Конспект занятия из чего варят кашу


Внеурочное заняти. Возрастная категория 1-2 классы.

Скачать:

ВложениеРазмер
vneurochnoe_zanyatie._iz_chego_varyat_kashi_i_kak_sdelat_kashu_vkusnoy.doc 113.5 КБ
iz_chego_varyat_kashi_i_kak_.ppt 2.31 МБ

Предварительный просмотр:

г. Кирова Калужской области

учитель начальных классов

Занятие проводится в форме исследования с использованием презентации, игровых ситуаций.

Возрастная категория: 1-2 классы

Формирование у обучающихся ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;

Приобретение обучающимися познаний об основных условиях и способах укрепления здоровья;

Расширить представление о каше, как обязательном компоненте ежедневного рациона;

Расширить представление об ассортименте каш и их свойствах;

Сформировать представление о том, из каких растений и круп можно сварить кашу;

Сформировать представление о добавках для каш.

Выбирать полезную для здоровья пищу.

Высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией.

Работать по предложенному учителем плану.

Выстраивать проблемный диалог (ситуации), коллективное решение проблемных вопросов;

Уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать других, учиться работать в коллективе, развивать артистические способности.

1. Актуализация проблемы.

- Отгадайте загадку и предположите, о чем пойдет речь на сегодняшнем занятии. Слайд 2.

Крупу в кастрюлю насыпают,

Водой холодной заливают.

И ставят на плиту вариться

И что тут может получиться? (Каша)

- Скажите, о чем же мы будем сегодня говорить? (О каше)

-Скажите, а можно сварить кашу из топора? (Нет)

2. Определение сферы исследования.

- Завтрак должен стать обязательным компонентом рациона питания каждого из вас. Какое же блюдо является наиболее подходящим? (Каша)

Каши содержат необходимое количество питательных веществ. К тому же они легко усваиваются. Да, наиболее подходящим блюдом на завтрак является каша, потому что в ней содержится много питательных веществ, она быстро усваивается.

- Ребята, вы хотите узнать, из чего варят каши?

(На доске прикрепляется запись: Из чего варят каши ?)

- Кто из вас любит есть каши, поднимите желтый светофор, а кто не любит – красный.

- Я надеюсь, что те ребята, кто поднял красный сигнал, в конце занятия поменяют свое отношение к каше.

- Скажите, вы хотите узнать секрет, как сделать кашу вкусной?

(На доске прикрепляется запись: Как сделать кашу вкусной ?)

3. Выбор темы исследования.

- Итак, кто назовет тему нашего занятия? (Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной?)

-Ребята, сегодня вы будете исследователями и сами постараетесь дать ответы на поставленные вопросы.

4. Выработка гипотезы.

- Как вы думаете, из чего варят каши? (Дети высказывают свои предположения)

5. Сбор и обработка информации.

-Каши варят из крупы. А из чего получается крупа, вы узнаете, если отгадаете загадку.

В землю теплую уйду,

К солнцу колоском взойду.

В нем тогда таких, как я,

Будет целая семья. (Зерно.) Слайд 3

- Крупа получается из зёрен. Послушайте рассказ о зёрнышке.

  • Выступление заранее подготовленного ученика. Слайды 4-7

Это зерно. Посадили весной в землю маленькие зёрнышки. Вскоре из них появились зелёные ростки. Земля, вода и солнце помогали им расти. В конце весны на каждом ростке появился колосок с мелкими зёрнами. Все лето колоски набирались сил и наливались. Зёрна в них пожелтели, стали крупнее. Осенью колоски собрали и обмолотили. Из зёрен сделали крупу, из которой можно варить кашу.

- Вот какой долгий путь прошла каша, прежде чем попасть к нам на стол. Её посадили, дождичек ее поливал, солнышко её грело. Осенью с полей убрали урожай и сделали из зерен крупу, а из крупы сварят кашу.

- Ребята, у вас на столах карточки с названиями круп и каш, которые можно из них сварить. Вам нужно соотнести карточки с названиями круп и каш.

  • Работа в парах по карточкам. Слайд 8

(Ошибки пока не исправляются)

- Молодцы, это ваши предположения. А ведь вы хотите точно знать, из чего делают каши и как сделать кашу вкусной. В ходе занятия мы вернемся к заполненным вами таблицам.

- В многообразии каш и круп, из которых их готовят, нам поможет разобраться тетрадь на с. 28. Прочитайте, что мы будем определять. (Растение-крупа-каша)

(у учителя - гербарий с колосками, у детей в блюдцах – крупы)

- Я загадаю вам загадки, вы отгадываете их, находите в блюдцах соответствующую крупу, приклеиваете ее на карточку с изображением культуры.

(Дети находят и приклеивают нужную крупу на карточку с изображением культуры. Учитель показывает крупяную культуру из гербария.)

1).Черна, мала, крошка, соберут немножко.

В воде поварят, кто съест – похвалит . (Гречка)

- Из какого растения получают гречку? Как называется крупа?

- Каша из гречневой крупы называется – гречневая (записывают в тетради название каши)

- Знаете ли вы, чем полезна гречневая каша?

-Наиболее полезна гречневая каша. Ведь в гречневой крупе, из которой она изготавливается, много растительных белков, жиров, углеводов. Она содержит фосфор, кальций, калий, железо, витамины группы В.

2) . Как во поле, на кургане, стоит курица с серьгами . (Овёс)

-Какую крупу получают из овса? (Дети находят овсяные хлопья среди других круп). Каша называется - овсяная (запись в тетради)

3). В поле метелкой, в мешке – жемчугом . (Пшеница, манка).

- Какую крупу получают из пшеницы? (Пшеничную и манную)

(Дети находят крупы)

Кашу варят – пшеничную и манную (запись в тетради) Пшеничная каша сытная, питательная и полезная. Манная крупа также относится к легкоусвояемым и очень калорийным продуктам, поэтому её рекомендуется есть перед серьёзными нагрузками (контрольной, соревнованиями). Её ели даже богатыри.

4). Белая, на снег похожа . (Рис)

Особенность риса – он растёт в воде. Рис богат крахмалом и также легко усваивается.

5). Сидит мышка в золотой кубышке.

Мала малышка, золотая кубышка. (Просо).

Растение — просо, крупа — пшено, каша – пшённая (запись в тетради).

В ней много белка, она самая питательная.

6). Встали в ряд богатыри,

Верно, службу служат.

Голова у них внутри,

Борода снаружи! (Кукуруза)

- Как называется каша из кукурузы? (Кукурузная)

7). В длинном домике зелёном

Много кругленьких ребят.

Меж собой они знакомы,

И все рядышком сидят. ( Горох)

- Какую кашу можно сварить из гороха? (Гороховую)

- А как называется каша из ячменя? ( Ячмень – ячневая, перловая каша.)

- А теперь посмотрите на карточки, которые вы заполнили в начале урока, и исправьте допущенные ошибки. (На слайде 12 по щелчку появляются правильные ответы. Дети сверяют их со своими ответами)

-Как вы думаете, почему про некоторых людей говорят: "Он мало каши ел"? О ком так говорят? ( Так говорят о слабых .)

-Правильно. Каша – полезная еда, которая помогает стать здоровым и сильным.

-А вы знаете, что каша не только одно из самых полезных блюд, но и самых старинных?

- Каша является древнейшим кушаньем русских людей. Первоначально наши далёкие предки крупу не варили, а в течение долгого времени размачивали в воде. Зёрна разбухали, их середина становилась мягкой и пригодной в пищу. А когда люди стали использовать для приготовления пищи огонь, это облегчило и ускорило этот процесс.

Самые старые среди каш – пшеничная, перловая и овсяная. Человек ест их уже девять тысяч лет. Рисовую кашу – пять тысяч лет, гречневую – четыре тысячи лет. Самая же молодая каша – кукурузная (3 тыс. лет). Я очень люблю кашу и всем вам советую каждый день есть кашу на завтрак.

-В Древней Руси специальные каши варились в честь любого важного события.

У русских князей существовал обычай варить кашу в знак примирения врагов. С тех пор про несговорчивых людей говорят: "С ним каши не сваришь".

- Русский народ сложил много пословиц и поговорок о кашах. Давайте соберём их.

Если про кашку не забудешь,

Вырос в поле колосок:
Он не низок, не высок.
Ветерок его качает,
Влево, вправо наклоняет.
Колоски мы все сожнём—
Много хлеба напечём,
А ещё наварим каши
И подкрепим силы наши.

7. Тренировочные упражнения.

1).Если сварить кашу из одной крупы и воды, она будет вкусной? Что в неё можно добавить? Кто не знает, вспомните, почему получилась вкусной каша из топора? (соль, сахар, молоко, масло)

- А что ещё можно добавить в кашу, чтобы она стала вкуснее? Давайте проверим ваши предположения, разгадав кроссворд. (Слайд 15)

(Загадки читает учитель.)

1.Я бел как снег,

Во вред зубам (сахар)

2. Круглый, зрелый, загорелый,

Попадался на зубок,

Расколоться всё не мог,

А попал под молоток,

Хрустнул раз – и треснул бок.

3. Меня одну не едят

И без меня не едят.

На воду упала и сразу пропала (соль)

4. Бело, а не вода,

Сладкое, а не мёд.

От бурёнки берут,

Деточкам дают (молоко)

5.Из растительных продуктов,

Из известных ягод, фруктов,

Из всего, что сладко, сочно,

Что съедобно и не очень,

Детям всем на объеденье,

Можем мы сварить …(варенье)

6. Огурцы они как будто,

Только связками растут,

И на завтрак эти фрукты

Обезьянам подают (банан)

Работа в тетради.

- Хотите сварить свою кашу? Предлагаю поработать в тетради с.29 задание 4

( дети приклеивают наклейки с добавками в каши или рисуют их)

1 группа - рисовая каша, гречневая каша

2 группа - манная каша, кукурузная каша

3 группа - овсяная каша, пшённая каша

Мы сварили манную кашу и добавили в неё…

-Очень вкусные каши у вас получились. Так и просятся в рот.

3).Решение проблемной ситуации. .

- Ребята, что это за каша, из чего она приготовлена? Хотите ли вы узнать о ее возникновении?

Рассказ учителя. Слайд 17 с изображением А.В.Суворова.

- Кто этот полководец? (Суворов) А каша – суворовская.

- Как вы думаете, какую кашу надо есть, чтобы вырасти крепкими и здоровыми? (Учитель обобщает, приходим к выводу - разнообразную)

8. Про кашу сложено немало частушек. Девочки исполняют частушки.

Не заваривайте чаю

Чаю пить я не хочу:

Подавайте лучше кашу,

Быть здоровою хочу!

Каша, каша ты прекрасна,

А в тарелке так ты краше,

Как захочется добавки…

А в кастрюльке та нет каши.

Любят взрослые и дети

Каши вкусные, поверьте.

Если скушаешь ты кашу,

Станешь ты добрей и краше.

Ешьте кашу каждый день,

А чтоб было веселей,

Кашу ем я каждый день

-И здоровой буду.

И, конечно, похвалить

И не ем я в сухомятку,

И не ем холодное.

Как известно: щи да каша

-Вот еда народная.

Если скушаешь её,

То захочется ещё.

На столе дымится каша,

Где большая ложка наша?

С кашей будем мы дружить,

Лет до ста мы будем жить!

- Давайте поделимся впечатлениями о нашем занятии. Зачем нам нужно было это занятие? (Чтобы быть здоровым, нужно правильно питаться ит.д.).

- Что является рациональным завтраком? (Каша)

- Чем полезны каши? (Содержат питательные вещества, легко усваиваются, помогает быть крепкими и здоровыми)

- Из каких злаковых культур получают крупы? (Крупяных)

- Какая каша является самой ценной? (Гречневая)

- Какую рекомендуют есть перед контрольной и соревнованиями? (Манную)

10. Рефлексия деятельности.

Хоровое чтение стихотворения. Слайд 18

Чтобы стать весёлым, смелым,

Сильным, ловким и умелым

И с утра чтоб не лениться,

Нужно кашей подкрепиться.

Кашу вкусную с утра

Кушай вволю детвора.

-Молодцы, теперь вы всё знаете о каше, и даже можете дома родителям помочь её приготовить. Надеюсь, что те ребята, кто в начале урока сказали, что не любят кашу, теперь поняли, как важно есть ее по утрам, чтобы быть крепкими и здоровыми.

Наиболее полезна гречневая каша. Ведь в гречневой крупе, из которой она изготовляется, много растительных белков, жиров, углеводов- крахмала. Она содержит фосфор, кальций, калий, железо, магний, марганец, а также витамины группы В.

Следом за крупами из гречихи следуют крупы из овса. В них много незаменимых аминокислот, минеральных веществ, витаминов В и Е (способствующие росту детского организма). Овсяные хлопья, подвергнутые специальной обработке в процессе приготовления, усваиваются значительно лучше организмом, чем овсяная крупа.

Рис, по сравнению с другими кашами, наиболее богат крахмалом, но содержит меньше белка, жира, минеральных веществ и витаминов. Рис очень легко усваивается организмом, поскольку в нем мало клетчатки.

Манная крупа, приготовленная из пшеницы, также относится к легкоусвояемым и очень калорийным продуктам. Поэтому ее рекомендуется давать на завтрак ребенку перед серьезными нагрузками (контрольной, соревнованием).

Каша исконно русское блюдо. Специальные каши варились в честь любого знаменательного события. Так жених и невеста обязательно должны были при гостях сварить кашу, а затем ее съесть. Так проверялась прочность их чувств.

Непосредственная образовательная деятельность.

Старшая группа.

Воспитатель: Гончарова Т. Д.

пгт. Белая Берёзка.

Образовательные задачи: Закрепить представления о крупах, их цвете, форме. Производить разнообразные обследовательские действия над крупами, делать обобщения и умозаключения.

Развивающая: Слышать и понимать вопрос взрослого и грамматически правильно строить ответы Развивать диалогическую речь,мышления, зрительное внимание.

Воспитательная: Формировать навыки сотрудничества, положительной установки на участие в занятии,инициативности, ответственному отношению к выполнению задания. Прививать привычку употреблять здоровую пищу. Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Раздаточный материал: Тарелочки с 6-ю видами крупы, мешочки с крупами, рисунки зёрнышка и колоска.

1 часть. Организационная.

-Дети, вы любите сказки? И я очень люблю сказки!

Со сказками все дружат, и сказки дружат с каждым,

Они необходимы как солнышка привет.

Кто любит слушать сказки, тому они расскажут,

О том, что может, было, а может, быть, и нет!

-Дети мы обязательно, поможем мышонку. Посмотрите! Вот он какой! (Показать игрушку в коробочке). Пусть наш мышонок немножко посидит в коробочке, отдохнёт. Я дала ему корочку хлеба, он будет его кушать, а мы с вами займёмся делами.

-Каша – это полезная еда, которая поможет вам стать здоровыми и сильными. Каша даёт энергию, питательные вещества, необходимые для роста и развития детей. А когда едят кашу? (Ответ детей). Вы знаете, из чего варят каши? (Ответ детей). - Кашу варят из крупы.

-А из чего получается крупа, вы узнаете, если загадку отгадаете!

В землю тёплую уйду, к солнцу колосом взойду.

В нём тогда таких как я будет целая семья. (Зерно).

-Посадили весной в землю маленькое зёрнышко. Появился из зёрнышка маленький росточек. Потом он подрос и превратился в колосок. Всё лето рос колосок, набирался сил, наливался. Земля, вода и солнце помогли маленькому зёрнышку превратиться в сильный колосок, полный новых зёрен. Осенью колоски собрали и обмолотили. Достали зёрна из колоска, из зёрен сделали крупу, а из крупы можно уже сварить кашу.

-Дети, кто помог зёрнышку вырасти и стать колоском? (Земля, вода, и солнце помогли маленькому зёрнышку) А мы сейчас немножко отдохнём, сделаем физкультминутку.

Утром солнышко встаёт выше, выше, выше.

А весёлый ветерок колоски колышет.

Разноцветный мотылёк. С колоска на колосок.

Медленно летает, колоски качает.

-Предлагаю детям сесть за столы. У вас есть тарелочки с разными крупами. Рассмотрите их все, давайте определим, какая крупа у нас на тарелочках.Дети рассматривают крупу и называют: гречневая, пшённая, рисовая, манная.

-Какая крупа самая мелкая? (Самая мелкая - манная крупа). Как ласково называют манную крупу? (Манка, маночка).Возьмите манку пальчиками, какая она на ощупь? (Сыпучая, мелкая, проскальзывает между пальцами). На что похожа манная крупа? (На сахарный песок, на снег, на соль). Какого цвета манка? (Белая с желтоватым оттенком).

-Найдите крупу, которая больше манки, жёлтого цвета. Как она называется? Пшенная - пшено.

-Возьмите зернышко пшена в руку. Покатайте пальчиком по ладони. Какое оно по форме? (Круглое). А как вы это определили? (Ответы детей). Какое пшено на ощупь? (Твердое, гладкое).

-Кто кроме людей любит пшено? (Пшено любят цыплята). Какую кашу варят из пшена? (Пшенную).

-Найдите крупу больше пшена по величине. Покажите! – Как, она называется? (Рис). Давайте внимательно рассмотрим рис. Положите на одну ладонь зерно риса, и зерно пшена. Пшено круглое, а рис? (Продолговатый, овальный, вытянутый). Пшено желтое, а рис? (Белый).

-Чем похожи пшено и рис? (Твердые). В чем, различия пшена и риса? Пшено

желтое, круглое, рис белый, продолговатый.

-Найдите крупу коричневого цвета. Как она называется? (Гречневая крупа –гречка). Возьмите зерно гречки в руку. Какой, оно формы? (Треугольной). На что, она похожа? (Ответы детей). Какое зерно гречки на ощупь? (Твёрдое)

-Дети, посмотрите на столе ещё остались крупы. Кто из вас знает, как они называются? (Ответы детей). Правильно - это перловая крупа, и геркулесовая! Возьмите в руку геркулесовую крупу. Какие хлопья на ощупь? (Мягкие, если нажать ломаются). Можно сказать про них ломкие. Хлопья геркулеса похожи на маленькие листочки.

-А теперь возьмём в руку перловую крупу. Какой, она формы? (Овальная). Какая перловка, на ощупь? (Твёрдая). –Дети, найдите рис и сравните с перловкой. В чём, их различия? (Рис продолговатый, тонкий, а перловка овальная и толстая).

Все крупы находятся в разных мешочка. Дети на ощупь определяют крупы. Молодцы! Вы правильно определили крупы в мешочках. Скажите мне дети, какие нужны продукты, чтобы сварить вкусную, полезную кашу. (Ответы детей). Для того чтобы сварить кашу нужны: крупа, молоко, сахар, соль. А, что из этих продуктов самое главное? Без чего каша не получится? (Самое главное-крупа). Главное-это крупа, без неё никакой каши не сварить. А, что ещё кладут в кашу, чтобы каша была вкусной и полезной? (Изюм, фрукты, масло). Давайте ещё раз повторим, какие крупы мы знаем. (Рисовая, пшенная, манная, гречневая, перловая, геркулесовая). Расскажите, кто какие любит каши?

Стихи: 1 ребенок.

Кашу манную любят малыши, белую пушистую едят от души.

Любят с молоком, станут все здоровыми, сильными потом.

2 ребенок. Каша пшенная у нас, это каша высший класс.

Любят кашу все ребятки, любят кашу и цыплятки.

Ешь и станешь силачом, любая гиря нипочем.

4 ребенок. Каша белая из риса, полезней всякого ириса.

Зерна белые тверды, но налей в чугун воды.

Да поставь на огонек, да посыпь-ка сахарок.

Подсоли немножко, и берись за ложку!

5 ребенок. Перловая каша-кормилица наша! Есть у ребят сноровка.

Кашу едят ловко! В саду едят ребята, а в армии солдаты.

6 ребенок. Каша из гречки. Где варилась? В печке.

Кашу хвалили, на всех поделили.

-Раз, два три -кашу горшочек вари! Мы внимательными будем, ничего мы не забудем!

Наливаем молоко, кладем соль, сахар. Мы внимательными будем, ничего мы не забудем!

Насыпаем всю крупу. Добавляем изюм, фрукты, масло.

Мы внимательными были, ничего не позабыли!

Все продукты поместили, каша варится пых-пых!

Для друзей и для родных.

А себя мы позабавим, попрыгаем, приседаем!

Каша варится, пыхтит, вкусным запахом дразнит.

А теперь широким кругом, мы походим друг за другом.

И попробуем - нашу, вместе сваренную кашу!

Её ложкой поедим, всех мы кашей угостим.

Ведь варилась-то пых, пых,

Для друзей и для родных!

Перед нами лежит красивая коробка.

-Загляни в коробку раз, ничего здесь нет у нас.

Мы похлопаем в ладоши. Раз, два, три и в коробку посмотри!

-Молодцы! Какое получилось красивое платье.

Ребята, вы сегодня были умницы, хорошо рассказывали о крупах, отвечали на вопросы, читали стихи, играли, хорошо думали и размышляли.

-Дети, наша русская печь, тоже захотела вас порадовать, и сейчас посмотрим, что она для нас испекла? А испекла она овсяное печенье. Из овсянки, или как её называют по – другому, геркулесовая крупа. Из нее получается отличное вкусное и полезное печенье.

-Кушайте, ребята на здоровье!


Как обучение сделать развлечением Давно не секрет, что в выходные по утрам родители рады занятости детей. А воспитатели и педагоги рады, когда пройденный материал повторяется.


Это занятие позволяет:

  • формировать положительное отношение к здоровому питанию ;
  • расширить представление детей о каше, как обязательном компоненте ежедневного рациона;
  • расширить представление детей об ассортименте каш и их свойствах;
  • познакомить с добавками для каш;
  • познакомить с растениями и крупами, из которых готовят каши;
  • прививать любовь к кашам;
  • научить детей составлять ежедневное меню с включением различных каш;
  • воспитать любовь к природному миру, дарящему полезный пищевой продукт;
  • воспитать уважение к труженикам пищевой отрасли.

Расширить представление детей о каше, как обязательном компоненте ежедневного рациона;

Расширить представление детей об ассортименте каш и их свойствах;

Сформировать представление о том, из каких растений и круп можно сварить кашу.

Сформировать представление о добавках для каш.

Ход занятия:

1.Крупу в кастрюлю насыпают,
Водой холодной заливают
И ставят на плиту вариться.
И что тут может получиться? (ответ: каша)

2.Черна, мала крошка,
А угодья много в ней,
В воде поварят,
Ребята съедят. (ответ: каша)

3.В городе Торжке
Продают бабу в горшке. (ответ: каша)

( Чтение детьми пословиц о каше).

Кашу маслом не испортишь.

Каша - мать наша.

Кашу есть - зубов не надо.

Где блины, там и мы, где с маслом каша, там и место наше.

Хороша кашка, да мала чашка.

Горе наше, что без масла каша.

Что за обед, коли каши нет.

Что на завтрак? Снова каша!

Ох, не любит её Маша.

Набиваешь полный рот,

А в живот всё не идёт.

Что же делать? Как же быть?

Без неё ведь не прожить:

Ловкость, силу придаёт.

Так что, отправляйся в рот!

Эта ложка мне для силы,

Эта, чтобы быть красивой,

Эта, чтобы умной быть.

Что ещё мне не забыть?

Ложку, чтобы не болела,

Чтобы делать всё умела.

Вроде я про всё сказала.

Да и каши стало мало.

Если ложечкой примять,

Съела всё, можно сказать.

Ребята, а кто знает, что такое каша? (Выслушивается мнение детей, все пояснения принимаются)

Послушайте, как это слово объясняется в толковом словаре русского языка С. И. Ожегова

Как вы думаете, в какое время лучше всего кушать кашу? (Выслушивается мнение детей, и обобщаются знания о последовательных приемах пищи по времени. На доске циферблаты, на которых 8 часов, 11 часов, 14 часов, 17 часов, 19 часов).

Самое лучше время для каши - 8 часов утра, то есть время завтрака.

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие и попадем в гости к одной семье прямо на завтрак. За кухонным столом мы увидим дружную семью, которая приготовилась к завтраку.

Итак, в путь. Давайте послушаем, что говорят наши любимые герои

Бабушка: Так обычно говорят о слабых. А каша – самая полезная еда на завтрак, она помогает ребятам вырасти здоровыми и сильными.

Папа: Кашу полезно есть и взрослым.

Катя: Но ведь каждый день есть кашу невкусно!

Мама: А мы сейчас попробуем сделать кашу вкусной, и у всех она будет разной.

Папа: В свою кашу я положу яблоки и орешки.

Катя: Я тоже хочу орешки, но с вареньем.

Бабушка: Могу предложить вам банан и киви. Я себе положу ложечку меда.

Аня: Я хочу кашу с киви и с медом!

Мама: Я возьму пару ягод чернослива и кураги.

Папа: Не забудьте положить кусочек масла.

Бабушка: Если положить очень много масла, каша будет очень жирной. Это не полезно.

Папа: Пожалуй, после каши я съем кусочек сыра.

Аня: Сегодня у нас манная каша, а из чего ее варят?

Бабушка: Сейчас позавтракаем и я вам расскажу.

Если посадить весной в землю любое зернышко, то сначала появится росточек, потом он превратится в колосок. Все лето колосок будет расти, набираться сил. В каждом колоске будет много зернышек.

Аня: А почему их так много в каждом колоске?

Бабушка: Земля, солнце, вода и тепло помогли маленькому зернышку превратиться в сильный колос, полный новых зерен. А в их много полезных питательных веществ.

Катя: Дальше я знаю, В конце лета колоски собрали, обмолотили – достали зерна. Из зерен сделали крупу, а из крупы можно сварить кашу!

Ведущий: ЭТО ИНТЕРЕСНО!

Бабушка: Теперь попробуйте отгадать загадки

В землю теплую уйду,

К солнцу колосом взойду,

В нем тогда таких, как я,

Будет целая семья!

Золотист он и усат,

В ста карманах – сто ребят.

Аня: Я тоже знаю интересную загадку.

Что две недели зеленится,

Две недели колосится,

Две недели отцветает,

Две недели наливает,

Две недели подсыхает?

Катя: Это пшеница, из которой делают муку, пшеничную и манную крупы!

Детям предлагается определить крупу и назвать кашу, которую из нее можно приготовить. Для этого ведущий демонстрирует детям баночки с разными видами крупы: пшено, манная крупа, пшеничная крупа, овсяные хлопья, гречка, кукуруза. Дети определяют названия круп, из каких растений получают ту или иную крупу и затем дают название каш.

Ведущий. Каши являются очень полезным, питательным, вкусным и недорогим продуктом. А крупы – важным источником углеводов и растительных белков. Кроме этого, они содержат очень большое количество витаминов группы В и различных минеральных веществ, именно поэтому продукты, которые получают из круп, широко применяют в питании детей младшего возраста.

Пожалуй, самой полезной является овсяная каша. Хорошо будет употреблять овсяную кашу с сухофруктами, свежими ягодами или вареньем.
Во всех странах мира уже стало традицией подавать овсянку на завтрак. Мы и вам рекомендуем приобщиться к этой полезной традиции.

У русских, украинцев, белорусов ритуальным новогодним блюдом была сладкая каша-кутья. Кашу варили из цельных зёрен, из нескольких видов злаков. В кашу добавляли изюм. Считалось: будет обильная трапеза на Новый год, значит, будет дому полная чаша весь год.


Разберем всё, что Вас волнует.

19 июня 2020г 19:00 (по Москве)

Возрастная категория: 2 класс

Тип урока: урок открытия нового знания.

Форма урока: исследование

Автор : Громак Ирина Николаевна

Образовательное учреждение: МБОУ СОШ №22 г. Ипатово

Цель занятия:

Формирование у обучающихся ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;

Приобретение обучающимися познаний об основных условиях и способах укрепления здоровья;

1.Образовательная: систематизировать и расширять знания детей о кашах, их разнообразии; раскрыть их значение для человека. Дать представление об ассортименте каш, которые могут быть приготовлены из различных круп.

2.Коррекционно-развивающая: способствовать развитию внимания, мышления, восприятия; обогащать активный словарь.

3.Воспитательная: прививать интерес к изучаемому предмету, воспитывать культуру учебного труда; сохранение и укрепление здоровья с помощью каш.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД:

Расширить представление о каше, как обязательном компоненте ежедневного рациона;

Расширить представление об ассортименте каш и их свойствах;

Сформировать представление о том, из каких растений и круп можно сварить кашу;

Сформировать представление о добавках для каш.

Личностные УУД:

Выбирать полезную для здоровья пищу.

Регулятивные УУД:

Высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией.

Работать по предложенному учителем плану.

Выстраивать проблемный диалог (ситуации), коллективное решение проблемных вопросов;

Коммуникативные УУД:

Уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать других, учиться работать в коллективе, развивать артистические способности.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент.

2. Актуализация проблемы.

Ученик. Человеку нужно есть,

Чтобы встать и чтобы сесть,

Чтобы прыгать, кувыркаться,

Песни петь, дружить, смеяться.

Чтоб расти и развиваться

И при этом не болеть,

Нужно правильно питаться

С самых юных лет уметь.

- Ребята, вы тоже с юных лет учитесь на уроках здоровья, как нужно правильно питаться.

- Отгадайте загадку и предположите, о чем пойдет речь на сегодняшнем занятии.

Крупу в кастрюлю насыпают,

Водой холодной заливают.

И ставят на плиту вариться

И что тут может получиться? (Каша) (Слайд 1)

- Скажите, о чем же мы будем сегодня говорить? (О каше)

-Скажите, а можно сварить кашу из топора? (Нет)

3. Определение сферы исследования.

- Ребята, вы хотите узнать, из чего варят каши? (Да)

(На доске прикрепляется запись: Из чего варят каши?)

- Кто из вас любит, есть каши, поднимите зелёный светофор, а кто не любит – красный.

- Я надеюсь, что те ребята, кто поднял красный сигнал, в конце занятия поменяют свое отношение к каше.

- Скажите, вы хотите узнать секрет, как сделать кашу вкусной?

(На доске прикрепляется запись: Как сделать кашу вкусной?)

4. Выбор темы исследования.

- Итак, кто назовёт тему нашего занятия? (Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной?)

-Ребята, сегодня вы будете исследователями и сами постараетесь дать ответы на поставленные вопросы.

5. Выработка гипотезы.

- Как вы думаете, из чего варят каши? (Дети высказывают свои предположения)

6. Сбор и обработка информации.

-Каши варят из крупы. А из чего получается крупа, вы узнаете, если отгадаете загадку.

В землю тёплую уйду,

К солнцу колоском взойду.

В нём тогда таких, как я,

Будет целая семья. (Зерно.) (Слайд 2)

-Крупу получают из зёрен.

Послушайте рассказ о зёрнышке.

Выступление заранее подготовленного ученика. (Слайды 3-9)

- Вот какой долгий путь прошла каша, прежде чем попасть к нам на стол. Зёрна посадили,

дождичек их поливал, солнышко их грело. Осенью с полей убрали урожай и сделали из

зёрен крупу, а из крупы сварят кашу.

- Ребята, у вас на столах карточки с названиями круп и каш, которые можно из них сварить. Вам нужно соотнести названия круп и каш.

Работа в парах по карточкам. (Слайд 10)

(Ошибки пока не исправляются)

- Молодцы! Это ваши предположения. А ведь вы хотите точно знать, из чего делают каши. В ходе занятия мы вернемся к заполненным вами карточкам.

- В многообразии круп и каш, нам поможет разобраться тетрадь с. 28. Прочитайте, что мы будем определять. (Из каких растений и круп, какая получится каша.)

Практическая работа с образцами круп.

- Вы должны найти на блюдцах соответствующую крупу, и отгадать название каши из этой крупы.

1. (Слайд 12)

- Какую крупу получают из проса? (Пшено)

-Найдите пшено среди других круп. (Пшено - №5)

-Как называется каша из пшена? Пшённая (запись в тетради).

- В пшённой каше много белка, она самая питательная. В ней содержатся витамины группы В, которые благотворно влияют на память, улучшают работу мозга и повышают работоспособность. Поэтому у любителей пшенки есть все шансы стать интеллектуалами.

Кардиологи тоже советуют своим пациентам включать в рацион как можно больше полезной каши. Дело в том, что пшено - богатый источник калия, который помогает справиться с нарушениями сердечной деятельности, нормализовать артериальное давление и укрепить сосуды.

2. (Слайд 13)

- Это растение вам всем известно. Вы узнали его? (Учитель показывает колосья пшеницы) (Пшеница).

- Какую крупу получают из пшеницы? (Манную и пшеничную)

- Найдите манную крупу и пшеничную. (Манная - №6, пшеничная - №1)

- Как называется каша из манной крупы? (из пшеничной крупы?)

Кашу варят – манную и пшеничную (запись в тетради).

-Пшеничная каша сытная, питательная и полезная. Манная каша относится к легкоусвояемым и очень калорийным продуктам. Так как она быстро готовится, то все полезные вещества сохраняются в ней. В манной каше 70 процентов крахмала, много белков и других минеральных веществ, калия и витаминов Е и В1, её рекомендуется есть перед серьёзными нагрузками (контрольной, соревнованиями). Её ели даже богатыри.

3. (Слайд 14)

-Какую крупу получают из овса? (Овсяные хлопья)

-Найдите овсяные хлопья среди других круп. (Овсяные хлопья - №3)

-Как называется каша из овсяных хлопьев? ( Каша называется – овсяная) (запись в тетради)

Встретились два друга: Сашка и Матвей.

- А у меня дома овсянка!

- Подумаешь, - сказал Матвей, - у меня дома тоже овсянка.

- Люблю я овсянку! – добавил Сашка.

- И я люблю! – сказал Матвей.

- Она жёлтая, красивая такая!

- И вкусная. Особенно с молоком!

- Как это вкусная? Как это – с молоком? – удивился Сашка.

- Да так. А ещё хороша с маслом или с сахарным песком.

- Да ты про что говоришь?! – всплеснул руками Сашка.

- Как это про что? Про овсянку! – ответил Матвей.

- Про какую овсянку?

- Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?

- И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду живёт и песни поёт.

- Каша песни поёт?! – изумился Матвей.

- Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Не слыхал про такую, что ли? – рассердился Саша и добавил: - Айда ко мне – мою овсянку слушать!

- Айда! – согласился Матвей, - А потом ко мне – мою овсянку кушать!

И друзья побежали.

(Слайд 15) (птичка овсянка)

4. (Слайд 16)

- Из какого растения получают гречневую крупу? (Из гречихи)

- Как называется крупа? (Гречка)

-Найдите гречку среди других круп. (Гречка - №2)

- Каша из гречневой крупы называется – гречневая (записывают в тетради название каши)

- Знаете ли вы, чем полезна гречневая каша?

- Гречневая каша это настоящая мини-аптека! Гречневая крупа содержит белки, крахмал, жиры, богата витаминами В1, В2, В6, минеральными веществами - фосфором, калием, марганцем, кальцием, железом, магнием. Гречневая каша снижает риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний.

5. (Слайд 17)

- На последнем рисунке вы видите кукурузу, как называется крупа из этого растения? (Кукурузная - №4)

- Как называется каша из кукурузы? (Кукурузная)

- Кукурузная каша обеспечивает организм крахмалом, витаминами (группы В и Е), минералами (особенно калием и железом), белком и клетчаткой.

-В нашей тетради не все крупы и не все виды каш. Может, вы знаете ещё какие-то?

(Слайд 18)

- Какую кашу можно сварить из гороха? (Гороховую)

- Как называется каша из ячменя? (Ячмень – ячневая, перловая каша)

- А какую кашу можно сварить из риса? (Рисовую)

- А теперь посмотрите на карточки, которые вы заполнили в начале урока, и исправьте допущенные ошибки. ( Слайд 19)

(На слайде по щелчку появляются правильные ответы. Дети сверяют их со своими ответами)

- Многие из этих растений выращивают в Ставропольском крае для получения крупы.

Работа с картой. Зерновые культуры в Ставропольском крае . ( Слайд 20)

- Рассмотрите карту сельскохозяйственных культур Ставропольского края. Практически на всей территории края выращивают зерновые культуры. Не случайно край называют житницей страны. В 2015году ставропольские сельхозпроизводители заняли 3 место по производству зерновых культур, собрали 9,1 миллионов тонн зерна. Лидерами по сбору зерна в нашем крае являются хозяйства Новоалександровского, Кочубеевского, Изобильненского, Красногвардейского и Ипатовского районов.

Физкультминутка - пальчиковая гимнастика (Слайд 21)

На порог скакала,

(сложите правую ладонь ковшиком и протяните руку вперёд),

Этому - на поварёшке

(сложите обе ладони ковшиком),

Этому – на ухвате

(держите ладони вертикально, прижимая одну к другой в области запястья)

Этому - на лопате

(прижмите ладони друг к другу и протяните их вперёд)

- Сорока – белобока кашу варила, да крупу просыпала.

- Давайте поможем сороке отделить крупы друг от друга. Победителями станут ребята, кто быстрее выберет свою крупу (первый ряд – рис, второй ряд- гречку, третий ряд – перловую) Работа в парах.

-Как вы думаете, почему про некоторых людей говорят: "Он мало каши ел"? О ком так говорят? (Так говорят о слабых.)

-Правильно. Каша – полезная еда, которая помогает стать здоровым и сильным. Особенно полезно есть кашу на завтрак, потому что в ней содержится много питательных веществ, и она быстро усваивается.

-А вы знаете, что каша не только одно из самых полезных блюд, но и самых старинных?

- Каша является древнейшим кушаньем русских людей. Первоначально наши далёкие предки крупу не варили, а в течение долгого времени размачивали в воде. Зёрна разбухали, становились мягкими, их измельчали и употребляли в пищу. А когда люди научились использовать огонь для приготовления пищи, то кашу стали варить.

Самые старые среди каш – пшеничная, перловая и овсяная. Человек ест их уже девять тысяч лет. Рисовую и гречневую кашу – четыре тысячи лет. Самая же молодая каша – кукурузная (3 тыс. лет). Я очень люблю кашу и всем вам советую, каждый день есть кашу на завтрак.

- Каша – исконно русское блюдо. Его использовали и в будни, и в праздники. Ни одно застолье не обходилось без каши. В честь важного события варились специальные каши. Так на свадьбе жених и невеста обязательно должны были при гостях сварить кашу, а затем её съесть. Так проверялась прочность их чувств.

У русских князей существовал обычай - в знак примирения между врагами варить кашу. Без каши мирный договор считался недействительным. С тех пор про несговорчивых людей говорят: "С ним каши не сваришь". Даже на царских пирах каша занимала почётное место.

- Русский народ сложил много пословиц и поговорок о кашах. Давайте соберём их.

- Писатели написали стихи, рассказы и сказки о каше. Назовите произведения, отрывки из которых вы сейчас услышите.

Вырос в поле колосок:
Он не низок, не высок.
Ветерок его качает,
Влево, вправо наклоняет.
Колоски мы все сожнём—
Много хлеба напечём,
А ещё наварим каши
И подкрепим силы наши.

7. Тренировочные упражнения.

-Если сварить кашу из одной крупы и воды, она будет вкусной? (Нет.)

- А что ещё можно добавить в кашу, чтобы она стала вкуснее?

- Давайте проверим ваши предположения, разгадав кроссворд.

(Загадки читает учитель.)

1. Из растительных продуктов,

Из известных ягод, фруктов,

Из всего, что сладко, сочно,

Что съедобно и не очень,

Детям всем на объеденье,

Можем мы сварить …(варенье)

2. Бело, а не вода,

Сладкое, а не мёд.

От бурёнки берут,

Деточкам дают (молоко)

3. Её сестрица земляника.

Что за ягодка? (клубника)

4. Меня одну не едят

И без меня не едят.

На воду упала и сразу пропала (соль)

Читайте также: