Праздник каши в ушаково

Необычный праздник придумали жители села Ушаково в Лукояновском районе Нижегородской области – День каши. Может быть, к этому древнейшему славянскому блюду кто-то относится скептически – напрасно! Ушаковские хозяйки принесли на площадь к клубу различные каши, сваренные по старинным рецептам, – это было просто объедение. И, конечно, участники праздника пробовали и выбирали, чья каша лучше. А потом начался концерт, посвященный каше: о ней сложены песни и сказки, масса пословиц. Как же иначе: каша – пища наша!

Вошли мы в квартиру Нины Корж, и нам вместо тапочек сразу валенки предложили — беленькие, тонкие, мягонькие, обшитые яркой блестящей тесьмой, и с помпончиками. Очень они кстати пришлись, ведь прокатились мы до Городца по 30-градусному морозцу! Хорошо ногам. Тепло, уютно. А в прихожей несколько пар расписных валенок в ряд стоят — в них хозяева на улице ходят.

— Впрочем, какие там узоры, — смеется мастерица. — Так, по цветочку на каждом нарисовала масляными красками, обула и пошла.

Тем не менее восторг у подружек вызвала. Любовь к старинной русской росписи Нине Ивановне привила родная тетя, художница. А Нина, хотя рисовать любила с детских лет, профессию освоила иную. Сложную и романтическую. Работала инженером-геологом, искала полезные ископаемые. Зимой она это делала, обувшись в валяные сапоги. Не особо, правда, с виду прекрасные.

— Удобная обувь, легкая, теплая, — перечисляет Нина Ивановна. — Только с виду не очень интересная была. Я решила дело поправить.

Есть у мастерицы и просто валенки, есть и с меховой опушкой: песец, чернобурка, лиса и норка — как раз для валенок годятся. Кружева тоже в дело идут. Шедевры свои Нина Ивановна создает с помощью специальных красок для текстиля, ниток, иголки, без клея опять же — никак.

И не думайте, что если надели расписные валенки, то пешком по городу вам ходить нельзя, а только на машине ездить или осторожно семенить по бордюру вдоль дороги, чтобы не запачкаться. Нет, не бойтесь, если запачкаетесь, так валяные сапоги, оказывается, очень хорошо моются обычным мылом и щеткой.

— Я вот эти, — Нина Корж показывает беленькие чистенькие валеночки с меховой опушкой и полхов-майданской росписью, — уже пятую зиму ношу. Запачкала — помою, а краски не выцвели и не облетели.

Впрочем, не тускнеют и не облетают не просто так — секреты есть у мастерицы. И каждая пара валенок у городецкой мастерицы — эксклюзив. Она не признает ни трафаретов, ни повторов. Каждый рисунок — экспромт. Например, вот эти валенки в горошек. Как раз они подойдут для нашего наступившего горохового года!

— Мне хочется, — говорит Нина Корж, — чтобы наши нижегородские виды росписи не затерялись между страничками истории. Чтобы были по-прежнему востребованы и в быту. Как у предков наших.

Поэтому хохломой, полхов-майданской и городецкой росписью, еще и подмосковной гжелью украшает она и другие предметы женского гардероба: перчатки, сумки, сапожки и туфли на высоком каблуке. Увидев такую туфельку, Золушка бы обзавидовалась.

Кроме прочего, Нина Ивановна Корж хорошая портниха, прекрасный модельер, победитель многих конкурсов, в том числе международных. Особенно памятен ей Международный форум моделей и талантов, он проходил в Москве в 2011 году. Тогда она сделала подарок знаменитому Пьеру Кардену — валенки русские ему подарила.

— Кстати, случай там забавный произошел, — улыбается мастерица. — У моделей ноги в основном 39, 40, 41-го размеров. У меня валенки — 37, 38-го. Но девушки наперебой меня упрашивали: давайте я надену ваши валенки, давайте, ничего, потерпим. Так им хотелось в валяных расписных сапогах по подиуму пощеголять.

…Еще несколько лет назад многие сетовали, что старинная и лучшая на свете (надеюсь, никто в этом не сомневается) зимняя обувь незаслуженно забыта. Нет, не забыта. Вновь в моду входит. Это такие люди, как Нина Корж, им новую жизнь дают. Спасибо!

Надежда МУРАВЬЕВА.

Все по лавочкам сидят – кашу маслену едят!

Погодка на улице стоит как раз по мне. Солнышко слепит, небо голубеет, печные дымы небо столбами подпирают, елки в инее, в лесу что-то потрескивает, тишина стоит… Загляденье. По карте сверился: точно иду. Ушаково впереди — сельцо, что стоит, открытое всем ветрам, со времен Ивана Грозного. Во как!

Где такое Ушаково находится? Неужели не знаете? В Гагинском районе. Чувствую, припоминать начали. Не трудитесь, сам напомню. Это село знаменито тем, что каждое лето устраивают здесь праздник каши. И лежало у меня давнее приглашение на этот праздник, да куда я летом-то тронусь. Летом мне тяжело в шубе, а зимой, в морозец, она заметно легчает.

Где, как не в Ушакове, горох должны почитать. Каша-то гороховая неужели здесь не в чести?

Не ошибся я, издали дымок учуял с привкусом гороховой каши. А на крыльце уже встречала меня моя помощница Снегурочка и хозяйка дома Нина Ивановна Савкина.

— Как, Нина Ивановна, каша-то удалась? — спрашиваю.

И в ответ слышу:

А в Ушакове при этом добавляли:

— Если каша на праздник пришлась, то хорошо бы чарочка нашлась!

Долго искать не пришлось – нашлась!

И Цицерона в родню запишем!

После сытного горохового обеда не могли мы не заглянуть в Ушаковскую библиотеку к Марии Ивановне Ерышовой. Это она придумала проводить в Ушакове праздник каши.

— У нас мастериц варить кашу много. Так почему им себя не показать?

И то верно — почему? Так тринадцатый год подряд себя и показывают. И праздники в дело пошли, уже молодые хозяйки с кашами управляются. Когда газ в Ушакове появился, все с радости бросились было печи ломать, жилище просторнее делать. А потом спохватились… Какая каша с газовой горелки? Она на ней не упревает. Даже духовка не помогает. И печи-то сохранили. А вместе с ними и любимые каши.

В Ушакове уже решили, что праздник каши этого года пройдет под знаком Гороха. Лучшая во всем мире гороховая каша будет только в Ушакове.

А чем уж так горох рус-скому человеку пришелся, что тот готов ему весь год почести отдавать?

Марии Ивановне Ерышовой на этот вопрос ответить легче легкого, только запоминай:

— Разве не популярна в России фамилия Горохов? А фамилии нередко образовывались от имени. До введения на Руси христианства детишкам могли давать имена от названий растений. Так что имя Горох было распространенным.

Чудеса! Увидеть бы сегодня какого-нибудь Гороха Ивановича или Гороха Поликарповича…

А Зоя Ивановна огорошила еще одним известием. Кто не знает выдающегося римского оратора Цицерона, труды которого не редкость в домашних библиотеках (шутка!).

А что, Цицерон Иванович или Цицерон Поликарпович уже звучит солиднее…

О постной еде шла речь. Расхваливали капустку, морковку, свеколку, но чувствовал я, что в морозину на такой пище вряд ли долго жизни радоваться будешь. А мясо для крепости есть нельзя…

Как же быть? И тут появились ушаковцы — Мария Ерышова и Ольга Сержантова. Они прямо в студию внесли чугунки с кашами — гречневой, пшенной и, конечно, гороховой с зеленым луком.

И тут как-то померкли хилые салатики с капусткой и морковкой, свекольники. Каши завладели пространством студии. На гороховую сам Малахов набросился и все приговаривал, что век такой не видал. Так смотри, Геннадий Петрович, да угощайся.

Это еще что — каши… Из гороха супы варят, пирожки пекут, лапшу раскатывают, готовят кисель, даже гороховый сыр делают. Вот потому горох на Руси царем был.

Только было мы собрались уходить, как в Дом культуры девчушки нагрянули. Мороз на улице трещит, а они в кружок заниматься пришли. Смелые, однако, по ним не скажешь, что каши мало ели.

А в селе в это время как раз каток заливали. Мы со Снегурочкой было к колодцу, чтоб с водичкой помочь. Нас же аккуратно поблагодарили и намекнули, что мы гости и пора возвращаться к столу с гороховой кашей. Успели только с детворой сфотографироваться да коровку с наступающим Новым годом поздравить.

За столом же гороховый пир продолжили, и песни попели, и посмеялись вдоволь.

А ушаковцы всем посоветовали:

— Сажайте горох, чтоб год был не плох!

И я, Дед Мороз, присоединяюсь к этому совету.

Деду Морозу помогали наш специальный корреспондент Вячеслав ФЕДОРОВ.

Вы считаете, что манка и овсянка - это что-то из репертуара больниц и столовых, что станешь есть только по принуждению. С вами не согласятся в деревне Ушаково нижегородской области. Там кашу предпочитают - любым деликатесам, отмечают праздник в честь нее и даже слагают песни.

С пяти утра во всех деревенских избах уже растоплены печи. Анна Юдина деловито орудует ухватом - проверяет, как там в чугуне поспевает еe любимая пшeнная каша. Это блюдо газовой горелке хозяйка не доверяет - только на углях каша может истомиться до нужной кондиции. Особенно хороши - дрова из осины.

Анна Юдина, жительница деревни Ушаково: "Оне не такие жаркие, как вот берeзовые, дубовые, эти жаркие дрова - может подгореть, сгореть каша".

"На соседней улице каша уже поспела. Фирменный рецепт бабы Ани Козловой: на восьмилитровый казан с рисом 15 яиц, сто граммов сахара и соли, шесть литров молока и, главное, - домашнее масло от коровы Зорьки.

Анна Козлова, жительница деревни Ушаково: "А уж наше масло - душисто, прекрасно, намажешь - сама ложка в рот идeт. Вот вы попробуете - и вы и от колбасы откажетесь".

Тем временем, на главной улице накрывают столы и ждут гостей.

На праздник каши собирается вся деревня Ушаково. Нина Морозова приготовила два чугуна. Тут - гороховая, а здесь - гречневая, сдобренная коровьим молоком и топлeным маслом.

Каша - любимая еда ушаковцев. Раз в год хозяйки соревнуются, у кого она наваристее да пышнее. Перепробовать все сорта - живота не хватит, вздыхают за столами.

Людмила Тарасова: "Все хорошие, одна другой лучше - это что такое? Вот как они умеют варить-то!"

Галина Чернова: "Мододцы девчонки, яички здесь, масло- вся душа здесь, в каше".

"Какой праздник на деревне без баяна - ушаковские артисты сочинили даже что-то вроде гимна каше, не забыли и себя, любимых".

Раньше, когда резюме ещe не придумали, на работу в хозяйство нанимали, смотря по тому, как человек кашу ест. Раз аппетит хороший, то и трудиться будет на славу.

Владимир Сергеев, житель деревни Ушаково: "А если ты кашу мало ел, значит из тебя плохой работник. Сколько вот помню я себя, только на каше мы все и выросли - каша с молоком, каша с маслом - все варианты хороши!".

Праздник каши в Ушакове проводят как разгрузку посредине рабочих будней. Поплясали, попели, повеселись, а завтра - опять за работу. Сенокос на дворе, прополка, пора корма заготавливать. И теперь уж никто в поле с упреком не скажет - мало каши ел.


  • Мичуринский драматический театр завершает 123-й театральный сезон 15.06.2020

  • Бельгийский художник передал в дар Музейно-выставочному центру Тамбовской области портрет Владимира Путина 12.06.2020

  • В Тамбове пройдет первый городской фестиваль модерна 09.06.2020





















И не только наелись, а набрались сил физических и эмоций эстетических. Потому что этот гастрономический праздник, проводимый в Мордово уже во второй раз, собрал на свой аппетитный аромат не только лучших кашеваров района, но артистов, мастеров, коробейников и вообще творческих людей по жизни, что съехались сюда себя показать и на других посмотреть. А посмотреть здесь уж точно было на что.

Сам Сергей Викторович признался, что предпочитает кашу гречневую с мясом. А посланцы всех семи сельсоветов Мордовского района в своих импровизированных шатрах-палатках предлагали гостям праздника каши самые разные.


Каша сварена на ура!

Ну а чтобы каши хорошей и разной хватило всем, помимо приготовленной сельсоветами, повара из райцентра сварили в трех котлах по 25 литров каждый, три вида каши – перловую с мясом, чечевичную с грибами и сладкую пшенную с тыквой. Открывая праздник глава района вручил поварам под бурные аплодисменты символичные расписные деревянные ложки, а гостям оставалось только спешить на аромат, что растекался по округе.


Маленькие гости фестивали особенно были рады мастер-классу по приготовлению бургеров


Перетягивание канала показало, что все гости праздника отведали каши сполна

Радость хозяев разделили гости не только из Тамбова, но и из Борисоглебска Воронежской области, которые приехали по приглашению соседей не только здешней кашей угоститься, но и на храм Михаила Архангела подивиться с его удивительным фарфоровым иконостасом. Гости не скрывали восторга, приглашали к себе на свой праздник, а шестиклассник Олег, приехавший из Саратова к другу Кириллу, признался, что такого раздолья и веселья нигде еще не видел.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

В селе Суморьево, что в Нижегородской области, главный праздник в году — Духов день. Его всегда объявляли выходным, даже в советское время, когда здесь был большой колхоз, всех отпускали с работы.

Фото и текст: Марина Маковецкая, Нижегородская область


Православие на Нижегородчине имеет мощные корни. Как, впрочем, и язычество

Коммерсантъ / Марина Маковецкая


Храм на Троицу тоже обязательно украшают ветками молодой березы

Коммерсантъ / Марина Маковецкая


Для Троицы березки рубят в субботу, а для Духова дня — в понедельник с утра

Коммерсантъ / Марина Маковецкая


Народные костюмы в Суморьево не шьют, это наследство от бабушек

Коммерсантъ / Марина Маковецкая


Летний праздник ждут с нетерпением целый год, ведь ради него в село съезжаются все, кто здесь родился

Коммерсантъ / Марина Маковецкая






Православие на Нижегородчине имеет мощные корни. Как, впрочем, и язычество

Коммерсантъ / Марина Маковецкая

Храм на Троицу тоже обязательно украшают ветками молодой березы

Коммерсантъ / Марина Маковецкая

Для Троицы березки рубят в субботу, а для Духова дня — в понедельник с утра

Коммерсантъ / Марина Маковецкая

Народные костюмы в Суморьево не шьют, это наследство от бабушек

Коммерсантъ / Марина Маковецкая

Летний праздник ждут с нетерпением целый год, ведь ради него в село съезжаются все, кто здесь родился

Коммерсантъ / Марина Маковецкая


Процессия обязательно останавливается у домов самых пожилых жителей, чтобы потанцевать с теми, кто и ходит-то не очень

Коммерсантъ / Марина Маковецкая


Коммерсантъ / Марина Маковецкая


Духов день — изначально больше женский праздник. А сейчас, когда почти все мужчины в городе на заработках, тем более

Коммерсантъ / Марина Маковецкая


Коммерсантъ / Марина Маковецкая


Березку в конце праздника выбрасывают в реку, никто уже и не знает зачем

Коммерсантъ / Марина Маковецкая






Процессия обязательно останавливается у домов самых пожилых жителей, чтобы потанцевать с теми, кто и ходит-то не очень

Коммерсантъ / Марина Маковецкая

Коммерсантъ / Марина Маковецкая

Духов день — изначально больше женский праздник. А сейчас, когда почти все мужчины в городе на заработках, тем более

Коммерсантъ / Марина Маковецкая

Коммерсантъ / Марина Маковецкая

Березку в конце праздника выбрасывают в реку, никто уже и не знает зачем

Коммерсантъ / Марина Маковецкая

Теперь только и остается, что смотреть на те фотографии, где все еще вместе. И надеяться, что земля простит отсутствие праздника, река не осерчает, а Дух поможет.

PDF-версия

  • 10
  • 11
  • 12
  • 13

авг. 5, 2015


"Кашу и дурень сварит - была бы крупица да водица". (Пословица.)

Двадцать седьмого июня 2015 года в городе Кашине Тверской области кашинцы устроили пир - "заварили кашу" в огромном котле объемом 1300 литров
и угостили ею всех желающих. Кашевары отличились! Эта каша, приготовленная на День города, признана официальным рекордом России.
На её изготовление ушло 700 литров воды, 330 кг. гречневой крупы, 4 кг. соли. Варилась она четыре с половиной часа.
На заправку ушло 20 кг. сливочного масла и 5 кг. сахара. Получилось 1500 порций.


Каша - самое распространенное русское блюдо. Находки археологов свидетельствуют, что каша входила в меню предков еще тысячу лет назад. Испокон веков ее варили из проса, овса, ячменя, гречки в будни и в праздники. Она была символом плодородия, благополучия и достатка.
Чтобы узнать, какую кашу ели на Кашинской земле и как ее готовили, отправимся в музей.
Год назад в честь традиционного кушанья в Кашине открылся музей "Каши и кашинских традиций", где пытаются возродить древние рецепты кашеварения, известные некогда повсеместно.
Расположен музей в центре города, в особняке первой трети XIX века, принадлежавшем купцам Запениным. Хозяева музея реставрируют здание собственными силами и всегда рады гостям.











В музее можно познакомиться с разными видами каши - сименухи, кутьи, полбяной, гурьевской, зеленой и др., вам предложат отведать кашу из горшочков и знаменитую кашинскую выпечку (кашинский пряник был не менее известен, чем тульский или вяземский), а также национальные русские напитки по старинным рецептам.





Здесь вас познакомят с процессом обработки зерна и видами злаков, научат разбираться в крупах, а редкие виды круп можно и приобрести.


В музее собрана богатая коллекция чугунков и горшков, ложек.





Среди уникальных экспонатов есть керамика - ровесница египетских пирамид, найденная археологами в Кашинском крае.





Крестильной кашей "с потехой" кормили отца новорожденного ребенка – соленой, перченой, с горчицей и хреном, чтобы в полной мере мог оценить все тяготы родов своей жены.
Поминальной кашей (кутьей, коливом) поминали усопших. Кутья, готовилась из ячменя, пшеницы, а позднее из риса. В кутью добавляли мед, мак, изюм, ягоды и т.д. На Руси кутью ели не только на поминки, но и на Рождество. Примерно в XIX веке кутья получила название "коливо".

Выражение "чинить кашу" значило устраивать свадебное застолье. Родственников и знакомых невесты, приезжающих на кашу, называли "кашниками", а хозяйку дома, где проходило торжество, - "кашницей". Невеста приходила в дом жениха с приданым и ведром зерна, которое давал ей отец. Кашу готовили молодые супруги на второй день свадьбы, когда поселялись в доме жениха. Летом, предшествующим свадьбе, жених выращивал зерно для свадебной каши. Молодые на ручной мельнице готовили из зерна крупу и варили кашу в таком количестве, чтобы хватило на всех гостей, тем самым показывая родственникам и гостям свадьбы, что они готовы к жизни: умеют пахать и сеять, выращивать и убирать урожай.

Наши предки готовили пищу в русской печке, которая появилась более 5 тысяч лет назад.








Переезжая из старого дома в новый, соблюдали преемственность между старым и новым очагами. Хозяйка в последний раз затапливала печь в старом доме, варила кашу, заворачивала горшок в чистое полотенце, кланялась во все стороны, обращаясь к Домовому, говорила: "Хозяин-батюшка, со жоной, со малыми робятами, поди в новый сруб, поди в новый дом ко старой скотинушке, ко старым людям". Затем гасила печь, а горшок с кашей переносила в новый дом. Там впервые зажигали огонь в новой печи и в ней доваривали принесенную кашу.

Первейшая заправка для каши – сливочное масло. Старинная русская пословица "кашу маслом не испортишь" намекает: масла для каши берется много. Кроме масла, можно использовать сливки, молоко, простоквашу, сметану, творог и даже сыр.

На Руси кашу предпочитали варить из крупного зерна, а из круп самого мелкого помола было распространено толокно. Готовили толокно из овса следующим образом: мыли зерно, варили до полуготовности, высушивали и толкли в ступе практически до состояния муки.



Гурьевская каша.


· 2 стакана молока;
· ½ стакана манной крупы;
· ½ стакана измельченных орехов (грецких). Орехи можно заменить цукатами;
· 2 столовые ложки сахара;
· 2 столовые ложки сливочного масла;
· 2 яйца;
· Соль, ванилин – по вкусу.
В кипящее молоко добавить соль и постепенно, очень тонкой струйкой, всыпать манную крупу, постоянно помешивать. Нужно заварить достаточно вязкую кашу. Снять кашу с огня и слегка охладить. Добавить в кашу растертые с сахаром желтки яиц и взбитую в пену белки, а затем обжаренные на сливочном масле ядра грецких орехов. Перемешать кашу очень осторожно. Взять массивную сковородку с толстым дном, смазать её сливочным маслом и выложить первый слой каши. На этот слой выложить дольки абрикосов (без косточек) и накрыть их молочными пенками. На пенки уложить ещё один слой каши.
Для того, чтобы приготовить пенки, налейте в широкую мелкую кастрюлю молоко и поставьте кастрюлю в разогретую духовку. Следует снимать пенки периодически, по мере их образования. Кашу сверху обсыпать сахарной пудрой и прижечь раскаленным на огне металлическим прутом (вязальной спицей, ножом и т.п.) для того, чтобы на поверхности каши образовались полосы. Поместить кашу в духовку и запекать до золотистой корочки.
Готовое блюдо обсыпать орехами, украсить цукатами, фруктами и подавать в той же посуде, в которой каша готовилась.
Для приготовления соуса очистить абрикосы от косточек, мелко порезать и смешать с сахаром. Затем добавить воду и варить на медленном огне до того момента, пока абрикосы не разварятся.
"Название этой каши традиционно связывают с графом Д. Гурьевым, который будучи министром финансов изобрел кашу в честь победы над Наполеоном.
Но есть и другая, полагаю, более правдивая история. Обедал как-то граф у отставного драгунского майора Юрисовского. И потчевал майор дорогого столичного гостя, который слыл гурманом, самыми разными блюдами. А на десерт подали красивую, а главное очень вкусную манную кашу. Гурьев был просто восхищен вкусом блюда и просил позвать повара. Рублем не одарил, но в восхищении расцеловал кулинара (крепостного крестьянина).
Каша так понравилась графу, что он выкупил повара Захара Кузьмина вместе с семьей. И дорого заплатил! Перевез повара в столицу и начал потчевать своих гостей удивительной кашей. Очень скоро блюдо начали готовить во всех аристократических домах и его рецепт вошел в поваренные книги, в том числе и европейские. Блюдо назвали Гурьевской кашей, а про истинного изобретателя этого кулинарного чуда, Захара Кузьмина, очень быстро забыли".

Варите кашу! Кто поссорился, - миритесь! Приятного аппетита!





Читайте также: