Когда ребенок говорит у него как каша во рту что делать


Каша во рту.

Скачать:

ВложениеРазмер
statya_kasha_vo_rtu.docx 55.22 КБ

Предварительный просмотр:

Легкие (стертые) формы дизартрии могут наблюдаться у детей без явных двигательных расстройств, перенесших воздействие различных неблагоприятных факторов в течение пренатального (до родов), натального (роды) и раннего постнатального (после родов) периодов развития. Среди таких неблагоприятных факторов можно отметить:

— хроническую гипоксию плода;

— острые и хронические заболевания матери в период беременности;

— минимальное поражение нервной системы при резус-конфликтных ситуациях — матери и плода;

— острые инфекционные заболевания детей в младенческом возрасте и т. д.

Воздействие этих неблагоприятных факторов приводит к возникновению ряда специфических особенностей в развитии детей.

В ранний период развития у детей со стертой формой дизартрии отмечаются двигательное беспокойство, нарушения сна, частый, беспричинный плач. Кормление таких детей носит ряд особенностей: наблюдаются трудность в удержании соска, быстрая утомляемость при сосании, малыши рано отказываются от груди, часто и обильно срыгивают.

Анамнез детей со стертой формой дизартрии отягощен. Большинство детей до 1 — 2 лет наблюдались у невропатолога, в дальнейшем этот диагноз был снят.

Раннее речевое развитие у значительной части детей с легкими проявлениями дизартрии незначительно замедлено. Первые слова появляются к 1 году, фразовая речь формируется к 2 — 3 годам. При этом довольно долго речь детей остается неразборчивой, неясной, понятной только родителям. Таким образом, к 3 — 4 годам фонетическая сторона речи остается не сформированной.

Стертая форма дизартрии чаще всего диагностируется после пяти лет.

Понаблюдайте за своим ребенком.

Как родители могут заметить характерные проявления дизартрического компонента?

1. Обследование крупной моторики

2. Обследование мелкой моторики

Задания, выполняются правильно, наблюдаются синкинезии (сопутствующие движения), выполняет задания только с помощью другой руки (разгибает пальцы другой рукой, удерживает их при возникновении синкинезии); или задания не выполняются.

Исследование зрительно-моторной координации движений

1) Исследование точности движений.

Обратите внимание на общую моторику ребенка. То есть на то, как он двигается. Что же нас должно насторожить? Задания выполняются недостаточно точно, ребенок вытягивает руки в стороны для сохранения равновесия; плохо удерживает равновесие, стоя на одной ноге, быстро оступается, ищет опору; мяч подбрасывает очень низко; не удерживает равновесия при остановке по команде. И вообще такие дети малоактивны и быстро устают от нагрузок. Понаблюдайте за ребенком во время музыкальных занятий и танцев. И если у ребенка дизартрические проблемы, то это выразится в нарушенном ритме движений, а также при переключаемости движений.

3. Обследование состояния артикуляционной моторики

Упражнения выполняются сидя перед зеркалом. Ребенку предлагается отраженно за взрослым выполнить то или иное упражнение.

Наблюдаются неточное выполнение движений, поиски точных движений, замена одного движения другим, быстрая истощаемость, - время фиксации позы ограничено 1-3 секундами; недлительное удержание артикуляционной позы; не симметричность, слюнотечение, сопутствующие движения, напряженное выполнение.

Упражнения выполняются сидя перед зеркалом. Ребенку предлагается отраженно за взрослым выполнить движения. Ребенка просят выполнить упражнения по 4-5 раз.

- поднять кончик языка на верхнюю губу, опустить на нижнюю, попеременно дотронуться высунутым кончиком языка до правого, затем до левого уголка губ. Повторить эти движения 4-5 раз.

- высунуть язык вперед, одновременно поднимая его кончик вверх. Повторить эти движения 4-5 раз.

- совершать одновременно движение нижней челюстью и высунутым языком вправо, затем влево. Повторить эти движения 4-5 раз.

Количество правильно выполненных движений ограничено двумя-тремя; выполнение с ошибками, длительный поиск позы, замена одного движения другим, сопутствующие движения, обильное выделение слюны, насильственные движения (непроизвольные движения, чаще проявляющиеся сокращением мышц языка, губ).

Обследование мимической мускулатуры

Упражнения выполняются перед зеркалом. Ребенку предлагается отраженно за взрослым выполнить движения. Проводится по образцу, затем по словесной инструкции.

- поочередно надуть щеки

Неточное выполнение движений, затруднения при выполнении движений, вялость или напряженность мыщц, сглаженность носогубных складок, синкинезии; или вообще не может выполнить упражнения

Обследование мышечного тонуса и подвижности губ

Ребенку предлагается отраженно за взрослым повторить движения, сидя за столом перед зеркалом.

- поднять верхнюю губу, опустить нижнюю губу, повторить движения несколько раз.

Верхняя губа напряжена, ограничена ее подвижность; затруднения при выполнении движений, выраженное нарушение тонуса губной мускулатуры (напряженный или вялый) губы малоподвижные;

Обследование мышечного тонуса языка

Процедура обследования: ребенку предлагается отраженно за взрослым повторить движения перед зеркалом.

Затруднения при выполнении упражнений, умеренно выраженное нарушение мышечного тонуса языка, обильное выделение слюны, усиливающаяся при функциональной нагрузке, отклонение языка в сторону; посинение кончика языка.

ЗВУКОПРОИЗН0ШЕНИЕ. При обследовании звукопроизношения выявляются: смешение, искажение звуков, замена и отсутствие звуков. Нарушения звукопроизношения и просодики влияют на разборчивость речи, внятность и выразительность. Некоторые дети обращаются в поликлинику после занятий с логопедом. Родители задают вопрос, почему звуки, которые логопед поставил, не используются в речи ребенка. При обследовании выявляется, что многие дети, которые искажают, пропускают, смешивают или заменяют звуки, изолированно эти же звуки могут правильно произносить. Таким образом, звуки при стертой дизартрии долго не автоматизируются и не вводятся в речь. Наиболее распространенным нарушением является дефект произношения свистящих (с, з, ц) и шипящих (ш, ж, ч щ). Достаточно часто отмечаются межзубное произнесение, боковые призвуки. Дети испытывают трудности при произношении слов сложной слоговой структуры, упрощают звуконаполняемость, опуская некоторые звуки при стечении согласных.

Интонационно-выразительная окраска речи детей со стертой дизартрией резко снижена. Страдают голос, голосовые модуляции по высоте и силе, ослаблен речевой выдох. Нарушается тембр речи и появляется иногда назальный оттенок. Темп речи чаще ускорен. При рассказывании стихотворения речь ребенка монотонна, постепенно становится менее разборчивой, голос угасает. Голос детей во время речи тихий, не удаются модуляции по высоте, по силе голоса (ребенок не может по подражанию менять высоту голоса, имитируя голоса животных: коровы, собаки и т.п.).

И еще несколько слов о дыхании . Мы уже не раз слышали о том, что правильное дыхание основа хорошей речи. А у больных детей особенно. У некоторых детей, у которых дизартрия, часто наблюдается укороченный выдох, и потому часто они договаривают предложение на вдохе. Речь как бы захлебывается. Довольно часто выявляются дети (с хорошим самоконтролем), у которых при обследовании речи отклонений в звукопроизношении не проявляется, т.к. произносят слова они скандированно, т.е. по слогам, а на первое место выступает только нарушение просодики.

У детей с дизартрическим проявлением обычно наблюдаются вегетативные нарушения ( потливость , синюшность, быстрое покраснение, побледнение тела, лица). Ребенок может быть легко возбудим, суетлив или заторможен, безынициативен. Характерна пониженная работоспособность, плохая переключаемость, неустойчивость внимания, снижение объема памяти. Эмоционально-волевые нарушения проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, ранимости, впечатлительности и истощаемости нервной системы. Такие дети беспокойны, много плачут, требуют к себе постоянного внимания. У них отмечаются нарушения сна, аппетита, предрасположенность к срыгиванию и рвотам, диатезу, желудочно-кишечным расстройствам. Такие дети, как правило, метеозависимы.

Вот такие симптомы мы можем обнаружить у наших детей, если в них поселилась стертая дизартрия.

Работа логопеда при таком диагнозе тесно связана с лекарственной терапией, которую назначает невропатолог, поэтому ваш первый шаг навстречу к решению проблемы ребенка это поход к неврологу. Но перед посещением врача, еще раз прочтите консультацию и выделите моменты, на которые следует обратить внимание доктора..
С целью объективизации диагноза и выявления патологии, которая может служить патогенетической основой для легкой дизартрии, невропатолог назначает ЭЭГ , электронейромиографию , МРТ головного мозга , если обнаружится сужение сосудов или недостаточная иннервация артикуляционного аппарата, лицевых мышц назначит вашему ребенку сосудорасширяющие, общеукрепляющие препараты, электрофарез на органы артикуляционного аппарата, массаж шейно-воротниковой области. Все эти процедуры выполняются строго по назначению врача.

Перед посещением логопеда, родителю необходимо самим поработать с ребенком. Специалисты рекомендуют отдавать таких детей в различные кружки, в которых развивается общая моторика (плавание, фехтование и т. Др.). Хорошо сказывается на ребенке езда на велосипеде. Родителям нужно развивать мелкую моторику, тренировать психические процессы: внимание, память, мышление, восприятие. Поработать над развитием артикуляционной моторики, мимических мышц лица. Ниже переведены упражнения, которые помогут улучшить состояние ребенка.

гимнастика для жевательных мышц ( мет. И. И. Ермаковой )

  1. Открыть рот и закрыть.
  2. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед.
  3. Открыть рот и закрыть.
  4. Надуть щеки и расслабить.
  5. Открыть рот и закрыть.
  6. Движения нижней челюсти вбок.
  7. Открыть рот и закрыть.
  8. Втянуть щеки и расслабить.
  9. Открыть рот и закрыть.
  10. Нижними зубами закусить верхнюю губу.
  11. Открыть рот с запрокидыванием головы назад, закрыть рот - голову прямо.

гимнастика для произвольного напряжения и движения губ и щек ( мет. Е.Ф. Архиповой)

  1. Надувание обеих щек одновременно.
  2. Надувание щек попеременно.
  3. Втягивание щек в ротовую полость.
  4. Сомкнутые губы вытягиваются вперед трубочкой (хоботком), а затем возвращаются в нормальное положение.
  5. Оскал: губы растягиваются в стороны, плотно прижимаются к деснам, обнажаются оба ряда зубов.
  6. Чередование оскал-хоботок (улыбка-трубочка).
  7. Втягивание губ в ротовую полость при раскрытых челюстях.
  8. Поднимание только верхней губы, обнажаются только верхние зубы.
  9. Оттягивание нижней губы, обнажаются только нижние зубы.
  10. Поочередное поднимание и опускание верхней и нижней губы.
  11. Имитация полоскания зубов.
  12. Нижняя губа под верхними зубами.
  13. Верхняя губа под нижними зубами.
  14. Чередование двух предыдущих упражнений.
  15. Вибрация губ (фырканье лошади).
  16. При выдохе удерживать губами карандаш.

Статические артикуляционные упражнения ( Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова)

Примерный комплекс динамических артикуляционных упражнений (Л. В. Лопатина, Н.В. Серебрякова)

  • массаж и самомассаж пальцев и кистей рук;
  • игры с мелкими предметами: нанизывание бус, мозаика, мелкий конструктор;
  • комплекс пальчиковых гимнастик;
  • формирование навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, шнуровать ботинки, пользоваться вилкой и ножом;
  • занятия с пластилином и ножницами;
  • подготовка руки к письму: раскрашивать и штриховать картинки, обводить трафареты, графические диктанты, работа с прописями;

Голоса и речевое дыхание:

- Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой.

В логопедической практике рекомендуются следующие упражнения:

- Выберите удобную позу (лежа, сидя, стоя), положите одну руку на живот, другую – сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделайте глубокий вдох через нос (при этом живот выпячивается вперед, и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется той и другой рукой). После вдоха сразу же произведите свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимает прежнее положение).

- Произведите короткий, спокойный вдох через нос, задержите на 2-3 секунды воздух в легких, затем произведите протяжный, плавный выдох через рот.

- Сделайте короткий вдох при открытом рте и на плавном, протяжном выдохе произнесите один из гласных звуков ( а, о, у, и, э, ы ).

- Произнесите плавно на одном выдохе несколько звуков: аaaaa аaaaaooooooo аaaaaуууууу

- Произведите счет на одном выдохе до 3-5 ( один, два, три. ), стараясь постепенно увеличивать счет до 10-15. Следите за плавностью выдоха. Произведите обратный счет ( десять, девять, восемь. ).

- Прочтите пословицы, поговорки, скороговорки на одном выдохе. Обязательно соблюдайте установку, данную в первом упражнении.

Задания усложняются постепенно: сначала тренировка длительного речевого выдоха проводится на отдельных звуках, потом – словах, затем – на короткой фразе, при чтении стихов и т. д.

В каждом упражнении внимание детей направляется на спокойный, ненапряженный выдох, на длительность и громкость произносимых звуков.

Также для развития правильного речевого дыхания рекомендуются: специальные игры-упражнения: игра на дудочках, сдувание мелких предметов, надувание шаров, мыльных пузырей, подуть на одуванчики и т.д.

Дислалия - это нарушение звукопроизношения, которое возникло по следующим причинам:

При дизартрии нарушения носят более серьезный характер, так как нарушенным оказывается не только звукопроизношение, но и интонация, тембр и ритм речи. Причиной этого нарушения служит недостаточное обеспечение мышц артикуляционного аппарата нервными импульсами, в результате чего нарушается их связь с центральной нервной системой. В результате этого нарушается тонус артикуляционной мускулатуры (повышенный, пониженный или изменяющийся характер). При таком состоянии человеку трудно управлять органами артикуляции, поэтому речь и получается смазанная. Помимо звукопроизношения, нарушенным может быть и речевое дыхание (поверхностное, слабое), голос (тихий, слабый, прерывистый), кроме этого голос становится монотонным и маловыразительным.

Как видно, дизартрия более серьезное нарушение речи, чем дислалия, и оно требует большего внимания, а иногда для устранения этого дефекта необходимо медикаментозное лечение.

Как уже было отмечено, при обоих нарушениях страдает звукопроизношение. Существует несколько типов нарушения звукопроизношения:

  • Искажение, когда звук произносится неверно, например горловое [р] или картавость, произношение звука [л] с помощью губ и др.
  • Смешение, недостаточное различение схожих по артикуляции или близких по звучанию звуков при произношении (рыба-лыба, шуба-суба)
  • Замена, использование другого звука вместо отсутствующего в речи (шапка-фапка, хапка, рыба-лыбй, йыба, сумка-фумка, дом-том)
  • Пропуск, когда звук просто не используется в речи (ракета-акета, кошка-кока и др).

Все эти нарушения могут быть как вследствие не развитого фонематического слуха так и из-за того что человек не может принять правильную артикуляционную позу.

Существует несколько причин возникновения данной проблемы:

  • наследственный фактор;
  • подражание быстрой речи взрослого у ребёнка, что со временем закрепляется и уже негативно сказывается на речь взрослого человека;
  • опухоли головного мозга;
  • черепно-мозговые травмы и др.

Для устранения этих недостатков лучше всего обратиться за помощью к логопеду. Безусловно, в интернете можно найти много информации и видеороликов по устранению нарушений звукопроизношения, но, не зная причин нарушения можно либо потратить время впустую, применяя бесполезные методики, либо вовсе ухудшить свое положение.

Логопед сможет определить причину нарушения, его вид и, конечно же, разработает индивидуальный план работы по преодолению речевой проблемы. Если возникнет необходимость, логопед может посоветовать пройти обследование у других специалистов (ортодонт, невролог, лор) , для того чтобы работа по устранению дефектов была результативнее. Возможно, при наличии проблем с тонусом мышц, будет необходимо провести курс специального логопедического массажа. Кроме этого, при нарушениях голоса, тембра и речевого дыхания также необходимы специальные упражнения, которые подбираются логопедом индивидуально.

Несмотря на сложность дефекта и кажущуюся невозможность решения проблемы, не стоит отчаиваться, работа под руководством логопеда принесет свои плоды. Главное помнить, что даже высококвалифицированный специалист будет бессилен, если человек сам не будет прилагать усилий. Да, исправление звукопроизношения непростая задача в любом возрасте, но все обязательно получится, если постараться.

В заключении приведем примеры из жизни:

Юрий 20 лет, пришел на консультацию с жалобами на невнятную речь. В ходе диагностики было выявлено нарушение звуков [ш],[л], [р], нарушение речевого дыхания и голоса. По результатам диагностики логопед составил индивидуальный план работы и в течение года (занятия 3 раза в неделю) полностью поставили все звуки и устранили другие недостатки речи, конечно же, молодой человек был заинтересован в результатах и занимался еще и дома.

Ксения 18 лет. Пришла на консультацию к логопеду после самостоятельной попытки исправить произношение звука [р]. В течение года девушка занималась по видео урокам, но успехов не отмечала. По результатам диагностики, логопед составил план работы, который включал в себя и логопедический массаж, так как у девушки были проблемы с тонусом мышц языка, по истечении полугода регулярных занятий удалось поставить звук.

Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на прием можно по телефону (812) 640-38-55 или заполнив форму ниже.

Консультация психолога / психотерапевта онлайн
Индивидуальная консультация психолога / психотерапевта
Семейный психолог: консультации
Консультация сексолога /
сексопатолога
Детский и подростковый психолог: диагностика и консультации
Коучинг (лайф коучинг)
Логопед для взрослых
Логопед для ребенка
Психологическая диагностика
Профориентация для подростков и взрослых

Работа в Fidem

Санкт-Петербург,
наб. реки Фонтанки, 92Б
Карта проезда

О пациентах и их ошибках

- Как часто привозят в Городскую больницу скорой медицинской помощи Калининграда пациентов с инсультом?

- Ежедневно с подозрением на инсульт в больницу поступают 10-15 человек. При этом состояние пациентов – разное: бывает, что сразу все десять - тяжелые, с грубыми неврологическими дефицитами. Бывает, что подозрение на инсульт не подтверждается.

- Часто можно услышать, что инсульт молодеет. Вы сталкиваетесь в своей работе с такими случаями?

- В этом году к нам поступила 21-летняя студентка, которая старалась совместить учебу и работу. Сильное переутомление. При этом девушка не знала, что у нее тяжелая патология сосудов. Вот одно на другое наложилось, и случился инсульт. Получилось, что здесь в отделении мы ее подготовили к госпитализации в федеральный медицинский центр дл оперативного лечения. За минувший год были пациенты в возрасте 31 год, 37 лет, 38 лет.

- 21-летняя пациентка могла предупредить удар?

- С ее заболеванием ангеография (метод исследования сосудов. – Ред.) могла бы указать на патологию. Но такое исследование, как правило, абсолютно всем пациентам для предупреждения инсульта не назначают.

- Как только пациент поступает в больницу – проводим КТ, берем ряд анализов, если нет противопоказаний, если имеем дело с ишемическим инсультом, проводим тромболитическую терапию. Мы применяем мультидисциплинарный подход. Обязательно корректируем давление, уровень сахара пациента. Помощь клинического психолога, логопеда, эндокринолога, кардиолога, инструктору ЛФК – вся помощь, которая требуется пациенту, перенесшему инсульт, оказывается в отделении неврологии Городской больницы скорой медицинской помощи.

- Помощь клинического психолога порой требуется и родственникам такого пациента.

- Да, далеко не все родственники осознают, что от их поведения, помощи тоже зависит восстановление больного. Прийти в больницу и подержать папу за руку, поплакать вместе с ним – этого мало. Восхищаюсь семьями, где над выздоровлением близкого трудятся все!

Инсульт - это удар

- В ситуации с инсультом очень важно правильно оказать доврачебную помощь. Что делать, а что – категорически нельзя, если рядом человек вдруг не может поднять руку, нормально разговаривать, жалуется на головокружение?

- Верно, вы называете признаки инсульта. Но запомните, самое лучшее , что вы можете сделать для такого человека, - как можно быстрее вызвать "Скорую помощь". При вызове так и говорите, что у вашего близкого или прохожего - подозрение на инсульт. От скорости оказания медицинской помощи зависит очень многое. Но самое главное – спасем ли мы пациента от тяжелейших последствий инсульта - инвалидизации.

- Напомните, что в состоянии больного указывает на инсульт?

- При инсульте человек может терять сознание?

- Да, бывают и такие случаи.

- Важно ли человека с подозрением на инсульт до приезда врача обязательно положить. Или если сидит – пусть сидит…

- Если человек в состоянии прилечь – путь приляжет. Если сидит в кресле, на диване – пусть сидит. Важно сохранять спокойствие и дожидаться помощи медиков.

Чтобы не ударило

- Сколько инсультов может пережить человек?

- В моей практике был случай, когда пожилой человек в период с 60 до 89 лет пережил пять инсультов. С одной стороны, врачи умеют работать с инсультами, с другой – состояние здоровья пациента, его внутренний ресурс играет огромную роль в восстановлении, желании жить дальше. Вот сейчас у нас в отделении лежит 80-летняя пациентка, восстанавливается после инсульта. Переживает, что пока не может вернуться к своей обычной физической форме и… сесть на шпагат.

- Назовите основные меры профилактики инсульта.

- Если у вас высокое давление, узнайте причину, принимайте назначенную терапию. Если у вас сахарный диабет, выполняйте рекомендации врача, держите болезнь под контролем. Если у вас мерцательная аритмия – сходите к кардиологу. Узнайте все о своей болезни, научитесь с ней жить. И никогда самостоятельно не бросайте назначенную терапию! Больше двигайтесь. Привожу в пример Вьетнам – страну, которая победила и онкологию и заболевания сердечно-сосудистой системы. Знаете, как? Благодаря тому, что ежедневно в пять утра все граждане выходят на зарядку. И еще. Расставайтесь с привычкой курить.

- И за охватом талии нужно следить. Верно?

- Да, у женщин нома – 88 сантиметров, у мужчин – 102. Если полнота начинается с живота, обязательно выясняйте причину. Следите за своим здоровьем!

Гвардейск – Смоленск - Калинниград

- Екатерина Юрьевна, расскажите, где вы учились неврологии?

- А в Калининграде как оказались?

- В Калининград переехала в конце августа 2018 года. До этого, с 1 сентября 2017 года, работала врачом-неврологом в неврологическом отделении для больных с ОНМК Городской больницы скорой медицинской помощи Калининграда. А с апреля 2018 года начала руководить отделением. Дело в том, что я родилась в Гвардейске , здесь живет моя бабушка. Раз в год я приезжала к ней в гости, каждый раз мечтала переехать жить в Калининград. Очень люблю этот город, ведь у него особая атмосфера. И вот в один прекрасный момент мечта сбылась. Ни на минуту не задумывалась, когда мне предложили сюда переехать.

Для справки: неоднократно консультировала детей в 3 года, их же повторно смотрела в 4, а заниматься начали с 5-6 ("как положено" ). У кого-то улучшения минимальные за эти ГОДЫ. а других - абсолютно идентичная картина звуков.

У меня родственница логопед-дефектолог с большим опытом работы в логопедическом саду, она мне сказала, что для каждого возраста свои нормы развития звуков, например не выговаривать л и р до пяти лет нормально, но есть звуки, которые должны "встать" в три года и тд

она мне посоветовала взять логопеда из логопедического центра Людмила, мол там серьезный отбор спецов идет и они подбирают логопедов по районам.
не могу сказать, что на 100% довольна, но по крайней мере на диагностике в Людмиле мне подтвердили тоже, что и наша родственница сказала (не разводили на что-то еще), девочка приезжает на дом, молодая, приятная, старается, с ребенком справляется (активный непоседа), ребенку занятия нравятся

Живет на свете Маша,

Во рту у Маши каша

Не манка, не овсянка

На сладком молоке!

Живут во рту у Маши

Слова простые наши,

Слова простые наши

На русском языке…

Обычно детей-дизартриков отличает неуклюжесть, нарушение скоординированных движений, недоразвитие пальцевой моторики. Они с трудом овладевают навыками застегивания пуговиц, шнуровки, не умеют держать ножницы, не любят рисовать и лепить. Но в практике за последние годы наблюдается много детей 5-7 лет с хорошей координацией и развитой тонкой моторикой рук, они очень любят рисовать, разукрашивать, лепить, хорошо держат карандаш, успешно справляются со штриховкой. Признаки болезни видны только на лице, и то не у каждого. Один из заметных признаков стертой дизартрии: статичное малоподвижное лицо, напряженные губы или, наоборот, губы и щеки обвислые, рот не закрывается.

Стертая дизартрия (лёгкая степень дизартрии) в логопедической практике – одно из самых распространенных и трудно поддающихся коррекции нарушений произносительной стороны речи. Авторы отмечают, что при органических церебральных нарушениях звукопроизношения (стертой дизартрии) наблюдается недостаточная подвижность отдельных мышечных групп речевого аппарата (губ, мягкого нёба, языка), общая слабость всего периферического речевого аппарата вследствие поражения тех или иных отделов нервной системы.

Для стертой дизартрии характерно наличие симптомов микроорганического поражения центральной нервной системы: недостаточная иннервация органов речи – головного, артикуляционного и дыхательного отделов; нарушение мышечного тонуса артикуляционной и мимической мускулатуры.

Стертую дизартрию часто путают со сложной дислалией, поскольку и там и там нарушено произношение множества звуков, но при дислалии язык у ребенка вполне нормальный, а при дизартрии – в гипер или гипотонусе. Как лечить стертую форму дизартрии – расскажем подробно.

Особенный интерес при стертой форме дизартрии представляет язык. В большинстве случаев язык толстый, массивный, при вытягивании спинка языка напрягается и собирается в комок. За счет этого у ребенка затруднено произношение многих звуков. При произнесении твердых звуков слышатся мягкие, так как спинка языка автоматически поднимается к небу, в результате вместо [п] слышим [п’], вместо [б] — [б’], вместо [с] — [с’], вместо [з] — [з’] и т.д. Часто из-за паретичности мышц языка ребенок не может поднять его наверх, облизать верхнюю губу, достать кончиком до верхних зубов. В связи с этим у малыша отсутствуют шипящие звуки и [р].

Отличительной чертой дизартриков является их неустойчивая психика. Такие дети часто кидаются из крайности в крайность. То они излишне обидчивы, ранимы, плаксивы, болезненно реагируют на каждую мелочь, то становятся агрессивны, грубы, отказываются заниматься, разговаривать и даже кидаются на других с кулаками. У детей-дизартриков очень снижена мотивация и побуждение к обучению.

Помощь ребенку со стертой формой дизартрии.

Подход в лечении дизартрии должен быть комплексным. Педагогического вмешательства одного логопеда недостаточно. Здесь обязательно медикаментозное сопровождение и курс массажа воротниковой зоны для снятия мышечного напряжения в области шеи, подбородка и органов артикуляционного аппарата. На занятиях у логопеда помимо тренировки в звукопроизношении необходим ручной массаж лица и зондовый языка.

Для расслабления губ используем следующие упражнения:

Эти нехитрые упражнения могут выполнять родители дома, для усиления эффекта лучше всего делать их каждый день. На логопедических занятиях логопед также делает ручной массаж лица, подключая зондовый языка.

На занятиях логопеда, также, как и дома каждый день, ребенку со стертой дизартрией очень важно выполнять артикуляционную гимнастику.

Родителям следует приготовиться заранее к тому, что постановка звуков у дизартрика происходит с трудом и медленно из-за особенностей мышечного тонуса языка. Еще медленней идет автоматизация звуков от 3 до 7 месяцев, это отличительная особенность коррекционной работы в случае стертой дизартрии. Удивительно, но часто автоматизация даже самых простых звуков, таких как [л’] идет очень долго. Родителям иногда кажется, что логопедические занятия не приносят нужных результатов, но это не так. Занятия всегда имеют хоть небольшой, но результат, так как мышцы языка расслабляются постепенно и при постоянном механическом и физическом воздействии. Практика показывает, что при использовании комплексного подхода в лечении стертой формы дизартрии улучшение звукопроизношения наступает гораздо быстрее. А при регулярном воздействии на язык зондовым массажем, мышечный тонус нормализуется уже после трех месяцев применения. Надо лишь набраться терпения и активно сотрудничать с неврологом, массажистом и логопедом.

Читайте также: