Главная традиция святок была и остается кутья в течении праздника справляли кашу кутью три раза

Главная традиция святок была и остаётся кутья. В течении праздника справляли кашу-кутью три раза, первый раз — вначале, в Рождественский сочельник, затем на Василия была щедрая кутья, в конце перед крещением — голодная кутья. Как называлась рождественская кутья?

И в самом деле, Рождество без кутьи не могло обходится (это традиция уверенно возвращается к нам),


она была нескольких видов, и являлась самой главной на рождественском стое, поэтому-то она и называлась ВЕЛИКАЯ.



Кутья - это особенное блюдо, которое готовят православные люди на особенные праздники, в том числе в сочельник или навечерие Рождества - день накануне светлого праздника. Это блюдо делают сладким и напоминает что-то вроде каши. Оно является символом плодородия, достатка. На Рождество кутьей начинают трапезу накануне праздника в сочельник, ею же заканчивают постный ужин. Еще говорят "сочиво". А еще есть другое название - "сыть".

Именно рождественская кутья - это "Бедная" кутья, так как в этот день еще идет пост перед светлым Рождеством Христовым. Но слово "бедная" по количеству букв не подходит. Еще кутья называется Великой именно в Рождественский сочельник. "Великая" - это верное слова для кроссворда из семи букв.



Кутья, одно из сакральных, ритуальных блюд практически всех славянских народов. Оно представляет из себя кашу из зерен различных злаков, которую поливают медом. Готовили кутью традиционно после окончания рождественского поста. А называлась такая рождественская кутья словом ВЕЛИКАЯ.


Кутья является ритуальным блюдом, которое обязательно должно быть на столе в канун Рождества, Нового года и Крещения, а также в дни поминовения. В дохристианский период славяне кутью готовили на праздник Коляда, который был связан с зимним солнцестоянием.

Перед первым днем Коляд, накануне Рождества, готовили бедную или постную кутью. Поскольку празднование было особенно торжественным, то кутью называли Великой. Все блюда готовили без животного жира и без мяса, включая кутью. Великая кутья ставилась на стол, покрытый белой скатертью, а с первой звездой праздник начинали именно с ложки этого ритуального блюда.


У каждого праздника есть свои обычаи и традиции. Рождество — не исключение. К одному из главных христианских праздников, установленных в честь рождения Иисуса Христа, принято готовить сочиво или, как еще называют это постное блюдо, кутью.

Кутья — блюдо из обваренных или размоченных зерен пшеницы, ячменя, риса или других круп, с добавлением семенного сока и меда. Часто в такую рождественскую кашу добавляют мак, изюм, орехи и другие ингредиенты по вкусу.

Кутью принято готовить в канун Рождества, перед Старым Новым Годом, на Крещение и в дни поминовения. Кутью, приготовленную перед Днем Святого Василия (в канун 14 января) называют Щедрой, а крещенская кутья, приготовленная вечером 18 января, получила название Голодная кутья.

Рецепт пшеничной рождественской кутьи



Список ингредиентов:

  • пшеничная крупа — 1 стакан
  • соль — 0,5 чайных ложки
  • грецкий орех — 50 грамм
  • изюм — 50 грамм
  • мак — 50 грамм
  • мед — 2-3 столовых ложки
  • узвар — 1 стакан

■ Процесс приготовления пшеничной рождественской кутьи: необходимо взять кастрюлю и положить в нее тщательно промытую пшеницу. Затем требуется залить ее водой таким образом, чтобы уровень воды превышал уровень пшеницы примерно на полтора сантиметра.

■ Когда вода начнет закипать, нужно посолить блюдо и продолжать варку на маленьком огне до тех пор, пока крупа не станет мягкой (важно не переварить пшеницу). В магазинах существуют специальные пшеничные сорта, которые нужно варить всего 45-50 минут — дело в том, что подобная крупа проходит специальную обработку, прежде чем попасть в руки покупателей. В случае же с обычной пшеницей, придется ждать около 3 часов.

■ Не забывайте следить за водой — она может выкипеть, поэтому ее нужно периодически доливать.

■ Пока готовится пшено можно взять небольшую тару, поместить в нее орехи и изюм без косточек, залить их кипятком и оставить в таком виде на 10-15 минут. Затем воду необходимо слить, а с орехов снять кожуру и мелко нарезать.

■ Также необходимо взять отдельную кастрюлю и насыпать в нее мак. Затем нужно залить его водой, поставить кастрюлю на огонь, довести до кипения и варить около 10 минут. После чего снять кастрюлю с огня и подождать еще около 20 минут пока она распаривается. Далее придется слить воду и слегка растолочь мак.

■ Приготовление пшеничной рождественской кутьи подходит к концу. Теперь необходимо тщательно перемешать подготовленную пшеницу, орехи, изюм и мак.

■ Финальные штрихи. В получившееся изделие нужно добавить прохладительный напиток из сухих фруктов и ягод, называемый узваром, или мед, который предварительно придется развести в воде. По вкусу можно добавить еще немного меда в итоговое блюдо.

Вот и всё, рождественскую пшеничную кутью можно подавать на стол.

Это нужно знать

Что делать, если кутья по каким-то причинам не получилась? Куда выбрасывать плохо приготовленную рождественскую кутью, чтобы избежать ненастья? С давних времен неудавшееся блюдо принято выбрасывать на закате в колодец.

Рождественская кутья — приметы

Удавшаяся кутья предвещала благополучие, а мелкая и бледная каша являлась предвестником болезней и несчастий.

Понравился материал? Поддержите проект и поделитесь ссылкой на страничку на своем сайте или блоге. Также вы можете рассказать о записи друзьям в социальных сетях.

Издревле славяне праздновали зимний многодневный праздник – коляду. После введения Рождества, многие колядочные традиции остались. Так православные варят кутью, пекут колобки и фигурки животных. А в сочельник Рождества гадают и ходят колядовать.


В этот день в храмах проходят торжественные богослужения, а во многих деревнях и селах начинаются колядки. Именно так сплелись христианские и народные традиции.

Канун праздника - сочельник

Подготовка к Рождеству начинается заранее. По традиции в рождественский сочельник принято отказываться от пищи до появления первой звезды, которая возвестит о рождении Христа. Когда Вифлеемская звезда появится, накрывают ужин.

Начинают его всегда с обрядовой каши – кутьи, которая состоит из обдирного ячменя, пшеницы, риса или другой крупы, изюма, орехов и мака. Все это приправляют сочивом – маковым, конопляным, миндальным или другим семянным маслом. Кашу ставят на стол с расшитой скатертью, под которую кладут солому.


Начинаются первые гадания

По традиции перед ужином принято путать ножки стола, чтобы скот не бегал. А еще перед застольем незамужние девушки берут ложку с кутьей и выходят гадать во двор. С какой стороны собака залает, оттуда и суженного ждать.

Гадают девушки и дома с подругами и в одиночестве. Например, в темной бане, освещенной только одной свечой, можно увидеть в зеркале изображение суженного. А еще девицы выходят за околесицу, чтобы бросать снег против ветра. Если он упал звучно, значит, жених будет молод и красив, а если неслышно и криво – быть замужем за старым и глухим.

А потом все садятся трапезничать за стол. Но и там можно погадать. Выдернуть соломинку из-под скатерти. Окажется длинная - родится хороший урожай льна, а короткая - будет неурожай.


Начинаются колядки сразу после застолья. Молодежь надевает самодельные маски, которые называют харями и рожами, нацепляют бороды из льна и наряжаются в шутливые костюмы – для этого они просто выворачивают изнанкой старые зипуны.

А потом сажают на сани мальчика, переодетого в горбатого старичка с длинной бородой, и несут его по улице. К группе присоединяются другие парни и девушки, которые выходит на звуки песен. Сама ватага парней и девиц также переодета. Кто в коня, кто в корову. А в козла переодевается сам Коляда. Это обязательный персонаж колядок. Шумной толпой молодые люди врываются в дома, поют, пляшут, предлагают погадать.

Кстати, песни-колядки могут быть с добрыми пожеланиями. Например, чтобы в доме был достаток и не прекращалась жизнь, чтобы рос хлеб и плодился скот. А могут быть и злыми, если колядующих прогнали или оставили без угощений.


День Рождества

В день Рождества по традиции пекут калачи, перепечи, маленькие ржаные колобки, фигурки из теста, изображающие коров, быков, овец и других животных. А главным угощением стола становится рождественский гусь с яблоками или поросенок.


Ну а после Рождества отмечают святки. Это 12 святых дней, которые должны закончиться Крещением и купанием в проруби. П о традиции древних славян это время новой жизни, своеобразный поворот к лету. Раньше колядки, как и святки, справляли в период зимнего солнцестояния, 25 декабря. "На коляду дня прибыло на куриную ступню" - говорили в народе.

Эти двенадцать дней символизировали основу будущего года, где каждому месяцу условно отводился день. Считалось, что как встретишь святки, так и проведешь год. Надо было стараться сделать так, чтобы каждый день был наполнен счастьем, весельем, согласием с близкими. Поэтому люди ходили друг к другу в гости, дарили подарки.


Традиции святых дней

Очень много традиций сложились в эти дни. Женщины мотали тугие клубки пряжи, чтобы уродились такие же тугие кочаны капусты. А мужчинам в этот период нельзя было охотиться.

В домах проходила чистка. Выбрасывался старый хлам. Православие внесло свои коррективы – дома стали окуривать и окроплять святой водой, освящали даже водоемы, чтобы изгнать оттуда нечисть.

В ночь на Васильев день (с 13 на 14 января) и ночь на Крещение (с 18 на 19 января) снова проходили гадания.

Молодежь же продолжала дурачиться. Девушки и парни менялись одеждой, наряжались в страшные маски и шутили над знакомыми и гостями. Православие определило это как изгнание демонов – с Рождества до Крещения - время, когда выходят темные силы. А тот, кто одевает маску, изгоняет их.


Заканчиваются святки Крещением, где вся скверна смывается святой водой. Для этого люди ныряют в проруби. Но это уже совсем другая история.


Святки – это славянский народный праздник, который приходится на зимний период. Святочная неделя у православных христиан длится с 7 января по 19 января, начиная с Рождества Христова до Крещения Господня. Католический праздник приходится на период с 25 декабря до 6 января.

История


Отмечать это событие начали еще в древние времена. В VI веке имелось писание, гласящее о праздничных днях, когда не полагается справлять венчание и класть поклоны. В 567 году Второе Туронское собрание отмечает году дни от Рождества Христова до Богоявления праздничными.

В Римской империи нередко нарушался негласный закон о колядовании и гаданиях в этот период, не смотря на правила Вселенского собора. На Руси существовал даже закон, запрещающий старинные идолопоклоннические придания, разнообразные суеверные игрища и переодевание в наряды кумиров для подражания. Также на Руси во время Святок запрещалось устраивать грандиозные гулянья с песнями и плясками.

Традиции и обычаи


Не смотря на закон, люди праздновали Святки по-своему. В первый день праздника было принято навещать близких и родных, а также оказывать внимание бедным, обделенным и нищим. Многие семьи на Руси помогали обездоленным, подкармливая их. Посещали и детские дома, приюты, больницы. Даже цари, переодевшись в простолюдинов, навещали заключенных в тюрьмах и подавали милостыню на улице просящим.

Существовала традиция дарить подарки, пришедшая из язычества - она перекликалась с подношением даров Богам. Люди дарили подарки знакомым и друзьям, начиная от копеечных сувениров и заканчивая дорогостоящими презентами.


Ключевым моментом в праздновании Святок считалась семейная трапеза. Женщины вставали спозаранку, чтобы приготовить на стол и убраться в доме. Готовили различные кушанья: кутью, сладкие блины, печенье с орехами, сбитень, маковник, овсяный кисель. Стол накрывали на всех присутствующих, добавляя дополнительные приборы для умерших в прошедшем году родственников.

Завершением Святок была подготовка к Крещению. Рослые мужчины со всей деревне собирались вместе и отправлялись на водоемы. Они прорубали прорубь для предстоящего омовения. Обычно этим занимались в последние два дня Святок.

Празднование


Неизменным атрибутом Святок были гадания, когда собирались молодые девушки и узнавали свое будущее. Ритуалы были различные, в каждой деревеньке существовали свои правила гадания и собственные атрибуты, необходимые для проведения ритуала. Гадали в основном на женихов, желая узнать имя суженного, его возраст или внешность. Иногда гадали на дату замужества и число детей. Взрослые ограничивались приметами, по которым пытались определить достаток в семье в новом году.


Обязательным элементом были и колядки, где резвилась молодежь. Парни и девушки наряжались в новую одежду, которую предварительно мастерили перед праздником. Днем ходили по улицам, горланя песни-колядки или исполняя церковные песнопения. Заглядывали и в соседние дома, где за исполненные песни получали угощения от гостеприимных хозяев. Во время Святок на Руси ходило поверье, что от подарков колядующим напрямую зависит благополучие семьи в наступившем году. Поэтому хозяева не скупились на угощения незваным гостям: давали сладости, домашние пироги, печенье, выпечку. С наступлением ночи организовывали посиделки, где рассказывали друг другу истории, играли на балалайке или гармони.


Были и другие развлечения во время Святок, например, переодевания. Женщины шили красивые сарафаны, мужчины подготавливали форму солдатов, начищали ботинки. В Рождественскую ночь начиналось великое переодевание – мужчины облачались в женскую одежду, а девушки в форму. Действо было актуально для поездки в соседние деревни, где можно было одурачить простоватых парней или завлечь романтичных особ. Зачастую девушкам в военной форме удавалось соблазнить доверчивых барышень из соседнего села и даже уговорить выйти замуж. Шутки заканчивались на следующий день, однако целый год молодёжь потом вспоминала свои достижения и успехи в переодевании во время Святок.

Одинокие женщины частенько сдавали свои избы для молодых парней и барышень, которые желают весело провести время во время гуляний. Чтобы подростки не беспредельничали, в такие домишки подсылали пожилых людей, задачей которых было следить за порядком. Но молодежь изворачивались, поила старших и устраивала веселье на полную, с песнями и плясками до утра.


Церковь никогда не одобряла подобные забавы, но запрещать было бесполезно. Она боролась с излишним весельем, напоминая о смирении в период между Рождеством Христовым и Крещением, но полностью искоренить народные гулянья не смогла.

Однако были и “хорошие” традиции – пост и субботники. Пост проходил в самом начале Святок, тогда было принято молиться всей семьей и готовить кутью, зерновую кашу, в качестве основного постного блюда для трапезы, зерно которой символизирует вечность. Субботники - это обычные смотрины для незамужних девушек и свободных юношей. Все, не обремененные браком молодые люди, собирались в одной избе. Там многие знакомились, заводили отношения и даже женились, после субботника.


Как раньше было?

Как сейчас?

Возрождая утраченные традиции, важно не забыть еще одну - дарить в этот праздник самым несчастным и обездоленным. И это не только одинокие старики. В этот день помощи ждут и вовсе бездомные люди, обитатели детских домов, хосписов, а также - тоже давняя христианская традиция – тюрем. Нуждаются в чуде выброшенные на улицу животные, редкие сегодня в городе птицы и белки, для которых стоит приберечь нехитрое новогоднее угощение.

Есть и еще одна традиция, популярная за рубежом. В дни радостных праздников и грустных дат во многих христианских странах принято отказываться от цветов и подарков, а вместо этого друзьям и знакомым предлагается перевести небольшую сумму на счет реально действующих благотворительных организаций.


Традиции у всех разные

«Рождество – это один из самых значимых праздников для меня, мы отмечаем его большой компанией вместе с родственниками и близкими друзьями, - говорит Николай Архипов из Тамбовской области. - Очень ждем этот день еще и по той причине, что у нашей дочери День рождения 7 января. Весь рождественский пост мы постимся, но зато праздничный стол стараемся сделать насыщенным. Это все только после церковной службы. Традиционно на нашем столе запеченный гусь с яблоками, домашняя колбаса, салат из кальмаров. К Рождеству обязательно запасаемся домашним вином. Обычно я пою рождественские колядки дома, но в этом году хотим выучить их с женой и друзьями и пойти поколядовать к нашим знакомым. Эти песенки я знаю еще с детства, помню, с ребятами ходили с ними в канун Рождества. Мальчишкам почему-то разрешали колядовать с утра, а девчонкам только с обеда.


Святки - это 12 дней, которые отмечаются между Рождеством Христовым и Крещением Господня.

Праздник делился на две части. С 7 по 14 января, в святые вечера, колядовали и устраивали девичьи гадания, с 15 по 19 января - тоже веселились, но побаивались страшных вечеров - времени разгула темных сил.

В день рождественского разговения хозяйки готовили поросенка с кашей или кабанью голову с хреном, студень или заливное из поросенка. В народе верили, что во время праздничного ужина в дом приходят души умерших предков, и еду на столе для них оставляли до утра.

Во всех домах пекли фигурки коровок, бычков, овец, птиц и петухов. Ими украшали стол, окна и дарили колядующим. Каждая семья ожидала колядовщиков, готовила для них угощение и с искренней радостью слушала колядки.

В эти дни плохой приметой считался пустой стол, поэтому на нем неизменно лежал обрядовый калач, которым угощали приходивших колядовать. Хозяева считали: чем больше гостей соберется в их доме, тем куры лучше будут сидеть на яйцах.

После веселого обхода домов молодежь собиралась в посиделочной избе на общую пирушку, где делила и съедала все, чем одарили односельчане. Затем, разодетые в обновки, молодые плясали под дуду, чтобы избежать неурожая, слушали сказки и гадали о своей судьбе.

Период Святок совпадал с православным Рождеством Христовым. Считалось, что в ночь на Рождество открываются врата в добрую семейную жизнь. Поэтому в эти дни проводили гадания о будущей семейной жизни. Самым популярным было гадание с зеркальцем и свечой "Суженый-ряженый, явись ко мне наряженный", а также обряды с воском на воде и с гребнем, положенным на ночь под подушку.

На Святки было принято ходить в гости к близким и знакомым, дарить подарки, угощать детей сладостями. В эти дни заботились о бедных, подавали милостыню нуждающимся, дарили подарки для детских домов, приютов и тюрем. Иногда даже цари переодевались в простолюдинов и ходили в тюрьмы, чтобы дать заключенным милостыню.

На семейной трапезе количество приготовленных блюд обязательно было нечетным. На стол ставили блины, маковники, сбитни, овсяные кисели, шарики из сладких крошек. Главной традицией святок была и остается кутья (сочиво). В переводе с греческого языка "кутья" значит "вареная пшеница". Настоящую кутью готовили из пшеницы, в которую добавлялись мак, грецкие орехи, мёд, изюм. Считалось, что от того, насколько вкусной получится кутья, будет зависеть благополучие всего года.

В старину в первый день святок люди разжигали костры, пламя которых поддерживалось все 12 дней празднования. Люди поднимались на холм и спускали с него горящее колесо, символизирующее уход старого года. Считалось, что вместе с горящим колесом в старый год уходили все невзгоды и неприятности.

Что касается коляды, то здесь наши предки верили, что чем больше колядующих посетило дом, тем благополучнее выдастся следующий год.

В последние Святочные дни люди готовились к Крещению. Это большой двунадесятый праздник, перед которым лучшими деревенскими мастерами прорубалась крестообразная прорубь в замерзшем водоеме. Прорубь украшалась ледяными кристаллами, узорами из дерева или лентами. После этого в день Крещения люди окунались в этой проруби, смывая, таким образом, со своего тела грехи и болезни.

Сделать ее заметнее в лентах пользователей или получить ПРОМО-позицию, чтобы вашу статью прочитали тысячи человек.

  • Стандартное промо
  • 3 000 промо-показов 49
  • 5 000 промо-показов 65
  • 30 000 промо-показов 299
  • Выделить фоном 49

Статистика по промо-позициям отражена в платежах.

Поделитесь вашей статьей с друзьями через социальные сети.

Получите континентальные рубли,
пригласив своих друзей на Конт.


Сочельник – день самого строгого поста и молитвенной подготовки к причастию на всенощной Рождественской службе.

Разделил праздники папа Юлий I середине IV в., перенеся Рождество на 25 декабря (по Юлианскому, разумеется, стилю). На этот день, как на Рождество Христово указывал во II в. ещё Климент Александрийский. Тогда это совпадало с днём зимнего солнцестояния. С тех пор в рождественских богослужебных текстах Христос именуется Солнцем Правды.

В Римскую же эпоху уходит корнями обычай колядования. Само название своё традиция взяла от латинского kalendae. Так назывались первые дни каждого месяца календаря. В январскую календу завершался весь цикл праздников греко-римского мира, последний из которых – в честь бога скотоводства Пана – отмечался с 23 декабря по 1 января.

В борьбе с язычеством Церковь наделила декабрьско-январские календы христианским смыслом.


В куплетах возвещалось о Рождении Спасителя, звучали пожелания хозяевам получить богатый урожай, приплод у скота, быть здоровыми и счастливыми. В каждом доме колядникам заранее готовили угощение и подарки, за которые славильщики благодарили особыми припевками. После обхода колядники собирались в заранее намеченной избе. Все собранные дары делили между собой, а угощения употребляли на месте в радости и веселии.

Городские обычаи несколько отличались. С первой четверти XIX века для детей высших сословий начинают устраивать Рождественские праздники с елкой – предтечу нынешних утренников. Именно от святок (12-дневного отрезка между Рождеством и Крещением) происходят нынешние двенадцатидневные зимние каникулы. Но сегодня они привязаны к празднику Нового года и логика 12 дней утеряна. Также и елка перестала быть рождественской. Впрочем, изначально она была у нас тоже новогодней.

И всё же это оставалось чисто городским обычаем.


Об эдемском древе жизни упоминает и рождественское песнопение на службе. Рай, после изгнания из него Адама и Евы, охранял херувим с огненным мечом. Но Христос своим пришествием вновь открыл двери Рая человечеству. Поэтому поётся, что пламенный меч вкладывается в ножны и человек приобщается верой к живоносному дереву Эдемскому.


А вот с началом празднования Рождества и до Крещения пост отменяется даже в среду и пятницу.

В отличие от Благодатного (Иерусалимского) огня, на схождение которого католические иерархи не допускаются, Вифлеемский огонь не считается чудесным. Он зажигается обычным образом и, как заявил архиепископ Вифлеемский Феофилакт, не имеет никакого отношения к Православной Церкви.

Наступает волшебное время Рождества и Коляд, время традиционной кутьи и веселых празднований. О том, откуда пошли Коляды, как правильно готовить традиционное рождественское блюдо – кутью, какие древние языческие обряды прочно вплелись в нашу современную жизнь, в студии TUT.BY рассказала Оксана Крук, соведущая рубрики "Скарбніца" в газетах "Звязда" и "Народная газета", исследователь белорусских народных традиций.

Полный вариант беседы слушайте тут

В чем разница между Рождеством и Колядами?

Шестое января – практически начало календарного года. Календарный год, который начался первого января, еще в 46 году придумал и ввел Юлий Цезарь. Со временем все страны мира приняли этот календарь.

Но если говорить о древнеславянских традициях, то нужно смотреть на наш год несколько по-другому. С 24 на 25 декабря происходит зимнее солнцестояние, и это тот самый день, когда рождается одна минутка нового дня. И если бы мы искали настоящий новый год, то нужно было бы праздновать его именно в эту ночь, что когда-то и делали наши предки. Именно с 25 декабря и начинались Коляды. А поскольку тогда не было разделения на католиков и православных, праздновали все вместе.

Если посмотреть на происхождение самого слова "коляды", то якобы мы находим аналогию с древнеримским словом "календарь". Не могу сказать точно, но мне кажется, что слово "коляды" происходит от слова "коло", от того, с чего начинается жизнь. Если представить наш календарный год как круг, то самая верхняя точка – это зимнее солнцестояние, с которого и начинается движение этого колеса.

В 1583 году Папа Римский Григорий XIII решил провести реформу календаря, потому что юлианский календарь несколько отошел от солнечного движения. Из календаря было выброшено десять дней, и зимнее солнцестояние вернулось к изначальной точке. Православная церковь категорически отказалась переходить на григорианский календарь, так как реформу провел Папа Римский, и осталась на том юлианском календаре, который имеет некоторую погрешность, связанную с природным движением солнца. На сегодняшний день эта разница в календаре составляет уже тринадцать дней. Именно поэтому католики празднуют Рождество Христово в тот день, который является предполагаемым днем рождения Иисуса Христа. Сегодня у католиков и природное явление рождения солнца, и Рождество Христово совпадает, а у православных нет. Именно поэтому у белорусских католиков Коляды заканчиваются шестого января, а у белорусских православных Коляды наступают.

Коляды – это двухнедельный праздник, который имеет свою точку начала, кульминации и завершения. Была первая кутья, постная, с которой начинался праздник. Через неделю наступает щедрая кутья, которая сегодня выпадает как раз на ту разницу в календаре в тринадцать дней и празднуется в Старый Новый год. Будет щедрая кутья, потому что Новый год нужно праздновать только за щедро накрытым столом, в новой одежде, в кругу своей семьи.

По большому счету, щедрая кутья – это праздник, который мы празднуем с 31 декабря на первое января, нарушая все традиции. Католики прожили свой пост, отпраздновали Рождество Христово, съели постную кутью и готовы к щедрой. А у православных ситуация иная: с 31 декабря на первое января они должны поститься, и никакого щедро накрытого стола быть не должно. Но это не мешает людям отпраздновать Новый год по юлианскому календарю и перейти к началу Коляд шестого января.

Коляды были семейным праздником: вся семья должна была собраться за столом и всем вместе отпраздновать самый важный годовой праздник. Существовало поверье, что если на Коляды вся семья соберется за столом, то и через год все соберутся вместе.

Третья кутья сейчас попадает на православный праздник Крещения Господня с 18 на 19 января. Эта кутья тоже была постная, "водяная": например, в семьях пчеловодов считалось, что ничего, кроме воды, вообще есть нельзя, и чем больше воды выпьет семья в этот день, тем больше меда получит летом.

Это три кутьи и составляли праздник Коляды.

В чем отличия современного празднования Коляд? Сохранились ли какие-то традиции?


В деревнях и сегодня празднуют Коляды, без той театрализации, которую несут средства массовой информации, городские центры и клубы. В деревне по-настоящему готовятся к празднику: специальный сноп, который называется Колядой, ставится в красный угол, и на него в каждую кутью повязывают синюю, красную и белую ленточку. И все это было абсолютно нормально, естественно - так, как это происходило во времена предков.

Западная Беларусь традиционно считается католическим краем. Отличаются ли их традиции от православных?

Католики празднуют Рождество Христово довольно серьезно, с обязательными церковными песнопениями, несколько похожими на молитвы. Люди, особенно пожилые, понимают, что если они не устроят стол, не объединят всю семью, то на следующий год, возможно, некого будет объединять.

Какой должна быть сегодняшняя постная кутья?

Кутью варили из круп, добавляя туда много меда, мака, сухих груш и мелких яблок. Это было довольно сладкое и вкусное блюдо, которое заменяло современные торты и пирожные к чаю.

Некоторые люди готовят кутью из риса, при этом настоящая, традиционная кутья готовилась из пшена.

Рис – это не наш продукт, он был привезен к нам из Китая и других стран в послереволюционное время. Кутья и то блюдо из риса и изюма, которое ставится первым на поминальный стол, не являются настоящими, традиционными блюдами – ни рис, ни изюм не являются белорусскими продуктами. Для кутьи брали крупы злаков, которые растут в Беларуси, использовали свои сухофрукты. Кутья появлялась первой на столе, с нее все начиналось.

И рождественская кутья, и блюдо, которым поминали усопших, – это совершенно одно и то же: прежде, чем начинать жить, надо было поблагодарить предков. Поэтому за поминальным столом первую ритуальную еду по ложечке откладывал каждый присутствующий за столом, и блюдом, с которого начинался год, была кутья.

Есть выражение "первый блин комом". Многие связывают его со сковородкой, тестом, но на самом деле это ошибка. Первый блин клался на тарелку и ставился в красный угол в качестве жертвоприношения предкам. Первый блин комом станет в горле тому, кто не поделится им с предками.

Какие еще блюда кроме кутьи должны быть на рождественском столе?

Седьмого января можно есть любые блюда, потому что пост заканчивается шестого января в шесть часов вечера. По церковному календарю сутки начинаются не в 24 часа, а в шесть часов вечера, поэтому шестого числа в шесть часов вечера в церкви уже наступает седьмое января.

Какие колядные ритуалы и традиции могли бы иметь место в нашей сегодняшней жизни, но утратились на пути к XXI веку?

После того, как семья за столом встретила первую кутью, ближе к полночи по деревне начинали ходить колядники – необыкновенные люди, которые должны были обойти все дома и пожелать каждой семье всего того, что заслужила эта семья на протяжении года. Возможно, мы когда-нибудь уйдем от театрализации и вернемся к той искренности, когда собирались люди, обряжались в костюмы и ходили желать. Поздравления – это магия пожеланий, магия добрых слов, и чем больше ее будет, тем лучше. Каждая семья ждала, когда к ней придут колядники, и обязательно готовила им угощение, чтобы умаслить колядников, чтобы не прозвучали в ее адрес слова проклятия. В одном только случае колядники могли обойти дом – если в этой семье похоронили человека и после его смерти не прошел ровно один год.

Имели ли место гадания в две колядные недели?

Все знают, что церковь категорически против гаданий. Но как в таком случае быть с народной традицией заглядывать в будущее? В любом этнографическом сборнике есть приметы о погоде, потому что испокон веков люди стремились заглянуть в будущее. И именно на Коляды гадали больше всего: именно сейчас, когда съедали первую кутью, благодарили предков, эти самые предки могли подсказать и предсказать, что ждет в будущем. Именно они могли открыть небеса и заглянуть в них.

Сегодня мы во все это играем: девочки 12-15 лет в школе устраивают постановки с гаданиями. Какая мама или бабушка позволила бы девочке двенадцати лет хотя бы прикоснуться к магии, к этому порталу связи? К гаданию нужно было подготовиться, выждать нужный момент, вложить понимание всей сакральности момента и получить разрешение старейшины семьи открыть эту книгу вечности и что-то в ней увидеть.

Играть в гадание нельзя, это категорически запрещено. Если уж вы решили гадать, то делать это нужно зная, за что ты берешься, принимая долю ответственности на себя за то, что ты заглядываешь в книгу будущего.

Возрождения каких традиций в Беларуси хотелось бы лично вам?

Мне бы хотелось, чтобы наши славянские праздники ушли от театрализации в семью. Коляды были семейным праздником, и хотелось бы уйти от той помпезности, которая присутствует сейчас.

Что желали друг другу наши предки на Коляды? Что бы вы пожелали всем белорусам?

Паколькі мы вядзем размову пра Беларусь, то традыцыйныя пажаданні пажадана было б сказаць на матчынай мове. Жадаю ўсім добрай долі, хлеба, солі, крынічнай вады і аніякай бяды. Хай спаўняюцца надзеі ў суботу, у нядзелю, у буднія дні, у дні святыя вашы мары залатыя. Добрага вам настрою, у крышталёвы кілішак напою, грошай паболей і не хварэць ніколі.

Читайте также: