Каше своими глазами

Овсянка, сэр! Ничего проще и ничего сытнее каши человечество пока не придумало. Но начинать день с манки, гречки, пшенки давно вышло из кулинарной моды, хотя, как убедился The New Times , совершенно напрасно. Каша — пища наша. Надо просто уметь ее готовить

За час до обеда Афанасий Иванович закушивал снова, выпивал старинную серебряную чарку водки, заедал грибками, разными сушеными рыбками и прочим. Обедать садились в двенадцать часов. Кроме блюд и соусников на столе стояло множество горшочков с замазанными крышками, чтобы не могло выдохнуться какое-нибудь аппетитное изделие старинной вкусной кухни. За обедом обыкновенно шел разговор о предметах самых близких к обеду.
— Мне кажется, как будто эта каша, — говаривал Афанасий Иванович, — немного пригорела; вам этого не кажется, Пульхерия Ивановна?
— Нет, Афанасий Иванович; вы положите побольше масла, тогда она не будет казаться пригорелою, или вот возьмите этого соусу с грибками и подлейте к ней.
— Пожалуй, — говорил Афанасий Иванович, подставляя свою тарелку, — попробуем, как оно будет.

— Щи, моя душа, сегодня очень хороши! — сказал Собакевич, хлебнувши щей и отваливши себе с блюда огромный кусок няни, известного блюда, которое подается к щам и состоит из бараньего желудка, начиненного гречневой кашей, мозгом и ножками. — Эдакой няни, — продолжал он, обратившись к Чичикову, — вы не будете есть в городе, там вам черт знает что подадут!

Русского мужика без каши не накормишь.
Поговорка

— Ох, и каша хороша! — облизнулся солдат. — Как бы сюда да горсточку крупы — было б и вовсе объеденье.

Где блины, там и мы, где с маслом каша, там и место наше.

Англичане говорят, что завтракать надо как королю, обедать как лорду, а ужинать как нищему. Так с чего же начинать свой завтрак? Понятно, что на разных континентах и завт­раки разные. На Дальнем Востоке завтраки — это суп, рис с рыбой, пирожки с мясом, маринованные овощи. У англосаксов непременно поджаренный до хруста бекон, яйца, сосиски, тосты, джем. В Средиземноморье завтракают тоже неслабо. Фалафель, баранина, оливки, орехи, пита, овощные салаты, сыры, брынза. Воистину королевские завт­раки.
А что если просто каши? Рассыпчатой гречневой, политой растопленным сливочным маслом с рубленым яйцом. Или простой овсянки, которую заварить крутым кипятком, бросить изюма, кураги и чернослива. И никакой мороз не страшен!




Бараний бок с кашей
На 8–10 порций потребуется 1,2 кг баранины с ребрами, 400 г гречневой крупы, 5 луковиц, 200 г сливочного масла, соль.
Сварить крутую гречневую кашу, смешать ее с сырым рубленым луком и положить на противень между реберной и грудной частями баранины. Баранину посыпать солью, намазать маслом, прибавить немного воды или бульона и жарить, пока не поспеет и не зарумянится, а кашу часто мешать, обливая соком баранины, чтобы лук прожарился. По желанию можно шпиговать чесноком.


Кулеш с салом
Сварить полужидкую пшенную кашу и заправить луком, поджаренным на сале. Чтобы каша не горчила, пшено перед варкой нужно несколько раз промыть горячей водой и засыпать в кипяток. Кулеш можно готовить с мясом, при этом пшено варится в мясном бульоне, а вареное мясо вместе со шкварками добавляется за 5 минут до готовности.


Каша селянская
3 ст. гречневой крупы, 300 г жареной печенки, 1 луковица, 50 г сливочного масла, 2 яйца, 300 г шпика, соль.
Сварить рассыпчатую гречневую кашу, добавить в нее сливочное масло, пропустить через мясорубку жареную печенку, поджаренный мелко нашинкованный лук, сваренные вкрутую мелко нарубленные яйца, все посолить и перемешать. В глубокую сковороду уложить шпик, на него выложить кашу, сверху прикрыть шпиком. Запечь в духовке до образования румяной корочки.

Овсянка на завтрак, гречка на обед, рис на ужин - как вкусно готовить каши, рассказал эксперт.


• Овсяная крупа 1 к 2: 1 стакан крупы на 2 стакана воды

Варить овсянку в течение 5 минут. Важно постоянно помешивать её до готовности, чтобы избежать пригорания ко дну.

• Гречневая крупа 1 к 2: 1 стакан крупы на 2 стакана воды

Варить гречку в течение 15-20 минут. Для того чтобы каша получилась более рассыпчатой и ароматной, необходимо перед варкой прокалить её на сухой сковороде примерно 3 минуты.

• Рисовая крупа 1 к 2: 1 стакан крупы на 2 стакана воды

Варить рис, как и гречку, 15-20 минут. Чтобы рис получился рассыпчатым, его нельзя перемешивать (за исключением одного раза с момента закипания), иначе зёрна будут ломаться и выделять крахмал. Также в процессе варки можно добавлять растительное/сливочное масло, которое будет обволакивать зерна и препятствовать их склеиванию.

• Ячневая крупа 1 к 3: 1 стакан крупы на 3 стакана воды

Чтобы ячка была рассыпчатой, крупу нужно предварительно промыть в теплой воде и хорошо просушить. Варить ячку в течение 20 минут. Для максимального результата можно перед варкой прожарить её до золотистой корочки на сухой сковороде.

• Пшеничная крупа 1 к 2: 1 стакан крупы на 2 стакана воды

Варить пшеничную кашу в течение 20 минут, помешивая каждые 5 минут, так как она легко может прилипнуть ко дну и подгореть.

• Пшено 1 к 2.5: 1 стакан крупы на 2.5 стакана воды

Варить пшено в течение 15-20 минут на медленном огне с приоткрытой крышкой. Пшенная каша имеет свойство быстро развариваться.

• Перловая крупа 1 к 3: 1 стакан крупы на 3 стакана воды

Варить перловку в течение 25 минут. Предварительно рекомендуем замочить крупу на ночь или хотя бы на пару часов, чтобы она разбухла и быстрее сварилась. По завершению варки можно отключить огонь, добавить сливочное масло и оставить распариваться еще минут на 10.

Солить любую кашу по вкусу сразу после закипания, когда огонь уменьшаем до минимума.

Добавлять сливочное масло рекомендуется за 5 минут до завершения приготовления, чтобы готовое блюдо успело впитать насыщенный аромат и получить более нежный вкус.

Важно: рисовая, ячневая и пшеничная крупа содержат крахмал, поэтому их необходимо промывать тщательнее обычного. Также стоит варить их со слегка приоткрытой крышкой, чтобы избежать чрезмерного появления пены.

Для того, чтобы приготовить вкусную кашу, лучше подбирать кастрюлю с толстым дном, особенно если в процессе зёрна должны будут разбухать.

Любую крупу для ускорения приготовления можно предварительно замочить на пару часов. Каша будет наполовину готова за счет впитанной влаги – останется только проварить начатое.

Широко закрытыми глазами.

На следующее утро после предыдущих вечерних прогулок по великолепному Кашу город предстал в не менее ярких красках. Летний турецкий завтрак на пустой террасе отеля с видами все еще спящего городка - что может быть прекраснее!

Просторный номер на 35 долларов оказался совсем неплох. Wi-fi, новая сантехника, прекрасное расположение рядом с автовокзалом.

В 8 утра в Каше уже ходят вот такие милые долмуши. Город совсем маленький, все находится в пешей доступности, однако и здесь есть городской транспорт.

Пока еще не так жарко, решил направится к старому амфитеатру, который находится на берегу у моря.

Утром на улицах Каша почти никого. Лишь некоторые продавцы лениво раскладывают свои товары, а центральная площадь в сравнении с вечером совершенно пуста.

По пути к амфитеатру попались очередные греческие развалины, которые находятся прямо внутри города.

К амфитеатру ведет дорожка, сделанная из железнодорожных шпал. Откуда здесь шпалы? В окрестностях никаких железных дорог нет и в помине.

Античный театр Антифеллоса относится к 1 веку до нашей эры.

Сцены как таковой нет, имеются 26 ступенек.

Общая вмещаемость амфитеатра поражает - почти 4 тысячи человек!

Многие побывавшие здесь искренне удивляются столь древней истории этого сооружения – так хорошо оно сохранилось! Однако есть небольшой секрет: недавно здесь проводились реконструкционные работы, восстановившие некоторые утраченные черты Античного Театра.

А какие виды открываются с самых верхних ступенек амфитеатра! И на сам Каш.

И на греческий остров напротив Каша.

Некоторые жаворонки уже направляются в открытое море на яхтенную прогулку.

Помедитировав в одиночестве на ступенях древнего сооружения, решаюсь прогуляться по марине.


На улицах ни души. Город отсыпается от вечерних эмоций.

Цены в ресторанчиках и кафешках Каша.

Ликийские гробницы есть не только в самом городе и за его пределами, но и прямо рядом с морским портом.

Сама марина очень интересная и колоритная. Личные яхты стоят рядом с лодками, наполненными снаряжением для ныряния.

Позавидовал этой семейке. Просыпаешься под звуки моря, солнце, запахи моря. Турецкий завтрак! Рай!

Вид на отели Каша на восточной стороне города.

Вода в море прозрачная, видно дно и проплывающих рыб.

Разноцветные рыбацкие сети, лодки разных мастей. Романтика!

В марине разрисована длинная стена. Смотрится очень красиво.

В начале порта меня встретила пара местных завстегдатаев. Поглязев на меня, зашипели и ринулись навстречу.

Покинув марину, решаюсь еще раз прогуляться по центру. Начинает припекать.

На центральной площади остался лишь Ататюрк.

Направляюсь к центральной ликийской гробнице.

Вот она красавица утром.

Далее - типичные фотографии курортного Каша.

Домашняя обстановка ресторанчиков прямо во дворах местных жителей.

А-ля греческий стиль домиков - белая краска стен и синие рамы окон.

Табуреточки для своих.

Европейская черта Каша подчеркнута в мелочах - старинные часы добавляют шарма.

Непременный атрибут турецкого города - праздно гуляющая кошка.

Уютные ресторанчики в тени деревьев.

В направлении автовокзала прекрасно сохранился американский раритет.

Я уже на автовокзале. На сегодня программа Каша закончена. Следующий пункт - знаменитый пляж Капуташ.


Почему же на Руси всегда с таким почтением относились к каше?

Корни обрядового отношения к столь, казалось бы, простой пище кроется в нашем языческом начале. Известно из рукописей, что каша преподносилась Матери Земле, Святым угодникам в надежде на благополучие, Богам земледелия и плодородия, чтобы попросить хорошего урожая на следующий год. Богам, как известно, предлагалось только все самое лучшее. А иметь возможность есть ежедневно то, что Боги могут позволить себе раз в год, согласитесь, приятно.

Каша – это очень полезный, питательный, вкусный и, что немаловажно, недорогой продукт. Без традиционной русской каши на столе не возможно было себе представить ни одно торжество или праздник. Причем к разным значимым событиям обязательно готовилась определенная обрядовая каша. Это отражается в пословицах:

  • "Каша – кормилица наша."
  • "Русского мужика без каши не накормишь."
  • "Без каши обед не в обед."
  • "Щи да каша – пища наша."
  • "Борщ без каши вдовец, каша без борща – вдова."

У некоторых народов нашей страны кашей, которую называли "бабкиной", встречали новорожденного. На свадьбе непременно варили кашу жених с невестой, что было обязательной частью свадебного церемониала - "Хозяйка красна – и каша вкусна". Кашу варили на крестины и именины, кашей (кутьей) поминали человека, провожая его в последний путь на похороны или поминки.Без каши собственного оригинального приготовления нельзя было принять гостей. Причем каждая хозяйка имела свой собственный рецепт, который хранился в тайне.

Готовилась каша обязательно перед большими сражениями, а уж на победных пирах без "победной" каши не обходилось. Каша служила символом перемирия: для заключения мира обязательно нужно было готовить "мирную" кашу.

В древних русских летописях сами застолья часто именовали "кашей": например, на свадьбе Александра Невского "кашу чинили" дважды - одну при венчании в Троице, другую во время всенародного гуляния в Новгороде.

Кашу обязательно готовили по случаю начала большого дела. Отсюда пошло выражение "заварить кашу".

Каша на Руси "определяла" даже отношения между людьми. О человеке ненадежном и несговорчивом говорили: "с ним каши не сваришь". Когда работали артелью, то готовили кашу на всю артель, поэтому долгое время слово "каша" было синонимом слова "артель". Говорили: "Мы в одной каше", что означало в одной артели, в одной бригаде. На Дону еще сегодня можно услышать слово "каша" в этом значении.


Каждый праздник обязательно отмечался своей кашей. Каша рождественская не была похожа на кашу, которую готовили по случаю сбора урожая; особые каши (из смеси круп) готовились девушками на день Аграфены Купальницы (23 июня). Ритуальную кашу варили в наиболее важные для людей дни: накануне Васильева дня (см. Васильев вечер), в канун вербного воскресенья, в Духов день, когда справлялись именины Земли, в купальскую ночь, во время дожинок, в первый день молотьбы нового урожая, в осенний девичий праздник кузьминки и т.д.

День св. Акулины-гречишницы считался даже днем каш.

На Руси была популярна полбенная каша, которую варили из мелкой крупки, приготовленной из полбы. Полба - это полудикий сорт пшеницы, которая еще в ХVIII веке выращивалась на Руси в большом количестве. Вернее сказать, полба росла сама по себе, была не прихотлива и не требовала никакого ухода. Ей не страшны были ни вредители, ни сорняки. Полба сама уничтожала любой сорняк. Полбенная каша была хоть и грубой, но очень полезной и питательной. Постепенно "культурные" сорта пшеницы вытеснили полбу, т.к. она плохо обшелушивалась. Зерно полбы срастается с цветочной оболочкой, создавая с ней практически единое целое. К тому же, урожайность полбы была намного ниже, чем у культурных сортов пшеницы.

Полба, или двузернянка, — это древнейший вид культурной пшеницы (Triticum diciccon). Сейчас ее почти вытеснили более урожайные сорта мягкой и твердой пшеницы, но сейчас наблюдается возрождение производства полбы, потому что у полбы есть огромное преимущество перед другими сортами пшеницы — засухоустойчивость. В полбе много белка, от 27% до 37%, а глютена мало, поэтому люди, страдающие аллергией на клейковину, могут спокойно эту кашу есть. Полба богаче железом и витаминами группы В, чем обычная пшеница, и имеет приятный ореховый привкус. Полба выращивается на Кавказе: возобновлены ее посевы в Дагестане и Карачаево-Черкесской республике. Здесь она называется "зандури". Продается сегодня в России и американская полба. Называется она "спельта". Иногда можно встретить полбу, выращенную в Европе. Все это вносит некоторую неразбериху, но и "полба", и "зандури", и "спельта", и"камут", названия одного и того же растения, старорусской полбы. Причем и в Америку, и в Европу она попала из России.

В давние времена кашей назывались блюда, приготовленные не только из круп, но и из других измельченных продуктов (гороховые, хлебные). Огромное разнообразие русских каш определялось, прежде всего, многообразием сортов круп, которые производились в России. Из каждой зерновой культуры делалось несколько видов круп - от целых до дробленных различным образом.


Каша, приготовленная из целых или раздробленных зерен ячменя, называлась: ячная, ячневая, житная, жито толченое, гуща, глазуха, перловка. Житной эта каша называлась в северных и среднерусских губерниях, где, словом жито обозначался ячмень. Жито толченое, ячневая - каша, приготовленная из мелкодробленого зерна. Словом гуща в Новгородской, Псковской, Тверской губерниях называлась крутая ячменная каша из цельных зерен. Она была там столь популярна, что новгородцев на Руси даже называли "гущеедами". Термин "глазуха" употреблялся для обозначения каши, сваренной из ячменя с горохом. Горох в каше полностью не разваривался, и на ее поверхности были видны "глаза" - горошины. Перловка - это каша, сваренная из цельных зерен, сизо-серый цвет которых и слегка продолговатая форма слегка напоминали "жемчужное зерно" - перл. Из ячменя делали три вида крупы:

  • перловую - крупные зерна подвергались слабой шлифовке,
  • голландку - зерна более мелкие шлифовались до белого цвета,
  • ячневую - совсем мелкая крупа из нешлифованного (цельного) зерна. Ячневые каши были любимым кушаньем Петра Первого. Он признавал "ячную кашу самою спорою и вкусною".

Каша из овса (овсяная каша, овсянка) могла вариться как из цельных, так и раздробленных зерен. Она нравилась своей питательностью и быстротой приготовления. Ее можно было сварить на легком таганке, не растапливая русскую печь или плиту.

Ячменная и овсяная каши варились с глубокой древности по всей России, как в деревнях, так и в городах и подавались, в основном, в будние дни.

Пшенная каша (просовая, белая - приготовленная из проса), была известна русским также давно, как овсяная и ячменная. Слово пшено впервые упоминается в письменных документах ХI в. Пшенная каша употреблялась как в будни, так и во время праздничного застолья.

Пшеница, превращенная в очень мелкую крупу, использовалась для изготовления манной каши. Слово "манна " – старославянское и восходит к греческому слову "manna " – пища. Она подавалась только детям и готовилась обычно на молоке.

Рисовая каша появилась в ХVIII в, когда в Россию был привезен рис, употреблялась в основном в городах. В рацион питания крестьян она входила очень медленно и называлась каша из сорочинского пшена. В богатых домах ее использовали в качестве начинки для пирогов. Кроме того из нее с течением времени стали готовить кутью.

Наряду с кашами из цельных или дробленых зерен традиционными для русских были "мучные каши", т.е. каши из муки. Они назывались обычно мукаваши, мукавешки, муковинки, муковки. Некоторые из этих каш имели и специальные названия, в которых нашли свое отражение способы изготовления каши, ее консистенция, вид муки, использованный для изготовления: толокняха, (толокнушка, толоконник), соломат (саламат, саламата, саламаха), кулага (солодуха, киселица), гороховка, завариха, загуста (густяха, густушка) и т.п.

Толокняха приготавливалась из толокна, представлявшего собой ароматную, пушистую муку из овса. Толокно изготавливалось своеобразно: овес в мешке опускался на сутки в речку, затем томился в печке, сушился, толокся в ступах и просеивался через сито. При изготовлении каши толокно заливалось водой и растиралось мутовкой, чтобы не было комков. Толокняха была с ХV в. одним из самых употребительных народных кушаний.

Соломат – жидкая каша из ржаной, ячменной или пшеничной прожаренной муки, заваренной кипятком и распаренной в печи иногда с добавлением жира. Соломат - пища для русских давняя. Она упоминается уже в письменных источниках ХV в. Слово же "соломат "заимствовано русскими из тюркских языков.

Гороховка – каша из гороховой муки.

Кулага – кушанье, приготовленное из ржаного солода – пророщенного и распаренного в печи зерна и ржаной муки. После варки в печи получалась сладковатая каша.

Завариха – каша из любой муки, всыпаемая при варке в кипящую воду при непрерывном помешивании.

Густиха – густая каша из ржаной муки.

Каши приготавливались в каждом доме, как для будничной, так и для праздничной трапезы. Они могли употребляться с молоком, коровьим или растительным маслом, жиром, медовой сытой, квасом, ягодами, жареным луком и т.д. На праздничный стол ставили обычно три каши: пшенную, гречневую и ячменную.

Растениям дарована природой способность аккумулировать в себе солнечный свет (энергию) и извлекать питательные вещества из земли. Только растения обладают способностью синтезировать и накапливать в себе необходимые человеку питательные и биологически активные вещества (витамины, минералы, аминокислоты и т.д.). Именно поэтому, человек с незапамятных времен занимается выращиванием растений для пропитания. Самыми ценными и биологически важными из них являются злаки. Без них наше существование немыслимо.

Злаки – это спрессованный свет Солнца.

Кушайте кашу и будьте здоровы!

Один из рецептов йогической каши с клубникой.

  • Овсяные хлопья (традиционные)
  • Отруби пшеничные
  • Шрот расторопши
  • Льняная мука
  • Клубника (свежая или замороженная)
  • Вода

Метод приготовления:

Овсяные хлопья замочить на полчаса.

Если используется замороженная клубника - достать из морозилки 5-7 ягод на порцию.

Добавить воды в соотношении 1 часть овсянки : 2 части воды.

Далее варить около 10 минут на небольшом огне.

Каша должна быть жидкой, если слишком загустела - добавить еще воды.

Далее добавить по столовой ложке отрубей, льняной муки и шgота расторопши.

В тарелку положить 5-7 ягод клубники, залить её кашей.

Каша дает заряд энергии на целый день.

В овсянке есть много витаминов и микроэлементов, которые способствуют нормализации обмена веществ. Клетчатка и протеины увеличивают именно мышечную ткань, а не жировую прослойку. Витамин В помогает в нормализации процесса переваривания полученной пищи. Также он отлично влияет на кожу. Для тех, у кого аллергия или дерматит, медицинские специалисты советуют есть овсянку как главное блюдо.

Пшеничные отруби благодаря высокому содержанию клетчатки, попадая в организм, удерживают большое количество воды, и далее двигаясь в кишечнике и толстой кишке, оказывают очищающее действие.

Шпот расторопши улучшает метаболические процессы в печени, повышая ее устойчивость к неблагоприятным условиям.

Клубника помимо чудесного вкуса обладает мощным противовоспалительным и противомикробным воздействием, также подавляет развитие вируса гриппа.


  • Подписаться на AdMe
  • Поделиться в Facebook
  • Рассказать ВКонтакте

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Мы часто используем в своей речи пословицы и поговорки, не задумываясь об их происхождении. А бывает и так, что одно изречение трансформировалась со временем совсем в другое и даже приобрело иное значение.

  • В семье не без урода, а из-за урода все не в угоду.
  • Всяк правды ищет, да не всяк ее творит.
  • Горбатого могила исправит, а упрямого — дубина.
  • Семеро одного обедать не ждут, а смелый и один ест.
  • Дело мастера боится, а иной мастер — дела.
  • Живем, хлеб жуем, а иногда и подсаливаем.
  • Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.


  • Свой глаз — алмаз, а чужой — стекло.
  • За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да свое.
  • И слепая лошадь везет, коли зрячий на возу сидит.
  • Хлопот полон рот, а перекусить нечего.
  • От овса кони не рыщут, а от добра добра не ищут.
  • Как с гуся вода, такс тебя худоба.
  • Первый парень на деревне, а деревня в два двора.


  • Ласковый теленок двух маток сосет, а бодливому и одна не дается.
  • Утро вечера мудренее — трава соломы зеленее.
  • Чем черт не шутит, пока бог спит.
  • Что было, то прошло; что будет, то придет.
  • Бог не без милости, казак не без счастья.
  • Заварил кашу — не жалей масла.
  • Прошел огонь, воду и медные трубы, да попал к черту в зубы.


  • Попытка не пытка, а спрос не беда.
  • Друг познается в беде, как золото в огне.
  • В ступе воду толочь — вода и будет.
  • Где тонко, там и рвется, где худо, там и порется (вариант: где толсто, там и наслаивается).

Некоторые пословицы не встречаются в официальных сборниках и словарях. Однако сегодня их часто можно услышать в повседневной речи или увидеть в различных статьях на просторах интернета. А поскольку пословицы относятся к народному творчеству и у них не может быть строго зафиксированного автора и даты создания, то мы добавили в список и новые версии.


  • Яблоко от яблони недалеко падает, но далеко катится.
  • Под лежачий камень вода не течет, а под катящийся не успевает.
  • Лиха беда начало, а там уж близок и конец.
  • На вкус и цвет все фломастеры разные.
  • Семь бед — один ответ, восьмая беда — совсем никуда.
  • Москва слезам не верит, ей дело подавай.
  • На обиженных воду возят, а на добрых сами катаются.


  • И рыбку съесть, и косточкой не подавиться.
  • Смелого пуля боится, а труса и в кустах найдет.


Находить и собирать пословицы и поговорки — занятие довольно трудоемкое. А особенно если речь идет об их первоначальном виде. Ведь подобные высказывания относят к устному народному творчеству.

А какие неожиданные продолжения пословиц и поговорок знаете вы?


Почему же на Руси всегда с таким почтением относились к каше?

Корни обрядового отношения к столь, казалось бы, простой пище кроется в нашем языческом начале. Известно из рукописей, что каша преподносилась Матери Земле, Святым угодникам в надежде на благополучие, Богам земледелия и плодородия, чтобы попросить хорошего урожая на следующий год. Богам, как известно, предлагалось только все самое лучшее. А иметь возможность есть ежедневно то, что Боги могут позволить себе раз в год, согласитесь, приятно.

Каша – это очень полезный, питательный, вкусный и, что немаловажно, недорогой продукт. Без традиционной русской каши на столе не возможно было себе представить ни одно торжество или праздник. Причем к разным значимым событиям обязательно готовилась определенная обрядовая каша. Это отражается в пословицах:

  • "Каша – кормилица наша."
  • "Русского мужика без каши не накормишь."
  • "Без каши обед не в обед."
  • "Щи да каша – пища наша."
  • "Борщ без каши вдовец, каша без борща – вдова."

У некоторых народов нашей страны кашей, которую называли "бабкиной", встречали новорожденного. На свадьбе непременно варили кашу жених с невестой, что было обязательной частью свадебного церемониала - "Хозяйка красна – и каша вкусна". Кашу варили на крестины и именины, кашей (кутьей) поминали человека, провожая его в последний путь на похороны или поминки.Без каши собственного оригинального приготовления нельзя было принять гостей. Причем каждая хозяйка имела свой собственный рецепт, который хранился в тайне.

Готовилась каша обязательно перед большими сражениями, а уж на победных пирах без "победной" каши не обходилось. Каша служила символом перемирия: для заключения мира обязательно нужно было готовить "мирную" кашу.

В древних русских летописях сами застолья часто именовали "кашей": например, на свадьбе Александра Невского "кашу чинили" дважды - одну при венчании в Троице, другую во время всенародного гуляния в Новгороде.

Кашу обязательно готовили по случаю начала большого дела. Отсюда пошло выражение "заварить кашу".

Каша на Руси "определяла" даже отношения между людьми. О человеке ненадежном и несговорчивом говорили: "с ним каши не сваришь". Когда работали артелью, то готовили кашу на всю артель, поэтому долгое время слово "каша" было синонимом слова "артель". Говорили: "Мы в одной каше", что означало в одной артели, в одной бригаде. На Дону еще сегодня можно услышать слово "каша" в этом значении.


Каждый праздник обязательно отмечался своей кашей. Каша рождественская не была похожа на кашу, которую готовили по случаю сбора урожая; особые каши (из смеси круп) готовились девушками на день Аграфены Купальницы (23 июня). Ритуальную кашу варили в наиболее важные для людей дни: накануне Васильева дня (см. Васильев вечер), в канун вербного воскресенья, в Духов день, когда справлялись именины Земли, в купальскую ночь, во время дожинок, в первый день молотьбы нового урожая, в осенний девичий праздник кузьминки и т.д.

День св. Акулины-гречишницы считался даже днем каш.

На Руси была популярна полбенная каша, которую варили из мелкой крупки, приготовленной из полбы. Полба - это полудикий сорт пшеницы, которая еще в ХVIII веке выращивалась на Руси в большом количестве. Вернее сказать, полба росла сама по себе, была не прихотлива и не требовала никакого ухода. Ей не страшны были ни вредители, ни сорняки. Полба сама уничтожала любой сорняк. Полбенная каша была хоть и грубой, но очень полезной и питательной. Постепенно "культурные" сорта пшеницы вытеснили полбу, т.к. она плохо обшелушивалась. Зерно полбы срастается с цветочной оболочкой, создавая с ней практически единое целое. К тому же, урожайность полбы была намного ниже, чем у культурных сортов пшеницы.

Полба, или двузернянка, — это древнейший вид культурной пшеницы (Triticum diciccon). Сейчас ее почти вытеснили более урожайные сорта мягкой и твердой пшеницы, но сейчас наблюдается возрождение производства полбы, потому что у полбы есть огромное преимущество перед другими сортами пшеницы — засухоустойчивость. В полбе много белка, от 27% до 37%, а глютена мало, поэтому люди, страдающие аллергией на клейковину, могут спокойно эту кашу есть. Полба богаче железом и витаминами группы В, чем обычная пшеница, и имеет приятный ореховый привкус. Полба выращивается на Кавказе: возобновлены ее посевы в Дагестане и Карачаево-Черкесской республике. Здесь она называется "зандури". Продается сегодня в России и американская полба. Называется она "спельта". Иногда можно встретить полбу, выращенную в Европе. Все это вносит некоторую неразбериху, но и "полба", и "зандури", и "спельта", и"камут", названия одного и того же растения, старорусской полбы. Причем и в Америку, и в Европу она попала из России.

В давние времена кашей назывались блюда, приготовленные не только из круп, но и из других измельченных продуктов (гороховые, хлебные). Огромное разнообразие русских каш определялось, прежде всего, многообразием сортов круп, которые производились в России. Из каждой зерновой культуры делалось несколько видов круп - от целых до дробленных различным образом.


Каша, приготовленная из целых или раздробленных зерен ячменя, называлась: ячная, ячневая, житная, жито толченое, гуща, глазуха, перловка. Житной эта каша называлась в северных и среднерусских губерниях, где, словом жито обозначался ячмень. Жито толченое, ячневая - каша, приготовленная из мелкодробленого зерна. Словом гуща в Новгородской, Псковской, Тверской губерниях называлась крутая ячменная каша из цельных зерен. Она была там столь популярна, что новгородцев на Руси даже называли "гущеедами". Термин "глазуха" употреблялся для обозначения каши, сваренной из ячменя с горохом. Горох в каше полностью не разваривался, и на ее поверхности были видны "глаза" - горошины. Перловка - это каша, сваренная из цельных зерен, сизо-серый цвет которых и слегка продолговатая форма слегка напоминали "жемчужное зерно" - перл. Из ячменя делали три вида крупы:

  • перловую - крупные зерна подвергались слабой шлифовке,
  • голландку - зерна более мелкие шлифовались до белого цвета,
  • ячневую - совсем мелкая крупа из нешлифованного (цельного) зерна. Ячневые каши были любимым кушаньем Петра Первого. Он признавал "ячную кашу самою спорою и вкусною".

Каша из овса (овсяная каша, овсянка) могла вариться как из цельных, так и раздробленных зерен. Она нравилась своей питательностью и быстротой приготовления. Ее можно было сварить на легком таганке, не растапливая русскую печь или плиту.

Ячменная и овсяная каши варились с глубокой древности по всей России, как в деревнях, так и в городах и подавались, в основном, в будние дни.

Пшенная каша (просовая, белая - приготовленная из проса), была известна русским также давно, как овсяная и ячменная. Слово пшено впервые упоминается в письменных документах ХI в. Пшенная каша употреблялась как в будни, так и во время праздничного застолья.

Пшеница, превращенная в очень мелкую крупу, использовалась для изготовления манной каши. Слово "манна " – старославянское и восходит к греческому слову "manna " – пища. Она подавалась только детям и готовилась обычно на молоке.

Рисовая каша появилась в ХVIII в, когда в Россию был привезен рис, употреблялась в основном в городах. В рацион питания крестьян она входила очень медленно и называлась каша из сорочинского пшена. В богатых домах ее использовали в качестве начинки для пирогов. Кроме того из нее с течением времени стали готовить кутью.

Наряду с кашами из цельных или дробленых зерен традиционными для русских были "мучные каши", т.е. каши из муки. Они назывались обычно мукаваши, мукавешки, муковинки, муковки. Некоторые из этих каш имели и специальные названия, в которых нашли свое отражение способы изготовления каши, ее консистенция, вид муки, использованный для изготовления: толокняха, (толокнушка, толоконник), соломат (саламат, саламата, саламаха), кулага (солодуха, киселица), гороховка, завариха, загуста (густяха, густушка) и т.п.

Толокняха приготавливалась из толокна, представлявшего собой ароматную, пушистую муку из овса. Толокно изготавливалось своеобразно: овес в мешке опускался на сутки в речку, затем томился в печке, сушился, толокся в ступах и просеивался через сито. При изготовлении каши толокно заливалось водой и растиралось мутовкой, чтобы не было комков. Толокняха была с ХV в. одним из самых употребительных народных кушаний.

Соломат – жидкая каша из ржаной, ячменной или пшеничной прожаренной муки, заваренной кипятком и распаренной в печи иногда с добавлением жира. Соломат - пища для русских давняя. Она упоминается уже в письменных источниках ХV в. Слово же "соломат "заимствовано русскими из тюркских языков.

Гороховка – каша из гороховой муки.

Кулага – кушанье, приготовленное из ржаного солода – пророщенного и распаренного в печи зерна и ржаной муки. После варки в печи получалась сладковатая каша.

Завариха – каша из любой муки, всыпаемая при варке в кипящую воду при непрерывном помешивании.

Густиха – густая каша из ржаной муки.

Каши приготавливались в каждом доме, как для будничной, так и для праздничной трапезы. Они могли употребляться с молоком, коровьим или растительным маслом, жиром, медовой сытой, квасом, ягодами, жареным луком и т.д. На праздничный стол ставили обычно три каши: пшенную, гречневую и ячменную.

Растениям дарована природой способность аккумулировать в себе солнечный свет (энергию) и извлекать питательные вещества из земли. Только растения обладают способностью синтезировать и накапливать в себе необходимые человеку питательные и биологически активные вещества (витамины, минералы, аминокислоты и т.д.). Именно поэтому, человек с незапамятных времен занимается выращиванием растений для пропитания. Самыми ценными и биологически важными из них являются злаки. Без них наше существование немыслимо.

Злаки – это спрессованный свет Солнца.

Кушайте кашу и будьте здоровы!

Один из рецептов йогической каши с клубникой.

  • Овсяные хлопья (традиционные)
  • Отруби пшеничные
  • Шрот расторопши
  • Льняная мука
  • Клубника (свежая или замороженная)
  • Вода

Метод приготовления:

Овсяные хлопья замочить на полчаса.

Если используется замороженная клубника - достать из морозилки 5-7 ягод на порцию.

Добавить воды в соотношении 1 часть овсянки : 2 части воды.

Далее варить около 10 минут на небольшом огне.

Каша должна быть жидкой, если слишком загустела - добавить еще воды.

Далее добавить по столовой ложке отрубей, льняной муки и шgота расторопши.

В тарелку положить 5-7 ягод клубники, залить её кашей.

Каша дает заряд энергии на целый день.

В овсянке есть много витаминов и микроэлементов, которые способствуют нормализации обмена веществ. Клетчатка и протеины увеличивают именно мышечную ткань, а не жировую прослойку. Витамин В помогает в нормализации процесса переваривания полученной пищи. Также он отлично влияет на кожу. Для тех, у кого аллергия или дерматит, медицинские специалисты советуют есть овсянку как главное блюдо.

Пшеничные отруби благодаря высокому содержанию клетчатки, попадая в организм, удерживают большое количество воды, и далее двигаясь в кишечнике и толстой кишке, оказывают очищающее действие.

Шпот расторопши улучшает метаболические процессы в печени, повышая ее устойчивость к неблагоприятным условиям.

Клубника помимо чудесного вкуса обладает мощным противовоспалительным и противомикробным воздействием, также подавляет развитие вируса гриппа.

Читайте также: