Кашей бессмертный i

…глянул — а там висит Кощей Бессмертный, на двенадцати цепях прикован.

Просит Кощей у Ивана-царевича:

— Сжалься надо мной, дай мне напиться! Десять лет я здесь мучаюсь, не ел, не пил — совсем в горле пересохло!

. а как выпил третье ведро — взял свою прежнюю силу, тряхнул цепями и сразу все двенадцать порвал.

— Спасибо, Иван-царевич! — сказал Кощей Бессмертный. — Теперь тебе никогда не видать Марьи Моревны, как ушей своих! — И страшным вихрем вылетел в окно, нагнал на дороге Марью Моревну, прекрасную королевну, подхватил ее и унес к себе.

Главная героиня Марья Моревна в сказке предстает могучей воительницей, а Ивану-царевичу помогают его родственники по женской линии — мужья сестер.

Однако чаще всего сказочный Кощей обитает в своем царстве — царстве мертвых. Традиционно злодей крадет девушку, чтобы жениться на ней. Объяснение этому сюжету дал советский фольклорист Владимир Пропп:

Особую инициацию проходили и девушки, ее отголоски также сохранили волшебные сказки.

Исследователи связывали кощееву смерть из ларца с древнейшими представлениями о душе и мире:

  • Александр Ширшов
  • Георгий Милляр
  • Сергей Столяров
  • Галина Григорьева
  • Сергей Филиппов
  • Эммануил Геллер
  • Леонид Кровицкий
  • Иван Рыжов
  • Сергей Троицкий
  • Иван Бобров
  • .

файл добавил maria_l

  • Все:6
  • Положительные:6
  • Отрицательные:0
  • Процент:100%
  • Нейтральные:0


Киноманские беседы с мальчишкой по имени Zombion!

Много ли умных мыслей в голове твоего осла?

Ровно на одну больше, чем в твоей голове.

Э-э-э, не очень он умен

(примерно 33-я минута фильма)

Кащей Бессмертный

Т. е. понимаем, работая над картиной, режиссер Роу находился под колпаком. Одно дело — советская цензура в мирное время (которая все равно была суровой). Другое дело — когда люди умирали миллионами. Сказка ложь, да в ней намек. Без намеков здесь явно не обошлось. Сказка начинается с поющих девушек и парней. Спустя время на деревню нападает войско Кащея.

Чуть не забыл про Александра Ширшова. Великолепно отыграл напарника Никиты — Булата Балагура. Из минусов, положа руку на сердце — маленький хронометраж. Кино идет 60 минут. Самое интересное, что Роу сделал чересчур длинное вступление, а концовку наоборот как-то оборвал. Вам так не показалось? Если нет, то ничего страшного, говорю абсолютно субъективно. И еще меня удивили довольно жесткие моменты (Роу даже животных не пожалел), которые спустя пару минут перебивались комедийными зарисовками (за юмор здесь и отвечал Булат Балагур).

  • Полезная рецензия? пожаловаться на спойлер?
  • Да / Нет
  • 7 / 0
21 августа 2019 | 15:02


Зачинается рассказ же с Марьи Моревны — отличительного от прочих жительниц деревни прекрасной девицы. К ней под песни и пляски подоспел молодой человек с целью засвататься. Тут-то и говорит девушка, дескать, засватана она. Даёт молодцу три загадки (одной из них и была отгадка о том, что Моревна, мол, помолвлена). Третьей загадки отгадка придёт погодя, а пока неказистому юноше Марья даёт от ворот поворот.

Далее мы уже знакомимся с Никитой Кожемякой и сразу становится ясно, что он-то и является суженым упомянутой выше героини. И пока всё идёт своим чередом. Никита выглядит слегка самовлюблённым. Но таким Такие герои обычно часто перевоспитываются в русском фольклоре.

Скоро всё изменится. И отсюда надлежит перейти от пересказа к впечатлениям. С момента набега врага и разорением деревни: поджога полей, уничтожения мужского населения и пленения женского (детей я не отметил в картине) всё пошло так, что мы — зрители — не в силах предсказать. Плюс ли это, минус ли? Попробуем разобраться.

Всё можно отнести ко времени выхода сказки. А это — на секундочку — время Великой Отечественной Войны. Если присмотреться, то главный враг и возмутитель спокойствия — Кащей — и вправду имеет [пока что внешнее] сходство с Гитлером. (Георгий Милляр всюду великолепен. ).

Это внесло свои коррективы и в манеру изложения. Та самая сказка, которую мы вправе ожидать, не придёт. Не будет ни Ивана, идущего за стрелой, ни Василисы, в тёмной Кощеевой темнице дожидавшаяся, когда Иван её спасёт. Вместо привычной истории, Никита Кожемяка отправляется по следу Кащея в страну очень напоминающую ближневосточные страны. Опять же, то, что Кащей имеет и здесь своих подданных намекает на захваченные гитлеровские территории.

В целом, можно сказать, что дальше будет мало чего интересного с точки зрения событий. Действий — тех много. Событий чуть. Но с другой стороны, немало преданий, касаемо Кащея Бессмертного было выужено Роу сотоварищи. Это и перстень и спрятанная смерть Кащея (правда, инако показанная).

И вроде развязка весьма стремительна, но она вроде вполне логична.

В общем и целом, это не сказать, что превеликое произведение, которое кровь из носу нужно смотреть дабы ознакомиться с нашим фольклором Но критерии оценки диктуют свои правила. Посему вот так

  • Полезная рецензия? пожаловаться на спойлер?
  • Да / Нет
  • 6 / 2
8 декабря 2018 | 14:50


Больше отца с матерью, больше света белого, любить надо Землю Родную!

Обычный летний день. Солнышко ярко светит, колосья колышутся на ветру, из деревеньки, что неподалеку, доносятся песни и радостный смех. Не иначе как скоморохи пришли устроить представление и вызвать улыбки на устах, как стара, так и млада. Но вот только на этом празднике жизни лишь один одинокий старик не разделяет всеобщего ликования и поет он грустную песню, суть которой в том, чтобы деревню и ее жителей минула беда, обрушившаяся на мир. Беда, имя которой — Кощей Бессмертный. И будто бы услышал злодей окаянный песню старца, как тут же налетели вороги. Поля были вытоптаны, людей увели в неволю, а дым от сгоревших домов стал планомерно заволакивать небо, отчего нельзя было понять день на дворе иль глубокая ночь.

И вроде бы сказка по всем параметрам стандартна, но ведь Алексанр Роу никогда не снимал просто фильм. Все его сказки были индивидуальны и ни на кого не похоже. Так же и здесь. Военный фильм в обертке сказки и это видно невооруженным глазом. Вот Никита Кожемяка вернувшись из дальних стран идет с улыбкой на лице. И дело даже не столько в том, что идет он по лесу, а потому что он вернулся из дальних стран живым и здоровым. О чем сам герой и скажет беседуя с лягушкой-квакушкой. А вот войска Кощея. Люди, а возможно и нелюди, закованные в черную броню, сердца их столь же черны, как безлунная ночь, а разъезжают они на черных, как смоль лошадях и оставляющие за собой выжженные земли и разруху. Естественно, что у такого зла нет и не может быть собственного лица. Это стихийное бедствие против которое люди смогут победить лишь сплотившись. Что ближе к концу истории и происходит. Ну а еще у нас имеется полностью покоренная раса арабов, что поклоняются шакалу и платят дань Кощею. И вроде бы они недовольны таким положением дел, но предпочитают сидеть в стороне и помалкивать дорожа собственной шкурой. И все это создает потрясающий контраст, благодаря чему проникаешься историей и следишь за происходящим со всевозрастающим интересом.

Не подвели в этом плане и актеры, что смогли удачно воплотить образы своих героев на экране. Что скоморох, с первого взгляда полюбивший Марью и который продемонстрировал не только таланты в пение частушек и балагурстве, но и то, что он весьма сообразительный и обаятельный малый. Что Булат Балагур — единственный человек из страны арабов, который не убоялся Кощея и решивший освободить мир от этой напасти и готовый ради этой цели пойти на все. Ну и, конечно же, сам виновник торжества — Кощей. В поведение которого нет-нет, а просматривается один печально известный диктатор, который мечтает заполучить весь мир, но что он с ним будет делать — слабо себе представляет. В общем — все молодцы.

Итог? Красивая, самобытная и жизнеутверждающая сказка, которая нет-нет, а отдает картинами о Второй Мировой. Поэтому скажу так — любите советский кинематограф? Нравятся сказки? Сжимается сердце при просмотре фильмов о войне? Если верно хоть одно из этих утверждений — то посмотрите этот фильм. Если же верны все три, то очень может быть, что вы натолкнулись не просто на хорошее кино, а на шедевр советской кинематографии.

  • Полезная рецензия? пожаловаться на спойлер?
  • Да / Нет
  • 12 / 2
18 января 2016 | 11:47


Георгий Милляр как всегда много в разнообразных ипостасях. Он и Кащей Бессмертный, и шамаханский мудрец, и старичок-мухомор. Потрясающей харизмы мужчина. Из него бы получился шикарный лорд Волан-де-Морт.

Неповторимая музыка, под русскую старину, звучащая без перерыва практически весь фильм. Переливы арфы, гуслей, скрипки и свирели. Очень красиво и атмосферно.

Хочется хорошей, добротной сказки, сделанной с чувством юмора? Когда начинает мутить от пиратов Карибского моря и звёздных воинов, включайте старый чёрно-белый советский фильм, снятый Александром Роу. Душа отдыхает.

  • Полезная рецензия? пожаловаться на спойлер?
  • Да / Нет
  • 10 / 5
30 апреля 2018 | 15:05


Давным-давно, в одном поселении православной Руси проживала прекрасная девица Марья Моревна. Всякий молодец, завидевший ее, оказывался пленен красотой и поражен умом ее. Не было отбоя от сватов, но каждого из них ждало разочарование, был у Марьи суженый — богатырь Никита, по прозвищу Кожемяка.

Однажды, когда был он в отъезде, защищая землю родную, несметные полчища Кащея Бессмертного, врага всего живого, вторглись в посад, сожгли все на своем пути, а женщин увели с собой. Вернувшийся вскоре Никита застал лишь пепелище и смертельно раненого защитника, который рассказал, что произошло, и почил в мире. И ничего не оставалось богатырю русскому, как идти войной на Кащея, чтобы освободить Родину свою и вернуть возлюбленную

В далеком, 1944 году, Александр Роу, снял фильм для детей. Для нынешних и будущих поколений строителей и защитников Отечества. За основу картины он взял множество древних народных сказок и былин, которые рассказывали бабушки своим внукам. Выделить одну историю, по мотивам которой была поставлена лента нельзя. Но возможно проследить за тем, какие герои приняли участие в изложенных событиях и как все было исполнено в то сложное время.

Никита Кожемяка — главный герой этого фильма и персонаж множества сказок Руси. Его отличительной, от других богатырей, чертой была привычка в доказательство своей силы разрывать сырые бычьи кожи. Что прямо указывает на род деятельности героя в быту. В большинстве сказаний он ассоциируется с легендой о победе над Змеем, захватившем дочь князя и влюбившемся в нее. Интересно то, что возможно существовал исторический прототип Кожемяки, в свое время побивший печенежского великана. Прозвище свое он получил, когда в раздражении разорвал кожи, над которыми в тот момент работал. В этой киноленте Никита противостоял более культовому, в сравнении со Змеем (или драконом) по статусу в русских народных сказках герою — Кащею Бессмертному.

Кащей Бессмертный — главный отрицательный персонаж не только этого конкретного фильма, но и великого множества русских поверий и сказаний. Характерные тонкости особенностей этого героя заключаются по большей части в том, что сердце (оно же и смерть его) хранится отдельно от самого Кащея. Зачастую сердце представляет собой иглу, хранящуюся в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в сундуке, висящем на дубе, а дуб тот на таинственном острове (чаще — Буяне). Переломив иглу и только так можно одолеть могущественного врага. Здесь же, сердце Кащея хранится в яблоке, напоминающем по виду странной формы кондитерское мучное изделие. Яблоко это черное. Висит оно в закрытом черном цветке, на черном дереве, растущем на черной же скале. Только воин без страха в сердце может заполучить черную булку, ибо для иных цветок закрыт навсегда. Оригинальный момент в том, что разломивший яблоко человек, обращается в камень. Еще, Кащей — это могущественный колдун и воин, жадный до чужого золота. Изображается всегда в виде сухого, отталкивающей внешности старика. Зачастую источник жизненных сил злодея — чистая и холодная колодезная вода, кою пить он может целыми ведрами. В одном из самых известных сказаниях, изначально Кащей содержался в заточении в подземелье некоей Марьи Моревны.

Марья Моревна — главный женский персонаж фильма. Упоминания о ней можно встретить в нескольких сказках. Прекрасная королевна-воительница в данном случае простая деревенская красавица. Впрочем, судя по знакам внимания оказываемых целой толпой прислужниц и прочего люда, происходит девица из знатного рода. Но армией способной защитить от налета темных сил не обладает. Похищенная Кащеем, часть фильма Марья притворяется спящей красавицей, просыпающейся, когда на ее палец надевается волшебное кольцо с прозрачным драгоценным камнем, или же в случае смерти чародея, ее пленившего. Нужно особое внимание уделить вышеозначенному кольцу. Существует, по меньшей мере, две его копии и выяснить полные магические свойства их, по данной картине, возможным не представилось. Но помимо восстановления жизненных сил и пробуждения от летаргического сна колечко может остановить на некоторое время водопад, скрывающий потайной выход из башни Кащея. Любопытно, что использовать его можно только один раз, так как для достижения эффекта артефакт нужно выкинуть в пропасть. Собственно перстень — один из нескольких магических предметов, фигурирующих в фильме. Наряду с ковром-самолетом и шляпкой галюциногенного гриба — мухомора. Последняя была подарена Никите Кожемяке эпизодическим персонажем старичком сам-с-перст.

Старичок сам-с-перст не всегда положительный герой русских сказок. Обладает магическими силами и внушительной физической силой, несмотря на малый рост. В этом фильме ему назначена небольшая роль дарителя шапки-неведимки, представляющей собой шляпку большого красного мухомора. Что любопытно, при снятии оной с собственной головы, старичок в ту же секунду сгенерировал себе новую. Среди прочих возможностей сам-с-перст наглядно продемонстрировал умение показывать в водной глади события, произошедшие на его глазах. Возможно, это как-то связано с последствиями приема сырых грибов внутрь. Шапка-невидимка понадобилась главным героям неоднократно, но была утеряна по неосторожности, безвозвратно для потомков. Например, Никита использовал этот предмет для спасения Булата-балагура.

Булат-балагур — друг и главный помощник Кожемяки. Достоверных данных об этом персонаже сказок нет. Известно, что его собирались казнить в какой-то далекой мусульманской стране за попытку кражи ковра-самолета. По его словам, вышеуказанный ковер был необходим Булату для того, чтобы добраться в царство тьмы и собственноручно свернуть шею Кащею Бессмертному, поработившему в числе прочих и его Родину. Однако ответы и тон их на вопросы судьи наводят на мысль, что Балагур мог лукавить и волшебный ковер был нужен ему в тайных и личных целях. После чудесного спасения Никитой из рук палача, преисполненный чувством благодарности он помогает тому расправиться со злобствующими персонажами фильма.

Таким образом, сюжет ленты проходится быстрым шагом по древнерусскому фольклору, надолго нигде не задерживаясь. В этом можно видеть как плюсы, так и минусы. Возможные достоинства — оригинальность и даже где-то уникальность получившегося произведения, а недостатки в обрывочности повествования. Реализован же и воплощен в жизнь сценарий был, по тем временам, просто великолепно. Пусть не было сверкающих осколками и переливающихся взрывов, масштабных побоищ и реалистичных полетов. Зато были красивые и навевающие ностальгическую атмосферу по детству декорации и родные пейзажи. И пусть в Александре Ширшове с трудом угадывался былинный богатырь. Зато Георгий Милляр — стопроцентный Кащей!

В итоге, у режиссера Александра Роу, получилась сумбурная киносказка, повествующая о богатыре, поборовшем злодея и получившем в награду не только прекрасную возлюбленную, но и мир на родной земле. Это кино, погружающее даже взрослого в волшебную атмосферу сказочности, где действуют простые и справедливые законы, и за просмотром которого время пролетает незаметно. На фильмах Александра Роу росло не одно поколение и можно точно сказать, что они ничуть не хуже, блистающих спецэффектами современных фэнтези-лент.

  • Полезная рецензия? пожаловаться на спойлер?
  • Да / Нет
  • 41 / 6
1 июня 2010 | 05:43

Словом, вопросов возникает множество, а ответов однозначных нет. Может, все-таки прав был Афанасьев, когда возводил имя Кощея к кощунам, то есть называл его, таким образом, волшебником. Ну действительно, кто еще смог бы продлить свою жизнь настолько, чтобы люди стали его величать Бессмертным? Конечно, всемогущий маг. Или человек, который обратился за помощью к демоническим силам, как, скажем, Фауст. Но Кощей в сказках вовсе не волшебник и не человек, он сам, скорее всего, относится к демоническому миру. Так что и объяснение Афанасьева страдает приблизительностью и неточностью.

То есть, по Алексеевой, Кощей — это бог смерти от холода, и бог, или, скорее, демон, очень древний. Чтобы его одолеть, нужно как бы раскрутить колесо времен вспять, вернуться к самому началу мира, когда и появился на свет Бессмертный. Тогда понятно, отчего в сказке последовательно появляются: бурый медведь — властелин лесов, затем птицы — ястреб и утка, которую часто можно увидеть в северной тундре. Вслед ними, обитателями земли и воздуха, появляется водная жительница, рыба, в данном случае — щука. Может быть, когда-то давным-давно это была не щука, а совсем другая рыба? Скажем, белуха, живущая в приполярных областях. Если это так, то в сказке мы движемся не только в пространстве с юга на север, из зоны дремучих лесов через тундру в приполярные моря, но и вспять во времени — в обратном направлении по тому пути, которым когда-то прошли наши далекие предки, спасающиеся от наступления Великого оледенения. Проще говоря, сказочные животные указывают нам на север — туда, где некогда существовала прародина всех арийских народов, Арктида.

Возможно, там отдавали дань жертвами злому богу лютой стужи Карачуну, который появился на свет в самом начале творения мира — из золотого яйца, снесенного чудо-курочкой Рябой. Потом Карачун вышел из повиновения — холода становились все нестерпимее, уносили все больше жизней, и пришло время, покинув родину, которая на глазах покрывалась льдами, уйти вслед за рыбами, вслед за птицами на далекий материк и идти все дальше, спасаясь от движущегося по пятам Карачуна-Кощея. Идти следовало в леса, под защиту деревьев, и южные поля, где мороз был не так силен.

Это был исход с прародины, с крыши мира, где небо и земля едва не соприкасаются друг с другом, где зародился миф о Золотом Яйце. Поэтому поход с севера на юг означал еще и движение из далекого прошлого в настоящее и будущее.

Наши предположения вовсе не так фантастичны, как может показаться на первый взгляд. Согласно многочисленным легендам, из золотого яйца появилось все: не только Небо и Земля, но и подземные глубины; не только ясный День, но и темная Ночь, не одно лишь Добро, но и Зло также. Следуя логике мифа, нужно вернуться к самому началу времен, чтобы поразить Зло в его зародыше, при этом разломав… иглу. Почему — иглу? В уже названной книжке Алексеева предполагает, что речь идет о копье — главном орудии северных народов, которым били морского зверя и белого медведя. Да и на китов по сю пору охотятся не иначе как гарпунами — большими копьями, или, если угодно, иглами.

Хотя бессмертный демон стужи, конечно, — не медведь, не морж и даже не кит. Его обычным гарпуном не возьмешь, тут нужно нечто помощнее. Например, магический жезл — та самая волшебная палочка, о которой говорится едва ли не во всех сказках.

Есть и другое предположение о том, что же представляет собой заветная Кощеева игла. Бессмертный не вполне живой, но и не совсем мертвый, он находится будто бы на середине пути между тем и этим светом, то есть является практически тем же, что и ходячие мертвецы; их тела были преданы земле, но они поднимаются из могил и привидениями приходят в свой дом, чтобы тревожить родственников.

Возможно, в древности существовал какой-то ритуал, который обещал человеку обретение бессмертия. Во всяком случае, в раскопанной археологами могиле основателя города Чернигова (не забудем, что чернигами называли на Руси служителей Чернобога), князя Черного, найдена изображенная в сказке сцена: смертельная игла в яйце, яйцо — в утке, утка — в зайце, заяц — в заветном ларце.

И здесь мы подходим к пониманию того, чем же, собственно, является бессмертие. Наказание ли это или благо? Сам ритуал обретения бессмертия давно забыт, но сохранился его символ — цветы бессмертники, о которых, вспоминая родное село Антоновку, писал Миролюбов: «В Антоновке принято было сеять на могилках бессмертники, особые шероховатые, сухие на ощупь цветы, желтоватые, красноватые и, кажется, голубоватые, которые можно было сорвать и поставить в стакан с водой, и они могли стоять так месяцами; если же их ставили в вазу без воды, они тоже стояли месяцами. Жизнь в них, видимо, была, но как бы и не была.

Действительно, пришлось наблюдать — крестьяне держать бессмертники в доме не любили. Это были могильные цветы. К ним было отношение почти религиозное. Сорвав несколько таких цветов, я пришел домой с кладбища, куда собирались весной дети для игры, и хотел цветы ставить в воду, но прислуга, заметив их, отобрала и бросила в огонь.

Что ж, это, пожалуй, наилучшее объяснение бессмертия Кощея, которое уже и жизнь не в жизнь, а смерть недостижима; он так и застрял между этими двумя мирами и оставался там до тех пор, пока Иван-царевич не избавил его от вечной муки и не даровал блаженное забвение смерти.

В. Калашников. Русская демонология — М.: ЛомоносовЪ, 2014.


С точки зрения стандартной классификации Кащей - обычный лич. В качестве филактерии (хранилища души) выступает знаменитая игла.

Изучатели славянской мифологии изучать мифологию соседних стран не собираются

чета бредом пахнет Кащей и Мороз Разные персонажи

ну чтож, перед нами еще один образчик логики прямоходящих обезьян.

Что мы знаем о Кощее Бессмертном?

Жила была Василиса. И она служила Кощею. За три дня до окончания контракта она малость одембелела и упёрлась в самоволку, где повстречала Ивана-царевича, по совместительству дурачка.

Иванушка-царевич, по совместительству дурачек, уничтожил ценное имущество Кощея (лягушачью кожу, то есть маскировочное устройство) и сделал невозможным исполнение условий контракта самой Василисой.

Так Василиса согласно условиям контракта осталась должна Кощею.

Далее, наш умственно отсталый Иванушка приходит в царство Кощея (куда его никто не звал) и убивает Кощея и ломает его замок.

Кощей плохой, только потому что Василиса - прекрасная, а Иванушка - это ебанат-беспредельщик из 90-х.

С властелином колец - такая же херня. Саурон ковал кольца, его кинули с оплатой. Он воспользовался бэкдором, и он плохой.

Во Властелине Колец все уже десять раз с ног на голову перевернулось. До такой степени, что и не сам Сауроныч колечко ковал, а некий матерый эльфяра с погонялом Келебримбор отметился в сем деле.

Я бы с Проппа начал поиск. Он все таки один из самых именитых фольклористов

"Морфология волшебной сказки"

Домовой

Есть люди что верят в нечисть и даже говорят что встречали ее.
Пара моих знакомых клялись, что видели домового (вот те крест :D) Они описывали его как существо похожее на лохматый шарик. Один говорил, что видел у него хвост, другой "Нет, не хвост, это был длинный пояс!". Говорили что у существа видны были только ноги, тогда как он некоторых несчастных душил? (Да-да оказывается домовые скоры на расправу с некоторыми моими знакомыми)
Сам я конечно не верю в домового, ибо не сталкивался. Но, решил нарисовать то что отобразилось в голове от рассказов "Свидетелей".
А шапочка, шапочка для красоты.)



Культурный контраст



Символика кошки в славянской народной традиции


Кошка в славянских народных представлениях — домашнее животное с двойственной символикой и различными демоническими функциями. Часто кошка выступает в паре с другим домашним животным — собакой, а также символически коррелирует с дикими животными — с медведем и с пушными зверями: зайцем и лаской.

◊ Легенда о хлебном колосе

С кошкой и собакой связана легенда о хлебном колосе, известная у славян в белорусском и украинском Полесье, на Украине и изредка в России, а также в Малопольше: когда Бог решил наказать людей за непочитание хлеба и лишить их хлебного колоса, который раньше рос от самой земли, кошка и собака вместе упросили Бога оставить колос хотя бы на конце стебля, или это сделала для них Богородица, за что с тех пор кошке и собаке причитается первая лепешка из зерна нового урожая. В аналогичном южнославянском сюжете из Болгарии и Словении заслуга сохранения для людей колоса длиной с собачий язык приписывается одной собаке, а кошке, согласно словенской легенде, принадлежит заслуга сохранения молока, которое кошка выпросила у Бога на свою долю, умолив оставить небольшую часть коровьего вымени, которое раньше было во всю длину брюха коровы, от передних до задних ног.

◊ Вражда кошки с собакой

Вражда кошки с собакой находит символическое воплощение в любовной магии в качестве отворотного средства. Чтобы разлучить супружескую пару, у русских подкладывали кошачью шерсть, спутанную с собачьей, в брачную постель молодым; втыкали её под девятое бревно избы супругов с чтением соответствующего заговора; давали понюхать паленую шерсть, срезанную с кошки и собаки, специально для этого стравленных; у поляков — обливали супругов водой, в которой мыли вместе кошку и собаку.

◊ Происхождение кошки


Плохая примета, если кошка перебежит дорогу или встретится в пути. Если кошка пробежит между женихом и невестой, перебежит дорогу свадебному поезду или попадется ему навстречу, брак расстроится или будет неудачным.

Охотнику и рыбаку встреча с кошкой сулит неудачу в лове. Запрещено было упоминать кошку у русских во время охоты на соболя, вместо этого ее называли запечéнка, а у сербов — во время рыбной ловли.

◊ Народная зоология

◊ Народная демонология

◊ Метеорологические поверья


◊ Обращение кошки в домового

◊ Народная магия и медицина

◊ Происхождение зайца из кошки

koce očë. Что касается общего символического сближения кошки с зайцем, то оно подтверждается наличием у них обоих сексуально-эротической символики и пересечением их названий у поляков — польск. kot, kotka, словин. kot ‘заяц’, а также сербским поверьем из Хомолья о происхождении зайца от кошки и отождествлением заячьей головы с кошачей у хорватов Далмации.

Гура, Александр В. (2019). Символика кошки в славянской народной традиции. Славянский альманах 2019, Выпуск: 1-2, Издательство: Москва, С. 335-370, → DOI 10.31168/2073-5731

Александр Викторович Гура, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Отдела этнолингвистики и фольклора Института славяноведения Российской академии наук.

Всем известен герой-злодей русских народных сказок Кощей Бессмертный. Это маг, колдун, оборотень, который сторожит своё золото в сундуках и периодически сражается с положительными героями, типа Ивана Царевича, да похищает чужих невест с целью уговорить пожениться. В одних сказках его имя пишут Кащей, в других – Кощей, а иногда даже путают и со Змеем Горынычем. А почему такое странное у него имечко и от какого слова оно могло произойти? Нередко, выяснив что означает корень слова, можно догадаться о его предназначении.

кошевник – житель селения у казаков, тюрок; усилиями отечественных ученых из кошевников получились кочевники – кочевые люди или не имеющие постоянного места жительства;

кош – старейшина, глава рода;

кошевой – атаман, управляющий в мирное время;

кошка – хитрое домашнее животное;

кошт,кость, костлявый – крайне худой человек; чаще всего так и объясняют смысл имени да и рисунки персонажа напоминают скелет.

Кощунник – сказитель старины;

Кощунословие – повествование о жизнеустройстве Славяно-Ариев дохристианской России. Сейчас христиане этому слову придали негативный оттенок, но это для них он негативный, а для нас это наше наследие.

Вот этот перечень значений приближает к пониманию, кто такой был Кощей.

В русских народных волшебных сказках, то есть сказках, рассказываемых мудрецами (волхвами), нет пустых деталей. И если сыновья царя стреляют из луков, чтобы найти себе невест, то это объясняется древним представлением еще общеиндоевропейского периода о связи стрельбы из лука (и стрелы) с мужской силой стрелка, его способностью к воспроизводству потомства. А как сложится в дальнейшем его судьба, зависело уже от него самого: от его разума, совести, любви и принимаемых только им самим решений.

Согласно космогоническому мифу Кашьяпа создал всё живое, воплотившись в космическую черепаху; черепаха и есть Кашьяпа; поэтому говорят, что все живые существа – потомки Кашьяпы.

Таким образом, Кашьяпа как бы стоит у самого начала Проявления, у истока движения, пространства, времени. У самого кончика иглы, разворачивающей из ТОЧКИ все это Великое Вселенское Действо. Как ипостась Брахмы он бессмертен. Но бессмертен он только в процессе разворачивания, проявления данной Вселенной. Если процесс останавливается – Кашьяпа умирает, ибо он и есть сам этот процесс.

Убита Утка – Мать всех Образов, ткущая на энергетических струнах–нитях ткань Вселенной семицветным проявленным Светом. Вспомним, что гусь – лебедь – утка в гимнах Ригведы ассоциируются с:
Богом Творцом,
Вселенной,
Светом,
Разумом,
Бескрайним небом,
Душой вселенской и индивидуальной,
музыкальным ладом – музыкой Вселенной.

И, наконец, совершенно последнее деяние – сломан конец Иглы - прекращен процесс проявления. Вселенная уничтожена, так как Кощей (процесс проявления) убит! Сказка сообщает, что Иван–Царевич вернулся домой и жил долго и счастливо.
Но вот куда он вернулся – вот вопрос?

Во-вторых, перед слушателями ставятся сложнейшие вопросы духовной нравственности: о свободе выбора жизненного пути, об ответственности за свои деяния, о правомочности счастья за счет несчастья и даже жизни других людей.
В-третьих, констатируется, что глупость, тщеславие и бесконечный эгоизм способны уничтожить не только наш хрупкий Земной Дом, но и всю Вселенную.

Кроме наблюдения за отдыхом ПриРоды на Земле, когда Мать ПриРода
набирает живительные силы для весеннего пробуждения и жизни растительного
мира и животных, Богиня Мара наблюдает за жизнью людей. Каждому умершему
человеку в соответствии с полученным им созидательным опытом, Богиня Мара
даёт наставления – в каком направлении ему продолжить свой посмертный Путь.

Этот Великий Космический Ритуал Жизни, Смерти и возрождения
проявляется в Природе особенно наглядно в периоды летнего и зимнего
солнцеворотов, весеннего и осеннего равноденствий.


Годовой путь Солнца (Солнцепутие), представлен в этой сказке
вехами пути Ивана-Царевича, ведущими его от смерти к возрождению.

Мара Свароговна узнаёт тайну силы Кащея – о Яйце, в котором его смерть. В обмен на своё
молчание об этой тайне, Мара предлагает Кащею отдать ей власть над миром
Нави. Кащей соглашается на такое предложение при условии, что Мара станет
его послушной женой. Мара велит Кащею готовиться к свадьбе и, опоив его,
сковывает цепями. Мара уходит из Нави в Ирий Небесный и принимается
чародействовать, чтобы женить на себе Даждьбога….

Есть ещё одна интересная версия. Более 100 000 лет назад была разрушена база чужеземцев на одной из трёх лун Мидгард-Земли. Там были кащеи-чужеземцы из пекельного мира. Бог Даждьбог разрушил эту базу, но вместе с луной Лелей. Это вызвало Потоп и Даария, древняя прародина славян, ушла под воду… Если выкрасить яйца луковой шелухой, то они станут по цвету похожи на Лелю. Обычай разбивать яйца на Пасху пришёл от тех времён. Разбившееся яйцо – Леля с кащеями, целое – Даждьбог. А в народе пошли сказки о Кащее Бессмертном, у которого смерть в яйце (на Луне Леле) где-то на вершине высокого дуба (т. е. фактически в небесах).. Ни у одного народа такой традиции нет!

Но приближена к истине гипотеза В.А.Шемшука, который всерьёз занимался проблемой бессмертия.
На ведической Руси не было рабства, но были касты (как в Индии, например). Волхвы в своей касте имели разные степени посвящения.

Жреческая духовная власть на Руси никогда не поощряла занятие служителями своей касты воинским делом, поскольку это нарушало естественное развитие человека и его циклы. Согласно Ведам, первые 24 года человек учился, в этот момент он мог быть послушником, учеником, монахом. Во второй период из 24 лет юноша становился семьянином и хлебопашцем, растил и воспитывал детей. И только после 48 лет в третий 24-летний период, мужчина мог посвятить себя какому-либо ремеслу, в том числе и военному. После 72 лет человек становился старейшиной и получал право совершать обряды. При таком подходе общество могло жить и развиваться, потому что военные потери не изменяли его репродуктивности. Но если дружинники набирались из всех возрастов без разбора, общество несло непоправимые потери, и развитие его останавливалось.

Что же привело к вытеснению кошевого культа из славянских традиций? Причиной явилось, по всей видимости, засекречивание Кошами-волхвами своих знаний - и целый пласт культуры был отторгнут вместе с их носителями. Для продления своего рода Коши вынуждены были похищать девушек, что настраивало против них окружающих. Это отразили русские народные сказки и былины.

Закреплённая традиция - секретить свои знания не только от других каст, но и внутри жреческой касты вела к изоляции от общества и в итоге к неизбежной замене древней религии более доступными религиозными верованиями.

Ведуны и ведуньи - Бабы-Яги, которые являлись у наших предков жрецами и жрицами разных рангов, под воздействием христианства были инвертированы в злых, дряхлых колдунов и ведьм, приносящих людям один лишь вред. В сказках они всё же помогают положительным героям. Баба-Яга помогает сказочному герою победить трёхглавого змея или даже самого Кощея Бессмертного. Почему же всё-таки бессмертного? Что это - народная фантазия? Или реальность, отражённая в преданиях и сказках? Мы присоединяемся к мнению Н.К.Рериха, что народ не мог придумать того, чего он не видел или с чем он не сталкивался, и попытаемся доказать, что это реальность.

2.Другим немаловажным аспектом, почему Коши стали бессмертными, является состояние их эмоциональной системы. При встрече с ними очевидцы отмечают их глубокое спокойствие и умиротворённость. Мы уже говорили о важности эмоций для эволюции индивида. Эмоции, порождённые приятием к окружающему - это созидающие эмоции, ведущие к бессмертию индивида. История показывает, что даже достигшие гармонии в семье жили достаточно долго (если не были при этом знамениты). Мирзабекьяну из Нагорного Карабаха в 1958 году было 140 лет, а жене 120. Рустам Мамедову из Армении в это же время было 165 лет, а жене 116. Ровин Иван - венгр прожил с женой 147 лет и достиг возраста 172 лет, а жена 164 года.

3. Третьим фактором бессмертия Кошей является синхронизация своих индивидуальных ритмов с окружающей средой. Древние источники говорят, что в старину люди ели амброзию. Что это за таинственное вещество, никто из современных исследователей так и не определил. По нашим наблюдениям это земля биоценоза, которую Коши едят, совершая для этого целый ритуальный обряд. Суть этого обряда состоит в молитве о передаче чудесных свойств земли вкушающему её. Известно, что до принятия на Руси христианства пищу ели не со стола, а с земли, т.е. земля была составляющей рациона.

Употребляя землю внутрь, Коши тем самым синхронизируют частоты своего организма с биоценозом и делают возможным постоянную подпитку себя частотой Земли. Известно, что дети и животные, когда заболевают, начинают есть землю и выздоравливают подчас от самых неизлечимых болезней. Последние исследования показали, что чёрное тело, находящееся в мозге человека, и ответственное за творческий процесс, состоит из гумусовых кислот, т.е. кислот, составляющих основу чернозёмов и других почв, богатых перегноем.

Биоценозы способны к взаимодействию между собой, но не всегда это взаимодействие безобидно, что можно наблюдать на примере взаимодействия хвойного и лиственного леса. Хвойные биоценозы захватывают в обмен живое вещество лиственного леса, который в тени хвои погибает, как погибает или уходит в другие места его фауна. А ведь если есть Хозяин леса, он не допустит этой борьбы, а постарается разнообразить сообщество существ вокруг себя, чем ещё более увеличит свои возможности. Биоценоз живёт десятки и сотни тысяч лет, а может жить и миллионы. Как и в организме, в нём все его составляющие могут умирать и снова зарождаться, и только клетки нервной системы не умирают на протяжении всей жизни организма. Так и Хозяин леса, являясь нервной системой сверхорганизма, будет жить столько же, сколько живёт сам биоценоз.

Именно эта аналогия позволяет говорить о практически бесконечном существовании бессмертных Кошей - славянских жрецов, сумевших создать свой собственный разумный биоценоз, который уже сам способен определять свою индивидуальную эволюцию и эволюцию всех сосуществующих в нём видов.

Допотопные люди жили в среднем по 1000 и более лет не только потому, что они ели особую пищу, как считал древнегреческий философ Фалес. Пища действительно отличалась от современной, поскольку не содержала гербицидов, пестицидов и минеральных удобрений. Но главный секрет долгой жизни допотопных людей как раз и заключается в том, что древние люди были вписаны в биоценоз и составляли с ним единое целое. Подключившись с помощью резонанса к частоте биоценоза, неиссякаемому источнику энергии, человек не болеет и не дряхлеет.

Согласно Библии Мафусаил прожил 969 лет, Ной - 950 лет, из них 350 лет приходится на жизнь после потопа. Один из его сыновей Сим прожил только 600 лет, а Арфасат, сын Сима, 465 лет. Поздние люди жили ещё меньше. Моисей прожил всего 120 лет, Иосиф - 110 лет, а современный человек - чуть больше полувека. Налицо постепенное исчезновение долгожительства, поскольку заповедные леса (леса, где жили по Ведам) безжалостно уничтожались.

Гораздо больше шансов стать бессмертными у сельских жителей. И только когда возникнет новая раса с новой культурой, и люди будут жить в жилищах, вписанных в рельеф и не причиняющих вреда лесу - биоценозу, лишь тогда можно будет говорить, что пришла эра бессмертных, которые будут использовать все лучшие достижения прошлых, настоящей и будущих цивилизаций.

В славянских сказках мы читаем о чудесных способностях Кощея Бессмертного и находим указание на способы достижения его бессмертия. Они становятся ясны, если проанализировать сцены, описывающие способ убийства Кощея. Согласно различным вариантам сказок, для этого необходимо убить зайца, затем утку, разбить яйцо и сломать выпавшую из него иголку, т.е., говоря современным языком, разорить жильё Кощея Бессмертного, в котором заключается вся его чудесная сила. Причём, сам соперник Кощея этого сделать не мог, а прибегал к помощи животных и растений, которым он перед этим чем-то помог. Мы видим здесь элементы животной магии, широко распространённой у древних народов.

Когда человек долго живёт в одном месте наедине с дикой природой, он образует с данным местом биоценоз, т.е. у него возникает незримая связь со всеми живущими от него неподалёку обитателями животного и растительного мира, и он невольно обретает силу всего живого сообщества, дающую ему все чудесные способности, описанные в сказках.

В сказках о Кощее Бессмертном отразились подлинные события, когда фанатики уничтожали всё живое, окружающее жилище волхва-Коша, понимая, что именно оно, прошитое невидимой нитью с его обитателем, определяет все его нечеловеческие способности и делает его непобедимым.

Многие исследователи не воспринимают сказаний о Кощее Бессмертном как отражение подлинных событий и персонажей. Но, как уже говорилось, народ не может придумать того, чего никогда не видел. Сказы и мифы есть объективное отражение тогдашней реальности тогдашними людьми. Сапоги-скороходы, ковёр-самолёт, скатерть-самобранка, шапка-невидимка и т.д.- всё это достижения ушедшей цивилизации. Производство этих предметов было известно волхвам, так же, как и секреты физического бессмертия человека.

Сказы (сказки) писали волхвы для потомков рунами. Славянские рунические образы необычайно глубоки и емки, неоднозначны и непросты для обычного читателя. Этими образами в целостности владели лишь Жрецы, т.к. запись и прочтение рунического образа – дело серьезное и очень ответственное, требует большой точности, абсолютной чистоты мысли и сердца. И всё-таки КАЩЕЙ или КОЩЕЙ? Тот негативный персонаж, что используется в сказках, с которым борются все действующие лица, во главе с Бабой-Ягой и Смерть которого ” в яйце”, это – КАЩЕЙ. Первая руна в написании этого древнеславянского слова-образа – “Ка”, означающая “собирание внутрь себя, союз, объединение”. А исторически более правильно писать КОЩЕЙ, так как были КОШИ.

Читайте также: