Орфограмма в слове каша


В других словарях:
Каша - Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля
Каша - Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка
Каша - Толковый словарь русского языка С. Ожегова
Каша - Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка
Каша - Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений
Каша - Толковый словарь русского языка. Под ред. Д. Н. Ушакова .

Орфография в русском языке - это правила написания слов. Т.е. под орфограммой понимают все случаи написания, где возможна орфографическая ошибка, где надо применить правило или заглянуть в словарь.

Орфограммы:

1. Заглавная буква в начале предложения и в именах собственных (Употребление больших (заглавных) букв).

В конце коридора я увидел Сашу с его щенком Пипином.

2. Безударная гласная буква в корне слова проверяемая и непроверяемая (Безударная гласная в корне).

морской - мо́ре, пенал - проверочного слова нет

3. Парная по звонкости - глухости согласная в корне (Правописание звонких и глухих согласных в корне слова)

кадка - кадушка, друг - дру́га

4. Буквосочетания жи - ши, ча - ща, чу - щу (Сочетания - ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ - в разных частях слова)

живет, шипение, чадо, чаща, чудеса, щука

5. Буквосочетания -оро-, -оло-, -ере- , -еле- (Правописание сочетаний -ОРО-, -ОЛО-, -ЕРЕ-, -ЕЛЕ)

ворона, волосы, перепелка

6. Буквосочетания -чк-, -чн-: мягкий знак не пишется (Мягкий знак в словах как показатель мягкости)

кочка, конечно, закончить, банщик

аллея, суббота, класс, Марианна

9. Правописание предлогов (Предлог)

по, за, от, над, чрез, из

об локоть, без ума, за стеклом

побежал, забежал, прибежал

12. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных (Мягкий знак в словах как показатель мягкости)

капель, вкусненький, день

13. Мягкий знак в неопределенной форме глаголов перед -СЯ (Мягкий знак в словах как показатель мягкости)

14. Разделительные мягкий и твердый знаки (Разделительный мягкий и твердый знак)

обезьянка, объезд, шампиньон

15. Мягкий знак после шипящих в именах существительных (Грамматический мягкий знак)

16. Мягкий знак во 2-м лице единственного числа глаголов (Грамматический мягкий знак)

любишь, обнимаешься, споешь

18. Падежные окончания прилагательных

19. Правописание суффиксов

20. Правописание "не" с глаголами

Поделись с друзьями в социальных сетях:


Потрать-орфограмма в приставке по-приставке па не бывает
сдать- орфограмма в приставке з
приставке з небывает
жизнь-орфограмма и-жить
счёт -орфограмма сч
прибыл орфограма в приставке при приставке пре не бывает
прошли-орфограмма о приставке пра не бывает
школьник проверочное слово школа
русский- орфограмма сс правило удвоеное буква в слове


Орфогрáмма – это правильное написание слова. Наука, изучающая орфограммы, называется орфогрáфией .

Орфограмма и орфография. Происхождение понятий


Фото: Depositphotos

Орфограмма в слове. Буквы орфограммы

Орфограммы встречаются в самых простых словах. Например:

Буквенных орфограмм в русском языке очень много. Основные из них изучают в начальных классах. Например:

ЖИ/ШИ с И : шифр, шимпанзе, лыжи, живопись

ЧА/ЩА с А : чашка, часовщик, гуща, тёща

ЧУ/ЩУ с У : чудак, чудо, щука, щупальцы


Фото: Depositphotos

Небуквенные орфограммы

Существуют также небуквенные орфограммы. К ним относятся, например, правила переноса слов, обозначения сокращенной записи слова, выбор строчной или прописной буквы, выбор между буквами и цифрами и т.д.


Фото: Depositphotos

ОРФОГРАММЫ

ПРО ЭТИ ВОТ… ЗАГАДОЧНЫЕ ОРФОГРАММЫ

(небольшой курс психотерапии + объяснение на человеческом языке –

что такое орфограммы и точно ли нельзя их отменить)

Дорогие мои, любимые родители, а также бабушки, дедушки – в общем, все взрослые, которые пошли в этом году в школу в первый класс. За много лет работы в школе я многократно убеждалась, что в школу вместе с первоклассником идёт вся семья. Причем каждому члену семьи очень скоро отводится какая-нибудь почётная роль. Кто-то хорошо рисует, кто-то что-то помнит по математике, кто-то по английскому, кому-то доверяют (тоже почётно) распечатывать по вечерам проекты (потому что ребёнок вспомнил об этом 10 минут назад перед сном, а сдавать надо завтра, и причем то, что было задано 2 недели назад), кто-то (особо счастливый) эти проекты пишет!

Это мое обращение — для тех, кто делает с ребёнком уроки по русскому (обычно в семье это либо тот несчастный, который: а) либо что-то помнит по русскому; б) либо делает с ребёнком все уроки, ну и русский заодно).

Итак…

Уважаемые родители, а также все те ответственные представители семьи, в которой есть уже такое чудо, как первоклассник, и которым доверили делать с ним домашние задания. Делая со своими ребёнком уроки год по всем предметам, вы, конечно, поняли и осознали многое. В частности, что в ваше время на уроках русского языка не было:

- этих дурацких орфограмм и их подчеркиваний и выделений карандашом или зелёной ручкой;

- фонетики и всего этого звуко-буквенного разбора, который не только вредит вашему чаду, но и съедает все ваши нервы.

- учили учителя хорошо, и поэтому вы сами делали домашнюю работу, и никто с вами не сидел, как вы со своим первоклассником, подчеркивая и выделяя эти никому не нужные орфограммы, которые наверняка придумала учительница вашего ребёнка, так как делать ей нечего.

- и учебники тоже были написаны языком человеческим. И правила там, в учебниках, тоже были понятны. Хотя правила вы лично никогда не учили, а просто вот так вот – писали грамотно (или неграмотно, но всё равно правила точно не учили).

Все эти ваши выводы я ЗНАЮ, так как слышала от вас всех это сотни раз в разных выражениях, но абсолютно одинаковых по своей сути! За вами придет следующее поколение родителей. И они вот так же будут открывать для себя этот школьный мир со своим ребёнком.

НО! Дорогие мои взрослые! Вы же наверняка не хотите:

1) делать с ребёнком уроки и задания по русскому до 11 класса;

2) несмотря на 5 часов русского в неделю – получить своего собственного неграмотного ребёнка (неправильная учительница, которую вы так ругали, так и останется в школе, а вам – так и жить с неграмотным членом семейства);

3) в каждый из этих 5 дней (когда в расписании русский язык) ожидать двойки (а в году больше 30 учебных недель. Умножьте на все годы обучения. Очень большой стресс);

4) иметь большие проблемы с ГИА (экзамен по русскому, который сдается в конце девятого класса. А время летит, поверьте, очень быстро);

5) иметь большие проблемы с ЕГЭ (про ЕГЭ даже не объясняю).

Всего этого НЕЛЬЗЯ ИЗБЕЖАТЬ,

если ваш ребёнок

НЕ НАУЧИТСЯ ВИДЕТЬ ОРФОГРАММЫ.

Орфограмма – это "ошибкоопасное" место в слове. Например, в слове МАМА орфограмм нет. Как слышим – так и пишем. А в слове ВОДА – непонятно, как пишется ВОДА или ВАДА.

И не забывайте, что если это понятно лично вам, то вашему ребёнку это всё только предстоит понять. И ваши обычные объяснения малышу, типа:

- А что тут тебе непонятного? Ежу (зайцу, барану, жирафу) понятно!

- В кого ты такой пошёл?

- Раз ты такой неумный – заберу планшет (не дам смотреть мультфильм, не пущу гулять, в углу стоять будешь)

- И чему тебя в школе учат?

Все ваши подобные объяснения (я привела очень неполный список) – не помогут. А чему в школе учат? Учат выделять орфограммы. И это необходимо прежде всего для вас и вашего ребёнка. Сама учительница уже достаточно грамотная, да и ГИА с ЕГЭ ей не сдавать, как в скором времени вашему ребёнку.

Поэтому доверьтесь своей учительнице и следите, чтобы ваш ребёнок ни в коем случае не забывал выделять орфограммы в домашней работе.

И еще очень важное. Те орфограммы, которые ребёнок проходит начиная с первого класса – ВСЕ они ЕСТЬ в ГИА и ЕГЭ.

В первом классе уроки русского идут чуть больше пары месяцев. За это время проходится В ЛЮБОЙ ПРОГРАММЕ ПО РУССКОМУ - не меньше 10 орфограмм. Конечно, они ещё сотни раз будут закрепляться и во втором классе. Но во втором классе появятся новые орфограммы. И так с каждым следующим классом. Поэтому запускать нельзя. Совсем нельзя.

Особенно продвинутые родители - "пользователи" русским языком могут прочитать обращение к учителям, где объясняется методика нахождения орфограмм.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ РАЗБОР ОРФОГРАММ. ПЕРВЫЙ КЛАСС

Чтобы добиться практически абсолютной грамотности, учителю необходимо начиная с первого класса планировать уроки русского языка так, чтобы на КАЖДОМ УРОКЕ несколько предложений проговаривались ДЕТЬМИ ПО ЦЕПОЧКЕ ПО ВСЕМ ОРФОГРАММАМ.

Если не начать проговаривание орфограмм с САМОГО НАЧАЛА 1-го класса, то во 2-м, а уж тем более в 3-м и 4-м классах научить детей ВИДЕТЬ ВСЕ ОРФОГРАММЫ, а значит, ИЗБЕГАТЬ ОШИБОК будет очень сложно, и дети будут просто писать наугад.

Если детей больше (или орфограмм в другом диктанте меньше), то можно, например, предложить детям вернуться к словам с орфограммой "проверяемая безударная гласная в корне слова" или "парная согласная в слабой позиции" и предложить придумать другие проверочные слова.

В каждом классе есть свои слабые места. Поэтому список подробного проговаривания может быть расширен. Для первого класса это и показатель мягкости согласного гласными, и написание Й, и перенос слов, и многое другое — на усмотрение учителя.

На первых порах лучше за нахождение КАЖДОЙ ОРФОГРАММЫ, ЕЁ ПРОГОВАРИВАНИЯ И ПРОВЕРКИ давать ребёнку звёздочку, наклейку и пр. Чтобы сам процесс такого важного нахождения орфограмм превратился в увлекательную игру.

Список обязательных орфограмм первого класса

для проговаривания В КАЖДОМ СЛОВЕ

  1. Большая буква в начале предложения.
  2. Имена собственные.
  3. Сочетания ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ.
  4. Мягкий знак – показатель мягкости.
  5. Разделительный мягкий знак*.
  6. Сочетания ЧК-ЧН.
  7. Проверяемые безударные гласные в корне слова.
  8. Непроверяемые безударные гласные в корне слова (словарные слова).
  9. Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце слова.
  10. Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова.*
  11. Имена собственные.
  12. Предлоги.

* Разделительный мягкий знак проходится не во всех программах первого класса.

* Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова проходятся не во всех программах первого класса.

Несколько слов о написании диктанта

1. Слова в диктанте в первом классе дети записывают, обязательно проговаривая их по слогам губами или шёпотом.

2. При письме все орфограммы выделяются зелёной ручкой.

3. Если вы хотите добиться стопроцентной грамотности, то мини-диктанты надо писать в классе каждый день. Хоть два предложения по три слова в каждом. Но писать даже такой микродиктант каждый день.

Мы с Машей идём гулять в чащу. Цветут ландыши. Вот быстро бежит колючий ёж. Пищат пушистые мышки*. Птички вьют* гнёзда. (20 слов)

Образец устного разбора в классе

  1. Мы - пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
  2. С – это предлог. Значит, пишется отдельно от слова.
  3. Машей - пишем с большой буквы. Орфограмма – имя собственное пишется с большой буквы.
  4. Идём – орфограмм нет.
  5. Гулят ь – орфограмма - мягкий знак показатель мягкости.
  6. В – это предлог. Значит, пишется отдельно от слова.
  7. Чащу – ча пишем с А. Орфограмма - сочетания ча-ща пишутся с буквой А.
  8. Ча щу – чу пишем с У. Орфограмма - сочетания чу-щу пишутся с буквой У.
  9. . – В конце предложения ставится точка.
  10. Цветут - пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
  11. Цв е тут – орфограмма - проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово ЦВЕТ.
  12. Ланды ши – ши пишем с И. Орфограмма - сочетания жи-ши пишутся с буквой И.
  13. . – В конце предложения ставится точка.
  14. Вот – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
  15. Быстр о – словарное слово. Пишется БЫСТР О.
  16. Б е жит – орфограмма - проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово БЕГ.
  17. Бе жи т - жи пишем с И. Орфограмма - сочетания жи-ши пишутся с буквой И.
  18. К о лючий – орфограмма - проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово УКОЛ.
  19. Ё ж – орфограмма - парная согласная в слабой позиции. Проверочное слово ЁЖИК.
  20. . – В конце предложения ставится точка.
  21. Пищат – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
  22. П и щат - орфограмма - проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово ПИСК.
  23. Пи ща т - ща пишем с А. Орфограмма - сочетания ча-ща пишутся с буквой А.
  24. Пу ши стые - ши пишем с И. Орфограмма - сочетания жи-ши пишутся с буквой И.
  25. Мы ш ки - орфограмма парная согласная в слабой позиции. Проверочное слово МЫШИ.
  26. . – В конце предложения ставится точка.
  27. Птички - пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
  28. Пти чк и – орфограмма – сочетания ЧК-ЧН пишутся без мягкого знака.
  29. В ь ют – орфограмма – разделительный мягкий знак.
  30. Гнёзда – орфограмм нет.
  31. . – В конце предложения ставится точка.

Непроверяемые безударные гласные в корне слова (словарные слова).

Орфограмма – это написание слов, соответствующее правилам орфографии или сложившейся языковой традиции. Это те места в словах, где школьники чаще всего допускают ошибки. Многочисленная и разнообразная группа под названием орфограммы в корне слова связана с правописанием гласных и согласных….

Особенности

Работая с изучаемой орфограммой в корне, школьник не задумывается о ее месте в ряду остальных, хотя корневые орфограммы образуют стройную, логически обоснованную систему. Сходные случаи требуют одинаковых способов проверки. Ошибок можно избежать, если научиться правильно выделять в словах приставки, суффиксы, окончания и особенно корневые орфограммы, определять их место в ряду других и проводить проверку, применяя правило, или заглядывая в орфографический словарь.

Важно! Прежде, чем начинать проверку, надо установить, в какой морфеме (части слова) находится проверяемая буква. Распространенная ошибка – применение к одной морфеме правила для другой или попытка проверить, например, гласную в суффиксе с помощью гласной в окончании родственного слова.

Область применения правила


Корень – общая часть родственных слов, но это не означает, что он во всех случаях будет одинаковым. Чередования, наращения, выпадения звуков и букв делают его трудно узнаваемым. В русском языке встречается даже нулевой (в слове вынуть), который лишен звукового и буквенного выражения, а проявляется только в других формах этого слова.

Правильно выделить нужную морфему возможно только путем подбора и сравнения однокоренных слов. При этом необходимо учитывать их значение. Например, будут ли родственными слова гора и гореть? На первый взгляд морфема -гор- в них выглядит одинаково, но общего в смысловом значении этих слов не найти, значит, родства между ними нет. Разными будут и способы проверки.

Разновидности

Корневые орфограммы можно разделить на 4 группы:

  • непроверяемые,
  • проверяемые,
  • чередующиеся,
  • выбираемые.

От принадлежности их к определенной группе зависят пути выбора нужной буквы. Как выделить орфограмму: обозначьте морфему, проверяемую букву подчеркните одной чертой. Этот способ поможет вам писать слова правильно.

Эта разновидность включает в себя несколько орфограмм. Непроверяемыми могут быть:

  1. безударные гласные,
  2. согласные: неясные, парные по звонкости-глухости, непроизносимые, удвоенные.

Объединяет их невозможность обойтись при затруднениях без словаря.


Проверяемые орфограммы в корне слова регулируют выбор букв на месте звука в слабой позиции, написание которых устанавливается подбором проверочных слов или форм,где гласный или согласный звук ставится в сильную позицию и хорошо слышен. Как проверяется орфограмма в корне слова, примеры:

Для гласных сильная позиция – ударная. Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, требуется подыскать родственное, в котором она находится под ударением, или изменить данное таким образом, чтобы сомнительная буква стала ударной:

гора́ – го́рка, в го́ры.

Неясные парные звонкие и глухие согласные отчетливо слышны перед гласными, сонорными. Непроизносимые проявляются также на конце слова. Здесь тоже поможет проверочное слово или изменение формы:

  • дуб – дубок, дубы,
  • честный – честь, честен.
  • весна – весенний, вёсен.

В последнем случае по аналогии с предыдущим хочется вставить непроизносимую согласную, но проверка показывает, что ее там нет.

Есть еще один способ проверки безударных гласных, но подходит он не для всех слов, а только для содержащих определенные сочетания букв. В современном русском языке сохранились следы как древнерусского, так и церковнославянского. В первом существовало полногласие, то есть каждый слог оканчивался на гласную. Второй допускал неполногласные сочетания – согласные, не разъединенные гласными. На формирование языка влияли оба, и теперь существуют морфемы, которые в одних словах содержат древнерусский вариант, в других соответствующий ему старославянский. С помощью чередования полногласных и неполногласных сочетаний проверяется орфограмма в корне слова: примеры их взаимной замены приведены в таблице:

Древнерусский вариант Церковнославянский вариант Примеры
-оро- -ра- город ограда
-оло- -ла- полотно платок
-оло- -ле- молоко млечный
-ере- -ре- берег прибрежный

Два разных варианта заменяют друг друга только в таких парах, так что один проверяется наличием в родственных словах другого. Теперь, зная о существовании слова младший, молодой через А уже не напишешь. Неполногласные формы также встречаются вместо привычных нам современных в торжественных поэтических произведениях прошлых веков, и их наличие указывает на современное правописание.


Виды орфограмм в корне

Чередования

Иметь варианты употребления могут и гласные, и согласные, но основные трудности связаны с выбором первых.

ВАЖНО! Чередования и проверяемые орфограммы в корне слова подчиняются разным правилам, проверять их одинаково невозможно.

Что представляют собой орфограммы корней с чередованием гласных и чем отличаются от них проверяемые орфограммы в корне слова. Слово с чередующейся гласной, внешне похожее на другое, отличается от него значением. Примирять (друзей) – проверочное слово мир. Примерять одежду – подбирать проверочное слово, чтобы проверить безударную гласную в корне, ни в коем случае нельзя, здесь чередование.

Чередующиеся гласные не проясняются постановкой в сильную позицию, как проверяемые орфограммы в корне. Например, слова слова с корнем лаг-лож и прочие случаи с чередованиями требуют иных способов проверки.

Правописание гласных в корне с чередующимися согласными зависит от одной из четырех причин.

В корне -раст-(-ращ-)//-рос- перед Щ и сочетанием СТ пишется А, а перед С без последующей Т – всегда О. Исключения – имена собственные Ростов и Ростислав, нарицательные росток и ростовщик пишутся через О, а слово отрасль – через А. В список данного типа не включены . Причины будут разъяснены ниже.

От суффикса -а- зависит выбор гласной И: выберешь – выбираешь, раздерет – продираться, выжечь – выжигать, презреть – презирать, замереть – замирать, отпереть – отпирать, застелить – расстилается, вытереть – стирать, вычет – вычитание, блестящий – блистать,

гласной А: кос-//-кас- (коснуться – касание)

сочетания ИМ, ИН на месте А (Я):

  • нажать – сжимать
  • понять – принимать
  • клясть – проклинать
  • начало – начинать
  • измять – сминать

Слова с корнем -лаг-//-лож- подчиняются обоим названным правилам. А пишется перед Г, но в тех же словах всегда есть и суффикс -а- (положить – слагаемое), так что для их проверки годятся два способа.

В словах с чередованиями:

  • -гор-//-гар (горе́ть – зага́р),
  • -клон-//-клан- (наклони́ться – кла́няться),
  • -коп-//-кап- (вскопа́ть – выка́пывать),
  • -молч-//-малч- (молча́ть – ума́лчивать),
  • -морг-//-марг- (моргну́ть – сма́ргивать),
  • -позд-//-пазд- (опозда́ть – запа́здывать),
  • -порх-//-парх- (вспорхну́ть – перепа́рхивать),
  • -стой-//-стай- (стоя́ть – наста́ивать),
  • -твор-//-твар- (твори́ть – тва́рь),
  • -толк-//-талк- (толкну́ть – ста́лкивать),
  • -тороп-//-торап- (торопи́ться – потора́пливать) –

в неясных случаях (без ударения) употребляется буква О.

Правописание гласных в корне -зар-//-зор- (заря́ – зо́рька) подчиняется обратному закону: без ударения в нем пишется А.

Исключение составляют диалектные и специальные слова вы́гар (вы́гарь), вы́гарки, при́гарь, и́згарь, зорева́ть, не подчиняющиеся правилу.


Ударение в словах

Смысловыми оттенками также определяется орфограмма в корне слова. Примеры выбора гласной по данному признаку:

-мак-//-мок- (макать – промокать): первый вариант пишется в словах со значением погружения в жидкость, второй – способности пропускать жидкость, пропитываться ею.

-плав-//-плыв-//-плов- (плавучий – плывун – пловец): способность держаться на плаву/направленно двигаться в потоке/совмещение обоих значений.

-скак-//-скок- (скакать – вскочить): многократное или длительное действие/однократное. Исключение – скачок.

Чередующиеся согласные не влекут трудностей правописания, их наличие учитывается только при выделении морфемы.

Выбираемые гласные

Выбираемые корневые орфограммы включают случаи, в которых выбор буквы зависит от ее окружения в слове.

К выбираемым относятся гласные после шипящих и Ц, написание которых устанавливается несколькими правилами:

  • жи-ши, ча-ща, чу-щу – сочетания, в которых не пишется Ы, Я, Ю, за исключением заимствованных из французского языка слов жюри, жюльен, парашют, брошюра, иноязычных имен и фамилий типа Жюли, Чюрлёнис, Мкртчян, а также русских, в которых традиционно закрепилось определенное написание,
  • после Ц пишется И (кроме слов цыпленок, цыган, цыц, цыкнуть, на цыпочках).

Также в эту группу входит правило, согласно которому И, стоявшая в начале слова, меняется на Ы после приставок на согласный, кроме сверх- (интересный – безынтересный сверхинтересный).

Часть 1. Орфограммы в корне гласные

Русский язык. Орфография: Проверяемые безударные гласные в корне.

Вывод

Правила, регулирующие написание рассмотренных вариантов, к другим морфемам не применимы. Исключений только два: способ выбора И-Ы, Я-А, Ю-У распространяется на орфограмму в любой морфеме, а замена И на Ы действует и там, где основа после приставки на согласный начиналась с приставки из- (ис-). В остальных случаях выбор буквы требует иных способов проверки.


орфо корень
грамм корень
а окончание
  • голограмма
  • телеграмма
  • анаграмма
  • гистограмма
  • кинограмма


Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова неолит (существительное):

  • Написать свои два слова на эту же орфограмму.
  • Придумать и записать ещё два слова на эту же орфограмму.
  • Написать ещё три слова на эту же орфограмму.
  • (все предложения)
  • причиной орфограммы
  • являются орфограммами
  • (полная таблица сочетаемости)

Орфограмма — правильное написание по соответствующему правилу или по традиции, избираемому из нескольких возможных. Является одной из основных единиц орфографии. (Википедия)

Орфограмма — правильное написание по соответствующему правилу или по традиции, избираемому из нескольких возможных. Является одной из основных единиц орфографии.

Написать свои два слова на эту же орфограмму.

Придумать и записать ещё два слова на эту же орфограмму.

Написать ещё три слова на эту же орфограмму.

  • чистовик
  • орфоэпия
  • фита
  • дифтонг
  • синонимия
  • (ещё синонимы. )
  • грамматика
  • ошибка
  • (ещё ассоциации. )
  • причиной орфограммы
  • являются орфограммами
  • (полная таблица сочетаемости. )

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Умные дети – счастливые родители


  • ГДЗ

60. Прочитайте слова. Определите, в какой части слова находятся выделенные орфограммы.

Искать, ловкий, доблестный, тропинка, известность, ошибка, ночной, секрет, хлестнуть, узел, опушек, вишен.

Петя Захаров решил, что в двух последних словах выделены орфограммы в суффиксах.

Миша уверен, что выделены орфограммы в корнях.
А ты как считаешь?

В словах этого упражнения выделены наиболее часто встречающиеся корневые орфограммы.

Запиши все слова под разными цифрами столбиками — в зависимости от того, какая орфограмма выделена:

1. безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением;
2. непроизносимый согласный в корне слова;
3. парный по глухости/звонкости согласный в корне слова;
4. беглый гласный в корне слова.

Орфограммы подчеркни. Рядом напиши проверочные слова или формы слов, доказывающие наличие этой орфограммы.

Всего найдено: 30

Вопрос № 302390

Ответ справочной службы русского языка

Мы видим здесь одну орфограмм у.

Вопрос № 300602

Входит ли корень "плыв" в чередование "плав-плов" и почему?

Ответ справочной службы русского языка

В корне плыв чередующийся гласный. При этом в соответствующей орфограмм е плав - плов вариант плыв не указывается, поскольку орфографической трудности он не представляет.

Вопрос № 297022

Удивило, что в школе дети должны к слову "шапка" подбирать проверочное слово. Разве написание слова через букву "п" не очевидно и требует проверки?

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 295704

Скажите, пожалуйста, что такое " орфограмм а", как правильно определить это понятие?

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 289159

Нужна ли запятая в месте, выделенном скобками? Когда проверяю на Орфограмм ке, то оба варианта верны. Так всё-таки нужна или нет? и если да, то почему? А если вы обладаете информацией, которая несёт определённую ценность для других людей(, )или умеете писать статьи, то у вас есть реальная возможность получить на этом дополнительный доход.

Ответ справочной службы русского языка

Запятая нужна. Придаточное предложение которая несёт определённую ценность для других людей выделяется запятыми с обеих сторон.

Вопрос № 284176

Здравствуйте! В учебнике по русскому языку за 5 класс под ред. Быстровой в орфограмм е "Чередование гласных о // а в корне" в качестве исключения дается слово "зорянка". Больше я ни в одном учебнике не видела подобного. Да и значения слова "зорянка" я тоже не нашла! Подскажите, пожалуйста, как это можно объяснить?

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 280952

Здравствуйте. :)
Есть одно предложение: "Оттеснив меня к водительской дверце, она облокачивается на машину и озаряет меня самой лучезарной из своих улыбок, той самой, из-за которой — и она об этом знает — я всегда готов был влюбляться в неё вновь и вновь."
Меня интересует, почему фраза "и она об этом знает" находится между тире с той и другой стороны, а, допустим, не в скобках. Точнее, мне бы хотелось знать, по какому правилу я могу изучить при каких условиях написания можно вот так выделять мысль при помощи тире. Короче говоря: как называется эта орфограмм а(или что это?)?
Простите мой сумбурный вопрос.
Заранее спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Это вставная конструкция. Она может выделяться скобками или тире с обеих сторон, выбор за автором.

Вставные конструкции (слова, сочетания слов, предложения) выделяются скобками или тире. Они содержат дополнительные сведения, замечания, уточнения, пояснения, поправки к сказанному; разъясняют, толкуют основную часть высказывания. В тексте вставной конструкции сохраняются все необходимые для нее знаки (запятая, восклицательный и вопросительный знаки, многоточие, двоеточие). Например: Валерия — так звали девушку, от тоски по которой я сбежал из деревни в Москву, — слушала меня, мечтательно глядела перед собой.

Вопрос № 279667

Ответ справочной службы русского языка

Орфограмм ой называют букву или сочетание букв в слове, которые проверяются орфографическим правилом или требуют запоминания в словарном порядке.

Вопрос № 278293

Здравствуйте! В интерактивном диктанте слово "шпикачки" предлагаете писать с буквой "е", т.е. шпекачки. Ни в одном словаре не нашла этому подтверждения. Предполагаю, что происхождение названия этого изделия от слова шпиг или шпик, которым они и нашпигованы. Короткие сардельки с вкраплениями шпика.
Всего доброго!

Ответ справочной службы русского языка

Поскольку в словарях разнобой и единого мнения у лингвистов нет, уберем эту орфограмм у из диктанта.

Вопрос № 272985

Скажите, пожалуйста , как правильно оформить ученику перечисление " в столбик "?
В задании слова по определенному признаку группируются в несколько столбиков на каждой строчке (как в таблице). Например, в одном столбике слова с орфограмм ой жи-ши, во втором ча-ща, в третьем чу-щу. Необходимы ли в этом случае запятые? Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

При записи в столбик не нужно разделять слова запятыми.

Вопрос № 270910

А какие орфограмм ы можно применить к словам:лесной,полянка,остров,середине,деревьями,большую,огляделся,лисица,крадется,боится.

Ответ справочной службы русского языка

Вы хотите спросить, какими правилами пользоваться, чтобы написать эти слова верно? Воспользуйтесь любым справочником по правописанию.

Вопрос № 261180

Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, как грамотно написать слово обессилившие, а именно интересует обессилИвшие или обессилЕвшие! Если не сложно, то укажите правило к которому относится данная орфограмм а! Заранее благодарю!

Ответ справочной службы русского языка

Обессилившие – от обессилить (кого, что). Обессилевшие – от обессилеть (стать бессильным).

Вопрос № 260615

Традиционно трудности подбора слов для проверки орфограмм корня связывают с недостаточным речевым развитием младших школьников, точнее, отсутствием в их словарном запасе проверочного однокоренного. Но ведь это не главная и не единственная причина затруднений. А какие еще?

Ответ справочной службы русского языка

Вторая важная причина - это уровень владения словообразовательным анализом. Дети склонны путать словообразование и этимологию (научно выражаясь, синхронию и диахронию), не различают однокоренные и родственные слова. Поэтому орфографическую работу нужно предварить аналитической.

Вопрос № 259812

Что значит обозначить встретившиеся в тексте орфограмм ы и пунктограммы, и как правильно это сделать? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Вам нужно условиться с учителем о том, каким способом обозначить орфограмм ы и пунктограммы, поскольку возможны разные условные обозначения.

Вопрос № 255886

Является ли написание географического названия города Ренни с двумя нн вместо одной н орфографической ошибкой? И какую орфограмм у применить?

Ответ справочной службы русского языка

Неправильное написание названия города, безусловно, является орфографической ошибкой. Собственные имена - в том числе названия городов - в основном являются словарными словами. Так что применять нужно не правило, а словарь.

Читайте также: