Каше г a дети с фонетико фонематическим недоразвитием

Данная программа предназначена для коррекционного обучения детей шестилетнего возраста с нормальным слухом и интеллектом, имеющих отклонения в речевом развитии.

В картине недоразвития речи на первый план выступает несформированность ее звуковой стороны, обусловленная дефектами восприятия и произношения. Однако у некоторой части детей может наблюдаться и нерезко выраженное отставание лексико-грамматического развития.

Характерным для этой категории детей является незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. При этом наблюдается наличие в речи детей недифференцированных звуков, смешение звуков, нестойкое употребление их в речи, значительное количество искаженно произносимых звуков. Типично недостаточное различение звуков на слух.

Нередко, наряду с неправильным произношением и восприятием звуков, отмечаются затруднения при произнесении многосложных слов и словосочетаний. Характерна для этой категории детей общая неотчетливость, смазанность речи, обусловленная нечеткой артикуляцией.

Данные дети не обладают в полном объеме готовностью к звуковому анализу речи, значительно хуже, чем их сверстники с нормально развитой речью, они справляются с выделением звуков из состава слов — как правило, им недоступно выделение гласных звуков из середины или конца слова; вместо первого согласного они называют обычно слог, слово и т.п.

Отмечается также отставание лексико-грамматического развития, которое выражается в бедности словаря, недостаточных навыках словообразования. При построении словосочетаний и предложений могут выделяться ошибки, не свойственные детям с нормально развитой речью. Это проявляется в аграмматизме, возникающем вследствие ошибок в согласовании и управлении и неправильном употреблении сложных предлогов. Характерна также бедность синтаксических конструкций, используемых в речи. Все названные затруднения проявляются в самостоятельной речи.


  1. Особенности недоразвития речи
  2. Как проявляется ФФНР
  3. Что проверяет логопед
  4. Как проводится коррекция речи

Особенности недоразвития речи

Причиной нарушения речи могут быть различные факторы, которые действовали на ребенка в период внутриутробного развития или в первые годы жизни. При обследовании логопед обращает внимание на течение беременности, чтобы установить причины врожденной патологии.


Фонетико-фонематическое недоразвитие речи это патология детей 4-5 лет

  • токсикозы, гестоз во время беременности;
  • любые тяжелые заболевания;
  • инфекции в первом триместре;
  • действие токсичных веществ;
  • родовая травма;
  • резус-конфликт.

Высок риск столкнуться с патологией у детей, которые подвергаются психотравмирующим ситуациям, перенесли вирусные патологии в первый год жизни, растут в неблагоприятной обстановке. Но точные причины установить не всегда удается, они могут быть результатом комплексного воздействия нескольких факторов.

Особенностью нарушения речевого развития является незавершенность произношения и восприятия слов и фраз на слух, что позже приводит к снижению способности читать и писать. В эту группу включены несколько типов нарушений: дислалия, ринолалия, дизартрия. Если коррекцию не проводить, недостаток речи перейдет в устойчивый, который невозможно исправить.

Как проявляется ФФНР

У детей с данной патологией нет органического поражения слуха, хорошо развит интеллект. Но они имеют особое измененное восприятие речи, которое сказывается на их произношении, искажает его. При фонетико-фонематическом недоразвитии речи могут иметься частичные нарушения, когда малыш не может различать некоторые пары похожих звуков, например, са-ша, ва-ла.

Смешение звуков речи проявляется их неустойчивым употреблением в речи. В этих случаях в некоторых словах звук произносится правильно, а в сложных конструкциях заменяется близким по звучанию или удобным для произношения. Замена возможна только сложного звука на более простой:

  • [р] заменяется [л];
  • вместо [ш] - [ф];
  • [с]заменяет [т].

Иногда один звук может произноситься вместо целого ряда других. Примером такой перестановки является использование [т] вместо [с], [ч], [ш]. У дошкольников могут наблюдаться следующие проблемы с речью:

  • ротацизм – картавость, нарушение произношения звука [р] и [рь];
  • сигматизм – патология произношения, при которой нарушение коснулось шипящих звуков;
  • ламбдацизм – нечеткое или искаженное произношение звука [л].

Количество звуков, которые не может нормально произносить ребенок, может достигать 16-20. Ему тяжело даются длинные и многосложные слова, а также те, в которых подряд идут несколько согласных. Если попросить проговорить по слогам, часть из них переставляется местами, некоторые не произносятся или заменяются другими, а между согласными вставляется гласный звук.


У детей с ФФНР нормально развит интеллект

Признаки нарушений речи не сказываются на словарном запасе, он соответствует возрастной норме. Но при построении фраз и предложений, характеристикой их будет перестановка слов, неправильное согласование, использование ненужных предлогов. Детям тяжело образовывать из одного слова однокоренные по типу томат – томатный, камень – каменный, а также изменять окончания при построении конструкции один – много: огурец – огурцов, дом – домов, кошка – кошек.

Причиной патологии иногда являются особенности работы речевых центров головного мозга. Оно встречается у пациентов с нормальным слухом и интеллектом.

Первые отклонения в речевом развитии можно заметить уже в 3 года, когда ребенок заметно хуже остальных сверстников произносит слова. Но диагноз и обследование логопеда возможны после 4 лет.

Для детей с недоразвитием речи характерен особый тип нервной системы. Признаками отличия психических процессов являются неустойчивость внимания, сложность переключения, узкий объем памяти, трудности абстрактного мышления. Без проведения корректирующих занятий в будущем это сказывается на успеваемости в школе.

Что проверяет логопед

Характеристика типа речевого нарушения дается логопедом после обследования. Ребенка должны осмотреть логопед и психоневролог. Изучается анамнез жизни, родителей расспрашивают о течении беременности и родов, перенесенных заболеваниях дошкольника, чтобы установить факторы, повлиявшие на нарушение речи. Также может потребоваться заключение оториноларинголога о состоянии слуха. Невролог оценивает общее развитие нервной системы.

Логопед проверяет речь при помощи следующих приемов:

  • предлагают услышать различия между правильным и неправильным произношением слова в своей речи;
  • повторить вслед за взрослым сочетания близких слогов па-ба-па и других;
  • на слух выделить в цепочке звуков определенный, который назвал врач;
  • подать сигнал, когда логопед произнесет слово с выбранным звуком;
  • повторить за врачом последовательность из 2 слогов, близких по звучанию.

Логопед раскладывает перед ребенком картинки, названия изображений на которых отличаются одним звуком. Если имеется нарушение, слова будут проговариваться неправильно.


Признаки патологии можно заметить самостоятельно

По результатам диагностики выставляется степень нарушений. Она может быть следующей:

  • легкая – нарушена дифференциация нескольких произносимых звуков, других проблем с речью нет;
  • средняя – грубые нарушения анализа звуков на слух, ребенок недостаточно дифференцирует звуки, входящие в разные группы фонем. Но сам при некоторых усилиях произносит их;
  • тяжелая - грубое недоразвитие речи, ребенок неправильно воспринимает звуки, не выделяет их в словах и не может их воспроизвести в нужной последовательности или найти в слове.

У детей, которые уже овладели письмом, проводится изучение этого навыка. Имеют значение характерные ошибки, которые отражают неправильное произношение слов, перестановка слогов или их замена.

Как проводится коррекция речи

При нарушениях речи ребенка рекомендуется перевести в детский сад, в котором имеются логопедические группы или отдельно несколько раз в неделю посещать логопеда. Срок обучения не менее 10 месяцев.

Коррекция направлена на исправление неправильного произношения звуков, обучение восприятию, образованию словоформ. Так логопед может подготовить ребенка к дальнейшему формированию навыков чтения и письма. Занятия проходят поэтапно. В начале каждого урока проводится логопедический массаж. Это упражнения, которые включают разминания языка, скручивания в трубочку его и губ, различные направленные движения и щелкающие звуки.

Для исправления речи постепенно прорабатывается по одному звуку. Чтобы ребенок проговаривал его правильно, проходят следующие этапы:

  • исправление артикуляции – педагог помогает понять, как правильно должен звучать звук;
  • постановка – ребенок учится произносить слова с проблемным звуком, но делает это только при произвольном контроле;
  • выработка автоматизма – закрепление навыка произношения, звук проговаривается правильно без контроля сознания.

Параллельно проводятся занятия, направленные на формирование речи. Дошкольник обучается составлять словосочетания, согласовывать между собой слова по времени, падежу. Прогноз у пациентов с нарушениями речи благоприятный, но заниматься исправлением недостатков необходимо как можно раньше, иначе это станет препятствием для нормального обучения письму и чтению.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прусенко К.О.

Коррекционно-развивающая программа , представленная в статье, поможет логопедам, работающим с дошкольниками с ФФН, подготовить детей к обучению грамоте

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Прусенко К.О.

магистрант кафедры специального дефектологического образования МГИ

г.Москва, РФ E-mail: oksan-polozova@yandex.ru

ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ

Коррекционно-развивающая программа, представленная в статье, поможет логопедам, работающим с дошкольниками с ФФН, подготовить детей к обучению грамоте

Дошкольники с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, коррекционно-развивающая программа,

направления коррекционной логопедической работы.

В последние годы многие учителя начальных классов отмечают большой рост детей с нарушением письма и чтения. Одной из причин этого нарушения у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста является несформированность фонетико-фонематического восприятия и слуха.

Специфика нарушенного звукопроизношения у детей с ФФН характеризуется наличием дефектов в восприятии и произношении фонем. Основными направлениям логопедической работы по коррекции дефекта являются:

Рисунок 1 - Направления коррекционной логопедической работы с детьми

Кроме того, у детей, имеющих ФФН, выявляются отклонения в развитии неречевых психических функций, что обусловлено системным характером психического развития, тесной взаимосвязью в развитии речевых и неречевых психических процессов. В частности, у детей с ФФН к старшему дошкольному возрасту оказываются недостаточно сформированными оптико-пространственные функции: зрительный генезис, зрительный анализ и синтез, пространственные представления, зрительно-моторная координация и др[1].

Учитывая эти положения, мы определили следующие задачи коррекционно-развивающей программы: 1. Совершенствование фонетико-фонематических процессов;

2. Обучение грамоте;

3. Расширение лексико-грамматических представлений;

4. Обогащение словаря;

5.Развитие связной речи;

6. Развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации;

7. Формирование буквенного гнозиса;

8. Развитие зрительной памяти;

9. Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительно-пространственного анализа и синтеза;

10. Сформировать у детей необходимую готовность к обучению грамоте.

Законодательное и научно - методическое обеспечение программы:

2. Конвенция о правах ребенка;

3. Конституция РФ, ст. 38, 41, 43, 48;

Занятия проводились на протяжении всего времени обучения по определенной системе и единому для всех детей плану с обычной индивидуализацией. Материал фронтальных занятий всегда подбирался так, чтобы он состоял из звуков, правильно произносимых всеми детьми. К участию во фронтальных занятиях дети подготавливались на индивидуальных и подгрупповых занятиях.

Коррекционное обучение предусматривало также определенный круг знаний об окружающем и соответствующий объем словаря, речевых умений и навыков, которые должны быть усвоены детьми на данном возрастном этапе.

На материале правильного произношения звуков осуществляется:[3]

- развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;

- воспитание у детей умения правильно составлять простые распространенные и сложные предложения, употреблять разные конструкции предложений в связной речи;

- развитие связной речи, работа над рассказом, пересказом с постановкой какой-либо коррекционной задачи;

- развитие словаря детей путем привлечения внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;

- развитие произвольного внимания и памяти.

Для того, чтобы занятия были эффективными, следует соблюдать следующие правила:

- продолжительность занятий 30 минут;

- количество занятий по обучению грамоте 2 раза в неделю.

- не торопите детей при выполнении заданий: каждый способен работать в своем темпе;

- если кто-то из детей отказывается от выполнения задания, не настаивайте, не заставляйте;

- при выполнении графических заданий важно добиться не скорости, а точности, аккуратности;

- каждый раз обращайте внимание на то, как дети сидят, как держат ручку, на правильное положение тетради, листа;

- для закрепления звукового и графического образа необходимо использовать скороговорки;

- во время занятий необходимо делать динамические паузы-игры для тренировки пальчиков (повторять 3-5 раз);

Осуществляя коррекционное обучение детей с ФФН, логопед учитывает закономерности процесса овладения звуковой стороной речи в норме, которые складываются путем постепенно вырабатывающейся дифференцировки в сфере различения характерных признаков речевых звуков. Сложное взаимодействие функций, участвующих в формировании фонематических представлений, требует расчлененного поэтапного формирования как полноценного артикулирования звуков, так и их рецепции.

В процессе работы, которая включает специально организованные коррекционные занятия, логопед обучает таких детей умению узнавать и соответственно различать звуки, входящие в состав родного языка, вырабатывает их правильные уклады, фиксирует верное произношение звуков и их различение в свободной речи, развивает умение совершать звукослоговой анализ слов, что в будущем поможет ребенку избежать стойких ошибок в ходе усвоения письменной речи. Список использованной литературы:

1. Власова Т.А. Формирование произношения у детей с нарушениями речи. -М.: Просвещение, 2013. -148 с.

2. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи / Г.А. Каше. - М. просвещение, 2005. - 282с.

3. Мастюкова Е.М. Советы педагогам и родителям по подготовке и обучению детей с особыми проблемами в развитии. - М.: Владос, 1997. - с. 167.

4. Филичева Т.Б. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. - М.: Гном и Д, 2010. - 280с.

5. Филичева Т.Б. Логопедическая работа в специальном детском саду / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева. - М.: Просвещение, 2007. - 142с.

6. Филичева Т.Б. Основы логопедии / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Т.В. Чиркина. - М.: Просвещение, 2009.223 с.

Студентка магистрант ВГПУ, психолого-педагогический факультет г. Воронеж, РФ

КОМПЕТЕНТНОСТЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБЩЕНИИ У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ

Значимость рассмотрения процесса обучения психологов обусловлена массовостью этой профессии и ее значимостью для современного общества. Общение определяет совместную деятельность и взаимодействие людей. С момента появления на свет человек вступает в процесс общения, который является для него и средством удовлетворения потребностей - познавательных и творческих, культурных и социальных, нравственных и эстетических и способом выживания.

Очень часто люди, которые отличаются достижениями в отдельных областях деятельности, беспомощны в межличностном общении и взаимодействии. В течение все жизни человеку приходится обучаться общению, учить правила взаимодействия, развивать умения и навыки общения, формировать коммуникативную компетентность.

Вопросами логопедической коррекции фонематических процессов у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием занимались такие учёные, как Т.В. Волосовец, Г.А. Каше, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, В.И. Селивёрстов, Л.Ф. Спирова, Т.А. Ткаченко, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, М.Ф. Фомичева, М.Е. Хватцев, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина и другие.

Согласно статистике количество детей с ФФН в последние годы имеет тенденцию к увеличению, поэтому работе по коррекции фонематических нарушений необходимо уделять большое внимание.

Фонематические дефекты сами собой не исчезают. Своевременно не выявленные и не устранённые нарушения закрепляются, становятся стойкими. Это приводит к тому, что ребёнок испытывает значительные затруднения не только в процессе овладения произносительной стороной речи, но и в процессе овладения грамотой, письмом и чтением и как следствие программой начального обучения в целом.

Таким образом, проблема коррекции фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФН приобрела на сегодняшний день особую актуальность.

Экспериментальная работа по теме исследования проводилась на базе МДОУ №20 II категории города Еманжелинска Челябинской области, в которой приняли участие 9 детей старшего дошкольного возраста с ФФН.

С целью выявления особенностей сформированности изучаемых процессов нами было проведено обследование по следующим направлениям: фонематический слух, фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез, фонематические представления.

На основе проведенного количественного и качественного анализа результатов обследования были сделаны выводы о достаточно низком уровне развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФН.

Полученные данные нашли применение при определении комплекса игр и игровых упражнений, направленных на коррекцию фонематических процессов у изучаемой категории детей.

В составленный нами комплекс вошли игры и игровые упражнения, которые были отобраны и систематизированы на основе анализа методик логопедической коррекции, представленные в работах В.И. Селиверстова [3], Н.А. Лукиной и И.И. Никкинен [2], Т.А. Ткаченко [4].

При определении содержания логопедической коррекции фонематических процессов мы учитывали общедидактические и специальные принципы [1].

Принцип системности опирается на представление о речи, как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. В связи с этим необходимо подбирать лингвистический материал таким образом, чтобы способствовать формированию у детей лексических, морфологических и синтаксических обобщений.

Принцип развития предполагает выделение в процессе логопедической работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка. Необходимо выявлять имеющийся, актуальный уровень развития фонематического восприятия у каждого ребенка и строить работу с учетом потенциального уровня развития, к которому следует стремиться.

Патогенетический принцип предполагает учет механизма нарушения. Основным механизмом нарушения фонематической стороны языка является несформированность фонематических противопоставлений. Основным содержанием логопедической коррекции является преодоление данного механизма, формирование у ребенка полноценных фонематических противопоставлений.

Онтогенетический принцип предполагает определение содержания логопедической коррекции с учетом последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребенка в онтогенезе.

Принцип опоры на сохранные функции или принцип обходного пути предполагает формирование новой функциональной системы в обход пострадавшего звена и использование всех доступных анализаторов. Поэтому необходимо использовать зрительный, кинестетический, слуховой контроль на начальных этапах работы.

Далее представим содержание комплекса игр и игровых упражнений по коррекции фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФН по направлениям.

1. Фонематический слух.

Под фонематическим слухом понимают способность к слуховому восприятию речи, фонем.

В рамках данного направления проводится работа по развитию слухового восприятия, внимания, памяти и собственно фонематического слуха.

Последовательность работы по развитию слухового восприятия: восприятие неречевых звуков, связанных с показом картинок, игрушек, действий; дифференциация по способу воспроизведения, по темпу, по ритму, по силе звучания.

Работа по развитию фонематического слуха проводится на материале одинаковых звуков, звукосочетаний, слов, фраз, задачами которых является дифференциация по тембру, по силе голоса, по интонации, дифференциация по высоте. Параллельно должна проводиться работа по развитию внимания, памяти [2].

2. Фонематическое восприятие.

Фонематическое восприятие – процесс восприятия на слух определенных фонем, независимо от позиционных призвуков.

Работа по коррекции нарушений фонематического восприятия проводится в такой последовательности:

- дифференциация слов, близких по звуковому составу;

Сначала проводится дифференциация гласных, затем согласных звуков.

Условия предъявления материала постепенно усложняются: восприятие артикуляции, использование экрана, восприятие звуков на слух с закрытыми глазами [4].

3. Фонематический анализ и синтез.

Учитывая различную сложность форм фонематического анализа и синтеза и последовательность овладения ими в онтогенезе, игры и игровые упражнения предлагаются в соответствующей последовательности.

1) Выделение (узнавание) звука на фоне слова, т.е. определение наличия звука в слове.

2) Вычленение звука в начале и в конце слова. Определить первый и последний звук в слове, а также его место (начало, середина, конец слова). С этой целью предлагаются следующие задания: определить в слове первый звук, последний звук; определить место звука в слове.

Определение последовательности, количества и места звуков по отношению к другим звукам проводится по следующей схеме:

a) определить первый согласный звук в слове (дом, булка и др.);

b) определить последний звук в слове (сыр);

c) определить согласный в середине;

d) определить последовательность звуков в слове (мак);

e) определить количество звуков в слове.

4. Фонематические представления.

Фонематические представления – звуковые образы фонем, воспринятых человеком ранее и в данный момент не действующих на его органы чувств. Физиологическая основа – результат деятельности не одного, а двух и более анализаторов. Данный процесс наиболее сложен, поскольку представляет собой операции над языком.

В комплекс по коррекции фонематических представлений включены игры и упражнения, задачей которых является развитие языкового анализа и синтеза, успешное решение которой зависит от процессов фонематического анализа и синтеза, сформированных у ребенка на достаточно высоком уровне.

Составленный комплекс игр и игровых упражнений реализуется как в организованной деятельности (логопедические занятия, совместная деятельность), так и подготовлены все необходимые условия для самостоятельного использования предложенных игр детьми дома.

Подводя итог, необходимо отметить, что целенаправленное систематизированное использование предложенных нами игр и игровых упражнений на занятиях, на прогулке, в режимных моментах, в свободной деятельности позволило детям с первых дней пребывания в логопедической группе включиться в работу. Также у детей значительно повысился интерес к логопедическим занятиям в детском саду и дома.

Список литературы

1. Логопедия: учеб. для студентов дефектол. фак. пед. высших учебных заведений [Текст] / Под ред. Л С. Волковой, С. Н. Шаховской. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 680 с.

2. Лукина, Н. А. Научи меня слышать (Развитие слухового восприятия, внимания и памяти) [Текст] / Н. А. Лукина, И. И. Никкинен. – СПб. : Паритет, 2003. – 112 с.

3. Селиверстов, В. И. Речевые игры с детьми [Текст] / В. И. Селиверстов. – М.: ВЛАДОС, 1994. – 344 с.

4. Ткаченко, Т. А. Если дошкольник плохо говорит [Текст] / Т. А. Ткаченко. – СПб. : Феникс, 1997. – 68 с.

Е. Ю. Рыжова, А. А. Лысова

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

светлана брежнева
Понятие о фонетико-фонематическом недоразвитии речи

1.1 Понятие о фонетико-фонематическом недоразвитии речи

Расстройство процессов становления произношения у детей с различными речевыми дефектами из-за нарушения восприятия и произношения фонем с сохранным слухом и интеллектом является фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Фонемный период возникает с одного года и длиться до семи лет.

Описывая фонематическую систему, необходимо отметить, что она представляет собой совокупность фонем языка, в которой каждая единица определяется соответствующей системой смыслоразличительных признаков. Фонематический анализ и синтез, фонематическое восприятие, представления, фонематический слух являются составляющими фонематической системы [25]. Выделяя функции фонематической системы, хотелось бы опереться на работы В. К. Орфинской. Согласно ее точки зрения, существуют следующие функции фонематической системы:

1. слухопроизносительная дифференциация фонем

2. фонематический анализ

В рамках рассматриваемой темы необходимо описать такое понятие, как фонематический слух, который определяется как систематизированный, обеспечивающий возможность идентифицировать фонемы языка. Основными составляющими фонематического слуха являются фонематический анализ и синтез, включающий умственные операции, ориентированные на способность разложить слово на составляющие звуки, подсчитать их количество и определить их места по отношению к другим звукам, а также фонематическое восприятие и представления [89].

К определению фонематического слуха авторы научных работ подходят по-разному. Например, для Н. И. Жинкина, - это способность к анализу и синтезу речевых звуков, различению фонем языка. М. Ф. Львов и Т. Г. Рамзаева дают определение фонематического слуха как тонкого систематизированного слуха, располагающего возможностью реализовать операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.

Фонематический анализ –это умственные операции, направленные на умение разложить слово на составляющие звуки, умение подсчитать их количество, места по отношению к другим звукам. Фонематический анализ может быть простым и сложным 56.

Говоря об определении фонематического анализа, необходимо отметить позицию Н. Г. Алтуховой, которая описывает его как определение порядка звуков в слове, выделение отдельных звуков, определение звуков по их качественным характеристикам [45].

В. К. Орфинская считает, что простые формы фонематического анализа, у детей дошкольного возраста возникают с 4-5 лет спонтанно, а сложные формы фонематического анализа появляются с шести лет в процессе специального обучения.

В. К. Орфинская распределила виды фонематического анализа: определение первого и последнего звука, определение наличия или отсутствия звука, определение места, количества и последовательность звуков в слове, определение места звука в слове по отношению к другим звукам [15].

Следующая функция фонематической системы - фонематический синтез –это умственные операции, направленные на умение соединять звуки в целое слово. Т. Г. Егоров, считают, что фонематического синтеза не уступает по трудности фонематическому анализу, но значительно сложнее анализа.

Говоря о фонематическом восприятии, отметим позицию Д. Б. Эльконина, который описывает его, как навык выделять отношение звука к началу и концу слова, определять последовательность звуков, умение определять количество звуков в слове. Он отмечает, что операции по анализу звуковой структуры слов формируются в процессе соответствующего обучения слове, умение определять сколько слогов в слове, сколько в нем звуков, какой звук стоит в начале, середине и конце [63].

Фонематические представления развиваются на основе фонематического синтеза и восприятия. Фонематические представления – это умение осуществлять фонематический анализ слов в умственном плане, на основе представлений 18.

Дети с ФФНР — это дети с ринолалией, дизартрией, дислалией акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формы.

Р. М. Боскис, Г. А. Каше отводят значимое место фонематическому восприятию. Основным моментом в систематической коррекционной работе является развитие фонематических процессов у детей, значительно улучшается фонематический слух, фонематическое восприятие, представления и звуковой анализ и синтез.

Без достаточного формирования фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени - звукового анализа. У детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем прослеживается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков. Уровень развития фонематического слуха детей влияет на овладение звуковым анализом. Степень недоразвития фонематическоговосприятия могут быть различными и выделяют следующие его уровни:

1. Первичный уровень. Фонематическое восприятие нарушается первично. Освоение звуковым анализом сформированы недостаточно.

2. Вторичный уровень. Фонематическое восприятие нарушается вторично. Вследствие двигательных и анатомических дефектов органов речи обнаруживаются нарушения речевых кинестезии. Нарушено нормальное слухопроизносительное взаимодействие -важнейший механизм развития произношения. В фонетико-фонематическом недоразвитиидетей выявляется несколько состояний: трудности нарушенных в произношении звуков; при сформированной артикуляции не различение звуков, относящихся к разным фонетическим группам; невозможность определить наличие и последовательность звуков в слове.

1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Основным признаком фонематического недоразвития речи является пониженная способность к фонематическому анализу и синтезу, отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.

Несформированность звуковой стороны речивыступает на первый план и выражается в следующих ошибках:

Также встречаются искаженное, смешанное произнесение звуков.

У детей возникают затруднения при выполнении заданий на коррекционных логопедических занятиях. При предъявлении парных сюжетных картин на различение и узнавание простых фраз, дети допускают ошибки, например, нужно найти картинку на которой пасутся козы, а ребенок указывает на картинку где у сони длинные косы и т. д. Появляются ошибки на различение звуков, слогов, слов, когда логопед проговаривает звуки (слова) парами, предлагая условными сигналами реагировать на одинаковые (разные) слоги (слова, также возникают сложности в подбирании пары картинок к названиям словам-паронимам. Большинство затрудняются в припоминании картинок на заданный звук, придумывание слов, дети могут придумать небольшое количество слов. Самое сложное считается выявление готовности к звуковому анализу и синтезу, заключается в несформированности звукобуквенного анализа и синтеза, дети не могут выделить звук в слове который находится в начале, середине и конце слова, определить количество звуков, составлять слова из заданного количества звуков 15.

Наблюдается смазанность речи, сжатая артикуляция, а также бедность словаря и некоторая задержка в формировании грамматического строя речи, выявляются разнообразные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении предлогов, в согласовании прилагательных и числительных с существительными и т. п, но выражается все эти признаки нерезко [63].

Особенности протекания высших психических функций у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

внимание характеризуется неустойчивостью, слабо сформировано произвольное внимание, ребёнку трудно сосредоточиться на одном предмете и по специальному заданию переключиться на другой.

объем памяти может быть сужен, ребенок затрагивает больше времени и повторов, чтобы запомнить заданный материал.

у детей преобладает наглядно-образного мышления, могут затрудняться в понимании абстрактных понятий и отношений [84].

Исходя из перечисленных особенностей высшей нервной деятельности,дети с ФФН в педагогическом плане характеризуются следующим образом:

поведение может быть нестабильным, с частой сменой настроения, могут возникать трудности в овладении учебными видами деятельности, т. к. на занятиях дети быстро утомляются, для них сложно выполнение одного задания в течение длительного времени.

возможны затруднения в запоминании инструкций педагога, особенно двух- трех-, четырехступенчатых, требующих поэтапного и последовательного выполнения. При планировании и проведении коррекционных занятий необходимо учитывать эти специфические особенности детей с ФФН.

Исходя из выше перечисленного выделяют основные задачи коррекционной логопедической работы, формируют произносительные навыки, развивают фонематическое восприятие, звукобуквенный анализ и синтез, воспитывают правильно составлять простые и сложные предложения, развивают связную речь путем работы над рассказом, пересказом, формируют словарь и обучают грамоте [93].

Таким образом, можно сделать вывод, что дети данной группы нуждаются в адаптированной коррекционно-развивающей работе, которая учитывает все логопедические, физиологические и психолого-педагогические особенности дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

1.3. Организация и содержание фронтальных занятий в старшей группе для детей с ФФН

Фронтальные занятия проводятся одновременно со всей группой детей и задание выполняют одинаковое для всех.

На фронтальных занятиях планируется активное употребление поставленных ранее звуков в различных видах самостоятельной речи. Наряду с этим создается развитие речевой практики детей в овладении родным языком в коллективных и индивидуальных ситуациях общения. На фронтальных занятиях организуются игры, активные виды деятельности дошкольников, которые играют важную роль в формировании коммуникативной, планирующей и знаковой функции речи.Количество фронтальных логопедических занятий: в первом периоде – два занятия, во втором – три, в третьем – ежедневно. По заданию логопеда во второй половине дня воспитатель занимается с детьми 30 минут 10.

На фронтальных занятиях изучаются звуки, которые правильно произносятся всеми детьми изолированно.

Фронтальные занятия включают 2 этапа.

На первых этапах закрепляют правильное произношения изучаемых звуков. Лексический материал должен быть разнообразный, насыщенным, исключаются дефектные и смешиваемые звуки, предлагается различные виды заданий на применение раннее усвоенных детьми лексико-грамматических категорий, различные виды заданий на формирование связной речи.

Второй этап –детей учат различать звуки в произношении и на слух. Систематические занятия направленны на формирование фонетической стороны речи и различению фонем родного языка, обеспечивают основу к овладению навыкам письма и чтения [15].

Работа в первом периоде ведется над фонемами, постепенный переход от более легких звуков к сложным звукам, формируют слуховое восприятие и мыслительные операции.

Во втором периоде работа направленна на дифференциацию звуков по принципам твердости-мягкости, глухости и звонкости, продолжается работа постановка отсутствующих звуков и их автоматизация. Детей знакомят с изменением форм слов в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия.

Третий период обучения.

Фронтальные логопедические занятия проводятся 3 раза в неделю логопедом.

Фронтальные занятия воспитателя по развитию речи - 2 раза в неделю.

Главное в этом периоде: закрепить навык употребления поставленных звуков в самостоятельной речидетей и дифференцировать следующие звуки: [л], [р], [л]-[л'], |р|-[р'], |л|-[р], |р'|-|л'], [ч], [Щ], [ч]-[щ];

закрепить лексико-грамматические конструкции, конструкции сложносочиненного и сложноподчиненного предложений в самостоятельной связной речи детей в процессе рассказывания.

Необходимо чтобы дети применяли свободно лексико-грамматические формами, приставочными глаголами, учились образовывать родственные слова, подбирать слова-антонимы, отрабатываемые речевые формы включаются в работу над связной речью. На фронтальных логопедических занятиях даются упражнения на развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза и основной единицей теперь выступает целое слово. В качестве зрительной опоры используются схемы, где короткая полоска — это слоги, а длинные это слово, красными кружочками выделяются гласные звуки, а синие-согласные 72.

Таким образом фронтальные логопедические занятия позволяют продуктивно решать задачи совершенствования речи и коррекции ее дефектов, которые являются главными для всех воспитанников группы. Основными направлениями фронтальных занятий по формированию фонетико-фонематической стороны речи являются: развитие фонематического восприятия, фонематического слуха, навыков произнесения слов различной звуко-слоговой структуры, контроль за внятностью и выразительностью речи, подготовка к усвоению навыков звукового анализа и синтеза.

Выводы по первой главе

Проанализировав литературу по специальной психологии и педагогике,можно сделать следующие выводы:

В дошкольном возрасте закладывается фундамент речевого развития ребенка. К моменту поступления в школу у ребенка должны сформироваться все стороны речи-фонетическая, лексико-грамматическая, связная речь, звукопроизношение, фонематические процессы.

Для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи характерно неправильное произношение звуков, воспроизведение звуковых, слоговых рядов и рядов слов, нарушение фонематического слуха, восприятия, звукобуквенного анализа и синтеза, выделение первого звука в начале, середине, конце слова, из стечения звуков, определить количество и составить слова из заданного количества звуков, припоминание и выделение картинок на заданный звук.

Таким образом, чтобы преодолеть все эти нарушения речи проводится коррекционная логопедическая работа, направленная на развитие звуковой культуры речи и фонематического восприятия, на формирование лексико-грамматических представлений, связной речи, обучение грамоте. Учебный материал, методические приемы каждого этапа работы предусматривают постепенное переход от простого к сложному, но с обязательной опорой на то, что ребенок закрепил тот материал достаточно хорошо. Такая работа помогает не только обеспечить детям полноценное речевое общение, но овладеть навыками чтения и письма, а это значит подготовить их к обучению в школе

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) — это нарушение процессов формирования произносительной стороны родного языка у детей с.

Характеристика фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с ОНР Общее недоразвитие речи (ОНР) — сложное речевое расстройство, при котором у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы,.


Конспект занятия по автоматизации звука [З] в словах с подгруппой детей, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи Конспект занятия с подгруппой детей, имеющих фонетико — фонематическое недоразвитие речи, по автоматизации звука [З] в словах. Подготовила:.

Понятие малых форм физического воспитания . Понимание малых форм физической культуры Занятия физической культурой в школьные годы способствуют физическому и физиологическому развитию.

Понятие мировоззрения и его структура Человек разумное социальное существо. Его деятельность целесообразна. И чтобы действовать целесообразно в сложном реальном мире, он должен.

Читайте также: