Логопедия программа каше по развитию фонематического восприятия

Основные задачи коррекционного обучения по данному разделу следующие:

- сформировать у детей систему четко различаемых, противопоставленных друг другу фонем;

- научить произносить слова различной слоговой сложности;

- научить свободно пользоваться приобретенными навыками в самостоятельной речи.

Для выполнения поставленных задач в первую очередь специальными логопедическими приемами исправляется произношение дефектных звуков и уточняется артикуляция имеющихся звуков. Выработка правильных артикуляционных навыков является лишь одним из условий, обеспечивающих успешное решение поставленных задач.

Специальное время отводится на развитие фонематического восприятия и слуховой памяти, то есть дети учатся вслушиваться в речь, различать и воспроизводить отдельные звуковые элементы речи, запоминать воспринятый на слух материал, сравнивать звучание чужой и собственной речи.

Развитие артикуляционных навыков и фонематического восприятия происходит одновременно с развитием анализа и синтеза звукового состава речи. Упражнения в звуковом анализе и синтезе, с опорой на четкие кинестетические и слуховые ощущения, в свою очередь, способствуют осознанному овладению звуками речи. Это имеет громадное значение для введения в речь поставленных или уточненных в произношении звуков. Таким образом, упражнения, имеющие в виду анализ и синтез звукового состава слова, помогают нормализовать процесс фонемообразования и подготавливают детей к освоению грамоты.

На всех этапах коррекционного обучения закрепление правильного произношения звуков сочетается с развитием дикции и устранением затруднений в произношении слов сложного звуко-слогового состава.

На этапах окончательного закрепления правильного произношения каждого из изучаемых звуков и слов различного звуко-слогового состава материал коррекционных упражнений подбирается с учетом одновременного развития лексических и грамматических элементов речи (см. раз. 2).

Дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Им принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии детей, в подготовке их к школе.

Содержание этой программы направлено на устранение речевых дефектов, на предупреждение возможных последствий речевых недостатков в условиях специальных коррекционных групп для детей с ФФНР и характеризуется наличием большого количества занятий по коррекции речевого дефекта.

Кроме того, не все дети старшего дошкольного возраста нуждаются в коррекции речи, да и речевой дефект у дошкольников также может варьироваться.

Исходя из этого, коррекционную программу Филичевой, Чиркиной и методические рекомендации Г.А. Каше необходимо адаптировать к условиям коррекции речи на логопункте при МАДОУ.

Решение данной проблемы возможно через разработку рабочей программы.

Цель программы:

Обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием фонетико-фонематической стороны речи у старших дошкольников.

Основные задачи коррекционного обучения:

  • Формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова);
  • Формирование навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова).
  • Развитие коммуникативности, успешности в общении.

Характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Фонетико-фонематическое недоразвитие – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом.

С развитием логопедической науки и практики, физиологии и психологии речи (Р. Е. Левина, Р. М. Боскис, Н. X. Швачкин, Л. Ф. Чистович, А. Р. Лурия и др.) стало ясно, что в случаях нарушения артикуляторной интерпретации слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его восприятие. Р. Е. Левина на основе психологического изучения речи детей пришла к выводу о важнейшем значении фонематического восприятия для полноценного усвоения звуковой стороны речи. Было установлено, что у детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками.
Состояние фонематического развития детей влияет на овладение звуковым анализом.

Уровень сформированности действия по выделению последовательности звуков в слове и умение сознательно ориентироваться в звуковых элементах слова находятся в зависимости от степени недоразвития фонематического восприятия и от того, является ли это недоразвитие первичным или вторичным (Л. Ф. Спирова).

Вторичное недоразвитие фонематического восприятия наблюдается при нарушениях речевых кинестезии, имеющих место при анатомических и двигательных дефектах органов речи. В этих случаях нарушается нормальное слухопроизносительное взаимодействие, которое является одним из важнейших механизмов развития произношения. Имеет значение и низкая познавательная активность ребенка в период формирования речи, и ослабленное произвольное внимание. При первичном нарушении фонематического восприятия предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень сформированности действия звукового анализа ниже, чем при вторичном.

Несформированность произношения звуков выражается вариативно. Так, звонкие заменяются глухими, р и л звуками л' и йот (у), с и ш звуком ф и т. п. Некоторые дети всю группу свистящих и шипящих звуков, т. е. звуков фрикативных, заменяют более простыми по артикуляции взрывными звуками т, т', д, д'.

В других случаях процесс дифференциации звуков еще не произошел и вместо артикуляционно близких звуков ребенок произносит средний, неотчетливый звук, например: мягкий звук ш' вместо ш, вместо с – с', вместо ч – т' и т. п.

Наиболее распространенной формой нарушения является искаженное произнесение звуков, при котором сохраняется некоторая сходность звучания с нормативным звуком. Обычно при этом восприятие на слух и дифференциация с близкими звуками не страдает.

Такая форма нарушения, как отсутствие звука или замена близким по артикуляции, создает условия для смешения соответствующих фонем и осложнений при овладении грамотой.
При смешении близких звуков у ребенка формируется артикуляция, но процесс фонемообразования еще не закончен. В таких случаях затрудняется различение близких звуков из нескольких фонетических групп, происходит смешение соответствующих букв.

Таким образом, недостатки звукопроизношения могут быть сведены к следующим характерным проявлениям:

а) замена звуков более простыми по артикуляции, например: звуки с и ш заменяются звуком ф;
б) наличие диффузной артикуляции звуков, заменяющей целую группу звуков;
в) нестабильное использование звуков в различных формах речи;
г) искаженное произношение одного или нескольких звуков.

Особенности организации обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи, фонематического недоразвития и формирование навыков звукового анализа (старшая группа)
Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению грамоте.
Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием, должны усвоить объем основных знаний, умений и навыков, который в последующем необходим для успешного обучения в общеобразовательной школе.
Логопедическая работа включает формирование произносительных навыков, развитие фонематического восприятия и формирование навыков звукового анализа и синтеза слова.
Коррекционное обучение предусматривает также определенный круг знаний об окружающем и соответствующий объем словаря, речевых умений и навыков, которые должны быть усвоены детьми на данном возрастном этапе.
На материале правильного произношения звуков осуществляется:

  • развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;
  • воспитание у детей умения правильно составлять простые распространенные и сложные предложения, употреблять разные конструкции предложений в связной речи;
  • развитие связной речи, работа над рассказом, пересказом с постановкой какой-либо коррекционной задачи;
  • развитие словаря детей путем привлечения внимания
    к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;
  • развитие произвольного внимания и памяти.
    Осуществляя коррекционное обучение детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, логопед учитывает закономерности процесса овладения звуковой стороной речи в норме, которые складываются путем постепенно вырабатывающейся дифференцировки в сфере различения характерных признаков речевых звуков.

Эффективность коррекционно - воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и взаимодействием всех субъектов коррекционного процесса: учителя-логопеда, ребенка, педагога, родителя.
Организация деятельности участников коррекционного процесса в течение года определяется поставленными задачами рабочей программы. Логопедическое обследование проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая. Логопедические подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся с 15 сентября по 15 мая.
Количество занятий с каждым ребенком: 2-3 раза в неделю (индивидуальные и фронтальные). Всего подгрупповых – 33 занятия с учётом каникул. Распределение занятий по развитию речи, проводимых в течение недели, соответствует требованиям к максимальной образовательной нагрузке на ребёнка в ДОУ, определёнными СанПиНами № 2.4.1.-1249-03.

Формы и средства организации образовательной деятельности

Учитель-логопед:

  • фронтальные коррекционные занятия,
  • индивидуальные коррекционные занятия.

Родители:

  • игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка;
  • контроль за выполнением заданий и произношением ребенка;
  • совместное выполнение домашнего задания и оформление тетради ребёнка.

Программа имеет блочно-тематическое построение:

Блок 1 – Фонетика и фонематический слух
Блок 2 – Формирование навыков звукового анализа

При отборе программного материала учитывалась структура дефекта детей с ФФНР.

Содержание блока № 1 (по фонетике и фонематическому слуху) календарно соответствуют содержанию блока № 2 (по формированию навыков звукового анализа и синтеза). Данные блоки являются неотъемлемой частью каждого подгруппового занятия по устранению фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников. На фронтальных занятиях изучаются те звуки, которые правильно произносятся всеми детьми или уже скоррегированные звуки на индивидуальных занятиях.

Индивидуальные занятия направлены на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия.

Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом. Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов.

Внимание детей обращается на основные элементы артикуляции звуков в период первоначальной постановки, которая является лишь одним из этапов изучения нового звука.

Частные приемы коррекции определяются и детализируются в зависимости от состояния строения и функции артикуляционного аппарата. При закреплении артикуляции последовательность позиции звука от наиболее благоприятной для произнесения к наименее благоприятной, от легкой к трудной устанавливается логопедом с учетом особенностей артикуляционной базы родного языка. Учитывается следующее:

  • для первоначальной постановки отбираются звуки, принадлежащие к различным фонетическим группам;
  • звуки, смешиваемые в речи детей, поэтапно отрабатываются отсроченно во времени;
  • окончательное закрепление изученных звуков достигается в процессе дифференциации всех близких звуков.

Материал для закрепления правильного произношения звуков подбирается таким образом, чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению словаря, грамматически правильной речи, умению правильно строить предложения и связную речь.

В блоке № 1 представлены фронтальные фонетические занятия, которые предусматривают усвоение (автоматизацию) произношения ранее поставленных звуков в любых фонетических позициях и активное использование их в различных формах самостоятельной речи.

Одновременно обеспечивается дальнейшее расширение речевой практики в процессе ознакомления с окружающим миром. Это позволяет реализовать коррекционную направленность обучения, предоставить ребенку благоприятные условия для овладения родным языком в индивидуальных и коллективных ситуациях общения. На фронтальных занятиях организуются совместные игры, обеспечивающие межличностное общение, разные виды деятельности для развития коммуникативной, планирующей и знаковой функции речи.

На фронтальные занятия выносятся только легко и правильно произносимые звуки. В качестве таковых используются звуки раннего онтогенеза, восприятие которых опирается на чёткие слуховые и кинестетические ощущения. Определилась следующая последовательность в изучении звуков:

Гласные: У, А, И, Э, О, Ы.

Согласные: П, П', Т, К, К', М, М', Л', X X', j, С, С', 3, 3', Б, Б', Г, Г', Т', Д', Т, Д, Ш, Л, Ж, Р, Р', Ч, Ц, Щ.

Работа над формированием фонематического восприятия включает в себя: узнавание неречевых звуков, различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру; различение слов, близких по своему составу; дифференциацию слогов и фонем).
На основании уточненных произносительных навыков осуществляются наиболее простые формы фонематического восприятия, т. е. умение услышать заданный звук (в ряду других звуков); определить наличие данного звука в слове.

Дифференциации звуков на всех этапах обучения уделяется большое внимание. Каждый звук, после того как достигнуто его правильное произношение, сравнивается на слух со всеми артикуляционно или акустически близкими звуками (1-й этап дифференциации). Позднее, после усвоения артикуляции второго из пары взаимозаменяющихся в речи звуков, дифференциация производится не только на слух, но и в произношении (2-й этап дифференциации).

В системе обучения предусмотрено определенное соответствие между изучаемыми звуками и теми или иными формами анализа. В определенной последовательности проводятся упражнения, подготавливающие детей к обучению грамоте – вначале это выделение из слов отдельных звуков, затем анализ и синтез простейших односложных слов.

Развитие фонематического слуха проводится по следующему плану:

1. Формирование действия выделения звука на фоне слова (есть данный звук в слове или отсутствует).
2. Формирование действия вычленения звука из начала и конца слова (по вопросам: "Какой первый звук в слове? Какой последний в слове?)
3. Выделение ударной гласной из слова.
4. Определение места звука слове (после какого звука слышится звук в слове? Перед каким?)

На подгрупповых занятиях по формированию фонетической стороны речи используются зрительные символы гласных и согласных звуков, поскольку дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи при обучении навыкам звукового анализа нуждаются дополнительно в слуховой и зрительной опоре. (Приложение 1)


Данная программа является модифицированной программой и разработана на основе следующих программ:

· Использованы элементы ав­торской технологии Т.А. Ткаченко.

Программа необходима для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-7лет), имеющими фонетико-фонематические нарушения речи. Для детей с другими речевыми нарушениями эта программа не рекомендована. Необходимость создания программы обусловлена тем, что она позволяет охватить широкий спектр проблем стоящих перед логопедом, предусматривает работу по тем направлениям, которые представляются самыми важными, специфицирована по методам и приёмам для работы с детьми с ФФНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
moya_programma_po_ffn.doc 648.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Характеристика речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи……………………………………………………..6
  2. Содержание логопедической работы…………………………………..7
  1. Содержание логопедической работы в старшей группе………….8
  2. Содержание логопедической работы в подготовительной группе.11
  1. Перспективно тематический план………………………………………15
  2. Планируемые результаты освоения программы……………………….24
  3. Материально – технические условия оснащения программы…………25
  4. Используемая литература………………………………………………..26

В настоящее время отмечается значительный рост детей, имеющих различные нарушения речи, увеличивается поток детей с нарушением звукопроизношения. В основе неправильного произношения звуков лежит недоразвитие фонематического восприятия: затруднения в различении звуков на слух и в произношении, ошибки при определении общего звука в словах, наличия звука в слове в чужой и собственной речи, в различении слов-паронимов. Наряду с низким уровнем развития фонематического восприятия у такой категории детей слабо сформированы навыки звукового анализа и синтеза: они не могут выделить первый и последний звук в слове, определить место звука в слове, последовательность звуков в слове. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости. Своевременное выявление детей с нарушением речи и проведение направленной коррекционной работы позволяет исправить имеющийся дефект и подготовить ребенка к школе. В связи, с чем в ДОУ функционирует логопедическая группа для детей с ФФН.

Данная программа является модифицированной программой и разработана на основе следующих программ:

Программа необходима для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-7лет), имеющими фонетико-фонематические нарушения речи. Для детей с другими речевыми нарушениями эта программа не рекомендована. Необходимость создания программы обусловлена тем, что она позволяет охватить широкий спектр проблем стоящих перед логопедом, предусматривает работу по тем направлениям, которые представляются самыми важными, специфицирована по методам и приёмам для работы с детьми с ФФНР.

Программа рассчитана на 2 года. Планирование составлено из расчета два групповых занятия в неделю по развитию фонематической стороны речи и два-три индивидуально - подгрупповых занятия по коррекции звукопроизношения. На подгруппу или ребенка создается индивидуальное планирование.

Цель программы: коррекция фонетико-фонематических нарушений у детей старшего дошкольного возраста.

  1. Устранение неправильного звукопроизношения: постановка звуков, автоматизация поставленных звуков в самостоятельной речи детей, дифференциация звуков.
  2. Развитие фонематических процессов и формирование навыков звукового анализа слова.
  3. Развитие речевой моторики и речевого дыхания.
  4. Формирование слоговой структуры слова и звуконаполняемости слога.
  5. Развитие психических неречевых функций: слуховое и зрительное внимание, слуховая и зрительная память, слуховые дифференцировки, мышление.

6. Развитие лексики, грамматического строя и связной речи.

7. Подготовка к обучению грамоте.

Направления коррекционной работы:

  • формирование полноценных произносительных навыков;
  • развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;
  • обогащение словаря привлечением внимания к способам словообразования;
  • воспитания умений правильно составлять простое и сложное распространённое предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;
  • развитие связной речи в процессе работы над пересказом, с постановкой определённой коррекционной задачи по автоматизации в речи уточнённых в произношении фонем.

Содержание программы определено с учётом основных педагогических принципов:

- от простого к сложному.

- принцип систематичности и последовательности.

- принцип доступности материала.

- принцип активного включения детей.

При условии успешной реализации программы у ребенка должны быть сформированы фонематические процессы, навык правильного произношения и различения фонем родного языка, навык самоконтроля

1.Характеристика речи детей с фонетико-фонематическим

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (далее ФФНР) — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Это дети с нормальным слухом и интеллектом. Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.

Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи ребенка различным образом:

  • заменой звуков более простыми по артикуляции; так, звонкие заменяются глухими, р и л звуками л' и йот (у), с и ш звуком ф и т. п. Некоторые дети всю группу свистящих и шипящих звуков, т. е. звуков фрикативных, заменяют более простыми по артикуляции взрывными звуками т, т', д, д'.
  • трудностями различения звуков;
  • особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте.

Ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи, что влечёт за собой затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи.

Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика.

Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев нерезко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными и т. п.

2. Содержание логопедической работы.

Учебный год в логопедической группе условно подразделяется на три периода обучения. Основной формой организации логопедической работы является коррекционно-развивающая образовательная деятельность.

В логопедической группе обозначены следующие виды коррекционно-развивающей образовательной деятельности – фронтальные занятия, подгрупповые занятия и индивидуальные занятия. Фронтальными называются занятия с детьми, проводимые в соответствии с общим годовым перспективным планом. Под подгрупповыми и индивидуальными занятиями, подразумевается коррекционно-развивающая работа, проводимая по индивидуальным перспективным планам работы.

Продолжительность фронтальных логопедических занятий составляет 25 – 30 минут, индивидуальных и подгрупповых – 15 - 20 минут. Периодичность подгрупповых и индивидуальных занятий определяется учителем-логопедом в зависимости от тяжести речевых нарушений.

Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для разных форм речевой патологии.

Основная цель подгрупповых занятий — воспитание навыков коллективной работы. На этих занятиях дети должны научиться правильно, оценивать качество речевых высказываний сверстников. На подгрупповых занятиях происходит первоначальное закрепление поставленных логопедом звуков в различных фонетических условиях и развитие фонематического слуха. Для логопедической работы во время подгрупповых занятий дети объединяются по признаку однотипности нарушения звукопроизношения.

Фронтальные занятия в логопедической группе проводятся по подгруппам, как логопедом, так и воспитателями группы.

Фронтальные занятия предусматривают закрепление умений и навыков, полученных на индивидуальных и подгрупповых занятиях и активное использование их в различных формах самостоятельной речи. Это позволяет реализовать коррекционную направленность обучения, предоставить ребенку благоприятные условия для овладения родным языком в индивидуальных и коллективных ситуациях общения. На фронтальных занятиях также организуются совместные игры дошкольников, обеспечивающие межличностное общение, разные виды деятельности для развития коммуникативной, планирующей и знаковой функции речи.

Содержание логопедической работы в старшей группе. (5 – 6 лет).

I период обучения (сентябрь- ноябрь)

Индивидуально-подгрупповая работа включает в себя:

1. Закрепление и автоматизацию навыков правильного произношения имеющихся в речи детей звуков. Таким образом, создается не только основа для самостоятельного появления в речи детей отсутствующих звуков, но и увеличивается внятность речи в целом.

2. Постановка отсутствующих у ребёнка звуков. Постановка звуков осуществляется общепринятыми в логопедии методами.

1. Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков (звучащие игрушки, хлопки). Учить четко, даже утрированно воспроизводить гласные звуки а, у, а-у, и, а-у-и, о, у-о, а-о-у-и, ы, и-ы., угадывать их по беззвучной артикуляции. Слышать и выделять в ряду других звуков, выделять ударный гласный из начала слова.

2. Анализ звукового ряда типа а-у, а-у-и и т.д., анализ и синтез сочетаний из трех гласных звуков типа а-у-и.

3. Включаются упражнения по удержанию в памяти ряда, состоящего из двух-трех гласных звуков. Учитывая возрастные особенности детей, все задания предлагаются в игровой форме.

II период обучения (декабрь, январь, февраль)

Индивидуально-подгрупповая работа включает в себя

  1. Постановка и первоначальное закрепление звуков в соответствии с индивидуальными планами.

  1. Звуки: м, в, н, ф, ф-в, м-н, б, п, п-б, д, т, т-д, г, к, х.
  2. Дифференциация звуков на слух, выделение их в ряде других звуков, нахождение их в слове.
  3. Определение места звука в слове.
  4. Выделение гласного звука в положении после согласного.
  5. Анализ и синтез обратного слога типа ап, оп, уп.

Во время второго периода обучения ведется работа по определению наличия – отсутствия согласного звука в словах, подбираются слова с заданным согласным звуком. Продолжается работа по закреплению навыков звукового анализа и синтеза. На материале изучаемых звуков дети тренируются в выделении согласного звука в слове, определении его позиции (начало, середина, конец слова), составлении слогов типа ам-ма, ап-па и т.д. Много внимания уделяется запоминанию слоговых рядов типа та-ат, пу-уп-пу и т.д. Эти слоги произносятся с разной интонацией. Силой голоса, медленно и отрывисто, с выделением ударного слога. Например: ПА, па, па; па, ПА, па; па, па, ПА.

Процесс проговаривания сопровождается отхлопыванием, отстукиванием ритма, угадыванием количества слогов.

В конце II периода обучения дети самостоятельно в устной форме анализируют слоги типа па-по-пу, соединяют отдельные звуки (согласные и гласные) в прямые слоги и преобразуют их (мо-му, пу-по и т.д.).

III период обучения (март, апрель, май)

Индивидуальные и подгрупповые занятия

Окончательное исправление всех недостатков речи в соответствии с индивидуальными планами и планом фронтальных занятии.

  1. Звуки: к-г, к-х, с, з, с-з. ц.
  2. Различение на слух и в произношении изучаемых звуков.
  3. Выделение их среди других звуков и слогов.
  4. Определение наличия данных звуков в слове и их позиции.
  5. Анализ и синтез слов ЗУБЫ, КОЗЫ.
  6. Преобразование слов путем замены одного звука.

Во время третьего периода обучения на каждом логопедическом занятии предлагаются упражнения на звуковой анализ и синтез. Детей учат определять позиции начало, середина, конец, согласного звука в слове, делать полный анализ и синтез слов, определять первый согласный и последующий гласный звуки в словах, преобразовывать слова путем замены одного звука. К концу III периода дети самостоятельно проводят анализ и синтез односложных слов (суп, сок, сын, сом), двусложных (зубы, козы).

Содержание логопедической работы в подготовительной группе (6 – 7 лет)

Первые две недели обучения обследование детей.

I период обучения (Сентябрь, первая неделя ноября).

Фронтальные занятия два раза в неделю, индивидуальные и подгрупповые ежедневно.

Индивидуальные и подгрупповые занятия

  1. Постановка и первоначальное закрепление звуков в соответствии с индивидуальными планами.
  2. Преодоление затруднений в произношении сложных по структуре слов, состоящих из правильно произносимых звуков.
  3. Формирование грамматически правильной речи.

  1. Закрепление правильного произношения звуков у, а, и, э, п, п', т, к, к', л, о, х, х', йот, ы, с (произношение звуков всем детям должно быть исправлено заранее).
  2. Различение на слух звуков: всех гласных ; согласных: Т- д - к (Том — дом — ком); К - г - х - т; Л' - л - йот -р' - р; С - з - ц -т' - ш -щ
  3. Дифференциация правильно произносимых звуков.
  4. В связи с закреплением правильного произношения звуков:
  • усвоение слов различной звуко-слоговой сложности (преимущественно двух- и трехсложных);
  • воспитание направленности внимания к изменению грамматических форм путем сравнения и сопоставления существительных единственного и множественного числа с окончаниями и, ы, а ( куски, кусты, стулья ); согласования существительных единственного и множественного числа с глаголами ; правильного употребления личных окончаний глаголов единственного и множественного числа ( моет — моют ); подбора существительных к притяжательным местоимениям мой, моя, мое .
  • составление простых распространенных предложений по картинке, по демонстрации действий, по вопросам. Объединение нескольких предложений в небольшие рассказы. Заучивание текстов наизусть.

5. Подготовка к анализу звукового состава слов:

  • выделение гласного звука из начала слова ( Алик, утка, Оля ); анализ и синтез ряда гласных ( а — у, а — у— и );
  • анализ и синтез обратного слога типа an, выделение согласных из конца слова ( мак, кот );
  • выделение начального согласного и слогообразующего гласного из положения после согласного ( мак, кот ).
  • анализ и синтез прямого слова типа са ;
  • полный звуковой анализ и синтез слов типа мак, суп, нос, сын.

II период обучения (декабрь, январь, февраль)

Фронтальные занятия два раза в неделю, индивидуальные и подгрупповые — ежедневно.

Индивидуальные и подгрупповые занятия

1.Постановка и первоначальное закрепление звуков в соответствии с индивидуальными планами.

  1. Преодоление затруднений в произношении трудных по структуре слов, состоящих из правильно произносимых звуков (строительство , прямоугольник, космонавт и др. ).

1. Закрепление правильного произношения звуков: с (продолжение) с', з, з', ц, т', б, б', д, д', г, г', ш, л, ж, р, р'.

  1. Различение на слух звуков: С — с'; 3 — з', 3, 3' — с — с' — ж; Ц—т — с; Б, Б' — п — п'; Т'—д'; Д, Д' — т — т' — г - г'; Г, Г' —к —к'
  2. Дифференциация правильно произносимых звуков.
  3. В связи с закреплением правильного произношения звуков:
  • усвоение слов различного звуко-слогового состава ( преимущественно двух-, четырехсложных со слогами различной структуры, например: листопад, постройка );
  • развитие внимания к изменению грамматических форм слова в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия, употребления существительных в различных падежах ( дрова рубят . топором; на грядках много . огурцов ); согласования прилагательных с существительными в роде и числе ( зеленый лист, зеленая ваза, зеленые листья ); сравнения и сопоставления личных окончаний глаголов 1-го и 3-го лица настоящего и прошедшего времени ( катаю — катал — катают — катали ); согласования числительных с существительными ( два утенка — пять утят ) и т. п.;
  • привлечение внимания к некоторым способам словообразования: дерево — деревянный, кожа — кожаный и т. п.;
  • составление предложений по вопросам, по демонстрации, но опорным словам. Распространение предложений по вопросам. Умение передать по вопросам содержание короткого рассказа. Умение при помощи вопросов составить рассказ по картине, по серии картин, используя слова в правильной грамматической форме. Заучивание наизусть прозаических и стихотворных текстом, скороговорок.

5. Анализ и синтез звукового состава слова:

  • деление слов на части (слоги).
  • звуко-слоговой анализ односложных слов типа суп , схема слова; двухсложных слов типа зубы .

III период обучения (март, апрель, май)

Два фронтальных занятия по произношению, индивидуальные и подгрупповые — ежедневно.)

Индивидуальные и подгрупповые занятия

Окончательное исправление всех недостатков речи в соответствии с индивидуальными планами и планом фронтальных занятии.

1. Закрепление правильного произношения звуков ч, щ , и всех ранее пройденных.

2. Различение на слух: Ч — т' — с' — щ, Щ — ч — с' — ш.

3. Дифференциация правильно произносимых звуков: ч— т', ч — с , щ – ш, щ – ч, щ - с' .

4. В связи с окончательным закреплением правильного произношения всех звуков речи:

  • усвоение слов сложного звуко-слогового состава ( часовщик, электрический и т. д. ), употребление их в самостоятельной речи;
  • развитие навыков связной, фонетически и грамматически правильной, выразительной речи. Рассказывание по вопросам, по картинам, по сериям картин и т. п.

Закрепление навыка деления слов на слоги и звуки, соединения звуков в слоги и слова, продолжение работы со схемой слов. Членение предложений на слова, указание порядка слов в предложении.

3.Перспективно тематический план.

Звукослоговой анализ и синтез. Развитие фонематического слуха и восприятия.

Читайте также: