственных препаратов.

Пшенная каша – содержит 70% крахмала, 12-15% белка, содержащего незаменимые аминокислоты, а так же большое количество жира 2,6-3,7%, клетчатки 0,5-08%, небольшое количество сахаров до 2%, витамины В1, В2, РР и большое количество фосфора, цинка, йода, калия, натрия, магния и брома. Способствует укреплению мышечной системы.

Почему дети не едят каши?

Есть несколько причин, по которым дети не едят каши или кушают их без воодушевления:

  • ребенок еще не знает вкуса нового продукта, ему необходимо привыкнуть;
  • ребенок еще не готов к употреблению каши, его организм еще не настроен на ее усвоение;
  • ему может не нравиться конкретный вид каши;
  • малыш может быть просто не настолько голодным, чтобы есть кашу.

Самыми полезными для организма ребенка с начала прикорма считаются каши, которые сварены на воде без добавления сахара и соли. Однако далеко не все дети с охотой будут есть подобный продукт даже в начале прикорма. В этом случае можно попробовать начинать прикорм с других групп продуктов – пюре из овощей, творога и кефира, фруктовых пюре. И затем уже снова пробовать заинтересовать малыша кашами, дополнив их теми продуктами, которые он уже успел полюбить. К примеру, к овсяной каше можно добавить банан, абрикос или потертое яблоко, к гречневой каше можно добавить моркови, тыквы, желток яйца, сыр, к рисовой каше можно добавить банан, творог или кефир.

Если ребенок категорически не желает есть каши в любом из предложенных вами вариантов, тогда стоит оставить его в покое на пару недель, и возможно, по истечении этого срока малыш будет готов принимать каши более благосклонно. По мере адаптации ребенка к кашам на воде, можно вводить рацион каши на молоке, с добавлением сливочного масла и совсем небольшого количества сахара.

Крайне редко бывает так, что ребенок совсем не ест каши, обычно он отказывается от некоторых видов, которые просто приходятся ему не по вкусу. Важно предлагать все варианты и находить оптимальный вариант.

Рисовая каша – содержит витамины группы В: тиамин В1, рибофлавин В2, ниацин В3 и В6; витамин РР, каротин, витамин Е, которые способствуют укреплению нервной системы и благотворно влияют на состояние кожи, волос и ногтей. Рис содержит ряд микроэлементов: калий, фосфор, цинк, железо, кальций, йод и селен. В рисе содержатся сложные углеводы, поэтому рис питателен, но при этом не калориен.

Что делать, если малыш не хочет есть каши?

  • Важно дать ребенку хорошенько проголодаться. Так, к примеру, ребенку в 8-9 месяцев перерыв между приемами пищи нужно сделать около 3.5-4 часов. Если малыш плохо ест каши, самая вероятная причина – что он еще недостаточно голодный.
  • Можно разнообразить и улучшить вкус каши (подсластить ее) за счет добавления печеного или свежего яблока, груши, банана, персика или абрикоса, если эти продукты уже введены в рацион вашего карапуза. Также допустимо добавление к каше привычных для рациона ребенка овощей – моркови и цветной капусты, тыквы, брокколи или свеклы.
  • Для детей, находящихся на грудном вскармливании, можно добавить к каше грудного молока. Хорошо знакомый вкус поможет ребенку привыкнуть к новому блюду. Можно готовить первые каши на знакомой ребенку молочной смеси. Можно также добавлять к каше привычные для рациона ребенка кисломолочные продукты – творог, кефир, биолакт.

Самое главное, не сформировать в процессе введения каши отрицательных рефлексов на нее. Нельзя заставлять детей есть каши, впихивая в рот буквально каждую ложечку, не нужно акцентировать внимание ребенка на том, сколько он съел, не нужно сравнивать его с другими детьми или критиковать, ругать малыша.

Гречневая каша – содержит восемнадцать незаменимых аминокислот, железо, кальций, калий, фосфор, медь, йод, цинк, бор, фтор, молибден, кобальт, а также витамины В1, В2, В9 (фолиевая кислота), PP, витамин Е. В гречке много фолиевой кислоты, что стимулирует кроветворение, повышает выносливость и сопротивляемость организма ко многим болезням.

Что делать, если ребенок перестал есть каши?

Нередко бывает и так, что ребенок с раннего детства охотно ел кашу, но по мере взросления стал отказываться от нее. В чем могут быть причины?

Чаще всего каша просто приедается, надоедает ребенку. Можно на некоторое время (от пары недель до месяца), исключить из меню данную кашу или вообще все каши, а затем предложить новый вариант уже известного блюда или же готовить его из другого вида крупы. Чтобы каши не приедались, важно чередовать крупы на протяжении недели – благо, круп очень много, и варианты подобрать можно всегда.

Однако совершенно отказываться от каш в детском питании не стоит, ведь они крайне полезны для всех систем растущего организма, от мозга и костей до пищеварительного тракта и иммунитета.

Институт питания РАММ и ВОЗ рекомендуют составить рацион здорового ребенка таким образом, чтобы каши и изделия из зерновых (хлеб, выпечка, гарниры, макароны) составляли до 50% от всей потребляемой пищи.

Овсяная каша – содержит витамины В1, В2, РР, Е, соли кальция, фосфора, железа и магния. Прекрасный сорбент, способствует выводу солей тяжелых металлов. Оказывает обволакивающее и противовоспалительное действие на слизистую желудка.

Конечно, крупы полезны для детей, но каждая из круп обладает определенными свойствами, которые по индивидуальным показаниям могут не подходить ребенку. Нередко дети буквально до истерики не хотят есть каши, которые для них слишком плотные (они еще плохо жуют и глотают), слишком сухие, или негативным образом влияют на пищеварение (крепят стул, дают бурление в животе). К примеру, крупы с глютеном при его непереносимости могут давать серьезные проблемы с кишечником, вызывать сыпь. Стоит посоветоваться с врачом, какие каши наиболее подойдут вашему малышу, а какие стоит ставить на стол редко или совсем исключить.

К примеру, манная каша не подходит детям с избыточным весом, т.к. она очень калорийная, а каши с глютеном не стоит потреблять аллергикам хотя бы первые год-два. Если же есть непереносимость глютена, они вообще исключаются из рациона. Если малыш склонен к запорам, стоит быть аккуратнее с рисовой кашей – она может крепить стул.

Манная каша – содержит все те элементы, которые есть в пшеничном зерне: она богата крахмалом, в меньшей степени – белками, витаминами Е и В1, В2, В6, РР. В манке содержится много железа и совсем мало клетчатки. В манной крупе много глютена. Она является хорошим средством лечения всех болезней кишечника, очищает организм от слизи и выводит жир.

Читайте также: