Скороговорки когда каша во рту


Тщательная работа над дикцией очень скоро даст о себе знать. Вы увидите, что ваш круг общения заметно расширился – те, кто раньше избегал разговаривать с вами, уставая по сто раз переспрашивать и прислушиваться к невнятной речи, сегодня с удовольствием вступают в контакт, отдавая дань вашему красноречию. Вы перестанете бояться публичных выступлений, а речь с отличной дикцией позволит донести до аудитории смысл выступления и поспособствует ее запоминанию. Очень часто хорошая дикция речи способствует успешному продвижению по службе – человек, владеющий умением выступать публично, отлично подходит для высоких постов и руководящих должностей.

Упражнения по технике речи, может быть, и не самое весёлое из занятий, зато заниматься ими нужно всего 20 минут в день, более того, при этом можно ещё успеть что-нибудь приготовить, постирать или доехать на машине в другой район города. Как артикуляционная гимнастика, так и упражнения для гласных звуков скоротают вам время ожидания и помогут обзавестись новыми знакомыми, ведь не секрет, что люди любопытны. Очень полезно проверять насколько вы продвинулись в развитии своей дикции, вступая в разговор, ведь качественное общение и есть ваша цель!

Помните, как в детском саду с нами то и дело разучивали разные скороговорки? После этого еще всегда находились ребята, у которых получалось лучше, и они хвастались своими умениями быстро произносить фразы о вылавировавших кораблях. Но чем это им помогло во взрослой жизни? И можно ли улучшить дикцию, если тренироваться по скороговоркам в зрелом возрасте? Об этом рассказала логопед высшей категории и миотерапевт Наталья Лабутина.

Для чего вообще придуманы скороговорки?

— Скороговорка придумана исключительно для проговаривания вслух, — подчеркивает логопед. — Детские скороговорки короткие: обычно это рифмованные фразы минимум из 4-х слов. Они разнятся по возрасту. Длинные фразы от 7 слов и более, которые могут быть со сложными сочетаниями звуков и слогов, с использованием нечастых в обиходе слов — варианты уже для взрослых.

Но почему их обычно разучивают дети?

Наталья шутит: все-таки игру придумали взрослые, чтобы потешаться с детьми. Но можно найти и более серьезное объяснение.

— Сейчас мы живем в эпоху, где все очень динамично, информационные технологии набрали очень активный рост и утрачена связь и преемственность поколений между людьми. Современные бабушки и дедушки уже не передают или мало используют фольклорный опыт: пестование (самые простые формы игры с младенцем, когда ребенка пеленали, мыли, кормили, мама ему маленькими стишками, приговаривая, доносила о том как он ей нужен), потешки (шуточные песенки, которые сопровождались движениями. Необходимы для привлечения внимания ребенка к речи и общению), сказки с повторяющимся сюжетом, чистоговорки, скороговорки. Чудесно, если в доме активно играют в настольные игры, — отмечает логопед.


Фото: unsplash.com

Речь взрослых более сложная по своей форме. Мы используем, кроме диалога, еще и монолог, и письменную речь, например, при общении в мессенджерах — и необходимо, чтобы дети также пришли к такому уровню развития речи:

— Уже к возрасту 6−7 лет речь ребенка считается созревшей во всех ее компонентах. Дальше идет только ее усовершенствование и активный переход от устной формы к формированию более сложных форм речи — письменной, развернутой, монологической речи. На этих умениях речи строится академическое образование на всех ступенях ее развития, начиная от школы и до высших ступеней. Взрослея, мы больше используем монолог, нежели диалог. Например, когда пишем диктанты, сочинения, пересказы, составляем описания чего-либо, отвечаем на экзаменах.

— Она построена на повторении, и работа с такой формой больше подходит детям или взрослым с профессиями, в которых важна работа с голосом и дикцией, — объясняет логопед. — Хотя, конечно, значение этой формы, мне кажется, недооценено.

В чем разница между человеком, которому удаются скороговорки, и тем, у кого их произносить не получается?

Наталья предлагает сначала разобраться, что такое говорение. Для него важны:

— мотивация к речи;
— создание общего замысла высказывания;
— понимание смысловой ситуации;
— выбор слов из своего словарного запаса, а также подбор средств их выражения (например, как мы построим из них предложение);
— создание моторной программы (понимание, как мы будем говорить каждый звук), чтобы произнести слова или фразу.


Фото: unsplash.com

— Все эти сложные процессы происходят на уровне головного мозга за доли секунд. Поэтому, если взрослый человек по той или иной причине избегает игры в скороговорки, это может говорить в первую очередь о том, что в детстве он ходил к логопеду. То есть у него есть речевое нарушение, которое в более старшем возрасте уже мало заметно. Или человек не умеет вслушиваться в речь говорящего, имеет слабую речеслуховую память, эмоционально беден, ему трудно удается уловить смысловую нагрузку рифмованного высказывания. Про таких людей говорят, что ум не цепкий.

Можно ли, разучивая скороговорку, улучшить эти качества?

Логопед уверена: конечно, можно.

— Скороговорка — это отличный тренажер не только для чистой и грамотной речи. С ее помощью также обогащается словарный запас, развивается речевой слух. Дополнительно — улучшаются навыки слушания, улавливания интонаций, чувствования смысловой связи между словами, управления своим голосом и дыханием (за счет ритма построения скороговорки).

— Хочу напомнить, что многие известные актеры — Сильвестр Сталлоне, Энтони Хопкинс, Брюс Уиллис и другие — имели в детстве речевые нарушения и занимались у логопедов. И, думаю, немногие будут спорить со мной, что их немногословность, умение ставить акценты в речи, подавать свой голос завораживают, — добавляет Наталья.

Как решить конкретные проблемы с помощью скороговорок?


Иллюстративный снимок. Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

— Одним из ключевых приемов работы с такой категорией клиентов, которые готовы проработать свою дикцию, являются скороговорки. Приведу пример работы с одной из моих клиенток: у нее была своеобразная щель между передними зубами, которая еще больше усиливала неприятный присвист при произношении свистящих и шипящих звуков.

Логопед предлагает схему для тех, кто хочет работать с похожей проблемой самостоятельно (нажмите, чтобы раскрыть инструкцию)

1. Сначала проговорите на диктофон скороговорки, которые в конце коррекционных занятий повторите для сравнения успеха.

4. Этот этап более сложный: нужно научиться различать эти звуки в скороговорках в разных слоговых сочетаниях. Начните с использования коротких простых скороговорок, потом наращивайте их длину. Когда станет просто управлять отдельно произношением, нагрузите речь различными движениями, чтением скороговорок с помехами.

5. Далее идет работа над голосом: начиная от шепотной речи до интонационной игры.

— Уже через три месяца при систематической работе мы получили результат, который радовал нас обеих, — вспоминает Наталья. — Конечно, вся эта работа строилась на индивидуально составленной программе дыхательных, артикуляционных упражнений для подготовки к описанной выше речевой нагрузке. Клиентка ежедневно выполняла все это дома и на занятиях. Без этого никак. Но думаю, что такую гимнастику должен подбирать специалист, так как нужно четко оценить состояние мышечного тонуса органов артикуляции, определить причину возникшего нарушения и разработать план коррекции, чтобы рутина работы над дикцией и произношением не была статичной, утомительной и с кабинетным эффектом.

Логопед предупреждает, что самолечением заниматься не нужно. Попробовать позаниматься по схеме выше можно, но в случае серьезных проблем лучше обратиться к специалисту. Так и здесь:

— Только если вы не делаете это исключительно ради интереса, — улыбается Наталья.

Посоветуйте скороговорки, полезные взрослому

Специалист предлагает разучивать все-таки простые скороговорки, которые помогут оценить свой уровень слету:

— Помните, задача скороговорки — четкость произношения, передача смысловой нагрузки. И не заучивание, а быстрое проговаривание на слух.

  • Бобры добры, добры до поры.
  • Халва вкусна, халве хвала.
  • Сорок сорок для своих сорочат сорок сорочек всё утро строчат.
  • Пришел Прокоп — кипел укроп, ушел Прокоп — кипит укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипит укроп. И спит Прокоп — кипит укроп.
  • У четырех черепах в колясочках по четыре черепашонка в распашонках.
  • Пастух к пастушке спешит, пастушок пастушку смешит.
  • В лесу лось — в воде лосось, у лося — лосята, у лосося — лососята.
  • Косарь Касьян косой косит косо, не спасет косарь Касьян покоса.

Проблемы развития детской речи.

С момента рождения ребенка окружает множество звуков: человеческая речь, шелест листьев, пение птиц, всплеск воды и многое-многое другое. Постепенно взрослея, дети начинают более внимательно вслушиваться в речь окружающих людей и пытаются ее повторить. Не всегда ребенку удается правильно произнести услышанные звуки и слова, поэтому зачастую он прибегает к жестам и мимике с использованием указательных местоимений: там, это, тут и т.д. Родители, умиляясь действиям ребенка, с охотой выполняют его пожелания, не пытаясь заставить ребенка правильно произнести слова .

Во многих семьях взрослые даже стараются подлаживаться к речи своих малышей и, разговаривая с ними, используют неправильное детское произношение слов, надеясь, что ребенку так будет понятнее и легче.

Есть дети, которые смягчают согласные звуки, произнося их неточно, или заменяют труднопроизносимые буквы более легкими для них. При этом возможно, что в одном слове ребенок произносит звук правильно, в другом — пропускает его, а в третьем слове — заменяет другим звуком.

Иногда недостатки речи бывают не слишком заметные, поэтому родители не обращают на них внимания, ссылаясь на возраст ребенка: вырастет — и все само собой исправится.

Однако взрослые должны знать, что возрастные особенности детской речи действительно могут исчезнуть к четырем-пяти годам, но только в том случае, когда они не имеют характера речевых нарушений. Разобраться же в этом и правильно квалифицировать нарушенное звукопроизношение могут только специалисты.

Помните, что всякое отступление от правильного произношения слов у детей дошкольного возраста является речевым нарушением, приводящим к задержке речевого развития.

Ребенок стал первоклассником, задержка речевого развития сразу же становится заметной и негативно сказывается на всем учебном процессе. Дело в том, что правильное произношение звуков и слов в период обучения грамоте имеет огромное значение. Это объясняется тем, что формирование письменной речи происходит на базе устной. Со временем недостатки речевого развития активно развиваются и приводят к стойким нарушениям письменной речи (дисграфия) и специфическим нарушениям устной речи (дислексия).

Многие родители связывают плохую учебу чада только с его личностными качествами (не выполняет домашние задания, отвлекается в классе, невнимателен, небрежен, ленится, нетрудолюбив и т.д.). К сожалению, в большинстве случаев папы и мамы оказываются не правы, принимая сложные логопедические нарушения, такие, как дисграфия и дислексия, за простую невнимательность или небрежность.

К чему могут привести в будущем эти нарушения? Безграмотное, с большим количеством ошибок письмо, несформированная и неправильная речь, бедность словарного запаса, неумение выразить свою мысль и, наконец, что особенно важно, — непонимание причинно-следственных связей. Именно последнее обстоятельство приводит к резким осложнениям при усвоении математических предметов. Постепенно взрослея, подросток бывает практически не способен излагать свои мысли, а следовательно, писать изложения и сочинения, не говоря уже о решении математических уравнений и задач.

Недостатки речевого развития оказывают огромное влияние на процесс психологического развития личности. Дети с нарушенным звукопроизношением понимают, что их речь отличается от речи сверстников, и постепенно становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными и, как правило, замыкаются в себе. Непонимание взрослых раздражает их, и они становятся несколько агрессивными. Неудачи в учебе формируют в ребенке низкий уровень самооценки, вызывают сложности во взаимоотношениях со сверстниками и учителями. Ребенок постоянно боится насмешек со стороны ровесников. С возрастом все эти процессы у ребенка прогрессируют и выливаются в потерю интереса к обучению и стойкое, осознанное нежелание посещать школу.

Практика показывает, что более половины учащихся начальной школы имеют недостатки речевого развития, допуская в разговорной речи и письме нелепые ошибки. При этом ребята не умеют сконцентрироваться на главном, отличаются рассеянностью и невнимательностью.

Подобными нарушениями страдает большинство детей в возрасте 7—8 лет. Причем у мальчиков это наблюдается в 5 раз чаще, чем у девочек.

К сожалению, в школьной практике выявление у детей таких недостатков, как дисграфия и дислексия, происходит с большим опозданием, где-то в конце второго — начале третьего класса, а иногда и позднее. В условиях школы заниматься речевыми исправлениями практически невозможно. Это связано с тем, что, с одной стороны, не во всех школах есть логопеды, а с другой — школьный логопед не имеет времени серьезно заниматься устранением именно этих недостатков. Бывает и другая ситуация. Родители обращаются к частному логопеду, но предлагаемая логопедом методика работы, включая сухую артикуляцию и скучные тренировочные упражнения перед зеркалом, оказывается утомительной и неэффективной для ребенка. Папы и мамы должны знать, что не всякий, даже самый лучший логопед может работать с дисграфией и дислексией. Все зависит от индивидуальности ребенка и характера его речевого расстройства. Наиболее эффективные результаты достигаются при работе с детьми до 10 лет и только при регулярных занятиях в течение 8—12 месяцев. Позже коррекция протекает значительно сложнее и, как правило, с меньшим успехом, а само речевое расстройство принимает уже характер стойкого хронического нарушения.

Во всех случаях вне зависимости от возраста ребенка первую и основную роль в процессе коррекции его речевого и психологического развития должны сыграть родители. Присмотритесь, а главное —внимательно прислушайтесь к своему ребенку. Как он говорит, какие ошибки допускает в устной речи или при письме, как ведет себя и т.д. Если ваш ребенок еще не умеет писать и читать, то внимательно проанализируйте его устную речь и в случае возникших у вас подозрений немедленно обратитесь к логопеду и . Если же ваш ребенок уже читает и пишет, просмотрите его тетради по русскому языку и проанализируйте его ошибки по предлагаемым ниже некоторым признакам:

Нарушение речевого и психологического развития, так же как дисграфия и дислексия, требует обязательной корректировки и устранения.

Существуют специально разработанные диагностические тесты, позволяющие определить у детей 5—6-летнего возраста возможность возникновения у них в будущем речевых нарушений, выяснить причины речевых и психологических задержек и провести профилактические коррекционные занятия, направленные на предупреждение дисграфии и дислексии.

Разработанная методика позволяет решить проблему возможных нарушений чтения и письма еще до начала обучения ребенка в школе. Это поможет ребенку избежать многочисленных ошибок при освоении азов грамоты и правил правописания, облегчит ему учебу в школе и повысит интерес к процессу обучения.

Елена МУРАВЬЕВА,

кандидат педагогических наук

Какими проблемами обычно страдают дети? Среди наиболее распространенных есть дислалия (ребенок не может произнести или неправильно произносит некоторые звуки), фонетико-фонематические нарушения (ребенок не только плохо выговаривает, он неправильно воспринимает некоторые звуки). Конечно, бывают и вовсе сложные ситуации, когда ребенок обладает недоразвитой речью, бедным словарным запасом, плохо воспринимает и произносит звуки, не способен говорить связно.

В четыре года требования к речи уже немного меняются. Ребенок должен яснее изъясняться, чтобы его могли понять не только родители, но и посторонние люди, воспитатели. Если его речь может понять только мама, то стоит отвести кроху к логопеду. Если же большинство фраз малыша понимает даже дедушка-сосед, то ребенок развивается вполне нормально.

Логопеды советуют детям, которые плохо говорят и едят развивать челюстные мышцы. Им нужно давать кушать мясо кусочками, хлеб, целые фрукты и овощи. Также покажите ребенку, как набирать в рот воздух и перекатывать его от щеки к щеке. Очень важно уделять внимание и мелкой моторике: завязывать шнурки, застегивать пуговицы. Сначала пускай малыш делает это на вас или на куклах, а позже уже и на себе.

После тренировки губ переходите к упражнениям для языка. Можете предложить ребёнку по-разному дразниться, сворачивать из языка трубочки, прилеплять его к нёбу или цокать как лошадь. Цель этих упражнений – научиться управлять собственным языком. Чтобы проверить результат проведённых упражнений, попросите ребёнка менять положение языка под ваши хлопки: допустим, на первый хлопок сворачивать в трубочку, а на второй – расслаблять.

Работа с челюстью – самый сложный и важный элемент артикуляционной разминки, ведь именно этот зажим является самым сложным, и чем старше становится ребёнок, тем тяжелее исправить ситуацию. Чтобы слова произносились внятно, челюсть должна широко открываться. Наработать эту привычку можно разными способами: самыми популярными из них являются речь с пробкой во рту или с орехами за щеками. Также полезно следующее упражнение: руку, зажатую в кулак, нужно подносить ко рту, открывая челюсть, будто хотите откусить кусочек яблока.

Залог успеха артикуляционной разминки состоит в постоянном повторении упражнений. В то же время, они не должны приедаться, потому, как мы уже говорили, не забывайте преподносить каждое задание, как весёлую игру. Когда вы увидите результаты работы над артикуляционным аппаратом, попробуйте ввести в занятия чистоговорки. Их можно использовать по-разному: читать, играя определённую роль, ритмично произносить, отбивая от пола на каждое слово теннисный мяч или совмещать с какими-либо движениями. Можно даже придумать простой танец и исполнять его одновременно с чтением чистоговорки. Таким образом, вы сможете закрепить наработанные результаты и отлично дисциплинировать речь ребёнка.

Хороша лишь та каша во рту, которая до этого была с любовью приготовлена на кухонной плите. Мелкий речевой недостаток может повредить вашему ребёнку в будущим, когда бороться с ним станет уже намного сложнее. Желаем вам успехом в весёлом обучении детей!

10 минут плохого самочувствия могут быть инсультом. Как не пропустить его первые симптомы.

Ишемическая атака - это, по сути, тот же инсульт

Слабость отдельно в руке, ноге или в руке и ноге с левой или с правой стороны может быть одним из первых проявлений инсульта, в том числе из-за кровоизлияния в головной мозг. Иногда возможно полное обездвиживание.

Инсульт может случиться даже после гриппа

В группе риска также беременные. Основная причина - повышенное артериальное давление и склонность к образованию тромбов. Кроме того, женщины стали рожать в более позднем возрасте, а это тоже фактор риска.

Часто инсульты случаются у тех, кто страдает мерцательной аритмией, когда в полости сердца образуются микротромбы. Отлетая, они могут закупорить сосуды головного мозга. Поэтому при любой форме аритмии надо обязательно принимать препараты, прописанные врачом, чтобы не случилось инсульта. Лекарства (пероральные антикоагулянты) нового поколения на 35% снижают риск развития инсульта и почти на 60% риск осложнения - внутримозгового кровоизлияния.

Нельзя резко снижать давление

Почему это опасно? Если есть артериальная гипертония, то резкое снижение давления так же опасно, как и резкое повышение. При артериальной гипертонии сосуды, как правило, извиты, кровь через них проходит под давлением. Если его резко снизить препаратами, подача крови нарушается. Вот почему опасно бесконтрольно принимать таблетки от давления. Часто нельзя принимать их на ночь. В норме во время сна давление снижается само по себе. Если снизить его еще и препаратами, можно серьезно навредить себе. Поэтому нельзя каждый раз подкладывать под язык таблеточку от давления - разработайте свою схему приема препаратов.

Дислалия - это нарушение звукопроизношения, которое возникло по следующим причинам:

При дизартрии нарушения носят более серьезный характер, так как нарушенным оказывается не только звукопроизношение, но и интонация, тембр и ритм речи. Причиной этого нарушения служит недостаточное обеспечение мышц артикуляционного аппарата нервными импульсами, в результате чего нарушается их связь с центральной нервной системой. В результате этого нарушается тонус артикуляционной мускулатуры (повышенный, пониженный или изменяющийся характер). При таком состоянии человеку трудно управлять органами артикуляции, поэтому речь и получается смазанная. Помимо звукопроизношения , нарушенным может быть и речевое дыхание (поверхностное, слабое), голос (тихий, слабый, прерывистый), кроме этого голос становится монотонным и маловыразительным.

Как видно, дизартрия более серьезное нарушение речи, чем дислалия, и оно требует большего внимания, а иногда для устранения этого дефекта необходимо медикаментозное лечение.

Как уже было отмечено, при обоих нарушениях страдает звукопроизношение. Существует несколько типов нарушения звукопроизношения:

  • Искажение, когда звук произносится неверно, например горловое [р] или картавость, произношение звука [л] с помощью губ и др.
  • Смешение, недостаточное различение схожих по артикуляции или близких по звучанию звуков при произношении (рыба-лыба, шуба-суба)
  • Замена, использование другого звука вместо отсутствующего в речи (шапка-фапка, хапка, рыба-лыбй, йыба, сумка-фумка, дом-том)
  • Пропуск, когда звук просто не используется в речи (ракета-акета, кошка-кока и др).

Все эти нарушения могут быть как вследствие не развитого фонематического слуха так и из-за того что человек не может принять правильную артикуляционную позу.

Существует несколько причин возникновения данной проблемы:

  • наследственный фактор;
  • подражание быстрой речи взрослого у ребёнка, что со временем закрепляется и уже негативно сказывается на речь взрослого человека;
  • опухоли головного мозга;
  • черепно-мозговые травмы и др.

Для устранения этих недостатков лучше всего обратиться за помощью к логопеду. Безусловно, в интернете можно найти много информации и видеороликов по устранению нарушений звукопроизношения, но, не зная причин нарушения можно либо потратить время впустую, применяя бесполезные методики, либо вовсе ухудшить свое положение.

Логопед сможет определить причину нарушения, его вид и, конечно же, разработает индивидуальный план работы по преодолению речевой проблемы. Если возникнет необходимость, логопед может посоветовать пройти обследование у других специалистов (ортодонт, невролог, лор) , для того чтобы работа по устранению дефектов была результативнее. Возможно, при наличии проблем с тонусом мышц, будет необходимо провести курс специального логопедического массажа. Кроме этого, при нарушениях голоса, тембра и речевого дыхания также необходимы специальные упражнения, которые подбираются логопедом индивидуально.

Несмотря на сложность дефекта и кажущуюся невозможность решения проблемы, не стоит отчаиваться, работа под руководством логопеда принесет свои плоды. Главное помнить, что даже высококвалифицированный специалист будет бессилен, если человек сам не будет прилагать усилий. Да, исправление звукопроизношения непростая задача в любом возрасте, но все обязательно получится, если постараться.

В заключении приведем примеры из жизни:

Юрий 20 лет, пришел на консультацию с жалобами на невнятную речь. В ходе диагностики было выявлено нарушение звуков [ш],[л], [р], нарушение речевого дыхания и голоса. По результатам диагностики логопед составил индивидуальный план работы и в течение года (занятия 3 раза в неделю) полностью поставили все звуки и устранили другие недостатки речи, конечно же, молодой человек был заинтересован в результатах и занимался еще и дома.

Ксения 18 лет. Пришла на консультацию к логопеду после самостоятельной попытки исправить произношение звука [р]. В течение года девушка занималась по видео урокам, но успехов не отмечала. По результатам диагностики, логопед составил план работы, который включал в себя и логопедический массаж, так как у девушки были проблемы с тонусом мышц языка, по истечении полугода регулярных занятий удалось поставить звук.

Толковый словарь Ожегова . С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992 .

  • КАША
  • КАШАЛОТ

каша во рту — См. произносить. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. каша во рту косноязычный, произносить; фифект фикции, глотать звуки, невнятно, говорить, шамкать … Словарь синонимов

Каша во рту — (иноск.) о неясно, непонятно выговаривающемъ слова. Ср. Klösse im Munde клецки во рту … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

каша во рту — (иноск.) о неясно, непонятно выговаривающем слова Ср. Klösse im Munde клецки во рту … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Каша во рту — у кого. Разг. Неодобр. О чьей л. невнятной речи, непонятном произношении. ФСРЯ, 197; БМС 1998, 255 … Большой словарь русских поговорок

Каша во рту — у кого, чьём. Пренебр. Кто либо невнятно говорит, неправильно произносит слова … Фразеологический словарь русского литературного языка

каша во рту — у кого О невнятном произношении … Словарь многих выражений

у него вехотка(каша) во рту — (иноск.) не ясно говорит, картавит Вехотка тряпка, которой моют посуду … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

каша — Каша во рту у кого (разг. фам.) о невнятном произношении. Если у тебя каша во рту, то ты в артисты не годишься. Заварить кашу (разг.) перен. затеять хлопотливое дело. К ночи будь готов: заварится каша! Расхлебывать кашу (разг.)… … Фразеологический словарь русского языка

КАША — КАША, каши, жен. 1. Кушанье из крупы, вареной в воде или молоке. Гречневая каша. Молочная каша. 2. перен. О том, что, разжижаясь, становится похожим на это кушанье (преим. о грязи; разг.). После оттепели и первых дождей дорога превратилась в… … Толковый словарь Ушакова

КАША — КАША, и, жен. 1. Кушанье из сваренной или запаренной крупы. Крутая, густая, жидкая к. Гречневая, пшённая, рисовая, манная к. Заварить кашу кипятком. Маслом каши не испортишь (посл.). Мало каши ел (перен.: молод, неопытен или недостаточно силён;… … Толковый словарь Ожегова

Коснемся определения термина

Прежде чем рассуждать о достоинствах скороговорок, необходимо ясно обозначить, что это вообще за зверь такой. Это юмористическое (не всегда, но чаще всего), как правило, зарифмованное произведение (обычно короткое, в одну-две строки, но встречаются и более длинные варианты), в котором присутствуют труднопроизносимые слова с повторяющимися звуками. Проговаривать их требуется быстро и четко, что весьма затруднительно – в этом и заключается весь смысл скороговорки. Как правило, скороговорки содержат в себе аллитерацию – повторение согласных звуков (лет до ста расти нам до старости – пример аллитерации).

Скороговорок очень много, мало того, их постоянно видоизменяют. Старые скороговорки усовершенствуют, дополняя или сокращая их, меняя слова местами. Поэтому вариантов одних и тех же скороговорок может быть великое множество.


В чем польза скороговорок

Ответ на этот вопрос очевиден, но тем не менее его тоже стоит обсудить. Если заниматься проговариванием скороговорок с детства, велик шанс свести к минимуму возможные проблемы с речью и произнесением тех или иных букв. Скороговорки (или, как их называют иначе, чистоговорки) помогают научиться говорить правильно и четко, не шепелявя, не картавя, не проглатывая окончаний. Их оттого и зовут чистоговорками, что они дают возможность овладеть чистой речью.

Кому обязательно нужно владеть четкой речью?

К этой же категории людей, зарабатывающих на хлеб с маслом своим языком, относятся разного рода артисты, менеджеры, агенты по продажам, директора, бизнесмены и так далее. Всем им просто необходимо иметь четкую дикцию, а значит, не обойтись без скороговорок для развития речи.

Звуки, с которыми проблемы бывают наиболее часто

В качестве примера скороговорок для развития речи и тренировки произношения можно привести пару следующих примеров:

Когда скороговорки бесполезны

Есть ситуации, когда, к сожалению, помочь тренировке дикции скороговорки не могут. Их, слава богу, немного, но тем не менее важно понимать: в случаях, если речь нарушена вследствие травмы и/или болезни голосовых связок, а также из-за необратимых процессов в головном мозге, скороговорки будут бессильны.

Основные принципы скороговорения

Первое, что необходимо сделать: медленно и даже желательно по слогам произнести скороговорку, тщательно артикулируя. Важно следить за тем, чтобы каждый звук был проговорен четко, чисто и внятно. Торопиться здесь не следует.


Вторая фаза – отточить артикуляцию. Для этого понадобятся помощник и запас терпения как с его стороны, так и со стороны самого тренируемого. Ассистента необходимо посадить напротив себя, а затем раз за разом медленно, четко рассказывать ему скороговорку – но без звука. Это упражнение необходимо выполнять до той поры, пока помощник не сможет без проблем прочитать по губам каждую букву и сложить скороговорку воедино.

Когда получилось узнать фразу по губам, можно переходить к следующему этапу, еще более сложному: проговаривание шепотом. Речь должна быть настолько четкой, чтобы шепот был легко понимаем и различим. В качестве образца можно взять речь театрального суфлера – вот уж кто оттачивает свой шепот до филигранной ясности!

Следующий пункт – прибавление громкости. Теперь все то же самое нужно проделать громко и с выражением. Как будто в школьные годы на уроке литературы, рассказывая наизусть заданное на дом стихотворение.

И, наконец, последний этап – смена интонации. Вызубренную уже к этому моменту скороговорку нужно рассказывать на разный лад: громко и потише, детским голосочком и старческим дребезжанием, нараспев и речитативом – интонаций миллион. Самое главное, что каким бы образом скороговорка для развития речи не произносилась, делаться это должно быстро. И, разумеется, не теряя четкости.


Конечно, не нужно думать, что все это можно провернуть за один день. Тренировка дикции требует достаточно больших временных затрат и терпения – пройдет минимум несколько недель, прежде чем что-то начнет получаться. Этому нужно посвящать не менее тридцати-сорока минут ежедневно. Главное, не сдаваться на полпути. Кстати, специалистами рекомендуется все данные упражнения осуществлять в движении – можно ходить, бегать, заниматься зарядкой и так далее, правда, при этом придется еще и следить за правильным дыханием.

И напоследок хороший совет: если читать книги вслух, это не только будет способствовать выработке правильных, чистых интонаций и тренировке дикции, но и разовьет фонематический слух.

Русские скороговорки для развития речи

Среди миллиардов существующих на свете скороговорок есть всякие. В том числе и сложенные русскими. К этой категории допустимо отнести, например, такие:

  • Архип осип, Осип охрип.
  • Подарили Вареньке на день рождения валенки.
  • Ехал грека через реку, видит грека: в реке рак. Сунул грека руку в реку, рак за руку греку цап.
  • Бобы у бобыля, у бобыля бобы.
  • Был бык тупогуб.
  • Жуткая жирная жужелица жужжит и кружится – и так далее.

Скороговорки для взрослых


Скороговорки для развития речи для детей


Далее продемонстрированы возможные скороговорки для развития речи для детей старшего дошкольного возраста.

  • У Прокопа нет укропа.
  • У щучки чистые щечки.
  • Купила кружку с клюшкой кошка для кукушки.
  • Хваленая халва в хлеву.
  • Тимуров двор зарос травой и так далее.

Для малышей

  • Коля колом бьет в колокол.
  • Полип к липе прилип.
  • Купила мамуся маску Марусе.
  • Папа пилил пилой пень.
  • Дядя Дима делил дыню и так далее.

Длинные и трудные

Сложные скороговорки для развития речи, как правило, массивны по своему объему, нацелены на отработку сразу нескольких звукосочетаний и тяжелы для воспроизведения. Но ведь в том и азарт! Как раз-таки потому притягивают и манят такие скороговорки для развития речи в 6 лет, в 12 и в 20 – с одинаковой силой. Одними из регулярно встречающихся и использующихся скороговорок в данной категории можно считать чистоговорку про ежевичник и черничник (ежели вы не жили возле ежевичника, но ежели вы жили возле черничника, то черничное варенье вам привычное, но совершенно не привычное варенье ежевичное. Ежели же вы жили возле ежевичника, то вам привычное варенье ежевичное … и так далее), а также про абрикос, кокос и иже с ними (нет абрикоса, кокоса, редиса – и тому подобное).

Возможность самостоятельного составления чистоговорки


Каждый из играющих по очереди пишет свой ответ на какой-либо вопрос, заворачивает листик, чтобы никто не видел написанного, и передает дальше. Таким образом на листке может оказаться что-нибудь подобное:

Рома/росомаха/ребенок, ревел белугой/рулил баранкой/работал роботом, в Риме/на родео/на ранчо, (потому что) рано встал/родился в рубашке/рак на горе не свистнул.

Интересные факты о скороговорках

  1. На Руси они были известны с древних времен. Тогда их использовали в ораторском искусстве, а уже позже скороговорками стали заниматься и дети.
  2. Первым начал изучать чистоговорки Владимир Даль.
  3. Скороговорки относятся к такому жанру, как фольклор. Иными словами, это устное народное творчество.
  4. Еще одно название скороговорок – языковертки (в настоящее время не используется).
  5. Владимир Даль называл скороговорки чистобайками.


Скороговорки для развития речи полезны каждому вне зависимости от возраста и наличия речевых проблем. Они улучшают дикцию, развивают слух, укрепляют мышление. Можно смело сказать: занятия скороговорением не только полезны, но и интересны!

Читайте также: